Отцы и дети сочинение евгений онегин

Обновлено: 07.07.2024

Сочинение по "Евгений Онегин" Пушкина на тему "Отцы и дети" как писать, какие аргументы?

Тема "Отцов и детей" занимает весомое место в проблематике романа в стихах "Евгений Онегин". Пушкин раскрывает ее в аспекте значимости для молодого поколения идеи преемственности родовых корней, духовного развития в национальном аспекте. Повествуя о детстве своих героев, поэт рисует некие модели воспитания юного поколения, принятого в различных слоях общества.

Натура Евгения Онегина с детства формировалась под французским влиянием, широко распространенным в высших кругах. Дитя обучался искусным внешним манерам, но никто не внушал ему необходимость почитания своих родных, идею семейственности. "Когда же черт возьмет тебя?"-в этой фразе отразилась суть отношения "молодого повесы" к умирающему дяде.

Образец воспитания детей в семействе Лариных являет прямую противоположность своим самобытным патриархальным духом. На внутреннюю сущность Татьяны французская культура также оказала заметное влияние. Но это не помешало ей под влиянием няни, проникнуться русским духом, наполненным идеей уважения и любви к семье и родному очагу: дикому саду, бедному жилищу и усыпальнице предков.

Где как не здесь раскрыты такие понятия как Доброта и Жестокость.

С одной стороны автор показывает нам людей с добрым, отзывчивым и горячим сердцем, с другой – воплощающих жестокость и подлость.

Доброту проявляет Савельич, он заботится о Гриневе. Пытается предупредить его и уберечь от необдуманных поступков. Готов принести свою жизнь в жертву, и все ради Петра.

Доброта и жестокость могут уживаться и в одном человеке. Мы видим как Гринев не жалеет для бродяги своего тулупчика с барского плеча (хотя этот тулуп в последствии спасёт ему жизнь). И в то же время по отношения к Савельичу он бывает жесток и требователен. Хотя умеет вовремя понять, что был неправ и искренне раскаивается, попросив прощение у слуги.

Родители Маши так же добрые порядочные люди. Они как родного приняли Гринева.

На примере образа Швабрина мы можем четко понять, что собой представляет жестокость.

Алексей человек без чести и совести. Он жесток даже по отношению к девушке, о которой мечтает и хочет, чтобы она его полюбила. Жестокость проявляется в его отношении к ней. Держать взаперти и добиваться любви таким образом – это очень низко.

Мир бунтаря жесток. Не может главарь мятежников быть добрым и снисходительным. Иначе как ему вести за собой людей. Вот и проявляет жестокость Пугачев при массовых казнях. Нет в нем в этих сценах ни жалости, ни снисходительности. Но в то же время, помня доброту Гринева, он щадит его, помиловав. Хотя семейство Мироновых он не пощадил.

В мире есть не только жестокость. Но и доброта. И автор это ярко показал через своих героев.


Пушкин хочет донести читателю, что доброта вызывает в ответ доброту, даже в мире войны и жестокости.

Бесспорно, олицетворение доброты - это старенькие родители Евгения Базарова. Сын был их смыслом жизни. Они бесконечно нежно любили его, заботились, всегда готовы были ему помочь, выслушать. Но самого Евгения они воспитали совсем не похожим на себя. Он очень сдержан эмоционально по отношению к своим родителям и им не позволяет проявлять свои чувства по отношению к себе. Получается, что Базаров, отрицая многие вещи на земле и в обществе, не принимает и теплоту человеческих отношений, доброту, нежность, ласку, любовь. Его сдержанность можно даже назвать душевным аскетизмом. Он подавляет своих родителей. Я, понимая, как хочется проявлять эмоции к своим близким людям, считаю, что Евгений Базаров в этом случае поступает жестоко.

Но в то же время Евгений Базаров, прекрасно понимая всю опасность, помогает больным тифом, заражается и умирает. Это проявление доброты и человечности с его стороны, его профессионального долга.

Получается, что человек может быть и добр, и жесток - а это зависит от обстоятельств и убеждений. В том, что его убеждения были ложны, Евгений Базаров понимает перед своей смертью.

В рассказе "Темные аллеи" очень хорошо прослеживается тема отцов и детей. Как часто родители хотят видеть своих детей успешными, умными, добрыми и замечательными людьми. Надежды не всегда оправдываются. Родители требуют от детей того, чего не смогли сами.

Прежде чем писать сочинение, нужно составит план:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Подумайте, какие герои подойдут для сочинения. На мой взгляд отличным примером проблемы отцы и дети у Бунина является персонаж по имени Николай Алексеевич.

Не слишком он заботился о собственном нравственном облике. Поступал не лучшим образом с другими людьми. Так чему удивляться, что его сын - транжира и негодяй, человек без совести и чести.

Часто люди забывают, что воспитывать нужно себя, а не детей. Не сумел Николай Алексеевич быть хорошим отцом и служить примером, вот и результат. Нельзя требовать от другого человека того, что сам не в состоянии сделать.

Тема любви перекликается темой отцовства. Барин выбрал в жены не ту, что любил. Честь, стереотипы и долг выше любви. Он испортил всю жизнь Надежде, а свою не сумел сделать счастливой.

В повести Алексина "Безумная Евдокия" внутрисемейного конфликта между поколениями мы не видим. Наоборот, родители героини во всем согласны с ней и поддерживают ее. Однако слепая родительская любовь мешает увидеть в растущей девочке такие малопривлекательные черты, как бестактность, эгоизм, черствость. И только случившаяся трагедия показывает отцу героини, что не всё так лучезарно с его талантливой дочкой.

В "Гарри Поттер" Джоан К. Роулинг тема отцов и детей появляется не раз и раскрыта с разных сторон.

К примеру: у нас есть Сириус Блэк и его мать Вальбурга Блэк. Из текста мы узнаем, что они конфликтуют: Сириус не желает продолжать традиции семьи, он попадает в Грифиндор вместо Слизерина, дружит с мальчиком, чья семья не радеет за чистоту крови, вступает в Орден Феникса, противостоящий Лорду Волдеморта, когда остальные Блэки (за исключением ещё парочки) выступает на стороне Волдеморта. За это Сириуса вычеркивают с семейного древа. Даже спустя десятки лет Сириус ненавидит свою мать, она (с портрета, так как уже умерла) отвечает ему тем же.

Есть у нас и другой пример: семейство Уизли. Мы видим мать, отца и кучу отпрысков. Между ними нередко вспыхивают конфликты: так мать — Молли Уизли — переживает, что ее сыновья завалят экзамены или будут отчислены за плохое поведение, она частенько пилит их и ругает. Однако мы видим, с какой добротой и теплом они относятся друг к другу. Любовь Молли к своим детям (даже когда они ведут себя неразумно) не знает границ. Вот и дети, хотя порой раздражаются из-за ее ворчни, по-настоящему любят свою мать. Во время поисков Крестражей Рон постоянно переживает за родных, и это беспокойство сильнее, чем страх за себя, за миссию, которую Гарри, Рон и Гермиона выполняют.

Есть у нас пример ещё одной семьи: Малфоев. Родственники Блэков, они верны свои убеждениям и своему Лорду. Своего сына — Драко Малфоя — они воспитывают в тех же убеждениях, и тот вырастает, веря их идеалам. На протяжении первых шести книг мы видим младшего Малфоя и его родителей высокомерными и жестокими, они нередко делают пакости остальным героям. Кажется, они не любят никого на свете, кроме самих себя, но вскоре мы узнаем, как они привязаны друг к другу. Когда их идеалы рушатся, они без ропота страдают друг за друга (Драко вынужден выполнять задание, которое ему не под силу, чтобы спасти от немилости Лорда родителей, старшие Малфои терпят издевательства своих же бывших сторонников из-за того, что Драко не сумел выполнить задание до конца), но несмотря на всё это их семейные чувства не становятся слабже. Под конец мы видим, как Нарцисса Блэк предаёт Лорда, чтобы помочь сыну, а сын — чтобы помочь героям и тем самым поспособствовать победе над Волдемортом.

Есть в произведении ещё примеры взаимоотношений отцов и детей. Реддлы — пример ненависти, приведший к смерти. И Дамблдоры — пример любви и желания спасти.

П.С. в "Гарри Поттере" можно отыскать примеры для любых (или почти любых тем). Очень жаль, что многие учителя запугивают и запрещают использовать эти романы в сочинении на ЕГЭ. На самом деле, "Гарри Поттера" использовать можно.

Рисуя образы главных героев произведения, автор кратко рассказал, в какой семье они жили и воспитывались.

Мать и отец любили своих дочерей, не ограничивали их свободы, но к вопросу воспитания относились просто.

Отец, добродушный барин, мало времени посвящал своим детям. Доверив хозяйство жене, он жил спокойно и беззаботно.

Совершенно другой была старшая сестра, Татьяна, которая

… в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Татьяна, тоже грезила героями сентиментальных романов, но была серьёзна и молчалива. Она не привлекала внешней красотой, но обладала высоким духовным миром.

Философский социально-бытовой роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой — либералы и консерваторы. И те, и другие прекрасно понимали необходимость преобразований в стране, но осуществление их видели по-разному: демократы стояли за коренные преобразования в русском обществе (возможно, путем решительных перемен), а реакционеры и либералы склонялись к проведению реформ.

Споры между двумя сторонами велись вокруг главных проблем: отношения к помещичьей собственности, дворянского культурного наследия, вопросов науки и культуры, искусства, нравственных принципов, воспитания молодежи, долга перед отечеством, будущего России.

Безусловно, роман Тургенева “Отцы и дети” отражает эту полемику. В центре своего произведения писатель изображает героя с неординарными взглядами и высокими духовными потребностями. В романе подвергаются проверке его идеи; это особенно заметно в столкновениях Базарова с другими персонажами, а главное, с настоящей жизнью, природой, любовью, которые, по Тургеневу, не зависят ни от какой, даже самой передовой философии.

Главную проблему писатель ставит уже в заглавии произведения. Затрагивая конфликт двух поколений, сам автор осознает, что этот конфликт не является лишь атрибутом эпохи 60-х годов, а существует во все времена и лежит в основе развития общества. Это противоречие знаменует собой непременное условие прогресса.

Однако разница во взглядах возникает не только потому, что одни герои романа относятся к лагерю “отцов”, а другие- к лагерю “детей”. Такое толкование конфликта было бы неверным, ибо в произведении есть персонажи, которые по возрасту относятся к “детям”, а по убеждениям -к “отцам”, поэтому не следует видеть причину конфликта лишь в возрасте. Проблема заключается еще и в том, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей противоположных эпох (40 -60-х годов), представителями разных социальных слоев: старого дворянства, аристократии и молодой революционной демократической интеллигенции. Таким образом, чисто психологический конфликт перерастает в глубокое общественное противоречие.

Проблема противостояния дворянства и революционных демократов заявлена с первых страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Базарова автор описывает как “человека высокого роста в длинном балахоне с кистями”, “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету”; лицо его выражало уверенность и ум. Автор акцентирует внимание на неопрятном, даже несколько неряшливом виде героя. В описании же Павла Петровича все указывает на аристократическую сверхутонченность: “Темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”, “коротко остриженные волосы” и гладко выбритое лицо. Тургенев также замечает, что рука Базарова была красная и обветренная, что свидетельствует о трудолюбии героя. Красивая же рука Павла Петровича, “с длинными розовыми ногтями”, являет полную противоположность руке главного героя.

Так, контрастность этих образов очевидна. Представляя подробное портретное описание каждого из персонажей, Тургенев еще раз напоминает о несоответствии формы и содержания.

Противоположность двух эпох выявляют и споры, которые ведут Павел Петрович и Базаров. Они рассуждают о вопросах нации, о сущности материалистического подхода, об аристократии. Принципы новой эпохи 60-х годов полностью отрицают принципы старого времени. Что бы ни говорил Кирсанов о пользе аристократии, которая “дала свободу Англии”, Базаров все решительно отвергает: “Да стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство”.

Таким образом, автор хотел изобразить мощного духом разночинца и слабых дворян. Их конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель, рассматривая это противостояние со стороны, предоставляет право будущему разрешить его.

Помимо темы поколения Тургенев затрагивает в своем произведении и другие: любви, природы, искусства, поэзии. Именно эти общечеловеческие ценности и становятся предметом обсуждения.

Поэзия воспринимается Базаровым как вещь абсолютно бесполезная. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, — заявляет он. В начале романа Николай Петрович цитирует строки о весне из “Евгения Онегина”. Они отвечают поэтическому настроению героя, навеянному весной. Базаров же грубо прерывает Николая Петровича. Он ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Таково его отношение и ко всем явлениям жизни: он все оценивает с точки зрения пользы.

Точно так же рассматривает Базаров природу. “Природа не храм, а мастерская”, — замечает он. Базаров не воспринимает органический мир как нечто непостижимое и неразгаданное. Герой говорит о природе как о мастерской, где человек— хозяин и все подвластно его воле и разуму. Однако эта позиция чужда автору, и рассуждения Базарова он дает в контрасте с поэтическим описанием органического мира, как бы споря со своим героем.

Этот спор не такой, как споры Павла Петровича и Базарова. В качестве доказательства выступают не просто доводы, а сама живая природа. Начинается проверка взглядов главного героя жизнью, в результате чего обнаруживается их несостоятельность. “А весна тем временем брала свое”, — говорит Тургенев в начале романа и заканчивает его также описанием “равнодушной” и вечной природы на кладбище. Здесь писатель продолжает пушкинскую традицию (стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”). На фоне картин органического мира слова Базарова .утрачивают свою значимость, да и сам герой начинает понимать свою беспомощность после встречи с Одинцовой: “И часть времени, которую .мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет. ”

Отношение к любви Базаров четко высказывает уже в начале романа, совершенно не принимая поэтическую сторону этого явления: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения”. Если Николай Петрович выглядит в глазах Базарова лишь “безответным” сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, переживший любовь, “просто не состоялся как человек”. Базаров отрицает то, что обожествлялось веками, любовь, которая всегда воспринималась как нечто высокодуховное, объективное, трагическое; ему все это чуждо. “Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”. Так, он ухаживает за Фенечкой. Затем Тургенев сводит героя с Одинцовой, и герой замечает в себе перемену: “Вот тебе раз!—бабы испугался”. Наконец Базаров осознает, что влюбился “глупо, безумно”. Тот факт, что он теперь противоречит самому себе, своей теории приводит его в ярость.

Аналогично проверяются любовью Павел Петрович и Аркадий, но исход их любви отличен от исхода любви Базарова, который уносит это чувство с собой в могилу. В любви к Кате Аркадий видит и сильное чувство, и взаимопонимание, и простое, незамысловатое счастье. Павел Петрович, который “всю свою жизнь поставил на карту женской любви”, оказался неспособным выдержать это испытание. Неслучайно Тургенев показывает его нежное отношение к Фенечке, которое опровергает глубину чувства, испытываемого к княгине Р. В этом данный персонаж противопоставлен Базарову. На композиционном уровне это выражалось в том, что история любви Павла Петровича к княгине Р. предваряет историю любви Базарова к Одинцовой. Сам Базаров, некогда предложивший Аркадию “проштудировать анатомию глаза”, сталкивается с “таинственной улыбкой” Одинцовой и ее “странным спокойствием”. Она напоминает прекрасную статую, холодную и недоступную. Одинцова воплощает идеал, гармонию, которая не раз воспевалась художниками и поэтами. Теперь Базаров поражен этой гармонией: начинает колебаться еще один принцип его философии — нигилистическое отношение к искусству. “Рафаэль гроша медного не стоит”, — когда-то говорил он.

Итак, Базаров, сам того не желая, меняется, его философская теория терпит крах, попадая в испытание любовью. Подсознательно же он смиряется со своим поражением, и речь его меняется: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”, — восклицает он поэтично, хотя в начале романа упрекал Аркадия в красноречии. Сам Базаров думал, что будет жить долго, но жизнь доказала совершенно обратное, прибегнув к нелепой случайности.

В финальной картине Тургенев изображает природу, которая говорит о “вечном примирении и о жизни бесконечной”. Базаров опровергал органический мир как что-то романтическое и поэтическое, а теперь природа отрицает героя и все его принципы своей красотой и совершенством.

В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Базаров может лишь ломать старое, но сам ничего нового создать не может. Писатель “убивает” своего героя. Однако за либералами он также не оставляет права на будущее. Такие люди, как Павел Петрович, не способны вести за собой страну, так как их убеждения не имеют прочной идейной основы. Символичным является и то, что ни тот, ни другой герой не оставляют после себя наследников. Так, Тургенев показывает, что будущее страны не принадлежит ни разночинной интеллигенции, ни либеральному дворянству.

В своем романе “Отцы и дети” писатель поставил глубокие философские проблемы. Основными противоречиями в произведении явились не только политические разногласия и не конфликт “отцов” и “детей”, а конфликт теории и живой жизни, которая доказывает бессмысленность всего того, что не подчиняется ее потоку.

“Лучшим романом Тургенева” и “одним из самых блистательных произведений XIX века” называл один из исследователей творчества И. Тургенева В. Набоков роман “Отцы и дети”. Писатель закончил свое произведение 30 июля 1861 года, а опубликовал его в “Русском вестнике” в 1862 году. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева — показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России после реформы 1861 года, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественные силы страны на два лагеря: дворян-либералов и демократов-разночинцев.

В произведении широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. Герои всех сословий, каждый на свой лад, стараются показать себя “передовыми”, отрекшимися от старого. Это и Аркадий Кирсанов, и Ситников, и тайный советник “из молодых” Колязин, и губернатор, ревизуемый им, и даже лакей Петр.

Автор показывает столкновение “отцов” и “детей”, затрагивая тем самым животрепещущую для 60-х годов проблему. Этот конфликт носит идейный характер, отражает философию либералов и демократов. Споры Павла Петровича Кирсанова, представителя лагеря дворянства, и Евгения Базарова, революционера-демократа, затрагивают актуальные вопросы того времени.

Проблема идейного противостояния между этими двумя лагерями заявлена уже в самом названии романа. Уже с первых страниц мы видим, сколь различны герои, показанные в нем, и сколь различны их взгляды. Даже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится мрачная, отгороженная от мира людей фигура, в ней чувствуется сила. Особо Тургенев обращает внимание на ум главного героя. Описание же Павла Петровича, жизнь и дела которого потеряли всякий практический смысл, состоит почти из одних прилагательных. Он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все его прошлое — погоня за миражом, в то время как Базаров старается заниматься конкретными делами.

Молодое поколение предлагало все старое разрушить как отжившее, в том числе исторические и культурные ценности, традиции. По их мнению, естественные науки не только суть биологической жизни, но и интересы народа, которые необходимо рассматривать с точки зрения “полезности” Суть одного из споров Павла Петровича с Базаровым заключалась в отстаивании каждым из них своих позиций.

Павел Петрович считал народ патриархальным, Базаров с ним соглашался. Однако молодой человек полагал, что эти патриархальные предрассудки народа нужно исправлять, что образованные люди не должны верить в то, в чем состоит глубинная вера народа. Это не принесет пользы в настоящий момент.

Отрицанию Базарова подвергается в романе и красота природы, ценность искусства, его прелесть. Разговаривая с Павлом Петровичем, он отзывается о природе: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник ”. Однако герой признает ничтожность человека по сравнению с природой. Цитируя Паскаля Аркадию, он говорит, что человек занимает слишком маленькое место в мире. Время действия в романе приурочено к активному увлечению автора философией Паскаля, сочинения которого так хорошо знал Тургенев. Героем овладевает “скука” и “злость”, так как он осознает, что законы природы даже сильная личность преодолеть не в силах. Паскаль, французский математик, философ и публицист, утверждая это, подчеркивал и силу человека, который не желает мириться с законами природы путем своего протеста. Пессимизм Базарова не заставляет его опустить руки, он хочет бороться до конца, “возиться с людьми”. В данном случае автор полностью на стороне героя, выражает ему сочувствие.

Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. В том, как умирает Базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. Герой умирает мужественно, с достоинством. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его смерти.

Герой понимает, что с его смертью мало что изменится. Он говорит Одинцовой: “Живите долго, это лучше всего”. В эпилоге Тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. Связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви.

Таким образом, поставив перед собой цель показать в романе столкновение “отцов” и “детей”, Тургенев выражает свое отношение к различным вопросам жизни, задумывается над вечными философскими проблемами. Ряд важных вопросов, поднятых в романе, объединяет проблема “отцов” и “детей”, которая сама является лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым. За кем будет победа, решит будущее.

В русской литературе есть два романа, главных героев которых зовут Евгениями: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен? На мой взгляд, нет. Параллели между произведениями на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой кончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, если бы Ленский остался в живых. Кстати, в обоих произведениях есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль — нелепый предрассудок, поражает того, для кого дуэль — дело чести. Вообще, для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров одиноки.
Если предположить, что Тургенев сознательно сделал все эти совпадения, то интересно посмотреть различия между героями. Контраст со здается уже самими фамилиями. Мягкому, нежному имени "Евгений" созвучна фамилия "Онегин". Фамилия же "Базаров" грубая, пожалуй, даже вульгарная. С такой фамилией естественно сочетается облик Базарова: красные руки, лицо — “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету” и так далее.
Интересно сравнить влияние Онегина и Базарова на жизнь окружающих. Скучающий Онегин старается жить сам по себе, но тем не менее оставляет неизгладимый след в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский, из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги, на всю жизнь остается душевная рана у Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским пылом врывается в жизнь, стремясь подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти “мы” — так и остается непонятным: не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот Базаров умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы всех героев, за исключением, конечно, стариков-родителей Базарова, которые вскоре отправятся вслед за ним, сложились так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Базаров — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-либо след. Итог жизни Базарова невольно напоминает строки Лермонтова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мертвенность была в самой философии Базарова, в его стремлении свести всю живую жизнь к законам неживой материи. Смерть была в нем самом, и недаром он умирает от трупного яда. Может быть, самым абсурдным в жизни Базарова было стремление утвердить свою личность, противопоставить себя другим путем проповеди полной безликости: “Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой”. Интересно, применял ли Базаров подобные “принсипы”, как сказал бы Павел Петрович, к самому себе? Базаров вызывает симпатии, когда восстает против косностей тогдашней русской жизни,.но противопоставляет он ей, по существу, еще большую косность — всеобщее выравнивание. Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции — что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история.

Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в рус­ской литературе XIX века. Пейзаж играет важную роль в ро­манах “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”, выполняя несколь­ко функций.

II. Главная часть

1. Пейзаж и его роль в романе “Евгений Онегин”:

а) воссоздавая в романе “энциклопедию русской жизни”, Пушкин “включил” в нее и

– описание типично русского (северной полосы России) пейзажа, являющегося неотъемлемой

составной частью преж­де всего деревенского уклада жизни с его годовым циклом сельскохозяйственных работ и досугом (глава четвертая, строфы XL-XLIII; глава V, строфы I-IX; глава вторая, строфа I), но не оставил без внимания и городской, петербургский пейзаж (глава первая, строфы XLVII-XLVII1; глава восьмая, строфа XXXIX);

– изображение всех четырех времен года в России (сравни со стихотворением “Осень”): зимы (глава седьмая, строфа XXX; глава четвертая, строфа XLII); весны (глава седьмая, строфы I-III); лета (глава четвертая, строфа XL); осени (глава четвертая, строфы XL-XLI).

б) Пушкин первым в русской литературе реалистически

Татьяна, “русская душою”, в первую очередь потому, что выросла среди родной природы, которая сильнейшим образом влияет на ее характер, придавая ему то скромное обаяние ес­тественности, которое свойственно русской природе (глава пятая, строфа IV; глава вторая, строфа XXVIII; глава седьмая, строфы XXVII-XXX; глава восьмая, строфы XIV-XLVI). Не случайно, уезжая в Москву, Татьяна прощается не с подруга­ми, а с “мирными долинами”, и в обеих столицах ей не по се­бе отгого, что здесь она “своих полей не различает” (глава седьмая, строфы XLIII, LIII);

Онегину, выросшему в городе, напротив, чужда та приро­да, без которой не мыслит себя Татьяна, и он называет люби­мые Татьяной пейзажи “глупыми местами” (глава третья, строфа IV);

в) отношение к природе – один из способов характери­стики героя. Противопоставлены в этом плане не только Тать­яна и Онегин, но и автор и Онегин. Для автора природа – са­мая естественная, лучшая среда обитания художника (глава первая, строфы LV-LVI), олицетворяющая, кроме прочего, идеал свободы (первая глава, строфа L).

2. С пейзажем в произведении связана тема города и де­ревни, природы и цивилизации в их противопоставлении, те­ма, родоначальником которой в русском романе является Пушкин.

3. Тургенев – наследник пушкинской традиции в изобра­жении природы и ее взаимодействия с человеком:

а) Тургенев – мастер подробного, развернутого пейзажа, детали которого обнаруживают необыкновенную зоркость ав­тора (см. план “Образы природы в произведениях И.С. Турге­нева”). Так, обозначив время действия в романе, 20 мая 1859 года, писатель воссоздает пейзаж, в котором каждый цветовой оттенок точно передает палитру весны: “Все кругом золотисто зеленело… красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их голо­вы в дымчатых ее волнах” (глава III);

б) пейзаж придает произведению особую поэтичность, осо­бое настроение, получившее название лиризма прозы Тургене­ва. Так, описание весны в начале романа создает настроение ра­дости, душевного подъема. А описание сельского кладбища и могилы Базарова в финале романа – настроение печали;

в) важнейшая функция пейзажа в произведениях Тургене­ва раскрыть характеры и внутренний мир героев. В этом Тургенев наследует пушкинскую традицию: так, психологиче­ское состояние Аркадия и Николая Петровича воссоздается в том числе с помощью приема психологического параллелизма; пейзаж становится косвенной психологической характеристи­кой героя, “настроение” природы передает душевное состояние человека. Весенний пейзаж в начале романа передает настрое­ние молодого веселья, переживаемого Аркадием, с которым контрастирует настроение Николая Петровича, цитирующего описание весны в “Евгении Онегине” (глава седьмая, стро­фа II).

Пушкинское восприятие весны было парадоксально, т.к. поэт переживал весной не чувство радостного обновления, а “томное волнение”, “тяжелое умиление”. Таким образом, пси­хологические состояния отца и сына хотя и противопоставлены (что отражает, вероятно, разницу в их возрасте), но в то же вре­мя оба показаны как герои, глубоко чувствующие природу.

Ту же функцию выполняет пейзаж в XI главе – позволяет противопоставить характеры и психологические состояния братьев Кирсановых.

Одинцова, равнодушно относящаяся к природе, так же хо­лодно расчетливо, без любви, выходит замуж за человека “хо­лодного, как лед”;

г) новая функция пейзажа у Тургенева: отношение к при­роде – это проверка не только душевных качеств, но и систе­мы ценностей, убеждений героя.

Базаров отрицает дуэль, как и всю дворянскую культуру. Перед сценой дуэли Базарова с Павлом Петровичем автор дает описание раннего утра. Восхищение красотой природы кон­трастирует с нелепостью дуэли, описанной иронически.

Тем самым автор обнаруживает непоследовательность Базарова, слабость его позиции.

Для утверждения авторской идеи о несостоятельности ба­заровское системы ценностей Тургенев использует в финале романа цитату-намек из стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. “Равнодушная природа” сияет вечной красотой на могиле Базарова. Она знать не знает ничего ни о высокомерном базаровском отрицании любования ею, ни о базаровском отрицании бессмертия души (“из меня лопух рас­ти будет”). И это дискредитирует, по мысли Тургенева, ниги­листическую систему ценностей Базарова.

Опираясь на пушкинскую традицию, Тургенев сделал сле­дующий шаг в изображении человека и природы: способность глубоко чувствовать природу – важнейшая часть подлинной культуры человека с точки зрения писателя.

Читайте также: