Позиция и имидж общественного наблюдателя сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Выпускники школ в эти дни сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). На этой неделе они сдавали экзамен по обязательному для всех русскому языку, а также информатику и информационно-компьютерные технологии (ИКТ), историю и биологию.

Добровольно, общественно, полезно

Уже третий год подряд в начале апреля от классных руководительниц сына (первая была в начальной школе, вторая уже в средних классах) получаю ненавязчивое предложение поучаствовать в роли наблюдателя на ЕГЭ от родителей. Два раза отказывалась по объективным причинам - отпуск выпадал как раз на даты проведения экзаменов, а тут решила - а почему бы и не "понаблюдать"?

Надо понимать, что "наблюдатель" - это добровольная соцнагрузка. Для того, чтобы получить соответствующее удостоверение, необходимо написать заявление, приложить три своих фотографии или их ксерокопии и ждать, когда вашу кандидатуру "одобрят" в местном контролирующем органе образования.

Удостоверение могут не дать в случае, если вы несовершеннолетний, или имеете отношение к организациям, осуществляющим образовательную деятельность (работаете или контролируете), или если кто-то из ближайших родственников потенциального наблюдателя в этом году сдает ЕГЭ и может оказаться именно там, где вы будете "наблюдать".

Примерно за две недели до дня "икс" меня попросили прийти в школу на инструктаж и получить удостоверение "наблюдателя". Завуч обратила мое внимание, что ключевым в словосочетании "общественный наблюдатель" является второе слово. Мне нельзя нарушать ход проведения ЕГЭ или рассмотрения апелляций, можно лишь присутствовать в месте проведения экзамена и информировать организаторов о каких-либо нарушениях.

Исполнить свой гражданско-родительский долг мне выпало в школе №42 на ЕГЭ по истории. Начало экзамена, как и по всей стране, намечено на 10.00 (время местное). Приходить нужно не ранее, чем за 30 минут до старта.

В холле на первом этаже заметила стол, у которого толпились выпускники. Мужчина и женщина сверяли данные паспортов школьников с данными в списках. Рядом сидели около десяти родителей. Кто-то уже проводил свое чадо напутственными словами, а кто-то шептал на ушко: "Давай, дочка - ни пуха, ни пера тебе". Особого волнения в глазах школьников не видно - все в хорошем настроении, улыбаются.

Прохожу в кабинет организаторов ЕГЭ, чтобы снять верхнюю одежду и получить взамен своего удостоверения акт наблюдения. Документ содержит мои данные и вопросы - "Был ли зафиксирован факт использования выпускником средств связи", "Оказывал ли помощь учитель выпускнику в ходе проведения ЕГЭ", и другие. Напротив каждого пункта я должна поставить галочку в клеточке "Да", "Нет", "Не присутствовала".

За столом в "организаторской" сидит женщина в полицейской форме и что-то пишет. Ее присутствие в отличие от времени, когда я сдавала выпускные экзамены, теперь является обязательным. У нескольких учебных кабинетов - в день ЕГЭ их называют ППЭ (пункт проведения экзамена) - выпускники толпятся и ищут "свой" кабинет.

Готовность №1: шоколадки распакованы, лимонад - открыт

До начала ЕГЭ - пять минут. Дети осматривают кабинет, распаковывают и разламывают на дольки принесенные с собой шоколадки, открывают бутылочки с лимонадом. Делать это нужно строго до начала экзамена - чтобы не шуршать и никого не отвлекать во время сдачи. Кроме "сухого пайка" организаторы экзамена простят детей оставить на углу стола только паспорт (в открытом виде) и ручку с карандашом.

Мне предлагают разместиться на стульчике в дальнем правом углу у окна. Стул при желании можно переставить, но мне здесь нравится - класс просматривается хорошо, да и вид из окна прекрасный.

Без права на выбор

"Ребята, прошу всех внимания! Нам разрешили начинать экзамен. Сейчас я вам зачитаю инструкцию, с которой вас уже, наверное, несколько раз знакомили, но, тем не менее - этого требуют правила", - говорит организатор.

Около 15 минут занимает инструктаж о том, что можно на ЕГЭ и чего нельзя. Особое внимание уделяется пункту об ответственности за пользование сотовым телефоном во время ЕГЭ и о недопустимости размещения контрольно-имерительных материалов (КИМ) в интернете. В противном случае результаты ЕГЭ будут аннулированы, а пересдать ЕГЭ в этом году выпускник не сможет.

В предобморочном состоянии никто не находится, ребята выглядят вполне спокойно. Им раздают индивидуальные пакеты с КИМами, где нужно заполнить в клеточках на регистрационном листе свои данные, номер школы и так далее. После на доске записывают время начала экзамена - 10.15 (время местное) и завершения - 13.45 (время местное), всего - 3,5 часа.

"В этом кабинете почему-то нет настенных часов, поэтому я вас по прошествии каждого часа буду информировать, что прошел час и сколько времени осталось до окончания экзамена. Желаю вам удачи", - говорит организатор.

Воцаряется гробовая тишина - школьники начинают выполнять задания. Ловлю себя на мысли, что в воздухе нет ощущения радости за того, кому повезло с билетом. Сейчас у всех по 40 идентичных вопросов - КИМов, в индивидуальном герметично упакованном пакете. Нынешним выпускникам не понять, что такое самому выбрать счастливый экзаменационный билет из кипы на столе у преподавателя.

Выдержав 15-минутную серьезность, выпускники начинают вести себя более естественно. Первым не выдерживает напряжения один из мальчишек - щелкает суставами на руке, звук, отражающийся от стен, кажется невероятно громким и пронзительным. Тут оживают другие - кто-то начинает оглядываться по сторонам, кто-то пытается обернуться и что-то шепнуть соседу.

Однако, поймав на себе строгий взгляд организатора, вновь опускают свой взгляд в задания. Некоторые пытаются "загрызть" волнение шоколадом или запить сладким напитком.

Спустя час, когда у каждого выпускника выпита половина принесенного напитка, по одному начинается поход в туалет. Перед выходом каждый сдает свои КИМы учителю, по возвращении ему их отдают.

Никакого конвоя нет. Но действует правило: в туалет идти можно только после того, как за парту сел тот, кто только что вернулся. В коридоре дежурит один из организаторов, он следит, чтобы маршрут выпускника был строго от ППЭ до туалета и обратно. Кстати, проверять туалеты на наличие шпаргалок в обязанность "наблюдателя" не входит. Этим занимаются организаторы ППЭ.

Нервы иногда сдают

После двух часов решаю покинуть ППЭ. Тихонько выхожу, пытаюсь найти главного организатора, которому нужно отдать листок с моими отметками в акте наблюдения о том, что никаких нарушений мной не замечено.

"Вы знаете, а он (главный организатор) занят. Там девочке одной стало плохо, он сейчас с медиком в отдельном кабинете с ней работает", - говорят мне.

Другая организатор уточнила, что выпускнице, скорее всего, от волнения стало плохо, "но медик не видит явных причин, чтобы ребенок не мог продолжить экзамен". Интересуюсь - нужна ли помощь, но мне говорят, что для этого есть медработник.


Уже покидая школу, в холле вижу все тех же взволнованных и уже изрядно утомленных ожиданием родителей. Понимаю, что чувствую себя вполне счастливым человеком - мои экзамены давно позади и проходили они более ярко, свободно и с верой в "Госпожу Удачу".

Итоги будут позже

Уже после, придя на работу, позвонила в региональный центр обработки информации ЕГЭ, чтобы узнать, как все прошло и что будет с девочкой, которой стало плохо. Глава центра Борис Илюхин рассказал мне, что девочка все же дописала ЕГЭ вместе со всеми школьниками. Информация о нарушениях и удалениях с ЕГЭ появится чуть позже.

Наталья Брусницына.

Добрый день!Знаете, я также была общественным наблюдателем и в одной из школ заметила ряд незначительных недочетов- типа- непроветренные классы(не все, несколько)и при прохождении детьми металлодетектор . в самом конце , когда пошли сопровождающие, то на них повысил голос охранник, хотя дети еще были в рекреации, наколив этим и так нервную обстановку. Когда я это хотела описать, меня попросили об этом умолчать. Так зачем тогда вообще общественные наблюдатели. В будущем буду отговаривать.

Министерство просвещения России (до 15 мая 2018 года бывшее частью Минобрнауки) постоянно стремится к тому, чтобы процедура проведения государственной итоговой аттестации была максимально справедливой и прозрачной. Именно с этой целью, начиная с 2011 года, к принятию экзаменов привлекают общественных наблюдателей – людей, которые следят за тем, чтобы ни одна из сторон не нарушала правила.

Закулисье ЕГЭ и ОГЭ: кто такие общественные наблюдатели?

Как правило, в качестве общественных наблюдателей выступают родители и педагоги, прошедшие обязательную подготовку. Присутствие независимого эксперта не только гарантирует честное проведение государственной итоговой аттестации (ГИА), но и повышает доверие общественности к государственным экзаменам в целом.

В чем заключается задача общественных наблюдателей

Общественное наблюдение было введено для того, чтобы:

  • во-первых, выявлять организационные проблемы и недочеты в проведении ЕГЭ и ОГЭ, и таким образом совершенствовать процедуру;
  • во-вторых, контролировать соблюдение правил проведения экзамена со стороны всех участников.

Именно поэтому наблюдатели имеют право присутствовать на каждом из этапов проведения ГИА. В частности, они наблюдают, как проходит экзамен в ППЭ, следят за тем, как выдаются и обрабатывают экзаменационные материалы, а также принимают участие в проверке выполненных экзаменационных работ в составе предметных комиссий и присутствуют при рассмотрении апелляций.

По словам Станислава Шагарова, руководителя корпуса общественного наблюдения РСМ, основная задача независимого наблюдателя состоит в том, чтобы своевременно сообщать о нарушениях, если они были обнаружены. Контролируя проведение ГИА, общественные наблюдатели тем самым гарантируют, что все права участников, будут соблюдены в полном объеме, благодаря чему они получат объективные результаты.

Можно выделить несколько основных моментов, на которые обязаны обращать внимание общественные наблюдатели:

  • должным ли образом был проведен инструктаж экзаменуемых;
  • продемонстрировали ли организаторы государственного экзамена целостность пакета с заданиями;
  • нет ли на столах экзаменуемых запрещенных предметов;
  • размещены ли в поле зрения участников экзамена таблички, информирующие о том, что ведется видеонаблюдение;
  • не нарушают ли организаторы этических норм или личную неприкосновенность участников;
  • своевременно ли участникам испытания сообщили о скором завершении экзамена.

Отметим, что это лишь незначительная часть обязанностей независимых наблюдателей.

Важно, чтобы общественный наблюдатель хорошо знал нормативную базу – только так он будет понимать, какие действия являются нарушением, а какие нет. Поэтому, чтобы оставаться компетентным, наблюдателю необходимо каждый год повышать квалификацию.

Кстати, в правилах проведения государственной аттестации прописано, что в аудитории, в которой проходит экзамен, может находиться только один представитель общественного наблюдения. Если на один ППЭ назначено несколько человек, они должны заранее обсудить время пребывания в помещениях, где проходит госэкзамен.

После завершения экзамена общественные наблюдатели заполняют специальную форму и передают ее руководителю пункта проведения аттестации.


Кто может стать общественным наблюдателем

Любой гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, имеет право принять участие в проведении ЕГЭ или ОГЭ в качестве общественного наблюдателя. Для этого ему нужно внимательно изучить детали проведения госэкзамена, а также пройти аккредитацию.

Чаще всего представителями общественного наблюдения за ГИА становятся родители выпускников: в этом году в Москве аккредитацию прошли больше 1000 родителей. Также среди общественных наблюдателей много педагогов. Значительный интерес проявляют и студенты. Среди последних в столице больше всего будущих учителей и юристов – им это интересно, поскольку участие в наблюдении за тем, как проходит ГИА, полезно для формирования их профессиональных навыков.

Кстати, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки настоятельно рекомендует российским ВУЗам предоставлять своим студентам возможность прохождения практики в форме участия в проведении ГИА в качестве общественных наблюдателей.

Подчеркнем, что общественный наблюдатель не может присутствовать при проведении экзамена в том ППЭ, где проходят аттестацию его родственники или – в случае с учителями – выпускники школы, в которой он преподает.

Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что общественные наблюдатели не получают зарплату – их деятельность осуществляется на безвозмездной основе. Мало того, расходы, понесенные ими в ходе наблюдения за проведением экзамена (например, на приобретение ручки, тетрадки или воды), не возмещаются.

Таким образом, общественные наблюдатели – это граждане России, которые следят за тем, чтобы во время проведения ГИА обе стороны – и организаторы, и испытуемые – соблюдали все правила. Они проходят специальную подготовку и получают назначение на определенный ППЭ. Работа наблюдателей обеспечивает прозрачность и открытость проведения ГИА.


Еще раз подчёркиваю, что выражаю только собственное мнение, соглашаться с ним необязательно.

Как говорится на Лурке – первое, что делает человек, купивший автомобиль определённой марки – идёт на сайт владельцев других марок, и пишет там, что они тупые дегенераты, и купили себе ведро с гайками.

Это к тому, что огромное количество людей, помимо невероятного эгоцентризма, впадают ещё в одно интересное заблуждение. Это, например, те, кто находятся во власти некой иллюзии, что их мнение что-то решает, их негодование подтолкнёт кого-то к действию, их вкусы все должны разделить. Эта зараза разрослась до таких размеров, что впору говорить, что она в немалой степени формирует общественное мнение. Отсюда всевозможные провокаторы и пиарщики на зарплате, масса фейковых аккаунтов, поток замаскированной рекламы… В каждой пивной знают, как правильно играть в футбол, ну, и конечно же, как управлять страной. На авиационных форумах извечное противостояние западников и славянофилов - мол, долой Боинги, мы могём свои самолёты строить. Но не строим почему-то.

Я никогда не спорю ни с теми, ни с другими. Потому, что полагаю: все люди, с жаром обсуждающие в интернете глобальные вопросы, и имеющие на это много времени, зачастую не в состоянии решить проблемы в пределах собственной кухни, если она вообще есть, собственная.

На этом же основаны все телевизионные ток-шоу. Бурное обсуждение политических проблем порождает у зрителей заблуждение, что они действительно участвуют в политической жизни страны, и раз уж по телевизору показывают проблему, то значит, ВВП тоже в курсе, и вот-вот её разрешит. Кроме того, известно, что надуманные проблемы и внешний враг отвлекают от проблем с маленькой пенсией и разбитыми дорогами.

Закрыли полёты в Египет и Турцию, а что мы можем сделать? Работодатели сокращают персонал, а мы перегоняем лизингодателям ставшие ненужными самолёты. Коллеги вон по контракту поехали работать кто в Китай, кто в Нидерланды. Пилоты массово побежали кто куда. Не мы это затеяли, но нам приходится терпеть все последствия решений, принимаемых наверху.

Точно так же меня вели то в коммунизм, то в перестройку, то в демократию. США - это плохо! Через 5 лет: США - это хорошо! Теперь - опять плохо! Кто знает, как сверху прикажут думать ещё через лет 10? То расстреливают бунтовщиков и террористов в Польше, а через 10 лет выкапывают, перезахоранивают с почестями и делают народными героями. Время проходит, многое меняется на прямо противоположное! А я - как ремонтировал самолёты, так и продолжаю это делать. Только и делаю, что приспосабливаюсь и стараюсь жить как можно лучше, вот и всё.

Нечто подобное и с МД. При готовности принять глобальные цели, я осознаю их недостижимость как в ближайшем будущем, так и в отдалённом. Я не могу изменить женщин, заставить включать голову мужчин, изменить систему воспитания или образования. Подняли транспортный налог – я его заплатил. Запретили курить в аэропорту – никто и не курит. Заблокировали Рутрекер – мы полезли в VPN. Вчера можно было продавать шоколадки в ларьке, а сегодня нельзя. Вчера нельзя было гнать самогон, а сегодня можно. И так всю мою, да и вашу жизнь)))

Процессы, меняющие лицо мира, протекают долго, а наша жизнь она коротка, и она сейчас, а не потом. И мне не 20, а пятый десяток – у меня нет времени ждать и надеяться, что вдруг все поумнеют и рванут в патриархат. Поэтому, я, как избежавший в своей единственной и неповторимой жизни крупных ошибок с женским полом, могу разве что поделиться опытом, не более. Ратовать за изменение Семейного кодекса и Конституции мне представляется преждевременным. А вот то, что реально может МД, так это продолжать планомерно то, что уже в обществе происходит само - ДЕСКРИДИТАЦИЮ официального брака (в существующем виде). Вот это простая, понятная, а главное, честная цель.

Это полезно, потому что уровень невежества в обществе по вопросам права - зашкаливающий. Ограниченность мышления и дилетантство - стали нормой. Нежелание учиться и развиваться, стереотипы, шаблонность мышления, внушаемость - всё это, помноженное на раздутое ЧСВ в итоге приводит людей к беспросветности, тупости, лени, и самое страшное - к стремлению бездумно размножаться.

Заранее готов к обвинениям в инфантильности, безынициативности и прочем. Зато можете оценить, что я не строю из себя крутого, легко преодолевающего жизненные невзгоды. Я, как и многие из вас, умею бояться, умею сопереживать, ненавижу насилие и глупость.

В заключении приведу небольшой отрывок из статьи Г. Явлинского (я не за него и не против, мне параллельно)

Два раза за последние сто лет совершенно неожиданно наступал быстрый и полный коллапс государства по схеме: "было, было и вдруг не стало".
Причина – не голод, не войны или репрессии, а глубокий и к моменту крушения уже непреодолимый разрыв между властью и людьми.
Нарастание этого разрыва очевидно и сейчас. Социологи ищут признаки "оппозиционности", а дело заключается в другом.

Народ не верит государству, не интересуется им, боится его, не ждет от него ничего хорошего, считает его помехой и угрозой. Народ не хочет совершенствовать государство, его убедили в том, что он ни на что не влияет и вообще в государственном смысле значения не имеет.
Народ налаживает свою жизнь вне государства. "Уходящий" народ, считая государство чужим, естественно, и не является его опорой.

На добровольческих форумах помощь волонтёров необходима.

Волонтёры находят себя не только в помощи пенсионерам или стройотрядах. Некоторые из них работают наблюдателями на выпускных экзаменах в школах.

Экзамен - это соревнование

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Юлия, как давно вы координируете работу корпуса наблюдателей?


Юлия Афонькова: В корпусе я с 2016 года, три последних из них в качестве регионального куратора. Корпус общественных наблюдателей - это омский волонтёрский отряд Российского союза молодёжи, который наряду с такими же отрядами во всех регионах России совместно с Рособрнадзором наблюдает за проведением госэкзаменов - ОГЭ и ЕГЭ и экзамен для детей с ограниченными возможностями здоровья - в школах. Но у омского корпуса есть особенность: мы также смотрим за правильностью проведения регионального этапа всероссийских олимпиад школьников.

- На выборы не выходите?

- Нет. Наша ниша - школьные аттестационные экзамены. У меня есть опыт мониторинга выборов президента России. Исходя из него, могу сказать, что наблюдение на экзаменах более затратное по времени, чем выборы: они длятся один день, а экзамены - больше месяца, в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

- Направлений в добровольчестве много. Почему вас заинтересовала именно сфера наблюдения?

- Мне эта работа нравится, хотя многим она кажется скучной. Все общественные наблюдатели корпуса - студенты. Поначалу организаторы экзаменов относились к нам снисходительно, но постепенно начали воспринимать более серьёзно. Сейчас к нам прислушиваются, принимают наши предложения, так как поняли, что мы стараемся сделать сдачу экзаменов объективно лучше.

Инфорум - ответственное мероприятие.

- Какова роль общественного наблюдателя?

- Иногда бывает, что с юридической точки зрения экзамен организован хорошо, но наблюдатели могут увидеть огрехи. Со стороны заметно многое: нервная обстановка, некое недопонимание между участниками. Мы эти замечания сразу озвучиваем, так как основная наша задача - добиться максимально комфортной атмосферы для выпускников. Общественный наблюдатель ничего не контро­лирует! Он отслеживает процесс и вносит предложения, как сделать сдачу экзаменов комфорт­нее для всех: детей, учителей. Волнуются и переживают не только выпускники, но и организаторы тоже, поэтому могут забыть о чём-то сказать, напомнить о времени и прочее. В результате эта забывчивость может иметь тяжкие последствия для детей, вплоть до аннулирования результатов экзамена.

Главное - закон

- Говорят, чтобы стать волонтёром, нужно иметь желание, остальное - неважно. Справедливо ли это высказывание по отношению к добровольцам вашего корпуса?

- Это справедливо для событийного волонтёрства, хотя ни в один добровольческий проект сейчас не попадёшь без предварительного обучения. Нам приходится проходить много тестирований, учить нормативные акты, чтобы, не дай бог, нарушить порядок проведения экзамена и попасть на штраф. Мы работаем с документами, написание отчётов для Рособрнадзора - наша основная работа. На их основе делается анализ процесса сдачи экзаменов, работы экзаменационных пунктов в регионе. В этом случае бюрократизация - необходимое зло.


- Для меня как куратора самое сложное - период подготовки к экзаменационной эпопее. Нужно замотивировать волонтёров, проконтролировать, чтобы все они прошли обучение и сдали тесты. Далее собрать кучу документов и согласий для оформления удостоверений наблюдателей и составить график работы. Если к волонтёрству допускают всех, то к общественному наблюдению - только совершеннолетних, имеющих российское гражданство. Ко мне часто обращаются студенты, имеющие гражданство Казахстана, с которыми я работаю в других проектах, чтобы их включили в состав корпуса общественных наблюдателей, но я не могу этого сделать - это нарушение закона.

- Были случаи выявления нарушений? Что происходит с нарушителями?

- Случаи, конечно, были. Для их пресечения существует определённый регламент. Нарушитель удаляется с экзамена, но выводят его не наблюдатели. Мы лишь фиксируем нарушение и говорим о нём члену комиссии. Выведение с экзамена - достаточно суровое наказание, человек имеет право пересдать предмет лишь через год. Кстати, если организатор на рабочем месте не выполняет свои прямые обязанности, он тоже будет удалён.


- Во время экзамена пользоваться телефонами нельзя никому, за редким исключением, кто находится в пункте сдачи ЕГЭ. Это касается и организаторов, и наблюдателей.

- За четыре года наблюдений глаза натренировались замечать нарушения?

- Нарушения хорошо видны во время онлайн-наблюдения. Там сразу засекаешь тех, кто списывает. Но хочу сказать, что таких случаев в регионе очень мало, дети в основном пишут самостоятельно. Возможно, есть гении шпаргалок, но они нам не попадались.

Атташе - это солидно

- Когда вы для себя открыли добровольчество как таковое?

- Это было в школе, хотя наши проекты добровольчеством никто не называл. Мы ходили к пенсионерам, помогали делать уборку, занимались благо­устройством пришкольной территории. Сейчас это экологическое и другие виды волонтёрства, но тогда это называлось общественно-полезной деятельностью. В событийное волонтёрство я пришла в 2016 году, будучи студенткой факультета иностранных языков омского педуниверситета.


- В каких проектах вы принимали участие?

- Я была волонтёром на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи. У меня даже есть памятная медаль оттуда.

- Сложно было туда попасть?

С этой встречи и началась школа в Камеруне.

- На форумы в Россию едут люди, которым наша страна интересна. Почему-то все они хотят увидеть президента Путина и всегда спрашивают, ходят ли по улицам сибирских городов медведи. Приходится уверять, что медведя у нас можно встретить только в зоопарке или цирке.

- Как получается совмещать учёбу и добровольчество?

- С трудом. Когда есть большие волонтёрские проекты, учиться приходится ночами, сдавать предметы досрочно или договариваться о переносе зачётов и экзаменов.

Отдыхать во Франции, жить - в России

- У вас есть опыт жизни во Франции. Долго там были?

- Я там жила полгода и стажировалась как ассистент преподавателя русского языка как иностранного. Хотя по профессии я преподаватель французского и английского языков, там я обучала русскому. За полгода я поняла, что во Францию приятно ездить отдыхать, но жить лучше в других странах, к примеру, в России. Нужно ценить то место, где родилась и выросла.

- Были моменты, которые вас возмутили?

- Французская банковская система ужасна. Думала, что в России она плохая, но я ошибалась. У нас она прекрасная. Почтовая система Франции - тоже кошмарная. Французы помешаны на охране персональных данных, поэтому там ничего не отправляется по электронке, только на бумаге в конверте. Письма идут очень долго. Например, в Перпиньяне, городке со 100-тысячным населением, где я жила, письмо из одного учреждения в другое в пределах города шло больше месяца.

Французы бастуют по любому поводу и никуда не спешат. Если пошёл снег, на несколько дней может пропасть электричество. Для меня, привыкшей к чёткой работе нашей железнодорожной сети, было шоком узнать, что поезд во Франции может сильно опоздать или вообще не прийти. Местные жители не реагируют на это: не уехали сейчас, значит, уедут завтра, а я чуть не опоздала на самолёт в Россию. Там невозможно что-то чётко планировать.


- Добрые впечатления от Франции остались?

- Конечно. Там великолепная природа - Перпиньян расположен на отрогах Пиренеев, а я никогда до этого не была в горах. Много памятников архитектуры, готических соборов, хотя со временем понимаешь, что в подавляющем большинстве соборы неотличимы друг от друга.

- Во Франции волонтёрили?

- Нет. Там распространено в основном экологическое и медицинское волонтёрство, охрана памятников архитектуры, это не мои направления. Если это безвозмездная работа на добровольных началах, то заниматься нужно тем, что интересно. Корпус общественных наблюдателей у меня тратит много времени и нервов, но мне эта работа нравится.


- Безусловно. Я поняла, насколько важны бывают документы и как важно их правильно оформить. Научилась работе с таблицами.

- Какие планы на ближайшее волонтёрское будущее?

Читайте также: