Почему слово о полку игореве называют золотым словом русской литературы сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени. Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.
Предлагаем вашему вниманию анализ “плача Ярославны” из произведения “Слово о полку Игореве”
Вариант 2
Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи — ничто не смогло предотвратить беду.
Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая — убита.
Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.
Слово о полку Игореве — перевод Николая Заболоцкого
Слово о полку Игореве Прослушать стихотворение
Вступление
Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь в песне за Бояном. Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орел, под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов десяток. И, встречая в воздухе врага, Начинали соколы расправу, И взлетала лебедь в облака, И трубила славу Ярославу. Пела древний киевский престол, Поединок славила старинный, Где Мстислав Редедю заколол Перед всей касожскою дружиной, И Роману Красному хвалу Пела лебедь, падая во мглу. Но не десять соколов пускал Наш Боян, но, вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые.- Вздрагивали струны, трепетали, Сами князям славу рокотали.
Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времен Владимира княженья Доведем до Игоревых лет И прославим Игоря, который, Напрягая разум, полный сил. Мужество избрал себе опорой. Ратным духом сердце поострил И повел полки родного края. Половецким землям угрожая.
О Боян, старинный соловей! Приступая к вещему напеву, Если б ты о битвах наших дней Пел, скача по мысленному древу; Если б ты, взлетев под облака, Нашу славу с дедовскою славой Сочетал на долгие века, Чтоб прославить сына Святослава; Если б ты Трояновой тропой Средь полей помчался и курганов, — Так бы ныне был воспет тобой Игорь-князь, могучий внук Троянов: “То не буря соколов несет За поля широкие и долы, То не стаи галочьи летят К Дону на великие просторы!” Или так воспеть тебе, Боян, Внук Велесов, наш военный стан: “За Сулою кони ржут. Слава в Киеве звенит, В Новеграде трубы громкие трубят, Во Путивле стяги бранные стоят!”
Часть первая
1
Игорь-князь с могучею дружиной Мила брата Всеволода ждет. Молвит буй тур Всеволод: “Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят.
2
А куряне славные — Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Колчаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами скачут по полю волками И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю — славы, почестей — себе!”
3
Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь промолвил: “Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону!” Вспала князю эта мысль на ум — Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: “Копие хочу я преломить В половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!”
4
Игорь-князь во злат стремень вступает. В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева, Кличет Див над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре, За Суду, на Сурож, на Поморье, Корсуню и всей округе ханской, И тебе, болван тмутороканский!
5
И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скрипят их старые телеги, Голосят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону движется с полками, А беда несется вслед за ним: Птицы, поднимаясь над дубами, Реют с криком жалобным своим. По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы — Знать, на кости русские скликают Зверя кровожадные орлы; Уж лиса на щит червленый брешет, Стон и скрежет в сумраке ночном… О Русская земля! Ты уже за холмом.
6
Долго длится ночь. Но засветился Утренними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился, Соловьиный щекот приумолк. Русичи, сомкнув щиты рядами, К славной изготовились борьбе, Добывая острыми мечами Князю — славы, почестей — себе.
7
На рассвете, в пятницу, в туманах, Стрелами по полю полетев, Смяло войско половцев поганых И умчало половецких дев. Захватили золота без счета, Груду аксамитов и шелков, Вымостили топкие болота Япанчами красными врагов. А червленый стяг с хоругвью белой, Челку и копье из серебра Взял в награду Святославич смелый, Не желая прочего добра.
8
Выбрав в поле место для ночлега И нуждаясь в отдыхе давно, Спит гнездо бесстрашное Олега — Далеко подвинулось оно! Залетело, храброе, далече, И никто ему не господин — Будь то сокол, будь то гордый кречет. Будь то черный ворон — половчин. А в степи, с ордой своею дикой Серым волком рыская чуть свет, Старый Гзак на Дон бежит великий, И Кончак спешит ему вослед.
9
Ночь прошла, и кровяные зори Возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря На четыре княжеских шатра. Чтоб четыре солнца не сверкали, Освещая Игореву рать, Быть сегодня грому на Каяле, Лить дождю и стрелами хлестать! Уж трепещут синие зарницы, Вспыхивают молнии кругом. Вот где копьям русским преломиться. Вот где саблям острым притупиться, Загремев о вражеский шелом! О Русская земля! Ты уже за холмом.
10
Вот Стрибожьи вылетели внуки — Зашумели ветры у реки, И взметнули вражеские луки Тучу стрел на русские полки. Стоном стонет мать-земля сырая, Мутно реки быстрые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги плещут: половцы идут! С Дона, с моря с криками и с воем Валит враг, но, полон ратных сил, Русский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил.
11
Славный яр тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь, Прыщешь стрелы, острыми клинками О шеломы ратные гремишь. Где ты ни проскачешь, тур, шеломом Золотым посвечивая, там Шишаки земель аварских с громом Падают, разбиты пополам. И слетают головы с поганых, Саблями порублены в бою. И тебе ли, тур, скорбеть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на ратном этом поле Позабыл о славе прежних дней, О златом черниговском престоле, О желанной Глебовне своей!
12
Были, братья, времена Трояна, Миновали Ярослава годы, Позабылись правнуками рано Грозные Олеговы походы. Тот Олег мечом ковал крамолу, Пробираясь к отчему престолу, Сеял стрелы и, готовясь к брани, В злат стремень вступал в Тмуторокани, В злат стремень вступал, готовясь к сече. Звон тот слушал Всеволод далече, А Владимир за своей стеною Уши затыкал перед бедою.
ЧАСТЬ 1 В НАЧАЛЕ
ГЛАВА 1 В ПРОКЛЯТОМ РОДУ
Старцы говорили, что вражда между Олеговичами и Мономаховичами – старшими и младшими в роду неизвестно когда началась и наверное никогда не закончится. А пока в обоих родах рождались сыновья, она будет длиться, не будет ей конца и края..
Младшие всегда будут хотеть получить больше, чем обещано, а старшие не собираются им ничего отдавать.
И сам князь Владимир показал им, как все получить можно будет.
Старшим всегда внушали, что по праву рождения им все принадлежит, ничего они не должны никому отдавать, а за свое надо сражаться.
А были это лучшие уделы и самые плодородные земли, то много было и делающих там оказаться и забрать их себе.
Справедливость, как линия горизонта, все о ней говорят, все видят, только никто и никогда ее достигнуть никак не мог.
И так уж издавна повелось, что старшие неизменно проигрывали. Молодые были сильнее и наглее, никогда они не уступали и большего добивались.
И хотя радовались те, кто рождены были старшими, да недолго их радость длилась, быстро она заканчивалась. Законы о наследовании жили сами по себе, а люди к ним никакого отношения не имели, особенно если меча или колдовства совсем не знали и не ведали.
Но ведь рано или поздно все должно было закончиться.
А может и пришло это время, – спрашивали друг у друга миролюбивые монахи, которым хотелось все ладом наконец решить.
Князь Святослав помнил многое, он помнил своего деда – князя Олега – красивого и могучего, воинственного и несчастного. Помнил о конце его жизни на земле, когда тому пришлось отказаться от борьбы за великий стол, оставался он на небольшом острове, обвиненный младшими братьями во всех смертных грехах.
А ведь он тоже хотел только одного, чтобы законы дедовы исполнялись так, как нужно было. Но кто же из младших согласился бы с ним.
Князь Олег, оклеветанный и обвиненный, удалился от всех, не давал больше о себе знать, ни во что не вмешивался.
Но потом вдруг понял, что не сможет так просто уйти к своим предкам, ничего не предприняв, тогда уже поздно будет оправдываться, а пока еще надо что-то сделать, как то помочь им всем.
Он бы л уверен, что осталось еще какое-то время, хотя бы детей своих и внуков подтолкнуть к борьбе, показать им как прекрасно все должно быть устроен в этом мире, но это только мечты, а в реальности всем владеют и правят те, кто не имеет на это права
Из всех его детей только Всеволод проникся последними страстными речами отца, и только Святослав не просто оправдывал деда, но и верил, что так и будет, как тот хотел.
– Мы – проклятое племя, проклятый род, но это проклятие надо снять огнем и мечом, – все время твердил тот, и тогда имена и дела наши будут благословенны.
– Мечты могут быть прекрасны, но сможем ли мы их осуществить?
Тогда юному Святославу казалось, что все возможно, у него хватило сил и уверенности в себя. Потом, со временем все менялось, и он уже не до конца верил в то, что сможет что-то сделать. Но он всегда помнил, что должен сделать все, что ему захочется как можно лучше. Он говорил немного, а решил делами доказать, что отец не ошибся.
Пристрастно оценив, что у него есть, что он может еще получить.
Он знал, что самые лучшие города принадлежали Олеговичам, и одним из них был Чернигов. Но володел им не его отец, а младший, любимый сын Олега – Святослав. Это казалось ему случайностью, которая его раздражала, потому что не получив Чернигов, нечего было думать о Киеве. Но Святослав с самого начала понимал, что дядя, если почувствует смерть, отдаст этот город не ему, а своему любимому сыну, названному в честь отца Олегом.
Он присматривался к его жене и матери Олегоовой – дочери одного из самых влиятельных Новгородских бояр. Но и говорить было нечего о том, что город получит племянник, а не ее первенец и любимец. Об этом заикнуться было опасно, потому что женщиной она была грозной, эта Марфа, и прибить могла, если почувствует, что грозит беда. Действовать надо было осторожно, взять хитростью.
– Это будет мой единственный грех. Когда я получу Киев, я отдам Чернигов снова Олегу, потом ему все объясню, но пока он должен понимать, почему я так поступаю с близкими людьми. Важно только то, что получится после всех моих страданий и стараний. Я все верну и никто не припомнит, что было в начале, почему он оказался среди обиженных.
Что-то подсказывало Святославу, что его дядя не протянет долго, слишком он был изнурен и измучен этой вечной борьбой. В Чернигове должен быть его помощник, но не член семьи. Князь не должен ошибиться. Святослав, несмотря на молодость и талант к подобным интригам,
безошибочно избрал игумена Антония, любимца старого князя, который первым узнает о его болезни и смерти, а с именем бога на устах он сможет многое. Трудно было к нему подступиться и договориться. Сначала он даже волхва хотел привлечь для того, чтобы на него повлиять, но потом решил, что не стоит кого-то еще посвящать в тайну.
Игумен оказался умным и догадливым. А может просто хитрым. Он был убежден, что Святослав больше, чем Олег подходит на княжеский стол – он старше и сильнее, он действует еще при живом князе и дорожит тем, что хочет получить. Старик верил, что он делает доброе дело, думает о будущем Чернигова, ему не нужны были никакие награды, но он хотел получить поддержку сильного князя, стать митрополитом без хлопот. А если тот еще и новый храм прикажет заложить в честь победы – это даже лучше, больше ему ничего не нужно. Лично для себя он ничего и не хотел.
Они тайно встречались несколько раз и оба гордились тем, что о переговорах не знала ни одна живая душа, а ведь Марфа за всем следила не смыкая глаз, ничто не могло укрыться от пытливого взора. Может она и думала, что ей уготовлена роль древней Ольги при юном князе. Но времена были другими, эти двое не собирались оставлять ей Чернигов.
Святослав не подозревал о той борьбе, которая развернулась за его спиной. Но он все время был в это странной борьбе.
Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” - гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
“Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины - половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем плененным быть:
сядем же, братья, да посмотрим хоть
на борзых коней
на синий Дон.
Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
Хочу,- сказал,- копье преломить
на границе поля Половецкого:
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо шлемом испить из Дону.
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур - оказались в плену.
Игорь полки поворачивает,
Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
Билися день,
Билися другой;
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
Тут кровавого вина недостало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.
“Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая,- к морю!
Игорева храброго полка не воскресить!
По нем кликнула Карна, и Желя
Поскакала по Русской земле,
Огонь мыкая в пламенном роге.
“Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода - оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь - то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
Стреляй же, господин, в Кончака,
поганого раба,
за землю Русскую,
за раны Игоревы,
буйного Святославича!
Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатство Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
"Слово о полку Игореве" - самый известный памятник древнерусской литературы и европейского средневекового эпоса: сюжет, время создания, история находки: источники текста. Художественный язык поэмы: мотивы славянской народной поэзии и языческой мифологии.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.10.2011 |
Размер файла | 25,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Список использованных источников
Общерусская власть киевского князя не исчезла полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уж не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народной творчества, судебных установлений, денежной системы - единых повсюду. Идея единства Руси продолжала, существовать в народе.
Б. Рыбаков Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982. открыл имя Петра Бориславича. Он был летописцем Рюрика, выполнял дипломатические миссии и, что немаловажно, создал летопись, где с народной точки зрения рассматривал княжеские распри и раздоры.
Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно при этом то, что в человеке жило, живёт и будет жить только самое лучшее. Худшее не наследуется в широком смысле этого слова, оно не имеет длительных национальных традиций, оно непрочно, оно легко возникает, но ещё быстрее исчезает. Лучшее же в человеке бессмертно. Ещё более это относится к жизни памятников искусства. Произведения искусства воплощают в себе длительные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях - произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова - искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения продолжают быть современными столетия и тысячелетия. Современность искусства - это всё то, что читает, смотрит и слушает народ в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы эти произведения искусства.
История искусства и в частности, литературы, резко отличается от общей истории. Её процесс - не процесс просто, прямолинейного изменения, а процесс накопления и отбора лучшего, действенного. Наиболее совершенные произведения искусства и литературы в частности продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.
слово славянский языческий эпос
А.С. Пушкин, занимавшийся переводом "Слова", но не успевший закончить своей работы, верно почувствовал связь "Слова о полку Игореве" с устной народной поэзией. Вслед за Пушкиным эти народные основы "Слова" были тщательно изучены М.А. Максимовичем.
Постепенно "Слово" оказалось окружено широкой исторической перспективой. Получили верное истолкование политические идеи "Слова", его смысл. Объяснились многие явления языка "Слова", до этого казавшиеся непонятными.
"Слово о полку Игореве" изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мейи многие другие русские поэты. Не было ни одного крупного филолога, что не писал бы о "Слове".
"Слово" стало фактором русской науки и литературы XIX - XX веков: интерес к этому стимулировал занятия русской литературой XI - XIII веков, историей русского языка и палеографией.
Поэтические элементы "Слова" отразились в русской поэзии и прозе на протяжении полутора лет.
Список использованных источников
1. "Слово о полку Игореве". Издание седьмое. - М.: Детская литература, 1978 - 221с.
2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982, 377с.
4. Шкляревский И.И. "Читаю "Слово о полку": Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 379с.
Подобные документы
"Слово о полку Игореве" - памятник древнерусской литературы: источники текста, особенности утраченной рукописи; сюжет, язык. "Слово" в древнерусской культуре, скептический взгляд. Берестяные грамоты как источники истории средневековья и русского языка.
реферат [37,0 K], добавлен 29.11.2010
Русь времени "Слова о полку Игореве". События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания "Слова о полку Игореве", вопрос о его авторстве. Открытие "Слова о полку Игореве", его издание и изучение.
реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011
Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".
реферат [37,4 K], добавлен 12.02.2017
Пейзаж и его функции в художественном произведении. "Слово о полку Игореве" в древнерусской литературе. Союз природы и человека. Описания природы или ее различных явлений. Образы-символы в "Слове о полку Игореве". Образ Русской земли в произведении.
реферат [46,5 K], добавлен 20.09.2013
Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы.
реферат [8,2 K], добавлен 08.10.2002
Ознакомление с литературными памятниками Древней Руси, исследование жанров и арсенала художественных приемов. Проблема авторства и анонимности произведений "Слова о полку Игореве", "Сказание о Мамаевом побоище", "Слово о погибели Русской земли".
реферат [25,8 K], добавлен 14.12.2011
Возникновение русской литературы. Литературные памятники Древней Руси: "Слово о Законе и Благодати", "Слово о полку Игореве", "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, сочинения Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума". Жанры литературы Древней Руси.
В конце повествования его обращение смешивается со слезами, он обеспокоен происходящим в стране. Его речи, похожи на обращение Ярославны, которая общается с силами природы, прося их о помощи и поддержке, которая ей просто необходима на данный момент. Святослав надеется, что сможет изменить сложившуюся ситуацию и выйти из нее настоящим победителем. Получится ли у него? Или же все его обращения, перемешанные со слезами, останутся бесполезными и растворяться в воздухе?
Вариант 2
"Слово о полку Игореве" - это фундаментальное произведение древнерусской литературы, чей автор по сей день незивестен. Поэма является отражением исторических событий, происходивших в конце двенадцатого века, потому и являет собою уникальную рукопись.
Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи - ничто не смогло предотвратить беду.
Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая - убита.
"-О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали."
Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.
"Золотое слово Святослава" - это призыв к объединению всех князей, дабы скрестить оружие и отстоять просторы родного края, находящиеся под угрозой половецкого вторжения, месть за собратьев. Святослав предстает перед нами, как наиболее мудрый и рассудительный полководец, под чьим предводительством люди были готовы сражаться. Помимо всего прочего, "Золотое слово" было произнесено Святославом с целью прекратить и междоусобицы среди князей, так как единение - это важная составляющая боевого духа.
В этой поэме, до нас пытаются донести следующую мысль: нельзя идти на опрометчивые шаги, которые могут поставить под удар всеобщее благополучие, тем более, ради славы. На протяжении всего произведения автор, словно глас народа и невидимый зритель событий той эпохи, дает между строк оценочное суждение поступкам каждого из своих персонажей, происходящим изменениям в военно-политической обстановке, наполняя собою "Слово о полку Игореве" от самого начала и до конца.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)
Популярные сегодня темы
Дагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Дагестан входит в состав республик Российской Федерации, расположен на юге России, в Северо – Восточной части Большого Кавказа. Столицей является город Махачкала
Наверное, каждый человек, когда достигает какого-то возраста, начинает задумываться над тем, кто он есть на самом деле, что ему нужно сделать, чтобы чего-то добиться в жизни, а также ему нужно понять что ему ценно
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения
Читайте также: