Полосатая палка яковлев сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущённые общественники. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось.

— Что вы думаете с ним делать? — спрашивали у матери.

В школе ему грозили исключением, в милиции — колонией. Но угрозы не пугали его — он хорошо знал им цену.

— Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу. Всеобуч! Обязательное восьмилетнее образование! — не моргнув глазом, отвечал он учителям.

— В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, — объяснял он в милиции.

И действительно, ни в какую колонию его не отправляли и в школе продолжали держать. Он удивительно точно нащупывал слабые места взрослых и пользовался этим с большой выгодой для себя.

В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона — наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом. И будь у него герб, он написал бы на нём свой девиз золотыми буквами.

Когда дворник застал его за вывинчиванием пробок на лестнице и огрел пониже спины метлой, он не бросился бежать, а ринулся в наступление.

— У нас нет телесных наказаний! — крикнул он дворнику. — У нас за это — в тюрьму!

Дворник нерешительно опустил метлу, выкатил глаза, сплюнул и пошёл прочь от греха подальше. А он стоял на месте и провожал дворника насмешливым взглядом.

Таким был этот Мишка из девятой квартиры.

Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились, как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку. На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по деревянному штакетнику сквера — и по всему двору рассыпался сухой треск. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек — и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом. А Мишка шёл дальше, размахивая палкой, как булавой.

На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.

— У вас дома кто-нибудь ослеп? — спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.

— Никто и не думал слепнуть! — пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: — При чём здесь слепые?

— С такими палками только слепые ходят.

— Ну да, слепые! — выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:

— Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?

В глубине души его подмывало выяснить, при чём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:

— Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры и вагоновожатые знали, что улицу переходит слепой.

Внучка закапризничала и стала тянуть бабушку. Она тянула её, как маленький буксир тянет большую баржу. И бабушка поплыла за внучкой.

Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Его острый подбородок был поднят, а козырёк выгоревшей кепки целился в облака. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.
Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки.

А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?

Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу. Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за что бы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.

Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. Если бы палку вырвал не он, а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места.

На перекрёстке слепого не оказалось. Он каким-то образом ушёл без палки. Наверное, пионеры перевели его на другую сторону. Мишка остановился на том месте, где стоял слепой, и стал думать, что делать дальше. Он мешал потоку, и спешащие люди толкали его. Задевали плечами. А может быть, прохожие принимают его за слепого и сейчас кто-нибудь вызовется перевести его на другую сторону? Он не стал дожидаться и перебежал дорогу сам. Под носом у машин. Он уже не размахивал палкой, а волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.

Вспыхивали и гасли огни светофора. Люди спешили перебраться на другую сторону. Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями, зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, от угла к углу, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.

Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:

— Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.

Надо попытаться найти слепого. Может быть, это не он попал под машину. Если он жив, то наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. Ведь палка его глаза, его проводник, его неизменный друг.

Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Он искал поднятый подбородок, козырёк кепки, нацеленный в облака, серебристую дужку за желтоватым ухом. Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…

Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой.

У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару: шагай смелей… Увидев слепого, Мишка покраснел. Словно слепой всё знал о нём и осуждающе смотрел сквозь тёмные очки. Мишка спрятал похищенную палку за спину и, прижимаясь к стене, проскользнул мимо. Но тут же подумал, что какой-нибудь пацан вроде него может вырвать палку и у этого слепого, и он решил его охранять.

Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.

Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды… А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?

Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

  • организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, толкование понятий “совесть”, “доброта”, “милосердие”;
  • создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: учебник, презентация “Ю.Яковлев “Полосатая палка”, карточки для парной работы и рефлексии.

1. Мобилизующее начало урока.

Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

2. Мотивация учебной деятельности (2 слайд)

- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.

- О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке:

- мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

- постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

- Сколько частей мы выделили в рассказе? (6)

4. Основной этап:

- Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

- Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки. (4 слайд)

- Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним. (5 слайд)

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

- Прочитайте строчки, характеризующие его.

- Это авторская характеристика?

- Таким же видим его и мы.

- Родной человек – мама, но и её он не слушал. (6 слайд)

- Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

- К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

- В рассказе описан эпизод встречи с дворником. (7 слайд)

- Прочитаем отрывок по ролям.

Дворник Мишка
огрел метлой не бросился бежать
нерешительно опустил метлу ринулся в наступление
выкатил глаза, сплюнул,
пошёл прочь от греха подальше. провожал насмешливым взглядом

- Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка. (8 слайд)

- Таким он был всегда.

- Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

- И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой. (9 слайд)

- Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

- Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

- В рассказе появляется следующий главный герой – старушка. (10 слайд)

- Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

- Прочитайте диалог по ролям.

- Как ведёт себя Мишка? (11 слайд)

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

- Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

- Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

- Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).

- Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки. (12 слайд)

- Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

- Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

- И вот Мишка получил желаемое. (13 слайд)

- Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

- Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

- Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

- В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек. (14 слайд)

- В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

- Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

- Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

- Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

- Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

- Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

- Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

- Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

- Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

- Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

- Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

- Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

- Значит себя он считал несчастным.

- Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

- Какое он принял решение? Почему? (15 слайд)

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

- Итак, Мишка начал поиски героя. (16 слайд)

- Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

- Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

- И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

- Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. (17 слайд)

- Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

- Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

- Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

- Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

- Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки. (18 слайд)

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

- Почему Мишка решил идти с ней на перекресток? (19 слайд)

- Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?

- Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

- Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

- Какова главная мысль произведения? (20 слайд)

2) Выбор пословицы к идее произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

- Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

- Что же такое “совесть”? (21 слайд)

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

- Давай подумаем и поработаем в паре. (22 слайд)

Никогда не поздно .

- Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. (23 слайд)

- В нашей стране много людей с ограниченными возможностями. (24 слайд)

- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

- Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

- У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

- К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

- Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим? (25 слайд)

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.

8. Рефлексия. (26 слайд)

- Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос: (Приложение 2)

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Нравственные испытания героя рассказа Ю.А.Яковлева

Цель: - на примере прочитанного материала проследить эволюцию развития образа героя;

- обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

- развитие умения определять тему и идею произведения;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

Используемые технологии: работа в парах ,групповая работа, индивидуальная, словарная работа, структуры сингапурского метода.

I .Эмоциональный настрой. ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН

- приветствие друг друга

А) кто любит солнце

Б) у кого есть верный друг

В) кто родился весной
Г) кто добрый

II . Проверка дом. задания.

1.Знакомство с Мишкой

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

4Решение избавиться от палки.

5 Возвращение на перекрёсток.

6 Поиски слепого.

7.Ещё есть надежда

III ?Постановка учебной задачи.

Работу над нашим произведением я хочу начать со слов, которыми автор закончил свой рассказ?

Постановка проблемного вопроса. Что хочет он сказать этими словами?

Совершать больше добрых поступков

- Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

IV .Основной этап урока. Комплексное применение знаний.

1.Составление характеристики героя.

- Откроем учебники, обратимся к началу рассказа и выясним, каким автор представляет нам главного героя в начале рассказа.

А ) найдите глаголы, описывающие действия Миши. А какие слова называются глаголами? 3 слайд

- Б )А что такое имя прилагательное?

-Перед вами лежат листочки бумаги . ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН . Сейчас каждый из вас за одну минуту подберёт имена прилагательные для характеристики главного героя. Время пошло. Время вышло. Обсудите свои ответы в команде. Отвечает ученик под номером 1 стол №1. Под номером 2стол №2. Под номером4, стол№4. под номером 3, стол №3

- Задумывался ли он над своими поступками?

- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось )

В) - Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение * восхищение

* равнодушие * неловкость

* обиду * доброжелательность

* чувство бессилия * недовольство.

- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?

Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Я предлагаю вам выбрать,листочек того цвета которым можно обозначить нашего героя.

- Почему выбрали чёрный цвет ?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

2Наблюдение над эволюцией характера героя.

А) На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

Б) На прошлом уроке мы с вами разбивали текст на смысловые части и озаглавливали части, выберите пункт плана , где есть ответ на вопрос: в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим более человечным?

1.Знакомство с Мишкой

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

4Решение избавиться от палки.

5 Возвращение на перекрёсток.

6 Поиски слепого.

7.Ещё есть надежда

В )Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

( Чтение отрывка по ролям)стр.112-113

(Мишка узнаёт, что человек был слепым . Эта встреча начала менять его сознание им овладело раскаяние)

- Г) МИКС ПЭА ШЭА – Что такое раскаяние? Слайд6

( Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа .)

3.. Анализ действий и чувств героя. Чтение эпизодов.

Дома вы по группам подготовили для чтения эпизоды , раскрывающие действия и чувства героя

А.)Желание избавиться- что чувствует Миша? О ком он думает?

Б)Решил вернуться на перекрёсток- Окончательно рассорился сам с собой_ как вы это понимаете?

В) Весть о наезде- почему похолодел Миша?

Г) Решение искать слепого -о ком думает Миша?

Д) Кому выдают палки- что мучает Мишу?

- Чем похожи чем отличаются эти два понятия? Слайд7

Что такое совесть? Слайд 8

5. Работа над главной мыслью рассказа.

Прочитайте пословицы о совести и выберите ту, которая больше всего подходит к нашему рассказу: Слайд9

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт .

Стыд не дым, а глаза ест.

V .Первичное закрепление.

Выберите листочек для характеристики Миши. Почему?

- Можем ли мы уже сейчас поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?

(С тех, с которых мы начали урок.)

VI .Вторичное закрепление. Слайд10

- Есть надежда. на что? (Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.)

- Куда же надо спешить ? (Исправлять свои ошибки, совершать хорошие поступки)

- Почему надо спешить ? (Чтобы жить в ладу с собой, жить по-совести, чтобы сделать мир стал добрее..)

Д/З -Такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать историю.

Это и будет вашим домашним заданием. Откройте дневники и запишите домашнее задание.

VII . Итог урока.

-А) Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?

(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

-Б ) О чем заставил нас задуматься этот рассказ?

Какие ещё рассказы на тему стыд и совесть мы читали с вами?

В) А совестливый человек каким должен быть? Слайд11

Г) Слово учителя о всероссийском обществе слепых. Слайды12-17.

VIII .Рефлексия Ребята вы активно участвовали на уроке. А теперь оцените свои знания , выбрав цветные листочки. К-5, Ж-4, С-3.

Спасибо за урок, до свидания.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 176 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

— на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Цель: — на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

модели героя (чёрная и белая)

Толковый словарь В. И.Даля.

Используемые технологии: работа в парах

проблемное обучение ИКТ

Содержание деятельности урока

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем друг другу мысленно удачи и тихо сядем за парты.

Я хочу, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательные и наблюдательные. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли.

2. Мотивация.

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

—Что главное, скажите в человеке?

—Конечно, разум— первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

— Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

—Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

— Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

3.Краткая биографическая справка об авторе и его творчестве

— Кто автор этого произведения? Что вы знаете о нём?

Юрий Яковлевич Яковлев. Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Слайд с произведения Ю.Яковлева

—А сейчас я хочу зачитать обращение автора к читателям :

— По названию произведения мы можем предположить о чём оно? (Рассуждения учащихся)

Своё произведение автор закончил такими словами:

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет он сказать этими словами?

— Чтобы понять духовный мир писателя, не достаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.

Какие цели мы поставим при изучении этого произведения? (Предположения учащихся)

— Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

5. Работа над произведением. Словарная работа. Составление характеристики героя

—Каким автор представляет нам главного героя рассказа? Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим:

драчуна и задиру

— Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?

— Задумывался ли он над своими поступками?

— В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

2) Характеристика чувств окружающих людей

— Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение* восхищение

* равнодушие* неловкость

* обиду* доброжелательность

* чувство бессилия* недовольство.

— Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? Почему? (……….)

Вывод: Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.

— Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

4) Наблюдение над эволюцией характера героя. Чтение частей учащимися

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

5.Ещё есть надежда

— Какая главная мысль каждой части? О чём она? (…..)

— На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

— Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим?

5) Работа над сюжетом и композицией произведения текста

План (композиция текста)

1. Знакомство с Мишей

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

5.Ещё есть надежда

— События (сюжет) в жизни мальчика происходят в таком же порядке?

(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)

Отчего автор сознательно нарушает ход событий?

(Картина ожила в Мишкинах мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.)

— Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

— На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? Почему?

Как на крючок

Цепкий крючок

— Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)

— Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?

Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (Ответы детей)

(Вывод: Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа)

7) Продолжение наблюдения над эволюцией характера героя. Анализ чувств героя

Как вы её поняли?

(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).

-А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок.)

— И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке?

—Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.

Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.

Читайте также: