Повесть о разорении рязани батыем сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Много лет монголо-татарское иго совершала бесчинства на русской земле. Но несмотря на всю их силу, ни одно российское государство добровольно не покорилось воле монголо-татар, везде врага ждал отпор. Никто не ушёл в добровольное рабство. Имена многих героев, отстаивавших честь русской земли, вошли в историю, одним из них был Евпатий Коловрат. В 1237 году войско Батыя приблизилось в Рязанской земле. Во время переговоров был убит сын Рязанского князя, а жена убитого, чтобы не попасть в руки врага сама скинулась с башни и разбилась. Жители Рязани и других ближайших княжеств вступили в схватку с врагом в поле неподалёку от Рязани, несмотря на то, что численность вражеского войска была намного больше. В жестокой схватке погибли все князья и воеводы, войско монголо-татар одержало победу и двинулось в город. Хан Батый не жалел ни женщин, ни детей, всех посекли мечами, сожгли или утопили в реке.

Узнав о трагедии Евпатий Коловрат со своим войском двинулся на родную землю и застал весь город сожжённый и людей убитых. Решил Коловрат тогда во что бы то ни стало отомстить монголо-татарам за разорение Рязанской земли и собрал небольшое войско. Со своей дружиною Евпатий Коловрат пустился в погоню за ханом Батыем и его войском. Монголо-татарское войско удалось догнать под Суздолью, и тут же воины бросились рубить всех подряд. Враги не ожидали, что на них нападут со стороны покорённого города, им показалось, что это сами убитые восстали, чтобы отомстить за свою смерть. Коловрат многих сильных воинов убил и к нему был послан шурин Батыя Хостоврул, который сказал, что сможет взять Евпатия в плен и привести его к хану.

В битве один на один Коловрат рассёк посланца Хостоврула пополам и стал бить татарское войско ещё сильнее. Враги испугались и стали забрасывать Коловрата и всё его войско камнями. Многочисленные камнемёты всё же погубили Евпатия и тело его принесли к Батыю. Хан сказал над мёртвым Коловратом, что он со своим маленьким войском хорошо попотчевал Батыя и если бы в его дружине был такой воин, то держал бы он его возле самого сердца. Тело Коловрата хан приказал отдать оставшимся в живых русским воинам и отпустить их, не причиняя никакого вреда. Похороны великого героя Евпатия Коловрата прошли в Рязани в 1238 году. Память о Коловрате и его подвиге вошла в историю и передавалась из поколения в поколение. История эта обошла все города и сёла земли русской.

Характеристика Евпатия Коловрата

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 7 класс

Литературные произведения, посвященные Коловрату


Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Евпатий Коловрат и христианство


Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.

То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Видео

Времена трагических событий нашествия монголо-татар явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Монголо-татарское иго безчинствовало на русской земле. Но, несмотря на силу и жестокость врага, никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов. Немеркнущей славой овеяны подвиги рязанского богатыря Евпатия Коловрата, защитников Козельска и Киева и многих других известных и безвестных героев той далекой эпохи.

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются.

Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: “Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”, т. е. утверждают веру в свою победу.

Есть в этом описании и метафора. “Чаши кро­вавого вина” наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь “крепко и мужественно на конях бьют­ся – один с тысячею и два тьмою”.

На­помним, что тьма – это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими

былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии,

И подъехал он к богатырям ко святорусским – Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте “Повести…”. Назо­вем хотя бы самые первые предложения: “И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…” И так строятся все последующие предложения: “И велел царь Батый от­пустить их…” Так анафора используется

в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: “Подвиг Евпатия Коловрата”, “Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец”.

Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).


Окт 5, 2017 | 0 комментариев

Повесть о разорении Рязани Батыем

Повесть о разорении Рязани Батыем и ее год написания точно не известны, причем до сих пор не могут исследователи придти к общему мнению. Считается, что произведение Разорение Рязани Батыем, автор которого также неизвестен, могли написать в тринадцатом, начало четырнадцатого веков, а некоторые считают, что произведение могли написать и в шестнадцатом веке. Однако точно известно, произведение написали спустя некоторое время после произошедших событий, о которых написано произведение, а именно, о взятии Рязани Батыем, что произошло в 1237 году.

Чтобы разобраться с сюжетом повести О разорении Рязани Батыем, а также вернуться в давнюю историю, в те события, что происходили на русских землях, стоит познакомиться с произведением Разорение Рязани Батыем в кратком содержании.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Рассказ о разорении Рязани Батыем, в том виде, в котором он к нам дошел, состоит из четырех частей. В первой части идет речь о том, как Батый пришел к Рязанскому княжеству. Говорится о том, как Батый требует отдать десятину от всего, что имеется в княжестве, но рязанский правитель Федор Юрьевич отказывает в требовании, как и отказывает ему прислать свою жену Евпраксию. Здесь же мы узнаем об убийстве Батыем послов и об убийстве Евпраксии.

Далее идет вторая часть, где ведется речь об объявлении войны, ведь после убийства послов, мирно разойтись было не возможно. Идет подготовка войск, а далее и сама битва. Батый окружил Рязань и пять дней осаждал княжество. Войска отбивались, но, если татары сменяли друг друга, то русские не имели такой возможности. Они бились до последнего, но не смогли удержать Рязань. Батый ворвался в город и полилась кровь. Они всех резали, никого не щадили.

В третьей части появляется новый герой, Евпатий Коловрат, вельможа, который спешил на помощь, но опоздал. Эта часть произведения имеет черты жанра повести О разорении Рязани Батыем, что относятся к военным повестям. Евпатий пришел, но Рязань было разорена. Узнаем о мужественном поединке, где Коловрат и его войско столкнулись с врагами. Описан поединок с Хостоврулом. Мужеством Евпатия восхищался и сам Батый, который хотел бы иметь в своем окружении таких людей. В конце этой части герой погибает.

В четвертой части в Рязань приходит брат погибшего рязанского князя Ингварь Ингоревич. Он оплакивал тела погибших, похоронил их по христианским законам, а в последствии стал Рязанским князем, которому пришлось отстраивать город заново.

Повесть о разорении Рязани Батыем герои

Знакомясь с повестью О разорении Рязани Батыем, нам встречаются такие герои, как Федор Юрьевич — рязанский князь, который до последнего отстаивал границы своего города, пытаясь защитить всех подданных.

Далее знакомимся с Юрием Ингоревичем — опытным полководцем и правителем, которого также настигла смерть.
После перед нами предмстает Ипатий Коловрат в повести О разорении Рязани Батыем — мужественный герой, которым восхищался даже Батый.
Сам Батый, что был немилостивым, льстивым, хитрым, нечестивым законопреступником.

Ну и в последней части появляется Ингварь Ингоревич, который не принимает участие в битвах, но которому пришлось хоронить убитых и отстраивать город.

Многие, чтобы быстро вспомнить произведение, составляют цитатный план о разорении Рязани Батыем, а можно и просто обойтись в повести Разорение Рязани Бытыем привычным всем планом, что будет напоминать о сюжете и сюжетной линии.

1. Царь Батый у границ Рязанского княжества
2. Послы Батыя
3. Дары для Батыя. Батый выдвигает новые требования.
4. Смерть князя и гибель его жены.
5. Юрий Ингоревич защищает Рязань. Падение Рязани. Разорение. Смерть.
6. Приход Коловрата и его смерть
7. Ингвар Ингоревич. Возрождение Рязани.

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?

Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.

В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.

Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.

Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло.

Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, - Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался.

В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой.

Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.

Читайте также: