Последнее сочинение шопена это

Обновлено: 06.07.2024

Выдающийся польский композитор. Пианист. Оказал значительное влияние на мировую музыку. Основоположник польской национальной композиторской школы. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма.

Фредерик Франсуа Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля, Польша. Мальчик вырос в окружении музыки и уже в пять лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре, его педагогом стал известный музыкант Войцех Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков.

Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор Иосиф Эльснер. За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени уже признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы: превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения.

Период с 1838 по 1846 год является наивысшим расцветом творчества композитора. Именно в это время созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Продолжал музыкант и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.

Творчество Шопена выступает одним из величайших достижений польской и мировой художественной культуры, оказавшее огромное влияние на многие поколения музыкантов. Фредерик остается непревзойденным творцом мелодий, его композиторская техника во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Его перу принадлежит более полусотни мазурок, три фортепианных сонаты. Также является автором нескольких баллад. Особой популярностью пользуются его вальсы.

Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер.

В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Композитор почти перестал писать, а свой последний концерт Фредерик дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.

Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 года в Париже, где похоронен на кладбище Пер-Лашез. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костела Святого Креста.

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

Мазурки (всего 51)

Op.6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
Op.7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
Op.17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
Op.24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
Op.30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
Op.33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
Op.41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
Op.50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
Op.56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
Op.59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
Op.63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
Op.67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
Op.68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (всего 11)

Ноктюрны (всего 19)

Вальсы (всего 15)

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)
Op. 4 № 1, c-moll (1828)
Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 25)

Chopin Prelude Opus 28 n.4
Помощь по воспроизведению
24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
Прелюдия cis-moll op′,′45 (1841)
Прелюдия ля-бемоль мажор B. 86

Экспромты (всего 4)

Этюды (всего 27)

Скерцо (всего 4)

Баллады (всего 4)

Ор. 23 g-moll (1831-1835)
Op. 38 F-dur (1836-1839)
Op. 47 As-dur (1840-1841)
Op. 52 f-moll (1842-1843)

Другие

Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
Болеро Op. 19 C-dur (1833)
Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
М. А. Балакирев. Переложение для фортепиано соло Романса (II части) из Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).
Ф. Бузони. Девять вариаций на тему прелюдии Шопена до минор
Ф. Момпу. Вариации на тему Ф. Шопена
Ф. Лист. Транскрипции шести польских песен Шопена для фортепиано (Желание, Весна, Колечко, Пирушка, Моя баловница, Жених)
А. Корто. Фортепианная транскрипция Largo из Сонаты для фортепиано и виолончели

В 2018 году в Варшаве впервые был проведен Международный конкурс имени Шопена на исторических фортепиано.

Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.

В 1934 году в Варшаве основан университет имени Шопена, который впоследствии преобразован в Общество имени Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.

В честь Шопена назван кратер на Меркурии.

В 1960 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шопену.

В 1998 году Московское государственное училище (ныне - колледж) музыкального исполнительства, а в 2011 году Иркутский музыкальный колледж стали носить имя Ф. Шопена.

В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) присвоено имя Фредерика Шопена.

Постановлением Сейма Польши 2010 год объявлен Годом Шопена.

В марте 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.

В 2010 году в Бишкеке, Киргизия установлена памятная доска и названа улица в честь Фредерика Шопена.

В 2010 году, также в честь 200-летия композитора, российский пианист Рэм Урасин исполнил все произведения Шопена в цикле из 11 концертов.

Во многих городах Польши и мира установлены памятники в честь Шопена (в том числе Варшаве, Познани, Желязовой-Воле, Кракове, Париже, Шанхае, Тиране и др.)

Отец - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

Мать - Скарбеков Текла Юстина Кшижановская (1782-1861). По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.

История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлен с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.

В каждой ноте Шопена видна личность перфекциониста. Идеальная форма, совершенный баланс эмоций, никаких "божественных длиннот". Всё, что выходило из-под его пера, подвергалось строгой критической самооценке. Далеко не всё отдавалось издателям даже в те годы, когда ему остро не хватало денег.

К моменту смерти в его бумагах накопилось довольно много рукописей неизданных сочинений. Среди них были и юношеские, "сырые", несовершенные с точки зрения Шопена, а также те, которые он не хотел публиковать по разным причинам.

За несколько дней до смерти Шопен рассказал, как он хочет быть похоронен, а также, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, распорядился сжечь всё, что было не опубликовано при его жизни.

"Есть много работ, недостойных меня; во имя любви, которую вы испытываете ко мне, пожалуйста, сожгите их все. Я слишком уважаю людей и поэтому не хочу, чтобы произведения, недостойные публики, распространялись под моим именем" (из воспоминаний его друга Альберта Гжималы).

Старшая сестра Шопена Людвика, на руках которой он умер, сделала всё, как хотел её брат. По его желанию на отпевании в церкви был исполнен Реквием Моцарта (разрешение на это пришлось выпрашивать у архиепископа Парижа две недели). Потом правдами и неправдами она перевезла сосуд с сердцем Шопена из Парижа в Варшаву. Такова была его воля. Но уничтожить рукописи у неё не поднялась рука.

На семейном совете было решено нарушить волю покойного, и через некоторое время мать композитора и его сёстры вручили Юлиусу Фонтане - другу Шопена - официальную доверенность на работу с архивом композитора. Они поручили ему подготовить к публикации то, что он считает нужным. В итоге спустя несколько лет после смерти Шопена были впервые изданы 24 его фортепианных пьесы и 17 песен (они вошли в опусы 66-74).

Здесь было не только то, что Шопен считал "браком", но и те сочинения, которые он расценивал как личные подарки и протестовал против их публикации и исполнения на публике.

Сегодня трудно представить себе, что эта музыка могла бы быть просто пеплом или истлевшими нотными листками в чьём-то частном архиве.

Вальс №9 "Les adieux" ("Прощальный") ля-бемоль мажор

Вряд ли Шопен считал этот вальс недостаточно совершенным. Иначе он не подарил бы его своей большой любви - юной графине Марии Водзиньской.

Фредерик Шопен. Повороты судьбы…

Шопен – величайший пианист и композитор, родившийся в Варшаве и покоривший Париж своими великолепными сочинениями – мазурками, полонезами, фортепианными концертами и этюдами, искрящимися виртуозным блеском.

Колоссальное влияние на Фредерика Шопена оказала его любимая Польша. Именно в родной стране он черпал силы и вдохновение, выражая в музыке голос своих соотечественников.

Несмотря на то, что большую часть сознательной жизни Шопен провёл в Париже, любовь к музыке зародилась в юноше на его родной земле. В его произведениях неизменно слышится танцевальные ритмы мазурки, разнообразные интонации фольклорной музыки. В балладах и полонезах композитор рассказывает о своей стране, о красотах ее пейзажей и ее трагическом прошлом. Шопен был известен как блестящий пианист-виртуоз, он имел грандиозный успех в Вене и Париже, однако нигде не забывал о любимой Варшаве. Драматические, а нередко и трагические образы, которыми проникнуты его произведения, были неизменно связаны и с его личной непростой судьбой, и с теми событиями, которые переживала Польша.

Связь с Родиной

Судьба распорядилась так, что отец Шопена – француз по национальности – когда-то перебрался в Польшу и обосновался там, а сам композитор почти всю свою жизнь провёл в Париже.

Когда в 1735 году бывший король Польши Станислав I стал герцогом Лотарингии, часть поляков последовала за ним на эту землю. Николя Шопен родился в 1771 году в деревне Маранвилль, принадлежавшей польскому дворянину, последовавшему за своим королём. Николя прекрасно владел польским языком и, когда ему исполнилось шестнадцать лет, приехал в Варшаву. Обретя новую родину, во Францию он больше не возвращался.

Николя Шопен, отец Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я. Замойским (1959 г.)

Новый дом

Николя понравилась особая атмосфера и дух польской столицы. Используя свой природный талант, он сумел устроиться на табачную фабрику. Французская революция была в самом разгаре, однако молодой человек предпочитал воинской службе стабильную работу. Тем не менее, в 1794 году он принял участие в национально-освободительном движении Тадеуша Костюшко за независимость Польши. После поражения армии Костюшко Николя даже думал о том, чтобы вернуться во Францию, но ему помешала болезнь. Между тем, знание языков помогало зарабатывать на жизнь, и, несмотря на вторичную попытку уехать на Родину, возвращения так и произошло. Николя смирился с ситуацией и постепенно разорвал связи с Францией.

Семья

Юстына Шопен, мать Фредерика Шопена. Реконструкция портрета кисти А. Мирошевского (1829 г.), выполненная Я. Замойским (1959 г.)

В 1802 году Николя Шопен был приглашён в качестве воспитателя к детям графа Скарбека и в его имении познакомился с Юстыной Кжижановской. Они поженились в 1806 году.

В браке у них родилось четверо детей. Фредерик Шопен – был вторым по старшинству ребёнком. Интеллигентность и чуткость родителей благотворно сказывались на развитии одарённого малыша. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с детских лет любовью к народным мелодиям.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного играла на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, потому что, когда мама начинала играть, ребёнок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепиано.

Успехи мальчика были так велики, что когда ему исполнилось 12 лет, Живный сам отказался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся ученику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Всё чего он достиг – результат самостоятельного труда внутреннего развития и роста.

Отец Шопена, ставший преподавателем французского языка в лицее, стремился дать ребёнку классическое образование – латынь, греческий, математика и только потом музыка. В 13 лет Шопен поступил в Варшавский лицей.

Польша к тому времени была поделена между Россией, Пруссией и Австрией.

Фредерик Шопен в юном возрасте

Летнее увлечение

В 1826 году Шопен поступил в Варшавскую консерваторию. В 1828 году он посетил Берлин вместе с другом отца – профессором, отправлявшимся туда на конгресс. В этом городе Шопен получил незабываемые впечатления, посещая музеи, театры и встречаясь с известными людьми своего времени.

Время перемен

В 1829 году в Варшаве состоялась коронация русского императора Николая I, который был объявлен польским королём. Это событие не могло не привести к гражданским волнениям.

К слову, Шопена в данный момент занимало совсем иное: Варшаву посетил легендарный скрипач-виртуоз – Паганини. Отец считал, что для полного расцвета таланта Шопену необходимо поехать за границу, и в 1830 году молодой человек прибыл в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Венские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на некоторое время проживания за границей.

Можно было отправляться в путешествие, но Шопен откладывал поездку со дня на день. Политическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма.

Наконец, день отъезда был назначен.

Вдали от родины

Спустя две недели после его отъезда в Варшаве началось восстание. Узнав об этом, Шопен хотел уехать домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим искусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

Фредерик Шопен. Портрет неизвестного художника (1831 г.)

Попытка поляков добиться победы не увенчалась успехом. Польша стала частью Российской империи, на неё даже распространялись действовавшие по всей России монетная система, системы мер и весов. Только в 1918 году Польша восстановила свою независимость.

Успех в Париже

Поражение восстания навсегда отрезало Шопену путь на родину. Осенью 1831 года, будучи 21-летним, он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Именно здесь он завоевал репутацию замечательного пианиста и композитора. В салонах французской и польской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, знатные вельможи с удовольствием слушали его игру и становились преданными поклонниками композитора. Великолепные миниатюры Шопена – вальсы, мазурки, ноктюрны и этюды как нельзя лучше подходили для исполнения в таких тесных кружках, поскольку сам Шопен не любил играть для большой аудитории.

Поворот судьбы. 1838 год

Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен), французская писательница

В Париже Шопен встретил главную любовь своей жизни – писательницу Аврору Дюдеван, известную под псевдонимом Жорж Санд.

Его первоначальная настороженность и предубеждение постепенно переросли в страсть. Мужское имя в качестве псевдонима, мужские наряды, сигары, свободные взгляды писательницы шокировали многих. К тому же она была на шесть лет старше композитора и в разводе с мужем. Однако её смелость увлекала Шопена.

Это была талантливая писательница, художественно одарённая натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет.

Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

В ноябре 1838 года Шопен и Жорж Санд уехали на Майорку в надежде, что тёплый климат окажет благотворное влияние на здоровье композитора.

Конец романа

Зима, проведённая на Майорке в заброшенном монастыре в Вальдемоссе, стала испытанием для их чувств. Болезнь в сочетании с тревогой о судьбе Польши чуть не убила Шопена, поэтому в 1839 году было принято решение вернуться во Францию. Летом Шопен и Санд жили в ее поместье в Ноане, а остальное время проводили в Париже. Девять лет Жорж Санд самоотверженно ухаживала за Шопеном, но обязанности сиделки не способствовали поддержанию пылких чувств. Их отношения были бурными и завершились отнюдь не счастливой развязкой, которую ускорила ссора композитора с сыном писательницы Морисом. Их последняя встреча состоялась в начале марта 1848 года. Шопен всегда носил с собой локон ее волос, который хранился в записной книжке композитора, и он каждый раз перекладывал его из старой книжки в новую.

Эпитафия. Замурованное сердце Фредерика Шопена. Костёл Святого Креста, Варшава, Польша

Последние годы жизни

Однако жизнь композитора все больше омрачала тоска по родине. Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоровье. Болезнь лёгких, которой он страдал с юности, обострилась. Последние годы стали самыми мрачными в его жизни. Средства его иссякли. Не только потребность в деньгах, но и безразличие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон, Шотландию.

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. Весь музыкальный мир был ошеломлён его смертью. В Париже прошли его торжественные похороны, где известнейшие артисты того времени исполнили Реквием Моцарта. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной.

Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки Шопена. Разлучённый на всю жизнь с родиной, он оставался всегда польским композитором. Вот, почему как самую дорогую реликвию хранит сейчас Польша сердце Шопена, которое до последнего своего удара билось для родной страны.

Сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось там долгое время. Когда фашисты оккупировали Польшу, польские патриоты тайно вынесли из костёла драгоценный сосуд, хранивший эту реликвию, и спрятали его.

Наступил 1945 год. Польша стала свободной. И снова, в торжественном благоговейном молчании стояли вокруг старинного костёла граждане Польши. Сердце их любимого композитора было возвращено обратно в костёл и замуровано в одной из его колонн, где бережно хранится и сегодня.

Музыка, которую Шопен писал, - замечательные торжественные полонезы, быстрые, оживлённые мазурки и мечтательные баллады, - была проникнута польским духом. Она вдохновляла поляков в борьбе за независимость против России, Пруссии и Австрии. В своих вальсах и романтических ноктюрнах Шопен мог заставить рояль заговорить и даже запеть.

Не случайно сегодня каждые пять лет в Варшаве проводится международный конкурс памяти великого композитора. На нём соревнуются молодые исполнители музыки Шопена. Победа считается признанием виртуозной техники исполнителя.

Международный пианистический конкурс им. Фридерика Шопена - самый старый и один из самых авторитетных пианистических конкурсов. Существует с 1927 года и проводится каждые 5 лет. Причиной единственного перерыва была Вторая мировая война. Ближайший конкурс состоится в октябре 2015 года.

Звуки музыки

Вальсы

В вальсах соч. 64, изданных в 1846 году, Шопен отказывается от звукового блеска и до мельчайших подробностей продуманной структуры салонных вальсов. Здесь он возвращается к простой форме, выдержанной в размере 3/4.

В Вальсе до-диез минор соч. 64 № 2 спокойное грациозное начало сменяет лиричная средняя часть, очень близкая по настроению к ноктюрну. Этот вальс совсем не похож на ранние, искрящиеся и весёлые вальсы Шопена.

Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 9 № 2

О ноктюрне соч. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Шопен написал колыбельную ре-бемоль мажор соч. 57 в 1844 году. Опубликованная в мае 1845 года, она сразу же приобрела необыкновенную популярность.

На слух колыбельная, кажется, чрезвычайно простой (и в этой кажущейся простоте заключается главная ее прелесть), но к исполнителю это произведение предъявляет высочайшие требования. Убаюкивая дитя, мать поёт колыбельную песню, состоящую из повторов очень короткой и спокойной мелодии.

Berceuse – прекрасный пример более позднего стиля Шопена. Это определённо мечтательная музыка, с неизменно повторяющимся аккомпанементом левой руки, создающим ощущение покачивания, в то время как правая рука выводит простую мелодию с рядом вариаций пока, наконец, колыбельная не завершается полным умиротворением и спокойствием.

В этюдах Шопен предстаёт перед нами великим новатором. Новым прочтением этого жанра композитор открыл в фортепианной музыке целый мир, до того неизвестный...

Вопросы:

  1. Назовите годы жизни Шопена.
  2. Кто был учителем Шопена в Варшаве?
  3. Перечислите произведения Шопена, написанные в Варшаве.
  4. Когда Шопен покинул родину?
  5. В каком городе прошли последние годы жизни композитора?
  6. Перечислите имена людей, окружавших Шопена в Париже.
  7. Какая область музыкального искусства была особенно близка Шопену?

Презентация:

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Венцом всего творчества Шопена стала Третья соната си минор (1844), в которой, как и в других поздних произведениях, усиливается красочность, колористичность звучания. Смертельно больной композитор создает музыку, преисполненную света, восторженно-экстатического слияния с природой.

Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

В 30—40-х годах XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупнейшими художественными явлениями, пришедшими о востока Европы. С творчества Шопена, Глинки, Листа в истории музыкального искусства открылась новая страница.

Эти новые национальные школы — прежде всего русская (которая вскоре заняла если не первое, то одно из первых мест в мировом музыкальном искусстве), польская, чешская, венгерская, затем норвежская, испанская, финская, английская и другие — были призваны влить свежую струю в старинные традиции общеевропейской музыки. Они открыли перед ней новые художественные горизонты, обновили и безмерно обогатили ее выразительные ресурсы. Картина общеевропейской музыки второй половины XIX столетия немыслима без новых, бурно расцветающих национальных школ.

А между тем его творчество одновременно поражает и своей независимостью от традиций, которые сложились в национально-демократических школах XIX столетия. Именно те жанры, которые для всех других представителей национально-демократических школ играли роль главных и опорных — опера, бытовой романс и программная симфоническая музыка, — либо полностью отсутствуют в шопеновском наследии, либо занимают в нем второстепенное место.

Музыка Шопена — квинтэссенция рафинированности в лучшем смысле слова, изящества, тонко отшлифованной красоты. Но мож­но ли отрицать, что это искусство, по внешним признакам принадлежащее аристократическому салону, подчиняет себе чувства многотысячных масс и увлекает их за собой с не меньшей си­лой, чем дано великому оратору или народному трибуну?

Отметим еще одно характерное для Шопена кажущееся противоречие. Художник гениального дарования, оставивший глубокий след в развитии мировой музыки, отразивший в своем творчестве широкий диапазон новых идей, нашел возможным выразить себя полностью средствами одной только пианистической литературы. Ни один другой композитор — ни из предшественников, ни из последователей Шопена — не ограничивал себя всецело, подобно ему, рамками фортепианной музыки (произведения, созданные Шопеном не для фортепиано, занимают столь незначительное место в его творческом наследии, что не меняют картины в целом).

Как ни велика новаторская, роль фортепиано в западноевропейской музыке XIX века, как ни велика дань, которую отдали ему все ведущие западноевропейские композиторы начиная с Бетховена, тем не менее ни один из них, в том числе даже величайший пианист своего века — Ференц Лист,— не удовлетворился полностью его выразительными возможностями. На первый взгляд, исключительная приверженность Шопена к фортепианной музыке может создать впечатление ограниченности. Но на самом деле отнюдь не бедность замыслов позволяла ему удовлетворяться возможностями одного инструмента. Гениально постигнув все выразительные ресурсы фортепиано, Шопен сумел бесконечно раздвинуть художественные границы этого инструмента и придать ему небывалое дотоле всеобъемлющее значение.

Кем был Шопен — национальным и народным художником, воспевающим историю, жизнь, искусство своей страны и своего народа, или романтиком, погруженным в интимные переживания и воспринимающим весь мир в лирическом преломлении? И эти две крайние стороны музыкальной эстетики XIX века сочетались у не­го в гармоничном равновесии.

Образы томления по неопределенному миру прекрасного у Шо­пена проявлялись не в виде тяготения к призрачному миру грез, а в форме неугасающей тоски по родине.

Влияние Шопена на последующее музыкальное творчество вели­ко и разносторонне. Оно сказывается не только в сфере пианизма, но и в области музыкального языка (тенденция к раскрепощению гармонии от законов диатоники), и в области музыкальной формы (Шопен, по существу, первый в инструментальной музыке создал свободную форму романтиков), наконец — в эстетике. Достигнутое им слияние национально-почвенного начала с высочайшим уровнем современного профессионализма до сих пор может служить критерием для композиторов национально-демократических школ.

Близость Шопена к путям, которые разрабатывали русские композиторы XIX века, проявилась в той высокой оценке его творчества, которую высказали выдающиеся представители музыкальной мысли России (Глинка, Серов, Стасов, Балакирев). Балакиреву принадлежит инициатива открытия памятника Шопену в Желязовой Воле в 1894 году. Выдающимся интерпретатором шопеновской музыки был Антон Рубинштейн.

Сочинения:

для фортепиано с оркестром:

камерно-инструментальные ансамбли:

для фортепиано:

Читайте также: