Песня о соколе сочинение в чем смысл жизни

Обновлено: 05.07.2024

Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим в неведомые дали, к необычным и свободным героям, к высоким и сильным страстям. Отдав дань романтизму, он придет к правде Жизни, но его романтические герои останутся с ним навсегда. Читая “Песню о Соколе”, невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол, безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе: “Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я видел небо… О, счастье битвы!” Уж тоже, кажется, говорит здравые вещи: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом, Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я”. Но с каким самоуверенным довольством и верой в собственную непогрешимость это все говорится! Только “мещане духа” ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости и презирают сомневающихся “слабаков”. Мне же вместе с автором хочется воспеть хвалу “безумству” храброго Сокола, отдавшего свою короткую, но яркую жизнь борьбе за светлое будущее, за торжество справедливости. “Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню. ”
На миг кажется, что в споре победил Уж. Сокол погиб, и противоречить Ужу некому, но автор приглашает всех читателей принять участие в этом принципиальном споре. На чьей стороне истина? Каждое время находит своих героев, свои аргументы. И если сейчас время Ужей, я уверен, что время Соколов еще впереди,, оно непременно наступит. Жизнь не может остановиться, она бесконечно движется вперед. Как нет и непререкаемых абсолютных истин — это утверждает А. М. Горький.
.





Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле своей жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе каждого из нас, если у человека нет какой-либо значительной цели. Творчество самых разных писателей обязательно затрагивает этот вопрос, в них герои находятся в постоянном поиске смысла жизни.

Произведение Горького “Песня о Соколе” заставляет читателя задуматься над выбором своего жизненного пути.

Каждый человек волен выбирать свою дорогу, свою религию и правду. В “Песне о Соколе” показан спор

между Ужом и Соколом. У каждого героя этого короткого произведения своя жизненная позиция, каждый из них сделал свой выбор.

Сокол стремится в небо, он видит смысл своей жизни в стремлении к высоте. А Уж, наоборот, ползает среди камней, небо кажется ему далеким, пугающим и совершенно ненужным.

Данное произведение с полным правом можно назвать романтическим. Писатель использует прием аллегории, чтобы нарисовать столь фантастическую картину разговора между Ужом и Соколом. Жизнь гордой и великолепной птицы Сокола может показаться кому-то чрезмерно короткой, пролетающей стремительной ракетой по вселенной.

постоянные полеты и сражения приводят к тому, что Сокол гибнет, но он умирает счастливым. Он сам говорит: “Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился.

Счастье и смысл жизни Сокол видит в полетах, для него дорого небо, завораживающее своими бескрайними просторами. Сокол абсолютно ничего не боится, он храбро сражается, проливает свою кровь. Смысл жизни Сокола в движении, в действии, в борьбе. “Жизнь” и “борьба” – это два неразрывных понятия, которые неразрывны между собой в понятии этого героя.

У Ужа совершенно иная жизненная позиция. Его привлекает земля, камни, где “тепло и сыро”. Для Ужа небо – это “пустое место”. Уж не может летать, ему чуждо стремление ввысь, поэтому он с изрядной долей критики смотрит на Сокола.

Для Ужа кажется странным, что умирающий Сокол так рьяно отстаивает свою позицию, доказывает, что истинное счастье в стремлении к небу.

Уж начинает размышлять о судьбе Сокола. И приходит к выводу, что его мироощущение совершенно иное, нежели то, что было у Сокола. Уж говорит о себе: “Земли творенье – землей живу я”. И его позиция также является верной.

Уж не создан для полетов, его жизнь протекает среди камней, песка, земли и пыли. Смысл жизни Ужа в том, чтобы прожить отведенный природой срок тихо и спокойно, не утруждая себя какими-то свершениями и подвигами. Для Ужа жизнь – это тишина и покой, умиротворенность и приземленность.

Жизнь Сокола можно сравнить с кратким, но ярким подвигом. Сокол поднимается над окружающей действительностью, сверкает, подобно яркой звезде. И своей жизнью, судьбой.

Сокол напоминает о вечном стремлении к чему-то прекрасному и возвышенному. Жизнь Ужа, наоборот, можно сравнить с обыденным, будничным и серым существованием. Подобную жизнь и судьбу можно назвать недостаточно яркой и волнующей.

Но ведь и такая жизнь не может быть названа бесполезной. Она напоминает о необходимости ежедневно и ежечасно совершать обычные поступки, которые, может быть, и не кажутся особенно яркими и впечатляющими. Но они нужны в не меньшей степени, чем подвиги.

Сокола и Ужа вполне можно сравнить с людьми. И если некоторые считают, что смысл жизни исключительно в героических свершениях, подвигах, то другие могут опротестовать это мнение. Подвиг – это краткий миг, а в остальное время смыслом жизни человека может быть простая, повседневная жизнь.

При чтении “Песни о Соколе” читатель обязательно будет восхищаться Соколом, его стремлением к чему-то возвышенному, героическому и прекрасному. И на фоне яркой и впечатляющей судьбы Сокола жизнь Ужа кажется жалким прозябанием, лишенным событий. Но более внимательное прочтение “Песни” заставляет задуматься и о вселенской гармонии жизни, в которой должно быть место не только подвигу, но и простому существованию.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Смысл произведения Горького

Смысл книги

Сокол и Уж — два совершенно противоположных образа, которые идут по сюжетной канве параллельно друг другу. Уж — совершенно неприспособленный к жизни, тупой и невоспитанный, он считает нормальной средой обитания темное, холодное ущелье и не горит желанием оттуда выходить. Сокол в подобных условиях не может даже дышать, его душа просится на волю, к солнцу, он хочет дышать свободно и легко, не быть обремененным какими-либо обстоятельствами.

Это два образа, которые не поймут друг друга никогда. Для Ужа непонятно рвение Сокола подняться к небесам, он не видит в небесах ничего привлекательного и считает их пустым место. Уж думает, что Соколом руководят только сиюминутные желания, он легко поддается эмоциям. Сокол же имеет огромную храбрость подниматься в небо и быть наравне с солнцем.

Смысл этого произведения очевиден. Человеку дается выбор, как он может прожить свою довольно недолгую жизнь. Кто-то выбирает отсиживаться в темной норе, боясь показаться на свет, а кто-то постоянно рвется лететь к звездам и покорять новые для себя вершины.

Тот, кто решает стать Соколом, берет на себя ответственность за свою жизнь и поступки. В случае неудачи такой человек рискует упасть и разбиться, но имея за спиной крылья и желание жить, он найдет выход и спасет себя. Такие люди стараются быть еще лучше и успешнее, чем были до этого момента. Они постоянно совершенствуются, развивают свои таланты и умения. Им нестрашно ошибиться и показаться смешными для других людей, потому что они знают, чего хотят от этой жизни и как всего этого добиться.

Те, кто выбрал для себя модель поведения Ужа, предпочитают постоянное спокойствие и не любят рисковать. Для них больше характерно постоянство и стабильность, медленно перерастающее в привычные дни и рутину. Они не могут что-то кардинально поменять в один момент, бросить работу, переехать в другую страну и начать жизнь сначала. для таких людей нормальным явлением считается отсутствие развития — как личностного, так и профессионального — и у них постоянно найдется причина не делать этого. Они боятся, им лень, неприятно заниматься новым для них делом, но при этом они очень любят ходить на нелюбимую работу и жаловаться на нее. Люди-Ужи вечно недовольны жизнью, кроме этого, им непросто пережить успех, которого добились не они. Часто завидуют другим, не признавая их победы, аргументируя это обычным везением или умением договориться. Для них в любом положительном и приятном моменте может найтись кое-что, что может испортить общее впечатление от происходящего.

Это две крайности, которые существуют в нашей жизни, и только от самого человека зависит, какую жизнь он сам себе выберет. Мы решаем, каких целей нам добиваться, с кем строить отношения, кого любить, а кого ненавидеть, как с кем говорить и на какой работе зарабатывать деньги. Каждый сам кузнец своего счастья — не зря была придумана эта пословица. Она характеризует свободу каждого человека в принятии решений, касающихся его жизни. Менять свою жизнь в лучшую или в худшую жизнь — зависит только от нас самих.

Читайте также: