Правда в памяти у кого нет памяти у того нет жизни сочинение

Обновлено: 04.07.2024

1. Природа не потерпит хамского отношения со стороны человека. Под натиском бульдозеров она может быть беспомощна, но в конечном итоге все равно отомстит.

2. Проблема взаимоотношений человека и окружающего мира носит глубоко нравственный характер. Исчезновение Матеры с лица земли – не просто уничтожение деревни. Этот процесс равнозначен разрушению жизни местного населения, особенно стариков.

3. Самое большое преступление – лишение человека родины. Пожилые обитатели Матеры сравнивали переселение с пересаживанием старых деревьев (для них оно было таким же бессмысленным и даже губительным).

4. Человек, вынужденный покинуть родные земли, обречен на страдания. В последние дни перед переездом население Матеры жило словно в другом времени, наполненном тревогой, боязнью, невыносимой тоской.

5. Жизнь на земле не начинается и не заканчивается на нас. Важно уважать прошлое, предков. Неистовое возмущение всех обитателей Матеры вызвало уничтожение местного кладбища.

6. Источник нравственности людей заключается в привязанности к родной земле. Утратившие эту связь персонажи повести выглядят бездушными машинами (например, работники санэпидстанции, уничтожившие кладбище), потерявшими самое святое.

7. Чем старше человек, тем больше он ценит свои корни. Дарья почтительно относилась к ушедшим. Павлу были понятны чувства матери, но его волновало совсем другое. Внук Дарьи вообще не представлял, о чем так переживают старшие.

8. Люди, уничтожающие свое прошлое ради материальной выгоды, идут по пути саморазрушения. Петруха без особых сожалений поджег свой дом, чтобы получить деньги в качестве компенсации. Но никакие богатства не заменят радости от созерцания отчего дома.

9. Земля – не просто территория. Место, где человек родился и вырос, становится для него особенным. Хозяином земли можно быть только тогда, когда по-настоящему ее любишь. Потребительское отношение Петрухи и Андрея к Матере не достойно подражания.

В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям. Не исключение и повесть Распутина В.

Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее. Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит, добрыми.

Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду. Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

Это одна из проблем повести.

Над этим размышляет автор повести. Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды. Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым. И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.

Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию - это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи. Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.

Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. Каждому человеку приходится нести ответственность за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом. Нельзя жить будущим , не помня прошлого.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Одной из важных является проблема, связанная с человеком и научно-техническим прогрессом. Мы узнаем о том, что на реке Ангаре хотят построить гидроэлектростанцию, и вода затопит многие земли, в том числе Матеру. Жители острова по-разному отнеслись к этому событию. Клавка Стригунова говорила о том, что остров “давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - средь воды… как лягушки”.

А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами. Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

2. Проблема памяти.

Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли). Так стали рушиться и нравственные устои. Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.

3. Проблема связи человека с природой.

Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.

4. Проблема ответственности перед предками.

Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.

5. Проблема цели жизни.

В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на "переднем крае", где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому. по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…". Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него "вытравилась душа" от всех пережитых бед:" …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа. ". У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.

6. Проблема прочности родной связи.

В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории человечества - Великая Отечественная - затянулась на пять долгих лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества.

Тема войны в русской литературе - это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои его книг - люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие - герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником военного училища, который не верит страшным слухам о войне с Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в самое пекло - в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фашистских орд. Защита крепости - жесточайшая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-калеку, и среди страданий, насилия рождается - как огонек надежды на светлое завтра - юношеское чувство любви между младшим лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает подвиг. Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что крепость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы будут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черствеет, не ожесточается. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет. Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не думает о себе, ею движет только чувство любви.

Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоящих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживали за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек приходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

Автор: Распутин В.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “Последний срок” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”. Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть “Прощание с Матерой”. Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести.

“Прощание с Матерой” — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит. ”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы” — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

“Дети” — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).

Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “. А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству.

Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.

Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, расположенным между Иркутском и Братском, на реке Ангара. Распутину с малых лет была знакома и близка деревенская жизнь, благодаря чему все герои его произведений реалистичны, словно взяты из самой жизни.
Не стала исключением и его одна из самых знаменитых повестей “Прощание с Матерой”. В повести автор затрагивает проблемы существования человека, жизнь которого тесно связана с малой родиной, с землей, на которой он родился и вырос. Так же Распутин в своей повести рассматривает

вечную проблему отцов и детей, так называемый конфликт поколений, которые в постоянном движении сменяют друг друга, иной раз, теряя родственные связи, и говорит о том, что эта связь ни в коем случае не должна быть утеряна.
“Прощание с Матерой”- это повесть, которая рассказывает нам о драме русского народа из глубинки, который пытается отстоять верность своему роду и не поддаться безжалостно нахлынувшему прогрессу.
Действия данного произведения разворачиваются в деревне под названием Матера, которую должны затопить после внедрения новой гидроэлектростанции. Молодые люди воспринимала

с радостью новость о новой электростанции, они переселялись в города, не задумываясь о судьбе своей малой родине. Что говорит о проблеме потери связи нового поколения с малой родиной, на что Распутин делает особый уклон в своем произведении.

Молодежь стремится к новой жизни, уезжает из деревень учиться и не возвращается, это стремление нового как бы вычеркивает из сознания прежнюю жизнь и стирает из памяти историю своей деревни, своей семьи.
Всех персонажей повести можно разделить на две категории, молодежь, которая воспринимала новость о потери своей деревеньки и те кто хотел и пытался бороться с данной ситуацией. Т. е можно условно разделить героев на “отцов” и “детей”. К разряду родителей относятся Богодула, Настасью, деда Егора, Симу и Катерину – люди, которые родились и выросли в этой небольшой деревеньке, и не воспринимавшие другую жизнь на новом месте.

Автор преднамеренно подчеркнул, что история деревеньки Матеры насчитывает около трехсот лет – сколько же поколений выросло за это время в своих избушках, где все до мелочи хранит в себе вековую историю.
Новому поколению все равно где и как жить, они с легкостью оставляют деревню и поселяются в городах. К ним можно отнести Клавку Стригунову, Петруху, Андрея, которые не понимали убеждений своих родственников.
Старуха Дарья жительница деревни, является главной героиней повести. Именно в этой героине мы видим настоящую преданность к малой родине, которая выражается в ее следующих словах: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Дарья представлена идеализированным человеком, автор не показал ни одного ее недостатка, все ее действия и мысли логичны и идеализированы. Ее простая, незатейливая речь, но весьма мудрая западает в сердца каждого, заставляет задуматься о своих корнях, своей родине. Народ не хотел покидать родную землю, цеплялся за каждый холмик, за каждую веточку..
Распутин в своей повести старался в каждой строчке донести до нас, что без знания своих корней, своей истории человек не может и не должен существовать.

Читайте также: