План школы по подготовке к итоговому сочинению

Обновлено: 30.06.2024

от 26.08.2014 г. №НТ - 904/08; организационный и технический регламенты проведения

итогового сочинения (изложения);· инстру ктивные материалы по подготовке и

проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.

Программа элективного курса разработана в соответствии с

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ « Об

Федеральным компонентом основного общего среднего образования, у твержденным

приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004 года;

Федеральным базисным учебным планом основного общего образова ния, утвержденным

приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004 г.;

Учебным планом МОУ СОШ №2 с. Кузоватово на 2016 – 2017 учебный год;

Положением МОУ СОШ №2 о рабочей программе по учебному предмету / к урсу ;

Годовым календарным у чебным графиком на 2016 -2 017 учебный год.

Элективный ку рс «Подготовка к и тоговому сочинению по литерату ре в 11- м

сдавать экзаменационное сочинени е по литерат у ре, являющееся одним из условий

допуска к сдаче ЕГЭ. О дна и з главных целей творческой работы – моти вировать у чеников

на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету .

Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные

подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работ ы

предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как

языковое (и шире – речевое), так и общее интеллекту альное развитие уча щихся. По

словам Д.Ливанова: «…с амый главный резу льтат, к оторый мы ожидаем увидеть… - это

повышение интереса детей к изуче нию литературы в школе, ч тению, их способности

В сочинении на лите ратурную тему ярко проявляется творческий компонент,

заключающийся в первую очередь в осознанной д еятельности по анализу ли тературного

материала. В этой деятельности пиш ущий сочинение имеет без условное право на

предъявление собственной трактовки темы, на личностну ю позицию по отношению к

произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении

наряду с твор ческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной

интерпретации литерат у рного материала. Обо сновать ли чную позицию автор сочинения

может только после выполн ения значительной работы на уровне осведомле нности. Это

предполагает эр удированность, начитанность в области х у дожественной литерату ры,

Данный материал поможет подготовить выпускников к итоговому сочинению.

ВложениеРазмер
itogovoe_sochinenie.pptx 982.48 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение . Как и когда проходит? Главная задача- получить допуск к ЕГЭ! Н ужно написать сочинение (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца) Основная дата - 1 декабря 2021 года Запасная дата – 2 февраля, 4 мая На всю работу отводится 3 часа 55 минут .

Тематические направления итогового сочинения 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

ПОДБОРКА ТЕМ К НАПРАВЛЕНИЮ №2. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо? Чем опасен технический прогресс? Может ли научный прогресс привести к катастрофе? Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией? Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными? Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие? Меняются ли люди в условиях технического прогресса? Как ученый должен относиться к научным открытиям? Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Каким должен быть технический прогресс?

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ . Тема выбрана! Что делать дальше? Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: ЧТО (О ЧЁМ) писать Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. Обдумываю композицию и форму сочинения 2. ЗАЧЕМ писать? Определяю основную мысль сочинения . Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения.

3. Как писать? Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение) Доказываю его, подобрав произведения для аргументации Пишу заключение. ШАГ 3. ТАКТИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Пишу сочинение на черновике. Пересчитываю количество слов ( не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания.

Каким должно быть итоговое сочинение? Рекомендуемый объём слов в сочинении – 350. Однако в инструкции имеется фраза, что в сочинении должно быть не менее 250 слов . Это значит, что если вы написали хотя бы 251 слово, то ваше сочинение проверят , если меньше двухсот пятидесяти – не проверят. . Значит пишем чуть БОЛЬШЕ 250 Не бойтесь писать много. Разумеется, это не значит, что чем больше слов, тем лучше сочинение. Главное – раскрыть тему и проанализировать её на примере отдельного художественного произведения, аргументировать тезис. Однако, работая в публицистическом и художественном стиле, где учащиеся должны продемонстрировать своё волеизъявление, свою последовательность и логичность мысли, невозможно обойтись без большого объёма слов. Поэтому учащиеся набирают 400-500 слов. И это не предел…

Структура сочинения Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (60-70 слов) Основная часть . В этой части доказывается 2-3 тезиса. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250 Это доказательство строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. ( Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать .) 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов) . Помните , количество слов указано стандартно! Главное, чтобы было больше 250слов

Помни. Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. Вот несколько СПОСОБОВ ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ: 1. Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного , но нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов.

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Речевые клише —это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Клише к итоговому сочинению: Для вступления: Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. • Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что. • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что … • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема. • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к . • Обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором. • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении) • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Для тезисов • Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения) • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения). • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения) Для аргументов Обращение к произведению • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название). • Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название). • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения). • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). •

Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… • Автор описывает… • Поэт показывает… • Писатель размышляет о… • Писатель обращает наше внимание… • Писатель заостряет наше внимание на … • Он акцентирует внимание читателя на… • Этот поступок героя говорит о . • Мы видим, что герой поступил так потому. • Автор показывает, к каким последствиям привело.

Промежуточный вывод: • Писатель считает, что… • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. • Мы можем прийти к выводу. Для заключения • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… • Невольно напрашивается вывод… • Таким образом, мы приходим к выводу: … • Итак, можно сделать вывод, что… • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! • В заключение хочется выразить надежду на то, что… • Хочется верить, что… • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Пример итогового сочинения по направлению: кому на Руси жить хорошо? Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается . Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество. Вспомним рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу. Содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Куприн пишет , что глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который выслушал Мерцалова и поспешил помочь семье. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги.

Автор подчёркивает, что для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу . Таким образом, писатель хочет донести до нас мысль, что совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье. В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно на подоконнике оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы . Писатель считает, что поступок героя, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь. Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

Некоторые комментарии к сочинению . Пояснение : 1 ( красн . цвет) – вступление; 2(синий) – тезис; 3(зелёный)- 1аргумент, 2 аргумент; 4(фиолетовый)- микровывод ; 5 (оранжевый) - общий вывод . Это сочинение не является эталоном, но структура выдержана

 /  О школе  /  Промежуточная и итоговая аттестация  /  ГИА-11  /  Итоговое сочинение по русскому языку 11 класс  /  План мероприятий по подготовке и проведению итогового сочинения

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ 11-Х КЛАССОВ В 2019-2020 УЧЕБНОМ ГОДУ

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

Работа администрации

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Знакомство с нормативно-правовыми документами, методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения, критериями оценивания.

Август-сентябрь, по мере поступления

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Определение целей и задач проведения итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Оформление документации, сопровождающей ГИА – 2020 выпускников 11-х классов.

По мере поступления документов

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Контроль за работой учителей в 11-х классах с целью предупреждения неуспешности при написании итогового сочинения.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Оформление информационных стендов по итоговому сочинению

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н., учителя – предметники, классные руководители

Организация и проведение итогового сочинения в школе.

Организация и проведение итогового сочинения.

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Проведение инструктивных совещаний, родительских собраний, классных собраний, практикумов по организации, подготовке и проведению итогового сочинения.

В течение 1 полугодия

2019-2020 учебного года

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Оформление аналитического материала по результатам проведения итогового сочинения

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Работа учителей

Август, сентябрь 2019г.

Рук. ШМО, учителя-предметники

Знакомство с нормативно-правовыми документами, методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения, критериями оценивания.

По мере поступления

Проведение консультаций, дополнительных занятий по подготовке к итоговому сочинению.

Отслеживание посещения учащимися консультаций.

Отслеживание результатов подготовки к итоговому сочинению выпускников и выпускников, претендующих на медали (диагностические карты).

Проведение инструктажей по организации и проведению итогового сочинения, работа с бланками регистрации, бланками записей.

В течение 1 полугодия

2019-2020 учебного года

Классные руководители, учителя-предметники

Участие в обучающих семинарах, организованных на муниципальном уровне

В течение 1 полугодия

2019-2020 учебного года

Проведение пробного сочинения в школе.

Анализ поведения пробного сочинения в школе.

Апробация итогового сочинения.

Коррекционная работа по результатам пробного сочинения.

Ноябрь, декабрь 2019г.

Работа с учащимися школы и родителями

Формирование базы данных выпускников школы, участвующих в итоговом сочинении

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Посещение консультаций, дополнительных занятий с учащимися по подготовке к итоговому сочинению.

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.,Кл.рук.

По мере поступления

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.

Проведение родительских собраний выпускников и родителей по вопросу организации и проведения итогового сочинения.

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н.,

Проведение практикума с учащимися по заполнению бланков регистрации, бланков записи.

Классные руководители, учителя-предметники

Участие в пробном итоговом сочинении в школе

Организованное участие в итоговом сочинении

Зам. директора по УВР Михайлова С.Н., учителя – предметники, классные руководители

Доведение до сведения результатов пробного сочинения, результатов итогового сочинения до родителей (законных представителей)

Учителя – предметники, классные руководители

Проведение коррекционной работы по результатам пробного сочинения, итогового сочинения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели Образовательные: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе в рамках тематических направлений на 2019 год, формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие: развитие логического мышления, развивать навыки написания сочинения по заданной теме.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской классической литературе.

Подготовка к написанию итогового сочинения

Цели
Образовательные: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе в рамках тематических направлений на 2019 год, формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие: развитие логического мышления, развивать навыки написания сочинения по заданной теме.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской классической литературе.

Оборудование: тетради по развитию речи

Актуализация темы.

1.Теоретический диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

9). Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?

2.Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

3.Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темы сочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

общеизвестные исторические факты;

результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

Написание сочинения по темам:

Отцы и дети

Мечта и реальность

Месть и великодушие

Искусство и ремесло

Доброта и жестокость

Когда реальность разрушает мечту?

Почему месть разрушает душу?

"Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело" (Микеланджело Буонаротти)

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?

Когда реальность разрушает мечту?

Почему месть разрушает душу?

"Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело" (Микеланджело Буонаротти)

Читайте также: