Правовое поле пространство диалога сочинение

Обновлено: 02.07.2024

И хотя трудно сегодня найти неизведанные темы и абсолютно новые горизонты, появляются исследования, в которых городская среда предстает как мифопоэтическое пространство культуры, тот самый Сфинкс, загадку которого необходимо разгадать.

В современном гуманитарном мышлении популярными становятся не только традиционные культурно- урбанистические, но и антрополого-урбанологические[35] проекты. Смысл последних заключается в подробном изучении специфики городской среды как синтетического, поликультурного пространства человеческого бытия.

В фокусе внимания таких исследований оказывается как предметная деятельность (в контексте оппозиции естественное/искусственное), так и пространства творчества, свободы, подчинения и отчуждения; мистика городской среды и судеб ее созидателей, генерация смыслов и их потребление, символизм и раскодировка символов.

В качестве важного методологического условия в таких исследованиях обозначается метафизический абрис города - не только как проекции политико-культурной реальности, но и как пространства диалога, не прерывающегося под воздействием неумолимого времени и дарующего новые смыслы человеческого общения, несмотря на географические, материальные и иные препятствия.

Ю. М. Лотман, задаваясь вопросом о том, чем город построенный отличается от чертежа или раскопок, отвечал на это так: «.тем, что это (город) живой организм.

  • времени как длительности становления, времени как возможности для шлифовки собственных мифов и, конечно, времени как способности к политической легитимации.

Заметим, что эта проблема возникает почти спонтанно, когда речь заходит об известных и прославленных городах мировой истории. Всегда находятся серьезные исследователи (например, истории Москвы, Петербурга, Казани, Парижа, Лондона и многих других городов), доказывающие гораздо более древнее, чем принято считать, происхождение великих мегаполисов.

Петербург издавна представляет собой объект анализа со стороны разных областей знания - от истории и филологии до семиотики и феноменологии.

Обобщение опыта формирования правового пространства в школе.

Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, осуществление в полной мере всех функций школьного уполномоченного по правам человека – олбудсмена, просветительство, личный пример и социальная практика.

ВложениеРазмер
vystuplenie.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное правовое пространство; теория и практика.

Автор: Сафроненко Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, категория высшая.

Адрес: Ростовская обл. г. Красный Сулин, ул. Алексеева 2, МОУ лицей №7

Школьное правовое пространство; теория

1. Школьное правовое пространство – открытая, сложная, динамичная система:

- она испытывает воздействие многочисленных городских, районных, областных и общегосударственных организаций и сама влияет на них;

- она состоит из большого числа субъектов, сложно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Это – ученики, родители, учителя, школьное самоуправление, самоуправление класса, редколлегия, родительский совет и др.;

- она постоянно изменяется: какие-то компоненты и связи уходят в прошлое, какие-то претерпевают сложную эволюцию, появляется нечто абсолютно новое. Школьную газету ученики делают на компьютере, возможность дистанционного обучения значительно расширила право человека на получение образования.

2. Правовое пространство школы развивается целенаправленно. Оно работает на главную, базовую задачу школы, поставленную обществом и государством: формирование социализированной, конкурентноспособной личности.

3.Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, осуществление в полной мере всех функций школьного уполномоченного по правам человека – олбудсмена.

4. Основные направления правового воспитания в школе- это просветительство, личный пример и социальная практика.

5. Наиболее эффективным методом формирования социализированной личности является социальное проектирование, осуществляемое на основе изучения права, как отдельного школьного предмета.

6. Формирование правового пространства - процесс целенаправленный.

Главное – воспитание социализированной личности.

7. Результатом работы должно стать не только повышение уровня правовой культуры, но и социальная активность, а демократические отношения станут нормой школьной жизни.

Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях. Важной особенностью таких учреждений является то, что для ребенка это пространство проб, в котором происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не всегда носящие обязательный, внешне регламентированный характер и потому обеспечивающие его развитие.

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.
Воспитание демократией состоит в приобретении жизненного опыта по принципам демократического, основанного на праве общества. Совокупность таких условий жизни школы и можно назвать правовым пространством школы.
Такое пространство вместе с другими образовательными пространствами (учебным, игровым, художественно-творческим, трудовым и т.п.) образуют уклад жизни школы. И такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) иногда гораздо больше влияет на становление жизненных позиций учащихся, чем нравоучения старших.

Правовое пространство можно представить как сложную, динамичную, открытую систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рассмотрим ее.

Стержнем всей системы является Устав школы, который, как Конституция, включает в себя главные нормы жизни школы. Этот документ базовый, но по решению общешкольного собрания он может быть дополнен какими-то новыми положениями, если они не противоречат Конституции. Так как школа - это маленькое государство, так же как и Россия, оно демократическое, федеративное и правовое. И, само собой разумеется, что Совет старост на основании предложений от классов принял решение, что в каждом классе может быть свой Устав, но не противоречащий вышестоящим правовым источникам. Эта затея всех увлекла, мало того - она была полезна, так как заставила ребят еще раз внимательно прочитать эти важные документы, а также понять на деле, что существует строгая иерархия источников права.

В центре системы, конечно ученики, которые взаимодействуют с учителями на уроках и вне их. Именно по их инициативе в школе возникло самоуправление. Мы не стали называть себя республикой, это звучит слишком громко. Да и вряд ли где есть действительно школьные республики. Слишком велика роль взрослых, а дети в общей массе - все-таки более или менее хорошие исполнители. Но мы создали работоспособный Совет старост. Сначала , конечно, подталкивали, теперь ребята уже работают самостоятельно. Четко определен график сборов, функции старост и других членов классного самоуправления. В Совете выделилось ядро, лидер. В этом учебном году лицей делегировал 5 человек в городской молодежный парламент. Там ребята работают в различных комитетах в зависимости от своих интересов.

Главное направление работы Совета старост – наведение порядка в школе, соответствие поведения учащихся Уставу школы. Это одна сторона школьного правового пространства.

Другая заключается в расширении права детей на образование. Администрация и учительский коллектив давно работают над этой проблемой. Сначала это выразилось в заключении договора с Новочеркасским Промышленно-Гуманитарным колледжем на создание лицейных классов по следующим профилям: юридический, экономический, лингвистический, компьютерный. Последние два года наш лицей сотрудничает с ДГТУ. У нас два профильных класса : физико- математический и гуманитарный. Ребята получили возможность выбирать профиль, строить свою образовательную траекторию. Кроме того, сегодня в школе есть возможность получить среднее специальное образование, учась в 11классе с помощью системы дистанционного обучения.

Главной целью создания правового пространства любого образовательного учреждения является воспитание социализированной личности, то есть – это процесс целенаправленный. Что в нашей школе работает на реализацию это задачи?

Основными направлениями работы по формированию правового пространства по-прежнему остаются просветительство, социальная практика и личный пример. О первых двух направлениях уже говорилось выше, важность личного примера все понимают, но на практике это не всегда происходит. Мы, взрослые, думаем, что дети ничего не понимают, не видят, что, так как мы старше, нам больше позволено. Но в деле воспитания всегда надо начинать с себя, и мы решили: не опаздывать на уроки, всегда выполнять обещания, не курить, следить за чистотой своего рабочего стола, одежды, речи. Правовое пространство должно начинаться с равенства всех перед законом.

Итогом работы на семинаре "Права человека в современном мире" стала разработка проекта, направленного на создание в школе правового пространства, позволяющего не только защищать конкретного ребенка, но и формировать социально значимые качества. Цель проекта - создать условия для овладения знаниями и навыками правовой культуры всеми учащимися. Идея проекта заключается в том, чтобы создать информационно-правовое пространство, которое явилось бы фактором развития правовой культуры школьников. В ходе осуществления проекта перед нами встали следующие задачи: создать банк данных, исследовать уровень правовых знаний учащихся, разработать структуру пресс-центра и систему мероприятий по правам ребенка и порядке их реализации. Ресурсным обеспечением проекта явилась нормативно-правовая (Закон РФ "Об образовании", Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Устав школы); информационно-технологическая (сбор банка данных, средства мультимедиа, переписка по Интернету, правовая афиша) основы; кадровое обеспечение (психолог, социальный педагог, Уполномоченный по правам ребенка, консультации ученых). Основные положения этого проекта я сейчас и представляю.

На уроках права, обществознания, истории используются современные информационные технологии: в кабинете есть компьютер, интерактивная доска. Ребята делают презентации к урокам в программах POVER POINT, SMART. В работе с интернетом мы стараемся прививать правовые основы сетевой грамотности: наши программы являются лицензионными, ребят мы ориентируем на то, чтобы они не занимались плагиатом в работе над презентациями, уважали авторские права и делали ссылки на авторов работ.

Статья опубликована в авторской редакции и отражает точку зрения автора(ов) по рассматриваемому вопросу.

Альманах современной науки и образования

Тамбов: Грамота, 2007. № 2 (2). C. 269-270. ISSN 1993-5552.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 850.

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ В ЗОНАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

Институт экономики, управления и права, г. Казань До сих пор процессы в правовой сфере принято рассматривать относительно устойчивых систем социума и государства. Однако системы общества и государства становятся все более неравновесными, неустойчивыми.

Их состояния могут быть охарактеризованы как пограничные, когда будущее системы зависит от развития событий во всех сферах: экономике, политике, экологии и т.д. Б.С. Братусь и В.Н. Кудрявцев пишут, что общество в России находится одновременно в агонии старого и муках рождения нового, это общество краха, слома одной идеологии и культуры и несформированности еще культуры другой [Кудрявцев 2002].

Таким образом, в России правовые процессы подпадают под общие процессы зоны пограничной культуры.

Сеа, развитием первого антиномического ряда, но на трансляционном уровне. Он пишет, что традиция – это, в буквальном смысле слова, любые человеческие практики, представления, институты или артефакты, которые передаются из поколения в поколение, т.е. транслируются. Инновация же – это любое нововведение, обновление, модернизация. В любом обществе, в любой культуре имеют место быть и исходные традиции, и их модернизированные образцы. В Латинской Америке два традиционных комплекса: индейский, представлявший собой традиции доиндустриального общества, живущего в согласии с природой; и испано-иберийский, представлявший традиции индустриально развитого, урбанизированного, рационального и прагматичного общества, вступив во взаимодействие, сразу породили множество противоречий. Каждая из сторон в указанной ситуации пытается сохранить свою традицию и по возможности сделать ее доминирующей.

После распада Советского Союза североамериканская и европейская культуры начинают транслировать через каналы массовой коммуникации свои образцы и на территорию России. Но еще в середине ХХ века Г.

Весьма интересным представляются в данных условиях процессы модификации права. Право по своей сути консервативное явление, оно пытается оказывать воздействие на участников и стороны в диалоге культур путем санкций - предупреждений и наказаний. Но в результате того, что процессы в зонах диалога культур вовлекают в свою орбиту равные по мощи либо превосходящие право регуляторы, она сама оказывается отторгнутой обществом, то есть перестает быть правом в прямом значении, превращаясь в глазах основной массы населения в произвол. Если право открывается новшествам, становится ближе к происходящему, то вновь возрождается, развиваясь наравне с происходящими процессами.

Но есть опасность попытки развития права в опережающем темпе путем искусственного насаждения новых норм и уложений без учета факторов развития естественных нормотворческих процессов. А. Турэн по этому поводу пишет, что простое стремление к триумфу инструментальной рациональности над обычаями и традиционными формами социальной организации способно разрушить институты и структуры, обеспечивающие самосохранение социума. Развитие – это не победа будущего над прошлым, но способность будущего опереться на прошлое, интегрировать его, чего не удается достигнуть, если к культурному наследию относятся без должного уважения, видя в нем лишь примитивность и архаизм. По мнению А. Турэна, традиционные обычаи могут быть возведены в ранг закона и действовать среди коренного населения, как это произошло в штате Оахаха (Оахаса) в Мексике [Олейник 2001].

Для России данные положения столь же актуальны. Правовым может быть определено поле деятельности, охваченное регуляцией со стороны права. По мнению В.Д. Филимонова и О.В. Филимонова правовым полем может являться само правоотношение, в пределах которого участники общественных отношений удовлетворяют свои потребности [В.Д. Филимонов, О.В. Филимонов 2007]. То есть возможно рассмотрение проблем правового поля в зоне диалога культур на разных уровнях обобщения - в зависимости от участия тех или иных субъектов правоотношений, правовое поле будет обладать и разными свойствами.

Если в качестве субъектов выступают отдельные физические лица, то правовое поле будет вполне стабильно функционировать при совпадении их ожиданий от регуляторов, в качестве которых должны могут выступать наряду с правовыми и доправовые регуляторы: брачно-семейные, корпоративно-групповые и мифологорелигиозные.

На уровне социума процессы могут оказаться более длительными. В.Д. Филимонов и О.В. Филимонов пишут, что в результате стихийных процессов самоорганизации как в природе, так и в обществе, в открытых неравновесных системах накапливаются и усиливаются новые явления и тенденции, которые взаимодействуют с окружающими условиями, с другими поведенческими нормами, а впоследствии приводят к появлению новых норм, регулирующих общественные отношения. Именно данные нормы должны стать правовыми.

Список использованной литературы Земсков В. Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // ОНС. – 2000. Земсков В. Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // ОНС., 2003. №2.

Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. – М., 2002.

Масалова О. А. Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации Л. Сеа : автореф. дис. … канд. ист. наук / О.А. Масалова. – Казань, 2007.

Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М., 2001.

Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. – М., 2007.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием – М., 1980.

[Джинджолия 2001: 20].

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Полезное

Глава 15. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Глава 15 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно правовых актовВремя действия закона (правовое время) … Элементарные начала общей теории права

Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Россия. История: История России — I Приднепровская Россия IX XII вв. земель , занятых племенами, определились частью естественными пределами линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока. Быть может, взаимная борьба… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Читайте также: