После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала сочинение

Обновлено: 05.07.2024

После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.

- Тебя оставили после уроков? - спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.

Память скачать fb2, epub бесплатно

К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть.

Деревня Новая — небольшая деревня, а Константин Иванович еще на такси прикатил, и они еще всем семейством долго вытаскивали чемоданы из багажника… Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей, средний, Костя, богатый, ученый.

К вечеру узнали подробности: он сам — кандидат, жена — тоже кандидат, дочь — школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки.

Поляна на взгорке, на поляне — избушка.

Избушка — так себе, амбар, рядов в тринадцать-четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши. Кто их издревле рубит по тайге. Приходят по весне какие-то люди, валят сосняк поровней, ошкуривают… А ближе к осени погожими днями за какую-нибудь неделю в три-четыре топора срубят. Найдется и глина поблизости, и камни — собьют камелек, и трубу на крышу выведут, и нары сколотят — живи не хочу!

Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям. Они дружили.

Больше всего на свете они любили кино. Половина дедовой пенсии уходила на билеты. Обычно, подсчитав к концу месяца деньги, дед горько и весело объявлял Петьке:

— Ухайдакали мы с тобой пять рубликов!

Петька для приличия делал удивленное лицо.

— Ничего, прокормит, — говорил дед (имелись в виду отец и мать Петьки. Дед Петьке доводился по отцу). — А нам с тобой это для пользы.

Крепкий мужик

Жил-был в селе Чебровка Семка Рысь, забулдыга, но непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она — в руках… Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них — игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости, и Семка так, для куража, орет:

Старик Наум Евстигнеич хворал с похмелья. Лежал на печке, стонал. Раз в месяц — с пенсии — Евстигнеич аккуратно напивался и после этого три дня лежал в лежку. Матерился в бога.

— Как черти копытьями толкут, в господа мать. Кончаюсь…

За столом, обложенным учебниками, сидел восьмиклассник Юрка, квартирант Евстигнеича, учил уроки.

— Кончаюсь, Юрка, в крестителя, в бога душу мать.

— Не надо было напиваться.

— Молодой ишо рассуждать про это.

Алеша Бесконвойный

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 328
  • КНИГИ 670 143
  • СЕРИИ 25 812
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 236

Юрий Яковлевич Яковлев

После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.

- Тебя оставили после уроков? - спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.

- Нет, - отозвалась девочка и нехотя встала. - Я рисую.

- Почему не идешь домой?

- У меня скоро кружок. - Девочка по привычке отправила кисточку в рот. - Я хожу в танцевальный.

Антонина Ивановна собралась было уходить, но девочка остановила ее неожиданным вопросом:

- Вы Лиду помните?

- Какую Лиду? - Мало ли на своем веку завуч знавала Лид вроде этой черноголовой. - Какую Лиду?

- Из какого класса? - почти механически спросила завуч.

- Она не из класса, - ответила девочка. - Она из Орши.

Слова "из Орши" почему-то заставили Антонину Ивановну задержаться. Учительница опустилась на краешек парты, задумалась.

- Она спала на минах, помните?

- Она спала на минах. Одна в холодной сараюшке. Мины могли взорваться. Вы приходили к Лиде за минами. Помните?

Черноголовая как бы взяла за руку пожилую учительницу и привела ее в покосившийся сарай с крышей из ржавого, отслужившего железа. Дверь открывалась со скрипом. Внутри было темно, пахло дровами и прелью. А в дальнем углу стояла койка на кривых ножках.

- Вспомнила, - с облегчением сказала Антонина Ивановна, и ее голос прозвучал задумчиво, приглушенно, словно донесся из Лидиной сараюшки. Мины лежали под койкой в груде битого кирпича.

- Верно, - подтвердила девочка.

Со стороны разговор завуча и девочки выглядел очень странно.

Девочка вспоминала то, чего она в силу своего возраста не могла помнить, и как бы задавала учительнице наводящие вопросы.

- А помните, как Лида торговала яйцами?

Антонина Ивановна слегка покраснела - уж слишком много получалось наводящих вопросов.

- Обыкновенными яйцами, - пояснила девочка. - Лида выносила на станцию полную корзину. А вы в это время подкладывали под состав мину.

- Верно! Немцы бежали от вагонов к Лиде, совали ей засаленные марки, а я делала свое дело. Что ты еще помнишь о Лиде?

Антонина Ивановна и не заметила, как вместо "знаешь" сказала "помнишь". На какое-то мгновение ей показалось, что обо всем, что в годы войны происходило в Орше, она впервые узнаёт со слов своей ученицы. И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья. Теперь она настойчиво прокладывала дорогу в свое прошлое, благо в этом трудном занятии у нее оказалась прекрасная помощница.

- Что ты еще помнишь о Лиде?

- Накануне праздников Лида всегда стирала свой пионерский галстук. Она же не носила его?

- Не носила. Но стирка галстука напоминала ей мирное время.

Хотя мыло было на вес золота.

- На вес золота? Мыло? - удивилась черноголовая и тут же продолжала свой рассказ: - Однажды Лиду застал полицай.

- Она мне об этом не рассказывала, - нерешительно сказала завуч.

- Застал, - уверенно повторила девочка. - Но Лида не растерялась выплеснула воду на кирпичи. Красный галстук слился с кирпичами.

В это время дверь отворилась, и в класс, очень невысоко от пола, просунулась стриженая голова. Тонкий голосок, заикаясь, произнес:

- Вв-вас директор зз-зовет!

Голова исчезла. Антонина Ивановна, однако, не спешила уходить.

- Ты откуда знаешь про Лиду? - спросила она.

- Знаю. - Девочка внимательно смотрела на завуча, при этом облизывала кисточку. - Я и про вас знаю. Юная партизанка Тоня Кулакова.

- Тоня Кулакова, - подтвердила Антонина Ивановна и посмотрела на свою маленькую собеседницу как бы издалека. - Я ведь тоже была девчонкой. На два года старше Лиды.

- Лида все время толкалась на станции. Среди фашистов. Считала вагоны. Заглядывала внутрь. И записывала.

- А я доставляла записочки партизанам.

Теперь разговор строгой наставницы и ученицы напоминал встречу двух бывалых людей, когда один помогает вспоминать другому, и две человеческие памяти сливаются в одну.

- Лида не только хранила мины, она собирала их, - говорила девочка. Она была ловкой и осторожной. Ни одна мина не взорвалась в ее руках.

- Мина не взорвалась, - подтвердила Антонина Ивановна и опустила голову, - но Лида погибла.

Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своем трудном пути. Первой заговорила девочка:

- Дедушка говорит, что все равно от чего погибать - от мины или от пули.

- Это верно, - согласилась Антонина Ивановна, - вопрос - кому погибать.

Теперь девочка опустила голову. Она как бы затерялась на далеких сложных перекрестках прошлого и напряженно искала верную дорогу. На мгновенье она утратила уверенность. Кому погибать? Как ответить на этот бесконечно трудный вопрос? Тем более что погибнуть должна была Тоня, Антонина Ивановна.

Вместо привала наступил самый трудный участок пути. Девочка вдруг подняла глаза на учительницу и, как бы рассуждая сама с собой, заговорила:

- Лида спала на минах и приносила на станцию яйца. в корзине. И передавала вам записочки для партизан. Но на этот раз вы не пришли.

- Я не пришла! В том-то и дело!

- Вы не пришли, и Лида сама понесла записочку к партизанам.

И попала в засаду.

В класс снова заглянула стриженая голова. И тонкий голосок, заикаясь, повторил:

- Вв-вас директор зз-зовет!

Завуч не услышала голоса и не увидела стриженой головы. Она как бы покинула класс и перенеслась в далекое тяжелое время, когда взрывались эшелоны врага, а тринадцатилетние девочки погибали наравне с взрослыми бойцами.

Девочка тоже не заметила посланца директора. Она продолжала отвечать на трудный вопрос:

- Вы не пришли, потому что были ранены. Раненые не могут ходить. Вы были ранены.

— 3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.
— А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.
— Присматривать за кроликами оставим Нюру.

— (1)3автра после уроков всей школой пойдём собирать картошку, предупредил учитель Алексей Степанович.

— (2)А как же кролики? — спросил Федюша Миронов.

— (З)Присматривать за кроликами оставим Нюру.

(4)Кроликов в школе было немало: больше ста, а именно — сто четыре.

— (5)Ну наплодились. — сказала Нюрка на следующий день, когда все ушли на картошку.

(б)Кролики сидели в деревянных ящиках, а ящики стояли вокруг школы, между яблонями. (7)3а забором мальчик Витя жужжал на специальной палочке: жжу.

(8)Дежурить Нюрке было нетрудно. (9)Вначале девочка дала кроликам ботвы и веток. (Ю)Они жевали, шевелили ушами. (11)Потом Нюрка вымела клетки. (12)Кролики пугались веника, порхали1 от него. (13)Крольчат Нюрка выпустила на траву, в загон, огороженный сеткой.

(14)Девочка прошлась по школьному двору: всё было в порядке. (15)Она зашла в чулан и достала сторожевое ружьё.

(18)Но ястреб не налетал. (19)Он кружил вдалеке, высматривая цыплят.

(20)Нюрке стало скучно. (21)Она залезла на забор и поглядела в поле. (22)Подошёл Витя, тот самый, что жужжал на палочке.

— (23)Видишь это ружьё?

(24)Витя приложил к глазам кулаки, пригляделся, как бы в бинокль, и сказал:

— (25)3наешь, как тут на что нажимать?

—- (27)Вот что, — сказала Нюрка. — (28)Садись на крыльцо, сторожи. (29)Если налетит ястреб, кричи изо всех сил, зови меня. (30)А я сбегаю за ботвой для кроликов.

(31) Витя сел на крыльцо, а Нюрка убрала в чулан ружьё, достала пустой мешок и побежала в поле.

(32) На краю поля были сложены гора из картофельной ботвы и картошка.

(ЗЗ)Набив ботвой мешок и набрав картошки, Нюрка пригляделась: далеко ли ребята? (34)Они были далеко, даже не разобрать.

(36) В этот момент ударил выстрел.

(37) Нюрка помчалась обратно. (38)Она вбежала на школьный двор и услышала жужжание. (39)Ружьё лежало на ступеньках, а Витя сидел и жужжал на своей палочке.

— (40)Кто стрелял? — крикнула Нюрка.

(41)Но даже и нечего было кричать. (42)Ясно было, кто стрелял, — пороховое облако ещё висело в бузине.

— (45)Ври-ври! (46)Ястреб над птичником кружит.

(47)Нюрка поглядела в небо, но ястреба не увидела.

— (48)Он в крапиве лежит.

(49)Ястреб действительно лежал в крапиве. (50)Крылья его были изломаны и раскинуты в стороны.

(51) Глядя на ястреба, Нюрка не верила, что это сделал Витя.

(52) С поля прибежали ребята. (53)Они завопили от восторга, что такой маленький Витя убил ястреба.

(54)А Федюша Миронов гладил его по голове и кричал:

— (56)А мне ястреба жалко, — сказала Нюрка.

— (57)Да ты что! (58)Сколько он у нас кроликов потаскал!

(59)Всё равно жалко., (60)Такой красивый был!

(61)Тут все на Нюрку накинулись.

— (62)А кого тебе больше жалко, — спросил Федюша Миронов, ястреба или кроликов?

— (63)И тех и других.

— (64)Вот дурёха-то! (66)Кроликов-то жальче! (66)Они ведь махонькие. (67)Скажи ей, Витька. (68)Чего ж ты молчишь?

(69) Витя сидел на крыльце и молчал.

(70) И вдруг все увидели, что он плачет. (71)Слёзы у него текут, и он совсем ещё маленький. (72)От силы ему шесть лет.

— (73)Не реви, Витька! — закричали братья Моховы.

— (74)Убил птицу — пускай ревёт, — сказала Нюрка.

— (75)Нюрка! (76)Имей совесть! (77)Тебя же поставили сторожить. (78)Сама должна была убить ястреба.

— (79)Я бы не стала убивать. (80)Я бы просто шуганула его, он бы улетел.

(81) Нюрка стала растапливать печку, которая стояла в саду, поставила на неё чугун с картошкой.

(82) Пока варилась картошка, ребята всё ругались с ней, а Витя плакал.

— (83)Вот что, Нюрка, под конец сказал Федюша Миронов, да~ Витька к ястребу не лез. (84)Ястреб нападал гг Витька защищался.

(85) Это были справедливые слова.

(86) Но Нюрка ничего не ответила. (87)Она надулась и молча вывалила картошку из чугуна прямо на траву.

(По Ю. И. Ковалю)

В предложениях 23-30 Нюрка учит Витю пользоваться ружьём. Оно может потребоваться герою, если прилетит ястреб, пока девочка ходит за ботвой для кроликов. Этот разговор подготавливает читателей к восприятию дальнейших событий. Вите действительно приходится выстрелить.

Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: Нюрка почувствовала обиду, когда ребята поругались с ней, пытаясь доказать свою точку зрения. Она не хотела признавать свою ошибку и поэтому обвинила другого человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Так, например, в 14-17 предложениях говорится о том, что Нюра взяла сторожевое ружьё, потому что оно могло пригодиться. Девочка подумала о ястребе, который может навредить кроликам. В дальнейшем она сама показывает мальчику Вите, как пользоваться ружьём.

В 79-80 предложениях героиня отмечает, что никогда не стала бы убивать ястреба. Она осуждает Витю и обвиняет его в случившемся. Однако слова Нюрки противоречат её поступкам. Девочка пытается защитить саму себя: она не должна была оставлять кроликов, которых обещала сторожить. Кроме того, ей не нужно было давать ружьё мальчику, если Нюрка не собиралась убивать ястреба.

Таким образом, единственное, что девочка могла сделать в данный момент, - это понять Витю и встать на его сторону. Однако, к сожалению, человеку не всегда легко признавать собственную вину.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

В чём проявляется человечность? В первую очередь, конечно, в добром, внимательном отношении к людям. Нужно учиться выслушивать другого человека, ведь это важнейший шаг к взаимопониманию.

Таким образом, человечность – это уважение к людям, способность к сопереживанию и готовность помочь другому человеку. В нашем мире очень важно сохранить в себе это качество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект 2 уроков русского языка в 9 классе

Цель урока: продолжить знакомство с типом речи рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения, сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на материале публицистического текста.

Задачи урока:

образовательны е:

· формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения,

· формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли,

· умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

развивающие:

· развивать речевую культуру учеников,

· развивать память учащихся и умение аргументировать,

· развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные :

· воспитывать интерес к предмету,

· содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,

Тип урока: урок обучающего сочинения.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, самостоятельная.

Методические приемы:

лингвистическая работа с текстом, словарная работа.

Оборудование урока:

текст для работы из ОБЗ, толковый словарь Ожегова, схемы, памятки.

I . Организационный момент.

II . Введение в тему, формирование мотивации.

Актуализация опорных знаний. Повторение основных элементов сочинения-рассуждения.

Вопросы для беседы:

1. Что такое тема?

2. Что называется идеей текста?

3. Как сформулировать тезис в рассуждении?

4. Как построить рассуждение?

Сколько частей содержит сочинение – рассуждение?

1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения

о предмете рассуждения.

2. Основная часть:

а) формулирование основного текста;

б) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.

3. Заключение-вывод.

Слово учителя: по-прежнему в экзаменационной работе осталась лингвистическая тема, к ней присоединились тема сочинения по тексту и сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта. Это прообраз сочинения ЕГЭ по русскому языку.

· Давайте вспомним, что нам известно о сочинении-рассуждении. Чем характеризуется данный тип текста?

(определенная структура, композиция, тезис, аргументированность)

III . Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.

· К какому типу речи можно отнести данный текст?

· Какова тема текста?

· Найдите тезис, который выдвигает автор. Подчеркните его одной чертой.

· Приведите аргументы, подтверждающие авторскую мысль. Подчеркните их пунктиром.

· Найдите вывод и объясните, как вы его понимаете.

· Какие особенности стиля вы заметили? (сочетание книжной лексики, разговорных элементов, приметы публицистики, подразумевается диалог с читателем)

· Какие средств выразительности используются для передачи авторской идеи?

IV . Групповая работа – тезисы.

Первый этап работы над сочинением – анализ темы и формулирование тезиса.

· Как Вы понимаете смысл высказывания из текста?

Чтобы это сделать, прочитайте высказывание еще раз и ответьте себе на вопросы:

- другими словами это что?

- что на самом деле произошло/происходило?

- в чем причина описанного?

- что испытывает герой и почему?

Вопрос к каждому высказыванию должен быть свой, ведь все зависит от его содержания, но смысл вопроса должен быть примерно такой. Можно просто перефразировать данный отрывок синонимичными словами.

Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

Лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
1. Вступление, тезис.
2. Аргумент - пример 1 + комментарий.
3. Аргумент - пример 2 + комментарий.
4. Вывод (по тезису).

Работа по структуре сочинения (в парах)

1. ТЕЗИС - утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко - это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

В тезисе заключается тема рассуждения.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения:

Докажем это.

Это можно доказать так…

В этом можно легко убедиться..

Это объясняется следующим..

И вот почему …и др.,

а также вопросительными предложениями со словами почему, для чего и др . ( Приложение 2)

2. АРГУМЕНТЫ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

· Какие виды доказательств можно использовать в сочинении? (дедуктивные: от тезиса к доказательствам;

индуктивные: от примера к тексту;

косвенные: доказательства от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса;

прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).

В доказательстве необходимо использовать всегда два аргумента, последовательно соединяемых друг с другом. Каждый из них приводится из текста. Находите предложения или группы предложений, которые подтверждают, что произошло именно то или что герой чувствует именно то, о чем Вы написали в первом абзаце, и указываете их номер.

3. КОММЕНТАРИЙ - пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения. После указания номера Вы должны ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ (кратко передать содержание выбранного предложения). (Почему Вы выбрали именно это предложение? Что в нем говорится? Как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?)

В доказательстве аргументы обязательно должны соединяться

- вводными словами, наречиями (например, таким образом, поэтому),

- союзами (поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если),

- речевыми оборотами (из этого следует, что…; отсюда заключаем, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; доказательством служит…).

При переходе к аргументу-примеру используются

- вводные слова (например, таким образом, поэтому)

- союзы (так как, потому что, благодаря тому что, поскольку)

- речевые обороты (причина состоит в следующем…; укажем на причины…; это объясняется тем, что…; объяснение заключается в том, что…; это зависит от…; это связано с тем, что…; это обусловлено…; является следствием того, что…)

Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

4. ВЫВОД по тезису, умозаключение может состоять из нескольких предложений. Он должен соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Вывод может быть связан с доказательством посредством:

- вводных слов, наречий (по-моему, на мой взгляд, по моему мнению, по моему убеждению, как мне кажется, скорее всего, видимо, поэтому, потому, отсюда, таким образом),

- союзов (поскольку; так как; так что; если; хотя; несмотря на то, что),

- речевых оборотов (я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; все зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; мне хочется сделать вывод о том, что…).

V . Работа над сочинением.

Обращаю внимание учащихся на то, что в своём сочинении они могут использовать материал изложения!

1 схема сочинения:

Это вступление. Тут закладывается та мысль, которую надо доказывать, а доказывать нужно Ваше понимание данного высказывания. Не высказывание, а Ваше понимание. Само высказывание в 1 абзац не переписывать. Начинать сразу с понимания:

Смысл данного высказывания я понимаю так:Автор утверждает, что … Докажу свои слова примерами из прочитанного текста.

Это первый аргумент. Ищем такое предложение в тексте, которое докажет, что понимание верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы:

· почему Вы выбрали именно это предложение?

· что в нем говорится?

· как это подтверждает/описывает/доказывает Ваш тезис?

Получается: В предложениях … приводится неоспоримое доказательство того, что …

Это второй аргумент. Рассуждаем точно так же, как в предыдущем абзаце.

Вывод. Мы доказали, что поняли высказывание из текста верно. Сообщим об этом. Можно на этом и остановиться.

Таким образом, данное в задание высказывание было интерпретировано верно.

А можно продолжить, дополнив предыдущее высказывание пояснением о том, что именно Вы поняли. Получается:

Таким образом, на основе приведенных доказательств можно сделать вывод о том, что высказывание мною трактовано верно. Разумеется, …

Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примерами из текста.

Отмечаю, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.

2 схема сочинения:

Алгоритм действий

Результат работы с текстом

1. Определите тему (о чём?).

Материнская любовь

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.

Глаголы: поддержит, выручит, вздохнет, простит, ограждает, будет переживать, порадуется.

Имена существительные: сердце матери, совет, тепло, руки матери.

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

Сердце матери способно простить всё своему ребенку. Руки мамы берут на себя все удары жизни и ограждают нас от невзгод и позволяют быть счастливым.

4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.

1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис.

2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)

5) Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса.

2) Мама… Что дает она ребенку? Давайте найдём ответ на данный вопрос.

3) Передо мной текст И. Селивёрстовой. Автор рассуждает о роли матери в жизни каждого из нас, утверждая, что сердце её бездонно и способно простить всё.

5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.

В тексте мы слышим авторское отношение к матери. Он считает, что мамин совет нужен каждому ребенку (и взрослому тоже!) (4).

6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой).

2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…

3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)

2) Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: чтобы дети были счастливы, чтобы они стали настоящими людьми, мама отдаст всё.

3) В заключение можно сделать вывод: чтобы мы стали настоящими людьми, мама посоветует, поддержит, выручит, простит, оградит от невзгод и сделает всё. Нужно дарить внимание и тепло матерям каждый день и час, потому что благодарные дети – лучший подарок для них.

7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.

8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

- цельность текста, последовательность, связность;

- соблюдение орфографических правил;

- соответствие пунктуационным нормам;

- отсутствие речевых и грамматических ошибок;

- фактическая точность написанного текста.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

IV . Рефлексия (итог урока):

Что на уроке для меня было позитивно?

Что на уроке для меня было негативно?

Что мне было интересно?

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение.

(1)Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. (2)Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. (3)Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. (4)Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и. простит тебя.

(12)А руки матери. (13)Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. (14)Они самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.

(19)К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит на нас мама. (20)Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. (21)А мама ждёт! (22)И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.

(23)К сожалению, многие слишком поздно понимают, что забыли сказать много хороших слов своим мамам. (24)Чтобы этого не произошло, нужно дарить тепло матерям каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

(25)Сколько бы мы ни говорили о маме, этого будет мало. (26)Каждая мама бескорыстно сделает всё для своего ребёнка.(27)Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. (28)Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком. (29)Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком. (По И. Селивёрстовой. Все мамы разные)

Речевые клише к тезису:

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- В фрагменте произведения .

- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

- Текст заканчивается словами: "…".

- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

- Автор показывает формирование внутреннего.

- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

- В этом отрывке автор говорит о том, что…

- Смысл данного отрывка я понимаю так: …

- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2) - Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

- Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.

- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

Речевые клише к 1 аргументу:

- Давайте заглянем в текст. Вот предложение.

- Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

- Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .

- Рассмотрим предложение. В нѐм говорится о том, как.

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

- Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

- Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

- Убедимся в этом, обратившись к тексту.

- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте.

- Обратимся к тексту русского писателя.

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к . предложению из текста.

- Подтвердить данный аргумент можно примером из . предложения текста.

- В подтверждении собственных выводов приведу пример из . предложения прочитанного мною текста.

После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.

- Тебя оставили после уроков? - спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.

- Нет, - отозвалась девочка и нехотя встала. - Я рисую.

- Почему не идешь домой?

- У меня скоро кружок. - Девочка по привычке отправила кисточку в рот. - Я хожу в танцевальный.

Антонина Ивановна собралась было уходить, но девочка остановила ее неожиданным вопросом:

- Вы Лиду помните?

- Какую Лиду? - Мало ли на своем веку завуч знавала Лид вроде этой черноголовой. - Какую Лиду?

Отзывы

Популярные книги

Лучшая академия магии 2, или Попала по собственному желанию

Второе учебное полугодие в лучшей академии магии мне предстоит трудное. Я впервые участвую в экстр.

Лучшая академия магии 2, или Попала по собственному желанию

451 градус по Фаренгейту

Рэй Бредбери 451° по Фаренгейту 451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и го.

451 градус по Фаренгейту

Помещик. Том 5. Воевода

Жизнь и приключения Андрея продолжаются. Выиграв судебный поединок и став воеводой Тулы новоиспече.

Помещик. Том 5. Воевода

Психология влияния

"Психология влияния" - одно из лучших учебных пособий по социальной психологии, конфликтологии, мен.

Психология влияния

Исцели свою жизнь

Луиза ХЕЙ КАК ИСЦЕЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ Мои некоторые мысли: 1. Мы несем 100-процентную ответственност.

Исцели свою жизнь

Техники Радикального Прощения: Радикальное Проявление

Техники Радикального Прощения: Радикальное Проявление

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Память" Яковлев Юрий Яковлевич утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. Созданные образы открывают целые вселенные невероятно сложные, внутри которых свои законы, идеалы, трагедии. Данная история - это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. "Память" Яковлев Юрий Яковлевич читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.

Читать Память

  • Размещено 01.09.2015
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Когда мама – это ты

Долгожданная новинка от Маши Трауб. Как всегда легко, как всегда блистательно, как всегда есть на.

Читайте также: