Поступок лидии михайловны это подвиг доброты или преступление педагога сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подвиг добра или преступление?

Личностных: формирование нравственных качеств, таких, как доброта, бескорыстие, а также уверенности в себе, самостоятельности, формировать способности к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам, развитие творческих способностей учащихся.

Метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства, умение организовать совместную деятельность с учителем и со сверстниками, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение слушать и вступать в дискуссию.

Предметных: овладение процедурами смыслового чтения с целью выявления нравственно-этической позиции автора; формирование умений анализировать, оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни.

Методические приемы: беседа, проблемное обучение, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проектная технология.

Сценарий урока

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

- Мой ученик Валя Распутин был очень скромным и застенчивым мальчиком. И еще – принципиальным. Валя не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость .

Перед командировкой во Францию на лекции о современной советской литературе, я услышала фамилию Распутин. ЗакрАлось сомнение: не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому? В Париже я зашла в книжный магазин, спросила, нет ли книг Распутина. А в ответ услышала: он идет нарасхват, может, еще привезут. Попросила оставить, если поступит. Так и оказался у меня небольшой томик Распутина. Стала читать "Уроки французского" – и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Один экземпляр книги выслала в Иркутск Вале. Потом получила ответ: "Я знал, что найду Вас!"

- Скажите, пожалуйста, узнали ли вы героиню моего диалога?

- Как написан этот рассказ? ( От первого лица, что подчеркивает степень значимости описанного здесь события, это воспоминания детства, той поры, когда происходит становление, воспитание личности человека, когда мы учимся различать свет и тень, добро и зло. Более того, первое лицо – показатель того, что все испытано на себе. Выполненный в жанре автобиографии, рассказ повествует о невымышленных, реальных событиях).

- О каком времени пишет писатель? Что вы знаете о нем?

- Ребята, какие впечатления остались у вас от рассказа, что затронуло вашу душу? Используйте фразы меня поразило, удивило, впечатлило. (Мне очень приятно слышать, что рассказ никого из вас не оставил равнодушным. Вы верно подметили доброту учительницы, понимание, отзывчивость, т.е. те качества человеческого характера, которые ценил автор, и которые вызывают симпатию к героям рассказа и у читателей).

- Чей образ из детства, из того времени, когда он был пятиклассником, запомнился автору ярче всех? Почему через столько лет Распутин вспоминает свою учительницу и делает ее центральным образом рассказа?

- Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?

- Свидетелями какого эпизода вы только что были ?

- Ребята, разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги. Как называет этот поступок Лидии Михайловны директор школы?

- Может, все-таки согласитесь с мнением Василия Андреевича, ведь он директор?

- Неужели она не могла по-другому помочь мальчику?

- Какой вопрос перед нами встает? Как вы считаете, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или, по выражению директора, преступление педагога? На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ. Соответственно этому вопросу звучит и тема нашего урока. Запишите её в буклет.

- Каковы цели нашего урока? (определить нравственную основу поступка Л.М.).

- Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достигнуть цели? (Задачи: выяснить, почему мальчик играл на деньги, какие попытки предпринимала учительница, чтобы помочь ему, определить, как игра на деньги повлияла на судьбы главных героев).

- Кого вы считаете главным героем рассказа?

- Я предлагаю вам вспомнить то, что мы знаем о мальчике. Рассмотрите предметы, расскажите, как они связаны с главным героем, и определите, с какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? ( Предметы раздать группам).

1 группа – книги .

- Какое первое испытание ожидало героя? (Для продолжения учебы, ему пришлось уехать из дома, одиночество, тоска по дому).

2 группа – пустой мешок из-под картошки.

- Какое второе испытание пришлось пережить мальчику? (Голод).

- Почему голод? Ведь мама посылала сыну продукты? (Их воровали).

- Что можно было сделать?

- Как поступил мальчик?

- Какое качество проявилось в этой ситуации? (Бережное отношение к матери, к родителям).

3 группа – монетки.

- Что подтолкнуло примерного мальчика играть на деньги? ( Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать ).

- Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный?

- Что такое нравственность? Найдите определение в словарике.

- Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие?

4 группа – баночка с молоком.

- Это очень важно подчеркнуть, что одиннадцатилетний мальчишечка сознательно беспокоился о своём здоровье, будучи вдали от родного дома. Зная о своей болезни (малокровии), старался пить молоко.

- Так сложилось, что мальчик играет на деньги, зарабатывает рубль себе на молоко… Но была ли эта игра честной? (Игра была нечестной, «настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения? (они завидуют тому, что герой постоянно выигрывает. Им не нравится, что он не такой, как они).

- Каково ваше отношение к мальчишкам? (Они жестокие, бессердечные, никто не заступился за героя).

- Тем не менее, герой снова пошёл играть на пустырь. Почему? Найдите и зачитайте подтверждение в тексте. (С. 207-208. Ему совсем нечего было есть, не хватало даже хлеба).

- С какими же трудностями встретился мальчик, играя на деньги?

- Итак, с какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? (В 11 лет началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания).

- Ребята, как можно назвать ситуацию, в которой оказался герой? (Трудная жизненная ситуация).

- К кому может обратиться ребенок в современном мире, попав в трудные обстоятельства? (К родителям, учителям, психологам, друзьям, позвонить по тел. доверия).

- А к кому мог обратиться герой рассказа Распутина?

Взаимопроверка/ самопроверка по эталону

(Ребята называют. На доске появляются карточки с именами героев).

- Ребята, большой список? Кто же из всех этих героев помог мальчику? Давайте по порядку обсудим каждого.

Задания в группах – ответить на вопрос, почему герой не мог ни к кому обратиться. Поставьте + или – напротив каждого героя.

- Мир жесток к нашему герою… Попытайтесь представить положение мальчика. Он одинок, ему постоянно хочется есть, он скучает по дому, у него нет друзей, его жестоко избивают и предают. Он нуждается в помощи? Конечно, ведь ему всего 11 лет.

- Кто позаботился о нем хоть немного? Кто проявил участие в его судьбе?

- Кто обратил внимание на эти проблемы ребенка? (Л.М.).

- Когда она появляется в рассказе? После какого события?

- Итак, настало время поговорить об учительнице французского языка Лидии Михайловне.

- 1 группа: Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Зачитаем описание Л.М.

- 2 группа: Как ведет себя Л.М. во время этого серьезного разговора? Как меняются интонации учительницы во время разговора?

- 3 группа: Давайте вспомним, какие попытки помочь мальчику предпринимала Л.М.?( Решила заниматься с мальчиком индивидуально).

- С какой целью учительница предлагает мальчику дополнительные занятия по французскому? (Она пыталась его хоть немножко подкормить, приглашая за стол ужинать).

- Удалась эта задумка? Как вёл себя её ученик? (Он всегда отказывался от приглашений).

- Как поступил мальчик? (Он вернул посылку. Гордость не позволила мальчику принять посылку).

- Почему же Л.М. все-таки решается на запрещенную игру?

- Могла ли Л.М. помочь мальчику честно заработать деньги? (Нет, тогда бы она нарушила другой закон).

- Как вы оцениваете поступок Л.М. Осуждаете вы ее или одобряете?

- А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? (Нет, потому что в первую очередь это было бы бесчеловечным).

2. Выслушала его спокойно, не стала ругать.

3. Стала дополнительно с ним заниматься.

4. Пыталась накормить.

5. Отправила посылку.

6. Играет на деньги.

1. Играет на деньги.

2. Нарушила кодекс профессиональной этики учителя.

3. Скрыла от директора факт игры учениками на деньги.

- Все согласны с таким распределением? У кого другое мнение? Почему не выбрали оставшиеся аргументы?

- Ребята, вспомните всё, о чем мы сегодня с вами говорили. Всё это поможет нам ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление?

- Скажите, поступок Лидии Михайловны послужил уроком герою рассказа?

- Вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?


1) Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
2) Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
3) Добро возвращается добром.

. - Как мы еще могли бы назвать этот рассказ?

- Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

- Какие уроки получил автобиографический герой рассказа Рапутина от Л.М.?

- Ребята, как вы думаете, пригодились ему эти уроки? (Да, ведь он стал хорошим человеком, известным русским человеком и писателем).

- Зачитаем финал рассказа (с. 221):

«И больше я ее никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.

- Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (символ душевной щедрости. Мальчик понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).

- Ребята, во время нашего урока, курьер доставил посылку. Как вы думаете, что в этом посылочном ящике? Загляните в него. ( Учитель предлагает взять из посылочного ящика яблоки).

Домашнее задание.

1) Напишите письмо герою или Л.М.

Подведение итогов .

- Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. Оцените, пожалуйста, работу группы и свою работу в листах самооценки.

Когда мы встретились, я его спросила: "Валя, что же ты на меня все свалил в своем рассказе и спрятался за моей спиной, нас ведь много, учителей, было? А он ответил: "А я больше всех помню вас".

И Валентину Распутину – большой поклон за добрую память о нас, учителях. За то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное. Потому что его Лидия Михайловна – настоящая .

- Наш урок окончен, но я надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

К сожалению, в конце концов директор школы, живущий за стенкой, прекращает такие отношения между учительницей и учеником. Лидию Михайловну он увольняет из школы и обвиняет в совращении малолетнего, приучении его к азартным играм. Но так ли обстояло дело на самом деле?

Лидия Михайловна совершила героический поступок, рисковала своей карьерой ради того, чтобы помочь мальчику. Как человек нравственный, умеющий сочувствовать и понимать горе других, она не могла просто сидеть и бездействовать, видя, как плохо приходится её ученику. Из рассказа нам становится понятно, что и к другим ребятам из своего класса она относилась очень внимательно – заходя в кабинет, она здоровалась с учениками и тщательно оглядывала каждого из них, интересовалась из жизнью и самочувствием. Всё это подтверждает то, что наша героиня – образец настоящего человека, которому не всё равно на окружающих.

Вариант 2

Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо. Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.

Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.

Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.

Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.

Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского

Несколько интересных сочинений

В жизни человека существует много потребностей и целей. Практически каждый из нас устанавливает себе задания и старается к ним идти. Кто-то хочет посетить много стран

Лидия Михайловна очень добрая, честная, великодушная, отзывчивая. Помимо материальной помощи она дает мальчику еще и очень важные нравственные уроки, которые он запомнил и потом стал применять в жизни, благодаря чему вырос ответственным человеком. Но кто знает, что было бы, если бы учительница не помогла ему? Возможно, он даже умер бы с голоду.

Мало того, педагог берет вину на себя и уходит из школы, не подставляя мальчика. Это еще одно проявление великодушия, человеколюбия и любви к детям. Мне кажется, не всякий педагог бы нашел в себе силы поступить так. Конечно, все учителя любят детей – но жертвовать своей работой сможет далеко не всякий.

Удивляет поступок директора, который не захотел понимать ситуацию. Разумеется, со стороны учительницы имелось нарушение, но он решил даже не разбираться в чем дело, а сразу выгнать женщину взашей. Это очень неправильно. Ведь бывают правила – а бывают из них исключения. Этот случай, без сомнения, таковым и является. Мне кажется, если бы директор удосужился выслушать педагога и понял, почему она играла с ребенком в азартные игры, то он не исключил бы ее из штата сотрудников.

Главному герою очень повезло. Ведь иная учительница не обращала бы внимания на его мытарства, и, возможно, не помогала бы. Лидия Михайловна действительно человек с большим сердцем, очень отзывчивый, чуткий, справедливый и жертвенный. И в данном ситуации здоровье и безопасность ученика для нее важнее каких-либо собственных амбиций и пятен в репутации. И это, безусловно, похвально.

2 вариант

Автор произведения не просто так смог показать два видения на поступок этой доброй женщины. Ведь директор школы, в которой работала женщина, и учился главный герой произведения, уволил ее. Сам автор расценивает поступок учительницы совсем иначе.

Итак, если рассуждать о поступке Лидии Михайловны со стороны этики педагогов, то абсолютно верно можно сказать, что поступок не правильный. Однако чтобы понять мысли женщины, ее действия и позывы к аморальной игре, следует полностью узнать ситуацию, и самое главное услышать две стороны: Лидии Михайловны и ее ученика.

К сожалению, из-за нежелания разбираться, в чем было вообще дело, Василий Андреевич выносит свой окончательный и неоспоримый приговор. Это увольнение прекрасного преподавателя из стен школы. Ошибка Василия Андреевича в том, что учитель для ученика становится родным человеком, точно так же, как учитель привязывается к ученику. В случае мальчика и учительницы, здесь привязались двое, но больше всего привязалась Лидия. Видя доброе сердце и душу мальчика, она не могла дать пропасть ему среди озлобленных детей и подростков, не могла допустить того, чтобы ребенок потерял эту маленькую веру в людей.

Если же рассматривать действия Лидии со стороны автора произведения и большинства читателей, то можно смело сказать, что таких людей, как учительница французского языка, можно пересчитать по пальцам. Только из-за своей душевной доброты она искренне пыталась помочь мальчику, который своими мозгами полностью походил на молодого юношу.

К сожалению, из-за нежелания директора разобраться в очень непростой и сложной ситуации, пострадали две стороны. Мальчик потерял в какой-то степени друга и прекрасного наставника, который обучал не только французскому языку, но и человеческой доброте. Лидия Михайловна же потеряла любимую работу, и маленького друга, с взрослыми взглядами на жизнь и очень взрослыми рассуждениями.

К сожалению, в конце концов директор школы, живущий за стенкой, прекращает такие отношения между учительницей и учеником. Лидию Михайловну он увольняет из школы и обвиняет в совращении малолетнего, приучении его к азартным играм. Но так ли обстояло дело на самом деле?

Лидия Михайловна совершила героический поступок, рисковала своей карьерой ради того, чтобы помочь мальчику. Как человек нравственный, умеющий сочувствовать и понимать горе других, она не могла просто сидеть и бездействовать, видя, как плохо приходится её ученику. Из рассказа нам становится понятно, что и к другим ребятам из своего класса она относилась очень внимательно – заходя в кабинет, она здоровалась с учениками и тщательно оглядывала каждого из них, интересовалась из жизнью и самочувствием. Всё это подтверждает то, что наша героиня – образец настоящего человека, которому не всё равно на окружающих.

Мнение директора

Конечно, с точки зрения педагогики учительница французского языка поступила неправильно: считается недопустимым играть со своим учеником на деньги. Поэтому решение директора школы настолько категорично: он увольняет Лидию Михайловну.

Оценка рассказчиком

Учительница не могла совершить педагогическое преступление своим поступком, потому что с помощью него она смогла преподать ученику уроки: уроки доброты и милосердия.

Именно поэтому рассказчик вспоминает Лидию Михайловну с душевной теплотой и трепетом. С помощью мнения главного героя выражается и авторская позиция относительно действий учительницы: он уважает ее желание помочь ребенку.

Лидия Михайловна играет с мальчиком на деньги, желая помочь ему в денежном плане. Делает она это для того, чтобы он мог пережить трудные для себя времена.

Мнение директора не совпадает с оценкой поступка учительницы главным героем. Автор дает право читателю самому выбирать позицию.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека.

I
Создание проблемной ситуации
1.Слово учителя.

-О каком дурацком случае говорит Лидия Михайловна, и почему она уезжает?

-Разве это хорошо, что учительница играет с учеником на деньги?

-Прав ли директор, который увольняет учительницу с работы?

3. Формулировка темы урока (проблемный вопрос)

-Этот вопрос и будет темой нашего урока. Записываем тему урока в тетрадь.

II
Начало активного поиска на проблемный вопрос
4.Работа с эпиграфом.

А эпиграфом к нему будут слова самого автора этого рассказа.

— В чём смысл эпиграфа? (Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем)

5.Постановка целей.

7.Постановка проблемных вопросов для итога урока?

6. Словарная работа

Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как духовность и нравственность. А вы знаете значение этих слов? (Работа со словарём)

III
Поиск ответа на проблемный вопрос (Анализ)
7.Беседа

— А теперь давайте поговорим о главном герое. Вот его протрет. (Слайд №8)

Почему мальчик так выглядит? (Послевоенное время)

— Какие жизненные испытания выпали на долю этого 11-летнего мальчика?

( Работа в парах. Записывают в тетрадях )

-Как мальчик выдержал все эти испытания, какие качества проявил? Сейчас мы будем говорить об этом и попутно заполнять таблицу, в которую будем заносить слова, характеризующие главного героя.

— Почему тоскуя по дому, испытывая страшное одиночество, мальчик отказался возвращаться домой в деревню. (Чувство гордости: возвращение – позор.)

— Как он учится в городе? (Упорство)

— За что избили мальчика? (Честность)

— Почему не убежал? (Гордость)

— Обратите внимание на пейзаж в этом эпизоде, здесь каждое слово важно.

— Какого цвета была крапива на поляне? (Чёрная)

-Как это перекликается с событиями? (на душе у героя черно; играть на деньги – чёрное дело).

— сколько ему нужно было денег? Вправе ли мы осуждать его? (Нет. Он не заядлый игрок. Это жизненная необходимость. К тому же он играет честно, в отличие от Владика и Птахи)

— А как ему удавалось выиграть у такого профессионала, как Вадик? ( Терпение, упорство в достижении поставленной цели.)

— А почему после первого избиения он опять пошёл на пустырь? (Голод)

А почему он отказался от помощи Лидии Михайловны, которая пыталась его подкармливать, отказался от посылки? (Чувство собственного достоинства)

— А почему тогда не считает унизительным играть на деньги? (Сам зарабатывает)

-А как выдержал герой испытание французским языком? Что помогло ему его освоить? (Терпение, упорство. Пытка превратилась в удовольствие.)

9. Вывод о характере и душевных качествах героя.

-Делаем вывод о характере героя, его духовном мире. (Зачитываем записи в таблице. Несмотря на совсем детский возраст, он с честью прошёл все испытания.)

10. Портрет Лидии Михайловны.

— А теперь обратимся к образу Лидии Михайловны. Найдите описание её внешности. (Стр. 306-307. Слайд №10)

-Сравните с внешностью героя. Какой приём использует Распутин? (Антитеза)

— Вспомните ту часть рассказа, где Лидия Михайловна обращает на уроке внимание на избитого мальчика. Как он пытается оправдаться? (Упал)

— Понимает ли Лидия Михайловна, что он её обманывает? (Да)

А почему не наказывает, не ведёт к директору, а приглашает остаться после уроков? (Хочет разобраться)

— А как она относится к поступку Тишкина, который выдал главного героя? (Отрицательно, предательство)

Как это характеризует учительницу? (Справедливая)

Заполняем вторую графу таблицы.

— Почему, узнав, что он на самом деле играет на деньги, не наказала его, а только взяла слово, что он не будет больше играть? (Поняла его, жалеет).

— Почему, когда мальчик пришёл второй раз избитым, она опять не ругает его, а предлагает заниматься дополнительно французским языком? (Хочет отвлечь его от игры, спасти от позора и побоев)

Получить полный текст

IV
Обобщение конечного результата
12. Ответ на проблемный вопрос.

— А чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала? (Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.)

— И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение.

— А почему директор не захотел этого понять? (Чёрствый душевно человек)

— Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего? (Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким)

-Итак, мы ответили на вопрос, являющийся темой нашего урока.

13. Прототип главной героини.

— Рассказ этот автобиографический. И у главной героини был прототип. (Слайд №12)

16.Домашнее задание.

Используйте в своей работе материалы урока.

Пример заполненной таблицы.

Главный герой Лидия Михайловна
Гордость, ответственность за свои поступки, упорство, терпение, честность. Справедливость, умение понять другого человека, сочувствие, доброта, милосердие, любовь к детям, желание помочь так, чтобы не обидеть, самопожертвование.

Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении Распутина «Уроки…

Ответ:

Голодные послевоенные годы, смерть отца на фронте, мать, работающая на износ, чтобы прокормить троих сирот, — таковы реалии жизни одиннадцатилетнего мальчишки. Будучи старшим, он стремится заменить отца, работает по хозяйству, учится, нянчит младших.

На годы учебы в райцентре пришлось становление характера подростка. Тоска по матери и одиночество отступили на второй план перед новыми проблемами. Голод. Он сводил мальчишку с ума, заставляя обманывать желудок на ночь горячей водой. Но он ни слова не сказал вороватым соседям, не стал жаловаться в школе, а задумал сам найти способ заработать на еду. Самостоятельность. Вот то качество, которое укрепляет характер. Поиск и принятие решений создает в человеке незыблемую почву к будущей самодостаточности.

Валентин нашел не самый легкий и безопасный способ заработать. Он стал играть с мальчишками в азартные игры. Чика правилами, да и компанией отличалась от деревенских игр в пристенок. Здесь верховодили наглость и сила. Дворовый авторитет был незыблем. Но в битву с ним ступила природная честность и справедливость героя. Нужно быть очень смелым, чтобы обвинить старшого в нечестной игре, ведь за его спиной с кулаками вставали прихвостни. Валентин был бит за удачливость, за честность, за дерзость. И не раз бит. Он возвращался к игре, чтобы доказать свою смелость и нежелание склоняться перед силой.

Кто знает, чем бы закончилась такая закалка характера? Смог бы сельский паренек отстоять свою честь? А, может быть, стал старшим в игре или попал в руки милиции, пожаловавшись в школе на обидчиков? Сценариев много, но жизнь подала пареньку руку. Этой доброй рукой помощи стала Лидия Михайловна, учительница французского языка. Совсем молодая, она еще помнила, как это тяжело пробиваться в жизни. Как зазорно просить помощи, особенно мальчишке у старших, как наказуемо жаловаться.

Учитель долго ломала стену подросткового сопротивления. Слала ему анонимные посылки, уговаривала ужинать у нее после дополнительных занятий. Не опускала рук, когда он снова вернулся к азартным играм на пустыре. Не жаловалась, а теплом и добротой, как капля камень, точила сиротскую броню души мальчика. Она отважилась рискнуть самым важным в ее жизни — профессиональной честью, но нашла тропинку к сердцу мальчика. Азартные игры снова стали для ее ученика способом заработать на еду. Только теперь он играл с француженкой, познавая иные законы игры. Жульничать, оказывается, можно, чтобы дать фору другому, тому, кому нужнее эта победа. И деньги на кон ставить можно, чтобы помочь нуждающемуся.

Урок милосердия

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Вариант 2

Но разве автор так оценивает поступок своей преподавательницы? А мы? Кроме точки зрения директора, есть и точка зрения рассказчика, уже взрослого, который вспоминает маленького себя в ретроспективе, ведь для него события, описанные в рассказе, во многом автобиографичны. По мнению директора, играть с учеником в азартные игры на деньги – недопустимо. Ведь Василий Андреевич даже не пытается отыскать причины поступка Лидии Михайловны, его решение категорично и непоколебимо.

Но автор-рассказчик, он вспоминает свою учительницу с теплотой и любовью, потому что он знает, что, кроме уроков французского, она преподала ему еще и урок настоящего христианского милосердия. Игра была не целью, а средством для достижения цели – помощи Володе. Она рисковала свои рабочим местом, карьерой, репутацией, отношением к ней окружающих, и в конце концов действительно лишилась всего этого, ведь ей пришлось уехать из-за увольнения. Но во всех этих обстоятельствах, сложившихся против нее, она не перестает быть человеком. Она показала маленькому Володе, что это значит – не жалеть себя ради другого, кто бы он ни был, даже если ты потерпишь осуждение. Лидия Михайловна посчитала, что проблема ее ученика имеет к ней непосредственное отношение, приняла ее к сердцу ближе, чем себя саму.

Таким образом, я склоняюсь к точке зрения автора-рассказчика. Посредственные взгляды директора, ограниченные только его должностными обязанностями и узким пониманием педагогической чести, вряд ли у кого-то вызовут сочувствие.

Лидия Михайловна для нас и для автора навсегда останется образцом жертвенности и человеколюбия.

Другие сочинения: ← Главные герои рассказа Дети подземелья Короленко↑ ДругиеПортрет Сони и Маруси (сравнение) →

Читайте также: