Память есть сама жизнь сочинение прощание с матерой

Обновлено: 05.07.2024

1. Знакомство с характерными для прозы с реалистической доминантой, а также образами и приемами изображения человека.

2. Формирование представления о характерных особенностях эпохи, отражённых в произведении.

3. Обучение выражать личное отношение к событию, герою, авторской позиции в рассказах-предостережениях.

Доминанта – доминирующая идея.

Драматизм – крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Деревенская проза – направление в русской литературе 1950—1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Экспансия – расширение, распространение чего-нибудь за первоначальные пределы.

Список литературы

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Писатель родился в крестьянской семье в 1937 году. Детство он провёл в деревне Аталанка в Иркутской области. После школы он учился на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета.

Кроме темы Родины в повести звучит и проблема отношения человека к окружающей среде. Автор обращает внимание на бережное отношение к родной земле, заставляет задуматься о роли природы в жизни человека. Распутин показывает прощание с малой родиной как с одушевленным лицом.

Символично описание церкви в начале повести. По мнению Распутина, судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры. Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Правильный ответ: 1976 г.

Единичный выбор.

“Прощание с Матерой” – своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой.
В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти.
Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго

будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти.

Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации.
Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся.

Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков,

которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: “Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды”.

А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь “не как у всех” считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки.

Дарья вспоминает слова умирающего отца: “Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть”.
Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: “Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им?

А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества”.
Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий.

Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: “Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но “они не догонят.

Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она”.
Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: “Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится”. Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе.

И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой.
А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И не даром старики напутствуют молодежь: “Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой”. Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни.

И эта “облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни”.
Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры “нечистью” из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей.

Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова.

Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети.
Жителей Матеры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матеры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему.

Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям.
Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи.

Матёра повторила судьбу заброшенного на острове храма, символизировавшего разрушение многовековых устоев крестьянской жизни. Для деревни, просуществовавшей на острове триста лет и видавшей не одно поколение, настала последняя весна.

Жить по совести, чтобы потом вспоминали с гордостью, — вот, чему учила праведница, запомнившая наставление своего отца, молодое поколение. Но её внук Андрей, считающий, что человек — царь природы, был готов собственными руками затопить остров и навсегда стереть его с лица земли, с чем Дарья не могла смириться. Простоватый Петруха вовсе готов был сжечь “отцову-дедову избу”, дабы получить три тысячи наличными. Эгоизм, преследование личной материальной выгоды наполняли его черствую душу. Без зазрения совести он спалил дом, который причислили к памятникам народного зодчества, а вместе с ним похоронил и память о прошлом. Клавка Стригунова, всем сердцем ненавидящая Матёру, также бездушно обошлась со своей избой. Судьба каждого в этом селении была предопределена: “Отсюда и пойдет [огонь] дальше, ничем, никаким миром от него не спастись. ”. Хозяин острова, таинственный зверек, видел дымы над материнскими лесами, дымы над кладбищем, но никакими силами он не мог остановить надвигающийся “конец света”, даже больше — он смирился с ним. Лишь вековой листвень продолжал упорно стоять даже после нескольких попыток санитарной бригады снести его. Могучими корнями он впился в землю и не собирался отдавать остров, как старики, на которых держался весь род Матёры. Его зеленая крона символизировала молодое племя, устремлявшееся в будущее, а ствол — родителей, которые даровали жизнь детям и служили им опорой. Без корневища и ствола нет дерева, как и без памяти о прошлом - будущего. Праведница Дарья светло почитала предков, чем не могла не вызывать уважения к себе: в конце повести она через силу убирала родительский дом, выбеливала стены печи, не прося ни у кого помощи. Вместе с еще несколькими старожилами старушка до последних минут не покидала остров, оставаясь преданной своей малой родине: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Валентин Распутин утверждает, что память о прошлом всегда должна оставаться в сердцах. Уроки, вынесенные из жизни предыдущими поколениями, должны помогать молодым людям не оступиться и не совершить глобальную ошибку. Утрачивая связь с корнями, люди рушат будущее, что приводит к трагическим последствиям. Человек в попытках построить новое в оторванности от старого теряет свою душу, самого себя, становится душевно черствым и озлобленным на мир человеком.

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

Тема повести

Есть сразу несколько проблем, которые автор кратко обозначает в процессе повествования:


  • взаимодействие нескольких поколений;
  • человеческая совесть;
  • поиск своего места в мире и смысла жизни.

И это еще не вся проблематика повести, ведь каждый читатель находит в действиях персонажей что-то уникальное.

Первый же тревожный звоночек появляется в сцене, когда жители деревни узнают, что строители начали разрушать местное кладбище, беспощадно снося могилы их родных и близких. И тогда очевидно становится, что пути назад нет.

В жизни каждого из этих людей наступает самый ответственный момент в жизни. Деревня делится на два импровизированных лагеря:

  • Молодежь, поддерживающая идею переселения жителей.
  • Старики, которые чтят прошлое и свои традиции и не желают съезжать из родных домов.

Молодежь только рада уехать из глуши и жить в большом городе. Автор акцентирует внимание на их безнравственных и бессовестных поступках. Они со слепым удовольствием жгут собственны дома. Ими движет желание поскорее начать наслаждаться городской жизнью, перебраться в тесные городские квартирки.

Старшее же поколение относится к ситуации совершенно иначе. С горьким сожалением они смотрят на некогда родную землю, на кладбище, где покоятся их родственники и друзья. Совесть стариков не дает им спокойно покинуть деревню без мысли, что они предают свое прошлое. Чувство вины не отпускает их, поэтому они готовы на все, чтобы защитить родную землю. Поведение молодежи кажется им кощунственным и бессовестным.

Читайте также: