По ком звонит колокол сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Захотелось прочитать что-то жизнеутверждающее, крепкое, героическое и фактурное. Чтобы наши сражались с не нашими, и все это чтобы было с шекспировским надрывом. Мировой бестселлер "По ком звонит колокол" оказался именно таковым. Своего рода образцовым модернизмом маскулинного извода. Давно хотел дочитать.

Однако, к сожалению, катарсической эйфории по прочтению не испытал. Наверное, ничего не понял.

Крутой ковбой-американец (голливудская улыбка, шляпа и стремление спасти мир), мастер подрывного дела - Роберт Джордан прибывает со спецзаданием в самую гущу гражданской войны.. в Испании в 1937 году. У него полный рюкзак взрывчатки, чтобы в точно определенный момент взорвать мост в горах. Чтобы фашисты не прошли. И вот он появляется среди партизан. Точнее, снисходит к примитивным аборигенам как Прометей. О, я за справедливость, но пасаран!

Наивные темные испанские и цыганские сельчане обступают небожителя с открытыми ртами. Говори с нами, Заратустра! "Ну что вы, как бы вам растолковать. " - снисходительно мнется американец. Тут внезапно из пещеры выходит кокетливо остриженная Ингрид Бергман, ой, точнее, девушка, которую Хемингуэй представлял как Ингрид Бергман.

Перед Джорданом сразу встаёт дилемма: что важнее, любовь или долг перед всем миром. Если у условного Тургеневобунинокуприна чувство робко формируется с вешних вод до осени ("Любви начало было летом, конец осенним сентябрем"), то "папаша Хэм" даёт ему три дня. Прометей отвечает взаимностью милой простушке ("Я хотел помочь людям!") и вдруг решает сделаться смертным ради Добра и Света. Но трагедия, есть трагедия, а герой - это герой. Одним словом, - "Бегите, глупцы!".

Повторюсь, возможно, я ничего не понял. Любовь, героизм, смерть, война, Шекспир. Так, по всей видимости, принято читать самый знаменитый роман Эрнеста Хемингуэя (если не самый известный роман XX в.). Но. То-то и оно, что я читаю его из сегодняшнего дня. И он мне кажется каким-то пафосным, суесловным (множество излишне детализированных длинных диалогов), схематичным и плакатным.

Что забыл в Испании чувак из Калифорнии? Интербригады? Да как-то не убедительно (да и этих певцов демократии мы хорошо видели на деле уже в XXI веке). Сам писатель был там? Был, но не Прометеем. Умирающие за идею коммунисты, франкисты-фашисты. Из сегодняшнего смартфонного будня все это кажется дремучим сном. Тем более в свете Второй мировой войны.

Сейчас в разбеге XXI века, в "кромешной бесконечной ночи" эпохи постмодерна многое теряет прежнюю коннотацию (какая была в святом добром и понятном модерне, веке XX-м) и становится пустым фантиком. То ли за нефть война, то ли за Гренаду, то ли душу спасаешь, то ли в послушное пушечное мясо обращаешься. Поэтому из сегодняшнего дня так вычурен пафос Роберта Джордана!

Пожалуй, лучше всего выражает этот роман его экранизация. Там в два с половиной часа вписали весь пятисотстраничный том "приключений" Джордана. Ахъ! Охъ! Бухъ! Щит! Бегите, глупцы!

Думаю, больше всего аллюзий при современном чтении "По ком звонит колокол" возникает с войной на Донбассе. Русские и иностранные кураторы, пропаганда и с той, и с другой стороны, испанцы против испанцев.

На войне время останавливается. И три дня могут стать целой яркой, насыщенной, настоящей жизнью. Как говорится, хочешь экзистенции, - поезжай в горячую точку. Однако сегодня, повторюсь, к сожалению, не ясно, за бензин ты сражаешься (как лох) или за Родину. Хемингуэй словно писал в другом измерении.

Осознал теперь, почему до недавнего времени почти не читал Хемингуэя и Ремарка. Это какой-то чересчур прямолинейный пафосный и (простите) картинно-сопливый голливуд. Вот, скажем, К. Воннегут, Дж. Хеллер и К. Маккарти - они тоже американцы, у них в романах тоже изображена война, но это все же не мелодрамы с Гари Купером.

Вышеизложенное мнение не означает, что роман "По ком звонит колокол" сегодня не достоин прочтения. Я сейчас прочитал его так. В 16-19 лет, наверное, прочитал бы его по-другому (любовь, надрыв, эмоции). Читаешь ведь не столько из удовольствия, сколько для осмысления собственного бытия.

Мне кажется, что так или иначе, каждая книга или произведение искусства (созданные или воспринятые тобой) - это оружие против смерти.

PS Да, панковский пафос абсурда (когда отряд Эль Сордо попадает в окружение и будет вот-вот уничтожен с воздуха) - в проигранной войне сопротивляйся до конца - забирает.

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ

В плане политической проблематики, прежде всего обращает на себя внимание выражение общедемократической тенденции, сочетание высшего блага народа и судеб человечества. Поэтому особое значение приобретает выраженное в романе отношение автора и героев к политическим организациям, представленным различными действующими лицами и не только ими. Четко выражено отношение к анархистам и коммунистам, и в этом отборе сказалось глубокое понимание Хемингуэем характера народных революций XX века.

Важную часть политической проблематики составляет

данная в романе характеристика революции и оценка конкретного исторического положения, связанная с анализом причин поражения республики и многократно отмеченными критикой потами “фатальной предрешенности”.

Наконец, в плане этической проблематики особенно выделяются темы насилия и жестокости, отраженные как в рассуждениях и мыслях героев, так и в непосредственном действии, в живых сцепах; тема высшего революционного долга, раскрытие которой также имеет первостепенное значение для решения проблемы индивидуализма, и тема любви, дающая “выход” в историко-философское понимание гуманизма.

Все эти идеи и проблемы в романе взаимосвязаны и взаимозависимы. В их разработке осуществляются множественные функции.

Они воплощены в образах конкретных людей.

Конечно, основным героем романа является Роберт Джордан. Но чрезвычайно важной особенностью “Колокола” оказывается то, что Хемингуэй показал в нем, причем глубоко и многосторонне, людей из народа, объединенных общим делом и общей целью. Люди эти, взятые вместе, и представляют народ Испании. В каждом из них участие в революции пробудило новые мысли и чувства, определило уровень сознания, дало толчок мышлению, другими словами, плодотворно отразилось на строе и развитии личности, расковало скрытые возможности.

Предреволюционный опыт Джордана в Испании привел его к выводу о норме поведения, исключающей недоразумения: угощать табаком мужчин и не трогать женщин. Даже выраженная в подчеркнуто афористической форме, эта установка оказывается, когда речь идет о революционном народе, удивительно примитивной и совершенно не отвечает реальному положению вещей, в чем Джордан, а с ним и читатель, незамедлительно убеждается. В крайне сложных условиях герой романа нарушает основное правило, и становится ясно, что революционный народ совсем не тот, каким Джордан знал его раньше.

Люди, изображенные в “Колоколе”, все разные: разного возраста, пола, жизненного опыта, разных взглядов, ума и темперамента, но все они вместе создают представление о народе не только потому, что каждому двойственны безусловные национальные черты, но и потому, что именно все вместе, вооруженные единой идеей, они и сознают себя народом. Помимо того, что каждый персонаж имеет яркое индивидуальное лицо, все они наделены особенными, реалистически раскрывающимися в романе характерами. В книге нет ни одного прямолинейного и однопланового образа, герои Хемингуэя, представляющие в “Колоколе” народ, обладают драгоценной способностью глубоко чувствовать, образы их несут большую этическую нагрузку. Народ в романе предстает как основная движущая сила, определяющая характер эпохи.

Хемингуэю удалось создать не только галерею выразительных портретов, но и собирательный образ народа, играющий в романе особую роль. Главным героем произведения, как уже говорилось, является, несомненно, Роберт Джордан, но никогда еще в творчестве писателя не было таких сложных соотношений, какие заметны в “Колоколе”. В прежних романах Хемингуэя выделение образа главного героя не представляло трудностей.

В “Колоколе” герой и народ связаны множеством нитей, их соединяют (а подчас и разделяют) непростые отношения.

Хемингуэй изображает народ не как нечто раз и навсегда данное, неподвижное и неизменное, а показывает его в процессе роста, развития, определения самосознания, другими словами, в процессе прохождения героической и жестокой школы революции, в которой и самые прекрасные, и самые отталкивающие черты народного движения проявляются особенно рельефно. Народное движение, во многом стихийное, часто очень импульсивное, в конкретных условиях эпохи не могло быть простым, и писатель нигде и ничего не приглаживает. Именно этим объясняется поразительное сходство критики “Колокола” с той, которую вызвала “Конармия” Бабеля.

Но задача Хемингуэя была много сложнее задачи, разрешенной в классических рассказах русского писателя, также сумевшего отразить действительность в революционной перспективе.

И очень показательно, что в каждом из народных образов “Колокола”, даже взятом в отдельности, находит выражение какая-то достаточно сложная, подчас мучительная проблематика.

Могущество народа заключается – далеко не в последнюю очередь – в способности прямо посмотреть на любую правду, какой бы она ни была, в том числе и на правду о самом себе. А эта правда подчас бывает очень страшной, как страшна толпа, охваченная стихийным чувством, лишенная организующего начала.

Роман Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол" в оценке отечественных и зарубежных критиков. Рассмотрение отряда партизан как собирательного образа испанского народа в борьбе с фашизмом. Исследование этапов эволюция образа главного героя Роберта Джордана.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2014
Размер файла 34,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство общего и профессионального образования

Ивановский государственный университет

Кафедра зарубежной литературы

Курсовая работа студентки 2 курса

Тема: Особенности системы персонажей в романе Эрнеста Хемингуэя

Морозовой Елены Вячеславовны

преподаватель кафедры зарубежной литературы ИвГУ

хемингуэй фашизм партизан

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук Парке, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию шестерых детей.

В детстве будущего писателя окружал достаток, забота и внимание. С ранних лет он пристрастился к чтению и музыке, которая, благодаря маме, постоянно звучала в их доме. Обретенное на таких музыкальных занятиях чувство ритма определило позднее важные особенности прозы Хемингуэя.

После войны Эрнест Хемингуэй возобновил литературные эксперименты, работая журналистом в Чикаго. Тогда же он первый раз (из четырёх) женился. Уже в 1925 году была опубликована первая книга Хемингуэя - "В наше время". Первый настоящий писательский успех пришел к Хемингуэю в 1926 году после выхода в свет "Солнце тоже восходит", пессимистичного, но в то же время блистательного романа о "потерянном поколении" французских и испанских репатриантов 1920-х годов.

Послевоенные годы Хемингуэй посвятил полностью литературе. Основным его местом жительства был Париж, однако он очень много путешествовал, поскольку увлекался горными лыжами, охотой и рыбалкой. В 1929 году Хемингуэй пишет свой знаменитый роман "Прощай, оружие" о истории несчастной любви, развивающейся на фоне сражений I мировой войны.

С началом II Мировой войны он переехал в Лондон, продолжая свою репортерскую деятельность. Хемингуэй всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Поэтому его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

В 1960-х годах, пролежав долгое время в больнице с диагнозом депрессии и серьезного умственного расстройства, он убедился, что больше не в состоянии писать. Xемингуэй возвращается в свой дом, в Кетчем (штат Айдахо), и 2 июня 1961 года, приставив к виску ружье, кончает жизнь самоубийством. Мастер был похоронен между двумя соснами на городском кладбище в штате Кентукки.

Все вышесказанное касалось личности главного героя романа, но вместе с тем необходимо рассмотреть и других персонажей.

Кроме того, Финкельштейн на основе сравнения рассматривает образы Эль Сордо и Ансельмо, противопоставляя их Пабло; уделяет внимание образам Гольца и русского журналиста Кракова.

Следующее исследование, которое тоже относится к нашей теме, принадлежит Н. Анастасьеву. Многие его наблюдения схожи с мыслями двух предыдущих критиков, но Анастасьев не особо концентрировал внимание на главном герое.

Наиболее интересными работами общего характера следует считать статьи В. Адмони, Днепрова В.Д., И. Кашкина. Эти статьи более ориентированы на содержание романа, его структуру и жанровые особенности, но, к сожалению, не дают анализа персонажей героев.

Подводя итоги, следует сказать, что все критические работы не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. Каждая более поздняя статья опирается на предыдущую, с какими-то мотивами соглашается, с какими-то спорит, но при этом каждый критик, литературовед делает новые и новые открытия, высказывает свои наблюдения. Таким образом, с каждым годом критический материал на произведение возрастает, становится более сложным, более приемлемым для данной эпохи.

Хемингуэй сделал главным героем романа молодого американского писателя, преподавателя испанского языка в колледже, мечтающего, если повезет и он выживет, написать правдивую книгу об испанской трагедии и мужественности испанского народа.

Перед ним встает проблема партийной дисциплины, проблема подчинения личности партийным приказам, но он осознает, что без дисциплины на войне не обойтись.

Во взаимоотношениях с партизанами, в разговорах с ними образ Роберта Джордана обретает полный, законченный смысл.

Хемингуэй рисует разные образы партизан, но все они в совокупности представляют собирательный образ испанского народа, со всеми его достоинствами и недостатками.

Без всех этих людей Джордану не удалось бы выполнить задание по взрыву моста, но эти партизаны не просто орудие в руках Роберта Джордана. Своей неприкрытой простотой, независимостью нравов они раскрыли главному герою новый мир человеческих отношений. И именно им Роберт Джордан обязан тем, что в последние часы жизни ему удалось испытать радостное, истинное чувство всепоглощающей любви, которая сильнее всякой войны, сильнее смерти.

Любовь главных героев вспыхнула мгновенно, как только Роберт Джордан оказался в партизанском отряде. Хемингуэй, шаг за шагом, описывает все этапы развития отношений двух молодых людей - от первого взгляда и первого поцелуя до трагического прощания, и вместе с этим чувством меняется и наш герой.

Потом была первая ночь, первые признания, первые откровения: «Они лежали рядом, и все, что было защищено, теперь осталось без защиты.

- Ты уже любила кого-нибудь?

Потом вдруг сникнув, вся помертвев в его объятиях:

- Но со мной делали нехорошее.

После этих слов, в душе Роберта Джордона появилось чувство ненависти и жажда мщения за эту девушку, хотя он знал ее несколько часов. Ему не нравилось убивать людей, но в те минуты он готов был отнять миллионы жизней, лишь бы не видеть слез ни в чем неповинной девушки.

Любовь Роберта Джордана и Марии, разворачивающаяся во время войны, обречена, потому что безжалостная война не щадит никого, сметая все на своем пути. Светлая, непорочная любовь переплетается с опасностью и с самого начала пронизана ощущением близкой смерти. Смертью Роберта Джордона любовь и заканчивается, как завершается и весь роман.

До самой последней минуты, пересиливая боль и тоску, Роберт Джордан не отступает от верного пути, на который он встал в начале войны. Он не выбирает легкого пути закончить жизнь самоубийством, свои последние силы он отдает республике, целясь в поднимающего по склону лейтенанта-фалангиста: «Если ты дождешься и задержишь их хотя бы ненадолго или если тебе удастся хотя бы убить офицера, это может многое решить.

Роберт Джордан, выражающий в романе взгляды самого Хемингуэя, тоже верил в то, за что он сражается, но каждую минуту его преследовала мысль, что впереди - пропасть, неизбежный провал. В конце романа предчувствие подтверждается: франкисты заранее знали об операции, были готовы к нему, поэтому ни взрыв моста, ни героическая смерть героев не имела смысла.

Но Хемингуэй, зная о поражении республиканской армии, все равно дарит своему герою надежду на победу, надежду на счастье, во имя которого Роберт Джордан добровольно приехал в Испанию, и во имя которого он борется со своими внутренними противоречиями, с невыносимой болью от раны в ноге и ноющей тоской в сердце.

Список использованной литературы

1. Адмони В.Г. Поэтика и действительность: Из наблюдений над зарубежной литерурой ХХ в. Л., 1975.

2. Анастасьев Н. Твоочество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

3. Гайсмар М. Американские современники. М., 1976.

4. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. М., 1991.

5. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Книга для учителей. - Н. Новгород, 1997.

6. Зверев А. Американский роман 20 - 30-х годов. М., 1982.

7. Зверев А. Предисловие к собранию сочинений Э. Хемингуэя. М., 1988.

8. Симонов К. Предисловие к Собранию сочинений Э. Хемингуэя. М., 1968.

9. Тамарченко Н.Д. Литературоведческие термины. Материалы к словарю. - Коломна, 1999.

10. Финкельштейн И.Л. Хемингуэй-романист. Горький, 1974.

Подобные документы

Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.

дипломная работа [105,9 K], добавлен 18.06.2017

Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

реферат [28,2 K], добавлен 18.11.2010

Влияние творчества Эрнеста Хемингуэя на развитие в XX веке американской литературы и мировой литературы в целом. Анализ формирования языка и стиля Хемингуэя на примере рассказа "Кошка под дождем". Применение приема синтаксического повтора в рассказе.

курсовая работа [20,6 K], добавлен 22.08.2012

Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

курсовая работа [33,2 K], добавлен 07.12.2015

Роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" в оценке зарубежных и отечественных критиков. Смешение жанров как одна из особенностей повествования. Образ героя-рассказчика. Философские отступления как особенность повествования. Речь как форма повествования.

курсовая работа [36,7 K], добавлен 28.06.2015

Рассмотрение проблемы взаимоотношений главного героя романа Джека Лондона "Мартин Иден" с представителями буржуазного общества. Убеждения и мировоззрение Д. Лондона. Особенности индивидуализма главного героя. Приемы и способы формирования образа.

курсовая работа [49,5 K], добавлен 16.06.2012

Принципы поиска истины в жизни на примере романа "Алхимик" Пауло Коэльо и повести Эрнеста Хемингуэя "Старик и море". Понятие существования. Детальная характеристика подлинной задачи человека. Ключевые понятия, которые лежат в основе повествований.

Читайте также: