Падение престижа профессии учителя сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье автором рассматриваются причины снижения социального статуса учителя и пути решения данной проблемы.

Содержимое публикации

СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА УЧИТЕЛЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

А.В. Назарова

Учитель биологии

Проблема статуса педагога является предметом междисциплинарных исследований: социологии, психологии и социальной педагогики. В последнее время эта проблема обозначилась и в педагогической науке, однако, особого внимания этой проблеме в педагогических исследованиях не уделялось. [5]

Профессия учителя характеризуется ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства. Какие результаты труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра.

От педагога, сосредоточенного на своих бытовых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повышенного стресса, тревожного, закомплексованного, конфликтного, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Как выглядит учитель в глазах современного общества? Это или фанатик своего дела, воспринимаемый окружающими как "человек со странностями", или неудачник, который не смог добиться ничего, кроме жизни на низкую зарплату. И все это вместо глубокого уважения, которым должны по праву пользоваться люди данной профессии. Такое положение в профессии привело к тому, что из школ практически совсем ушли мужчины-педагоги.

Современное общество предписало педагогам много новых, порой несвойственных их званию функций и ролей. Рыночные реалии существенно изменили отношение к образованию, вызвали появление новых требований к образовательной системе.

За последние годы наблюдается снижение престижа профессии и массовый отток учителей, вызванный различными факторами, из них: низкая заработная плата, выход на пенсию, отсутствие оптимальных условий работы, а также неуважение со стороны общественности.[2]

Целью настоящего исследования было изучение проблемы снижения социального статуса учителя в российском обществе.

Задачи исследования:

выявить факторы, влияющие на статусную позицию учителя;

провести анализ социального статуса учителя;

выработать основные направления оптимизации (повышения) социального статуса современного учителя.

За последнее десятилетие сформированное отношение государства и общества к профессии учителя парадоксально. Этот парадокс заключается в официально значимости учительского труда и его роли в государственном устройстве — с одной стороны, а с другой - продолжение падения привлекательности этой профессии для общества.

Специфика социального положения современных учителей обусловлена многими факторами. Прежде всего, это связано с внешними факторами – неспособностью государства обеспечить достойное существование представителям данной профессии, недостаточным финансированием школы, отсутствием форм дополнительного материального стимулирования учителей, перегруженностью педагогов, так и внутренними, связанными с процессами, происходящими в профессиональной среде учителей. [8]

Отмечу, что в общественном сознании невысокий статус учительской профессии в значительной мере обусловлен низким уровнем материального положения учителей.

Рассматривая проблемы оплаты учительского труда, необходимо заметить, что в новой социально-экономической ситуации проявилось экономическое неравенство педагогов, связанное с региональными особенностями и появлением разных типов школ.[8] Так, нагрузка, считающаяся во всем мире оптимальной, в принципе, соответствует нашей учительской норме в 18 академических часов в неделю. Но в России работать на одну ставку невозможно так, как оплата невысока: от 7 тысяч рублей в малых городах и до 30 тысяч в Москве и Санкт-Петербурге. Для сравнения, во Франции учитель при нормальной нагрузке зарабатывает 2000 евро. В России учитель поставлен перед выбором между творческой самореализацией и необходимостью выжить. Существует малая доля преподавателей, кто может работать на двух ставках и при этом еще повышать свой уровень.

Существенные перемены происходят в системе образования, связанные с тем, что учитель, в условиях доступности информации, перестаёт быть главным источником знаний. Состояние кажущегося снижения его социальной ценности, как носителя уникального опыта, некоторыми педагогами воспринимается крайне дискомфортно. В итоге, у части педагогов, наблюдается понижение мотивации к профессиональному росту, снижается уровень личностной самооценки, что противоречит требованиям реформирования российской школы. [7]

Изменение социального статуса учителя в современной России исследователи характеризуют, как нисходящую групповую мобильность учительской страты. Как показывают различные исследования, профессия учителя стала весьма не престижной. Например, по данным Фонда общественного мнения за 2010 год, в восприятии большинства россиян в школах стало работать меньше хороших учителей. [1]

В 2012 году Центром социологических исследований МГУ им. Ломоносова было проведено исследование. Одной из задач исследования являлось изучение социального статуса учителя в современном российском обществе. [8] В опросе о статусе профессии учителя и его динамике учувствовали: учителя, директора школ, руководители органов управления образованием и родители учащихся. Респондентов просили охарактеризовать, как, с их точки зрения, общество оценивает учительскую профессию.

Итак, доля респондентов считающих, что общественная оценка профессии учителя низка составляет 66,5% учителей и 60,7% директоров. О средней оценке заявили 28,8% учителей и 35,4% директоров, о высокой — лишь 2% опрошенных обеих групп. Мнения руководителей разделились примерно поровну между средней и низкой оценками (соответственно 48,8% и 48,1%).[8]

Лишь 11,5% родителей будут советовать своим детям, внукам, родственникам, друзьям избрать профессию учителя. Не станут этого делать -58,0%, затруднялись ответить 21%, не дали ответа в анкетах —9,5% опрошенных, т. е. 88,5% родителей по разным причинам не видят в профессии учителя привлекательную сферу.[8]

В настоящее время наблюдается большой процент молодых людей, выбравших профессию учителя из-за отсутствия выбора. Молодые учителя проявляют большую готовность к смене профессии и уходу из школы по причине неудовлетворенности условиями. Если учесть, что лишь незначительное число работников сферы образования готово рекомендовать своим близким избрать профессию учителя перспектива пополнения учительских кадров оказывается весьма неутешительной.

По данным социологического исследования, Новосибирского государственного университета о ценностных ориентациях школьников было выявлено, что на первое место в лестнице профессий, оцениваемых обществом выше, чем учительская, они ставят профессию врача (62,2%), на второе место вышла журналистская профессия (28,5%); а на третье - представители торговли (9,3%).[7]

По итогам опроса о причинах неудовлетворенности учителей своей профессией, выяснилось, что самой важной они считают отсутствие внимания к материально-бытовым условиям жизни (27,6%), за ней отсутствие заметных успехов (14,6%), неудовлетворительную материально-техническую базу школы (14,1%), низкий уровень научно-методического обеспечения работы учителя (13,3%), диктат руководства (12,6%), низкую заработную плату (12,3%), морально-психологический климат в коллективе (3,2%), а также отсутствие условий для творческой работы (2,3%).[7]

Следовательно, учителя, прежде всего не удовлетворены социальным положением и средой деятельности (школой, бытовыми условиями жизни). Не случайно этот вывод четко прослеживается в ответах учителей, касающихся вопросов о жилищно-бытовых условиях. Выяснилось, что за последние годы не улучшили свои жилищные условия и очень нуждаются в этом 29,6% учителей; 26,6% проживает на съемном жилье; 7,6% учителей живут в общежитии;26% получили квартиру своими силами;9% учительских семей, получили государственные квартиры (часто по месту работы мужа) и 1,2% построили кооперативные квартиры.[7]

Таким образом, исходя из результатов исследований рассмотренных выше, можно сделать вывод, что на сегодняшний день социальный статус учителей России чудовищно занижен, и этому способствует совокупность различных социальных факторов. Безусловно, со стороны руководства страны необходимо предпринимать меры по исправлению сложившейся ситуации.

Я считаю, что повышение статуса педагогических работников – комплексная задача. И на ее решение требуется довольно большой период времени. Так, как в современных условиях положение в обществе и уважение к профессии, в значительной степени зависят от экономического положения, то в области стимулирования труда учителей, во-первых необходимо ввести новую систему оплаты, ориентированную на результат обучения.

Во-вторых, необходимо довести заработную плату до среднего показателя по экономике в стране, а также расширить систему материального поощрения (гранты, конкурсы).

В-третьих, необходимо отрегулировать вопросы, связанные с установлением единой надбавки к должностному окладу за ученые степени и звания.

В-четвертых, необходимо создать систему социальной защиты педагогических работников. Обеспечить преподавателей льготами, достойной пенсией, а также удовлетворительным жизненным уровнем их семей. [7]

В-шестых, предпосылкой гражданского и профессионального роста учителей является улучшение условий и упорядочение режима труда и отдыха.[7]

В-седьмых, важно внедрять программы по выдаче служебного жилья молодым специалистам.

Что касается области повышения престижа профессии учителя, то нужно разработать особые меры по пропаганде позитивного образа учительства в СМИ, том числе расширение объема телевизионных передач, касающихся российской системы образования. Так же необходим комплекс мероприятий социальной рекламы, направленной на повышение социального статуса педагога, позиционирование педагога как креативного профессионала, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.[6]

В заключение, хотелось сказать, что проблем, связанных со снижением социального статуса учителя, огромное количество, и они требуют обязательного всестороннего изучения и решения на государственном уровне. Изменить сложившуюся ситуацию можно только при взаимодействии экономических, политических и социальных составляющих.

Список литературы

Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителя // Социологические исследования. 2000. № 1.-70 с.

Филиппов А.А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современной России: автореферат дис. канд. c оциолог. наук.- Пенза, 2012.- 28 с.

Шепелева О.В. Формирование профессионального статуса будущего учителя в период его обучения в вузе: автореферат диссертации канд. Пед. наук -Магнитогорск, 2002.-174 c .

Одной из современных проблем системы образования Российской Федерации является проблема низкого престижа педагогической профессии.

Согласно определению И. В. Воробьевой престиж профессии определяется как авторитет, уважение к профессии со стороны общества, репутация профессии в социуме, её положение в иерархии относительно других профессий в представлениях людей.

Среди материально-финансовых причин выделяют низкий размер оплаты труда педагогических работников, несоизмеримый с выполняемыми ими функциями и трудозатратами. М. Р. Хуснутдинова в своем исследовании престижности профессии педагог в разных регионах России установила, что большая часть учителей (84%) считают оплату своего труда неконкурентоспособной по сравнению со средней зарплатой в регионе. Исследования подтверждают, что люди, работающие учителями, в большей степени подвержены эмоциональным стрессам и профессиональному выгоранию.

В профессиональные обязанности учителя входит не только организация образовательного процесса, но и методическая работа, работа, связанная с проверкой дневников и тетрадей, с подготовкой к аттестации и переаттестации.

Среди психологических причин, приводящих к тому, что выпускники общеобразовательных школ не хотят учиться на педагогов, и выпускники педагогических профессиональных образовательных учреждений не хотят работать по специальности, можно назвать отсутствие у них необходимых навыков, которые позволят эффективно осуществлять работу: коммуникативность, мобильность, социальная активность, креативность, толерантность. Профессия учитель так же требует наличия эмпатических способностей и моральных качеств: человечности, доброты, душевного тепла, любви к детям.

Список использованных источников

Воробьева И. В. Престиж профессии учителя / И.В. Воробьева // Вестник РГГУ. - 2014. - №1. - С. 247-255.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Всё в жизни начинается со школы, в школе же всё начинается с учителя. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву стоит имя учителя, который помог им открыть своё призвание, научил любить труд, Родину, сформулировал черты мужественных и честных людей.

Учительская профессия гумманистична. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу человека. Голова успеет поседеть, пока учитель сможет увидеть реальные плоды своего великого, благородного труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит. Великое множество людей, воспитанных им, до конца дней своих благодарны ему за прекрасные часы своей жизни – часы ученичества.

Есть в школе уроки математики, русского языка, химии, астрономии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но учитель учит всёму этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно, повседневно каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он в гневе и покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает детей, людей всём своим обликом и поведением.

Звание учителя во всё времена считалось почётным, поэтому его труд всегда был подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир знаний, наставляет их, учит их, как жить. Неслучайно, если хотят отметить в ком-нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель.

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Горжусь я и мучусь –

А теперь настало время, и о престиже учителя задумались в государственном масштабе.

… И вот этот год наступил.

21 января 2010 года Президент Дмитрий Медведев дал официальный старт Году учителя в России. Торжественная церемония открытия проходила в Санкт –Петербурге в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.

Они коснутся проблем современного учительства и подготовки преподавателей, то есть должно произойти реформирование системы педагогических кадров в РФ.

И разработанные 5 проектов, о которых рассказал Минтимер Шарипович, и конкурсы среди студентов и учителей школы, и многие другие мероприятия направлены на поднятие престижа профессии учителя и раскрытие творческого потенциала.

Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Настоящий учитель строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному результату.

Однако, несмотря на все трудности, никто не собирается оставлять преподавательскую деятельность, так как на другой стезе себя просто не видит.

Итак, Год учителя начался.

Да, будущее всегда интересовало, будоражило умы и учёных, и писателей.

Заработная плата: главная проблема

У профессии учителя есть определенные преимущества, которых не хватает другим, такие как хорошая гарантия занятости, в среднем меньшее количество рабочих часов и больше выходных. Однако оплата труда остается очевидным препятствием, мешающим выигрывать битву за интерес абитуриентов.

Разрыв в доходах особенно очевиден в таких странах Латинской Америки, как Бразилия, Перу и Чили. Заработная плата педагогов здесь в два и более раза ниже по сравнению с другими профессиями. Самая тяжелая ситуация в Эквадоре и Мексике, где эта разница составляет 77% и 83% соответственно.

Следует также отметить, что доход учителей на протяжении всей карьеры существенно не возрастает, что еще сильнее снижает шансы превращения профессии в более конкурентоспособную на рынке труда.

Проблема инфраструктуры

Зачастую латиноамериканские школы испытывают недостаток даже в основных средствах обучения. В среднем в 74% школ в 15 странах Латинской Америки не хватает лабораторий для занятий естественными науками, в 54% – нет учительской, в 20% – отсутствуют душевые или же их состояние удручающе плохое, в 16% – нет кабинета директора.

Проблема усугубляется еще и расположением школ. В отдаленных от города поселках и неблагополучных районах в Эквадоре работают 24% учителей по сравнению с 9% представителей иных профессий; в Перу это 12% и 4% соответственно; в Бразилии – 10% и 3%.

В совокупности с низкой заработной платой все это отпугивает молодых людей от профессии педагога, поскольку предлагаемых льгот и преференций недостаточно для компенсации обозначенных минусов.

Итак, кто выбирает профессию учителя?

Еще одной серьезной проблемой является то, что в отличие от стран с высоким качеством образования, таких как Сингапур или Южная Корея, в Латинской Америке педагог – это одна из профессий, к которым проще всего получить доступ. Это приводит к тому, что все больше молодых людей идут в учителя не по призванию или осознанному выбору, а потому, что это их единственный шанс получить высшее образование.

Лучшей иллюстрацией этой проблемы является Перу, где в вузы и колледжи на педагогические направления принимают 69% абитуриентов по сравнению с 42% прошедших испытания на другие факультеты.

В итоге многие студенты-педагоги в международных исследованиях показывают более низкие баллы, чем их сверстники, обучающиеся в других академических областях: в Перу – на 12% ниже, в Колумбии – на 6%, в Мексике, Коста-Рике и Бразилии – на 5%. Для сравнения, учителя в Германии получают более высокие оценки, чем другие студенты, на 11% чаще.

Раньше учителя были символом престижа в глазах общества. Их знали как высокообразованных людей, в некоторых случаях они пользовались такой хорошей репутацией, что выдвигались на публичные должности, становились судьями.

Что же произошло? Что побудило молодых людей рассматривать эту профессию как карьеру для троечников?

Образовательная экспансия ХХ века. Цена и последствия

В результате практически все страны Латинской Америки должны были фактически единовременно вывести на работу тысячи новых учителей. Правительства искали способы сделать это быстро. Так появились заочные программы и очень короткие курсы подготовки педагогов, что, разумеется, не могло не сказаться на качестве образования.

Вдобавок к этому в 1980-х годах Латинская Америка пережила экономический кризис, последствием которого стало резкое снижение оплаты труда, причем у педагогов – в большей степени, чем у кого бы то ни было. К примеру, в Эквадоре учителя лишились до 67% своих доходов.

Таким образом, к потере престижа профессии учителя привели снижение качества подготовки кадров и падение заработной платы.

Нельзя обучать большие массы людей, не вкладывая средства в достойную начальную подготовку, поступаясь качеством, не тратя средства на зарплату или улучшение условий труда. Но правительства и общество решили иначе, что и привело к столь печальным результатам.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: