Правильное воспитание граждан залог благополучия государства сочинение

Обновлено: 05.07.2024

этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразумительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нравится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, портной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

— Простаковыми и Скотиниными.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семейные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспитали в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опасности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью.

Сатиры смелый властелин…

А. С. Пушкин

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семей­ные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Аннотация: урок литературы в 8 классе

  1. Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
  2. Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
  3. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.

Ход урока

– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.

В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.

Ответы учащихся
(
написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства
).
— Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?

Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера

— Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.

— Какова она в комедии? С кем из героев связана?

У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.

Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.

В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.

— С какими же образами комедии связана эта тема?

— Кто играет роль учителей в комедии?

Слово учителя.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.

Слово учителя

— Как Простакова относится к воспитанию своего сына?

Выразительное чтение по ролям
Д.3, явл.7
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.

Слово учителя

Манифест о вольности дворянства

01 марта 1762 г.

Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.

В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.

Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.

Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?

Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.

Слово учителя

Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.

— Когда появляется Стародум в комедии?

В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.

— В чем заключается роль героя?

Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.

— Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.

Исследовательская работа с текстом.

(работа в парах
. Таблица у каждого на парте.)
Работа с таблицей

— Нужны ли государству такие люди, как Стародум?

Итоги урока

— Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования — отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

— Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

— Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?

Сочинение на тему правильное воспитание граждан залог благополучия государства.


Тема воспитания и образования в дворянских семьях была одной из актуальных в России в начале XIX века.

«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное ; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.

Одним из первых проблему эту затронул Д.

С первой же реплики автор вводит нас и атмосферу русской помещичьей усадьбы.

Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой.

Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство.

Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофана, старой Еремеевне, и учителям сына, Кутейкину и Цыфиркину.

Сама же Простакова практически ничему не училась.

«Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу.

Покойник - свет и руками, и ногами.

Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца : при своем полном невежестве, грубости, самодурстве, она расчетлива и корыстна.

Узнав, что ее воспитанница, Софья, стала богатой невестой, она задумывает женить на ней Митрофанушку, который, впрочем, и не думает сопротивляться.

Митрофанушка — недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет.

Любимое занятие его — гонять голубей.

Митрофан не особенно жалует науки.

Дверь, по его мнению, является прилагательным, так как она приложена к своему месту.

Столь же успешен Митрофан и в изучении математики — Цыфиркин бьется с ним третий год, а «этот недоросль.

Истории и прочим наукам обучает Митрофана немец Вральман, ранее служивший у Стародума кучером.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует.

Привить Митрофану какие - либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их.

Результаты подобного воспитания плачевны : Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен.

Он труслив, груб со своими учителями.

В финале комедии он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями.

Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита.

В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит : «Да отвяжись, матушка, как навязалась.

Героем - резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум.

«Вот злонравия достойные плоды!

Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства.

Образование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе.

Самодурка - помещица, госпожа Простакова, ее брат Скотинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — «.

Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское.

Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII—XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы.

В этом изречении великий английский философ и педагог размышляет о значимости воспитания ребёнка для всего социума в целом. Джон Локк хочет донести до нашего сознания мысль о том, что дети являются будущими членами общества и гражданами государства. Поэтому от того, каким образом социальными институтами будет сформирован их характер и мировоззрение, зависят судьбы всей нации и всей страны.

Я считаю, что Локк абсолютно прав в этом своём утверждении. Действительно, от воспитания ребёнка напрямую зависят его поступки в будущей взрослой жизни. Данный вопрос особенно актуален в условиях современного общества, в котором родители уделяют все меньше и меньше внимания воспитанию своих детей из-за отсутствия времени и (или) хронической усталости от стрессов на работе.

Рассмотрим данную цитату с теоретических позиций. Из курса обществознания нам известно, что воспитанием называется процесс приобретения и усвоения человеком знаний, умений и навыков; процесс его взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов. Главным из них, выполняющим функцию воспитания ребёнка, является семья. Впоследствии к процессу воспитания подключаются и образовательные учреждения.

Именно воспитанием человека определяется его поведение. Поведением называется процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом, состоящий из определённых поступков. Не только поведение, но и мировоззрение, и нравственные качества взрослого (бывшего ребёнка) напрямую зависят от того, какое воспитание он получил.

Джон Локк

Немало примеров из истории могут подтвердить это утверждение британского учёного. Так, одним из самых жестоких правителей за всю историю нашей страны был царь Иван IV Грозный. Однако он не был сразу же рождён таковым. Он ещё в детстве потерял своих родителей и воспитывался дальними родственниками, а фактически чужими людьми, в обстановке постоянных жестоких интриг между придворными аристократическими группировками. В результате, Иван IV вырос человеком подозрительным, везде усматривающим подлость и измену. Эти личностные качества нашли яркое отражение в его манере правления страной и обществом.

Таким образом, по итогам моих рассуждений можно сделать вывод о том, что именно от воспитания напрямую зависит мировоззрение взрослого человека, члена общества; зависят все его поступки, которые могут быть направлены как на благо социума, так и во вред ему.


Выявление особенностей конфликта пьесы, важности истинного воспитания и образования. Научиться видеть в произведении взгляд автора на исторические и общественные события.

Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию, навыков актерского мастерства, работы с таблицей.

Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Оборудование.

Компьютер, проектор для презентации.

…Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

1. Приветствие, объявление темы и целей урока

2. Вступительное слово учителя.

3. Анализ произведения.

А) Словарь С.И. Ожегова: драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Б) Словарь В.И.Даля: драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде.

-Чем интересна комедия? В чём вы видите смысл пьесы?

- Кто для вас главный герой комедии? Митрофан? Заглавием выделен он.

- В основе комедии лежит две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Какие? (проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания и образования).

Сегодня мы с вами будем говорить о проблеме воспитания и образования.

Инсценировка явления восьмого, действия четвертого.

Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагателъна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навещена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

5. Беседа – дискуссия.

- А что вас насмешило?

Слово учителя. – А я хочу заступиться за него. Ведь он размышляет по -своему находчиво и умно, только недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступков, а чтобы только вывернуться из одной неприятности, и потому тотчас попадает в другую. Он очень забавен со своей оригинальной теорией грамматики, со своим изобретенным учением о двери существительной и прилагательной. Взрослые люди, экзаменовавшие Митрофана, награждают его званием дурака.

- Только ли смешные поступки Митрофана? (Нет. Его поступки вовсе не смешны, а только гадки.)

- Кто виноват в том, что Митрофан оказался в таком положении?

- Давайте вспомним учителей Митрофана

Слово учителя.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

Слово учителя.

На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.

Слово учителя

7. Инсценировка явления седьмого, действия третьего.

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое.

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

- Как вы думаете, права ли госпожа Простакова? Виноват ли Митрофан, что не хочет учиться?

Слово учителя

Манифест о вольности дворянства

01 марта 1762 г.

Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.

В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.

Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.

Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.

Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.

Слово учителя. Таким образом, мы видим, что фонвизинский недоросль – это жертва непонимания данного закона. Теперь нам понадобится еще одна историческая справка.

1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

- Как вы поняли, кого называют недорослем?

- Сколько лет Митрофану?

- Почему он не на службе?

А теперь, давайте составим каноны воспитания госпожи Простаковой. Чему она учит своего сына?

9. Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.)

Работа с таблицей

Чему учит Стародум?

"Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!"

". друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!"

Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.

Без наук люди живут и жили.

- Скажите, кто является оппонентом Простаковой?

- Чья правда жизни вам ближе? Почему?

- Кто из героев близок Стародуму? Как вы это докажете?

10. Творческая работа

Ответьте письменно на два вопроса:

1. Кто из героев ближе вам по взглядам (Простакова, Митрофан, Стародум, Милон)

11. Инсценировка явления последнего действия пятого

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась.

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Это последняя сцена матери с сыном. Какие выводы мы можем сделать?

12. Выводы урока


13. Итоги урока

- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?

Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.

- Как вы думаете, для нашего времени важными ли оказываются идеи Фонвизина?

14. Оценивание

Читайте также: