Первые казаки и их подвиги сочинение

Обновлено: 13.05.2024


Доблесть и достоинство казаков проявлялась издревле, когда они, проживая на приграничной с Русью территории, постоянно вступали в вооруженные столкновения с соседними племенами и государствами, отражая набеги их войск, и сами совершали походы с целью захвата трофеев. Первоклассная казачья боевая сила на границах была всегда подготовленной и высоко дисциплинированной, потому что военное мастерство казаки постигали с детства, и служили все из одной станицы. Сила эта была непобедимой. Находясь на царской службе, казаки принимали участие во всех войнах, которые вела Россия.(54,59)

Роль казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы.(21) После октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.(см.приложение Б).


Неписанный казачий кодекс чести, служащий моральной основой их жизни, оказал огромное влияние на нравственные ценности людей, живущих бок о бок с ними. Не случайно из ста воинов - зауральцев, которым было присвоено звание Героя Советского Союза, 78 являются уроженцами нашего края.(43).


Героями-воинами были и остаются казаки Томин Н. Д., Кремлев Е.К, Войлошников Г.В. и мн.др.(56,60-62); в памяти потомков останется подвиг сибирского казака Д. М. Карбышева, погибшего от жестоких пыток в фашистком лагере Маутхаузен во время войны 1941-1945 гг. Влияние особого казачьего духа, доблести, благородства на окружающих проявилось в том, что славу Южному Зауралью принесли воспитанники шумихинской и Звериноголовской школ, первые мастера воздушных боев и первые в стране дважды Герои Советского Союза - Грицевец С.И., Кравченко Г.П., Евстигнеев К.А.(43,45), которые получили образование и воспитывались вместе с казачьими детьми. В историю гражданской и Великой Отечественной Войн вошло имя Героя Советского Союза, видного военачальника М.С.Шумилова – уроженца села Верхняя Теча Катайского района.


Казаки подавили кочевников, опираясь на развитую культуру земледелия. Казаки обезоруживали кочевников весьма оригинальным способом. Они обосновывались на реках, представлявших собой естественное препятствие для кочевых племен. Реки были серьезной преградой для кочевников-скотоводов, не имевших навыков использовать их как транспортные артерии, тогда как русский крестьянин и дровосек, издавна знакомый с традицией речного плавания, был мастером речной навигации. Следовательно, казаки, когда они выходили из русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право на естественное обладание степью, имели все возможности с успехом применять свое древнее наследственное искусство. Научившись у кочевников верховой езде, они не позабыли и своих исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не коня проложили путь в Евразию.


Все поселения имели военный характер и строились с целью прикрыть территории, освоенные русским населением от набегов из степи. Они представляли собой городки, располагавшиеся в пойменных непроходимых лесах (крепе) на труднодоступных островах. В этот период казаки жили в землянках или шалашах. Занятия скотоводством и земледелием привело к возникновению зимовников, которые с уменьшением военной угрозы превратились в хутора и станицы.(59)


Уже к началу XVII столетия на Яике (Урале) существовало до десятка укрепленных городков(37), принадлежавших независимым друг от друга казачьим общинам, численность которых составляла от нескольких десятков до 600-700 человек. Управлялась каждая такая община выборным атаманом, дьяком-писарем и двумя есаулами. Низшими организационными ячейками являлись десятки и сотни. В дальнейшем общины были преобразованы в войска. Активная колонизация и освоение русскими территории Курганской области началась после 1660-ег, когда на реке Исети было основано еще несколько слобод.


Полиэтничность казаков, а также жизнь, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, приучая к выносливости и терпению, способствовали выработке особого ощущения внутренней неритуализированной, нерегламентируемой связи с Богом, Богом в себе. В этом проявилось благородство души и чистая совесть.(38)

Особая религиозность могла существовать только при условии устойчивой, традиционной веротерпимости, потому что предвзятость могла вызвать распад казачьей общины.


Димитрий Ростовский жил и проповедовал в Петровскую эпоху, которая предопределила будущее государства Российского, превратившегося из царства в империю. В своё время он прославился как литератор. Значимость его праведных трудов подтверждена тем, что митрополит был канонизирован Русской православной церковью.


Для Зауралья радетелями за веру были Дмитрий Мокринский, основатель Далматовского монастыря, Яков Лепихин. А станицы Утятская, Крутиха, Гагарье были раскольничьими центрами(6).Мировоззрение и повседневную жизнь казачества во многом сформировала христианская мораль, в которой патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину.

Например, казак не приступал к делу, не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. Казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храмов, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение.


Духовенство жило одной жизнью, одними заботами с казачеством и, защищая веру, воспитывало казаков на высоких образцах патриотизма, нравственности, жертвенности, подобающего поведения(47).


Потомки казаков и люди с казачьими корнями есть в Кургане и в настоящее время. Они присущи всем слоям общества от школьников до студентов и крупных рабочих, руководителей, от рядовых до генералов. Например: призер России, самый молодой обладатель пояса по тэквандо Дм. Емельянов, декан исторического факультета КГУ Павлуцких Г.Г., заместитель губернатора Курганской области Болтнев Н.И. и мн.др.(5, 63, 65). Подвиги казаков вдохновляли не только писателей, композиторов, скульпторов, художников, поэтов и режиссеров (см.приложение В,Г); в недрах простого народа рождались формы народного творчества для увековечивания заслуг казаков перед Отечеством.


Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю.

Несомненно, 1812 год - важнейшая веха в истории России. Войн было много, но никогда до того времени угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в период наполеоновского нашествия.

И сторические материалы о подвигах казаков в военной кампании 1812 года мне казались сначала несколько повторяющимися: численность казачьих полков, действия казачьего ополчения, имена генералов, полководцев. В этом однообразии я уловил определённую закономерность: где были казаки, там был военный успех, проявление доблести и героизма. Нет ни одного события в ходе Отечественной войны 1812 года, в котором не принимали бы участие донцы:

донесение императору Александру I о начале военных действий было доставлено одним из казаков;

первые пули, встретившие французов на русской земле, были выпущены из казачьего ружья.

Нельзя не восхититься патриотизмом наших предков! Закаляясь в ратной службе, казаки умели сказать громкое слово и подтвердить его каждодневным подвигом во имя независимости родной земли!

О ставаться людьми с высокими нравственными ценностями в душе так необходимо в наши дни. Не грех этому поучиться у прославленных донских атаманов и простых казаков-героев, защитников Родины.

В о время преследования французов казаки отбивали обозы с награбленными ценностями. Среди них находилась и церковная утварь. Предметы роскоши казаки продавали, обеспечивая себе и лошадям пропитание, но церковное серебро – никогда! Какое проявление честности и порядочности, основанных на святой вере! Благодаря казакам были восстановлены многие храмы на Дону и украшен Казанский Собор в Санкт-Петербурге.

Я стараюсь связать невидимыми нитями героическое прошлое и современность. Живу на Белокалитвинской земле, в селе Литвиновка, которому исполнилось уже 250 лет. Это моя малая родина, драгоценная частица Донского края. В 1812 году это был хутор Чернов, названный так по фамилии его основателя. По архивным данным, в нём проживало около тысячи казачьих семей. Сведений об участии кого-либо в военной кампании обнаружить не удалось, но я твёрдо верю в то, что мои земляки достойно проявили себя в войне с Наполеоном. Думаю, что и их имена можно прочесть на стенах Храма Христа Спасителя в Москве, построенного в память о событиях Отечественной войны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

мниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Божковская

средняя общеобразовательная школа

Участие Донских казаков в Первой мировой войне

учитель истории Пахоцинская Любовь Павловна

Донская земля – один из знаменитых регионов Российской Федерации.

История донского казачества богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин,и командарм Ф.Миронов, революционер С. Сырцов и глава Донской советской республики Ф Подтелков, писатель Шолохов, повстанец Харламий Ермаков, атаман Платов, математик И. Ворович, и историк Е Осколков, организатор науки Ю Жданов, тяжелоатлет В.Алексеев и являясь неотъемлемой составной частью истории России. Это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. История Дона хранит память народа и ее традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения. Это важнейший источник воспитания патриотов нашего края, патриотов Отечества. Это позволяет реально и осязаемо понять простую истину: будет жив мой народ – буду жить и я будет могуча и благодатна моя страна - буду счастлив и благополучен я.

Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий. Для любого россиянина история России значит особенно много. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. У любого человека, кроме родителей, должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история . Каждая страна должна знать своих героев. Без прошлого нет будущего Человек, не знающий историю своей Родины, лишен опыта и поддержки своих предков. У нас много героев, с которых мы должны брать пример. И сейчас мне хочется окунуться в события Первой мировой войны.

В этом 2014 году отмечается 100-летие начала Первой мировой войны. К сожалению, долгое время об этой Великой войне писали и говорили очень мало. Несправедливо забытая. В годы войны донские казаки обнаружили высокую надежность и ответственность в выполнении своего воинского долга. Подтверждением этому служат многочисленные награждения донцов Георгиевскими наградами (орденом Св. Георгия, Георгиевским оружием, Георгиевскими крестами и медалями). В ходе войны 193 донских офицера и более 37000 нижних чинов Донского казачьего войска были награждены этими высшими знаками воинской доблести и славы. В рядах донских казаков оказался первый Георгиевский кавалер среди низших чинов русской армииэто был донской казак Козьма Фирсович Крючков хутора Нижне-Калмыковский, относящемся к Усть-Хоперской станице Усть-Медведицкого округа Верхнего Дона

hello_html_512962e6.jpg

Среди многочисленных проявлений необычайного мужества и отваги наших героев-солдат нельзя не отметить подвиг казака Филиппа Приданникова . В бою с австрийцами под ним была убита лошадь и снарядом раздроблена нога. Оставшись без лошади, он с раздробленной ногой продолжая биться, заколол трех австрийцев пикой, а затем, когда пика выпала у него, саблей зарубил еще троих, после чего сам свалился. Доставленный в Киев, он получил поздравление от командира полка св. Георгием. Несомненно, что в нашей могучей армии таких богатырей огромное количество. Мы лишены возможности знать их имена, но можем единодушно сказать - честь им и слава

Иса́ак Фёдорович Быкадо́ров (19 мая 1882 — 20 сентября 1957) — донской казак, участник Первой мировой и Гражданской войн, генерал-майор.Родился 19 мая 1882 года. Начальное образование получил в Ростовской классической гимназии, затем поступил в Новочеркасское казачье училище, после окончания которого в 1903 году, получил назначение в чине хорунжего, в 30-й Донской казачий полк. В 1907 году он поступил в Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба, но накануне выпуска не сдав выпускных экзаменов убыл в строй и не был причислен к Генеральному штабу .

К началу Первой мировой войны в чине есаула, был командиром сотни в 30-м Донском казачьем полку, оставался на этой должности до февраля 1916 года. Был награждён за храбрость золотому Георгиевскому оружию (11.04.1915) и ордену Святого Георгия 4-й степени (19.05.1915). В ходе боёв был дважды ранен, потерял один глаз, но продолжал оставаться в строю. С 24 сентября 1916 года — и.д. командира 30-го Донского казачьего полка. С июня 1916 года — помощник командира полка, войсковой старшина. С февраля 1917 года в чине полковника, на должности командира полка

hello_html_m2fe7bf5d.jpg

Георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет.

Казак. Доброволец. Ушел на войну со своим отцом-хорунжим казачьего полка.

После гибели отца был взят в команду разведчиков. Участник многих разведывательных операций.

Во время одной из них, попал в плен. Из плена бежал, добыв при этом, ценные сведения.

hello_html_m3b189238.jpg

hello_html_716345a4.jpg

hello_html_m4d16cc9b.jpg

НИКИТИН, ПОДХОРУНЖИЙ; ШЕРСТОБИТОВ, ВАХМИСТР; ПУЧКОВ, УРЯДНИК

hello_html_m377322f2.jpg

hello_html_m7f2231a3.jpg

В начальные дни Пер­вой Мировой войны хорунжий Болдырев был первым офицером во всей Русской армии, получив­шим орден Святого Георгия. В 1916 году, после излечения от тяжелой контузии, он был команди­рован на службу в Новочеркас­ское казачье училище, где в сокращенные сроки готовились кадры новых казачьих офице­ров.

Юнкера его смены скоро оценили в нем прекрасное зна­ние строевой службы и его ме­тоду воспитания, при которой непрерывно чувствовалось справедливое и почти дружеское отношение начальника к подчи­ненному. Любили его и офице­ры - сослуживцы, хотя старшее начальство относилось с неко­торым холодком, не терпя в бо­евом офицере независимость суждения, несколько большую, чем она допускалась в армии. Может быть, благодаря этому молодой подъесаул Болдырев через не­сколько месяцев получил направление обратно в полк, где снова вступил в командование пятой сотней

В Волгограде на верхней террасе Центральной набережной в 2010-ом году в День народного единства был открыт памятник, посвященный казачеству России. Композиция, представляющая собой казака, уходящего на службу, и казачки, держащей в руке икону Божией Матери и благословляющей воина крестным знамением, была создана скульптором Владимиром Серяковым. Высота нового памятника составляет почти четыре метра, стоит он в сквере возле храма Иоанна Предтечи. И это не просто так, именно в этом месте хранятся Евангелие и крест, которые Войско Донское пронесло через Первую и Вторую Мировые войны, отданные казакам немецкой стороной. Владимир Серяков рассказал, что прототипами персонажей скульптурной композиции для него послужили реальные люди: герой русско-германской войны Кузьма Крючков и его супруга.

В годы войны донские казачьи части понесли незначительные потери: убито в боях - 182 офицера и 3444 казака, ранено и контужено - 777 офицеров и 11898 казаков, без вести пропало -54 офицера и 2453 казака, попало в плен - 32 офицера и 132 казака. Такого низкого процента боевых потерь не знал ни один род оружия русской армии

Воинские качества донского казака высоко ценились русским командованием. Донцов традиционно направляли на самые ответственные и опасные, самые непредсказуемые и оперативно значимые участки фронта. На всех театрах боевых действий донские казаки с чувством высокого долга выполняли различные задания русского командования, начиная с самого первого поручения по обеспечению боевого развертывания русских армий. Они занимались разведкой, вели арьергардные боя, надежно закрывали разрывы в позициях русских войск и, наоборот, участвовали в организации прорывов позиций противника. Отдельной исторической страницей стало участие в действиях партизанских отрядов и отрядов особого назначения.

Правящий дом Романовых также с особым благоговением чтил донских казаков. Свидетельством тому два старинных гвардейских полка (Казачий и Атаманский), Лейб-гвардии 6-я Донская казачья батарея, к которым прибавились в годы войны два первоочередных донских казачьих полка, получивших почетное шефство Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

Донские воинские формирования в начальный период войны неизменно составляли войска прикрытия. Они надежно прикрывали боевое развертывание русских армий, а также войсковые соединения при осуществлении ими наступательных и оборонительных военных операций донские казачьи полки в ходе позиционного периода войны превращаются в некий субстрат для русских армейских корпусов, который современники окрестили как "ездящую пехоту". Казачьи подразделения оказались удобным средством для решения текущих тактических задач, когда остро ощущалась необходимость быстрого кавалерийского маневра и глубокого прорыва в тылы противника, в последний год войны принимается решение о стратегическом предназначении казачьих формирований. Однако вопрос этот был только поставлен и в полной мере не реализован, хотя по существу Конную армию численностью в 20 тыс. чел. удалось создать еще в сентябре 1915 года под командованием генерала Орановского, общая численность этой армии достигала 20 с липшим тыс. чел.

Война как началась для донского казачества успешно выдержанной проверкой на мобилизационную готовность, так и завершилась по существу новой мобилизацией его боевого потенциала, который, к сожалению, был позже перенесен на поля гражданской войны. Угасающий военный конфликт практически без временного разрыва очень легко перерос в конфликт социальный. Война как явление национальной истории в его региональном самовыражении нуждается в обстоятельном исследовании.

По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию.


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Читайте также: