Первое сочинение даргомыжского меланхолический вальс

Обновлено: 25.06.2024

Родился Александр Сергеевич Даргомыжский 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Родители будущего композитора были большими любителями музыки и поэзии, а мать даже писала стихи, которые печатались в популярных журналах. Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям — их было шестеро — хорошее домашнее воспитание и образование.

С начала 1830-х годов юноша посещал лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. Среди них выделялся салон князя Одоевского, где бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Глинка. Интересное общество собиралось и в салонах писателя и историка Карамзина, поэта Козлова, сестры декабриста Лунина — Уваровой, замечательной музыкантши. И везде юный Даргомыжский — желанный гость. Он много играет на фортепиано, участвует в различных ансамблях, исполняет свои романсы.

В 1834 году Даргомыжский встретился с Глинкой, который только что вернулся из-за границы и с увлечением работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не придавал серьезного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он вдруг увидел живой пример художнического подвига. Перед ним был человек не только талантливый, но и беззаветно преданный своему искусству, музыкальное творчество для которого — не забава, а самоотверженный труд, необходимое условие жизни.

Постепенно Даргомыжский приобретает все большую известность как крупный, самобытный музыкант. И когда в начале 1840-х годов в Петербурге возникло Общество любителей инструментальной и вокальной музыки, Александр Сергеевич становится его главой, руководит оркестром и хором.

Рукопись первой страницы одного из романсов Даргомыжского

В 1844 году он уезжает за границу, в крупные музыкальные центры — Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Там он представил свои сочинения европейской публике. Его композиции понравились, и многие газеты отозвались справедливыми похвалами блистательному русскому таланту.

Главной целью путешествия Даргомыжского был Париж — признанный центр европейской культуры, где молодой композитор мог бы удовлетворить свою жажду новых художественных впечатлений.

Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Причин тому было немало. Главная из них заключалась в равнодушии, а подчас и во враждебности со стороны дирекции императорских театров.

История жизни Александра Сергеевича Даргомыжского

Даргомыжский сыграл очень важную роль в художественном формировании молодых композиторов. Как вспоминал Мусоргский, первые вечера, проведенные им у Даргомыжского, явились для него настоящим откровением.

Особенно близкими и дружескими были в эти годы отношения Даргомыжского и Кюи. Молодой композитор исключительно высоко ставил талант своего старшего коллеги и старался не пропускать у него ни одного музыкального вечера.

В апреле 1864 года умер Сергей Николаевич Даргомыжский. Смерть отца была тяжелой утратой для композитора. Не имея своей семьи и живя уже много лет вдвоем с отцом (мать умерла в 1852 году), Александр Сергеевич был очень к нему привязан, считал его своим близким другом и неизменным советчиком во всех делах. Теперь он почувствовал себя совсем одиноким.

Создававшиеся театральными властями препоны были устранены самым неожиданным образом: оперу потребовал поставить в свой бенефис тенор Комиссаржевский. Дирекции пришлось согласиться, так как по существовавшему положению право выбора спектакля предоставлялось бенефицианту.

В 1867 году Даргомыжскому снова суждено было вступить на поприще музыкально-общественной деятельности. После отъезда Антона Григорьевича Рубинштейна за границу Даргомыжского пригласили в состав дирекции Русского музыкального общества, а вскоре он стал его председателем. Успешной деятельности Даргомыжского во многом содействовал Балакирев, который в тот же год был приглашен в РМО в качестве дирижера симфонических концертов.

Памятник на могиле А. С. Даргомыжского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)

Еще за границей Даргомыжский заболел ревматизмом. В то время он не придал этому серьезного значения; теперь же все чаще стал чувствовать, что болезнь не только не прошла, но стала заметно прогрессировать. Знаменитые врачи, лечившие композитора, ничем не могли ему помочь. Даргомыжский умер около пяти часов утра 17 января 1869 года.

Александр Сергеевич Даргомыжский - первый русский композитор, продолживший основные творческие принципы М.И. Глинки.

В его творчестве огромные сдвиги, происходившие в общественной, идейной, художественной областях нашли свой отклик. Уже в ранних произведениях композитора видна творческая связь с прогрессивными идеями эпохи.

Даргомыжский в своем творчестве был близок к передовым писателям - Пушкину, Гоголю, Лермонтову.

Велико было воздействие на будущего композитора творчества М.И. Глинки. Вобрав творческие принципы Глинки, Даргомыжский, являясь художником своего времени, претворяет их по-своему. Если Глинка показывает народ как одно целое, его герои выражают отдельные черты общенационального характера, то Даргомыжский дает правдивую картину современной жизни в ее противоречивости. Он показывает различных людей различных социальных сословий (князь, крестьянин, солдат, чиновник).

В формировании мировоззрения Даргомыжского также исключительную роль сыграл А.С Пушкин. Все творчество композитора неразрывно связано с творчеством поэта.

А.С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, с которым связана вся жизнь композитора. Образование он получил домашнее. Родители композитора развивали в детях вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, целеустремленность, критический подход к окружающим, прививали детям любовь к искусству, литературе.

Высшей школой игры на фортепиано становятся для Даргомыжского занятия с известным пианистом Ф. Шоберлехнером, учеником Гуммеля. За три года занятий Шоберлехнер оказал значительное влияние не только на пианистическое развитие своего ученика, но и на музыкальные представления и вкусы. К 1831 году Даргомыжский стал отличным пианистом.

Изучением классических традиций занимался с Даргомыжским и другой его учитель - педагог, вокалист Б. Цейбих, который также ознакомил своего ученика с элементами теории музыки.

Таким образом, к началу 30-х годов завершилось общее образование будущего композитора. Даргомыжский считался сильным пианистом, скрипачом; в будущем все знаменитые певцы обучались у него, пользовались его советами,

К этому времени Даргомыжский был автором многих сочинений для скрипки, фортепиано, романсов, квартетов. Некоторые из них изданы? Конечно, в этих произведениях чувствуется незрелость композиторской -техники. Как композитор Даргомыжский был самоучкой. В дальнейшем мастерства он достигает в напряженной работе, в изучении народной музыки и классики, в общении с другими композиторами.

В 1834 году Даргомыжский был зачислен канцелярским чиновником Государственного казначейства, в 1836 году произведен в коллежские секретари, и в 1843 году вышел в отставку в чине титулярного советника.

30-40-е годы - первый период творчества Даргомыжского.

В 1843 году в печати выходит первый его сборник романсов и песен. Романсы принесли ему известность.

В 1844 году Даргомыжский выезжает за границу. Он побывал в Лейпциге, Вене, Брюсселе, Париже. Целью его поездки был Париж, который считался центром всемирной культуры. За границей композитор знакомится со многими музыкантами, композиторами. Он посещает оперу, театр, концерты. Его высказывания о музыкальной культуре за рубежом говорят о его ясном, критическом уме, о зрелости и самостоятельности взглядов. За границей у Даргомыжского, как и у Глинки в Италии, обострилось чувство родины, его потянуло в Россию, ему захотелось писать русскую музыку. В 1845 году он возвращается на родину.

В это же время Даргомыжский занимается просветительской деятельностью, являясь членом комитета Русского музыкального общества.

Новый подход к изображению характеров привел к использованию новых средств музыкальной выразительности. Одним из средств вокальной драматически правдивой выразительности Даргомыжского является певучий речитатив, обогащенный новыми, речевыми интонациями, речитатив индивидуализированный.

В сочинениях Даргомыжского чувствуется близость к народной музыке, преимущественно городской песне и бытовому романсу, а также встречаются подлинные народные мелодии.

Гармонический язык отличается подвижностью тональных планов. Декламационно-речевые интонации соединяясь с песенными формами, образовали новый тип мелодики.

Романсы. Даргомыжским написано более 100 романсов и множество вокальных ансамблей. В романсах закладывались основы стиля, формировался музыкальный язык. В жанре романса Даргомыжский проявил себя как величайший новатор и гениальный художник.

Уже в первом сборнике романсов и песен Даргомыжского наряду с бытовым романсом тех лет и романсом, где чувствуется влияние романсов Глинки, видны черты будущего индивидуального стиля композитора. Эти романсы вводят в тот круг художественных запросов, которым жило русское столичное общество.

Уже в 40-е годы почерк композитора становится все более уверенным. Появляется интерес к темам и сюжетам общественно значимым. Все усилия направляются к тому, чтобы слово и звук органически сливались воедино.

Поздний вокальный стиль характеризуются сдержанностью выражения, отсутствием мелодраматизма, экономным отбором выразительных средств.

В соответствии с текстом мелодика романса декламационного характера. Мелодия следует за всеми изгибами текста, насыщенна речевыми интонациями. При этом композитор стремится к цельности и единству всего романса. Гибкая и расчлененная мелодия объединяется единой фактурой сопровождения, аналогичными вокальной, партии вступлением и заключением. При единстве всего романса и как бы сквозном развитии форма его трехчастная безрепризная.

Сюжет оперы предложил сам А.С.Пушкин. Даргомыжский внес ряд изменений в содержание драмы и пересочинил конец (гибель князя), отсутствовавший у Пушкина.

I действие. Мельница на берегу Днепра. Наташа, дочь Мельника, ждет любимого ею Князя. Рассеянно она выслушивает нравоучения отца, как надо извлечь выгоду из любви Князя. С радостью встречает Наташа прибывшего Князя, но Князь не весел. Он приехал сказать, что женится на девушке знатного происхождения. Он пытается откупиться роскошными подарками. Князь уезжает. Наташа в отчаянии бросается в Днепр.

II действие. В богатых хоромах свадьба Князя. Гости величают молодых. В разгар свадебного веселья раздается печальная песня о покинутой девушке. Все в смятении. Свадебное торжество еще более омрачается, когда Князь пытается поцеловать Княгиню и раздается женский стон.

III действие. Прошло 12 лет. Первая картина. В княжеском тереме в одиночестве грустит Княгиня. Князь к ней охладел. Узнав, что он остался на берегу Днепра, Княгиня и ее приближенная Ольга, отправляются на поиски Князя.

Вторая картина. Ночь. На берегу Днепра русалки водят хоровод. Появляется Князь. Он узнает места, где бывал много лет назад, раскаяние и воспоминания о прежней любви наполняют его душу. Появляется страшная фигура Мельника, он безумен. Внезапно он набрасывается на князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя.

IV действие. Первая картина. Подводный терем. Царица русалок (Наташа) все еще любит Князя, но и желает ему отомстить. Своей дочери -русалочке она рассказывает о Князе и поручает заманить в реку отца.

Вторая картина. Воспоминания влекут Князя на берег Днепра. Появившаяся русалочка зовет его на дно реки. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но зов русалки его манит. Под зловещий хохот русалок он уходит под воду.

Опера начинается увертюрой, написанной в сонатной форме. Увертюра не отражает развития драматического действия, а дает общий характер музыки оперы.

Главная героиня оперы Наташа в первом действии нежная, любящая, а в конце оперы это властная и мстительная русалка. Впервые ее облик раскрывается в лирическом терцете I действия. I действие занимает исключительное место в опере: в нем дана и экспозиция образов, и завязка драмы, и ее развитие, и развязка.

Терцет передает грустное настроение всех трех действующих лиц: Наташи, Князя, Мельника.

Даргомыжский передает все оттенки душевного состояния героини. Князь успокаивает Наташу. Перемену в ее душевном состоянии выражает светлая оживленная мелодия в ритме польки. Образцом новаторского письма Даргомыжского являются дуэт Князя и Наташи. Музыка развивается непрерывно. Смену душевных состояний передают смена темпа и ритма, оркестровой фактуры, тональные отклонения и модуляции. Образ Наташи здесь раскрывается в новом плане, раскрываются страстность и глубина ее натуры в противоположность образу Князя - эгоистичному и слабовольному.

Наряду с мелодией романсного типа, близкой к бытовым интонациям, в характеристике Наташи используется яркий драматический речитатив.

В IV действии в большой арии нежная, страдающая девушка предстает холодной, мстительной владычицей подводного царства. В арии слышны романсные интонации ее партии в I действии, но они теряют здесь свой мягкий, лирический характер.

Посредством такой общей интонационной окраски партий Наташи достигается, единство и цельность её образа.

Другим важным действующим лицом является Мельник - отец Наташи. Этот образ также дан в развитии. Весельчак и балагур в I действии, он в IV действии предстает совсем другим - страшный в своем безумии, он вызывает сочувствие. Если в партии Наташи цельность музыкального образа достигается путем общей интонационной окраски ее дем, то в партии Мельника используется другой метод - метод последовательного проведения одного характерного музыкального элемента. Острые танцевальные ритмы характеризуют его сначала с комической стороны, а в сцене безумия приобретают характер трагического гротеска.

Ария Мельника в первом действии дает его первую характеристику. Мелодия ее близка к крестьянским песням. Плясовой ритм и четкий ритмический рисунок передают подвижность, добродушие Мельника. В зависимости от текста, то выражающим ласку; то суровость, то раздражение изменяется мелодический рисунок.

В третьем действии Мельник безумен: ему чудится, что он ворон. Грозные возгласы медных инструментов сопровождают его появление. Самая напряженная сцена - это встреча Мельника с Князем. Речитативные реплики передают возбужденное состояние старого Мельника.

На вопрос Князя, кто же за ним смотрит, Мельник поет прекрасную мелодию. На миг человеческое участие возвращает к нему рассудок.

В опере Даргомыжский опирается на речитатив, отказывается от закругленных музыкальных номеров: арий, дуэтов, трио. В соответствии с пушкинским стихом мелодический речитатив правдиво передает разнохарактерные интонации, особенности речи действующих лиц. В драматически напряженных местах речитатив мелодизируется.

Первое исполнение оперы состоялось в 1868 году на вечере у Даргомыжского. Как известно, композитор не закончил ее. По завещанию автора опера была дописана Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым.

Александр Сергеевич Даргомы́жский (14 февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния —17января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и "Могучей кучки".

a40d635db19ce0d5565064528d89a6ca-800x (700x525, 178Kb)

Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей. В семейном имении Твердуново, восточнее г. Вязьма, Александр Даргомыжский провёл первые 3,5 года своей жизни. В мае 1816 г. семья Даргомыжских переехала в Смоленск, а в конце 1817 г. в Петербург. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки. Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

526714_12 (497x700, 35Kb)

(14) (393x700, 181Kb)

Творчество

Меланхолический вальс




Франсез ми-бемоль мажор был сочинен композитором в возрасте 10 лет

Франсез ми бемоль



Полька



Чаруй меня - чаруй



Вальс "Табакерочный"



"Пылкость и хладнокровие"



Я все еще безумная люблю, аккомпанемент



Французский танец




Родился Даргомыжский в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина и владел землями в Смоленской губернии. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; она была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-е - 30-е годы.Особенно интересныстихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, которыевошли в сборник: "Подарок моей дочери"


("Детский альманах", Санкт-Петербург, 1827), живо интересовалась французской культурой. В семье было шестеро детей: Эраст (р. 1811), Александр, Софья (р. 1815), Виктор (р. 1816), Людмила (р. 1827) и Эрминия (р. 1827). Все они воспитывались дома, в традициях дворянства, получили хорошее образование и унаследовали от матери любовь к искусству. Один из братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном ансамбле на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и сочиняла романсы. До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью вокального исполнения. Образование Даргомыжский получил домашнее, но основательное; он прекрасно знал французский язык и французскую литературу. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано. Его учитель, Адриан Данилевский, не только не поощрял влечения своего ученика с 10-летнего возраста к сочинению, но истреблял его композиторские опыты.


С 10 лет сочиняет первые пьесы для фортепиано и романсы. К 18 годам - множество сочинений для фортепиано, скрипки, 2 квартета, кантаты, романсы. Некоторые произведения напечатаны. Дальнейшее совершенствование – в общении с Глинкой (познакомились в 1835 г .).

Знакомство с Глинкой (1834), вскоре перешедшее в близкую дружбу, привело к мысли серьезно заняться музыкой: он начал углубленно изучать теорию композиции и инструментовку. Первое крупное сочинение Даргомыжского - опера "Эсмеральда" (по роману Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери").

В следующем произведении, опере-балете "Торжество Вакха", он обратился кАлександру Пушкину, с поэзией которого в большей степени связано все его последующее творчество.
Вершиной творчества композитора явилась опера "Русалка",

Ариозо Наташи из оперы " Русалка"Ирина Величко.


законченная в 1855 году. Последним оперным произведением Даргомыжского был "Каменный гость" (по одноименной "маленькой трагедии" Пушкина). Не изменяя подлинного текста великого поэта, композитор создал оперу, состоящую из одних речитативов, которые не теряя напевности, передавали, по словам Стасова, "все оттенки, все краски . человеческой речи". Опера осталась незаконченной и, согласно завещанию автора, была дописана Ц. А. Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым (поставлена в 1872 году). Это произведение явилось смелым опытом реформы оперного жанра и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Убежденный последователь творческих принципов своего предшественника, Мусоргский назвал Даргомыжского "великим учителем музыкальной правды". Выразительный, гибкий речитатив - основа большинства песен Даргомыжского.

Опера " Русалка"

Драматически насыщенные, глубоко содержательные, они правдиво и тонко раскрывают душевный мир человека из "низов", в них слышится то социальный протест, то едкая пародия, то простодушный юмор (среди лучших песен - "Старый капрал", "Червяк", "Титулярный советник").

Даргомыжский наследник идейно-творческих заветов Глинки - проложил новые пути в русском музыкальном искусстве. Художественное кредо композитора прекрасно выражено в его словах: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды".




Поднесение капельмейстерского жезла Даргомыжскому в концерте 9 апреля 1853 г . в Петербурге. Рис. В. Тимма.

Читайте также: