Подвиг ивана сусанина сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Уроженец Костромской области Иван Сусанин по сей день считается эталоном патриотизма. Ему установлен не один памятник и о его подвиге до сих пор спорят историки.

Биография

Точных данных о дате рождения Ивана Сусанина нет. Можно строить лишь догадки. Обычно, его изображают старцем, но историки предполагают, что в 1613 году ему было около 40 лет. К подобным заключениям ученые пришли из сведений о дочери мужчины, которой в то время было 16 лет и она уже была замужем. По своему происхождению Иван Осипович был крепостным из села Домнино и относился к помещикам Шестовым. Мать Михаила Романова была в девичестве Шестовой, то есть село было ее родиной. По некоторым источникам Иван Сусанин был деревенским старостой и пользовался большим уважением.

Версии подвига

Существует несколько версий как происходили события. Историки и сейчас не могут достичь одного мнения.

Версия №1

Официальная версия подвига крестьянина гласит о том, что в 1613 году после Земского Собора и официального избрания Михаила Романова на царствование, воспрепятствовать этому должны были поляки. Сам царь со своей матерью в это время как раз находились под Костромой. Ляхи, узнав об этом, отправились в деревню. Подойдя к Домнино они встретили Ивана Сусанина, которого заставили показать где прячется молодой Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. Сам Михаил Романов со своей матерью в это время укрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Версия №2

Еще одна из распространенных версий называет место смерти не топи и леса Костромской губернии, а непосредственно саму деревню Домнино. О близком подходе поляков к деревне староста Сусанин узнал заранее и успел спрятать царя в овинной яме, предварительно забросав горелыми ветками и различным тряпьем. Ляхи, ворвались в дом к Ивану Осиповичу и провели обыск. Никого не найдя в доме они начали пытать крестьянина. Даже под страшными пытками Сусанин не выдал место, где спрятался молодой царь.

По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после прах перенесли в Ипатьевский монастырь. Но несмотря на это, археологами за все время были найдены несколько могил героя.

Признание подвига

О том, как происходили события точных версий нет. Существует лишь документальное подтверждение подвига. В 1619 году Михаил Федорович царским указом даровал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину половину деревни Деревнищ за подвиг его тестя. Этим Романовы признавали подвиг крестьянина и были благодарны ему за спасение царского рода и России.

Увековечивание подвига

В 1851 году был воздвигнут памятник Ивану Сусанину в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. Но в 1918 году с приходом к власти большевиков бюст был уничтожен. в 1967 году памятник был вновь воздвигнут, надпись на котором говорит о Сусанине, как о патриоте Русской земли.

О подвиге Ивана Сусанина рассказывается в известной опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”.

Заключение

Иван Сусанин реальный человек, который ценой своей жизни спас первого Романова. Но до сих пор историки спорят о мотивах подвига и как же было на самом деле. Еще одна загадка истории, которая останется неразгаданной.

Дополнительная информация

Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Возможно, вам также будет интересна статья: Возникновение государственности у восточных славян

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

Подвиг Ивана Сусанина кратко

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

• Подвиг не уникален?

• Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Возможно, вам также будет интересна статья: Храм Василия Блаженного — история создания

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

• А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

• Герой остается героем

Возможно, вам также будет интересна статья: Русь и Орда проблема взаимоотношений

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

Федосова Надежда Ивановна

Сочинение посвящено подвигу Ивана Сусанина - костромского крестьянина.

ВложениеРазмер
"Иван Сусанин - патриот России" 34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Елизаровская основная общеобразовательная школа

157323, Мантуровский муниципальный район Костромская область тел.(49446)92133

Кешокова Виктория Муратовна, 7 класс

Федосова Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Не сочтёшь в России

Слава их сверкает

И во мгле столетий

Не померкло имя

Давайте перенесёмся в далёкий семнадцатый век. В то смутное время в стране не было царя. Но зато было много насилия и грабежей, которые вызвали взрыв народного возмущения. Поэтому люди решили собраться все вместе и выбрать себе царя. Много на Руси достойных бояр и князей, но больше всего любил народ семью бояр Романовых, которые были верными и храбрыми защитниками родной земли. Народ заявил, что он хочет видеть на престоле только Михаила Фёдоровича Романова. Об избрании Михаила на царство узнали поляки и задумали убить молодого царя. Узнав, что Михаил Романов находится в Домнине, они задержали крестьянина села Домнино Костромского уезда

Ивана Осиповича Сусанина и потребовали провести их к его родному селу. Сусанин успел передать верным людям, чтобы они бежали к царю и предупредили Михаила об опасности. Сам Сусанин повёл поляков в непроходимые лесные дебри, откуда не было выхода. Заведя вражеский отряд вёрст на десять в гибельную топь, он решил, что теперь ляхам нипочём не догнать Михаила Фёдоровича даже при верном проводнике, остановился и признался в обмане. Несмотря на приставленные к своей груди кинжалы, вести поляков обратно он категорически отказался. Тогда поляки набросились на Сусанина и стали пытать его великими, немерными пытками, и замучили его до смерти. Так погиб храбрый и великий душою костромской крестьянин, не пожалевший жизни, чтобы спасти своего царя и русскую землю от владычества поляков. Щедро наградил потом царь Михаил Романов потомство Сусаниных. Ему была дана жалованная грамота на участок земли при селе Домнине, которую подтвердили и последующие государи.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Так отзывался о Сусанине К.Ф.Рылеев в своей думе, воплотив в его образе лучшие черты характера русского человека: преданность, любовь к родной земле, патриотизм.

Иван Сусанин – это неотъемлемая часть трагической истории нашей великой страны. Человек, живший в страшное Смутное время начала 17 века, совершивший подвиг во имя спасения Отечества. Поэтому и хранит русский народ в памяти своей это святое имя.

В этой статье вы найдете несколько сочинений о подвиге Ивана Сусанина.

Дети любят писать школьные сочинения про Ивана Сусанина. Ведь это национальный герой, который в свое время был благородным воином, справедливым и верным своей идеологии. Ниже вы найдете несколько сочинений по этой теме.

Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение

Образ ивана сусанина в думе рылеева

Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева

Любые высказывания тех или иных людей нашего времени или прошлого про Ивана Сусанина, всегда положительные. Ведь это настоящий национальный герой. Вот сочинение про образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева:

В творении Сусанин представляется работящим и сильным, выносливым крестьянином, верным, смелым и стойким сыном своей страны. Можно сказать, что именно эти патриотизм и убежденность и подкупают читателя.

Кстати, сам Александр Сергеевич Пушкин относился к жанру дум несерьезно и критично, полагал, что это не серьезное творчество, а лишь описание исторических событий. Однако великий русский поэт был уверен, что каждая строчка Рылеева, дышит национальным сознанием, а образ Сусанина удалось воссоздать максимально реалистично.

Внешне Сусанин представляется мужиком крепким, но не молодым. Ему не чужды такие черты характера, как прямолинейность, решительность, честность, любовь к Родине, жажда справедливости. Обладает герой и жертвенностью, которая так присуща русскому народу. Иван настолько любит Родину, что готов положить на алтарь свою жизнь ради того, чтобы заманить польский отряд в непроходимые, топкие болота.

Можно сказать, что герой символизирует последний оплот самодержавной идеологии. Он справедлив, благороден (несмотря на крестьянское происхождение), привык смотреть страху в лицо и никогда не отступает на полпути.

Сусанин искренне верит в достойного царя, презирает захватчиков. Однако все же существует некая недосказанность насчет того, кем оказался Иван – народным героем либо жертвой обстоятельств.

Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Но иного варианта не было – либо погибнуть, но устранить врага, либо же позволить захватчикам распоряжаться родными землями. Конечно, этого Сусанин не мог допустить. Он прекрасно знал, чем закончится его поступок. Но чувство долга не позволяло ему преступить через свои принципы. Именно это сделало его народным героем. Однако присутствует и некая двойственность – сложно сказать, расценивал ли вообще крестьянин какую-либо иную возможность? Вполне возможно, что он до конца не осознавал факт своей гибели, действовал интуитивно, подчиняясь некоему душевному порыву.

Так или иначе, о том, чтобы намеренно совершить геройский поступок, он точно не думал. Слепая вера Ивана в царя и правильность его доктрины, безусловно, может считаться как плюсом, так и минусом. Поскольку крестьяне в большинстве своем, были людьми малограмотными и внушаемыми. Следовательно, не такими уж верными могли быть призрачные идеалы, как они казались герою произведения. Так или иначе, его самоотверженности и патриотизму можно только позавидовать. Но, на подобное деяние способен не всякий.

Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Родился Иван Сусанин в Костромской области в деревне Деревеньки. Однако есть и иная версия, якобы место его рождения — это деревня Домнино, вотчина дворян Шестовых. Насчет того, кем на самом деле был Иван, существует несколько мнений:

  • Самое распространенное – Сусанин был простым крестьянином.
  • Альтернативное – национальный герой был деревенским старостой.
  • Слабо распространенное – был приказчиком, жил при дворе бояр Шестовых.

Возраст точно не указан, но учитывая произведение, можно увидеть, что упоминается зять Собинин. Поэтому Сусанину было не менее 35-ти лет. А скорее всего, больше. Средним считается показатель — 40 лет. Тем не менее, градацию можно расширить. Скорее всего, возраст Ивана Сусанина от 40 до 60 лет. Безусловно, все зависит от источника. Ведь некоторые характеризуют Сусанина как зрелого мужа, а некоторые – как мудрого старца.

Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Благодаря чему прославился Иван Сусанин, чем он знаменит? Вот краткая информация о его подвиге:

Известно, что отряды недругов, литовцев и поляков, двигались в родную деревню Ивана. Неожиданно чужеземцы встретили двух русских мужчин – Сусанина и его зятя, Богдана Собинина. Они приказали Ивану показать им дорогу ко двору, хотели увидеться с молодым царем.

Скрепя сердце, Сусанин согласился. Однако впоследствии ему в голову пришла идея, что просто так сдаваться рано, можно обвести врагов вокруг пальца. Тем более, что дорогу в этих краях они не знают. Иван повел неприятеля не к царю, а в противоположную сторону, на топкие болота. Вокруг были непроходимые дебри. Поэтому, даже узнав о лукавстве проводника, враги уже не могли самостоятельно найти дорогу.

Конечно же, они раскрыли обман, пытали крестьянина, уговаривали сказать им правду. Но русский оказался стойким. В конце концов, они разрубили тело Сусанина на мелкие куски. Однако выбраться из дебрей так и не смогли. Там и сгинули.

Эта история еще раз наглядно показывает решительность, выносливость и патриотизм русского народа. Ведь, если бы Иван был слабее телом и духом, он вполне мог бы сдаться во время пыток, показать правильную дорогу, и, возможно, остался бы жив. Но даже умирая, Сусанин не изменил своего решения и не пожалел о нем.

Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Вне зависимости от различия эпох, каждая из которых диктует свои политические, национальные и моральные идеалы, Иван Сусанин восхищает меня своей стойкостью и силой духа. Уверен, что немногие на его месте вытерпели бы все те мучения и боль, которые причиняли ему чужеземцы в процессе пыток, и так бы и унесли с собой в могилу тайну верного пути.

На мой взгляд, Ивана называют народным героем не напрасно. Даже если легенда о нем – вымысел, то его образ вполне можно расценивать как собирательный, как воплощение великого, непобедимого, отважного, отчаянного и решительно русского человека, который в борьбе с врагом не сдается до последнего.

Кем был Иван Сусанин: биография

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Школьник должен знать биографии многих известных людей и тем более, национальных героев. Вот биография и описание, кем был Иван Сусанин для сочинения:

Родился народный герой во второй половине XVI века в дер. Деревеньки. Кончина его приходится на 1613-й год. Его можно назвать спасителем Михаила Романова от вражеских отрядов. Считается, что Иван Сусанин принадлежал к крепостным Шестовых, семьи дворянского рода.

Кстати, район Костромской области, в котором (предположительно) родился Иван, ныне именуется Сусанинским. Детство, отрочество, юность Ивана Сусанина не имеют никаких исторических отображений. Они мало чем отличались от вех жизни представителей данного сословия.

Однако некоторые источники говорят, что Иван был не просто крестьянином, а приказчиком либо вотчинным старостой. Эти версии имеют право на существование, ведь отчего-то вести отряд поручили именно ему, а не другому человеку. Это подтверждает задатки лидера.

Иные ресурсы говорят, что Иван был управляющим при боярском дворе. Возраст героя не менее 35-40 лет. Хотя, большинство источников утверждают, что Ивану было далеко за 40, поскольку у него имелась взрослая, замужняя дочь и зять. Скорее всего, 55-60 лет.

О личной жизни Сусанина мало известно. Он рано потерял жену. Второй раз, скорее всего не женился. В те века это было не принято. Дочь звали Антонидой, она была замужем, у нее были дети.

Иван Сусанин: интересные факты из жизни

Костромской крестьянин иван сусанин

Костромской крестьянин Иван Сусанин

Давность произошедших событий заставляет выдвигать все новые и новые версии событий и потенциально возможные факты относительно народного героя. Вот интересные факты из жизни Ивана Сусанина для сочинения:

Факт 1. Секрет имени

Факт 2. Потомки героя

  • У Сусанина была дочь Антонида.
  • В те годы она уже состояла в браке с Богдном Собининым. Судя по некоторым источникам, у героя уже было 2 внука – Константин и Даниил.
  • К слову, на 1631 год Собинин уже числится покойным, а хозяевами – его сыновья, которые по многим источникам, имели семьи.

Факт 3. Благодарность

  • Спустя 100 лет после погибели героя, династия Романовых отплатила за спасение Михаила.
  • Андрея Семенова и Ивана Собинина освободили от крестьянских повинностей и выразили благодарность.

Факт 4. Участвовал ли зять?

  • Участвовал. Да, он не пошел на болота, но именно Собинина, Иван отправил к Михаилу Романову с вестью о наступающей опасности.
  • По крайней мере, об этом говорили потомки.

Факт 5. Место захоронения

  • Существует версия, что царь приказал найти тело героя.
  • Сусанина отыскали. Якобы, захоронен он в Ипатьевском монастыре.
  • Однако эту версию подвергают сомнениям. Некоторые исследователи склонны полагать, что похоронен он на родине, в Домнино.

Факт 6. Кто убил Сусанина?

  • Считается, что поляки во время пыток.
  • Однако это могли сделать либо разбойники, либо бунтовщики, которые шастали по лесу.
  • Соответственно, из рук врага крестьянин мог вырваться.

Эти интересные факты уже доказаны. Хотя некоторые из них еще находятся под сомнение, однако, это все равно считается правдой.

Иван Сусанин — русский национальный герой: сочинение

Иван сусанин — русский национальный герой

Иван Сусанин — русский национальный герой

Наверное, не найдется человека, что не помнил бы имени героя, который не пожалел живота своего за царя и свободу родного края. Память о нем переходит из поколения в поколение. Патриотизму Сусанина можно только позавидовать. Не напрасно его светлый образ нашел отражение в музыке и литературе. Мало того, существуют даже памятники этому человеку.

В то время было много насилия и грабежей. Бушевало народное возмущение. Именно поэтому царь был выбран народом. На престол взошел Михаил Федорович Романов. Прознали об этом поляки и решили молодого царя убить. Пришли они на земли русские, и потребовали крестьянина провести их в село. Однако Иван перехитрил супостатов. Он отправил зятя к Романову с предупреждением, а сам завел врагов в дебри, которые окружали топкие болота. Чтобы они уже не смогли оттуда выбраться.

К слову, в обмане Сусанин признался сам и пытки принял с достоинством. Его мужеством невозможно не восхищаться. Потомки героя были щедро вознаграждены царской семьей. Немудрено, ведь Романовы обязаны ему жизнью Михаила. Сусанина в своей думе воспевал не только Рылеев, но и множество иных деятелей искусства. Это образ бесстрашного народного защитника.

Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко

К сочинению может понадобится написать отклик. Вот небольшая выдержка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина:

Будучи преданным царю, Иван не позволил себе привести к нему врагов самолично, а пожертвовал собственной жизнью ради того, чтобы устранить отряды и оградить правителя от нападения. Он поступил не только как преданный гражданин своей страны, но и как мужчина – сильный, смелый, самоотверженный и благородный.

Значение подвига Ивана Сусанина: важное

Иван сусанин — русский национальный герой

Иван Сусанин — русский национальный герой

Значимость того события для семьи Романовых и России в целом, огромная. Об этом знают все. Вот как можно описать значение подвига Ивана Сусанина:

Кстати, поступок Ивана Сусанина доказывает, что, иногда, для того, чтобы защитить Отечество и свои идеалы, не обязательно ввязываться в открытую драку. Можно устранить неприятеля смекалкой, используя иные преимущества. По сути, крестьянин лишил правителя прямой угрозы его жизни, а значит, сделал многое и для страны в целом.

44

Подробный рассказ о том, что правда, а что всё-таки вымысел в этой истории, не должен оставить равнодушным.

История подвига Ивана Сусанина в XVII в. фиксировалась трижды: в указах 1619 (7128), 1633 (7141) и 1691 (7200) гг. Первый документ — обельная грамота спасенного царя Михаила Федоровича (1619 [7128] г., 30 ноября) — так повествует о произошедших в Костромском уезде событиях:
Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал , и Польские и Литовские люди замучили его до смерти[6].

Образ Сусанина в литературе и искусстве

Удивительно, но в письменных источниках (включая летописи и хроники) XVII в. практически нет упоминания о Сусанине и его великом подвиге. Тем не менее предания о нём существовали на Русской Земле и передавались из рода в род вплоть до наших дней. До начала XIX века в Сусанине не пытались увидеть спасителя великого государя. Таким он был представлен первоначально в литературе: сначала писателем Афанасием Щекатовым в "Словаре географическом Российского государства", затем С.Н. Глинкой в его "Истории", где тот прославил Сусанина как идеал народной доблести и отваги, после чего о нём написал и украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей русской земли". В скором времени героическая личность и великий подвиг Сусанина стали любимой темой многих поэтов, посвятивших ему большое количество стихотворений, дум, повестей, рассказов и драм. В частности, этому национальному герою Руси посвящено замечательное стихотворение К.Ф. Рылеева - "Иван Сусанин" :

«Куда ты ведешь нас. не видно ни зги !—

К.Ф.Рылеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1971.

На исходе первого послевоенного десятилетия, овеянного “вечной памятью двенадцатого года”, появилось литературное произведение о Сусанине, которому суждено было стать классическим.

В конце 1822 года в Петербурге вышел первый выпуск альманаха “Полярная звезда”, изданный А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В нём К.Ф. Рылеев опубликовал несколько своих дум, посвящённых героям русской истории, в их числе и думу “Иван Сусанин”. Автор её – Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) – участник заграничного похода русской армии, один из руководителей Северного общества декабристов, принадлежал к старинному дворянскому роду, издавна связанному с костромской землёй. Родовой вотчиной деда К.Ф. Рылеева, А.Ф. Рылеева, и его отца, Ф.А. Рылеева, было имение Ахлебинино , находившееся неподалёку от Галича. Хотя сам К.Ф. Рылеев, по-видимому, никогда не бывал в Костромской губернии, но, конечно, хорошо знал о своих корнях, что не могло не отразиться на его отношении к Сусанину.

Дальнейшая история думы К.Ф. Рылеева о Сусанине повторяет судьбу всех наиболее выдающихся произведений, посвящённых знаменитому костромскому крестьянину. Известно, что вскоре после публикации её довольно высоко оценил А.С. Пушкин, в целом давший циклу дум весьма низкую оценку. В мае 1825 года он писал К.Ф. Рылееву из Михайловского, касаясь его дум: “Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключая “Ивана Сусанина” – первую думу, по которой начал я подозревать в тебе истинный талант)”.

В политическом отношении дума о Сусанине, как мы видим, была вполне благонамеренна, и если бы не трагическая судьба её автора-декабриста, повешенного в июле 1826 года на кронверке Петропавловской крепости, то, наверняка, через какое-то время думу включили бы в школьные программы по всей России. Однако одиозность для эпохи Николая I фигуры К.Ф. Рылеева заставила власти несколько десятилетий “жертвовать” этим весьма сильным в поэтическом отношении произведением о Сусанине (в ту пору дума, словно какое-нибудь революционное стихотворение, распространялась в списках). Во 2-й половине XIX века, когда запрет на имя поэта-декабриста был снят, дума о Сусанине стала обязательной в хрестоматиях по русской словесности, её учили и декламировали на уроках в гимназиях, в земских и церковно-приходских школах. Правда, и в это время отношение к думе было особым: её признавали и в правительственном, и в либеральном, и в революционном лагерях (в последнем “Ивана Сусанина” чтили за революционные заслуги её автора – жертвы самодержавия – и старались не замечать, что герой думы отдаёт жизнь за царя, считая это, видимо, чем-то вроде поэтической аллегории).

После же революции дума “Иван Сусанин” попортила немало крови советским литературоведам и сусаниноведам , заставляя их прибегать ко всяким увёрткам в тех случаях, когда им приходилось объяснять, почему К.Ф. Рылеев – революционер и республиканец – написал о народном герое такую “монархическую” думу.

Но, несмотря ни на что, дума К.Ф. Рылеева сыграла большую роль в популяризации имени Сусанина и в превращении его в один из символов русского патриотизма. Рылеевская дума была последним значительным произведением о Сусанине “начальной” эпохи его прославления. Как известно, 14 декабря 1825 года под гром пушек на Сенатской площади Петербурга на российский престол взошёл новый император, Николай I, прославление Сусанина при котором приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики.

Историческая и художественная литература о Сусанине в 30–50 годы XIX века

Как уже говорилось, с середины 30-х годов о Сусанине стали очень много писать в газетах, журналах, учебниках, словарях – в целом в период царствования Николая I костромскому крестьянину была посвящена обширная художественная и историческая литература. Вспомним её наиболее важные образцы.

В 1835 году молодая поэтесса Е.П. Ростопчина откликнулась на известие о решении соорудить в Костроме памятник Сусанину стихотворением “На памятник, сооружаемый Сусанину”, в котором говорилось:

Тебе ль чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин, верный сын, честь родины своей.

Тебя ли можем мы прославить

Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится. полудня мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим.

Есть памятник иной: он твёрд, несокрушим,

Он силен и велик, как ты Сусанин смелый!

Сей вечный памятник тебе сооружён

В сердцах признательных потомков:

Во дни крамол и смут, из пепла, из обломков

С Россией новою восстал как феникс он

И с ней цветёт поднесь, могучий и спокойный.

Да. благоденствие и слава россиян,

Да. громкие хвалы позднейших сограждан –

Вот памятник, Сусанина достойный.

Рассуждая таким образом, отправили они самых решительных злодеев в поместье Романовых. Отряд поляков уже появился в Домнине, оставалось не более версты до той деревни, где был господский дом, в котором жил молодой Михаил д в разлуке с добрыми родителями, тоскуя о несчастной судьбе отца и услаждая горесть свою только свиданиями с матерью, монахиней, жившей в нескольких верстах от него, в Ипатьевском монастыре.* Убийцы не знали дороги в эту деревню и случайно встретили крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина. Нетерпеливо начали они спрашивать у него, как найти им поместье нового царя Михаила Федоровича, и, чтобы не показаться подозрительными, злодеи притворились, что посланы от друзей его, чтобы прежде всех поздравить с неожиданным счастьем. Но Сусанин тотчас узнал в них поляков. . Искусно скрыв радость, которая взволновала сердце его при известии о том, что молодой Михаил Федорович избран царём России, он отвечал самым простодушным рассказом о том, что хорошо знает поместье Романовых, что часто бывает там и может проводить дорогих гостей помещика до самого дома его.

В 1840 году в Москве вышла книга костромского историка князя А.Д. Козловского “Взгляд на историю Костромы”, в которой подвиг Сусанина описывается так: “Время тогда было ненастное, начинало вечереть, как поляки, сбившись с дороги, встретили, близ деревни Деревнищ крестьянина Ивана Сусанина и спросили его о дороге в село Домнино к боярскому двору, где тогда был юный Михаил. Умный Сусанин, подозревая коварство их, решается спасти Богом избранного Михаила, вызывается сам проводить их, и между тем показывая, что будто чего-то ищет, успевает приказать зятю ж своему, чтобы он как можно скорее спешил в Домнино для уведомления Михаила о предстоящей опасности. Сам, помолясь Богу и препоруча себя Его святой деснице, ведёт злодеев в противну сторону; притворяясь, что ищет дороги, которую в темноте будто потерял, блуждая с ними по болотам з и глубоким оврагам. Наконец рассчитывая, что Михаил уже мог окольными дорогами удалиться в Кострому, прекращает нетерпеливость поляков объявлением, что он с намерением завёл их в противоположную сторону, дабы сим спасти жертву их. Верный Сусанин в селе Исупове принял мученический венец. Михаил же, извещённый зятем Сусанина об угрожавшей ему опасности, уехал окрестными дорогами в Ипатьевский монастырь, куда прибыла и его родительница. Злодеи, не смея следовать к Костроме , удалились к Белоозеру . Во время пребывания в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович получил весть об избрании его на престол”.

В конце книги А.Д. Козловский, обращаясь к костромичам, патетически написал: “Верностью престолу и самопожертвованием для блага отечества докажем, любезные соотчичи, что и в нас течёт кровь Сусаниных и щедроты монархов не втуне изливаются на потомков тех доблестных мужей, которых верность и беспрекословная преданность, вместо крепких стен, служили твёрдою оградою жизни родоначальнику ныне благополучно царствующего Дома, Михаилу”.

В 1841 году в сентябрьском номере петербургского журнала “Репертуар русского театра” была опубликована пьеса писателя Н.А. Полевого “Костромские леса”. Эта пьеса, имеющая подзаголовок “Русская быль в 2-х действиях. Посвящено жителям Костромы, землякам Сусанина”, была первым, посвящённым Ивану Сусанину, драматическим произведением.

Пьеса начинается с того, что в не названной автором деревне готовятся к новоселью молодожёнов – Богдана Сабинина и Антониды . Из реплик героев выясняется, что Сабинин – приёмный сын Сусанина, что Сусанина зовут Иван Иванович и что в молодости он “бился в рядах русского войска”. Вскоре приходит сам Сусанин и рассказывает, что он увидел во сне летящего молодого орлёнка, за которым гналась “ястреб не ястреб, коршун не коршун – птица превеликая хищная. Как порхнёт молодой Орёл-Орёлович , да прямо ко мне, право не лгу!” Сусанин заслонил собой орлёнка, хищная птица бросилась на него и – продолжал рассказчик – “ударила клювом железным сюда, в сердце, и повалился я, как овсяный сноп. ”. Когда Сусанин очнулся, то увидел, что хищника треплет целая стая орлов, а “молодой орёл с короною царскою на голове, подымается и говорит мне человеческим голосом: “Спасибо тебе, Сусанин! Сослужил ты мне службу – вечная память тебе, Сусанин!”

Вдруг в деревню входит отряд поляков во главе с капитаном Пршездецким . Капитан спрашивает Сусанина: “А далеко ли отсюда до села Домнина?” Тот, сразу почуяв недоброе , отвечает: “Да по большой дороге будет вёрст. эдак, с десяток. –” и объясняет, что всё сейчас занесено снегом, но через лес есть прямая дорога, по которой до Домнина всего “версты две”. Вскоре Сусанин узнаёт, что поляки идут убить Михаила Романова, проживающего в Домнине, и что за голову Михаила им обещано такого же веса золото. Не знающий ещё, что Михаил уже избран царём, Сусанин спрашивает себя: “Да и кто знает, зачем они ищут его смерти? Не царя ли будущего хотят погубить они?”

Ещё сомневаясь в Сусанине, капитан говорит ему, что остальные жители деревни уверяют, “что короткой дороги через лес нет”. Сусанин отвечает: “ Хе , хе , хе ! Сыщем дорогу. Вестимо , всякий боится. Лес, дичь, зима. ” Уверившись в нём полностью, Пршездецкий приказывает снять караулы вокруг деревни и спрашивает крестьянина: “Твоё имя?” “Иван Сусанин!” – слышит он в ответ. Скрыв всё от Богдана Сабинина , опасаясь его горячности, Сусанин посылает в Домнино к Михаилу Федоровичу прохожего странника Томилу , дав ему провожатым сироту Гаврюшу. Томила, узнав, что Сусанин намерен отвести поляков в лес, говорит ему: “Ты идёшь испить смертную чашу!” Сусанин размышляет: “За кого. Когда и за малейшего из близких наших повелено жертвовать жизнью. ”

Во втором действии Сусанин ведёт поляков лесом к Костроме, чтобы сдать их костромскому воеводе. Следом за ним идут узнавший всё Богдан Сабинин и крестьяне. Поляки вновь приходят на место, где уже были недавно. “Ты обманул нас!” – кричит капитан Сусанину. Сусанин отвечает: “Сами вы себя обманули, когда подумали, чтобы я, русский, повёл вас в гнездо голубя невинного, предал вам отрасль царскую. Так знайте же, что давно уж послал я в Домнино весть и Михаил Федорович теперь уже в Костроме – спасён от ваших рук! (слышен отдалённый благовест) Слышишь! (с восторгом) Вот она весть его спасения, которую даёт нам церковь православная. что стало со мною. Сон мой вещий. уцелел, ты, орёл мой юный! Тебя ли я вижу, Михаил? Ты в венце прародительском – окрест тебя тысяча – попраны враги – сингклит встречает тебя. Туда, туда, во сретенье ему! Михаил спасён верным рабом своим! (спешит направо).

Польский капитан кричит: “Держите его! Стреляй! Не пускай его! (воины устремляются за ним, слышны выстрелы и голос Сусанина за кулисами: “Михаил спасён!”)

Оставшись один, Пршездецкий говорит: “Проклятый изменник. Ах. изменник ли он? Сабля рыцарская! Достоин ли я носить тебя! Зачем я умертвил его!” Появляется Сабинин и, выстрелив, убивает капитана. Русские воины выносят смертельно раненного Сусанина, вместе с ним идёт костромской воевода. Сусанин спрашивает: “Спасён ли он?” Томило отвечает ему: “Спасён, спасён! Мы предуведомили его и он укрылся в обители Ипатьевской !” Воевода спрашивает Сусанина: “Знаешь ли ты, кого ты спас?” Сусанин: “Моего милостивого боярина, Михаила Федоровича Романова”. “Воевода: – Царя России – прародителя будущих государей русских! Сусанин: – Царя России? Воевода: – Он избран на царство. Великое посольство московское встретило его в келии монастыря и возвестило ему об единодушном избрании его на престол! Меня послали отыскивать отряд злодеев, с которыми ты пошёл. Награда царская ждёт тебя! Сусанин (указывая на грудь): Вот она, награда моя – кровь, которая льётся за моего царя, а там (указывая на небо) – может быть, помилует Господь меня, грешного, и удостоит сопричесть к лику праведных . Воевода: – Ты будешь жив! Сусанин: – В памяти благословенных потомков! Да, на Руси добрая память долговечна. Донеси царю-государю, что я благословлял его, умирая – пусть не оставит детей моих! Православные! Простите! (умирает) Воевода: – Вечная память тебе, страдалец. Все (благоговейно подъемлют руки к небу): Вечная память!”

Через несколько лет, в вышедшей в 1847 году книге “Избранные места из переписки с друзьями”, о Сусанине сказал Н.В. Гоголь, написав: “Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным .”

Но, разумеется, вторым по важности событием этого времени, связанным с именем Сусанина, – после премьеры “Жизни за царя” – было сооружение Сусанину памятника в Костроме, увенчавшееся его торжественным открытием 14 марта 1851 года.

Мысль написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели героя. "Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении", —п исал впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако, написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и "сдал", как говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая I барону Розену.

Об истории создания оперы:

Памятники Ивану Сусанину

Памятник 1851 года

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году.

Памятник 1967 года

Новый памятник органично влился в ансамбль старой архитектуры центра города. И как напоминание о прошлом, в центральном сквере Костромы лежит мраморная колонна старого памятника, на том самом месте, где в позапрошлом веке он располагался.

12-метровый монумент Ивана Сусанина, сооруженный по проекту московского скульптора Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова , — достойный памятник народному герою. Памятник хорошо виден с Волги.

Яркий эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Яркий эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

Иван Сусанин. Подвиг

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Иван Сусанин

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Михаил Федорович Романов. История про Ивана Сусанина

Михаил Федорович Романов

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Иван Сусанин. Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

Строки эти незабываемы:

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Читайте также: