Подготовка к сочинение по картине пластова первый снег

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; учить “читать” картину, осмысливать её содержание; привлечь внимание детей к красоте природы, способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, картина А.А. Пластова “Первый снег”, раздаточный материал.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к сочинению.

а) Подготовка к восприятию картины.

На доске записаны два слова: первый и последний.

– Прочитайте на доске слова. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (первый зуб, первый грач, первый цветок, первый снег).

Первый снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломала, сокрушила,
Ткань густая облекла.
Эти светлые покровы
Шиты в мерку, в самый раз,
И чаруют белизною
К серой мгле привыкший глаз.

Посмотрите на экран. Какие чувства у вас вызывает первый снег?

б) Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.

– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский.

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй”.

– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

– А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина “Первый снег”:

… Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

– Как говорит Бунин о том, что снег идёт? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову “понесло”.

в) Творческая работа. Игра “Оживи картинку”.

На столе рисунок, ватные разноцветные шарики, клей (изобразить первый снег).

III. Рассматривание картины.

а) Знакомство с творчеством художника.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова. Он был сыном крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: “Быть живописцем и никем более”. Художник Пластов создал множество ярких картин. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему близка и знакома.

Картину “Первый снег” он написал в 1946 году. Здесь он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снега. В своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

б) Беседа по содержанию картины.

– Какое время изобразил художник? Почему вы догадались? ( Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)

– Какое время суток изображено? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)

– Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)

Передний план Крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом.
Мальчик и девочка (сестра и брат).
Раскидистая берёза.

– Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

Описание мальчика Одет по-зимнему;
Давно наблюдает за снегом;
Пальто с меховым воротником.
Описание девочки Заворожено смотрит на снег;
Лёгкий платок;
Нежно-голубое платьице;
Домашние тапочки, отороченные мехом..

-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

в) Работа со словарём настроений.

– Посмотрите на экран, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Радость
Удивление
Испуг
Восторг
Восхищение
Грусть
Волнение
Беспокойство
Интерес

Дети выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им ещё и интересно смотреть на первый снег, они очень любопытны.)

– Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

– Что ещё показывает художник на первом плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Берёза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так хорошо в стороны.)

– Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чём это проявляется? (Снег покрывает всю землю, крыши деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Природа тоже радуется первому снегу.)

г) выявление изобразительных средств картины.

– Обратите внимание на фон картины. Какой он тёмный или светлый? ( в картине преобладают тёплые и светлые тона: розоватые , бледно-голубые, голубовато-серые)

– А какой цвет главный и почему? (Главный цвет – розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть праздник первого снегопада.)

– Почему художник показал на картине часть берёзы, а не всё дерево? ( Хотел сказать, что в главное в картине – дети и их настроение.)

IV. Речевая подготовка к сочинению

– Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: (снег, берёза, земля, дети, ворона, небо).

– Попробуйте описать каждое опорное слово, характеризуя их действия.

Описание берёзы Большая старая берёза с раскидистыми ветвями;
Стала пушистой и красивой.
Описание снега Стеклянный дождь;
Очень к лицу земле; пушистый; кружится;
Порхает, как стая белых мошек;
Чистый; приятный
Описание неба Тёмно-фиолетового цвета;
Отражалось на снегу
Описание земли Покрыта тонким слоем розово-голубым снегом;
Возле забора небольшая проталина
Описание вороны Серо-чёрная ворона;
Радовалась первому снегу

– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.

– Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Чувство восторга, радости при виде первого снега.)

– Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.)

– Выберите лучший вариант.

V. Составление плана сочинения.

– Давайте составим план сочинения.

– Что увидели дети, выглянув в окно? Это первый пункт.

– Какое чувство вызвало у детей появление первого снега? Это второй пункт.

2) Радость детей.

– А как природа восприняла первый снег? Какими красками художник изобразил настроение картины?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Презентация урока по развитию речи Тема урока: «Подготовка к сочинению по кар.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация урока по развитию речи Тема урока: «Подготовка к сочинению по кар.

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), выдающийся русский живописец. Род.

На многих полотнах А. А. Пластова запечатлены разные времена года: и яркие с.




памятка- подсказка Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её а.

памятка- подсказка Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе. 2. Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник. 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? 4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. 5. Составьте план. 6. Соберите материал по картине. 7. Подберите цитаты из стихов А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7. Помните, главное передать своё отношение к картине , найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. 8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонины, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

ПЛАН. I. Вступление. А.А.Пластов- известный художник ХХ века. II. Основная ч.

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) - Почему вы догадались.

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) - Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.) - Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочк.

Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат).

Снег: белый, чистый, пуш стый, падает мохнатыми хлопьями надел меховые ша ки.

Снег: белый, чистый, пуш стый, падает мохнатыми хлопьями надел меховые ша ки (на)крыш_ д мов укутал всю землю белоснежным ковром медленно круж тся (в)воздухе, как стая белых мошек

Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без п ль.

Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без п льто выб жала на крыльцо; с уд влением наблюдает; восхищённо смотрит; завор ж нно смотрит на сне ; лё кий пл ток.

Мальчик: (в)п льто (с)меховым в ротником; на голове – шапка - ушанка; одет п.

Мальчик: (в)п льто (с)меховым в ротником; на голове – шапка - ушанка; одет по-зимнему; мечтает покатат ся на санках; давно наблюдает.

Настроение детей: - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли.

Настроение детей: - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.) - Выберите из предложенного списка слова, которыми можно охарактеризовать настроение детей: радость, восторг, волнение, беспокойство, испуг, восхищение, грусть, интерес, удивление.

 Второй план: раскидистая берёза, ворона.

Второй план: раскидистая берёза, ворона.

Б_рёза старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, длинные, раск.

Б_рёза старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, длинные, раскидистые.

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (.

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.) - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около бер.

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.) - Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Задний план Что мы видим на заднем плане картине? (деревенская улица; избы; к.

Задний план Что мы видим на заднем плане картине? (деревенская улица; избы; крыши домов, покрытые снегом; лошадь, человек в санях)

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.) - А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то.

Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает. Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.

Закончить свой рассказ по этой картине можно: У меня возникает ощущение радос.

Закончить свой рассказ по этой картине можно: У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

В своей работе необходимо использовать синонимы Картина Художник Изобразил пр.

В своей работе необходимо использовать синонимы Картина Художник Изобразил произведение живописи, полотно автор картины, живописец, Аркадий Пластов показал, запечатлел, передал

Помните! Главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: ярки.

Помните! Главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаблон предназначен для урока русского языка в 4 классе.


Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Сочинение по картине

Аркадия Александровича Пластова

Примерный план.

1. Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине.

Ответь на вопросы.

1. Как называется картина, которую ты видишь перед собой? Кто её автор?

2. Какое явление природы изображено на картине?

3. Как изменились улицы, дома?

4. Как изображён снег?

5. Кто изображён на переднем плане картины?

6. Как одеты дети и почему?

7. Какие чувства испытывают дети?

8. Кто разгуливает по двору?

9. Зачем Пластов изобразил ворону?

10. Кто изображён на заднем плане картины?

11. Какого цвета первый снег?

12. Какие чувства вызывает у тебя картина? Выбери из предложенного.

- У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

- Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

- Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

- Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

Закончи предложения.

Перед собой я вижу

На картине изображено

На запорошенном деревянном крыльце

По двору важно разгуливает

В палисаднике под окном раскинулась

Она вызывает чувство

Слова – помощники.

Снег: белый,пушистый,падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.

Девочка: в бело-розовом платьице;большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает;восхищённо смотрит, завороженно смотрит на снег, лёгкий платок.

Мальчик:в чёрном пиджаке; одет по-зимнему,на голове шапка -ушанка; мечтает покататься на санках, давно наблюдает.

Берёза:старая; могучая; с белым стволом;ветки у берёзы гибкие,длинные,раскидистые.

Ворона:одинокая, спокойная, важная, шагающая по снегу. Чёрный силуэт вороны контрастно выделяется на белом фоне.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые,теплые,розоватые, липовые, бледно-голубые,серовато-розовый фон

Речевые клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом.

Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

На переднем плане картины мы видим_____(что?)

Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)

Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)

Задний план занимает_____(что?)

Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)

Поражают цвета на картине: ____(перечислить)

На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине.

ВложениеРазмер
a.a.plastov.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

  • (в аудировании) воспринимать на слух содержащуюся в тексте информацию;
  • (в говорении) умение отвечать на вопросы по картине, вести беседу,строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по рисунку;
  • (в письменной речи)умение собирать материал по теме, систематизировать его, составлять план сочинения, написать сочинение по картине;

3) пробуждать интерес к живописи,воспитывать любовь к природе.

II. Ребята, отгадайте загадки.

Ног нет,да идёт. (Снег).

2.На всех садится,

Никого не боится. ( Снег)

3.Вился , вился белый рой,

Сел на землю-стал горой.( Снег).

III.Анализ рисунков ребят.

( Анализ работ учащихся).

V.Слово учителя о художнике.

А.А.Пластов(р.1893 г.)- советский живописей, заслуженный деятель искусств России.

VI.Рассматривание (внимательное) картины (сопровождается рассказом учителя).

Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину.

На переднем плане , справа, две детские фигуры- девочки и мальчика. Это брат и сестра. Они с нетерпением ждали наступления зимы. И вот наконец выпал первый снег, одел землю белым покрывалом. Радость детей настолько велика, что они не смогли усидеть дома и, кое-как накинув на себя одежонку, выскочили на крыльцо.

Внимательно всмотритесь в выражение лиц девочки и мальчика и постарайтесь понять их эмоциональное состояние. Девочка подставила улыбающееся лицо навстречу падающим снежинкам, а мальчик внимательно, сосредоточенно наблюдает за ними. Художник глубоко раскрывает характеры деревенских детей, подчёркивает то общее, что их объединяет (близость к родной природе), и отличительное (их различное восприятие одного явления).

На втором плане наше внимание привлекает берёза с длинными тонкими ветвями, сквозь которые видны летящие в воздухе снежинки. Сорока на ветке и ворона на снегу дополняют, оживляют деревенский пейзаж. В глубине картины художник изображает лошадь, запряжённую в сани, возчика, еле заметный санный путь. Эти детали наполняют картину неторопливым движением. На заднем плане в серых сумерках видны деревенские избы.

От всей картины веет теплом и покоем, она пронизана чувством безграничной любви художника к родной земле, природе, человеку труда, создающему всё прекрасное на земле.

Белые пушинки снега, девочка с младшим братом, невысокое крылечко, улыбающееся лицо девочки, запряжённая в сани лошадь, внимательно-сосредоточенное лицо мальчика, ворона ищет себе корм в снегу, сорока прилетела из леса поближе к жилью человека, мягкие, светлые тона.

VII. Беседа по картине.

Вопросы и задания.

  • Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала?
  • Опишите девочку и мальчика, стоящих на крыльце.
  • С каким чувством они наблюдают за падающими снежинками?
  • Всмотритесь в выражение лиц детей.
  • Какие приметы сельской жизни вы отметили? Как они помогают оживить картину, сделать её достоверной?
  • Как изображены на картине деревенские избы на заднем плане?
  • Какие краски преобладают на картине? Как они помогают автору выполнить задачу- раскрыть чувства и радостное настроение детей? (Вся картина пронизана тёплым, мягким светом. Цвета в ней неярки, неброски. Белый, серо-сумрачные тона вызывают в душе зрителя эмоциональный отклик.Художник глубоко прочувствовал изображённое на полотне, и его светлое настроение передаётся зрителю).

VIII. Составление рассказа по картине.

Ребята, давайте попробуем составить рассказ по этой картине. Детям можно дать имена.( 3 рассказа уч-ся).

Молодцы, получились хорошие рассказы. Но это рассказ вы должны написать в тетрадях для творческих работ. Давайте вместе подумаем, по какому плану бкдете писать сочинение по этой картине.

Тип урока : урок развития речи.

Цели урока : познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

- учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;

- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

- картина А.А.Пластова “Первый снег”,

- материал о жизни и творчестве Пластова,

- литературные произведения известных авторов.

Технологическая карта урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы.

1. Подготовка учителя к уроку.

Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова.

2. Подготовка к восприятию картины.

- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

… Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

- Как говорит Бунин о том, что снег идет? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались?

- Кого изобразил художник на переднем плане?

- Опишите их внешний вид.

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

6. Работа со словарем настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор.

- Почему их удивляет первый снег?

- Что еще показывает художник на переднем плане?

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает?

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?

7. Выявление изобразительных средств картины.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?

- А какой цвет здесь главный и почему?

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

(Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

(Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

(Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

(Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

(Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

(Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

(Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

(Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

(В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

(Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

(Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

(В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

(Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

(Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

(Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Как стеклянный дождь

Очень к лицу земле

Как чистые капли воды

Белая скатерть полей

Лебяжий пух земли

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

Учитель помогает, просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

2. Составление плана сочинения:

Первый день зимы.

Цвет и настроение картины.

Мое отношение к картине.

3. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)

4. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.

Работают с опорными словами.

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам.

(Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

(У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

Записывают план сочинения в тетради.

Работают в черновиках.

Проверяют сочинения. Взаимопроверка.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Варианты сочинений, написанных учащимися.

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь все вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Ноги успела сунуть в валенки. Она, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает ее лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Ее брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом. Рядом, в палисаднике, растет старая береза. Она стала пушистой и красивой. Тут же растет мелкий куст. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. Вдалеке человек с санями, он тоже остановился полюбоваться снежными укрытиями. Лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу.

Радостные, удивленные и счастливые дети смотрели на чудесную картину. Дети были рады зиме.

В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Картину написал человек, который любит родную природу.

С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.

Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.

Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

Читайте также: