Поиск общей идеи в рассказах чехова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель 19 века. За свою жизнь он написал большое количество произведений, которые положительно восприняла публика. В своих произведениях Антон Павлович старался полностью раскрыть тему, которая давалась в произведении, и у него это получалось.

Родился Чехов в Таганроге. Пока Чехов учился, ещё были живы такие русские писатели, как: Некрасов, Фет, Тютчев, Достоевский и многие другие. Его творчество началось с небольшого рукописного журнала “Заика”, который он начал писать, ещё обучаясь в гимназии. Из его, уже раннего творчества, известна драма “Безотцовщина”, и некоторые другие драмы, которые, к сожалению, не увидели свет. Но Чехов не пал духом и начал пробовать себя в немного другом стиле: он начал писать юмористические рассказы, которые в дальнейшем публиковались в газетах и журналах. На этом и строится карьера Чехова, как будущего писателя. Первыми рассказами Чехова были “Письмо к учёному соседу” и “Что чаще всего встречается в романах?”. После этих рассказов Чехов понимает, что это его дело. Он начинает выдумывать себе разные смешные клички: “Антоша Чехонте”, “Человек без селезёнки”, “Брат моего брата” и так далее. Естественно, комизм не остаётся у Чехова долго. Некоторое время спустя Чехов присоединяется к петербургскому журналу “Осколки”, где позже, выходит большая часть его рассказов. В это же время Антон Павлович отстраняется от юмористического стиля, и начинает работать над произведениями, которые уже как-то нам знакомы.

Из более известных произведений Чехова можно выделить такие, как: “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Человек в футляре”, “Тоска”, “Толстый и тонкий” и некоторые другие. В этих рассказах уже нет никакого юмора, они более приближены к стилю писателя. Герои в них более эмоциональные, более похожи на человека 19 века. Однако, Чехов не всегда делал таких героев. Например, в произведении “Тоска”, писатель наделил главного героя сплошной грустью, которая, формально, никак не сказалась на сюжете.

А. П. Чехов - уникальный писатель. Его произведения не потеряют актуальность никогда, ведь в них он описывает главную проблему мира - достоинства и неполадки человека. Чехов старается задеть читателя, так как тому наверняка интересно будет читать дальше, узнав для себя интересный сюжет. Чехова можно сравнить со многими русскими писателями, но все они разные, и в Чехове тоже была капля уникальности, с помощью которой он смог сотворить такие прекрасные произведения. Опыт автора виден в его творениях.

Рассказы А. П. Чехова коротки, но в каждом из них за видимой простотой скрываются глубина смысла и сложность художественного построения. Настоящее искусство – просто рассказать о сложном, в малом раскрыть значительное. Чехов овладел им уже в ранних своих произведениях.
Литературная деятельность Чехова началась в тот исторический период, когда в России закончилась революционная ситуация 70-х годов, и в стране надолго воцарилась реакция. Литература наполнялась ожиданиями и предчувствиями чего-то нового, грядущего. Для того чтобы выразить

все это, понадобились новые. слова и новые способы художественной выразительности: совершался процесс обновления русского реализма применительно к новым историческим условиям.
Чехов в своих произведениях хотел “правдиво нарисовать жизнь и… показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы”. Он предпочел исследовать жизнь не в больших и общих явлениях, а в частных выражениях в сфере быта. Этим он расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня больших и глубоко значимых.
Герои большинства рассказов Чехова относятся к среднему общественному слою –

это врачи, учителя, студенты, чиновники и мелкие помещики. Но автора больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность.’ Среди их героев нет ни явных подлецов, ни злодеев, ни выдающихся характеров. Чехов не акцентирует особого внимания и на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды.

Писатель исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя.
В рассказе “Смерть чиновника” (1883 г.) Чехов рассказывает о трагическом инциденте, случившемся с маленьким чиновником и приведшим к смерти главного героя. Червяков – потомок гоголевского Акакия Акакиевича Вашмачкина. Но Чехов смело нарушает традицию, по-своему трактует многократно разрабатываемую до него ситуацию – маленький человек в столкновении с генералом, “значительным лицом”, представителем высшей власти. Червяков смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью и жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрируя полный отказ от человеческого достоинства.

Чинопочитание, раболепие вошло в плоть и кровь “маленького человека”, он готов ценой собственной жизни отстаивать право на почтительность и ничтожество перед “персонами”. Чехов смеется над героем, над его смертью, видя в Червяко-ве не человека, а чиновника, потерявшего человеческий облик. Таким образом, на примере этого рассказа Чехов сатирически осмеял тот существующий уклад жизни, когда люди видят в себе не людей, а чины и состояние.
В рассказе “Хамелеон” (1884 г.) писатель сумел показать за обыкновенной сценкой повседневной жизни целую систему мышления и поведения. Под “хамелеонами” мы привычно подразумеваем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Основной композиционный прием рассказа – повторение. Пять или шесть раз меняется ответ на вопрос (“Чья собака?”), и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Очумелов хамелеонствует не из беспринципности: за всеми переменами в его реакции стоит принцип и весьма устойчивый. В основе всех метаморфоз его поведения – незыблемая убежденность в превосходстве “генеральского” над “прочим”, и эта незыблемость прочна. Генерал ни разу не появляется на сцене, однако оказывает решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя.

Чтобы показать механизм зависимости и подчиненности, нет нужды в том, чтобы его главные фигуры демонстрировали свою власть и силу. Действие этой власти наглядно обнаруживается в поведении персонажей нижестоящих, преклоняющихся и раболепствующих. “Хамелеон” может служить образцом социальной сатиры времен Александра III, времени произвола власти полиции, доносительства, зависимости. Чехов равнодушно относится к страдательной стороне сатирического конфликта: полупьяный мастеровой Хрюкин с его укушенным пальцем сочувствия отнюдь не вызывает.
В рассказе “Ионыч” (1898 г.) Чехов показал процесс оскудения души главного героя. Дмитрий Ионыч Старцев из бодрого человека, не лишенного даже поэтической жилки (по дороге в город и обратно он напевает романс), превращается в холодного дельца, в душе которого материальное вытеснило духовное. И. И. Бунин писал: “Главное невидимое действующее лицо во многих произведениях Чехова – беспощадно уходя-
Щее время”. Действительно, можно сказать, что движущей силой рассказа является не главный герой, а только время. Старцев не противится его разрушительной силе: он “полнел, ожирел”, “не нажил ни семьи, ни друзей”.

Окончательное омертвение души героя писатель демонстрирует, используя свой любимый прием – лаконичную деталь. Старцев, услышав разговор о семье Туркиных, спрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?” Он забыл свою “единственную радость” , которая должна была согреть его душу и не дать “умереть” окончательно.
В этом рассказе автор подчеркивает, что человек должен ценить в своей жизни те моменты, когда раскрывается истинный смысл его существования.. Но Старцев не использовал этой возможности и утратил лучшие человеческие качества: отзывчивость, искренность, уважение к людям, желание жить для счастья других.
На примере “образованной и. талантливой” семьи Туркиных Чехов показывает, что страшны не внезапные, резкие перемены и повороты в человеческой судьбе, страшЕо только одно: жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит. Иван Петрович говорит исключительно заученными фразами (“Здравствуйте, пожалуйста”, “не дурственно”, “покорнейше вас благодарю”); Вера Иосифовна пишет романы “о том, что никогда не бывает в жизни”; их дочь, Екатерина Ивановна, по четыре часа в день упражняется в игре на рояле, ее музыка больше напоминает грохот, когда “с высокой горы сыплются камни”. Это и есть, по мнению Чехова, страшная безысходность жизни.
В 1890-е годы поэтика бесконечно малых величин Чехова привела к обобщению социально-исторического масштаба. Это ясно прослеживается в трилогии писателя 1898 года “Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”. Более десяти лет отделяет эти произведения от ранней юмористики Чехова, но в этой трилогии немало общего с шедеврами его’ литературной молодости.

Прежде всего, это сочетание конкретной социальной сатиры, связанной с определенной исторической эпохой, философской темой, вечными, общечеловеческими вопросами.
Рассказ “Человек в футляре” о гимназии и городе, объятых страхом, который внушало ничтожество, вобрал в себя признаки целой эпохи в жизни России за полтора десятилетия. Это было время правления Александра III, время разгула шпионажа, высматривания, доносов, запретов. Недаром Беликов – учитель древних языков, которые рассматривались министрами императора как средство, призванное отвлечь молодежь от интереса к злобе дня, от “опасных” увлечений.

Беликов “угнетал”, “давил”, “мыслящих, порядочных” людей, которые испытывали перед ним неподдельный страх, “подчинялись” и “терпели”. Возникает ощущение гипноза, но не предполагающего подчинение силе, а слабости. Беликов болезненно слаб, робок, одинок, подвержен поетоянч ной тревоге.

Впервые столкнувшись с противостоянием окружающей действительности, он вскоре умирает. Рассказчик не жалеет его и с жестокой откровенностью говорит: “Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие”. Смерть Беликова – это еще не свобода, а только намек на нее.

Все осталось по-прежнему, “не стало лучше”” – такие настроения охватили большую часть общества в начале царствования Николая II. И слова учителя Буркина: “…а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!” – отражали это угнетенное состояние.
Тема собственности лежит в основе рассказа “Крыжовник”. Здесь вся человеческая жизнь сводится к мечте о собственной “усадебке” со своим крыжовником. Ценой утраты молодости, здоровья и даже человеческого облика достигал поставленной цели Николай Чимша-Гималайский. В этом рассказе Чехов впервые с такой ясностью утверждает необходимость немедленных и решительных перемен.

Важно то, что у чеховских героев эти идеи появляются не как импульсивный порыв, а как мысли зрелые, глубоко продуманные и выстраданные. Так, рассказчик восклицает: “Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего же ждать?”
В рассказе “О любви” Чехов рассказывает о том, как помещик Алехин в личной жизни не смог “перескочить через ров”, и это привело к гибели его любви. Но препятствием для этого стали не семья, не Дети любимой им женщины, а только боязнь перемен, изменений, привычные представления о грехе и добродетели.
В этом рассказе, как и в первых частях трилогии, речь идет о назревшей ломке сложившихся форм, общественных и нравственных. Герои рассказов, каждый по-своему, думают и говорят об этом.
Рассказы Чехова, благодаря своей обобщенности, проблемам большого общечеловеческого значения, имеют универсальный смысл. Они понятны и интересны людям любой страны и эпохи. Спустя сто лет произведения Чехова столь же актуальны и злободневны, так как в них поставлены общечеловеческие вопросы, содержащие глубокие философские проблемы.

Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель 19 века. За свою жизнь он написал большое количество произведений, которые положительно восприняла публика. В своих произведениях Антон Павлович старался полностью раскрыть тему, которая давалась в произведении, и у него это получалось.

Родился Чехов в Таганроге. Пока Чехов учился, ещё были живы такие русские писатели, как: Некрасов, Фет, Тютчев, Достоевский и многие другие. Его творчество началось с небольшого рукописного журнала “Заика”, который он начал писать, ещё обучаясь в гимназии. Из его, уже раннего творчества, известна драма “Безотцовщина”, и некоторые другие драмы, которые, к сожалению, не увидели свет. Но Чехов не пал духом и начал пробовать себя в немного другом стиле: он начал писать юмористические рассказы, которые в дальнейшем публиковались в газетах и журналах. На этом и строится карьера Чехова, как будущего писателя. Первыми рассказами Чехова были “Письмо к учёному соседу” и “Что чаще всего встречается в романах?”. После этих рассказов Чехов понимает, что это его дело. Он начинает выдумывать себе разные смешные клички: “Антоша Чехонте”, “Человек без селезёнки”, “Брат моего брата” и так далее. Естественно, комизм не остаётся у Чехова долго. Некоторое время спустя Чехов присоединяется к петербургскому журналу “Осколки”, где позже, выходит большая часть его рассказов. В это же время Антон Павлович отстраняется от юмористического стиля, и начинает работать над произведениями, которые уже как-то нам знакомы.

Из более известных произведений Чехова можно выделить такие, как: “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Человек в футляре”, “Тоска”, “Толстый и тонкий” и некоторые другие. В этих рассказах уже нет никакого юмора, они более приближены к стилю писателя. Герои в них более эмоциональные, более похожи на человека 19 века. Однако, Чехов не всегда делал таких героев. Например, в произведении “Тоска”, писатель наделил главного героя сплошной грустью, которая, формально, никак не сказалась на сюжете.

А. П. Чехов — уникальный писатель. Его произведения не потеряют актуальность никогда, ведь в них он описывает главную проблему мира — достоинства и неполадки человека. Чехов старается задеть читателя, так как тому наверняка интересно будет читать дальше, узнав для себя интересный сюжет. Чехова можно сравнить со многими русскими писателями, но все они разные, и в Чехове тоже была капля уникальности, с помощью которой он смог сотворить такие прекрасные произведения. Опыт автора виден в его творениях.

Сочинение: Жизнь и творчество А.П. Чехова

Родился он в Таганроге в 1860 году в многодетной семье неудачливого купца. Увлечение литературой мальчик приобрел еще в школе. В столь юном возрасте его захватывает театр, и он участвует в любительских постановках. Уже в 18 лет будущий драматург сочиняет свою первую пьесу. Именно тогда он обрел свое призвание в творчестве.

Антон Чехов является одним из наиболее богатых на псевдонимы писателей: А.Чехонте, Г. Балдастов; Врач без пациентов и т.д. Он расцветает как автор-миниатюрист в комическом (преимущественно) жанре. Однако позже он начинает размышлять над более глубокими темами, вкладывая в свои произведения больше слов, идей и подтекста. Однако до полноформатного романа он не доходит, чувствуя свою скованность в рамках долгого развернутого повествования.

А. П. Чехов скончался от туберкулеза в 1904 году на курорте, где находился по состоянию здоровья. Ныне его рассказы читаются всеми от мала до велика, его пьесы ставятся по всему миру и не сходят со сцены самых прославленных театров планеты. Каждый образованный человек читает и изучает его творчество, непременно отдавая дань такому выдающемуся, оригинальному и ни на кого не похожему таланту.

Автор: Юлия Четверикова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенности раннего творчества Чехова

Творчество Чехова 90-х гг.

Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

  • Автор: А. П. Чехов
  • Произведение: Ионыч
  • Это сочинение списано 16 533 раз

Его врагом была пошлость,

и он всю жизнь боролся с ней.

М. Горький

В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека противостоять ее пагубному влиянию.

Многие рассказы Чехова – это рассказы о том, как происходит деградация человеческой личности под влиянием среды, которая ее окружает. Герои собственноручно лишают себя полноценной жизни, возможности любить и быть счастливыми. Главное в жизни проходит мимо них, потонув в житейских мелочах.

Испытание героя бытом – это излюбленный прием Чехова, который писатель использует во многих своих произведениях. Чехову не нужно пространное повествование о происходящем с его героями. Для автора главное не события, а настроение персонажей, их отношение к окружающей действительности и той среде, в которой он вынужден жить.

Посмотрите эти сочинения

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Человек и общество в произведениях В.П.Чехова

Человек и общество в произведениях А.П.Чехова

(дипломная работа)

Список использованной литературы………………………………………………

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу 19 века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях. Чрезвычайно интересно следить за похождениями его героев, смешных и трагичных, веселых и печальных, богатых и бедных. Поражает разнообразие показанных образов, жизненных ситуаций. Язык Чехова не похож на язык других писателей. Он очень красив, а главное, доступен и понятен, сразу видна главная мысль писателя, но эта простота и открытость, в первую очередь, свидетельствует о глубине жизненного опыта автора. Прекрасно показан образ народа, в произведениях Чехова героями являются люди всех классов общества, начиная от крепостных и заканчивая людьми, приближенным к государю. Тематика произведений Чехова иногда перекликается с тематикой таких писателей, как Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, А.Н.Островский. Но Чехов глубоко индивидуален, его стиль, его точка зрения не похожи на стиль и точку зрения других авторов. Несомненно, Антон Павлович – великий писатель и драматург.

Цель дипломной работы

– выявить влияние среды на человека в рассказах Чехова. Данная цель решается с помощью следующих задач:

— изучение критической литературы о творчестве А.П.Чехова и определение места рассказов в нем;

Объект исследования

Предмет исследования

Структура работы

такова: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, методическое приложение.

Актуальность темы

обусловлена недостаточной изученностью поэтики А.П.Чехова. и если одна из задач школьного процесса образования – воспитание лучших качеств личности, то Чехов здесь незаменим.

Писатель нашел художественные формы, совершенно соответствующие жизненному материалу, человеческим характерам, чувствам, идеям, настроениям, которые были характерны для его эпохи.

Проблема разработанности темы.

На основе тщательного анализа текстов и привлечения обширного материала современной писателю критики уточняются некоторые, ставшие традиционными, оценки и характеристики художественной манеры Чехова.

В монографии современного литературоведа на основе анализа произведений Чехова и его литературного окружения рассмотрены важнейшие особенности художественного мира писателя в соотнесенности с опытом русской литературы.

Кроме этого, героев сближает наличие у каж­дого определённой цели, определённой задачи, ко­торые ставятся и достигаются, как правило, от скуки.

Ещё одним объединяющим моментом является противопоставление поля (упоминание о нём мы встретили в каждом рассказе) и более узкого про­странства, а именно квартиры или имения. Мы счи­таем, что роль автора-повествователя сводится в данном случае к описанию широких и прекрас­ных просторов в противовес той замкнутой жиз­ни, о которой беседуют герои.

Обычно он внедряется в повествование — в на­чале или в конце рассказа — посредством лирирических отступлений о природе. Он описывает огромные, прекрасные просторы, тем самым, на мой взгляд, противопоставляя их той жизни, которую описывает рассказчик.

Маленькая трилогия, уместившаяся на трид­цати страничках, несёт в себе большую, много­гранную тему отрицания современного писателю жизненного порядка. Речь как будто идёт лишь о жизни и быте отдельных людей. Но огромная сила трилогии в том, что она показывала, как в раз­ных сферах жизни, в самых, казалось бы, далё­ких от большой политики уголках, всюду зреет, нарастая, мысль: больше жить так невозможно, такая жизнь убивает человека, значит, она не имеет права на существование.

Список использованной литературы

Феномен А.П. Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа его жизни непонятен и до сих пор до конца не разгадан. Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами.

Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений Чехова, их проблематике, постановке и способа решения задач. О ком пишет А.П.Чехов? О Человеке.

А Человек — он везде человеком и остается.

Можно перечислить всех героев Чехова, и если глубже заглянуть в душу каждого из них, подвести итог всем действиям, словам, дурным и хорошим порывам, то последним решающим выводом будет только безграничная жалость к человеку, его беспомощности, к его ничем не оправданным страданиям.

В своем творчестве Чехов как будто задается целью возможно шире развернуть жизненный калейдоскоп, показать все сплетения, все слагаемые самых разнообразных комбинаций, заглянуть во все уголки человеческого существования, добросовестно их проследить, чтобы подтвердить свой вывод о невозможности достигнуть радости и полноты бытия.

В своей работе мы рассмотрели влияние среды на героя рассказов А.П.Чехова 1890-х годов и можем отметить, что внешние блага жизни, отсутствие которых, как иногда кажется, является единственным препятствием к счастью, этого счастья дать не могут.

Читайте также: