Портрет эпохи в повести собачье сердце сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;

развивать навыки логического мышления и монологической речи;

воспитывать интерес к русской литературе ХХ века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Тип урока: изучение нового материала

ХОД ЗАНЯТИЯ

Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок.

І. Организационный момент.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова

ІІ. Вступительное слово учителя.

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине, безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.

На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.

Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

III. Темы для сочинений.

1. Смысл названия повести "Собачье сердце".

2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце".

3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце".

4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце").

5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце".

6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце"

7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце".

8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".

9. Традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина в "фантастическом реализме" М. А. Булгакова.

10. Деградация "человеческого материала" в ходе рискованного эксперимента над человеческой природой (по повести "Собачье сердце").

11. Реальное и фантастическое в произведениях М. А. Булгакова.

12. "Новый человек" в изображении М. А. Булгакова (по повести "Собачье сердце").

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

1.Работа над новым материалом.

--В основе сюжета – эксперимент, опыт. Где ещё? Почему?

Звучат высказывания М.Горького, И. Павлова, Луначарского, Н.Бердяева, М.Волошина, Г.Плеханова

Ф. Шаляпина М.Спиридоновой, Деникина, В.Короленко и др.

О «Социальном эксперименте говорил М. Волошин.

О курьёзном истор. Опыте писал Г. Уэллс.

2.Повторение, анализ текста повести:

--В повести – быт послереволюционной эпохи .

Каким он показан? Проанализировать монолог Шарикова.

Сравните Шарикова с Шариком.

--Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Отрывок из фильма.

Расскажите о профессоре Преображенском, процитируйте его высказывания.

--Расскажите о докторе Борментале.

--К какому выводу приходит профессор?

--Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

--Чем страшны Шариковы?

3.Подведение итогов. Выводы. Слово учителя.

Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.

Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, семья, дом – уничтожены и запрещены.

Критики выделяют в повести четыре части. В первой части рассказывается о скитаниях уличного пса, во второй – сообщается об эксперименте профессора Преображенского по омоложению организма, в третьей части показан чудовищный результат операции, в четвертой части профессор, осознав ошибку, возвращает Шарикова в прежнее состояние.

Начинается произведение с описания тяжелой жизни бездомного, вечно голодного пса, которого прохожие, к его удивлению, называют Шариком. Автор, подобно Чехову в

Описывая город, по которому бродит Шарик, автор дает точные топографические данные. Это улицы Москвы: Моховая, Сокольники, Пречистенка, Мясницкая. В начале повести автор делает пса симпатичным, умным и понимающим чужую беду. Воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру, – все это располагает к герою.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вторая часть повествует об эксперименте профессора Преображенского, который в научных целях пересаживает собаке гипофиз человека Клима Чугункина, уголовника и алкоголика, убитого в пьяной драке ножом в сердце. Результат эксперимента поверг в шок исследователей: пес не только не умер в ходе сложной операции, но и постепенно превратился в человека.

Клим Чугункин действительно воплотился в Шарикове. Получилось примитивное существо, грубое, наглое, злобное, агрессивное, неблагодарное. Во втором рождении к перечисленным качествам присовокупились подлость, лживость, доносительство. Но некоторые черты собаки остались и после превращения пса в человека: ненависть к котам, привычка ловить блох зубами, прорывающийся в разговоре лай, невозможность существования без кухни.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Предварительная подготовка к уроку:

2)Задание по группам.

1 группа. Характеристика Шарикова.

2 группа. Характеристика Швондера.

3 группа. Характеристика профессора Преображенского.

2)Индивидуальное задание: подготовить презентацию о биографии М.А.Булгакова; рассказ об истории создания произведения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;

  1. воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе xx века, к творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

УУД:
Предметные:
- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано. - умение анализировать, делать обобщающие выводы. Личностные:
- развивать творческие способности учащихся - формировать нравственно-этическое оценивание, Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату, - адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе. - овладевать монологической и диалогической формами речи.

- определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”;

-обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Тип урока: интегрированный урок (урок комплексного применения знаний)

Вид: урок усвоения нового материала .

Методы: проблемно-развивающий, поисково - исследовательский.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методические приемы : доклад ученика в форме презентации, выступления учащихся по заранее подготовленным темам.

Портрет, иллюстрации, записи.

Революция или эволюция?

Этап I. Постановка целей и задач занятия.

1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

Учитель обращает внимание ребят на записанные на доске даты.

Учитель. Как вы думаете, что обозначают эти даты?

Учитель. Трагична история повести, напечатанной лишь спустя 62 года - в 1987-м году (1925-1987).

Ученик рассказывает об истории создания повести.

3.Учебная проблема (учебная дискуссия).

Ученики обращаются к словарю.

( Памфлет - злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного политического характера).

Ученики. В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни, людские пороки.

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию?

Ученики. Крайне отрицательно. Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.

Учитель. Мы с вами говорим о том, что повесть сатирическая. Вспомним, что такое сатира?

Ученик. Выступление ученика-докладчика.

Сатира - вид комического (komikos-греч.,весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Учитель. Что лежит в основе сюжета повести?

Ученики. В основе сюжета – эксперимент, опыт.

Ученики. Научный, опасный, удачный; опыт химический, над животными…

Учитель. Эти слова связаны с научными понятиями, эксперименты и опыты в науке проводятся для человека и ради человека, но не над человеком!

Учитель. Где еще звучат эти слова и почему?

Ученики зачитывают подготовленные высказывания.

Этап II. Изучение нового материала.

1. Работа с текстом в группах.

Учитель. Обратимся к началу повести. В повести представлен быт послереволюционной эпохи. Каким он показан?

Анализ монолога Шарикова.

1 группа. Задание: выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика.

Ребята заполняют таблицу.

Тухлой солонины такой лопать не станет

Ест обильно и не ворует

Величина мирового значения

Ничего не боится

Негодяй в грязном колпаке

Вор с медной ложкой

Самая гнусная тварь

Великая сушь в душе

Голодные глаза, воруют

Из вонючей солонины щи варят

Ученики. Вывод. Глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры. 2 группа. Задание: каким предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами Шарика? Выпишите цитаты из текста.

2. Выступления групп учащихся с заранее выполненным заданием. Характеристика главных образов повести.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

Учитель. Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Ученики. Вывод. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

2 группа. Какова роль Швондера? Охарактеризуйте его.

Ученики. Швондер – это человек, у которого за душой нет ничего: он жалок, хотя амбициозен; злобный, он считает себя устроителем новой жизни.

Его принцип – отобрать и поделить. Он хочет получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Он считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.

3.Подведение итогов. Выводы.

Учитель. Вернемся к главному вопросу нашего урока: революция или эволюция? Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.

Учитель. Собачье сердце" открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, - эволюции и революции, стремления к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки, нераздельности реального и мистического.

Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова М.А.Булгакова?

Ученики. Для М.А.Булгакова важно, чтобы человек в любых обстоятельствах всегда оставался человеком.

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

Читайте также: