Особенности жанра комедии горе от ума сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой.

Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно отметить не одну, как было принято любовную интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза – Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистическом произведении любовной паре господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина).

Таким образом Грибоедов хотел показать реально

существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари…” (а теперь Молчалин мечтает стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально‑политический.

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во‑первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди‑тка, послужи…

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительность, даже злобой (“Не человек – змея” – это оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа положительного героя и добродетели над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных. К положительным можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей – родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянника княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “… он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”.

И из‑за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием.

Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах страны. Они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть юмористической, фарсовой либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент.

В комедии есть такие герои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждом своем действии, каждом своем слове. Использованы также и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий – Репетилов).

Главные герои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома Фамусовым мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем‑то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Жанр произведения можно характеризовать как сатиру на социально-идеологическую тему. Показывая жизнь московского дворянства, автор показывает социальные и нравственные проблемы, присущие той эпохе. Затрагивает Грибоедов экономическое и политическое обустройство государства, построенное на крепостном праве.

Присутствуют в комедии и трагедийные нотки. Чувства, которые главные герои изображают в начале пьесы, в конце претерпевают метаморфозу. Вместо пылкой и страстной любви герои испытывают горечь и разочарование. Чацкий ищет любви Софии, но она не понимает его. Разочарованный Чацкий уезжает. София после отъезда Чацкого ищет защиты и успокоения в объятиях Молчалина. Но он не любит её. Трагедия главных героев ставит под сомнение комедийный жанр пьесы. Терзания героев неразрешимы.

Кроме любовной линии сюжета в пьесе есть и другая: социально-бытовая, идеологическая. Москва, в которой жили Фамусов, Скалозуб и другие герои, была достаточно ограниченным мирком. Здесь ценился налаженный, размеренный быт, без факторов, раздражающих извне. Кумовство и родственные связи в присутственных местах считались делом обычным и не подлежащем осуждению. Здесь почитали превыше всего высокие чины и всё заморское, иностранное. Образованности, науке и всему новому, прогрессивному здесь не просто не нашлось места. Всё это отвергалось, как ненужное, лишнее.

Образованный Чацкий всё это видит и высмеивает. Выросший и воспитанный в доме у Фамусова, герой не принимает и не разделяет взглядов последнего. Между Чацким и Фамусовым нет явной неприязни. Это люди одной социальной группы. Но взгляды у них диаметрально противоположные. Конфликт этих отношений хорошо виден в сцене описания бала. Изобличающий и высмеивающий всех Чацкий объявлен сумасшедшим. Таким образом, умный и образованный человек становится в глазах обывателей шутом. И в этом его трагедия.

Главным персонажем поэмы является Павел Фамусов – глава поселения в Москве и предводитель общества. Он и его последователи поддерживают старое общественное мнение. Попасть в его окружение может только человек, занимающий высокую должность или имеющий большой капитал. Он поддерживает льстивых, жадных и услужливых людей, которыми являются приближенные к нему персонажи: Скалозуб и Молчалин.

Софья – дочь Фамусова, была воспитана отцом и в целом разделяла его мировоззрение. Она питала теплые чувства к Молчалину, а он был с ней только для того, чтобы быть ближе к ее отцу. Только благодаря этому он попал в общество Фамусова.

Совершенной противоположностью всему этому обществу был Чацкий – детский друг Софьи, с ранних лет влюбленный в нее. После трех лет путешествия по заграничным странам, он вернулся в Москву, пытаясь внушить окружающим отсталость их жизненного уклада. В развитое время продвижения культуры, науки и искусства необходимо уважительно относиться к каждому человеку, не зависимо от чина и капитала. Фамусовское общество высмеяло его точку зрения, и Софья, в том числе.

В первую очередь происходит нарушение единства действия. В пьесе появляются сразу два конфликта, решение которых не заканчивается в пользу добра. Оказавшись в одиночестве против большого общества, Чацкий вынужден отступить, оставив все, как есть. Так же в произведении Грибоедова главные герои не делятся на плохих и хороших. В каждом присутствует как положительная, так и негативная сторона.

Помимо комедии в пьесе присутствует и драматические нотки. Надежды Чацкого, с нетерпением ожидавшего встречи со своей возлюбленной Софией, разбиваются в дребезги о жестокую реальность. Девушка встречает своего бывшего возлюбленного холодно и отрешенно, а в дальнейшем придает его, распуская слухи о сумасшествии мужчины. Ему приходится навсегда покинуть дом, в котором рос, из-за предательства любимой и ощущения, что он лишний в этом обществе старых нравов.

Также читают:

Картинка к сочинению Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума

Популярные сегодня темы

Герой – человек, готовый пожертвовать своими интересами в благих целях, стать на защиту слабых. Он готов умереть, чтобы помочь. Такие люди жертвуют собой бескорыстно, они не ждут ничего взамен

Рассказчик сообщает в произведении историю своей семьи, в частности, эпизод исчезновения его дочери Оли во время похода с классом. Рассказчик всегда думал, что его дочь талантлива и уникальна, а потому обвинял в случившемся одноклассников

Сюжет набирает обороты с момента появления Чацкого. Еще перед этим краткую характеристику персонажа можно услышать из уст Лизы: Александр Андреич человек веселый, остроумный и чувствительный. При этом девушка делает намек на неравнодушие Чацкого к Софье. Сама же Софья отзывается о молодом человеке с некоторым раздражением. В этот момент появляется Чацкий и спешит скорее повидаться с ней, ведь ради нее одной он преодолел расстояние в семьсот верст.

Молодой человек сразу располагает к себе окружающих, однако все присутствующие понимают, что Чацкого здесь ожидает лишь разочарование, и вернулся он в Москву абсолютно зря. Софья не любит его и в итоге предпочтет ему Молчалина. Чувства Чацкого по отношению к девушке обречены, а его противостояние с дворянской семьей превращается в серьезный конфликт с обществом.

В третьем действии сюжет достигает своей кульминации. Чацкий слышит из уст Софьи о том, что она не любит его. В скором времени девушка признается в любви к Молчалину. Казалось бы, теперь все понятно, и выяснять больше нечего. Однако Чацкий никак не может поверить в то, что Софья смогла искренне полюбить такую ничтожную личность, как Молчалин. После настойчивых расспросов со стороны молодого человека, Софья в раздражении пускает сплетню о помешательстве Чацкого.

Для слухов уже подготовлена благодатная почва, и фамусосвское общество с готовностью объединяется против главного героя. В этот момент Чацкий произносит последнюю речь, испытывая при этом невыносимую душевную боль и в то же время ощущая легкость от снятого груза. Ум героя, его чистая искренняя любовь принесли Чацкому лишь одно страдание. Он уезжает из города.

Комедия и трагедия сплетаются воедино. Фамусов выглядит комично в своем заблуждении относительно Чацкого и Софьи.

Произведению присущ яркий оригинальный художественный стиль. Пьеса во многом соответствует традициям классической литературы. Это проявляется, в быстром развитии сюжета, в насыщенных диалогах, в многообразии поэтического языка, наполненного художественными оборотами. Комедия строится на трех китах жанра: единстве действия (в центре событий находится один персонаж), единстве места (дом Фамусова), единстве времени (действие пьесы происходит в течение суток). Герои носят говорящие фамилии: Молчалин, Репетилов и другие.

Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума

Несколько интересных сочинений

В жизни человека существует много потребностей и целей. Практически каждый из нас устанавливает себе задания и старается к ним идти. Кто-то хочет посетить много стран

Из года в год, устав от холодов, мы ждем первых лучиков солнца и весенней капели. С нетерпением проживаем зиму, с ее тянущимися вечерами, морозами, а иногда слякотью.

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

• протест против крепостничества;

• критика придворной знати и дворянства;

• создание типичных, широко распространенных образов и явлений;

• реалистическое изображение характеров;

• подчинение любовной интриги общественному столкновению;

• поэтизация старых времен и презрение ко всему новому;

• скорбно-иронический характер мотива умного человека, вынужденного жить в мире глупцов;

• пафос защиты национальной культуры;

• критика всего иностранного, в особенности в области образования и воспитания молодого поколения;

• басенная иносказательность, юмор и народность языка;

О произведении

Но опубликована пьеса была уже после смерти драматурга. Цензура не позволяла издать произведение до 1833 года, и помогло только личное разрешение царя.

✓ противостояние двух групп персонажей (группа, во главе которой стоит Чацкий, и группа Фамусова), что обусловливает своеобразие конфликта пьесы;

✓ развернутость экспозиции, в которой отсутствует главный герой (появляется в пьесе не сразу);

✓ особая значимость каждого персонажа второго и третьего планов, включая внесценических, что впоследствии найдет свое отражение в пьесах А.Н. Островского;

✓ симметрия построения, что проявляется в следующем:

• разделение четырех актов на две части, где в первой доминирует любовная интрига, а во второй — общественный конфликт, при этом обе интриги присутствуют на протяжении всей комедии, но одна доминирует над другой;

• различное, неодинаковое количество явлений в каждом акте;

✓ множество монологов, которым отводится большая роль в комедии;

✓ важная функция сплетни, скрепляющей все сюжетные линии пьесы в одно целое, и эта сплетня в течение всей комедии растет и развивается, обрастая новыми, порой противоречащими друг другу подробностями.

Главным персонажем поэмы является Павел Фамусов – глава поселения в Москве и предводитель общества. Он и его последователи поддерживают старое общественное мнение. Попасть в его окружение может только человек, занимающий высокую должность или имеющий большой капитал. Он поддерживает льстивых, жадных и услужливых людей, которыми являются приближенные к нему персонажи: Скалозуб и Молчалин.

Софья – дочь Фамусова, была воспитана отцом и в целом разделяла его мировоззрение. Она питала теплые чувства к Молчалину, а он был с ней только для того, чтобы быть ближе к ее отцу. Только благодаря этому он попал в общество Фамусова.

Совершенной противоположностью всему этому обществу был Чацкий – детский друг Софьи, с ранних лет влюбленный в нее. После трех лет путешествия по заграничным странам, он вернулся в Москву, пытаясь внушить окружающим отсталость их жизненного уклада. В развитое время продвижения культуры, науки и искусства необходимо уважительно относиться к каждому человеку, не зависимо от чина и капитала. Фамусовское общество высмеяло его точку зрения, и Софья, в том числе.

В первую очередь происходит нарушение единства действия. В пьесе появляются сразу два конфликта, решение которых не заканчивается в пользу добра. Оказавшись в одиночестве против большого общества, Чацкий вынужден отступить, оставив все, как есть. Так же в произведении Грибоедова главные герои не делятся на плохих и хороших. В каждом присутствует как положительная, так и негативная сторона.

Помимо комедии в пьесе присутствует и драматические нотки. Надежды Чацкого, с нетерпением ожидавшего встречи со своей возлюбленной Софией, разбиваются в дребезги о жестокую реальность. Девушка встречает своего бывшего возлюбленного холодно и отрешенно, а в дальнейшем придает его, распуская слухи о сумасшествии мужчины. Ему приходится навсегда покинуть дом, в котором рос, из-за предательства любимой и ощущения, что он лишний в этом обществе старых нравов.

Жанр комедии

✓ самим Грибоедовым названа комедией, и это впоследствии подтверждено Пушкиным;

✓ представляет сложность в определении точного жанра пьесы по следующим причинам:

• различия критериев комического у разных исследователей;

• различные подходы к пониманию финального прозрения Чацкого и Софьи;

✓ с точки зрения видовой определенности является сатирической комедией, так как содержит в себе сатирическое осмеяние героев и ситуаций, освещенных в комедии;

✓ является высокой комедией (по определению А.С. Пушкина), т. е. она основана не только на смехе, но и на развитии характеров;

✓ является комедией характеров и нравов, так как в ней преобладает комизм характеров и в меньшей степени — комизм положений и ситуаций;

✓ является комедией в стихах;

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Все герои произведений классицизма были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается только в общих чертах: так называемое фамусовское общество противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

…Во‑первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное – поди‑тка, послужи…

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем‑то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви, озлобляясь, начинает обличать всех и вся.

Художественный метод комедии

Классицизм представлен в комедии такими ее чертами как:

✓ рационалистический конфликт между умным и глупым, умными людьми и глупцами, образованием и невежеством;

✓ единство места (дом Фамусова) и времени (одни сутки на протяжении всего действия комедии);

✓ пятиактное строение пьесы;

✓ деление героев на положительных и отрицательных;

✓ несколько схематичных образов с ярко выделенной одной чертой характера (графиня Хрюмина, Тугоуховская).

Романтизм представлен в комедии следующими ее особенностями:

✓ трактовка образа Чацкого, романтизм которого проявляется в следующих чертах:

• противопоставленность всему окружающему его миру;

• приподнятость над бытом;

• вера в силу убеждения;

• возвышенность и мечтательность натуры;

• проявление бурного темперамента в поведении;

• ощущение одиночества в конце комедии;

✓ авторское внимание к облику некоторых героев, например Софьи и Чацкого;

✓ использование дорожной темы в поэме;

✓ обращение к жанру поэмы, который отражен в самом замысле комедии.

Звучащие слова, как характеристика героев

  • Александр Чацкий;
  • Лизанька;
  • Павел Фамусов;
  • Тугоуховский;
  • Наталья Горич;
  • Хлёстова;
  • Софья Фамусова;
  • Сергей Скалозуб;
  • Алексей Молчалин;
  • бабушка и внучка Хрюмины;
  • Репетилов;
  • Антон Загорецкий.

Идея использования говорящих фамилий, которые помогали бы читателю наиболее точно и явно оценить основные качества и пороки персонажей, проявляется довольно часто в произведениях многих авторов того времени. Грибоедов не является исключением. В комедии представлен целый ряд таких фамилий:


Характеристики всех персонажей раскрываются в полной степени по ходу развития сюжета. В итоге читателю становится видно, насколько автор был прав, наделив практически каждого той или иной фамилией, которая не оставляет сомнений, кого она представляет и какой порок олицетворяет.

Читайте также: