Отношение автора к герою в романе преступление и наказание сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ф.М. Достоевский - гениальный писатель, классик русской литературы. Он создал ряд романов, потрясших массового читателя в России 19 века. Кроме того, почти все произведения Достоевского очень популярны за рубежом. Имя этого писателя ассоциируется с Россией, ее загадочной русской душой.

Убийца… Такой приговор Раскольникову выносит каждый, кто прочитывает роман. И автор не спорит с этим. Но этим определением писатель не исчерпывает характеристику своего образа. Ведь Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, о причинах и следствиях поступков.

Достоевский мастерски подходит к вопросу изображения души героя. Он постепенно разворачивает перед нами картину внутренних переживаний Раскольникова, сравнивая его состояние с состоянием душевнобольных. Но, в то же время, писатель пытался объективно показать действительность. Таким двусторонним подходом Достоевский желал подчеркнуть сложность психологии человека. Он убеждал читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон.

По ходу сюжета романа Достоевский подводит читателя к выводу, что преступление – это не то, что нам кажется. Писатель хочет показать, что жестокое убийство старухи-процентщицы может быть актом милосердия по отношению ко всему остальному миру, а падение женщины в бездну позора (Сонечка Мармеладова) – это не что иное, как самопожертвование. Также Достоевский утверждает, что суд совести намного страшнее суда людей. Он показывает, что наказание – совсем не то, что кажется постороннему наблюдателю.

Все, наверное, думают, что старуха-проценщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она, конечно, могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека. Она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что её убийство принесёт больше пользы, чем вреда. Что после смерти этой женщины освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залоге. Ведь старуха была ростовщицей, а попасть в лапы такого рода людей – большое несчастье для любого. Так разве ж можно судить моего героя после этого?

Вот так в романе автор защищает своего героя, понимая, что преступление и наказание закономерно равнозначны по своей губительности. Во время убийства нравственно умирает и жертва, и палач. Поэтому Достоевскому настолько жалко Раскольникова, насколько он его презирает.

Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, классик русской литературы. Он создал ряд романов, потрясших массового читателя в России 19 века. Кроме того, почти все произведения Достоевского очень популярны за рубежом.

Имя этого писателя ассоциируется с Россией, ее загадочной русской душой.
Среди произведений Ф. М. Достоевского, по моему мнению, особенно выделяется роман “Преступление и наказание”. Он рассказывает о душевных скитаниях Родиона Раскольникова. Этого героя мучают угрызения совести после убийства старухи-процентщицы

и ее сестры.
Душевный мир Раскольникова был настолько великолепно выписан автором, что Достоевского всерьез подозревали в совершении подобного убийства. А после выхода в свет романа “Игрок” все были уверенны, что и сам Федор Михайлович проигрывает целые состояния, что его жена, видимо, уже не помнит себя от горя, что они находятся в совершеннейшей нищете. Но на самом деле все обстояло не совсем так.

Да, Достоевский играл, но не так расточительно, как его персонаж. В своем герое писатель в гротесковой форме описал последствия этого увлечения, что, возможно, и спасло самого Достоевского от неминуемой

гибели в долговой яме. Но с тех пор, как в персонаже проявились личностные черты самого писателя, все герои произведений Достоевского воспринимались читателями не иначе как точными “слепками” состояний и действий автора.
Просто дело в том, что Достоевский умел потрясающе перевоплощаться в своих персонажей, он писал от их имени, он пытался, как хороший актер, вжиться в роль. Поэтому, когда на страницах журналов опубликовался роман “Преступление и наказание”, все, естественно, были уверены, что Достоевский – убийца.
Убийца… Такой приговор Раскольникову выносит каждый, кто прочитывает роман. И автор не спорит с этим. Но этим определением писатель не исчерпывает характеристику своего образа.

Ведь Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, о причинах и следствиях поступков.
Достоевский мастерски подходит к вопросу изображения души героя. Он постепенно разворачивает перед нами картину внутренних переживаний Раскольникова, сравнивая его состояние с состоянием душевнобольных. Но, в то же время, писатель пытался объективно показать действительность. Таким двусторонним подходом Достоевский желал подчеркнуть сложность психологии человека.

Он убеждал читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон.
По ходу сюжета романа Достоевский подводит читателя к выводу, что преступление – это не то, что нам кажется. Писатель хочет показать, что жестокое убийство старухи-процентщицы может быть актом милосердия по отношению ко всему остальному миру, а падение женщины в бездну позора (Сонечка Мармеладова) – это не что иное, как самопожертвование. Также Достоевский утверждает, что суд совести намного страшнее суда людей.

Он показывает, что наказание – совсем не то, что кажется постороннему наблюдателю.
Именно поэтому Раскольников – убийца, но убийца поневоле. Он, так сказать, жертва обстоятельств, жертва “желтого Петербурга”. И на этом автор настаивает! Достоевский в своем романе как бы обращается к своим читателям в немом монологе: “Да, все было именно так…

Но я прошу обратить внимание суда присяжных на обстоятельства, приведшие Родиона Раскольникова к совершению столь тяжкого преступления.
Все, наверное, думают, что старуха-проценщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она, конечно, могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека.

Она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что ее убийство принесет больше пользы, чем вреда. Что после смерти этой женщины освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залоге. Ведь старуха была ростовщицей, а попасть в лапы такого рода людей – большое несчастье для любого.

Так разве ж можно судить моего героя после этого?
После “умелых” действий господина Свидригайлова, доведшего обвиняемого почти до сумасшествия, Родиона скорее нужно лечить, чем судить.
Таким образом, я говорю еще раз, что на совершение преступления Раскольникова вынудило его чувство справедливости, а отнюдь не природная или беспричинная жестокость. Да и сам город сыграл здесь немаловажную роль. Этот желтый Петербург сделает убийцей кого угодно…”
Вот так в романе автор защищает своего героя, понимая, что преступление и наказание закономерно равнозначны по своей губительности. Во время убийства нравственно умирает и жертва, и палач. Поэтому Достоевскому настолько жалко Раскольникова, насколько он его презирает.

Причем сама композиция произведения определяет отношение автора к названным понятиям, поскольку:

  • Лишь одна часть произведения посвящена преступлению,
  • А целых пять — наказанию.

— скажет он, чтобы объяснить состояние души Раскольникова. Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щегольской коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки.
Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре

Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.

Отношение Достоевского к теории главного героя

Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.

Выбор Родиона, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.

Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.

Соня как проводник авторский идей

— восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.

Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.

Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.

Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно сон Раскольникова и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение Родиона, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.

Наша презентация

И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.

— гениальный писатель, классик русской литературы. Он создал ряд романов, потрясших массового читателя в России 19 века. Кроме того, почти все произведения Достоевского очень популярны за рубежом. Имя этого писателя ассоциируется с Россией, ее загадочной русской душой.

Убийца… Такой приговор Раскольникову выносит каждый, кто прочитывает роман. И автор не спорит с этим. Но этим определением писатель не исчерпывает характеристику своего образа. Ведь Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, о причинах и следствиях поступков.

Достоевский мастерски подходит к вопросу изображения души героя. Он постепенно разворачивает перед нами картину внутренних переживаний Раскольникова, сравнивая его состояние с состоянием душевнобольных. Но, в то же время, писатель пытался объективно показать действительность. Таким двусторонним подходом Достоевский желал подчеркнуть сложность психологии человека. Он убеждал читателя в том, что однозначность вообще не является качеством жизни и что одно и то же происшествие можно рассматривать с различных сторон.

По ходу сюжета романа Достоевский подводит читателя к выводу, что преступление — это не то, что нам кажется. Писатель хочет показать, что жестокое убийство старухи-процентщицы может быть актом милосердия по отношению ко всему остальному миру, а падение женщины в бездну позора (Сонечка Мармеладова) — это не что иное, как самопожертвование. Также Достоевский утверждает, что суд совести намного страшнее суда людей. Он показывает, что наказание — совсем не то, что кажется постороннему наблюдателю.

Все, наверное, думают, что старуха-проценщица была беззащитной и, видимо, безобидной женщиной. И таковой она, конечно, могла показаться, когда прогуливалась по улицам Петербурга. Но для моего подопечного эта старуха была олицетворением всего жестокого мира, который окружает бедного человека. Она была символом несправедливости. И Раскольников считал, что её убийство принесёт больше пользы, чем вреда. Что после смерти этой женщины освободятся, наконец-то, души молодых людей, которые она держала у себя в залоге. Ведь старуха была ростовщицей, а попасть в лапы такого рода людей — большое несчастье для любого. Так разве ж можно судить моего героя после этого?

Таким образом, я говорю еще раз, что на совершение преступления Раскольникова вынудило его чувство справедливости, а отнюдь не природная или беспричинная жестокость. Да и сам город сыграл здесь немаловажную роль. Этот жёлтый Петербург сделает убийцей кого угодно…"

Вот так в романе автор защищает своего героя, понимая, что преступление и наказание закономерно равнозначны по своей губительности. Во время убийства нравственно умирает и жертва, и палач. Поэтому Достоевскому настолько жалко Раскольникова, насколько он его презирает.

Читайте также: