Печорин герой или антигерой сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Михаил Юрьевич Лермонтов - автор психологического романа "Герой нашего времени", главным героем которого является Григорий Александрович Печорин. Он олицетворяет дворянское поколение того времени, показывает его с отрицательной стороны. "Герой нашего времени" - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии" - писал Лермонтов в предисловии к своему произведению. Печорин же - личность неоднозначная. За одни поступки его можно уважать, за другие - осуждать и даже жалеть. Но кто же Печорин: герой или злодей?

Печорин - богатый дворянин из Петербурга, офицер-прапорщик, служащий в петербургской гвардии. Он избалован роскошью и богатством, наслаждался тем, что можно было достать за деньги. Ему было дано для достойной жизни все, но ему было этого мало.

Можно говорить о том, что характер Печорина и его воспитание влияют на его поступки. Когда Григорий и Максим Максимыч встретились после долгой разлуки, Печорин проявил холодность по отношению к старому приятелю, чем его обидел. " Максим Максимыч хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку." Поэтому можно сделать вывод, что Печорин - холодный человек. Также он довольно скрытный: "Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен". Он никогда не открывает своих тайн, он желает, чтобы их отгадывали. Печорин обладает "резким охлажденным умом". Для него разум превыше эмоций и чувств, которые он старается в себе скрыть. " Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством", "Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами." Но в душе Печорин одинок. Он пытается показать всем и всюду, что он человек самодостаточный, что ему никто не нужен. Он закрылся от людей, отвергая любовь и друзей, от чего он сам же и страдает. Невероятную скуку в его жизни Печорин пытается убить любыми способами, в связи с чем он всегда ищет приключений. Он все время пытается испытать свою судьбу. Печорин рисковал своей жизнью, когда шел на свидание на лодке с ундиной. Девушка боялась, что Печорин раскроет их тайну, поэтому она должна была избавиться от свидетелей, что Печорин понимал. Но он все же пошел, осознавая возможные, весьма плачевные для него последствия.

Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.
Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни. не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Груш-ницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
“Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.
Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.
Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?
. Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии” Печоринство было типичной болезнью времени.

Настроение циклически колеблется

Мы согласны с утверждением, что творчество М.Ю. Лермонтова целесообразно рассматривать как религиозно-философскую систему [14]. В этом свете трактовка поступков и их мотиваций персонажей приобретает новый ракурс. В христианстве самым страшным пороком является скука. Печорин сам считает себя носителем этого порока, таким же его видели и окружающие. Так личная проблема переносится плоскость социальную.

2.2 Манипулятор или актуализатор?

Всегда ли на протяжении романного времени мы видим Печорина скучающим? Рассмотрим, как изменяется настроение и мироощущение Печорина во времени.

Интересно, что в этой главе противостояние – на равных. Попытка манипулировать присутствует с обеих сторон: Печорин пробует применить подозрительность (когда манипулятор начинает высказывать сомнения, заставляя человека оправдываться), насмешку и иронию (когда манипулятор насмехается над человеком, чтобы вывести его из равновесия), запугивание (обещая сообщить коменданту), ундина в ответ применяет технику ложной влюбленности…

Вероятно, привлекательными и вызывающими своеобразную романтизацию были такие качества, как: сила, смелость, жестокость.

Что стало причиной такой перемены – от ощущения полноты жизни до отрицания ее смысла? Страсть, любовь к Вере. Жизнь Печорина разделилась на две части: до и после отъезда Веры.

Печорин в сцене поимки пьяного казака-преступника действует как герой. Хотя основным мотивом было получение результата в эксперименте над собственной личностью.

Таким образом, продолжающаяся социальная дезадаптация проявляется в снижении нравственности. Печорин не брезгует грубыми методами: разжиганием страстей (алчность, зависть), подкупом, физическим насилием (кража из родительского дома и удержание в крепости Бэлы), т.е. ведет себя как антигерой.

Все персонажи в романе стремятся к достижению собственных целей и пытаются воздействовать на окружающих, и это соответствует тому, что происходит в реальной жизни. Главным вопросом при этом является: с какой целью происходит это воздействие, разрушения или созидания? С какой целью Печорин воздействует на других?

Печорин попытался измениться сам и сделать отношения более честными, открытыми, доброжелательными. В этом проявляется его сущность как героя (таблица 2).

Выявление отличительных особенностей манипулятора и актуализатора (по Э. Шостому) в образе Печорина в разное время его жизни

Манипулятор

(по Э. Шостому) [20]

Актуализатор (по Э. Шостому) [20]

1.Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). -Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему обычно присуща чистосердечность, выразительность. Он по-настоящему бывает самим собой.

Печорин испытывает неприязнь к Грушницкому и т.д.

Уважение к доктору Вернеру,

2.Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

2. Осознание (полнота жизни, интерес)

3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако при этом держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы)

Отношения с Верой;

Подготовка к дуэли и дуэль

Втягивание М.М. в авантюру с Бэлой

3.Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он хозяин своей жизни субъект, а не объект

Во всех эпизодах

4.Актуализатор относится к себе как к неповторимой личности, и потому всегда ощущает других людей такими же неповторимыми личностями

5. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым.

Записи в журнале от 14 июня:

Таким образом, одних ситуациях Печорин проявляет себя как манипулятор, в других – как актуализатор. Его психологическая ошибка заключалась в осуждении себя…

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя.

Исследование проблемы привело к следующим выводам:

Изучив внутренние мотивации поступков Печорина, мы проследили изменения не только во внешности, но ив действиях. При этом ключевой фигурой для понимания смысла является образ Веры. После ее отъезда действия Печорина приобретают более агрессивный характер, наблюдается социальная дезадаптация.

Образ Печорина был соизмерен с психологическими исследованиями, прежде всего, Э. Шостома, что позволило ответить на вопрос, является манипулятором или актуализатором. Образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя, что подтверждает выдвинутую гипотезу

Список использованной литературы

Бахтин М. Эпос и роман: о методологии исследования романа //Вопросы литературы. - 1970. - №1. - C.119-120.

Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени// Белинский В.Г. О русских классиках. – М.: Худож. лит., 1978. – 525 с.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1973 – С.227.

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // М.Ю. Лермонтов. Избранные сочинения / Ред. Кол.: Беленький Г., Николаев П. и др.; Сост.,вступ статья и примеч. В. Коровина. – М.: Худож.лит., 1987. - 623 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос.акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - С.35

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. - М.: Гослитиздат, 1957.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: От 57000слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

Фохт У.Р. М.Ю. Лермонтов. Логика творчества. - М.: Наука, 1975.

Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // М. Ю. Лермонтов в русской критике: Сб. статей. / Вступ. статья и примеч. Д. Зонова. — М.: Гос. изд-во Худож. лит., 1955. — С. 225-233


Дек 23, 2018 | 0 комментариев

Печорин герой или злодей, сочинение

Печорин — главный герой известного лермонтовского романа Герой нашего времени, которого изучают в школьной программе, и пишут сочинения на различные темы. Давайте же разберемся кем был Печорин. Он герой или злодей? Каков на самом деле его характер?

Каков характер Печорина? Он герой или злодей?

Перед нами стоит нелегкая задача, сложно ведь дать оценку персонажу, отличавшемуся сложным, двойственным характером. Лермонтов отмечает, что в Печорине сразу уживались два человека. Один из них думал и размышлял, а второй действовал решительно, и порой безрассудно. А вот Белинский действительно увидел в Печорине героя своего времени. Ему пришлось жить в третье десятилетие девятнадцатого века, в период особой жестокости, и который, ко всему прочему, отметился атмосферой общественного гнета. Но сам автор, в предисловии к своему произведению, говорит, что создал Печорина из всей совокупности существующих на тот момент пороков.

Печорин герой или злодей, сочинение

Каким увидели Печорина мы?

Если судить о характере Печорина, пытаясь понять, злодей он или герой, то стоит отметить, что это физически сильный человек, выносливый и красивый. Печорин умен, и способен размышлять на такие темы, как добро и зло, смысл существования, любовь и дружба. Он хорошо разбирается в людях. Только вот беда, человек родился не в свое время, он — лишний. Поэтому, как и многие его современники, проводит свою жизнь в томлении. Вместо того, чтобы ставить цели и их достигать, ему приходится растрачивать силы на непонятные поступки, которые недостойны человека с большой буквы. Так как Печорин не научился любить, он невольно причиняет боль окружающим, и даже не осознает этого. Ведь по своей сути он эгоист, индивидуалист и не способен сострадать.

Так что же в действительности получается? Печорин герой или злодей? Быть может мне и хотелось бы сделать конкретные выводы в данном сочинении, назвав Печорина злодеем, да вот только он не злодей. Печорин хоть и приносит страдания и беды окружающим, но делает это не со зла, и в конце концов страдает сам. Не могу с уверенностью сказать и то, что Печорин герой. По моему мнению настоящие герои не совершают таких поступков, за которые нормальному человеку становится стыдно.

Скорее всего это личность, наделенная умом, силой и энергией, образованный человек, не имеющий возможности применить свои умения и достоинства в существующем обществе. Просто Печорин родился не в свое время. Хотел любить — но не умел, был умен — но не находил своему уму применения, был силен и ловок — но и это оказалось никому не нужно. А если внутренний потенциал не находит своего выхода, то начинает причинять разрушения.

Можем ли мы обвинять в этом Печорина? Конечно же нет, но если и искать виновных, то скорее всего это будет общество, среди которого приходилось жить таким людям. И именно окружающее общество делало их такими черствыми, жестокими и хладнокровными.

Читайте также: