Отношение к позиции автора сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

отношение к позиции автора

Дорогие друзья, пишем свое отношение к позиции автора ЕГЭ по русскому языку. В этой статье мы расскажем, как написать о своем отношении к мнению автора. Этот фрагмент завершает основную часть сочинения, находясь перед заключением. Выпускник должен не только выразить согласие или несогласие с мнением автора текста, но и обосновать его. Этот элемент сочинения представляет собой логически выстроенное рассуждение, выделенное в отдельный абзац. Поэтому к его написанию нужно отнестись серьезно. Да, этот критерий может принести всего один балл, что кажется каплей в море в общей сумме баллов. Но стоит представить, что кто-то обошел вас на один балл и имеет преимущество при поступлении. Поэтому, дорогие выпускники, не разбрасывайтесь баллами, а ищите возможность увеличить их любыми способами.

Итак, выясним особенности написания собственного мнения по проблеме текста.

Что такое собственное мнение в сочинении?

Собственное мнение — это ваша точка зрения на ту мысль, которую выразил автор текста. В этой части сочинения нужно не просто написать свои мысли, а связать их с проблемой и авторской позицией. Согласно критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно не просто выразить свое мнение, но и обосновать его. Обосновать свою точку зрения — значит привести другие, подтверждающие или опровергающие предложенную точку зрения доводы.

Варианты выражения собственного мнения

В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.

Согласие

Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины:

  • Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
  • Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
  • Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
  • Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
  • Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
  • Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.

Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:

  • С автором трудно не согласиться.
  • Я поддерживаю автора в этом вопросе.
  • Я согласен с мыслью автора.

Несогласие

Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:

  • Я считаю, что автор не прав.
  • Мое мнение отличается от мнения автора.
  • Я думаю по-другому.

Частичное согласие

Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее:

  • Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
  • Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.

Структура собственной позиции

Собственное мнение в сочинении выступает как его отдельный элемент, имеющий свою структуру. Соглашаясь с автором или опровергая его, вы рассуждаете над обозначенной в первом абзаце проблемой. Поэтому и похоже оно на мини-рассуждение, включающее такие части: тезис, аргумент, вывод.

  • Тезисом будет утверждение или опровержение авторской позиции, т.е. первое предложение. Здесь достаточно даже того, что вы выразите согласие или несогласие формально. Это уже и будет тезис.
  • Аргумент — это доказательство ваших взглядов. Я согласен, потому что… Достаточно привести один пример, но он должен быть весомым, ясным и убедительным. Не стоит сильно углубляться в рассуждение и писать целую страницу по обозначенной трчке зрения. Излагайте мысли кратко, четко, конкретно.
  • Вывод — последнее предложение абзаца, в котором обобщается сказанное в подтверждение собственного мнения. Просто подведите итог того случая, о котором говорите, или заключите тем, как характеризует человека такой поступок. Здесь нужно говорить о каждой конкретной ситуации, общие шаблоны неуместны.

Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?

Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой возникли новые вопросы: что же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.

Общеизвестные факты

Жизненный опыт

Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.

Литературные произведения

Фильмы

Научные данные

Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.

Народная мудрость

Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.

Логические рассуждения

Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.

Мнения авторитетных людей

Выразим собственное мнение вместе

Допустим, автор текста считает, что талант нельзя купить за деньги или продать. Это дар, данный человеку Богом. Какие можно привести примеры?

Мы надеемся, что этот подробный разбор поможет вам избавиться от непонимания и неуверенности. Если же какой-то момент так и остался непонятным, напишите нам. Мы обязательно поможем разобраться.

Что представляет из себя позиция автора в сочинении ЕГЭ? Это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Только что, используя вопросно-ответную форму, я сформулировала проблему этого материала и мою позицию, которую здесь буду излагать. Вот такой простой, приятный и универсальный способ выявления позиции автора. А теперь о том, какие есть проблемные моменты в формулировании авторской позиции, подсказки для ее оформления и ошибки, за которые снимают баллы, подробнее.

Ещё раз о главном: проблема текста и позиция автора теснейшим образом связаны. Если проблему вы сформулировали в виде вопроса, то ответ на него – это и есть авторская позиция. В ней не нужно упоминать имена героев или конкретные события, указанные в тексте. Это обобщенный нравственный урок, который хочет преподать писатель. Его позиция может быть выражена прямо с помощью обращения к читателю, выводов, к которым он приходит (чаще всего в конце текста), или косвенно. Например, в поступках или мыслях героев, с помощью различных художественных средств: сравнений, метафор, аллегорий и т.д. Указывают на авторскую оценку побудительные предложения, риторические вопросы или восклицания, вводные слова, оценочная лексика.

Вводить в сочинение позицию автора можно так:

Для того чтобы разобраться, как лучше выявлять и формулировать позицию автора, давайте пойдем от обратного и обсудим 5 ошибок, которые выделяют эксперты ЕГЭ и за которые отнимают 1 балл по критерию К3.

Ошибка 1: в сочинении отсутствует формулировка авторской позиции.

Такое случается, если вы не знакомы с планом сочинения по русскому языку формата ЕГЭ, или испугались, запутались и не обратили на этот пункт внимания, или просто повторили формулировку проблемы, но ничего не сказали об авторской оценке.

В предложенном тексте рассматривается проблема негативного воздействия человека на природу. Я согласен с позицией автора и хочу доказать это примером.

Ошибка 2: позиция автора дана по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении.

Если в предложенном тексте несколько проблем, будьте осторожны, формулируя авторскую позицию. Выбирайте только те утверждения и оценки, которые соответствуют выбранной вами проблеме, а не все подряд. Иначе вы нарушите логику изложения мысли в сочинении.

В тексте говорится о проблеме роли детских воспоминаний в жизни человека… Позиция автора такова: для каждого важен родной дом, даже если он давно покинут. Это место, где мы чувствуем себя счастливыми, нужными, значимыми.

В позиции автора говорится о проблеме значимости родного дома (малой родины) в жизни каждого, но никак не о роли детских воспоминаний. Минус балл.

Ошибка 3: позиция автора сформулирована слишком широко или неточно.

Не ходите вокруг да около, не пытайтесь набрать требуемый объем слов в сочинении общими фразами. Особенно они неуместны в позиции автора, где от силы должно быть 2 предложения. Но формулировать их нужно четко, не подменяя мысли автора повтором ваших идей, высказанных в комментарии.

Что такое подвиг и способен ли каждый совершить его. Автор убеждает нас в том, что война – это тяжелейшее испытание для всех и каждого. Солдаты на передовой рискуют жизнями ежедневно, люди в тылу борются с голодом и отчаянием.

В позиции автора говорится о войне, ее тяготах, но нет ни слова о подвиге. Минус балл.

Ошибка 4: подмена позиции автора неподходящей цитатой из текста.

Само предложение может и содержит переживания, мысли автора, но никак не отражает его позицию. Кроме того, в этом случае присутствует ошибка смешения прямой и косвенной речи. Минус 2 балла (позиция автора + грамматические нормы).

Ошибка 5: подмена позиции автора мнением героя-рассказчика.

В предложенном тексте А.П. Чехов поднимает проблему важности оправдательных приговоров… Автор считает, что, даже несмотря на неопровержимые доказательства вины, преступника можно оправдать. Я не согласна с его позицией…

Рассказ ведется от лица садовника Михаила Карловича. Именно он воспринимает с восторгом оправдательные приговоры. Автор же показывает…

А теперь давайте немного разомнемся. Перед вами текст, который надо проанализировать. В качестве тренировки прочитайте его и укажите в комментариях к материалу правильную позицию автора. Можете выбрать другую проблему, их здесь несколько. В бой!

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод первичных баллов во вторичные делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.


Что такое позиция автора? Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется - 15 минут времени, шаблон для написания сочинения с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция - это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать. Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения - читайте текст еще раз. Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: "Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?". Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

Автор уверен, что .

Читая текст, я понял позицию автора. Он считает, что .

Позиция автора выражена открыто: .

Позиция автора очевидна: .

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание "позиция автора" можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Приведем пример

Читая текст, я понял позицию автора. Он считает, что человек должен заботиться о природе, потому что природа - главное богатство. Автор уверен, что нынешнее поколение делает недостаточно для сохранения окружающей среды.

Лайфхак

Как человек, несколько месяцев назад сдавший ЕГЭ на 100 баллов, дам совет. Читая текст, сначала напишите позицию автора, а потом уже проблему. Речь идет про черновик. В чистовом варианте проблема идет сразу после вступления, позиция - после комментария. Запутались? Смотрите шаблон.

Многие сначала формулируют проблему и из-за этого путаются, выражая верную позицию, но по другой проблеме. Лучше "подогнать" проблему под позицию. Когда начнете писать сочинения, поймете, о чем я говорю.

Читайте также: