Почему слово о полку игореве называют золотым словом русской литературы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени. Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.

Предлагаем вашему вниманию анализ “плача Ярославны” из произведения “Слово о полку Игореве”

Вариант 2

Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи — ничто не смогло предотвратить беду.

Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая — убита.

Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.

Слово о полку Игореве — перевод Николая Заболоцкого

Слово о полку Игореве Про­слу­шать стихотворение

Вступление

Не пора ль нам, бра­тия, начать О походе Иго­ре­вом слово, Чтоб ста­рин­ной речью рассказать Про дея­нья князя удалого? А вос­петь нам, бра­тия, его — В похвалу тру­дам его и ранам — По были­нам вре­мени сего, Не гоня­ясь в песне за Бояном. Тот Боян, испол­нен див­ных сил, При­сту­пая к вещему напеву, Серым вол­ком по полю кружил, Как орел, под обла­ком парил, Рас­те­кался мыс­лию по древу. Жил он в громе дедов­ских побед, Знал немало подви­гов и схваток, И на стадо лебе­дей чуть свет Выпус­кал он соко­лов десяток. И, встре­чая в воз­духе врага, Начи­нали соколы расправу, И взле­тала лебедь в облака, И тру­била славу Ярославу. Пела древ­ний киев­ский престол, Поеди­нок сла­вила старинный, Где Мсти­слав Редедю заколол Перед всей касож­скою дружиной, И Роману Крас­ному хвалу Пела лебедь, падая во мглу. Но не десять соко­лов пускал Наш Боян, но, вспом­нив дни былые, Вещие пер­сты он подымал И на струны воз­ла­гал живые.- Вздра­ги­вали струны, трепетали, Сами кня­зям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со вре­мен Вла­ди­мира княженья Дове­дем до Иго­ре­вых лет И про­сла­вим Игоря, который, Напря­гая разум, пол­ный сил. Муже­ство избрал себе опорой. Рат­ным духом сердце поострил И повел полки род­ного края. Поло­вец­ким зем­лям угрожая.

О Боян, ста­рин­ный соловей! При­сту­пая к вещему напеву, Если б ты о бит­вах наших дней Пел, скача по мыс­лен­ному древу; Если б ты, взле­тев под облака, Нашу славу с дедов­скою славой Соче­тал на дол­гие века, Чтоб про­сла­вить сына Святослава; Если б ты Тро­я­но­вой тропой Средь полей помчался и курганов, — Так бы ныне был вос­пет тобой Игорь-князь, могу­чий внук Троянов: “То не буря соко­лов несет За поля широ­кие и долы, То не стаи гало­чьи летят К Дону на вели­кие просторы!” Или так вос­петь тебе, Боян, Внук Веле­сов, наш воен­ный стан: “За Сулою кони ржут. Слава в Киеве звенит, В Нове­граде трубы гром­кие трубят, Во Путивле стяги бран­ные стоят!”

Часть первая

1

Игорь-князь с могу­чею дружиной Мила брата Все­во­лода ждет. Мол­вит буй тур Все­во­лод: “Еди­ный Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Свя­то­слава мы с тобою, Так сед­лай же бор­зых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Кур­ска под сед­лом стоят.

2

А куряне славные — Витязи исправные: Роди­лись под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Кол­чаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами ска­чут по полю волками И, все­гда гото­вые к борьбе, Добы­вают ост­рыми мечами Князю — славы, поче­стей — себе!”

3

Но, взгля­нув на солнце в этот день, Поди­вился Игорь на светило: Середь бела дня ноч­ная тень Опол­че­нья рус­ские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь про­мол­вил: “Бра­тья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук пога­ных полонёну! Сядем, бра­тья, на лихих коней Да посмот­рим синего мы Дону!” Вспала князю эта мысль на ум — Иску­сить неве­до­мого края, И ска­зал он, полон рат­ных дум, Зна­ме­ньем небес пренебрегая: “Копие хочу я преломить В поло­вец­ком поле незнакомом, С вами, бра­тья, голову сложить Либо Дону зачерп­нуть шеломом!”

4

Игорь-князь во злат стре­мень вступает. В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь гро­зою птиц перебудила, Свист зве­рей несется, полон гнева, Кли­чет Див над ним с вер­шины древа, Кли­чет Див, как поло­вец в дозоре, За Суду, на Сурож, на Поморье, Кор­суню и всей округе ханской, И тебе, бол­ван тмутороканский!

5

И бегут, заслы­шав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скри­пят их ста­рые телеги, Голо­сят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону дви­жется с полками, А беда несется вслед за ним: Птицы, под­ни­ма­ясь над дубами, Реют с кри­ком жалоб­ным своим. По овра­гам волки завывают, Крик орлов доно­сится из мглы — Знать, на кости рус­ские скликают Зверя кро­во­жад­ные орлы; Уж лиса на щит черв­ле­ный брешет, Стон и скре­жет в сумраке ночном… О Рус­ская земля! Ты уже за холмом.

6

Долго длится ночь. Но засветился Утрен­ними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился, Соло­вьи­ный щекот приумолк. Русичи, сомкнув щиты рядами, К слав­ной изго­то­ви­лись борьбе, Добы­вая ост­рыми мечами Князю — славы, поче­стей — себе.

7

На рас­свете, в пят­ницу, в туманах, Стре­лами по полю полетев, Смяло вой­ско полов­цев поганых И умчало поло­вец­ких дев. Захва­тили золота без счета, Груду акса­ми­тов и шелков, Вымо­стили топ­кие болота Япан­чами крас­ными врагов. А черв­ле­ный стяг с хоруг­вью белой, Челку и копье из серебра Взял в награду Свя­то­сла­вич смелый, Не желая про­чего добра.

8

Выбрав в поле место для ночлега И нуж­да­ясь в отдыхе давно, Спит гнездо бес­страш­ное Олега — Далеко подви­ну­лось оно! Зале­тело, храб­рое, далече, И никто ему не господин — Будь то сокол, будь то гор­дый кречет. Будь то чер­ный ворон — половчин. А в степи, с ордой своею дикой Серым вол­ком рыс­кая чуть свет, Ста­рый Гзак на Дон бежит великий, И Кон­чак спе­шит ему вослед.

9

Ночь про­шла, и кро­вя­ные зори Воз­ве­щают бед­ствие с утра. Туча надви­га­ется от моря На четыре кня­же­ских шатра. Чтоб четыре солнца не сверкали, Осве­щая Иго­реву рать, Быть сего­дня грому на Каяле, Лить дождю и стре­лами хлестать! Уж тре­пе­щут синие зарницы, Вспы­хи­вают мол­нии кругом. Вот где копьям рус­ским преломиться. Вот где саб­лям ост­рым притупиться, Загре­мев о вра­же­ский шелом! О Рус­ская земля! Ты уже за холмом.

10

Вот Стри­бо­жьи выле­тели внуки — Зашу­мели ветры у реки, И взмет­нули вра­же­ские луки Тучу стрел на рус­ские полки. Сто­ном сто­нет мать-земля сырая, Мутно реки быст­рые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги пле­щут: половцы идут! С Дона, с моря с кри­ками и с воем Валит враг, но, полон рат­ных сил, Рус­ский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил.

11

Слав­ный яр тур Все­во­лод! С полками В обо­роне крепко ты стоишь, Пры­щешь стрелы, ост­рыми клинками О шеломы рат­ные гремишь. Где ты ни про­ска­чешь, тур, шеломом Золо­тым посве­чи­вая, там Шишаки земель авар­ских с громом Падают, раз­биты пополам. И сле­тают головы с поганых, Саб­лями поруб­лены в бою. И тебе ли, тур, скор­беть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на рат­ном этом поле Поза­был о славе преж­них дней, О зла­том чер­ни­гов­ском престоле, О желан­ной Гле­бовне своей!

12

Были, бра­тья, вре­мена Трояна, Мино­вали Яро­слава годы, Поза­бы­лись пра­вну­ками рано Гроз­ные Оле­говы походы. Тот Олег мечом ковал крамолу, Про­би­ра­ясь к отчему престолу, Сеял стрелы и, гото­вясь к брани, В злат стре­мень всту­пал в Тмуторокани, В злат стре­мень всту­пал, гото­вясь к сече. Звон тот слу­шал Все­во­лод далече, А Вла­ди­мир за своей стеною Уши заты­кал перед бедою.

ЧАСТЬ 1 В НАЧАЛЕ


ГЛАВА 1 В ПРОКЛЯТОМ РОДУ

Старцы говорили, что вражда между Олеговичами и Мономаховичами – старшими и младшими в роду неизвестно когда началась и наверное никогда не закончится. А пока в обоих родах рождались сыновья, она будет длиться, не будет ей конца и края..

Младшие всегда будут хотеть получить больше, чем обещано, а старшие не собираются им ничего отдавать.

И сам князь Владимир показал им, как все получить можно будет.

Старшим всегда внушали, что по праву рождения им все принадлежит, ничего они не должны никому отдавать, а за свое надо сражаться.

А были это лучшие уделы и самые плодородные земли, то много было и делающих там оказаться и забрать их себе.

Справедливость, как линия горизонта, все о ней говорят, все видят, только никто и никогда ее достигнуть никак не мог.

И так уж издавна повелось, что старшие неизменно проигрывали. Молодые были сильнее и наглее, никогда они не уступали и большего добивались.

И хотя радовались те, кто рождены были старшими, да недолго их радость длилась, быстро она заканчивалась. Законы о наследовании жили сами по себе, а люди к ним никакого отношения не имели, особенно если меча или колдовства совсем не знали и не ведали.

Но ведь рано или поздно все должно было закончиться.

А может и пришло это время, – спрашивали друг у друга миролюбивые монахи, которым хотелось все ладом наконец решить.

Князь Святослав помнил многое, он помнил своего деда – князя Олега – красивого и могучего, воинственного и несчастного. Помнил о конце его жизни на земле, когда тому пришлось отказаться от борьбы за великий стол, оставался он на небольшом острове, обвиненный младшими братьями во всех смертных грехах.

А ведь он тоже хотел только одного, чтобы законы дедовы исполнялись так, как нужно было. Но кто же из младших согласился бы с ним.

Князь Олег, оклеветанный и обвиненный, удалился от всех, не давал больше о себе знать, ни во что не вмешивался.

Но потом вдруг понял, что не сможет так просто уйти к своим предкам, ничего не предприняв, тогда уже поздно будет оправдываться, а пока еще надо что-то сделать, как то помочь им всем.

Он бы л уверен, что осталось еще какое-то время, хотя бы детей своих и внуков подтолкнуть к борьбе, показать им как прекрасно все должно быть устроен в этом мире, но это только мечты, а в реальности всем владеют и правят те, кто не имеет на это права

Из всех его детей только Всеволод проникся последними страстными речами отца, и только Святослав не просто оправдывал деда, но и верил, что так и будет, как тот хотел.

– Мы – проклятое племя, проклятый род, но это проклятие надо снять огнем и мечом, – все время твердил тот, и тогда имена и дела наши будут благословенны.

– Мечты могут быть прекрасны, но сможем ли мы их осуществить?

Тогда юному Святославу казалось, что все возможно, у него хватило сил и уверенности в себя. Потом, со временем все менялось, и он уже не до конца верил в то, что сможет что-то сделать. Но он всегда помнил, что должен сделать все, что ему захочется как можно лучше. Он говорил немного, а решил делами доказать, что отец не ошибся.

Пристрастно оценив, что у него есть, что он может еще получить.

Он знал, что самые лучшие города принадлежали Олеговичам, и одним из них был Чернигов. Но володел им не его отец, а младший, любимый сын Олега – Святослав. Это казалось ему случайностью, которая его раздражала, потому что не получив Чернигов, нечего было думать о Киеве. Но Святослав с самого начала понимал, что дядя, если почувствует смерть, отдаст этот город не ему, а своему любимому сыну, названному в честь отца Олегом.

Он присматривался к его жене и матери Олегоовой – дочери одного из самых влиятельных Новгородских бояр. Но и говорить было нечего о том, что город получит племянник, а не ее первенец и любимец. Об этом заикнуться было опасно, потому что женщиной она была грозной, эта Марфа, и прибить могла, если почувствует, что грозит беда. Действовать надо было осторожно, взять хитростью.

– Это будет мой единственный грех. Когда я получу Киев, я отдам Чернигов снова Олегу, потом ему все объясню, но пока он должен понимать, почему я так поступаю с близкими людьми. Важно только то, что получится после всех моих страданий и стараний. Я все верну и никто не припомнит, что было в начале, почему он оказался среди обиженных.

Что-то подсказывало Святославу, что его дядя не протянет долго, слишком он был изнурен и измучен этой вечной борьбой. В Чернигове должен быть его помощник, но не член семьи. Князь не должен ошибиться. Святослав, несмотря на молодость и талант к подобным интригам,

безошибочно избрал игумена Антония, любимца старого князя, который первым узнает о его болезни и смерти, а с именем бога на устах он сможет многое. Трудно было к нему подступиться и договориться. Сначала он даже волхва хотел привлечь для того, чтобы на него повлиять, но потом решил, что не стоит кого-то еще посвящать в тайну.

Игумен оказался умным и догадливым. А может просто хитрым. Он был убежден, что Святослав больше, чем Олег подходит на княжеский стол – он старше и сильнее, он действует еще при живом князе и дорожит тем, что хочет получить. Старик верил, что он делает доброе дело, думает о будущем Чернигова, ему не нужны были никакие награды, но он хотел получить поддержку сильного князя, стать митрополитом без хлопот. А если тот еще и новый храм прикажет заложить в честь победы – это даже лучше, больше ему ничего не нужно. Лично для себя он ничего и не хотел.

Они тайно встречались несколько раз и оба гордились тем, что о переговорах не знала ни одна живая душа, а ведь Марфа за всем следила не смыкая глаз, ничто не могло укрыться от пытливого взора. Может она и думала, что ей уготовлена роль древней Ольги при юном князе. Но времена были другими, эти двое не собирались оставлять ей Чернигов.

Святослав не подозревал о той борьбе, которая развернулась за его спиной. Но он все время был в это странной борьбе.

Более семи с половиной веков назад, в 1187, было создано “Слово о полку Игореве” - гениальное произведение русской литературы. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не только не уменьшается, но становится все более глубоким и вдумчивым. Почему же это произведение остается актуальным на протяжении веков?
Любовь автора к родине вдохновила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. Он патриот, горячо и нежно, преданно и сильно любит Русь, переживает за ее неудачи и междоусобицы, стремится быть полезным. С нескрываемым душевным волнением он говорит о поражении войск Игоря, о полегших воинах и скорби по ним русских женщин. Все это делает “Слово” неувядающим год от года. Произведение является живым и неопровержимым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и народности.
“Слово о полку Игореве” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств враждует между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Падает значение Киева как центра Русской земли. Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой не “погубити Руськые земли”, враги родины - половцы “имуть радоватися и возьмуть землю нашю”, если князья не перестанут затевать междоусобиц. Это прямой укор князьям.
Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры времени “Слова о полу Игореве” ярко свидетельствуют архитектура Древней Руси и ее прикладное искусство. Русский язык этой поры отвечал потребностям чрезвычайно усложнившейся действительности и создал богатую политическую, военную и техническую терминологию. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” своим войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:

О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем плененным быть:
сядем же, братья, да посмотрим хоть
на борзых коней
на синий Дон.

Чувство воинской чести и любовь к родине отличали и профессионалов-дружинников и простых воинов, набранных из народа. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине - с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:

Хочу,- сказал,- копье преломить
на границе поля Половецкого:
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо шлемом испить из Дону.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам родины, он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к паражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод буй тур - оказались в плену.

Игорь полки поворачивает,
Ибо жаль ему милого брата Всеволода.
Билися день,
Билися другой;
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;
Тут кровавого вина недостало;
Тут пир закончили храбрые русичи:
Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
А дерево с горем к земле приклонилось.

“Слово о полку Игореве” было создано вскоре после описанных в нем событий. Оно написано под свежим впечатлением от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова” обращается в своем произведении к современникам событий, которым были известны все подробности и обстоятельства их. Поэтому “Слово” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.

О, далеко залетел сокол, птиц избивая,- к морю!
Игорева храброго полка не воскресить!
По нем кликнула Карна, и Желя
Поскакала по Русской земле,
Огонь мыкая в пламенном роге.

“Слово” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода - оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь - то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

Стреляй же, господин, в Кончака,
поганого раба,
за землю Русскую,
за раны Игоревы,
буйного Святославича!
Подлинный смысл призыва автора “Слова о полку Игореве заключался, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, заклеймить вредные феодальные представления, настроить общество против поисков князьями личной “славы”, “чести”. Задачей “Слова” было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве родной земли.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатство Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!

В патриотическом настрое “Слова” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.

"Слово о полку Игореве" - самый известный памятник древнерусской литературы и европейского средневекового эпоса: сюжет, время создания, история находки: источники текста. Художественный язык поэмы: мотивы славянской народной поэзии и языческой мифологии.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2011
Размер файла 25,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список использованных источников

Общерусская власть киевского князя не исчезла полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уж не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.

Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народной творчества, судебных установлений, денежной системы - единых повсюду. Идея единства Руси продолжала, существовать в народе.

Б. Рыбаков Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982. открыл имя Петра Бориславича. Он был летописцем Рюрика, выполнял дипломатические миссии и, что немаловажно, создал летопись, где с народной точки зрения рассматривал княжеские распри и раздоры.

Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно при этом то, что в человеке жило, живёт и будет жить только самое лучшее. Худшее не наследуется в широком смысле этого слова, оно не имеет длительных национальных традиций, оно непрочно, оно легко возникает, но ещё быстрее исчезает. Лучшее же в человеке бессмертно. Ещё более это относится к жизни памятников искусства. Произведения искусства воплощают в себе длительные традиции. Они продолжают жить и за пределами своей эпохи. В лучших своих произведениях - произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле слова - искусство не знает старения. Наиболее высокие произведения продолжают быть современными столетия и тысячелетия. Современность искусства - это всё то, что читает, смотрит и слушает народ в данный момент, независимо от того, в какое время были созданы эти произведения искусства.

История искусства и в частности, литературы, резко отличается от общей истории. Её процесс - не процесс просто, прямолинейного изменения, а процесс накопления и отбора лучшего, действенного. Наиболее совершенные произведения искусства и литературы в частности продолжают участвовать в жизни народа и его литературы.

слово славянский языческий эпос

А.С. Пушкин, занимавшийся переводом "Слова", но не успевший закончить своей работы, верно почувствовал связь "Слова о полку Игореве" с устной народной поэзией. Вслед за Пушкиным эти народные основы "Слова" были тщательно изучены М.А. Максимовичем.

Постепенно "Слово" оказалось окружено широкой исторической перспективой. Получили верное истолкование политические идеи "Слова", его смысл. Объяснились многие явления языка "Слова", до этого казавшиеся непонятными.

"Слово о полку Игореве" изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мейи многие другие русские поэты. Не было ни одного крупного филолога, что не писал бы о "Слове".

"Слово" стало фактором русской науки и литературы XIX - XX веков: интерес к этому стимулировал занятия русской литературой XI - XIII веков, историей русского языка и палеографией.

Поэтические элементы "Слова" отразились в русской поэзии и прозе на протяжении полутора лет.

Список использованных источников

1. "Слово о полку Игореве". Издание седьмое. - М.: Детская литература, 1978 - 221с.

2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества X1I-XIII вв. М., 1982, 377с.

4. Шкляревский И.И. "Читаю "Слово о полку": Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 379с.

Подобные документы

"Слово о полку Игореве" - памятник древнерусской литературы: источники текста, особенности утраченной рукописи; сюжет, язык. "Слово" в древнерусской культуре, скептический взгляд. Берестяные грамоты как источники истории средневековья и русского языка.

реферат [37,0 K], добавлен 29.11.2010

Русь времени "Слова о полку Игореве". События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания "Слова о полку Игореве", вопрос о его авторстве. Открытие "Слова о полку Игореве", его издание и изучение.

реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011

Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

реферат [37,4 K], добавлен 12.02.2017

Пейзаж и его функции в художественном произведении. "Слово о полку Игореве" в древнерусской литературе. Союз природы и человека. Описания природы или ее различных явлений. Образы-символы в "Слове о полку Игореве". Образ Русской земли в произведении.

реферат [46,5 K], добавлен 20.09.2013

Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы.

реферат [8,2 K], добавлен 08.10.2002

Ознакомление с литературными памятниками Древней Руси, исследование жанров и арсенала художественных приемов. Проблема авторства и анонимности произведений "Слова о полку Игореве", "Сказание о Мамаевом побоище", "Слово о погибели Русской земли".

реферат [25,8 K], добавлен 14.12.2011

Возникновение русской литературы. Литературные памятники Древней Руси: "Слово о Законе и Благодати", "Слово о полку Игореве", "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, сочинения Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума". Жанры литературы Древней Руси.

В конце повествования его обращение смешивается со слезами, он обеспокоен происходящим в стране. Его речи, похожи на обращение Ярославны, которая общается с силами природы, прося их о помощи и поддержке, которая ей просто необходима на данный момент. Святослав надеется, что сможет изменить сложившуюся ситуацию и выйти из нее настоящим победителем. Получится ли у него? Или же все его обращения, перемешанные со слезами, останутся бесполезными и растворяться в воздухе?

Вариант 2

"Слово о полку Игореве" - это фундаментальное произведение древнерусской литературы, чей автор по сей день незивестен. Поэма является отражением исторических событий, происходивших в конце двенадцатого века, потому и являет собою уникальную рукопись.

Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи - ничто не смогло предотвратить беду.

Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая - убита.

"-О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали."

Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.

"Золотое слово Святослава" - это призыв к объединению всех князей, дабы скрестить оружие и отстоять просторы родного края, находящиеся под угрозой половецкого вторжения, месть за собратьев. Святослав предстает перед нами, как наиболее мудрый и рассудительный полководец, под чьим предводительством люди были готовы сражаться. Помимо всего прочего, "Золотое слово" было произнесено Святославом с целью прекратить и междоусобицы среди князей, так как единение - это важная составляющая боевого духа.

В этой поэме, до нас пытаются донести следующую мысль: нельзя идти на опрометчивые шаги, которые могут поставить под удар всеобщее благополучие, тем более, ради славы. На протяжении всего произведения автор, словно глас народа и невидимый зритель событий той эпохи, дает между строк оценочное суждение поступкам каждого из своих персонажей, происходящим изменениям в военно-политической обстановке, наполняя собою "Слово о полку Игореве" от самого начала и до конца.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)

Популярные сегодня темы

Дагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Дагестан входит в состав республик Российской Федерации, расположен на юге России, в Северо – Восточной части Большого Кавказа. Столицей является город Махачкала

Наверное, каждый человек, когда достигает какого-то возраста, начинает задумываться над тем, кто он есть на самом деле, что ему нужно сделать, чтобы чего-то добиться в жизни, а также ему нужно понять что ему ценно

Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения

Читайте также: