Почему поэму цыганы можно назвать романтической поэмой мини сочинение

Обновлено: 18.05.2024

История создания

Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.

Жанр и направление

Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.

Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.

Композиция и конфликт

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Основной проблемой данного произведения выступает внутренняя несвобода человека цивилизованного человека. Алеко, который бежит из цивилизованного общества, где есть свои устои и правила, хочет обрести свободу там, где она знакома каждому, и жить в своё удовольствие. Но именно в тот момент, когда он попадет в табор, где можно жить как тебе угодно, начинаются проблемы. Ведь понятия свободы у каждого разные. Для Земфиры — это беззаботная жизнь в свое удовольствие без чужих запретов и указов. Для её отца — спокойствие и всепрощение. Но для Алеко свобода может быть только его, что больше похоже на эгоизм. Он жаждет того, о чем не имеет понятия. Внутренне он несвободен, его тиранят эгоизм и предрассудки общества, от которого он сбежал. Земфира была заключена в его внутренней тюрьме и поплатилась за побег.
  2. Эгоизм. Собственничество и хищничество европейского человека стоило жизни прекрасной Земфире. Будь Алеко осведомлен о истиной природе любви, он не ревновал бы Земфиру, и уж точно не отнимал жизнь у молодых людей, возомнив себя Богом. А так Алеко любит искренне только себя и свой комфорт. Он жертвует жизнью людей ради того, чтобы удовлетворить свою жажду мщения.
  3. Месть. Если цыгане в поэме Пушкина были способны простить и отпустить, то представитель европейской цивилизации был более порочен и себялюбив. Он не смог смириться с бегством возлюбленной и убил ее. Его душа была лишена благородства.

Основная идея

Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.

Чему учит?

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

Критика

Об основных нравственных уроках, преподнесенных нам Пушкиным в данной поэме, писал критик В. Г. Белинский:

А также о развенчивании образа романтического героя делится писатель Ф. М. Достоевский:

Автор: Мария Трещилова

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 17.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Литературоведческий анализ

Романтические приметы пушкинского текста отчётливо проявляются в актуализированном этнографическом колорите пространства поэмы, ритмико-интонационной насыщенности и музыкальности поэтического слова; характеры не являются исторически мотивированными, что также указывает на романтическую отнесённость поэтического произведения.

Полемика вокруг южных поэм

При всем видимом байронизме характер Пленника заключал в себе антиромантическое и антибайроническое зерно характера Онегина. Недаром Пушкин в пору создания первых глав своего стихотворного романа о.

Из всего сказанного можно заключить, что изначальное тяготение Пушкина к большой, т. е. повествовательной форме диктовалось стремлением преодолеть принципиальный субъективизм романтического сознания и стиля, обрести способы объективного изображения действительности, в том числе и самих романтических веяний как одного из ее собственных духовных — существенных, но далеко не во всем положительных — элементов.

Исполнение

Искусственный возврат человека в природу

Анализ 4

Это известная поэма вдохновляла многих людей, повлияла на становление самой Марины Цветаевой. Здесь много философии, чувств, противоречий…

Но трагедия всё-таки происходит, табор хоронит двух убитых ревнивцем. И самое страшное наказание убийце – изгнание. Осиротевший старик произносит известный монолог, который обращен к тому самому гордому человеку с призывом оставить их. Но при этом он желает злодею, чтоб с ним был мир.

В поэме Пушкин рисует разными средствами текста (визуальными, звучанием) прекрасные картины. Например, в самом начале – описание остановки табора. Голоса героев в диалогах звучат ярко и живо. Что говорить о мастерстве поэта! В эпилоге Александр Сергеевич рассказывает, что часто встречал цыган, но заметил, что и у них нет счастья – одни страсти, которые тоже разрушают всё на своём пути. Меня также очень впечатлил и смысл поэмы, и её язык.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

О чем жалеть? Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов; Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главу пред идолами клонят И просят денег да цепей.

Ему ненавистно все в брошенной им жизни. Судьба цыган его пленяет, и Алеко мечтает, что сын его, выросши дикарем, не будет никогда знать:

Нег и пресыщенья И пышной суеты наук…

…беспечен здрав и волен, Не будет ведать ложных нужд; Он будет жребием доволен, Напрасных угрызений чужд.

Уныло юноша глядел На опустелую равнину И грусти тайную причину Истолковать себе не смел. С ним черноокая Земфира, Теперь он вольный житель мира, И солнце весело над ним Полуденной красою блещет. Что ж сердце юноши трепещет? Какой заботой он томим?

Оставь нас, гордый человек, Ты не рожден для дикой воли, Ты для себя лишь хочешь воли. Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душой, Ты зол и смел – оставь же нас. Прощай! да будет мир с тобой!

Отразился век. И современный человек Изображен довольно верно, С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

У Байрона герой, проклинающий людей, с их суетой, с их цивилизацией, бросается на лоно природы, и если дух его не сливается всецело с жизнью природы, так как нигде не умиротворяется, то все-таки никогда природа эта не становится ему на дороге в виде той неумолимой, суровой силы, которая сломила Алеко.

За пушкинским Алеко, как и за Рене Шатобриана, тоска следует по пятам. Это их характерная черта. В романе Шатобриана мы встречаем любопытный образ патриарха индейского племени Chaktas. Он знает жизнь, с её бедами и печалями, много видел на веку, он выступает судьей эгоизма и сердечной пустоты юноши Рене. Chaktas не произносит таких энергичных укоров, которые услышал Алеко от старого цыгана, но, тем не менее, зависимость пушкинского героя от шатобриановского вполне возможна. Сходство между произведением Пушкина и Шатобриана простирается до тождества замысла: оба писателя сознательно развенчивают своих героев, наказывая их за пустоту души.

Конфликт поэмы Цыганы

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Каким же был мотив бегства Алеко из города и почему он решил примкнуть к циганам? Все очень просто. Герой поэмы свободолюбивый человек, такой себе, бунтарь, которому надоели рамки, который захотел стать свободным. Алеко разочаровался в благах цивилизации, для него городская жизнь стала превращаться в ад, а тут еще и совершенное героем преступление, о котором автор нам не повествует. Среди цыган же ему хорошо, он быстро вливается в жизнь цыган, принимая первобытный быт.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе

Продолжая анализ произведения, остановимся на цивилизованном обществе и несвободе человека в нем, а также на вольности цыган, что изобразил писатель в своем произведении. Так вот, автор критикует жизнь людей среди цивилизации, где есть все блага, где есть все для того, чтобы жить свободно, но, люди здесь, как в клетке. Здесь люди теряют себя, живут по писанным правилам, скованы законами. А вот жизнь вне цивилизации, где не имеется установленных законов, полна свободы действий, вот только, выбрав свободу, нужно быть готовым к бедному существованию, где приходится песнями и плясками зарабатывать себе на жизнь.

Роль лирического отступления о луне

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Мариула – это мать Земфиры, которая бросила мужа с ребенком, ради новой любви. И автор неслучайно нам рассказывает о Мариуле, тем самым показывая, что и дочь ее пошла той же дорогой, вот только их возлюбленные поступают по-разному. И, если свободный старый цыган отпустил жену, ведь он знает, что любви не прикажешь, то Алеко, который жил среди правил, жил в мире, где существуют рамки, не смог простить и отпустить, поэтому он и пошел на такой шаг, как убийство.

расскажите о романтическом конфликте в поэме Цыганы и получил лучший ответ

Время создания поэмы “Цыганы”

Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

Конфликт поэмы “Цыганы”

Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в про­тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо­да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме­нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво­боду человека сложными правилами — не только написанны­ми законами,

но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко­личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь­ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та­кого сообщества.

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра­ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време­на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко­ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован­ном обществе

Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци­вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на­падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от­личались все кочевые народы.

Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь­зовал экзотических тогда в России цыган для того” чтобы вы­сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон­фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз­очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого.

Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо­ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб­ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го­голевских личин, сросшихся намертво с человеком.

Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не­избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность.

Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна­ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела­ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли­ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при­сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Роль лирического отступления о луне

Когда Пушкин писал о луне, “зашедшей в туманы” и “невер­ном свете” чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описа­ние природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление это­го персонажа в рассказе Старика задаёт определённую хронологи­ческую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное собы­тие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически даёт нам понять, что Земфира вы­полняет родовую программу, заложенную матерью.

Надо заметить, что решение Старика — не мстить — показы­вает диаметрально противоположный избранному Алеко путь решения проблемы, то есть этот вставной сюжет имеет большое значение для лучшего определения различия правил цивилизо­ванного и дикого мира. И он ярко показывает вместе с тем, что и отношения внутри этого дикого мира тоже далеки от совершен­ных, и свобода цыган имеет свою оборотную сторону.

Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ста­вит мысленный эксперимент, погружая человека из этого обще­ства в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обя­зывающему кочевому образу жизни также бессмысленно.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Заключительная сцена — символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью — как бро­шенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место — вот что в душе у этого человека.

Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Рос­сия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществ­лялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.

Глоссарий:

  • как мотивировано бегство алеко из города и приход к цыганам
  • поэма цыганы
  • в чем состоит конфликт поэмы цыганы
  • сочинение по поэме цыганы
  • история создания поэмы цыганы

Другие работы по этой теме:

  1. Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы”…
  2. Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком….
  3. Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; – оставь же нас… А. С. Пушкин План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в…
  4. Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в…
  5. Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” ,…

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле, Как ты захочешь…

Принимая Алеко в свой табор, старый цыган не требует от него ничего и в отношении общества:

Примись за промысел любой: Железо куй иль песни пой И селы обходи с медведем.

Завязка конфликта поэмы намечена в рассказе Земфиры о желании Алеко остаться у цыган. Она обозначена через противопоставление вольной жизни цыган:

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами

и причины, приведшей к ним Алеко:

Он хочет быть, как мы, цыганом;

Его преследует закон…

Бегство Алеко является также и протестом против цивилизации, лишающей человека естественной свободы, простых чувств и отношений — дружбы и любви. Герой надеется найти достойную и свободную жизнь в среде вольных цыган, жизнь которых не тронута ни цивилизацией, ни культурой с её условными законами и ограничениями личности. Образ Алеко, безусловно, содержит биографические черты — недаром Пушкин даёт герою своё имя, не исключено, что кто-нибудь именно так называл Пушкина во время его пребывания в таборе. Более того, судьба литературного героя Алеко напоминает судьбу находящегося в ссылке Пушкина.

Таким образом, несовместимость культуры и дикой вольности, высокого духа и грубой наивности и, как следствие, неразрешимость конфликта показаны Пушкиным через любовную ситуацию. Развязкой поэмы служит изгнание Алеко из табора.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Я рад. Останься до утра Под сенью нашего шатра Или пробудь у нас и доле, Как ты захочешь…

Принимая Алеко в свой табор, старый цыган не требует от него ничего и в отношении общества:

Примись за промысел любой: Железо куй иль песни пой И селы обходи с медведем.

История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью. Алеко любит как водится человеку цивилизованному, в рамках чего-то, он сильно привязан к Земфире и не хочет отпускать свою избранницу, Земфира любит как водится цыганке, шутя и легко, подобно Луне она озаряет юношу, но потом также свободно как Луна идет дальше и наполняет своим красивым светом другие сердца.

Характерной деталью является упоминание в эпилоге поэмы Константинополя (Стамбула) города, который располагается на стыке двух цивилизаций. Как известно, условная граница, которая разделяет Запад и Восток, пролегает именно через Босфорский пролив, который также делит и этот древний город.

Мир цыган существует в гармонии с природой, в поэме он описывается через элементы стихий, через сравнения с чем-то свободным и не ограниченным. Цыгане – вольный народ, который живет согласно собственной свободной природе.

Мир цивилизации описывается только через то от чего Алеко убегает. Молодой человек не хочет более существовать в мире лжи, глупых законов. Ведь, по сути, люди цивилизации существуют именно во лжи, так как (в отличие от цыган) обманывают собственную природу, придумывают нечто дополнительное, какие-то условные надстройки к простому человеческому существованию.

Именно поэтому для Алеко любовь так трудна и так тяжела. По сути, для него любовь тоже остается сводом правил, но, так как он является свободолюбивой личностью, сводом правил для других. Он навязывает вольной цыганке свое понимание любви и хочет сам определить для нее вольную долю и такое намерение является само по себе абсурдным.

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Сочинение по произведению Цыганы

Цыгане – вольнолюбивый народ, они не терпят ограничения свободы даже в самом малом. Алеко же грезил о свободе, но это была свобода в его понимании – свобода, по сути, только для него. Он не слишком задумывался о том, что у окружающих тоже есть потребность в свободе – пусть в цыганском понимании она и довольно своеобразна, эта свобода.

Мы не знаем, за какие преступления Алеко вынужден был скрываться среди цыган, об этом в поэме не говорится ни слова. Но то, что в своей прошлой жизни он кому-то чем-то навредил – факт. Из этого можно сделать вывод, что понятие свободы и у него очень своеобразное – свобода только для себя. Он может делать, что хочет. Про окружающих здесь ничего не сказано.

Можно предположить, что именно из-за этой особенности его характера от него и отдалилась так полюбившая его поначалу вольнолюбивая цыганка Земфира. Её поступок, измену, конечно, сложно оправдать. Не смотря ни на что. Но в её образе явно прослеживается, что свобода, воля для неё дороже всего – больше ей ничего не нужно. А Алеко – не тот человек, который считается с чужими личными границами. Как он ни старался влиться в цыганское общество, у него ничего не вышло. Он просто другой, не такой, как они. И никогда таким, как они не станет.

Как итог – Земфира влюбляется в другого. Алеко чувствует, что его любимая женщина уже не с ним, что она не верна ему. Но он не может ничего с этим поделать, потому что у него нет доказательств. Вернее, не было, пока однажды ночью он не проснулся и не пошёл по следам ушедшей к любовнику Земфиры.

Анализ 4

Это известная поэма вдохновляла многих людей, повлияла на становление самой Марины Цветаевой. Здесь много философии, чувств, противоречий…

Но трагедия всё-таки происходит, табор хоронит двух убитых ревнивцем. И самое страшное наказание убийце – изгнание. Осиротевший старик произносит известный монолог, который обращен к тому самому гордому человеку с призывом оставить их. Но при этом он желает злодею, чтоб с ним был мир.

В поэме Пушкин рисует разными средствами текста (визуальными, звучанием) прекрасные картины. Например, в самом начале – описание остановки табора. Голоса героев в диалогах звучат ярко и живо. Что говорить о мастерстве поэта! В эпилоге Александр Сергеевич рассказывает, что часто встречал цыган, но заметил, что и у них нет счастья – одни страсти, которые тоже разрушают всё на своём пути. Меня также очень впечатлил и смысл поэмы, и её язык.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Цыганы

Популярные сегодня темы

Шолохов любил и боготворил свою родную землю, свою Кубань с ее рекой Доном. Для писателя дороги были и люди, проживавшие там, поэтому описывая их в романе, он очень мягок, лиричен и по-своему чувствителен.

Очень хотелось бы жить в мире, где всем правит любовь и взаимопонимание, но это невозможно. Как и во всем необходим баланс хорошего и плохого. В моем сочинении на примере жестокости я хочу рассмотреть

Мне кажется, часто то, что называют человечностью, на самом деле далеко от этого. Нередко мы называем человечностью такое, что просто присуще людям, а людям с самого начала присущи слабости и пороки

Лето – это не только период длинных каникул, тёплых беззаботных деньков, летом отмечается особенный праздник – День семьи. Начал праздноваться этот день у нас не так давно: с 2008 года 8 июля. Официальное название праздника – День семьи, любви и верности.

Замысел написать об этом свободолюбивом народе у поэта возникает во времена его ссылки в Кишинев. Там он знакомится с табором цыган и узнает их быт и взгляды на мир. Поэтому отчасти это произведение можно считать автобиографичным. Автор этого не скрывает и даже называет главного героя именем Алеко – производным от Александр.

Поэма начинается в духе романтизма. Главный герой устает от светской суеты, пороков цивилизации и просит убежища у свободных людей – цыган. В табор Алеко приводит молодая цыганка Земфира, влюбленная в него. Она просит отца приютить бежавшего от цивилизованного мира мужчину. Старик соглашается, однако намекает юноше, что люди, привыкшие жить в неге благ, вряд ли сумеют смириться с убогим способом жизни кочевых цыган. Да и юная Земфира сомневается в решении Алеко. Она спрашивает любимого, трудно ли ему оставить родной город, общество дам в красивых платьях. Герой отвечает, что ему не о чем сожалеть, ведь общество, в котором он жил, - блистательное, однако фальшивое.

На первый взгляд, Алеко может показаться типичным романтическим героем, бунтующим против общества. Он устал жить среди фальши – и поэтому ищет гармонию среди цыган, которые славятся своими свободолюбивыми взглядами. Мотив отрицания цивилизации и обращение к природному образу жизни был популярным в литературе романтизма. Но в поэме Пушкина нет счастливого конца такого бегства. Поэт не идеализирует ни цивилизованное общество, ни природных людей.

Уклад жизни цыган поражает своей нищетой. Уже в начале поэмы рассказывается, как старик дожидается дочь на скудный ужин. Сомнению поддаются и свободолюбивые настроения кочевого народа.

Восхваляемая свобода в любви на деле оказывается простой распущенностью, примитивностью. Родная мать Земфиры бросает ее, сбегая с новым мужчиной. Но девушка не винит мать, ведь тоже ради страсти готова на все. Но ее сердце не постоянно. Она с легкостью влюбляется в Алеко – и так же легко изменяет ему с молодым цыганом. Земфира намекает мужу о своей неверности в песне. Алеко горько переживает измену жены.

В цивилизованном обществе такой поступок женщины осудили бы. Поэтому герой хоть и отрицает то общество, но не может избавиться от его предрассудков. Да и к тому же, Алеко – эгоист, ищущий свободу только для себя. Ему не приятна мысль о том, что другие тоже имеют право на свободу. Выследив любовников, главный герой вначале убивает молодого цыгана, а потом и саму Земфиру. Женщина остается непреклонной даже в такой момент и говорит, что все равно любит цыгана.

Алеко только кажется романтическим героем, на самом деле он простой эгоист, убегающий от властей. Автор указывает, что за какое-то преступление героя преследовали.

Юноша охвачен страстью к юной цыганке, но любит ли он ее по-настоящему? Без раздумий он убивает жену-изменщицу в порыве ущемленной гордости и жалости к себе.

Идея поэмы заключается в разоблачении романтических идеалов. Поддается сомнению даже само понятие свободы. Пушкин ищет себя нового в этом произведении, но пока не находит. Хотя уже виден путь поэта от романтизма к реализму в творчестве.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· выясним, чем отличается цивилизованный мир от мира цыган;

· попробуем понять, почему Алеко не смог стать цыганом.

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

Наверное, во всём мире не найти народа более романтического, чем цыгане. Вечная дорога под бесконечным небом, песни, звон монист и сполохи пёстрых юбок, танцы у ночных костров и ураганные страсти.

Художников, писателей и музыкантов до сих пор вдохновляет цыганская культура.

Попал под её очарование и Александр Сергеевич Пушкин.

Однако далеко не все литературоведы с этим согласны. Они говорят, что Пушкин точно посещал цыганский табор в Бессарабии и общался с цыганами, но история с кочевой жизнью поэта – выдумка. Так или иначе, но цыганский быт поэт знал прекрасно.



История о цыганке Кармен, которую Мериме написал в 1845 году, стала основой для множества театральных пьес, знаменитой оперы и множества кинофильмов.

Цыганка Земфира – красивая и гордая женщина.


Она неукротима в своих страстях, не хочет никому подчиняться и готова умереть за свою любовь. Свобода для цыганки дороже всего. Она вольна любить, вольна и разлюбить. Земфира живёт по велению души и не думает о будущем. Она приводит в табор первого встречного, потом бросает его, полюбив другого.

Главный герой поэмы – Алеко.


Это сильная гордая личность, гонимая обществом.

Душу Алеко терзают страсти:

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, на долго ль усмирели?

Они проснутся: погоди!

Прошлое Алеко таинственно. Земфира говорит, что его преследует закон, но причин этого преследования мы не знаем.

Только ли от закона бежит Алеко? Нет. Как типичный романтический герой, он противопоставляет себя цивилизованному миру:

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

Мы помним, что в романтизме всегда есть конфликт реального и идеального миров. Идеальный мир в поэме – это цыганский табор.


Очень экзотическое место действия, правда? Всё по канонам романтизма: необычен и герой, и место, и драматические обстоятельства.

Цыгане близки к природе, их радости и горести просты, а свобода абсолютна. Почему же Алеко не уживается в своём идеальном мире? Здесь две причины. И первая причина – сам Алеко.

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

Эту мысль повторяет и старик после похорон убитой дочери и её возлюбленного. Он говорит Алеко:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним

Не нужно крови нам и стонов

Но жить с убийцей не хотим.

Ты не рождён для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смелоставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою.

Развенчивает Пушкин и идеальный мир – дикий, естественный мир природы.

Абсолютная свобода приводит Земфиру к гибели и делает несчастным её старика-отца дважды. Его покидает любимая Мариула, и старик теряет вкус к жизни навсегда. А потом погибает и его единственная дочь. Абсолютная свобода убивает любовь, превращая её в лёгкое увлечение. Между влюблёнными не возникает духовной связи. Если для Алеко Земфира дороже мира, по словам старика, то у Земфиры сердце просит лишь воли. Если бы она не погибла, молодой цыган наскучил бы ей точно так же как Алеко.

Более того, в финале поэмы Пушкин прямо говорит, что идеального мира попросту не существует:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны.

И под издранными шатрами

Живут мучительные сны,

И ваши сени кочевые

В пустынях не спаслись от бед,

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Получается, что Пушкин сталкивает два жизненных уклада, две философии, но ни одной из них не отдаёт предпочтения. Мы видим, что поэт действительно отказывается от идеалов романтизма. На смену романтическому методу приходит реализм.

Черты реализма можно проследить в художественных образах и подробном описании цыганского быта.


Читатель словно слышит звуки табора и видит его картины:

Крик, шум, цыганские припевы,

Медведя рёв, его цепей

Нетерпеливое бряцанье,

Лохмотьев ярких пестрота,

Детей и старцев нагота,

Собак и лай и завыванье,

Волынки говор, скрып телег,

Всё скудно, дико, всё нестройно,

Но всё так живо-неспокойно.

Пушкин использует разговорную речь и разбивает стихотворные строки, чтобы разговор героев выглядел живо и естественно.

Композиция поэмы довольно проста – все события развиваются последовательно. Вместе с тем, в поэме есть и внесюжетные части. Это зарисовка о птичке, которая начинается словами

Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда.

Вне сюжета и рассказы старика-цыгана о себе и поэте-изгнаннике Овидии. Зачем они нужны? Конечно, для раскрытия характеров героев поэмы.

Мир природы и мир цивилизации сталкиваются в лице старого цыгана и Алеко. Например, говоря об Овидии, старик подчёркивает его смирение, терпение, мужество и тоску по родине. Алеко же возмущён несправедливостью гонений. В рассказе старика о цыганке Мариуле проявляется его жизненная философия. Каждый человек свободен, а чувства нельзя себе подчинить, как нельзя управлять природными явлениями. Алеко возражает старику, говорит о мести, убийстве – у него философия собственника. Он хочет владеть Земфирой, как владеют вещью.

Отомстив, Алеко губит самого себя. Земфира была для него целым миром, и он не сможет быть счастливым без неё. Более того, он остаётся в одиночестве. Оба мира, и дикий мир цыган, и роскошный мир цивилизации, теперь для него закрыты. Картина его страданий очень ёмкая и психологически точная:

Алеко издали смотрел

На всё. когда же их закрыли

Последней горстию земной,

Он молча, медленно склонился

И с камня на траву свалился.

Когда цыганский табор уходит, бросая его в степи вместе с крытой телегой, Алеко не подаёт признаков жизни:

Настала ночь: в телеге темной

Огня никто не разложил,

Никто под крышею подъёмной

До утра сном не опочил.

Описывая оставленную в степи телегу, Пушкин использует развёрнутую метафору необыкновенной эмоциональной силы:

Так иногда перед зимою,

Туманной, утренней порою,

Когда подъемлется с полей

Станица поздних журавлей

И с криком вдаль на юг несётся,

Пронзённый гибельным свинцом

Один печально остаётся,

Повиснув раненым крылом.


Простую историю о любви, ревности и мести Пушкин превратил в глубокую философскую поэму о человеческой душе и столкновении разных взглядов на мир.

Александр Твардовский так писал о мастерстве Пушкина:

Читайте также: