Паустовский телеграмма сочинение материнская любовь

Обновлено: 04.07.2024

В данном тексте Ю.Я.Яковлев рассматривает проблему взаимоотношений сына и матери. Какими же должны быть взаимоотношения родителей и детей? Почему дети часто воспринимают родительскую любовь как должное?

В начале текста автор рассуждает о детской привязанности ребенка к матери, о времени, когда маленький человек впервые осознает, что "самый необходимый человек на свете - мама". Это чувство глубокой привязанности через всю свою жизнь проносит рассказчик, которому любовь матери помогала пережить трудные военные годы.

Даже умирая от холода и голода в блокадном Ленинграде, мать пишет сыну письма, отдавая "последние капли своего тепла, последние кровинки". Автор заставляет читателя задуматься над истинным значением слов "материнская любовь".

Авторская позиция предельно ясна:любовь сына к матери проявляется в искренней нежности: "у меня для нее было слово - мамочка", в памяти: "до сих пор слышу ее негромкий голос".

Я согласна с автором в том, что для каждого ребенка важно чувствовать любовь родителей и отдавать любовь родным людям, потому что такие искренние взаимные чувства защищают нас в жизни, дают нам опору и уверенность.

Проблема взаимоотношений детей и родителей волновала многих писателей, поэтов, публицистов. Например, в повести К.Г. Паустовского "Телеграмма" рассказывается, как пожилая женщина на закате своих дней остается совсем одна: дочь выросла и уехала в Ленинград. В круговороте неотложных дел она иногда вспоминает о матери, но не беспокоится, не приезжает и даже не пишет. Спустя время Настя осознает свою ошибку, но уже слишком поздно - мать умерла. Читая эту повесть с щемящим чувством тоски осознаешь, насколько важно успеть показать родителям свою любовь, сказать все самое важное и, даже находясь далеко, не терять связь с самыми родными людьми на свете.

Еще одним примером, подтверждающим мою мысль, является повесть В.Г.Распутина "Последний срок", в которой автор рассказывает о последних днях жизни старухи Анны. Дети приезжают проститься с умирающей матерью, делают необходимые приготовлени к похоронам, их заботит, чтобы все прошло достойно. Но случается чудо - мать возвращается к жизни. Однако это не радует родных, потому что все готовы к похоронам. Анна же настолько любит своих детей, что готова не продолжать жить, умереть, чтобы не обременять их лишними хлопотами. Негодование вызывают герои этой повести, так мелочно и жестоко предавшие любовь матери.

В заключение хотелось бы сказать, что любовь между матерью и детьми должна жить до конца жизни. Чувство привязанности ребенка к матери естественно, дает ему мощную защиту в жизни, учит его доброте. В самые сложные минуты человек всегда ощущает материнскую поддержку. Недаром русская пословица гласит: "Нет лучшего дружка, чем родная матушка". И несомненно, мать достойна такой же глубокой, искренней ответной любви от тех, кому подарила жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Каждое художественное произведение несет в себе ценность и нравоучительный смысл. Чего не отнять у рассказа Константина Георгиевича Паустовского, так это его поучительности. При первом быстром прочтении мы видим трогательную короткую историю, только при углублении в которую можем заметить всю боль, вложенную автором.

Писатель рисует перед нами типичную картинку, которую можно встретить довольно часто в современном мире: отношения между дочерью и ее старой матерью.

Главная героиня, Катерина Петровна, жила одна в старом доме в глухой деревне Заборье. Ее дочь Настя переехала в Ленинград, работала секретарем в союзе художников, была так поглощена своими делами, что не находила времени ни на письма матери, ни на визиты к ней. Девушка стала заложницей сложившейся ситуации, но Катерина Петровна ее ни в чем не упрекала. Старушка понимала, что у молодых свои интересы. Это оправдание дочери показывает, насколько безгранично сердце матери. Она любит свою дочь и ждет ее, не смотря ни на что.

Сказать, что Настя черствая и равнодушная, нельзя. Натура этого персонажа противоречива и стоит рассмотреть ее подробнее. С одной стороны, девушка решает проблемы скульптора Тимофеева, раскрывает его талант, организовывая персональную выставку. С другой стороны, помогая чужому человеку, она забывает о родной матери, которая нуждается в ней больше, чем капризный скульптор.

И все же девушка приходит к пониманию того, как неправильно вела себя по отношению к Катерине Петровне, женщине, которая любит ее безгранично и преданно, вопреки всему. Настя бросает все дела и едет в Заборье, чтобы увидеться с мамой в последний раз, но не успевает, не застает ее живой.

Катерина Петровна последние деньки жила в ожидании дочери, но так и нее дождалась ее. женщина вспоминает счастливое прошлое, когда Настя была рядом. Тогда, как и сейчас, комнату ярко освещал огонь, было так уютно и хорошо. В те минуты женщина чувствовала себя по-настоящему счастливой. И как же мало ей нужно для этого теперь - просто чтобы дочь чаще приезжала, писала письма, рассказывала о себе. Это еще одно доказательство сильной любви матери к своей дочери.

Так что же мы получаем в итоге? Автор рассказывают историю о двух женщинах, которые любят друг друга больше жизни, но не живут вместе и страдают от этого.

Своим рассказом Паустовский хочет показать, как дети, загруженные вечными проблемами, не находят времени на родителей, неправильно расставляют жизненные приоритеты. Автор призывает не поступать так, ценить родных, заботиться о них, уделять им столько внимания, сколько требуется. Ведь дети и внуки - единственная радость стареющих родителей.

И Настя после смерти матери поняла, что самым близким для нее человеком была именно она. Теперь никто не сможет снять груз вины с души девушки.

Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что любовь матери - самое чистое и светлое, что есть на этой земле. Мама любит своих детей, и ей неважно, какие они. Она готова простить все, а в трудную минуту броситься на помощь, отдавая всю себя.

Сюжет рассказа не сложен и предсказуем, но он настолько трагичен и лиричен, что его нельзя воспринимать равнодушно. А значит, автор добился поставленной цели – достучаться до сердец своих читателей.

В рассказе идет речь о жизни пожилой женщины по имени Катерина и ее дочери Насти. Судьба этих героинь типична, таких примеров можно навести великое множество. Ведь то, что молодое поколение покидает деревни в поисках работы и лучшей жизни, уже никого не удивляет. А старики не могут оставить отцовские дома и доживают свой век в глубинках. Проблема, возможно, в разном мировоззрении поколений. Но автор не хотел мириться с этим, поэтому создал рассказ, в котором показывал, как ужасно может быть непонимание между родителями и детьми.

Катерина Петровна предана традициям, поэтому остается жить в мемориальном доме, который построил ее отец, именитый художник. А Настя – человек уже другого поколения. Она ищет лучшей жизни. В глухой деревне ей было скучно, и теперь она живет в шумном Ленинграде и работает в Союзе художников. Девушка поглощена своей работой и не находит времени на то, чтобы даже написать матери.

Рутина поглотила Настю, но ей, кажется, это по нраву. Катерина не винит дочь, а даже понимает ее. Ведь Настя – молодая, и у нее свои непонятные старикам заботы. Лучше не мешать – так думала героиня. Она просто терпеливо ждала встречи с дочерью. Автор показывает нам любовь и понимание матери к дочери.

Настя – более неоднозначный образ. Читая о страданиях пожилой женщины, нам хочется сразу ее осудить, признать плохим человеком. И это отчасти может быть так, ведь даже сама Настя не может себя простить в конце произведения. Но, автор не осуждает ее прямо, показывает разные ее стороны.

Настя – человек с прекрасным эстетическим вкусом, образованная, и кроме этого, она достаточно чуткая к проблемам других людей. Она спешит на помощь талантливому скульптору и помогает ему организовать выставку. В Ленинграде она смогла раскрыть свой потенциал, чего не достигла бы в деревне. Но подсознательно она чувствовала вину за то, что бросила мать одну. Поэтому она боялась приезжать домой, чтобы не видеть слез и не слышать укоров. Но, думаю, Настя ошибалась в этом. Катерина Петровна не стала бы укорять дочь, она просто хотела хотя бы изредка видеть ее. Через непонимание друг друга, недосказанность (Настя боялась укоров, Катерина боялась, что помешает) героини так и не увиделись в конце рассказа.

Автор нам показывает то, что важно уметь слушать и слышать друг друга, заботиться и понимать свою семью, а не отлаживать заботу о них на потом, потому что время так быстротечно.

Мункуева Соелма Бадмаевна

ВложениеРазмер
npk_vzaimootnosheniya_mamy_i_docheri_darima.docx 22.21 КБ
vzaimootnosheniya_materi_i_docheri.pptx 1.21 МБ

Предварительный просмотр:

МКУ УО Джидинского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Научно – исследовательская работа на тему:

Взаимоотношения матери и дочери

Работу выполнила Цыбенова Дарима,

ученица 11 класса МАОУ Петропавловской СОШ №1

Руководитель: Мункуева С.Б. ,

учитель русского языка и литературы

Ι. Основная часть

1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе…4

ΙV. Список использованной литературы………………….……………………10

Человек, который думает только о себе и ищет

во всём своей выгоды, не может быть счастлив.

Римский философ Сенека

В чем же актуальность моей исследовательской работы? На мой взгляд, проблема взаимоотношений, а именно духовной близости, родителей и детей сейчас очень остро стоит в нашем обществе.

Гипотеза: необходимо ценить и беречь любовь к родным людям.

Цель данного исследования:

1. Рассмотреть проблему взаимоотношений родителей и детей в русской литературе

4. Сравнить роль и значение взаимоотношений матери и дочери в обозначенных произведениях.

1.1. Проблема взаимоотношений родителей и детей в русской литературе

Например, в романе “Война и мир” “мысль семейная” подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни разные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.

Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.

В анализируемых произведениях дочери главных героинь стали заложниками мнимых ценностей, а тема о взаимоотношении матери и дочери, освещенная в рассказах, остается острой и сегодня.

В обоих рассказах речь идет о пожилых женщинах, доживающих свои дни в деревенской глубинке. У обеих героинь, которых даже зовут одинаково – Катеринами, есть взрослые дочери, проживающие далеко в городе. В рассказах довольно тонко передана суть взаимоотношений матерей и дочерей, но в каждом случае есть свои отличительные особенности, на которых мне и хотелось бы остановиться.

Немаловажным моментом в описании Насти становится тот факт, что художники звали её Сольвейг – за русые волосы и большие холодные глаза. Недаром автор использовал этот эпитет в описании героини, ведь глаза – зеркало души. Равнодушные пустые глаза говорят о холодном жестоком сердце. Стоит отметить, что Сольвейг – это героиня поэмы "Пер Гюнт" норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг – образ любящей женщины, всю жизнь ждущей своего жениха. Она ушла из семьи к преследуемому односельчанами Перу Гюнту. История Сольвейг известна своим финалом: более сорока лет героиня прожила в избушке, построенной Пером Гюнтом, в то время как он был вынужден бежать из леса, странствовал по миру и вернулся в Норвегию. Судьба подарила в конце жизни женщине за верность встречу с любимым, и он видит, что его дождалась только она. Так, если провести параллель между историей Ибсена и Паустовского, то Сольвейг стоило бы назвать Катерину Петровну, а не Настю. Возможно, Настя не знала историю Сольвейг, тогда она не думала бы лишь о внешней схожести.

Хотя образ Марии дается в рассказе довольно кратко и косвенно, можно сопоставить её с образом Насти. Мария, тоже городская жительница, в отличие от Насти, у нее есть дети. Несмотря на огромную занятость, она находит время ежедневно совершать пусть и короткие, но значимые для старой матери телефонные звонки. Становится ясно, что Мария периодически приезжает к матери, и в один из последних приездов привозит мобильный телефон. Также из контекста мы узнаем, что дочь готова забрать престарелую мать к себе в город – на это ей нужно лишь согласие самой Катерины. Таким образом, Мария изначально изображается автором в более мягком, чем героиня Паустовского, свете.

А в заключение хотелось бы сказать: «Не опоздайте сказать своим близким и родным людям, что любите их, что они дороги вам. Цените каждую минуту, проведенную с ними. Не забывайте, что эта связь хрупка, ненадёжна. Всё может неожиданно оборваться: и этот голос в трубке, и эта жизнь.

Читайте также: