Почему приставкин поменял финал рассказа золотая рыбка сочинение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Знакомство с творчеством

Анатолия Игнатьевича Приставкина.

Задачи:- Познакомить с фактами биографии А. И. Приставкина, реальной основой рассказа.

- Способствовать пониманию авторского замысла.

Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи.

Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Эпиграф к уроку

Я не только боялся писать

о тех страшных военных днях,

я боялся прикоснуться к ним

даже памятью: это было больно .

А. Приставкин

1. Актуализация знаний.

- Прочитайте эпиграф к уроку. О чем эти строки?

- Какие чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?

- Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? А это люди! Такие же , как мы. Молодые, пожилые, красиые, любимые, любящие. Люди приносят на свою же землю несчастья и кровь. Берут грех на душу.

- Но ведь и страдают люди! Такие же , как мы. И среди них те, кто только входит в эту жизнь, кто начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут самый тяжелый крест в годы войны.

- Итак, перед нами дитя военных лет, современный писатель, общественный деятель - Анатолий Приставкин .

3. Изучение нового материала.

Знакомство с биографией писателя.

Родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Отец – Приставкин Игнат Петрович. Мать – Дорофеева Евдокия Артемовна. Супруга – Приставкина Марина Юрьевна, журналист. Сын – Иван. Дочери: Дарья и Мария.


Дед Анатолия, Петр Приставкин, вернувшись в 1905 году из Санкт-Петербурга, рассказывал односельчанам о забастовках, манифесте царском, за что его взяли под стражу – прислали целую роту солдат, а в селе еще долго звали революционером.

Игнат Петрович Приставкин, отец писателя, унаследовал фамильные черты – стойкость и твердость в достижении цели, которые проявил на фронте, где воевал 4 года. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии. Игнат Петрович Приставкин работал плотником, краснодеревщиком, газовщиком.

У Анатолия же с детства осталось воспоминание о том, что дома всегда находились колодки – отец сам подбивал или мастерил детям новую обувь. До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных. И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны – Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников. До сих пор у Анатолия Игнатьевича хранится предмет, оставшийся с тех времен, – финка, сделанная для детской руки. К счастью, она не стала его оружием, скорее всего, чеховское, толстовское, горьковское начало не дало Анатолию пойти по иному пути.

Работать Приставкин начал в 12 лет .

Чтение рассказа.

Анатолий Приставкин.

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.


Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:
- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.

Анализ содержания рассказа.

- Где и когда происходит действие?

- В комнате жили (сколько?) девочек, и рыбок в аквариуме было?

- Найдите описание рыбок в тексте.

- Найдите описание маленькой Люсеньки. Кого напоминает Люсенька?

- Когда девочки заметили это сходство?

- Как девочки заботились о рыбках?

- О чем говорит последняя фраза Инны? Что будет дальше с Люсенькой?

- Согласны ли вы с тем, что в своем тексте автор рассказывает не только о голодном послевоенном детстве, но и о зарождении милосердия и человечности?

4. Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?

5. Домашнее задание.

Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

Смысл рассказа

Смысл книги

Девочек в детдоме тоже было 10 человек. Одной из них, той которую звали Инна, было 16 лет. Они были все разного возраста. Например, Люсе было всего 6 лет. У них в детдоме было много занятий. Только Люся, в силу возраста, ещё не имела никаких занятий. Золотые рыбки были их любимым увлечением. Они подкармливали их. В те годы, по понятным причинам, был дефицит еды. Поэтому девочки вместо хлебных крошек бросали в аквариум казеиновый клей. Они растирали его на мелкие кусочки и кидали рыбкам. Это клей органического происхождения, поэтому его можно давать рыбкам. Девочки проявляли заботу о рыбках. Производили замену воды, чистили аквариум. Аквариум был прочным и имел прочное стекло зелёного цвета. Через него было приятно наблюдать за тем, как рыбки плавают внутри него туда-сюда. Однако, за своими заботами, более взрослые девочки совсем забыли про Люсю.

А маленькая девочка хотела есть, но это была забота управляющих детского дома.

Потом стало происходить что-то странное и зловещее. Число рыбок в аквариуме начало исчезать. Сначала было 10 рыбок, потом их стало 9, затем 8 и так далее. Девочки начали искать причину. А потом рядом с аквариумом нашлись обглоданные головы рыбок. К сожалению, живые рыбки в аквариуме ничего не могли сказать. Они плавали и задумчиво двигали плавниками. Нельзя было прочесть их мысли. Так что виновник происшествия найден не был.

Тогда девочки решили найти того, кто ворует рыбок из аквариума и глодает их. Решили действовать хитростью. Они легли спать, но не засыпали специально. Старались бодрствовать и ждали того, кто подойдёт к аквариуму. Ночь раздались звуки расплёскивающейся воды. Девочки тут же встали и подбежали к аквариуму. Рядом с ним стояла 6-летняя девочка Люся. Она держала одну из рыбок в руки. Увидев девочек, она прижала сильно рыбку к телу. Одна из более взрослых девочек победно закричала. Но Люся ещё сильнее сжала рыбку. У неё по телу текла вода из аквариума. Девочки заметили, что она напоминает золотую рыбку. Люся была неодетой. У неё было худое тело. Было видно, что она голодает. Видя это, одна из девочек, Инна решила сходить к няне и взять у неё кусочек хлеба. Та недовольно спросила о том, пропали ли ещё одна рыбка. Но Инна сказала, рыбки больше не будут пропадать. И они будут следить, чтобы они все были на месте.


25 чел. помогло.

Подготовка к написанию

сочинения-рассуждения части С2.2

Урок русского языка

9-а класс

Кузнецова Ольга Евгеньевна, учитель русского языка, литературы и МХК


Декабрь 2010 года

^ Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

части С2.2 в 9 классе

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цели и задачи урока:

– Подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 8 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть С2.2 (русский язык, ГИА 2011, автор Г.Т. Егораева)

– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции.

– Способствовать духовному становлению личности, формированию её

эстетического вкуса, толерантного отношения к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, методические материалы по работе с частью С, контрольные листы


  1. Организационный этап. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над работой по написанию сочинения-рассуждения по КИМам, составленным Г.Т. Егораевой.

В течение I триместра мы рассмотрели несколько вариантов части С2.1, то есть тренировались в написании сочинения на лингвистическую тему, и С2.2. Сегодня мы закрепим умения писать сочинение-рассуждение, то есть дадим ответ на вопрос, поставленный в задании.

– Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения. Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)

– Что такое тезис?

– Вы помните, что аргументы вы должны брать из анализируемого текста? Сколько аргументов должно прозвучать? (Не менее двух)

– Что мы пишем в заключении? (Вывод).

– Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.


  1. ^ Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала:

– Чтобы получить высший балл по части С2.2, вам надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. 108. (Работа с критериями)

– Попробуем успеть проанализировать текст и подготовиться к написанию сочинения дома. Мы будем работать с текстом варианта № 8. 2 Это очередной текст из произведений Анатолия Приставкина. Какие проблемы поднимает писатель в своих произведениях? (Нравственные: толерантность, патриотизм, внимательное отношение к людям, умение видеть красоту в самых обычных вещах…)

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

– Прочтите про себя текст и определите тему, проблемы, идею и позицию автора. Запишите карандашом ответы в ваших таблицах 4 . При проверке вы сможете внести исправления.

После прочтения текста идет обсуждение предварительной работы обучающихся.

Беседа с обучающимися. (Каждый писатель в своём творчестве опирается на жизненный опыт, но он имеет право на художественный вымысел).

— Почему же Анатолий Приставкин меняет финал? (Задача автора — дать урок читателю. Он хочет показать, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Он хочет, чтобы у читателя сформировалось светлое чувство благодарности к девочкам, которые помогли маленькой Люсеньке выжить в страшные годы голода.)

— Какие аргументы из текста вы можете взять для доказательства своего тезиса?

— Как можно оформить аргументы? (Указать № нужных предложений или применить цитирование).


  1. ^ Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

— Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана таблицы 5 . Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Если учитель располагает двумя спаренными часами, работу по написанию сочинения можно провести на втором уроке в классе, а дома обучающиеся могут написать сочинение по следующему тексту.

(1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тело. (28)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (29)Смотреть на нее было страшно.

(30)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(31)— Полуночники! (32)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33)И Инна ответила:

(34)— Нет, нянечка, не пропала. (35)Теперь не пропадет… (36)Теперь мы уследим.

(По А. Приставкину)

Анатолий Приставкин (1931-2008) — российский писатель-гуманист, общественный деятель.


Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования. За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией.

^ Работа над сочинением-рассуждением части С2.2 КИМа Государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе

Чтение с остановками - эффективный прием работы с текстом. Читая текст, прогнозируем дальнейшие события, ставим вопросы и отвечаем на них. Таким образом, читатель становится активным участником диалога с книгой.

ВложениеРазмер
chitaem_s_ost._zolotaya_rybka.docx 18.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАЕМ С ОСТАНОВКАМИ

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.


Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.


Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.


И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.


И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку.
- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.


И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.


Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
И Инна ответила:


- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет. Теперь мы уследим.

3.Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?

4.Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?

5.Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

Читайте также: