Посредственность обыкновенно осуждает все что выше ее понимания сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Самое важное для гения — это вовремя родиться.

Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства.

Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления.

Когда железные дороги были еще молоды, Кучера дилижансов отзывались о них Пренебрежительно: Дескать нет у них даже хвоста! И овсом их не накормить. Едучи так, не рассмотришь как следует местность. И кто видал от паровоза хотя бы горсточку навоза.

…Говорили, что Кавендиш устроил у себя в доме библиотеку научных книг и открыл в нее доступ всем, кто пожелает ею пользоваться. Каждый посетитель может унести с собой домой любую книгу, оставив хозяину расписку. Шутники утверждали, будто сам Кавендиш так строго и точно соблюдает установленные им в библиотеке порядки, что каждый раз, когда ему случается взять книгу из собственного книжного шкафа, он выдает себе расписку: такого-то числа такую-то книгу взял у Генри Кавендиша Генри Кавендиш.

Невежество — лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу.

Светоч истины часто обжигает руки того, кто его несет.

Наука — океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей.

Мысли философов — как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны.

И пусть никто не верит вполне победе своей над природою; ибо природа может долгое время не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне; как это было с эзоповой девицей, превращенной из кошки в женщину; уж на что она чинно сидела за столом, пока не пробежала мимо нее мышь.

Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником.

Я люблю их всех девятерых (муз), надо искать счастья у возможно большего числа дам.

Где великий человек раскрывает свои мысли, там и Голгофа.

Есть вещи между землей и небом, которые не в состоянии понять не только наши философы, но и самые обыкновенные дураки.

Уравнение умнее своих создателей.

Ах, философию сперва, И медицину, и права, И богословие потом Прошел я с ревностным трудом, И вот обманутый глупец, Я все невежда наконец.

Здравомыслие есть вещь, справедливее всего распространенная в мире: каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть.

Природа подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подает своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю.

Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают, и знать не то, что следовало бы знать.

Что особенно обидно, это то, что ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая беспредельна.

У ученого всегда чего-нибудь недостает: или краски, или движения, или желудочного сока, или того, что называется здравым смыслом.

Ученость есть сладкий плод горького корня.

Конечно, эта астрология — глупая дочка астрономии. Но, боже мой, что сталось бы с умной матерью, если бы у нее не было этой глупой девчонки.

Я не нашел нигде в книгах указания о местонахождении земного рая…

Состав спиртной настойки от болезней живота монаха Бернарда: возьми две кварты спирту, четыре драхмы сушеных фиг, корицы, шафрану и гвоздики по пять драхм. Употребляй помногу. Если бог захочет — поможет.

Тот, кто ничего не знает, ни в чем и не сомневается.

Бывает столько же вреда, Когда Невежда не в свои дела вплетется И поправлять труды ученого возьмется.

Мечтаю о более спокойном времени в какой-нибудь тихой стране, где воспрещены доклады и изгнаны газетчики.

Есть области, в которых посредственность невыносима…

Наука служит лишь для того, чтобы дать нам понятие о размерах нашего невежества.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания.

Нет более несносных глупцов, чем те, которые не совсем лишены ума.

Природа — храм, а человек в ней — жрец, оттого и бывает благолепие. А если природа — храм, а человек в ней — хам, ничего, кроме плача, в доме не получается.

Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.

Если бы существовало сочинение примерно в десять фолиантов, в котором каждая глава, не очень большая, содержала бы нечто новое, особенно по философии, дающее пищу для ума, новые выводы или более широкие взгляды, то я, кажется, мог бы ползти за таким сочинением на коленях до Гамбурга, если б был уверен, что после этого у меня еще хватит здоровья и жизни, чтобы прочитать его на досуге.

Так же как лейб-медиками быков являются люди, лейб-медиками людей часто оказывались быки.

Не мыслят, следовательно, не существуют.

Если я только правильно разбираюсь в генеалогии госпожи науки, то невежество является ее старшей сестрой.

Он поглотил много мудрости, но все это словно попало ему не в то горло.

Он так оттачивал свой ум, что тот в конце концов стал тупым…

Каждая мысль, — если она самец, находит свою самку. Но идеи в его голове были, наверное, либо только самцами, либо только самками, ибо ни одна новая мысль у него никогда не рождалась.

Он был не столько собственником, сколько арендатором наук, которые преподавал, так как в них ему не принадлежало и клочка.

Разве то, что человек может знать, и есть именно то, что он должен знать?

Великим светочем этот человек не был, скорее большим удобным подсвечником.

Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок.

…Обладай благородной гордостью и помни, что другие, избежавшие твоих ошибок, не лучше, чем ты, избежавший ошибок, совершенных ими.

Все это высижено при бодрствующей учености и спящем здравом смысле.

Пифагор за изобретение одного геометрического правила Зевесу принес на жертву сто волов. Но ежели бы за найденные в нынешние времена от остроумных математиков правила по суеверной его ревности поступать, то бы едва в целом свете столько рогатого скота сыскалось…

Когда природа оставляет прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства.

Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой.

Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон, Но Сатана не долго ждал реванша, Пришел Эйнштейн — и стало все как раньше.

Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем.

Чем старше я становлюсь, тем больше я не доверяю известной фразе, гласящей, что мудрость приходит с годами.

Если бы в один прекрасный день природа захотела открыть нам свои тайны и мы увидели бы воочию, каковы те средства, которыми она пользуется для своих движений, то, боже правый, какие ошибки, какие заблуждения мы обнаружили бы в нашей жалкой науке! Берусь утверждать, что ни в одном из своих заявлений она не оказалась бы права. Поистине, единственное, что я сколько-нибудь знаю, — это то, что я полнейший невежда во всем.

Следует по крайней мере учиться на своих ошибках.

Даже самая неутомимая человеческая мысль впадает иногда в дремоту!

Мои земляки перигорцы очень метко называют таких ученых мужей — lettreferits (окниженные), вроде того как по-французски сказали бы lettre — ferus, то есть те, кого наука как бы оглушила, стукнув по черепу.

Тот, кто вещает истину, может быть таким же дураком, как и тот, кто городит вздор…

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.

У кого тощее тело, тот напяливает на себя много одежек; у кого скудная мысль, тот раздувает ее словами.

Почему человек, которому нечего сказать, не молчит?

Мне кажется дорогой, что головы даже самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.

Парижский университет — старший сын французских королей и даже очень старый: ему больше девятисот лет; поэтому он иной раз заговаривается.

…Природа, по-видимому, мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало довольствоваться уже и тем, что он надоел всем своим современникам, а он хочет досаждать еще и грядущим поколениям; он хочет, чтобы его глупость торжествовала над забвением… он хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете и чтобы оно вовеки не забыло, что он был дурак.

Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собою.

Если вы хотите забыть что-нибудь немедленно, запишите, что вы должны это запомнить.

Сомневаться во всем, верить всему — два решения, одинаково удобные: и то и другое избавляют нас от необходимости размышлять.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Поиски гелия напоминают мне поиски очков, которые старый профессор ищет на ковре, на столе, под газетами и находит, наконец, у себя на носу.

Чистая математика — это такой предмет, где мы не знаем, о чем мы говорим, и не знаем, истинно ли то, что мы говорим.

Безнадежнее, невыносимее всего гордость глупца, который открыл что-нибудь новое; он уже считает, что во вселенной нечего уж больше открывать.

Ничто так не отвлекает ученых, как преждевременное открытие.

Удовольствие исследователя: задирать юбки природе.

Рассеянность — последствие слишком сильного мышления или полного отсутствия его; следовательно, быть рассеянным имеют право только гении и кретины.

Разум — это всадник, которого легко высадить из седла.

Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.

Лживых историков следовало бы казнить, как фальшивомонетчиков.

Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.

Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже.

Первое открытие всегда заключается в том, что есть вещи, которые стоит открывать.

Тот, кто не способен учиться, принимается учить.

Они [специалисты] так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то; они видят пределы и препятствия. Поэтому я никогда не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе.

Тим был так учен, что мог назвать лошадь на девяти языках, и так невежествен, что себе под седло купил корову.

Ученый дурак пишет свою бессмыслицу лучшим стилем, чем не ученый, но от этого она не перестает быть бессмыслицей.

Во мраке, нас окружающем, ученый стукается лбом об стену, тогда как невежда спокойно сидит посреди комнаты.

Стоит только приглядеться к ученым, сразу заметишь, что это самый нелюбопытный народ на свете… я пошел осматривать музей естествознания; один из хранителей его чрезвычайно любезно давал мне объяснения о животных окаменелостях. Он сообщил мне множество сведений, кончая эпохой плиоцена. Но как только мы дошли до первых следов человека, он отвернулся, объявив, в ответ на мой вопрос, что это — не его витрина. Я понял свою бестактность. Никогда не надо спрашивать ученого о тайнах мироздания, которые не и в его витрине. Они его не интересуют.

Даже создать мир легче, чем понять его… Может быть, в один прекрасный день ум поможет нам соорудить какой-то новый мир. Но постичь данный — никогда! Так что употреблять свой ум на поиски истины — значит возлагать на него совершенно непосильную задачу.

Я родился на набережной Малакэ, против Лувра, среди сокровищ наук и искусств…

Очень рано я почувствовал тягу к знаниям. Мне хотелось знать все. Именно поэтому я и не стал ученым. Ученый уже в ранней молодости должен примириться с мыслью о том, что об огромном окружающем его мире ему суждено знать очень немногое.

Отчего всемогущий творец наших тел Даровать нам бессмертия не захотел? Если мы совершенны — зачем умираем? Если несовершенны — то кто бракодел?

Так как истина вечно уходит из рук — Не пытайся понять непонятное, друг, Чашу в руки бери, оставайся невеждой, Нету смысла, поверь, в изученье наук!

Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.

Одно из величайших бедствий цивилизации — ученый дурак.

Из-за того, что я стал писателем, не следует думать, что я никогда не стремился к достойной деятельности. С 15 лет я пытался идти против своей природы… Моя последняя попытка относится к 1879 году, когда в Лондоне была создана компания для эксплуатации искусного изобретения Томаса Альвы Эдисона — даже, как оказалось, слишком искусного, — являвшегося не чем иным, как телефоном, оравшим ваши самые интимные подробности, вместо того, чтобы нашептывать их тайком.

(со слов М. Я. Лапирова-Скобло).

Если бы у меня был зад Макса Борна, я бы сделал многое.

Математика — единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос.

Два самых больших открытия человечества: книгопечатание, которое способствует распространению книги, и телевидение, которое отрывает человека от чтения.

Образованный человек никогда не читает, он перечитывает.

Почему у меня такие хорошие студенты? Да потому что я сам не очень умный.

1. Началом в простых рассуждениях бывает предложение (protasis), или
вам данное, или вами изобретенное. Оно распространяется приличным
образом (периодом) и составляет одну часть.

2. Но если даются для рассуждения слова знаменитого писателя, тогда
похвала писателю и юъяснение его слов (paraphrasis) составляют вторую
часть, т.е. начало в таком случае состоит из двух частей.

Середина простых рассуждений состоит в одной доказывающей и четырех объясняющих, которые все. вместе называются распространением (amplification).

а) Причина (actiologia) составляет доказательство, почему положение
справедливо. Иногда бывают многие причины и сия часть нарочито
распространяется.

б) Противное (amplificatio a contrario) показывает и отвергает мысли, не
совместимые с предложением или причиною, и бывает двояким образом:

1) отвергается просто противное; 2) искусно делаются выражения и подробно каждое отвергается.

в) Подобие (a simili) объясняет или предложение, или его причину
известными сравнениями, уподоблениями.

г) Пример (ab exemplo) приводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложению или его причине.

д) свидетельство (a testimonio) приводит слова Священного Писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину.

3. Конец состоит из одной части, и эта часть есть заключение (conclusio).
В ней снова повторяется предложение с большею силою, с важнейшими
убеждениями или выводится.

Искусственное рассуждение (chria inversa) бывает двух родов. 1. Рассуждение через предыдущее и последующее.

В нем предшествует причина, а заключает предложение. 2. Рассуждение через положение и приложение.

Оно начинается подобием, противным, примером или свидетельством и переходит к предложению, которым заключается рассуждение [Лапотько 2002: 11–12].

Образец[Филиппов 2002: 57].

Протазис –предложение как начало в простых рассуждениях, главная мысль высказывания, содержащая название предмета обсуждения.

Мщение есть страсть низкая и вредная…

! Если для рассуждения взяты слова знаменитого человека, в этом случае звучит похвала ему и изъяснение его слов (амплификация).

Причина– элемент рассуждения, довод, указывающий на основание протазиса (почему предложение, взятое в начало, верно).

Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна­чит унижать достоинство человека ко вреду собственному.

Противное – элемент рассуждения, противоположный протазису по смыслу. Иногда противоположные протазису мысли искусственно измышляются, затем отвергаются. Употребляется для подтверждения истинности протазиса.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой.

Подобие – элемент рассуждения, объясняющий протазис, или указание его причины через сравнение, уподобление.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни.

Пример – указание лица или происшествия, события, которое служит доказательством протазису (предложению) или его причине.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов.

Свидетельство– приведение слов из авторитетного источника в подтверждение протазиса или для указания его причины. Это могут быть слова из Библии, слова знаменитости (философа, писателя, художника т.д.), пословицы и поговорки разных народов.

Заключение (хрии)– завершающий элемент рассуждения, который усиливает смысл протазиса, повторно и более энергично выражающий ту же мысль.

Мщение есть страсть низкая и вредная… Итак, удаляй­те от сердца страсть мщения.

Афоризмы для учебных выступлений

1. Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

2. Попробуйте сказать, что хотите, – всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н.Г. Чернышевский).

3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что вышего ее понимания (Ларошфуко).

4. Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

5. Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

6. Постоянная важность – признак посредственности (Вольтер).

7. Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д.С. Лихачев).

8. Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь – и уже больше ни с чем не спутаешь.

9. Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быт вечной (Спиноза).

10. Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Энштейн).

Учебные сочинения в виде хрии.

Задание. Найдите в предложенных сочинениях части хрии и назовите их.

«Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих

Франсуа де Ларошфуко

Это и действительно так, в чужих делах всегда проще разобраться, все гораздо яснее и понятнее. И решение приходит само собой. В своих же делах, как правило царит хаос. Мы путаемся во множестве решений. Испытываем трудности по поводу того, как поступить, в чем пойти, что сказать… И очень часто, если не всегда, прибегаем к советам близких, родственников, друзей и подруг, знакомых.

Почему же трудно быть мудрым для себя? И почему мы так быстро находим выход из трудного положения? Разбираясь в чужих делах, мы не испытываем страх по поводу того, что в результате наших решений, что-то может не получиться или получиться не так, как хотелось бы, не боимся потерпеть фиаско, с одной стороны. С другой стороны, не испытывая сильных чувств и эмоций в отношении какого-либо дела, мы получаем возможность думать и поступать, вернее, советовать поступать, с холодной рассудочностью. В этом, на мой взгляд, и проявляется мудрость.

Представим себе, что все было бы наоборот. Мы были бы мудры в отношении своих дел. Не принимали бы во внимание все страсти сердца, увлечения, переживания, страдания, метания, желания. Тогда мы не были бы живыми, мы бы не жили, превратились бы в машин, в один рассудок, не облаченный в живую материю и не наделенный чувствами и эмоциями.

Это подобно тому, как врач, оперирующий больного, удаляет зараженные части его тела, не чувствуя боли. Но случись врачу самому заболеть… И он обращается к другим врачам. Так как для него саомоврачевание невозможно, так как сопряжено с неизмеримыми болевыми ощущениями. За редким исключением, описанным в литературе. Известен случай, когда, находясь в экспедиции, в Антарктиде, врач сам себя оперировал без наркоза, потому что просто не было выхода. Но вопрос стоял так: либо жизнь, либо смерть? Такие исключения лишь подтверждают правило.

Пожалуй, нет народа, у которого не было бы традиции уважительного, почтительного отношения к старчеству. Именно они являются источником мудрости. У нас на Руси такой обычай тоже существовал. В какой-то мере он сохранился и сегодня. Когда у какого-то члена семьи возникают трудности или кто-то из семьи стоит на пороге принятия ответственного решения, собирается вся семья, и старшие дают совет.

Игнаций Лойола

События, произошедшие в России в 1917 году, имели благородные цели – построение общества всеобщего благоденствия. А в результате привели к многомиллионным жертвам, к тому, что тысячи лучших представителей нации покинули страну, Россия оказалась в политической изоляции, культурное наследие предыдущих веков было поругано, разграблено и предано забвению.

Таким образом, цель оправдывает только те средства, которые укладываются в принятые в обществе нормы этики и морали, те средства, которые выбраны не только разумом, но и сердцем.

Занятие 10

Заключение и его виды

Во всех перечисленных выше случаях заключение сводится именно к концовке, а не к резюме. Резюме уместно там, где содержание речи можно уместить в краткие выводы и где нет опасения сбить этим эмоциональный подъем, вызванный воззванием [Хазагеров 2004: 183–184].

Повторяем виды заключения – полемическое(выражение расхождений во мнении с оппонентом или аудиторией), обобщение(рекапитуляция – сжатое повторение содержания основной части, выводы – мысли-следствия, вытекающие из содержания основной части), побуждение(призыв принять решение), клаузула (эффектная концовка).

Задание. Определите, какого типа заключения употреблены в данных ре­чевых фрагментах. (Примеры взяты из справочника по риторике [Филиппов 2002: 70–71]).

I. Так, господа! Страстности было много в этом деле. Но где страсти, увлечения – там истина скрыта. Прочь эти фразы! Не верьте легкомысленным приговорам толпы. Не поддавайтесь той теории, которая проповедует, что для полного спокойствия на земле нужно иногда звучать цепями осужденных, нужно напол­нять тюрьмы жертвами и губить из-за одной идеи правосудия. Будь­те судьями разума и совести! Разумно ограничив свою задачу раз­решением того, что дало вам судебное следствие, отрешившись от всех страстей и увлечений, вы, оставаясь в строгих рамках су­дейской мудрости, правда, не понравитесь проповедникам теории равенства или теории жертв и цепей, но зато ваш честный приговор найдет себе привет и оправдание и в вашей чистой со­вести, и в мнении общества, которого вы являетесь здесь представителями!

(Плевако Ф.Н. Речь в защиту Кострубо-Карицкого)

П. Я думаю, довольно того, что я сказал, хотя я о многом не упомянул. Для суждения о лицах, достойных занимать место в Совете, вам не надо другого критерия, кроме вас самих: вспом­ните, за какие заслуги перед отечеством вы сами были признаны достойными этого места. Действия Филона представляют собою новый образец, чуждый всякому демократическому строю. (Лисий. Речь против Филона при его Докимасии)

IV. Не в нашей власти решить, когда и как совершится великое дело всечеловеческого единения. Но поставить его себе как высшую задачу и служить ему во всех делах своих – это в нашей власти. В нашей власти сказать: вот чего мы хотим, вот наша высшая цель и наше знамя – и на другое мы не согласны. (Соловьев B.C. Вторая речь в память Достоевского)

Задание. Речь какого вида и содержания можно закончить следующими высказываниями?

Задание. Вообразите, что Вам нужно выступить на политическом митинге. Составьте полемическое заключение Вашей речи по какому-либо
случаю (предвыборная кампания, всенародный праздник, годовщина
события и др.), в котором Вы подводите итог разоблачениям взглядов
и действий тех, кого Вы считаете Вашими политическими противниками.

Задание. Напишите небольшую речь на тему предыдущего задания, используя в качестве заключения обобщение.

Дополнительная литература:

1.Башов, А. Секреты эффективного делового общения / А. Башов. – М., 2006. – 88 с.

Пример делового телефонного разговора*

* Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. М., 1993. С. 71.

А. — Алло. "Интерконгресс".

Б. — Здравствуйте. Я вам вчера звонила относительно симпозиума.

А. — Добрый день. Слушаю вас.

Б. — Вы можете предоставить нам помещение на сто тридцать-сто сорок человек?

А. — Да. Мы можем забронировать для вас конференц-зална стопятьдесят мест.

Б. — Это нам подходит, спасибо. А как оформить аренду мебели?

А.— В заявке нужно точно указать названия всех предметов и их коли­чество.

Б. — И через сколько дней вы его получите?

А. — Письмо идет обычно два-три дня.

Б. — Это довольно долго.

А. — Можно послать с нарочным, тогда оно придет к нам в течение двух часов.

Б. — Так мы и сделаем. Спасибо большое за исчерпывающую информа­цию.

А. — Пожалуйста. Всего доброго.

Задания

1. Проанализируйте приведенный диалог и выделите его основные компо­зиционные части.

2. Справьтесь по телефону о возможности размещения рекламы вашего предприятия.

3. Уточните по телефону взаимную договоренность о поставках.

I Определите, какие стилистические приемы использованы в приведенных отрывках.

1. Хочется подчеркнуть, что мы не можем ни давать в кредит, ни раздаривать свои недра. Земля принадлежит не нам. Наши внуки и правнуки спросят нас: "Как вы ею распорядились? Почему о нас не подумали?"

2. Никто не дает заданий, никого не понукают. Кому день­ги нужны, тот сам организует дело по совести. Продук­цию выпускает чистую, специально отобранную, такую, чтобы радовала глаз. Привезли — и сразу нету ее.

3. Новая ситуация ставит новые задачи перед геологией и разведкой, добычей и переработкой сырья. Пробовали метод подземного горения. Пробовали использовать авиадвигатели, снятые с самолетов. Построили дорогу на битуме, вынутом из глубины.

4. Не удивительно ли, что завод "Эластик" в прошлом году смог увеличить объем производства на 70%? Сюда пришел энергичный руководитель — раз; на предприятии всерьез занялись маркетингом — два; инженерные служ­бы, учитывая политику сбыта, засучив рукава, принялись за техническую реконструкцию — три.

5. Посмотрите на территорию вокруг наших городов: они задыхаются в кольце растущих свалок. А ведь здесь скапливаются отходы, 60-80% которых можно перераба­тывать на предприятиях.

II Определите, какие стилистические приемы и риторичес­кие фигуры использованы в афоризмах.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направле­ние, в котором мы движемся.

Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, и это дало мне преимуще­ство над остальным человечеством.

И разве здравый смысл и простая наблюдательность не говорят нам, как для нас бывает полезно кому-то нра­виться?

Ф. Честерфилд

В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить.

Ф. Ларошфуко

Почему люди подают милостыню нищим и не подают фи­лософам?

Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда.

Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стремится к полному, гармоническому тождеству усилий и результа­та, самым доступным показателем которого являются цифры.

Интеллигентенли бизнесмен, обманывающий своего партнера?

III Придумайте рекламный текст из 3-4 предложений, ис­пользуя эпитеты: высокоэффективный, экономичный, удобный (в использова­нии), стильный (дизайн), вместительный.

IV Выпишите из статей, посвященных экономическим про­блемам, предложения и отрывки текста, в которых использованы стилистичес­кие приемы, риторические фигуры или тропы.

V Напишите текст-презентацию своей любимой газеты (жур­нала). Проанализируйте, какие средства речевой выразительности вы исполь­зовали в своем тексте.

Семинар № 4 Виды публичных речей по целевым установкам

Основные вопросы:

1.Разновидности и особенности информационных речей

2.Разновидности и особенности агитационных речей

3.Разновидности и особенности речей по специальному поводу

4.Разновидности и особенности развлекательных речей

5. Подготовьте информационную речь (5-10 мин), обоснуйте актуальность выбранной темы, составьте план речи.

Темы: События в нашей стране;

События за рубежом;

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – С.236 - 245

2. Анисимова, Т. В. Речевая компетенция менеджера : учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2007. – С. 448 – 454.

Дополнительная литература:

1. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб.

пособие / О. А. Леонтович. - М.: Гнозис, 2007. – 367 с.

Практические задания:

1) Подготовьте информационную речь.

2) Подготовьте убеждающую речь.

Задача: убедить студентов в том, что им достаточно усвоить одно этикетное правило, чтобы быть воспитанными людьми. (Почему достаточно?) Тезис: уважение к людям лежит в основе всех этикетных правил.

3) Подготовьте эпидейктическую речь.

Задача: поздравить студентов с началом нового учебного года.

Темы публичных выступлений:

Семинар 5 Оратор и аудитория. Этика оратора

Основные вопросы:

1.Особенности коммуникативного этапа общения оратора

2.Невербальное поведение и структура речи (поза, мимика, артикуляция)

3.Языковые средства установления контакта (учет особенностей аудитории, форма преподнесения материала, искусство импровизации)

4.Подготовка к публичному выступлению (этапы и виды подготовки ораторской речи).

5.Композиция публичного выступления (методы изложения материала, приемы привлечения внимания)

* Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку – далеко не так. Каждый не прочь быть злым, но никто не хочет быть смешным.

* Есть пороки, которые коренятся в нас только благодаря другим нашим порокам и которые исчезнут, лишь только мы избавимся от последних: так спадают ветки дерева, когда подрубишь ствол.

У кого много пороков, у того много и повелителей.

Если бы мы ненавидели порок столько же, сколько любим наслаждения, мы воздерживались бы так же легко от соблазняющего нас греха, как и от смертельного яда в любимом блюде.

Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.

Громить пороки и щадить порочных – это все равно что осуждать карты и прощать картежную игру.

* Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с внешней стороны вид добродетели.

* Боги справедливы и излюбленные нами пороки делают орудием для бичевания нас.

Для каждого человека ближний – зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

* Нет такого порядочного человека, который, отдав на суд все свои действия и помыслы, не заслуживал бы быть повешенным десяток раз в течение своей жизни.

Посланник есть род фактора, посредством которого ложь и обман переходят из одного двора в другой.

Если бы мы во всякое время думали о последствиях наших поступков, то не было бы и грехов.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

* Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах.

Пословицы суть плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы.

* Пословицы – это драгоценные украшения из пяти слов, вечно сверкающие на указательном пальце времени.

* Пословицы выражают дух и практическую философию века или нации.

Образование людей должно было начаться пословицами и должно кончиться мыслями.

* Для большинства людей пословицы являются правилами нравственности и практической жизни.

Послушание хорошо и необходимо, но если это послушание тому, что дурно и ложно, то это, напротив, высшая степень человеческой подлости и унижения.

Самый потерянный день – тот, в который мы ни разу не посмеялись.

Одна лишь посредственность не имеет врагов.

Есть иные вещи, в которых посредственность невыносима: поэзия, -музыка, живопись, публичная речь. Какое наказание слушать пышную декламацию холодной речи и произнесение посредственных стихов со всею напыщенностью плохого поэта!

* Посредственности думают, что могут сравниться с гением, выступая из рамок рассудка.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания.

Верх ума назовут безумием, как и крайнюю его тупость. Только посредственность всегда в похвале у людей.

Посредственный человек редко бывает великодушным, и никогда не бывает он таким наглым, как тогда, когда он держит в своей прихожей человека высшего достоинства.

* В любви если непостоянство доставляет наслаждение, то постоянство приносит счастье.

Что может быть выше поступка, обличающего щедрость в скряге, милосердие в мстительном человеке и смирение в гордеце?

Ссылаться на дурные поступки других – это умываться грязью.

Обдумывая человеческие поступки, я всегда старался не о том, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, но единственно о том, чтоб уразуметь.

Потеря дорогого предмета причиняет нам более скорби, нежели сколько обладание им доставляет нам удовольствие.

Потеря наших сил гораздо чаще является последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

Деньги потерять-ничего не потерять; время потерять-много потерять; энергию потерять – все потерять.

Потомство – это воображаемый кумир, которому фанатические обожатели славы приносят в жертву настоящие поколения.

Даже клевету люди прощают охотнее, чем поучение.

Жан Поль [Рихтер]

* Я не встречал такого человека, у которого не было бы чему поучиться.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей. M. Аврелий

Похвалы литературных котерий походят на поддельные вина, которыми бедные люди допьяна напиваются в кабаке.

Похвалы имели бы огромную цену, если б они могли давать нам те совершенства, за которые нас хвалят.

Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки.

Похвала всегда целомудренна, одна лесть пахнет лакейской.

* Похвала – превосходное средство для того, чтобы побуждать людей к похвальным действиям; даже незаслуженная похвала является поощрением.

* Если похвала друзей всегда бывает двусмысленна, то зависти врагов можно всегда верить.

Только часть похвал высказывай другу в лицо, другую же часть – за его спиной.

* Нет лучшего способа располагать к себе людей, как поддакивать их взглядам, кадить их недостаткам и рукоплескать всему, что ни делают… и нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы заставить проглотить, приправив похвалами.

Похвала, подобно лире Орфея, укрощает и Цербера.

Любовь к похвалам кроется более или менее во всех сердцах. Гордец, чтобы заслужить их, готов на тысячу неприятностей; скромный же бежит их лишь с тем, чтобы с большей уверенностью удостоиться их.

Самое скверное, что может случиться с человеком,- это удостоиться похвалы негодяя.

Поцелуй между женщинами означает только, что им в эту минуту больше нечего делать.

* Поцелуи, улыбки, вздохи и слезы – вот победоносное оружие женщины.

* Мудрец должен презирать славу, но не почести; почести редко там, где слава, и еще реже слава там, где почести.

* Не почести, титулы, величие составляют для человека реальную ценность, но мнение, которое имеет о них публика.

Новые почести походят на новые платья: их надо поносить для того, чтоб они хорошо сидели.

Не заботятся о приобретении почета в городе, через который только проезжают, но когда приходится жить в нем некоторое время, сказанная забота появляется.

Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным – для человека похвально.

* Иные люди считают себя глубокими, между тем как они просто пошлые.

Пошлая натура отличается тем, что она никогда не упустит из виду своей выгоды: свою мудрость и свое чувство собственного достоинства она полагает в том, чтобы не дозволить своим стремлениям увлечь себя на нецелесообразные поступки.

* Стараться подействовать на пошлого человека мягкою и тонкою речью – все равно что пытаться обтесывать каменную глыбу бритвою.

Читайте также: