Почему чехов назвал вишневый сад комедией сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Почему А. П. Чехов настаивает на том, что “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс” Несмотря на то что пьеса “Вишневый сад” многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор считал, что “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс”. Прежде всего, если исходить из определения жанра, то для трагедии характерны следующие элементы: особое, трагичное состояние мира, особенный герой и неразрешимый конфликт между героем и окружающим миром, который
заканчивается гибелью героя или крушением его нравственных идеалов. Таким образом, “Вишневый сад” нельзя назвать трагедией, ибо герои пьесы: легкомысленная, сентиментальная Раневская, бездеятельный, не приспособленный к жизни Гаев, “проевший на леденцах все состояние”, Лопахин, “все могущий купить” и считающий себя “мужиком, болваном и идиотом”, – неоднозначны, противоречивы, представлены иронически, со всеми их слабостями и недостатками и не претендуют на то, чтобы называться особенными, титаническими личностями.
Судьба их, в частности судьба Раневской, которая “всегда
сорила деньгами” и муж которой “умер от шампанского”, не вызывает глубокого сочувствия и боли. Кроме того, смена эпох и исторических сил, уход дворянства с исторической сцены, из политической, экономической и культурной жизни и торжество новой социальной группы, русской буржуазии, рассматриваются Чеховым как явления естественные и закономерные, не представляющиеся трагичными. Именно поэтому состояние мира в пьесе нельзя назвать особенным, трагическим.
Гаев и Раневская, чье время безвозвратно уходит, чей мир рушится, когда все для них “враздробь пошло”, не пытаются бороться за свое имение, спасти себя от разорения и обнищания, наконец, противостоять буржуазии, которая господствует в обществе и получила власть благодаря деньгам. Герои эти стараются уйти от решения проблем, надеются, что все решится как-то само собой, легкомысленно воспринимают свое положение. Так, Раневская, когда Лопахин пытается объяснить ей, как сохранить имение и спасти вишневый сад, говорит, что “с ним (Лопахиным) все-таки веселее”, а Гаев не предпринимает никаких решительных действий, а лишь”обещает “придумать что-нибудь”.
В произведении вообще отсутствуют какие-либо конфликты, борения идей, мнений, столкновения характеров, что делает пьесу максимально приближенной к повседневной жизни, “где люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви, говорят умные вещи”, где не бывает слишком острых конфликтов и трагедий… Итак, “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс”. Нужно сказать, что все комедии Чехова своеобразны. Так, например, комедия “Чайка” повествует о сломленных судьбах Треплева и Заречной.
Можно предположить, что Чехов называл свои произведения “комедия” в том смысле, в каком Оноре де Бальзак назвал цикл романов “Человеческая комедия”, когда понятие “комедия” подразумевает грустный, иронический взгляд на поле человеческих жизней. Но, несмотря на то что “Вишневый сад” – пьеса эмоционально двусторонняя, ибо в ней переплетается и смешное, и грустное, комическое оказывается сильнее. Так, герои часто плачут, но слезы являются выражением истинной печали лишь, когда Раневская говорит с Петей Трофимовым об утонувшем сыне, после неудавшегося разговора Вари с Лопахиным и, наконец, в финале, когда Гаев и Раневская навсегда покидают имение. В пьесе множество фарсовых сцен, как, например, фокусы Шарлотты, промахи Епиходова, неуместные реплики Гаева (“дуплет в угол”, “круазе в середину”), падение Пети, замечание Лопахина о том, что “Яша вылакал все шампанское”…
Нередко Раневская и Гаев предстают перед нами слишком оторванными от жизни, сентиментально-умиленными, и Раневская, целующая “родной шкафчик”, а также Гаев, постоянно сосущий леденцы и произносящий речь “многоуважаемому шкафу”, выглядят комично. Но все это не отменяет неоднозначного, во многом грустного финала пьесы.
Раневская, прощаясь с домом, с “нежным, прекрасным садом”, прощается в то же время и со своим прошлым, со своей молодостью, своим счастьем. Ее будущее представляется печальным, равно как и будущее Гаева: разоренная Раневская уезжает в Париж к своему “содержанцу”, а Гаев собирается работать в банке, но, не приспособленный к жизни, бездеятельный и непрактичный, он, как предсказывает Лопахин, “не усидит, ленив очень…”. И в то же время Аня, прощаясь со старой жизнью, устремлена, как и Петя Трофимов, как и сам автор, к “яркой звезде, которая горит вдали”.
Таким образом, в лучшее будущее, в добро, в “высшую правду и высшее счастье”.
В основе произведения лежит трагедия, которая заключается в том, что для дворянства настали тёмные времена, но не все его представители это понимают. Беспечные аристократы не привыкли к неожиданным переменам. Прощание Раевской и Гаева с родным вишнёвым садом – действительно очень грустно, ведь они это делают наперекор собственному сердцу, только ради того, чтобы не жить в бедности. Но при этом всём, образы самих персонажей комичны, к примеру, их общение с мебелью, как с воодушевлёнными предметами. Любовь Андреевна любит каждую вещь в родном доме, поэтому не только словами выражает свои чувства, а ещё целует и обнимает шкафы и столики. Даже сам Гаев обращается к мебели, словно к живому человеку.
Образы Раевской и Гаева можно отнести к трагическим, как и их судьбы в целом. Читатель после знакомства с их историей начинает им сочувствовать, но узнав больше, понимает, что в своих бедах виноваты только они сами.
Комедийное присутствует не только в главных героях, глубокая сатира заключается в образе обедневшего помещика Симеонова-Пищика. От внезапно наступившей нищеты он спасается только тем, что берёт деньги в долг. Проблема состоит в том, что он должен уже всем, у кого только можно занять, поэтому продолжает брать взаймы, чтобы отдать хоть часть предыдущих долгов. Здесь, как и во всем произведении, за комизмом скрыта глубокая драма, постигшая современное А.П. Чехову дворянское общество.
Но будущее неизбежно, и переход от прошлого к настоящему ознаменовывается звуком топора в вишнёвом саду. Новое поколение посадит новый сад и, возможно, он будет намного лучше прежнего. По крайней мере, автор на это очень надеется. В лице Раевской А.П. Чехов осуждает всё поколение старых дворян, которые могут только сожалеть о былом и не пытаются отстаивать свои идеалы. В этом заключается ещё одна драма, раскрытая писателем в комедийной форме.
Для 19 века вообще было характерно смешивать разные жанры воедино, стали появляться такие пьесы как комедийная трагедия, драма-комедия, трагикомедия, лирическая комедия, трагическая комедия. Поэтому, написанная, в начале 20 века пьеса вполне могла быть трагикомедией или комедийной драмой. В трагикомедии писатель изображает одни и те же события и с комической, и с трагической стороны. Тогда получается так, что трагическое дополняет комическое и переплетается в один сюжет.
Антон Павлович Чехов был противником разделения жанров на высокие и низкие, смешные или грустные. Он считал, что раз этого нет в жизни, не должно быть и в искусстве. Писатель говорил: “Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней всё перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным”.
Вариант 2
Родовое имение разорившейся Раневской будет распродано. Хозяйка заламывает руки, она не в состоянии принять какое-либо взвешенное решение, всё время лелеет какие-то глупые и беспочвенные надежды на благополучную развязку. Брат тоже ничем не может ей помочь, он ведёт себя ещё более растерянно и нелепо. Герои сначала вызывают сочувствие, но постепенно начинают раздражать зрителя постоянным нытьём и беспомощностью. Так, в обрисовке самых серьёзных образов произведения автор применяет иронию. Другие персонажи откровенно глупы. Прикидывающийся страдальцем Епиходов, бестолковые слуги Дуняша и Яша, глупая гувернантка Шарлотта Ивановна, считающая себя виртуозной фокусницей, – это комические герои.
Основной комический эффект заключается в новаторском приёме автора: несовпадение внешнего и внутреннего, поступки и слова героев и то, что они чувствуют на самом деле. Этот чеховский приём – настоящая находка. Его персонажи как будто родились не в том сословии или времени, они играют не свойственные для них социальные роли. Хозяйка огромной усадьбы, Раневская, от которой зависела судьба вишнёвого сада, вместо решительных мер по его спасению устраивает непонятный бал. Мечтающий стать богачом Лопахин – по натуре самый обычный мужик. Служанка Дуняша пытается выглядеть барышней и делает соответствующие причёски. Аня и Петя уверены, что они должны нести в общество благо. Но как молодые люди собираются это делать, если даже не могут толком выучиться на кого-нибудь? Опять герои взяли на себя чужую роль.
Каждому из героев кажется, что он переживает глубокую личную трагедию. Погружаясь в вымышленные или преувеличенные проблемы, герои не замечают по-настоящему важные и серьёзные перемены в жизни, требующие принятия решений. Чехов показал, что дворянство изживает себя, уступает место новому строю. Представители нового времени в изображении Чехова такие же непрактичные, нерешительные. Есть в них какие-то задатки, позволяющие надеяться на изменения в лучшую сторону. Но уверенности в этом у автора нет.
Комедийные признаки в пьесе
Целью любой комедийной пьесы является заставить человека посмеяться над привычными вещами, посмотрев на них с другой стороны. Новые эмоции помогают читателю понять настроение произведения и его направленность. Для разных жанров они свои:
- комедия радует юмором и смешными сценами;
- драма поражает трагической ситуацией или легкой печалью.
Безрассудство ее и Гаева сродни юмористическим монологам комедийных пьес. Вроде это драма, но хочется смеяться над поведением главных героев. Варя видит, как страдает мать и названый отец, но сделать ничего не может.
Сцена с уважаемым шкафом, отношения Вари и Лопахина — все это будто из нелепого комедийного сериала. Но в то же время в душе появляется сочувствие к этим людям, не умеющим жить. Даже лирический диалог героев вызывает иронию и одновременно горечь. Но при общении главных персонажей читатель начинает видеть их разобщенность и нежелание понимать друг друга.
- диалог со шкафом Гаева;
- несуразное поведение Епиходова;
- неловкость Пети;
- трюки Шарлотты Ивановны.
Все это заставляет читателя улыбаться, отвлекаясь от трагичности сюжета. Все переживания героев носят поверхностный характер. Большинство из них просто не способно испытывать глубокие чувства, поэтому иногда трагические фразы вызывают улыбку.
Предчувствие перемен
Герои не понимают, что не желают ничего менять. Но жизнь решает все по-своему. Старые отношения уже умерли, а новые только нарождаются. Конечно, представителей молодого поколения это не пугает, а такие люди, как Раневская, просто их не понимают и стремятся убежать от этого.
Смена эпох и исчезновение класса дворянства — трагедия для отдельных людей. Но на смену им пришли другие герои, поэтому утверждение во всех сферах представителей буржуазии Чехов считает естественным и даже и закономерным явлением. Оно отнюдь не трагично, как думают представители интеллигенции.
А если рассматривать пьесу как трагедию? Что трагичного можно увидеть? А много чего! Сама ситуация, возникшая в произведении, а именно продажа сада, ведь сад - это память о детстве, семье. Раневская, прощаясь с садом, прощается со своим счастьем, воспоминаниями, светлой юностью. Это трагедия! Трагедия также заключается в том, что Раневская и Гаев не добиваются своего счастья, они не пытаются спасти свое положение от разорения. Герои отходят от решения проблемы, относятся к ней легкомысленно и ветрено. За что сами и поплатились. Об этом и трагедия, о слабости человеческого духа, безысходности! Что же ещё является трагическим? А трагическим является непонимание. Герои не прислушиваются друг к другу. Лопахин пытается помочь, а Раневская никак не может понять здравого рассудка.
Таким образом, назовем произведение трагикомедией. Это произведение – симбиоз трагического и комического, а в какой пропорции решать только читателю.
2 вариант
В пьесе присутствуют комические герои, они кажутся какими-то нелепыми. Некоторые герои неуклюжие, другие -обычные крестьяне, слуги, без образования, которые ставят себя на один ранг с господами. Также в произведении присутствует герой Петя, он являлся пустословом, который вечно рассуждал над тем, как нужно жить. А молодая девушка по имени Аня старается прислушиваться к нему, и все это кажется смешным. А также Гаева считают нелепым и смешным персонажем.
Драмой является то, что люди в данном произведении оказались слабыми духом. Они не понимали друг друга, не хотели прислушаться. Раневская так и не смогла понять, что Лопахин хотел помочь.
Ни один из героев данной пьесы не был по-настоящему счастлив. Их ждут сплошные разочарования. Даже сам Лопахин, у которого много денег и, который купил этот сад, был не счастлив. Все герои кажутся несчастными, но все их беды и несчастья из-за их слабых характеров и из-за нежелания отпустить прошлое и жить настоящим. Они просто не желали прислушиваться к дельным советам, а предпочитали упиваться своим прошлым.
Чехов посчитал всех героев своего произведения пустыми, безнадежными людьми, которые попусту тратят свое время и в принципе профукали всю свою жизнь. Несмотря на то, что самым достойным и здравомыслящим персонажем был Лопахин, который понимал, что не стоит зацикливаться на прошлом, а нужно идти только вперед, Чехов не нашел в данной пьесе ни одного человека, который был способен глубоко мыслить или совершать какие-то большие поступки.
В этом произведении есть и трагические моменты и комические. Поэтому правильнее назвать эту пьесу трагикомедией, несмотря на то, что сам Чехов трактовал ее комедией. Герои этого произведения вызывают в каких-то моментах жалость к себе, а в каких-то хочется посмеяться над ними.
Антон Павлович Чехов заставляет своих читателей и зрителей включать голову и думать с первого взгляда на обложку книги, на афишу спектакля. Нешуточные дебаты о жанре произведения разгорались и в 1903 году, когда пьеса была написана. Продолжились они и в 1904 году, когда состоялась премьера постановки в Московском художественном театре.
Сам Чехов позиционирует данное произведение как комедию. Он включает таких персонажей как Шарлоту, которая показывает фокусы и смешит всех, Епиходова, вечно попадающего в невероятно занятные истории. Но хоть все пытаются шутить по пьесе, она все равно приобретает оттенок печали и боли.
Судить о жанре “Вишневого сада” — однозначно нельзя ни в коем случае. И несмотря на сомнения, стоит довериться автору. Путь это и комедия, но комедия сквозь слезы и душевную боль. И боль эта у каждого главного героя своя.
Всей пьесой Антон Павлович Чехов приглашает всех нас: и актеров, и режиссеров, и каждого из нас, да и самого себя, на очень важный для каждого разговор: а наполнена ли жизнь моя смыслом? Дела рук моих приносят ли пользу? Не стрекозы ли мы из басни Крылова, одурманенные ароматом цветущей по весне вишни?
Также читают:
Картинка к сочинению Вишневый сад - драма или комедия?
Популярные сегодня темы
Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени
На свете так много стран и городов с невероятной природой, старинной архитектурой, самобытными обычаями и традициями. Для того, чтобы посетить все государства на земном шаре может понадобиться пара десятков лет.
Книга - главный источником знаний, сокровищница мудрых идей и фонтан советов. В ней сосредоточены тайны тысячелетий. Благодаря словам, воспроизведённым на бумаге, мы прикасаемся к мыслям
Читайте также: