Первое сочинение бородина называлось вальс мари

Обновлено: 05.07.2024

Александр Порфирьевич Бородин. Тест

1. Место рождения А.П. Бородина:

а) г. Петербург
б) г. Москва
в) г. Воткинск

2. Первыми музыкальными уроками восьмилетнего Александра Бородина были:

а) уроки игры на скрипке
б) уроки игры на флейте
в) уроки игры на гобое

3. Какое первое музыкальное сочинение было написано А.П. Бородиным в девятилетнем возрасте?

4. Учебное заведение, которое в 1865 году окончил А.П. Бородин:

а) Благородный пансион
б) Морской корпус
в) Медико-хирургическая академия

5. Какую оперу великого русского композитора XIX века А.П. Бородин знал наизусть?

6. Укажите страну, в которой в 1859-1862 г. А.П. Бородин был в научной командировке:

а) Франция
б) Германия
в) Италия

7. Какая талантливая пианистка стала женой А.П. Бородина?

а) Клара Вик
б) Н. Н. Пургольд
в) Е. С. Протопопова

8. Укажите композитора, знакомство с которым в 1862 году стало знаменательным в жизни А.П. Бородина:

а) М. И. Глинка
б) А. С. Даргомыжский
в) М. А. Балакирев

9. Какое сочинение А.П. Бородина было впервые исполнено под управлением М.А. Балакирева в концерте Русского музыкального общества в 1869 году?

а) Первая симфония
б) Вторая симфония
в) Третья симфония

10. Какое название дал В.В. Стасов Второй симфонии А.П. Бородина?

11. Писал ли А.П. Бородин камерно-инструментальные сочинения?

12. А.П. Бородин был:

а) профессором Петербургской консерватории
б) профессором Медико-хирургической академии
в) морским офицером

13. Отметьте вокальное сочинение А.П. Бородина:

а) А. П. Бородин
б) А. С. Пушкин
в) М. Ю. Лермонтов

15. С каким знаменитым венгерским композитором А.П. Бородин познакомился в 1877 году?

а) Г. Берлиозом
б) Ф. Листом
в) Р. Шуманом

а) П. И. Чайковский
б) Ц. А. Кюи
в) В. В. Стасов

а) народная музыкальная драма
б) историко-эпическая опера
в) психологическая музыкальная драма

а) А.К. Лядов и Н.А. Римский-Корсаков
б) А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков
в) Ц.А. Кюи и М.А. Балакирев

а) М. И. Глинки
б) А. С. Даргомыжского
в) М. П. Мусоргского

а) в Мариинском театре в Петербурге
б) в Большом театре в Москве
в) в Русской частной опере в Москве

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – в; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 – б; 13 – в; 14 – а; 15 – б; 16 – в; 17 – б; 18 – б; 19 – а; 20 – а

Кроссворд 1

По горизонтали:

По вертикали:

Ответы.

По вертикали: 7 – четыре; 8 – Стасов; 9 – Германия; 10 – бас.

Кроссворд 2

По горизонтали:

  1. Преподавательская должность, которую занимал А.П. Бородин в высшем учебном заведении.
  2. Название третьей части Второго струнного квартета А.П. Бородина.
  3. Место учёбы А.П. Бородина – Медико-хирургическая …
  4. Медицинское учреждение, в котором, по завершении учебы, служил А.П. Бородин.
  5. Университетский город, в который А.П. Бородин был направлен в 1859 году для научного совершенствования.
  6. Офицер Преображенского полка, композитор, с которым А.П. Бородин познакомился во время службы в медицинском учреждении.
  7. Наука, которую А.П. Бородин преподавал и любил не меньше музыки.
  8. Имя половецкого хана из оперы А.П. Бородина.
  9. По совету этого музыкального критика А.П. Бородин выбрал сюжет для своей оперы.

По вертикали:

Ответы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по русской музыке может быть использован на контрольных уроках по музыке.

Ф. И. ____________________________________________________________________________________________

Отметь портрет М. И. Глинки


Когда родился М. И. Глинка?

20 мая 1805 года

20 мая 1804 года

20 мая 1807 года

Где родился М. И. Глинка?

в селе Новоспасском Смоленской губернии

Где учился М. И. Глинка?

Главном педагогическом институте

Характеристика поляков. Танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка.

Характеристика русских. Музыка основана на интонациях русских песен и романсов.

Праздник на Красной площади.

Подвиг и гибель Ивана Сусанина

Соотнеси иллюстрацию с оперой


Е. А. Баратынского

Балерина А. И. Истоминой

Дочери Анны Керн Екатерине

Певице П. Жемчуговой

Отметь симфоническое произведение М. И. Глинки

П. И. Чайковскому

Отметь портрет А. С. Даргомыжского


А. С. Даргомыжский

Н. А. Римский-Корсаков

В романсах Даргомыжского появляется новый герой:

Отметь романс «Даргомыжского


Установи соответствие имени и отчества с фамилией композитора

Первое сочинение Бородина называлось

Укажи литературный источник оперы Бородина

Какая из этих иллюстраций более всего соответствует литературному источнику оперы


Вторая симфония Бородина называется

Название симфонии дал

Вторая симфония – первая русская

Отметь портрет М. П. Мусоргского


в 1838 году в Санкт-Петербурге

в 1839 году в селе Карево

в 1840 году в селе Новоспасском

в Царскосельском лицее

в Школе гвардейских подпрапорщиков

в Благородном пансионе

Виктор Александрович Гартман – это

Поэт, знакомый Мусоргского

Художник, друг Мусоргского

Композитор- лично не знакомы

По этим иллюстрациям определи и напиши название оперы и её автора



а)…………………………………………………………………………………………………


Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.

Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.

Детство и юность

12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.

Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.

Александр Порфирьевич Бородин

Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.

С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.

Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.

Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.

Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.

В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.

Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.

Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.

Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.

Медицинская академия

Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.

Александр Порфирьевич Бородин

Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.

В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.

Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.

Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.

Александр Порфирьевич Бородин

В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.

Александр Порфирьевич Бородин - биография и творчество

Бородин вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. В написанном им либретто оперы „Князь Игорь”, текстах романсов, музыкально-критических статьях проявилось его незаурядное литературное дарование. Бородин также успешно выступал как дирижер.

Разносторонним было и его музыкальное творчество, небольшое по объему. Бородин - автор оперы, симфонических произведений, камерных ансамблей, фортепианных пьес, романсов. Через все его творчество проходит мысль о богатырской мощи, скрытой в русском народе. У Бородина преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, поэтому он с особенным интересом относился к песенным жанрам, которые сохранились в народе в течение многих веков, — к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням, создавая на их основе собственные музыкальные темы.

Как и все композиторы „Могучей кучки”, Бородин интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. Внимательно изучив по записям и трудам исследователей музыкальные богатства народов Средней Азии, он первым открыл их для русских слушателей.

Смелое новаторство сочеталось у Бородина с уважением и любовью к классическим жанрам и формам, к плавным и закругленным песенным мелодиям. В то же время в его музыкальном языке, прежде всего в гармонии, есть черты, близкие композиторам-романтикам.

Музыка Бородина отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, оптимизмом, мягким юмором. „Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великолепная сила и размах, соединенные со странной страстностью, песенностью и красотой”, - писал о композиторе В. В. Стасов.

Краткая биография композитора

Бородин родился в Петербурге, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве он усвоил несколько иностранных языков, учился играть на флейте и фортепиано, позже брал уроки игры на виолончели. С девяти лет он начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано и флейты. В 1849 году некоторые из них были изданы и получили положительную оценку критиков. В то же время Бородин интересовался литературой, читал философские статьи в журналах. Однако с особым увлечением он занимался химией.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, где вскоре стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина. Продолжались и занятия музыкой, в том числе теорией и гармонией.

Окончив академию и получив степень доктора наук, Бородин уехал в научную командировку за границу. Три года он провел в Германии, Франции и Италии вместе с друзьями, впоследствии знаменитыми учеными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, С. П. Боткиным. Помимо научных интересов, их сочетала любовь к музыке. Почти каждый из них играл на каком-то инструменте. К этому кружку примкнули и другие образованные русские люди, жившие в Европе, в частности, М. А. Маркович-Вилинская, впоследствии известная как украинская писательница Марко Вовчок. Собирая для совместного музицирования, молодые ученые часто исполняли произведения Бородина, в основном камерно-инструментальные ансамбли. За границей Бородин познакомился с талантливой Московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал музыку композиторов-романтиков Шумана и Шопена. В 1863 году Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.

В 1862 году Александр Порфирьевич вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии. В том же году в доме Боткина, уже известного врача, он познакомился с Балакиревым. Эта встреча стала решающей в судьбе Бородина - композитора. Он вошел в ”Могучую кучку", стал другом и соратником других ее участников. Под руководством Балакирева Бородин написал симфонию № 1, одну из первых в русской музыке, которая с большим успехом была исполнена в 1869 году в концерте РМТ под управлением Балакирева. В эти же годы Бородин написал несколько романсов и комическую оперу „Богатыри”.

Сразу же после премьеры первой симфонии Бородин приступил к созданию Симфонии №2 („Богатырской”). Тогда же, в 1869 году, он начал писать оперу „Князь Игорь", работа над которой продолжалась до конца жизни композитора.

Одновременно с созданием замечательных музыкальных произведений Бородин вместе с выдающимися учеными Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым продолжал оригинальные химические исследования, в дальнейшем подготовившие создание пластмасс, преподавал в Медико-хирургической академии, стал одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — женских медицинских курсов.

Последними произведениями Бородина стали два струнных квартета, несколько ярких романсов, „Маленькая сюита” для фортепиано и программная симфоническая картина „В Средней Азии”. Музыка Бородина с большим успехом исполнялась в России и за ее пределами. По инициативе Листа, с которым Бородин познакомился в 1877 году, симфонии русского композитора прозвучали в Германии, а в 1885 и 1886 годах — в Бельгии.

Композитор умер 15 февраля 1887 года. Его незавершенные произведения (оперу „Князь Игорь”, две части третьей симфонии) закончили и подготовили к печати ближайшие друзья — композиторы М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Творчество Александра Порфирьевича Бородина

Опера „Князь Игорь”

В основе сюжета оперы-памятник древнерусской литературы XII века "Слово о полку Игореве". Эту тему предложил композитору В. В. Стасов. Работая над оперой, Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, музыку восточных народов.

Лирико-эпическая опера „Князь Игорь” во многом отличается от произведений других композиторов "Могучей кучки”. Массовые хоровые сцены, в которых участвует народ, поражают величием и монументальностью. Образ народа показан более обобщенно, он представлен сильным и спокойно-величественным. Героическую тему оперы дополняют лирические образы, символизирующие духовную красоту русского человека. Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими сольными эпизодами.

Основная идея литературного первоисточника-призыв к объединению русских князей-сохранена и в опере. Средствами музыки выявлены два главных конфликта-между русским войском и половцами, а также между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) представлены в увертюре. Опера обрамлена большими хоровыми сценами-Прологом и эпилогом. Содержание пролога-проводы Игоря и его войска на битву с половцами. Полон решимости и силы хор „Слава”. Колорит старины Бородин подчеркнул употреблением пентатоники.

Сцена солнечного затмения, показанная как вторжение в жизнь людей недобрых сил, изображена с помощью красочных музыкально-образных средств: хроматизмов, изысканных гармонических последовательностей, а также аккордов на степенях целотонной гаммы (подобно тому, как это сделал Глинка в сцене похищения из оперы „Руслан и Людмила”). В прологе представлена первая музыкальная характеристика Игоря. Интонации его партии мужественны и спокойны.

Пролог и первое действие — это экспозиция русского лагеря и завязка повествования. В центре I картины - образ князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Портрет "князя-босяка" (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разгуле, обрисован в его песне.

Буйству князя Бородин противопоставил музыкальную характеристику Ярославны во II картине первого действия. Она показана и как любящая жена, и как твердая, сильная духом правительница княжества.

Второе и третье действия оперы переносят слушателей в стан половцев, где страдают в плену после неудачного боя князь Игорь и его сын Владимир. Восточные сцены оперы отличаются красочностью гармоний и богатством музыкальных характеристик. Один из самых известных фрагментов оперы — хор и танец девушек-невольниц.

Следуя традициям Глинки, Бородин не упростил и не унизил оскорбления врагов. Хан Кончак показан в своей развернутой арии не только как дикий и жестокий завоеватель, но и как смелый и сильный воин, который умеет уважать достойного противника.

Одна из центральных сцен всей оперы — Ария Игоря из второго действия. Главный герой охарактеризован в ней наиболее полно и разносторонне. Ария написана в трехчастной форме с речитативным вступлением и окончанием. Основная героическая тема арии-мужественная, волевая, в ней звучит стремление к борьбе и воле.

Светлая лирическая средняя часть арии, обращенная к Ярославне, основанная на русских народно-песенных интонациях.

Четвертое действие оперы начинается арией -„плачем” Ярославны. Образ княгини здесь становится символическим, в нем обобщены страдания всей Руси, разоренной дикими ордами. Слова Плача взяты Бородиным из эпизода „Слова о полку Игореве”, наиболее близкого к народной поэзии. В мелодии слышны интонации древних народных плачей и причитаний.

Естественным продолжением плача звучит Хор поселян, подобный протяжным народным песням. Начинаясь единогласным запевом, песня постепенно обрастает выразительными подголосками, как это было свойственно исполнению песен в народе. Финальный хор, славящий вернувшегося из плена Игоря, завершает это выдающееся произведение русского оперного искусства.

Оперу” Князь Игорь " Бородин оставил незаконченной. После смерти композитора это произведение подготовили к постановке его друзья, в частности, М. А. Римский-Корсаков.

Симфоническое творчество

В симфонических произведениях — трех симфониях и музыкальной картине „В Средней Азии” — композитор, как и в опере „Князь Игорь”, воспевает патриотизм и могущество родного народа, изображает картины Востока и пейзажи. Темы его симфонических произведений основаны на народной песенности, гармонии отличаются свежестью и красочностью.

Наиболее выдающееся симфоническое произведение Бородина — Вторая „Богатырская” симфония, которая создавалась одновременно с оперой „Князь Игорь” и близкая ей по характеру и образами, так и по музыкальным языком. Название симфонии дал Стасов. Композитор говорил, что в первой части он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленной третий — нарисовать фигуру певца-сказителя Бояна, а в финале — сцену богатырского пира „при звуках гуслей, при ликовании великой народной толпы”. Все эти картины сочетаются общей идеей любви к Родине, к прославлению силы и могущества народа.

Богатырские образы наиболее ярко показаны в первой части, написанной в сонатной форме. Ее музыка вырастает из начальной темы.

Во второй части (Скерцо), написанной в трехчастной форме, богатырский размах представлен в более светлых, радостных тонах. Музыка поражает бурной энергией и силой. В средней главе Скерцо возникает лирическая тема, напоминающая об образах Востока.

Бородин, один из создателей русской классической симфонии, стал основоположником новой разновидности русской симфонической музыки — эпического симфонизма.

Вокальное творчество

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты А. С. Пушкина, А. Н.Некрасова, А. К. Толстого, Г. Гейне, а также на собственные стихи. По содержанию они очень разнообразны. В некоторых показаны образы народного эпоса и сказки („Песня темного леса”, „Спящая княжна”, „Морская царевна”), в других воплощены душевные переживания и тонкая лирика („Отравой полны мои песни”, „Для берегов далекой отчизны”), еще одна группа — юмористические миниатюры („Спесь”, „У людей-то в дому”). Композитор не стремился передавать в музыке речевые интонации, а создавал обобщенный образ, раскрывающий содержание текста. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия.

Сказочный фантастический образ показан в романсе „Морская царевна” на собственные слова композитора. Музыка рисует картину спокойной морской глади, полной обольстительного очарования. В партии фортепиано звучат яркие, красочные аккорды, передающие тихий плеск волн и игру света на воде.

Творчество Бородина, ставшее важным вкладом в русскую музыку, повлияло на многих композиторов конца XIX — начала XX века.

Читайте также: