От чего предостерегает замятин в романе мы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Из-за публикации романа за рубежом в 1929 г. началась кампания травли Замятина, его произведения не печатали, а пьесы снимали с репертуара и запрещали к постановке. Травля закончилась отъездом Замятина за границу после его письменного обращения к Сталину.

Литературное направление и жанр

Антиутопия – это всегда реакция на социальные преобразования и полемика с уже существующими утопиями. Антиутопии называют социальными предвиденьями, потому что авторы описывают социальные отношения, которые ещё не сформировались, угадывая события очень точно.

Но Замятин, обладая, как и его герой, инженерным мышлением, ничего не угадывал. Он основывался не столько на рационалистических утопиях нового времени (Т.Мора), сколько на существующих и очень популярных в 20 в. социалистических утопиях пролеткультовцев, в частности Богданова и Гастева. Они считали, что вся жизнь и мышление пролетариата должны быть машинизированы. Гастев предлагал даже присвоить людям номера или буквы, чтобы исключить индивидуальное мышление.

Идея глобального преобразования мира и уничтожения человеческой души и любви, способных помешать утопии, тоже родилась у идеологов пролеткульта. Пародии Замятина подвергнуты идеи пролеткультовцев о безграничных возможностях науки, о покорении вселенной и подчинении её идеям социализма и коммунизма.

Неизвестный в СССР роман Замятина был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого Замятина считали испугавшимся прихода социализма. Замятин до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его роман – логическое доведение этих идей до абсурдного предела.

Проблематика и конфликт

Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, о и жителей других планет. Проблема в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.

Социальная проблема. которая поднимается в романе – взаимодействие личности, которая становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физическоого, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе прооперированные.

Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками Мефи усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.

Во что же превращается цивилизация, основанная на вере в силу возможности научного обустройства мира и в существование единой формулы счастья?

Жители, а вернее, нумера Единого Государства, существуют в идеально спланированном мире. Скрижаль регламентирует их бытие, превращает каждого в винтик хорошо отлаженного механизма. Здесь регламентируется все: любовь, деторождение и воспитание детей. Единый Музыкальный Завод и Единая Государственная газета обеспечивают потребности нумеров в искусстве и информации.

Однако большинство нумеров не чувствуют своей несвободы, они считают устройство Единого Государства практически идеальным. Так, главный герой романа, инженер-конструктор Д-503 в своем дневнике часто размышляет на эту тему. И находит множество преимуществ в окружающей его жизни. Например, сравнивая современное искусство с искусством прошлого, он приходит к выводу, что рационализм – вот главный стержень всего прекрасного. По мнению героя, раньше творческий потенциал разбрасывался совершенно впустую – на бесполезные слова о любви, на беспочвенные метания и так далее.

Д-503 считает, что совершенно разумно жить под полным контролем государства. Именно тогда существование человека будет полностью осмысленным и рациональным. Все должно быть подчинено логике и разуму, вплоть до очень личных, интимных вещей (процесса деторождении, например).

Большинство людей тянутся к энтропии как к безопасности и стабильности. Именно это – гарант существования Единого Государства. Но есть и другие – вечные бунтари и революционеры. Их стихия – это мятущееся движение, благодаря которому в мире и появляется что-то новое. Именно такую жизнь – жизнь энергии – I-330 считает настоящей жизнью. И ради нее она и ее сторонники, живущие за Зеленой Стеной, готовы на все.

Энергия и Энтропия – две противоположности, которые постоянно борются друг с другом. В одно время побеждает одна стихия, в другое – другая. Однако этот закон вечен и применим ко всем сферам жизни.

Печальная судьба главных героев романа еще раз показывает нам, что человек в Едином Государстве, лишенный главного — свободы выбора — перестает быть человеком, а превращается в бездумную машину, лишенную главного – души. В финале произведения I-330 погибает, а над Д-503 производят операцию, в результате которой тот забывает все, что с ним произошло, даже свое чувство к I. Герой вновь превращается в робота, способного лишь производительно трудиться на благо Единого Государства.

И в этом трагическом финале – главное предупреждение Замятина, всеми силами пытающегося предотвратить такую участь своих сограждан и всего человечества в целом.

Сюжет и композиция

Действие романа происходит через 1000 лет после Двухсотлетней войны — последней революции на земле. Читатель мог уловить намёк на недавнюю революцию. Таким образом, в романе описан примерно 32 век в истории человечества.

Действие романа начинается весной и заканчивается осенью, во время крушения надежд.

Единое Государство было создано 1000 лет назад после победы в Великой Двухсотлетней войне. В войне между городом и деревней победил город, уцелело только 0,2% населения. Город ограждён стеклянной Зелёной Стеной, за которой дикий лес. Что в нём происходит, горожане не знают. Герой чудом узнаёт о существовании по ту сторону Зелёной Стены покрытых шерстью людей, предков тех, кто выжил в войне и борьбе с голодом. В Городе давно перешли на нефтяную пищу. Город очень технологичен: люди пользуются подземкой и аэро.

Жители Единого Государства равны во всём. У них нет имён, а только буквы (у мужских нумеров согласные, у женских – гласные) и цифры. Нумера живут в одинаковых комнатах в домах со стеклянными стенами, носят одинаковую униформу – юнифы, должны заниматься и интеллектуальным, и физическим трудом.

За 300 лет до описываемых событий любовь была побеждена. Чтобы не возникало зависти или ревности, было провозглашено, что каждый нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный продукт. Чтобы пользоваться понравившимся нумером, нужно только написать заявление на него и получить книжечку розовых талонов. Отметив розовый талон у дежурной в доме, можно в свой сексуальный день (их частота определяется, исходя из потребностей организма) опустить шторы и соединиться с другим нумером.

Но перед этим с преступников сдирают бляхи с нумерами. Нет ничего худшего для члена такого общества, как перестать быть нумером. Показательны литературные произведения в Едином Государстве. Существует целый Государственный Институт поэзии, которая должна восхвалять Единое Государство и Благодетеля.

Сочинение на тему “Центральный конфликт романа Е. И. Замятина “Мы”, проблематика и система образов”

В начале века идеал счастливого мира начал воплощаться в действительность и предстал в тоталитарно-техническом воплощении.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Свое великое произведение Е. Замятин написал в форме дневника, где содержится сорок записей. Для романа характерна исповедальная манера повествования, которая контрастирует с лаконичным и выверенным стилем Государственной Газеты. Неполные предложения и экспрессивные конструкции говорят о том, что Единое Государство все еще состоит из живых людей, способных на эмоции и чувства. В модели идеального общества, которую сконструировал Замятин, нет места иррациональному началу, корню квадратному из –1 или любви. Писатель утверждает, что государственное устройство должно быть прямым следствием природы человека, не противоречить ей.

Герои романа

Женские образы романа представлены двумя типами. О-90 – круглая, розовая, общение с ней не выходит за ограниченные рамки. У неё уже пробуждена душа, она ждёт от Д любви, а когда обнаруживает, что он влюблён в I, рискуя жизнью, просит подарить ей ребёнка. Общество не допускает появления у О ребёнка, потому что она не дотягивает 10 см до Материнской Нормы.

Рождённых детей в обществе всё равно отбирают и воспитывают согласно науке детоводства. О в конце романа выживает, причём оказывается за стеной, так что их с Д ребёнок – надежда на изменение ситуации.

К концу романа Д с удивлением понимает, что почти все окружающие его мужские нумера связаны с Мефи: друг Д и Государственный поэт R; двоякоизогнутый S, Хранитель, наблюдающий за Д глазами-буравчиками; тончайший доктор, выписывающий Д фиктивные медицинские справки.

Другие нумера остаются верными идее Единого Государства. Например, Ю, которая отводит своих воспитанников на операцию по уничтожению фантазии и даже связывает их, доносит на Д Хранителям, выполняя свой долг.

В конце романа Д встречается с Благодетелем и вдруг видит в нём не нумер из нумеров с чугунными руками, а уставшего человека с блестящими на лысине капельками пота (не Ленин ли был его прообразом), такую же жертву системы Единого Государства.

(489 слов) Роман Евгения Замятина, написанный в 1921 году, был опубликован лишь к концу 1990-х годов. Это сатирический роман-антиутопия, повествующий о Едином Государстве, в основе которого лежит тотальный контроль над личностью каждого, кто в нём живёт. Приблизительное время происходящих событий – тридцать второй век.

Единое Государство победило в Двухсотлетней войне и повсюду установило свой порядок. Город, в котором живут люди-нумера, ограждён Зелёной Стеной, все разговоры на улицах прослушиваются, стены в домах прозрачно-зеркальные. Шторы разрешено задёргивать лишь в сексуальный час. Единое Государство во главе с Благодетелем – главным нумером города, неустанно следит за каждым движением живущих. Если кто-то хотя бы на шаг отступает от выверенного распорядка, Хранители усиливают слежку за этим нумером и рано или поздно казнят. Для этого используют Машину Благодетеля, которая расщепляет атомы человеческого тела, и от него остаётся лишь химически чистая вода.

Но Замятин идёт дальше, он не просто описывает государственную политику, он говорит о том, что подобный политический строй лишает человека души. В этом городе всё с математической точностью измерено, а всё, что измерить нельзя – душа, например – подлежит уничтожению.

Такой режим негативно сказывается на всех, но сильнее всего он ударяет по творческому человеку. Не зря в Древнем Доме герой видит портрет древнего поэта – Пушкина, не зря пишет роман и рассуждает о поэзии. Замятин показывает, как подобный строй уничтожает способность творить. А без творчества человек погибает, у него не остаётся души, фантазии, он не способен полноценно жить. Именно поэтому Замятин превращает своего героя в машину. Операция по удалению фантазии лишает его человеческих черт, и он спокойно смотрит, как его возлюбленная мучительно умирает. Лишь её улыбка слабо напоминает ему о чём-то. Но о чём – он вспомнить не в состоянии.

Однако автор оставляет нам надежду. Ребёнок Д будет расти за Стеной. У него ещё будет шанс побороться за человеческую душу в нечеловеческом государстве.

Жители, которых тут называют нумерами, Единого Государства, живут в идеально спроектированном мирке, превращая людей в винтики огромного и отлаженного механизма. Под контролем всё, от простых дел до любви и воспитания детей. Единый Музыкальный Завод и Единая Государственная газета удовлетворяют духовные, если можно так выразиться, нужды нумеров.

Люди подчинили себе природу, научились делать еду из нефти, тем самым победив голод. Хаос природы и свободы скрыты от нумеров за Зелёной Стеной, выходить за которую - преступление.

По словам Д-503 это всё бессмысленно. Но Единое Государство направило творчество то, что нужно обществу, то есть на восславление Благодетеля и государства,а ещё учить закону и правилам жизни. С младых ногтей нумера повторяют одни и те же правила, которые написаны хореями и ямбами.

Д-503 считает, что жить под государственным контролем рационально, потому что только тогда существование имеет смысл. Логика должна быть главной везде, даже в интимных вещах.

Однако, есть в этом государстве личности, помнящие о свобода ещё была. Например, I-330, в которую влюбляется Д-503. Она рассказывает об энтропии, которая ведёт к покою и равновесию, и энергия - ведущей к движению и нарушению баланса.

Единое Государство потому и существует, что большинство стремится к энтропии как к безопасному и стабильному существованию. Однако, в оппозиции к ним всегда существуют люди, движимые энергией - революционеры и бунтари, благодаря которым в мире появляется что-то новое и интересное. И именно жизнь энергии I-330 считает подлинной. Ради такой жизни люди, живущие за Стеной готовы на что угодно. И так будет всегда, потому что энтропия и энергия антагонистичны друг другу. Просто в одно время будет побеждать одна стихия, а в другое - противоположная.

Грустный конец закрепляет в сознании мысль, что человек, лишенный свободы перестаёт быть человеком и становится бездушным биороботом. В конце I-330 погибает, а Д-503 сделали операцию, лишившую его воспоминаний о прошедших событиях. Герой вернулся в исходное состояние биоробота, трудящегося во славу Единого Государства.

Такой трагический финал - это предупреждение Замятина, пытающегося спасти свою страну и человечество от ужаса тоталитаризма и диктатуры.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Роман Евгения Замятина “Мы” был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные де­ятели пытались дать на него свой ответ.

Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии “Мы”.

Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеа­льного общества при помощи вмешательства в естественный ход жизни и

Лю общество будущего, явившееся результатом Таких Действий, где человек только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются тео­рии о том, что “несвобода” – истинное “счастье”, Естественное со­стояние для человека, потерявшего свое “я” И Являющегося ничтож­ной и незначительной частью Всеохватывающего Безличного “мы”. Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной

безопасности. Итак, перед нами тота­литарное государство, к сожалению не далекое от реальных приме­ров, имевших место в мировой практике.

Дело в том, что Замятин в своих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было по­строено в Советском Союзе, для которого был характерен примат го­сударства над личностью, принудительный коллективизм и подав­ление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример – фа­шистская Германия, в которой добровольная сознательная деятель­ность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.

Роман Евгения Замятина “Мы” был предостережением для его современников И Их потомков, предупреждением о надвигающейся опасности вмешательства государства во все сферы жизни граждан­ского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регла­ментации “математически совершенной жизни”, всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.

Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повест­вование, считает жизнь общества Единого Государства совершенно нормальной, а себя – абсолютно счастливым человеком. Он рабо­тает над строительством гигантского космического корабля “Интег­рал”, призванного подчинить “благодетельному игу разума” жите­лей соседних планет, находящихся в “диком состоянии свободы”. Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел и желающие вести бррьбу с порядками, установленными в Едином Государстве. Они создают заговор с целью захвата космического ко­рабля, для чего решают использовать возможности Д-503.

В это время главный герой знакомится с женщиной, к которой вскоре начинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, кото­рое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали бы любовью. Его любовь – женщина “нумер” 1-330 – не просто “ну­мер”, В ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, есте­ственность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, не­ожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в дан­ной ситуации.

Вместе с любимой женщиной от посещает Древний Дом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, что Д-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве – у него появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 Погибает в Колоколе, а главный герой после операции по Удалению Фантазии получает обратно утерянное спокойствие и “счастье”.

В Своем романе Евгений Замятин поднимает ряд важнейших для человечества проблем. Главнейшая из них – содержание сча­стья и способы его достижения. Автор полагает, что счастье, по­строенное искусственным путем, несовершенно и представляет со­бой лишь иллюзию. С моей точки зрения, важнейшей характери-

Стикои человеческого счастья является соответствие желаний и возмржностей реальным условиям жизни. Если исходить из этого, то искусственное счастье теоретически возможно, но оно не будет всеобщим, так как интересы людей различны, а чем глубже будет осуществляться вмешательство в фантазию жизни общества извне, тем шире будет пропасть между довольными и недовольными суще­ствующей ситуацией, что обычно приводит к социальному взрыву. Таким образом, общество должно быть самоорганизующимся, по­строение же всеобщего счастья неестественным путем не просто не­возможно, а даже губительно.

Другая важнейшая проблема, рассматриваемая в романе, – со­отношение власти и религии. Для граждан Единого Государства их правитель – Благодетель – является и богом. Это характерно для многих тоталитарных государств.

Теократия в видоизмененной форме присутствовала и в Советском Союзе, и в фашистской Герма­нии: имела место подмена религии официальной идеологией и дог­матикой. Слияние власти и религии является условием прочности государства, но оно исключает всякую возможность наличия свобо­ды в обществе.

Таким образом, Евгений Замятин в своем романе показал буду­щее тоталитарного государства, начавшего свое развитие в России в двадцатые годы, таким, каким он видел его через призму своих мыслей о проблемах, волновавших человечество в течение тысяче­летий, что делает данное произведение актуальным и по сей день. К сожалению, дальнейшие события, произошедшие в России и в мире, показали, что опасения писателя были верными: советские люди пережили и сталинские репрессии, и эпоху “холодной вой­ны”, и застой… Остается надеяться, что жестокий урок прошлого будет воспринят правильно и ситуация, описанная Е. Замятиным в романе “Мы”, не будет иметь аналогов в дальнейшем.

В антиутопии Замятина, написанной в 1920 году, “сдержится явный намек на реалии революционных преобразований в России. Со свойственным ему даром предвидения Замятин говорит своим романом, что выбранный новым руководством страны путь уводит от светлых идей социализма. Писатель уже в первые послереволюционные годы стал замечать в “новой” жизни настораживающие тенденции: излишнюю жестокость власти, разрушение классической культуры и других традиций в жизни общества, например, в области семейных отношений. Время доказало обоснованность полемики Замятина с политической практикой первых лет Советской власти — именно так можно определить задачу автора романа “Мы”. В романе показана жизнь типичного тоталитарного государства, со всеми присущими ему атрибутами. Здесь и слежки за нумерами, и преследования инакомыслящих. Интересы людей полностью подчинены интересам государства. У нумеров не может быть индивидуальности, на то они и нумера, чтобы отличаться только своим порядковым числом. Коллективное стоит в таком государстве на первом плане: “"Мы" — от бога, а "Я" — от диавола”. Семья здесь подменена талонным правом. Да и жилье, предоставленное нумерам, навряд ли можно назвать домом. Они живут в многоэтажных домах, в комнатах с прозрачными стенами, благодаря чему за ними можно беспрепятственно вести наблюдение. Идейный смысл произведения раскрывается в сцене восстания членов революционной организации “Мефи” и ее сторонников. Стена, отделяющая тоталитарный мир города-государства от свободного мира, взорвана. В городе сразу раздается птичий гомон — туда приходит жизнь. Но восстание в романе разгромлено, и город опять отделен от внешнего мира. Единое Государство вновь воздвигло стену, навсегда отрезавшую людей от свободной жизни. Но конец романа не безнадежен: за Стену, к “лесным” людям удалось уйти “противозаконной матери” О-90. Родившийся в естественном Мире ее ребенок от Д-503, по замыслу Замятина, должен стать одним из первых совершенных людей, в котором соединятся две распавшиеся половины.
Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. Политическое значение романа “Мы” точно определил историк Ч. Уолш: “Замятин и другие авторы антиутопий предупреждают нас не об ошибочных политических теориях, но о том чудовищном, во что может вылиться изначально хорошее политическое движение, если оно извращается”.
Судьба этого произведения, которое впервые было опубликовано на родине автора только спустя почти 70 лет, в 1988 году, доказывает его острую проблематику и политическую направленность. Недаром роман вызвал в России в 20-х годах живой интерес, хотя современники Замятина не могли его увидеть напечатанным. Это произведение будет актуальным всегда — как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления?” Н.А. Бердяев

Утопия в переводе с греческого означает “место, которого нет” Утопия в переводе с греческого означает “место, которого нет” (“u” — “нет”, “topos” — “место”). Утопия представляет собой художественное или философское произведение, которое ставит своей целью изображение идеального, но пока не существующего общества.

В романе Мора вымысел переплетается с узнаваемыми реалиями английской жизни. Таким образом автор даёт понять: описанное им идеальное общество не существует, но он хотел бы, чтобы такой стала именно Англия. Не случайно страна, в которую якобы попадает рассказчик, как и Англия, расположена на острове. Герои Мора живут по справедливости, трудятся в меру своих сил. По своему устройству их идеальное общество повторяет структуру семьи. В этом воображаемом мире не существует денег, людей с детства приучают относиться с презрением к золоту (из золота делают только детские игрушки и ночные горшки).

В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Какие характерные особенности советского государства послужили основой для антиутопических “прогнозов” писателя.

Замятин активно пользуется оксюморонами. Найдите их в тексте. дикое состояние свободы, благодетельное иго разума, математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми, неомрачненные безумием мысли лица, самая трудная и высокая любовь – это жестокость, душа –тяжелое заболевание

Оксюмороны подчеркивают ненатуральность, противоестественность отношений между людьми и отношений между государством и людьми.

Читайте также: