Поурочный план сочинение 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Описание материала. В период дистанционного обучения не все дети имеют возможность пользоваться образовательными платформами. Наша школа работает через социальную сеть ВКонтакте. Эта сеть наиболее проста и доступна всем обучающимся, имеющим хоть какое-то мобильное устройство. Задания детям отправляем в виде документов, фотографий, видеофайлов.

Данной разработкой можно воспользоваться при подготовке к контрольному сочинению как дистанционно, так и в обычном режиме.

Урок литературы в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина

Цель: обучение работе над сочинением по творчеству А.С. Пушкина.

- обсудить темы сочинений;

- повторить рекомендации по написанию сочинений, составлению планов;

- повторить этапы работы над сочинением, обсудить его структуру;

- повторить правила употребления прямой речи и оформления цитат в тексте.

Тип урока: урок развития речи.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний

- Какие основные признаки текста вам известны?

- Каким бывает план по структуре?

- Для чего нужен план сочинения?

- Какие требования существуют к оформлению цитат и прямой речи в сочинении?

- Что такое плагиат?

III. Оглашение темы урока.

IV. Основной этап. Рекомендации при подготовке к сочинению.

1) Придерживаемся формы сочинения-рассуждения:

1. Определить основную мысль.

2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения.

3. Сформулировать вывод.

2) Составляем план.

Умение составлять план и знание схемы работы над сочинением – важные составляющие его написания. Вспомним несколько правил, которые обязательно нам пригодятся.

План – это схема композиции будущего сочинения. Каждый пункт плана должен отображать одну из основных микротем сочинения. Деление на пункты должно быть пропорциональным.

План может быть простым и сложным. Сложный план имеет такую структуру:

II. Основная часть.

3) Предложения можно начинать так:

Обращаясь к творчеству Пушкина, я (мы) . ;

Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;

Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости;

Мы учимся у Пушкина;

Читая Пушкина, мы постигаем, узнаём…;

Пушкин открывает нам…;

Каждый по-своему любит Пушкина, но мне …;

А.С. Пушкин – великий писатель XIX века.

4) Рассуждая о творчестве и таланте А.С. Пушкина, вспоминайте произведения, которые мы изучали в предыдущих классах:

5) Цитируйте Пушкина правильно:

Прозу записываем в форме прямой речи по схемам

Стихи цитируем без кавычек , сохраняем форму стиха:

Этот человек был настоящим другом Пушкина. Они познакомились в лицее, но сохранили тёплые отношения и после его окончания. Годы спустя Иван Пущин навестит Александра Сергеевича в Михайловском, где великий поэт отбывал ссылку. После его отъезда Пушкин напишет:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мои двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Цитата может быть частью предложения, то есть сливаться со словами автора. В этом случае она пишется в кавычках, но с маленькой буквы:

V. Темы сочинений и примерные планы с подсказками.

(Если урок не дистанционный, можно разделить обучающихся на группы, дать темы сочинений, а планы пусть пишут самостоятельно)

Лирика дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина

1. А.С. Пушкин – великий поэт.

5. Заключение. Обобщить вышесказанную информацию. Снова прийти к тому, что Пушкин – гений русской литературы. Выразить своё отношение к его творчеству.

1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

2. Что хорошего дала Петру Гриневу семья?

4. Гринев – офицер.

5. Любовь к Маше.

6. Отношение к Швабрину (дружба и разочарование, клевета Швабрина в адрес семьи Мироновых).

7. Отношение к Пугачёву.

8. Вывод. Чему учит Гринев читателя сегодня? (Быть честным в любви; быть преданным родине; отстаивать честь девушки; уважать старших по званию; быть благодарным за доброе дело . )

Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина

1. История в творчестве А.С. Пушкина. История восстания.

2. Внешность и черты характера Пугачёва.

3. Противоречивость натуры Пугачёва.

4. Пугачёв и народ (сказать, что люди за ним шли, верили в него).

5. Моё отношение к Пугачёву (злодей он или герой?).

1. Что общего у Гринёва и Швабрина?

2. Как каждый из героев относится к людям?

3. Как поступают герои в ситуациях выбора?

4. Любил ли Швабрин Машу? А Гринёв?

5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести ?

Чем мне интересен А.С. Пушкин

1. А.С. Пушкин – великий поэт.

2. О детстве и юности. Лицей и друзья.

3. Пушкин и власть.

4. Творчество А.С. Пушкина (любимые произведения и герои).

5. Моё отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина. За что хотелось бы выразить ему благодарность?

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин)

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

  • Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)
  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)
  • Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы. 8 класс. Тема: Подготовка к написанию сочинения формате итогового сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Дидактические цели урока:

- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

- развивать умение составлять план, работать с таблицей, ключевыми словами;

- развивать умение анализировать текст, выделять в тексте главное;

- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

- развитие внимательности и собранности;

- воспитание патриотизма и любви к отечественной литературе.

Формирование УУД:

формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

формировать умение строить высказывание по предложенным образцам

регулятивные

формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

формировать культуру речи;

воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

по характеру познавательной деятельности

по степени активности учащихся

по источнику знаний

использование электронного носителя

стимулирования и мотивации

интеллектуальные

контроля и самоконтроля

Формы организации познавательной деятельности

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Первичное усвоение новых знаний

4) Первичная проверка понимания

5) Первичное закрепление

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Конспект урока

1. Организационный этап

Несколько десятков лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас мы находимся на 7-м месте после Индии, Таиланда, Китая.

Десять лет выпускники не писали выпускного сочинения и всё меньше и меньше читали. А человек, перестающий читать, перестаёт мыслить.

Сочинение – это творческая работа. Цель этой работы – проверить ваши умения сформулировать свою мысль и суметь её доказать с помощью аргументов.

Литература – источник аргументов, которые мы можем привести в качестве доказательств.

Нам с вами предстоит сдать экзамен по литературе в виде сочинения-рассуждения в 11 классе.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Слайд 1

Какая цель будет стоять сегодня перед нами?

2. Актуализация знаний

Начнём урок с повторения основных понятий и определений, которые потребуются сегодня для работы над сочинением.

Теоретический диктант (в тетради). (Ответы в презентации) Слайд 2

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2) замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3) построение текста или произведения структура, строение текста (композиция);

4) положение, которое надо доказать (тезис)

5) стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественной литературы);

6) стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения или привлечения внимания (публицистический).

7) тип речи текста, в котором доказывается или опровергается какая-либо мысль (рассуждение)

8) утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

9) тип речи текста, в котором характеризуются признаки предмета или явления (описание)

10) тип речи текста, в котором показана последовательность событий (повествование)

- Запишите тему сочинения в тетрадь.

3. План сочинения. Слайд 3

Напоминаю структуру рассуждения: (записать в тетрадь)

- Расшифровать каждый пункт.

План сочинения (записать в тетрадь) Слайд 4

Пример из литературы, иллюстрирующий и подтверждающий тезис

Пример из литературы, иллюстрирующий и подтверждающий тезис

Перед нами стоит цель - написать сочинение.

Что для нас будет самым важным в сочинении?

Сформулировать идею (тезисы)

Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.

Сегодня мы поработаем с конкретной темой.

Разделите страницу на 2 столбика

4. Как написать вступление к сочинению?

Задание №1. (Карточка). Как написать вступление к сочинению?

- Прочитайте вариант вступления к сочинению.

- Какова тема сочинения, вступление к которому вам представлено на карточке?

Чему же может научиться человек у природы?

- Какова роль вступления?

Вывод: (записать в тетради)

Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.

- Задайте и запишите вопросы, ответы на которые могут вам помочь написать вступление к сочинению по нашей теме.

- Что такое любовь?

- Как любовь влияет на человека?

- Можно ли контролировать это чувство?

- Что такое любовь?

- Как любовь влияет на человека?

- Можно ли контролировать это чувство?

5. Как сформулировать тезис?

Тезис – это ответ на вопрос, который заявлен в теме сочинения.

Сформулируйте 1 тезис и запишите его в тетрадь.

- Прочитайте свои варианты ответа на вопрос, заявленный в теме.

Тезис – это ответ на вопрос, который заявлен в теме сочинения.

На мой взгляд, любовь заставляет человека рисковать своей жизнью ради спасения того, кого он любит. Такой человек показывает себя смелым и решительным.

6. Как подобрать и написать аргументы, подтверждающие и иллюстрирующие тезис?

Для того чтобы написать аргумент, точно соответствующий теме, давайте выполним задание №2 на карточке.

Прочитайте пример аргумента и сформулируйте тему сочинения и тезис, который он может подтвердить.

Вывод: (записать в тетрадь)

В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа.

- Прочитайте первый тезис нашего сочинения и приведите примеры произведений, используя которые можно написать аргумент.

- Давайте запишем аргумент, подтверждающий наш тезис.

В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа.

Примером такого человека является Пётр Гринёв, который был готов на всё ради спасения Маши, когда она находилась в плену у Швабрина. Именно любовь помогла ему проявит храбрость и решительность. Такой поступок достоин нашего восхищения.

7. Как написать вывод?

Для того чтобы сделать вывод, выполним задание №3 на карточке. Прочитайте вывод и сформулируйте тему и тезис сочинения.

Пример: Тема: Чем живы люди? Тезис: Без любви немыслима наша жизнь.

Вывод: (записать в тетрадь)

В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения. Желательно в заключение сказать и об актуальности поднятых проблем. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

Задайте и запишите вопросы, ответы на которые вам помогут написать вывод:

- Что такое любовь?

- Как любовь влияет на человека?

- Можно ли контролировать это чувство?

- Каково мое отношение к героям произведений, о которых говорилось в основной части?

В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения. Желательно в заключение сказать и об актуальности поднятых проблем. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

- Что такое любовь?

- Как любовь влияет на человека?

- Можно ли контролировать это чувство?

- Каково мое отношение к героям произведений, о которых говорилось в основной части?

Давайте проверим ваши записи в тетради

Слайды 5 – 7

8. Выводы к уроку.

- Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить поставленные задачи?

- Что вы делали сегодня на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- Что новое вы узнали?

- Каким был материал этого урока?

- Что было самым сложным?

9. Домашнее задание. Слайд 8

Напишите сочинение по одной из предложенных тем:

Почему в любви важно понимать и прощать?

Почему любовь не всегда приносит счастье?

Светлые и трагические стороны любви.

Какие качества раскрывает в человеке любовь?

Признаки текста (сочинения) Слайд 9

Тема: Какие качества раскрывает в человеке любовь?

Идея (тезис 1): Любовь делает человека смелым и решительным.

Тип речи: рассуждение

Количество микротем: 6

План: Слайд 10

Любовь в жизни человека

Любовь делает человека смелым и решительным.

Петр Гринёв – спаситель Маши Мироновой.

Любовь делает человека добрым, способным простить близкого.

Ихменев – человек, умеющий прощать.

Качества, которые любовь раскрывает в человеке.

Задание №1. Прочитайте пример вступления к сочинению. Какова тема сочинения, вступление к которому вам представлено?

Природа и человек…

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа – друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки. Так чему же может научиться человек у природы?

Задание №2. Прочитайте пример аргумента и сформулируйте тему сочинения и тезис, который он может подтвердить.

Задание №3. Прочитайте вывод и сформулируйте тему и тезис сочинения.

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Задание №1. Прочитайте пример вступления к сочинению. Какова тема сочинения, вступление к которому вам представлено?

Природа и человек…

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа – друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки. Так чему же может научиться человек у природы?

Задание №2. Прочитайте пример аргумента и сформулируйте тему сочинения и тезис, который он может подтвердить.

Задание №3. Прочитайте вывод и сформулируйте тему и тезис сочинения.

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.


Данный урок помогает учителю показать уч-ся направления для сбора материала к сочинению на примере темы "Родина" и включает такие этапы, методы, виды деятельности: повторение по опоре; мотивационно-целевая установка; задание по выбору: анализ проблемных вопросов; аналитическое задание, творческое задание, лексическая работа; анализ полемических выводов, работа с текстом; обобщение, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 8 классе

Образовательное учреждение: МБОУ – Чемерновская СОШ

Предмет: русский язык

Учитель: Козина Вера Анатольевна

План-конспект урока

обучающие: закрепить, углубить знания о тексте как цельном смысловом единстве; формировать умения собирать и систематизировать материал по теме, составлять план; отбирать определенные языковые средства, соответствующие публицистическому стилю;

развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность путем использования поисковых, исследовательских, индивидуальных, творческих заданий; развивать навыки диалогического общения, умения определять и аргументировать свою позицию; развивать речемыслительные навыки;

воспитательные: способствовать воспитанию нравственных ценностей и понятий учащихся, культуры общения, личностных и гражданских качеств.

отрабатывать навыки работы с учебными пособиями, с другими источниками получения учебной информации;

развивать навыки сотрудничества (в парах, в группах);

формировать потребность в различных видах учебной деятельности с целью самостоятельного поиска информации.

Характеристика урока

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Форма проведения урока: урок-практикум, урок-дискуссия

Учащихся в классе (аудитории): 14 чел.

Оборудование: раздаточный иллюстративный материал; фотоматериалы; выставка рисунков; компьютер; аудиозаписи; записи на доске; схемы – памятки.

Краткое описание: повторение: по опоре; мотивационно-целевая установка; задание по выбору: анализ проблемных вопросов; аналитическое задание, творческое задание, лексическая работа; анализ полемических выводов, работа с текстом; обобщение, подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.

Оргмомент, самоопределение к деятельности

II. Повторение, проверка домашнего задания

III. Подготовка к основному этапу занятия – мотивационно-целевая установка

Осмысление темы, целей урока;

Анализ и осмысление эпиграфа к уроку

Человека видно по тому, как он

относится к близким и к родине…

Из разговора ветеранов

Как вы понимаете это высказывание?

Согласны ли вы с ним?

Часто ли вы думаете о родине и нужно ли это делать?

IV. Изучение новой темы

Задание по выбору: анализ проблемных вопросов.

Прочитайте 5 проблемных вопросов.

Какой из них ты считаешь значимым для себя? Интересным для размышления?

Где находится твоя Родина?

Что для тебя Родина?

Кого ты считаешь патриотом?

Где бы ты хотел жить?

Хотел бы ты уехать за границу?

Выбери для себя карточку с заинтересовавшим вопросом – рабочий листок.

Аналитическое задание.

Задание: прочитайте предложенный материал к вопросу;

чьи точки зрения показались тебе интересными, удивили, возмутили? Почему?

с какой точкой зрения ты согласен полностью или частично? Почему?

Выбери одно высказывание. Можно ли его использовать в сочинении?

Творческое задание. Конструирование вопросов по теме.

составьте свои вопросы по выбранной теме

напишите словосочетания для ответа

Лексическая работа.

Задание: продолжите синонимический ряд: Родина,…

Аналитическое задание – работа в парах

прочитайте на слайдовой презентации материал;

сравните известные словосочетания и сделайте вывод о том, какие нац. черты известны в мире и ценятся людьми разных стран:

американский бизнес, американские доллары; английский джентльмен,

немецкая философия, немецкая аккуратность; французские женщины, французская мода; итальянский темперамент, итальянская опера;

русское хлебосольство, русский характер, русская душа

Обобщающий вопрос: что нового о своей родине вы узнали?

Анализ полемических выводов:

главное для русского человека – духовный мир, душевная красота;

Работа с текстом.

прослушайте текст в аудиозаписи: обратите внимание на интонационное оформление речевых характеристик;

анализ – интерпретация текста;

дискуссия: действительно ли человека видно по тому, как он относится к близким и к родине?

Творческое задание.

посмотрите фотоматериалы: окрестности родного поселка (краеведение) – слайдовая презентация;

Выразите словом личные наблюдения, чувства, мысли о родине.

Обобщение по теме

как правильно собирать материал к сочинению?

Обобщение урока, формулирование выводов.

Подведение итогов работы на уроке.

VIII. Рефлексия


-75%

Читайте также: