Почему салтыкова щедрина называют прокурором русской общественной жизни сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Шепелева Ольга,

ученица 7 класса

Руководитель: А. И. Красникова

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики – мир сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Для читающей России Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был совестью нации. Он приобрел огромный авторитет благодаря злободневности своих произведений, резкому неприятию крепостничества, открытой поддержке народных интересов.

Его творческое наследие – это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во второй половине ХIХ века. А для нас с вами – это ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься нас, современных читателей.

Уверена, что ни один из писателей ХIХ века не остаётся настолько актуальным сегодня, как М. Е. Салтыков-Щедрин. Казалось бы, сатира – явление недолговечное, сиюминутное, привязанное к тому времени, когда появилась. Поразительно, но герои Щедрина по-прежнему живы, а его горькие размышления порой звучат так, будто написаны в наши дни.

Введение

Кто жил для своего времени, тот жил для всех времён.

Эти строки начертаны полтора столетия назад, но разве не актуальны они для нашего времени?!

На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.

Проблема . С казку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты, но сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов, поэтому Щедрин вошел в историю литературы как мастер гротеска, смелый экспериментатор с жанровыми формами. Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие и не понимают их смысла.

Задачи исследования.

Провести анализ литературы по данной теме.

Изучить творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В ыявить авторскую позицию, художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Методы исследования.

Метод наблюдения над текстами сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Метод изучения биографической литературы и справочников.

Гипотеза. Я предполагаю, что вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

Глава 1 (Теоретическая часть)

Что же такое сказка?

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

1.2. Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

Глава 2 (Теоретическая часть)

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьёт верёвку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнёт.

В большинстве сказок действуют все-таки не люди, а животные. Щедрин использует традиционные образы-символы: трусливого зайца, свирепого волка, которые в его сказках даются в народной трактовке. Он создаёт и новые обобщающие образы-аллегории (карась-идеалист, премудрый пескарь). Характеры персонажей раскрываются не только в их поступках, но и в словах.

Излюбленными приёмами Салтыкова-Щедрина являются гипербола и гротеск.

В сказках нет ни одной случайной подробности, ни одного лишнего слова. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого, в сказках много комичных ситуаций.

… Ты правдой прослужил своей отчизне,

Уж смерти обречён, дыша уже едва,

Нам помнить завещал, средь пошлой нашей жизни

Отчизна, совесть, честь и многие другие.

Как своим злосчастным ученикам, Костыка выставляет единицы и двойки за поведение ненавистным писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами,-- глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. Сползший плед покрывал его плечи.

- Ваше превосходительство. - залепетал Костыка и весь холодно и мокро задрожал.

И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:

- Раб, предатель и.

И затем пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное, скверное слово, которое великий человек если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями.

… Он проснулся, потому что, задремавши над стаканом, клюнул носом о стакан и ушиб себе переносицу. "Слава богу, сон! - подумал он радостно. - Слава богу! А-а! Так-то вы, господин губернатор? Хорошо же - с. Свидетелей, благодаря бога, нет. "

И с ядовитой усмешкой дрожащими руками он отцепил от гвоздя портрет Салтыкова, отнес его в самый укромный уголок своей квартиры и повесил там великого сатирика на веки вечные, к общему смеху и поруганию…

ПРОКУРОР РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

салтыков щедрин составляет коллеклекцию своих героев

В Вятке, вдали от соратников и друзей, Салтыков служил чиновником, находясь под полицейским надзором. Провинциальная жизнь для начинающего писателя превратилась в великую школу, хотя и, по его словам, школу очень грязную. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно-крепостническому строю и мучительную, полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, его характер, его язык.

В 1855 году после смерти Николая I писатель получает освобождение из вятского плена. Вернувшись в Петербург, он снова попадает в обстановку напряженной умственной деятельности.

Салтыков не выступал в печати долгих восемь лет. Итогом его многолетних наблюдений, доказательством того, что ссылка не сломила его, явилось произведение, принесшее писателю громкую славу,-Губернские очерки. Они печатались в 1856-1857 годах под псевдонимом Н. Щедрин. С этих пор имя Н. Щедрина стало широко известно всей мыслящей России.

О впечатлении, произведенном очерками на читателей, свидетельствует запись в дневнике Тараса Шевченко: Как хороши Губернские очерки. Я благоговею перед Салтыковым. О, Гоголь, наш бессмертный Гоголь! Какою радостию возрадовалась бы благородная душа твоя, увидя вокруг себя таких гениальных учеников своих. Други мои, искренние мои! Пишите, подайте голос за эту бедную, грязную, опаскуженную чернь! За этого поруганного, бессловесного смерда !

Автор Губернских очерков, обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около двадцати лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил в различных провинциальных городах, был вице-губернатором , занимал и другие государственные должности.

Мужественный, принципиальный, Салтыков держится независимо по отношению к начальству, действует смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается он за бесправных крестьян. Я не дам в обиду мужика. Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет! -эти слова, сказанные однажды писателем, передавались из уст в уста. Вице-губернатора Салтыкова прозвали вице-Робеспьером.

Однако Салтыков все больше убеждался в том, что деятельность чиновника - пусть даже честного и справедливого - не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В 1868 году Александр II предложил ему подать в отставку. С этих пор Салтыков-Щедрин целиком посвящает себя литературе.

1 Псевдоним - вымышленное имя.

Еще в конце 1862 года, в разгар реакции, Щедрин приходит на помощь Некрасову, потерявшему таких соратников, как Добролюбов и Чернышевский. Великий сатирик в эти годы доказал, что он умеет лицом к лицу встречать опасность и мужественно бороться за дорогие его сердцу идеалы. Щедрин становится членом редакции опального Современника, хотя понимает, что за это можно поплатиться так же жестоко, как недавно поплатился за свою деятельность Чернышевский. С 1868 года, выйдя в отставку, писатель становится вместе с Некрасовым во главе Отечественных записок.

Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних называли его современники. И действительно, каждое новое правительственное злодеяние находит немедленный отклик в щедринской сатире. Так, например, когда царское правительство создает неофициальную организацию Священная дружина, цель которой - борьба с революционерами, Щедрин рисует ее под названием общества недремлющих лоботрясов, предводителем которого является не кто иной, как. Ноздрев. Когда в 80-е годы реакционная печать провозглашает идею твердой власти, т. е. террора, писатель осмеивает проповедников ежовых рукавиц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики – мир сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Для читающей России Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был совестью нации. Он приобрел огромный авторитет благодаря злободневности своих произведений, резкому неприятию крепостничества, открытой поддержке народных интересов.

Его творческое наследие – это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во второй половине ХIХ века. А для нас с вами – это ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься нас, современных читателей.

Уверена, что ни один из писателей ХIХ века не остаётся настолько актуальным сегодня, как М. Е. Салтыков-Щедрин. Казалось бы, сатира – явление недолговечное, сиюминутное, привязанное к тому времени, когда появилась. Поразительно, но герои Щедрина по-прежнему живы, а его горькие размышления порой звучат так, будто написаны в наши дни.

Введение

Кто жил для своего времени, тот жил для всех времён.

Эти строки начертаны полтора столетия назад, но разве не актуальны они для нашего времени?!

На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.

Проблема. Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты, но сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов, поэтому Щедрин вошел в историю литературы как мастер гротеска, смелый экспериментатор с жанровыми формами. Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие и не понимают их смысла.

Задачи исследования.

Провести анализ литературы по данной теме.

Изучить творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Выявить авторскую позицию, художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

Методы исследования.

Метод наблюдения над текстами сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Метод изучения биографической литературы и справочников.

Гипотеза. Я предполагаю, что вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

Глава 1 (Теоретическая часть)

Что же такое сказка?

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

1.2. Сказки - это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

Глава 2 (Теоретическая часть)

Писателю горько, что русское крестьянство своими руками вьёт верёвку, которую угнетатели накинули ему на шею. Щедрин призывает народ задуматься над своей судьбой, сбросить гнёт.

В большинстве сказок действуют все-таки не люди, а животные. Щедрин использует традиционные образы-символы: трусливого зайца, свирепого волка, которые в его сказках даются в народной трактовке. Он создаёт и новые обобщающие образы-аллегории (карась-идеалист, премудрый пескарь). Характеры персонажей раскрываются не только в их поступках, но и в словах.

Излюбленными приёмами Салтыкова-Щедрина являются гипербола и гротеск.

В сказках нет ни одной случайной подробности, ни одного лишнего слова. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого, в сказках много комичных ситуаций.


Он был высокопоставленным чиновником и при этом отцом русской сатиры. Он также стал автором более 600 новых слов русского языка.

Несмотря на то что Россия с тех пор сменила две государственные модели, образы Салтыкова-Щедрина не утратили своей актуальности и свежести звучания. Коррупция властей, обличаемая сатириком более стал лет назад, до сих пор остается одной из самых опасных язв современной России.

Салтыков-Щедрин в конце 1880-х

Салтыков-Щедрин в конце 1880-х

Везенберг и Ко., Санкт-Петербург

Сатирическое alter ego

Салтыков-Щедрин - в этой двойной фамилии заключена двойная биография писателя. Долгое время существовал лишь Михаил Салтыков – потомственный дворянин, сделавший успешную государственную карьеру, был вице-губернатором в Рязанской и Тверской губерниях. Николай Щедрин – псевдоним Салтыкова для литературы и публицистики.

Жесткая сатирическая позиция удивительным образом сочеталась с работой в государственных ведомствах. Одновременно быть государством и критиковать его – вот такую эксцентричную позицию выбрал Салтыков-Щедрин.

Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина кисти Ивана Крамского, 1879г

Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина кисти Ивана Крамского, 1879г

Писатель победил чиновника

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова (карикатура Александра Долотова в журнале

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова (карикатура Александра Долотова в журнале "Отечественные записки", 1869)

Народный писатель

Портрет Михаила Салтыкова кисти Николая Ярошенко, 1886

Портрет Михаила Салтыкова кисти Николая Ярошенко, 1886

Проза Щедрина - своего рода исторический документ, который показывает характерные черты ломки общественных взглядов и настроений населения, которая сопровождала отмену крепостного права и развитие страны по капиталистическому пути.

Читайте также: