Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану недоросль

Обновлено: 05.07.2024

5 сочинений по пьесе

Независимо от того, к какой эпохе относится человек, невозможно жить, обходя стороной проблемы воспитания и обучения. От этих понятий зависит место человека в обществе, его судьба, удовлетворенность жизнью.

Нелепо выглядят и господин Простаков с податливым характером, Скотинин, не понимающий сути понятия любовь, расчетливый Кутейкин. Им противостоят мудрый Стародум, который никогда не боялся работы, стремящийся к правде крепостной Тришка.


Пример сочинения 2

Произведение Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, наверное, никогда не утратит свою актуальность. В комедии затрагиваются важнейшие вопросы, которые остаются животрепещущими и в наше время.

Конечно, главной проблемой, описываемой в произведении, является воспитание. Митрофанушка – любимый сынок. Его мать, госпожа Простакова, не нарадуется на свое чадо. Она считает сына самым лучшим в мире, хотя хвастаться на самом деле нечем.

Митрофан – невежественное и глупое существо, у которого в жизни одна радость – поесть и полентяйничать. Любви к наукам у Митрофанушки нет. Он не уважает своих учителей (которые и сами не знают своего предмета). Учеба недоросля тоже застыла на одном месте. Учиться он не хочет, зато жаждет жениться.

Воспитание Митрофана полностью зависело от его матери, властной и склочной госпожи Простаковой. Она ни за что на свете не отпускала от себя сына. Он был ее лучом света, надеждой и гордостью. Простакова любила Митрофанушку слепой материнской любовью.

Но ответного уважения Простакова не получала. Митрофанушка относился к матери потребительски. Она нужна была ему только тогда, когда могла его обеспечивать.

Недоросль умело играет на чувстве вини. Как только что-то идет не по его задумке, Митрофанушка грозится, что “здесь и река близко, нырну, так поминай как звали”.

В комедии описываются нравы тогдашнего общества: учителя-неучи, стремление помещиков “потакать холопами”, грубость и необразованность представителей так называемой высшей прослойки. Литература отражала реальные настроения, которые имели место в социуме.

Из таких Митрофанушек вырастают глупые и ограниченные паразиты, которые думают только о себе. Они слепо прожигают жизнь и не желают утруждать себя умственной деятельностью.

Если бы Митрофан не воспитывался в атмосфере вседозволенности, он бы стал совершенно другим человеком. Важно воспитывать детей так, чтобы они не были примитивными личностями, которые при любой возможности готовы предать своих родителей.


Пример сочинения 3

Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.

Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.

В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.

Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.

твердолобость;
неумение слушать;
грубость.

У сына напрочь отсутствовала какая-либо мотивация достигать поставленных целей в жизни. Планов на будущее тоже он никогда не строил. Главной задачей для него было вкусно покушать. Мать говорила, что пока её сын ещё недоросль, это является несомненным плюсом. Сам Митрофан целыми днями ничего не делал. А когда он желал затеять шалость, он говорил об этом своей матушке. Женщина поощряла безделье сынка, называя всё это лёгким баловством.

Если Митрофанушку кто-то обижал, женщина постоянно защищала его, не позволяя кому-либо обращаться плохо с ребёнком. Несмотря на все ожидания, Митрофан относился к своей матери пренебрежительно. Он постоянно её отталкивал, отворачивался, когда она желала ему помочь. Митрофан не хотел, чтобы мать целыми днями находилась рядом.

Вообще, парнишка не питал особых чувств к окружающим людям. Например, он вел себя слишком пренебрежительно и грубо со своим родным дядюшкой. Он мог огрызаться на него. Что касается воспитания Митрофана, то им занималась добрая женщина по фамилии Еремеева. Она хотела научить парнишку чему-то умному и хорошему. Сам Митрофанушка представлял собой достаточно высокомерную натуру. Он полагал, что люди всегда должны ему помогать. Автор хотел показать читателям, что в каждом человеке присутствует частица этого персонажа. Когда люди испытывают подобное, они частично становятся Митрофаном.

Как я понимаю комедию
В произведении Фонвизина рассказывается о недоросле, которого воспитывали неправильным образом. Со временем мальчик превратился в ленивое, неспособное ни к чему существо, отличающееся жестокостью.

Сам сюжет произведения происходит в небольшой деревушке, где всем заведует госпожа по фамилии Простакова. В произведении Фонвизина она сыграла одну из главных отрицательных ролей. Для женщины характерны властность и жестокость. Она презирает абсолютно всех вокруг:

свою свиту;
крестьян;
законного супруга.

Если к таким качествам также еще прибавить абсолютную безграмотность, то перед читателями предстаёт типичный для тех времен пример одной из дворянских особ. Простакова никого не любит, но обожает своего сына Митрофанушку.

Паренёк является точной копией своей матери. Он стал абсолютно невыносимым в поведении и ужасным в характере. Все дни он ленится, ничего не делает, обжирается. Митрофанушка презирает собственного отца, не воспринимая его, как личность. Что касается безграмотности сына, то это полностью заслуга матушки. Учиться всё-таки было обязанностью, а не интересным занятием. Простакова вынуждена исполнять новый закон, но не одобряет его. Недоросль лишь делает вид, что пытается учиться. Всех своих преподавателей он критикует.

Комедия до сих пор является актуальной в настоящее время. Сложно признать, но люди сегодня тоже делятся на богатых и бедных. При этом первые являются образованнее, мудрее и честнее.

Пример сочинения 5

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль", написанная в 1792 году, до сих пор не сходит с подмостков театров. Это произведение имело оглушительный успех. Современники утверждали, что после премьеры комедии князь Потемкин сказал автору: "Умри, Денис - лучше не напишешь!". Правда, эту же фразу приписывали и Державину.

Одной из самых актуальных проблем, поднятых в комедии, является проблема воспитания. В то время - в Эпоху Просвещения - тема воспитания достойного человека и гражданина была одной из самых популярных тем для обсуждения в кругу передового дворянства. Неудивительно, что комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" оказала большое влияние на российское общество тех лет.

Один из главных персонажей комедии - Митрофан Простаков- "Митрофанушка", как его называет мать, госпожа Простакова. Ленивый, глупый, эгоистичный, бездарный и невежественный, Митрофан вызывает смех. Он смешон, потому что он комедийный персонаж. Но Митрофан Простаков не только смешон.

В финале комедии, конечно, порок наказывается, но ведь в реальной жизни все могло сложиться совершенно иначе - и зрители комедии это прекрасно понимали.

Основные персонажи

Все герои пьесы носят говорящие фамилии и имена. Они выражают всю суть их характеров. Присвоением им таких знаковых отличий автор хотел дать героям определённую моральную оценку и показать их однолинейность.

Семья Простаковых

Семья Простаковых

Стоит начать с госпожи семейства. Она типичная мещанка, желающая всё и всех прибрать к рукам. Невежественная, эгоистичная женщина выглядит неприглядно в своих амбициях, не подкреплённых ничем, кроме напыщенного и предвзятого отношения к себе и своему ленивому сынку. Её тирания простирается и на мужа, и на ребёнка. Методами решения вопросов для неё являются обман, деньги, приказной порядок.

Митрофан Простаков — маменькин сынок. Образ персонажа прорисован автором настолько мастерски, что его глупость и необразованность видны невооружённым взглядом. К основным чертам героя можно отнести абсолютную апатию, стремление жить за чужой счёт, безволие. Учёба и знания не являются для него ценностью. Он не только недоросль по возрастной характеристике, но и по уровню своего развития. Невежественный образ мыслей, отсутствие морали, хоть каких-нибудь принципов поведения выдают в нём невоспитанного, социального дармоеда.

Стародум, Софья и Милон

  • ценит образование;
  • стремится к знаниям;
  • получила хорошее воспитание;
  • имеет понятие о гражданском долге, нравственности и чести;
  • её уровень культуры во много раз превышает возможную для Простаковых планку.

Девушка Софья

Девушке приходится жить в заданных обстоятельствах и видеть их непроходимую глупость. К счастью, эта дремучесть не повлияла на неё, она понимает разницу между офицером Милоном и Митрофаном и безоговорочно предана своему избраннику. В свою очередь, её возлюбленный также прикипел к отзывчивой, трепетной и чистой душой Софье.

Стародум — дядя Софьи. Мужчина непреклонен, когда дело касается его племянницы. Он желает для неё самой лучшей доли, поэтому никогда бы не согласился выдать её за ленивого, склонного жить за чужой счёт, праздно шатающегося по жизни человека. Стародум — приверженец прежних порядков, и хождение в дворянской среде меркантильных веяний его не может затронуть. Её родственник опекает свою подопечную от любых зловредных влияний семьи Простаковых и их жажды наживы за счёт её наследства.

Как любой военный человек, Милон знает, что такое долг, честь, патриотизм. Он не понимает таких пустых людей, как Митрофан. Его социальная бесполезность чужда храброму сердцу офицера. Добродетель и ум Милона не то, что никогда не будут на одной чаше весов с нравственным и умственным прозябанием Митрофана, но это люди совершенно разного порядка. Они несовместимы, как и Софьюшка с её потенциальным ухажёром из семьи Простаковых.

Девушка долго ждала своего счастья и была вознаграждена ответным чувством благородного офицера.

Скотинин и Правдин

Скотинин и Правдин

Фамилия Правдин говорит сама за себя, олицетворяет честность и соблюдение закона. Человек занимает государственную должность и призван властями разобраться в бесчинствах и плохом обращении семьи Простаковых со слугами.

Все фамилии полностью оправдывают своих владельцев. По мнению самого́ автора, дворянство постепенно деградирует, причиной того является отсутствие образования и воспитания. Поэтому именно эти качества Фонвизин стремился отразить на всех отрицательных персонажах своей комедии.

Краткое содержание пьесы

Автором в произведении были подняты социальные и политические вопросы. А толчком для этого стал указ Петра Великого, в котором запрещалось нести воинскую службу и жениться необразованным недорослям дворянского происхождения: если они не имели письменного удостоверения о выучке от учителя, их не брали на службу и не вручали им «венечные памяти «- документы, позволяющие вступать в брак.

Итак, комедия разделена на несколько действий:

Кафтан Митрофанушки

  1. В первом бурно обсуждается кафтан, сшитый для Митрофанушки. Слуга госпожи Простаковой, портной Тришка, испытывает на себе недовольство хозяйки. Жару поддаёт ее муж. На счастье Тришки в дело вмешивается Скотинин, который пытается найти ему оправдание. Митрофанушка предстаёт перед глазами инфантильным. Стародум сообщает всем, что у Софьи будет большое приданое, и тот, кто решит пойти с ней под венец, будет не в прогаре. Семья Простаковых тут же захотели увидеть среди кандидатов в мужья своего сына.
  2. Второе действие повествует о том, как офицер Милон, потенциальный жених Софьюшки, почувствовал, что его невесту могут отобрать. Учителя Митрофанушки (Кутейкин и Цыфиркин) регулярно приходят в дом Простаковых, однако ощутимых результатов от этого отпрыска никто не ждёт.
  3. В третьем действии Правдин, увидевший беззаконие в доме Простаковых, делится этой информацией со Стародумом. Родственник Софьи планирует поехать с ней в Москву и выдать её замуж за Милона, однако в доме недоросля Митрофана явно другие намерения. Леность и дурь сына для них не помеха. Приводимые учителями доводы, что Митрофан совсем отбился от рук и не хочет учиться — пустой звук для этой семьи. Бывший конюх Стародума Вральман попал под раздачу в первую очередь, так как учителя считают именно его подстрекателем Митрофана к безделью и бестолковой жизни.
  4. В четвёртом действии дядя Софьи, убедившись в высокой нравственности Милона, благословляет её на супружество. Неудачливые женихи — Митрофанушка и Скотинин — вынуждены ретироваться. Семья Простаковых решает помешать отъезду любящей пары.
  5. Пятое действие рассказывает, как Правдин и Стародум пресекают попытку похищения невесты Простаковыми. Грозят им оглаской. От правительства Правдину приходит известие о переходе имущества семьи Простаковых под его опеку. Софья и Милон радуются положительному для них исходу ситуации, а Митрофанушка решает наконец взяться за голову и пойти служить.

Так как пьеса являет собой комедийный жанр, то её приятно не только читать, но и смотреть. Автор даже сам неоднократно ставил произведение на подмостках театров.

Анализ комедии

Пьеса написана по всем законам жанра: все пять действий происходят в одно время и в определённом месте. Сатирик решает задачу обличения пороков дворянской среды, поднимает проблему воспитания и морали. Фиаско Митрофана на экзамене подтверждает его культурно — образовательную пустоту.

Решение проблемы воспитания — центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. При столкновении противоположных миров неизбежно победит тот, кто не относится к жизни и окружающим людям потребительски, у кого есть идеалы нравственности и порядочности, поэтому Митрофан приходит к разочарованию в своих способностях и паразитическом стиле жизни.

Воспитание Митрофанушки

Фонвизин новаторски раскрывает мещанский быт, взаимоотношения людей разного социального круга. Эпоха русского классицизма впитала все тенденции развития бытовой комедии как театрального и литературного жанра. Пьеса пестрит цитатами героев, которые были широко восприняты в народе. Среди них:

Денис Иванович Фонвизин

Сочинение по этому произведению в 7 классе является обязательным. Поэтому ученикам необходимо тщательно изучить текст комедии.

Читайте также: