Ошибки сочинение егэ по русскому языку по всем критериям

Обновлено: 05.07.2024

Прошлая статья " Сочинение ЕГЭ по русскому: полное руководство. Пример идеального сочинения, план, типичные ошибки" получила отличный фидбэк, поэтому мы решили продолжить рассказывать о сочинении. Опытом делится преподаватель Александр Долгих , который в прошлом году подготовил 59 стобалльников по русскому языку в онлайн-школе Умскул . Передаем слово Александру!

1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

Но так сочинение выглядит только для эксперта! Пишем мы его в другой последовательности , чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.

Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию – обосновываем собственную позицию – пишем заключение .

Только потом это мы оформляем по сценарию.

Здесь есть курс по самоподготовке к сочинению, рассказываю обо всем подробнее: Подборка 43 бесплатных курсов ОГЭ и ЕГЭ (почти все предметы!)

2 ошибка - неправильное обозначение проблемы

2.1. Подмена понятий

Ученики и учителя часто подменяют понятия "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).

В сочинениях новых учеников я часто вижу проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы! Проблемой может быть влияние войны на личность человека.

2.2. Неумение формулировать проблему

Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф, если он выдвижной :)

Намного лучше звучит: "А какую роль культура играет в жизни человека?" Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом . И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.

2.3. Неоправданное расширение проблемы

Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ. На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ . На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

3 ошибка - неправильное оформление комментария

3.1. Деление комментария на абзацы

Комментарий един. Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. Опишу случай: ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку . Потому что так делать неправильно.

3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

"Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки. "

Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто ученики приводят цитаты из разряда"лишь бы привести". Если для школьного учителя это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает. И будет прав.

4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю:

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

Чем можно обосновать свою позицию:

  1. Общеизвестный факт
  2. Цитаты великих людей
  3. Биография великих людей
  4. Фильмы
  5. Сериалы
  6. Но самое красивое – это аргумент из литературы !

5 ошибка – готовиться некомплексно

Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему.

Смотрим критерии сочинения:

Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части. В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны. Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги.

Я это понял 2 года назад и перестал проводить курсы только по сочинению. Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет "илюстрация", "будующий", "с шестьсот рублями ". Теперь готовлю учеников только комплексно. Результат: если 2 года назад у меня было 13 стобалльников, то в 2019 их стало 58.

На сладенькое делюсь реальными сочинениями с ЕГЭ 2019 года, оцененными экспертами на максимум. В них может быть не всё идеально, зато честно и на высший балл :)

Разбираем детально и подробно все АКТУАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ проверки сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2020 году. Все данные официальны и предоставлены в документации ФИПИ.

Самые важные критерии, за которые дают больше всего баллов

    К2 - 5 баллов - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К7 - 3 балла - Соблюдение пунктуационных норм

К8 - 3 балла - Соблюдение пунктуационных норм

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2020 в формате таблицы

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно
сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно
(в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем
исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста,
важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,
в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста,
важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь
между ними,

или

выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение
только к одному примеру.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,
в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована
с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций

из прочитанного текста, важных для понимания проблемы,

но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь
между примерами не выявил,

или

экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста,
важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему,

или

привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для
понимания проблемы,

но не пояснил их значение. Указана смысловая связь
между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,
в комментарии нет

Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста,
важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию

из прочитанного текста, важный для понимания проблемы,

но не пояснил его значение

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания
проблемы, не приведены,

или

проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,

или

в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные
с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

вместо комментария дан простой пересказ текста,

или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по
прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме
(согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его

Экзаменуемый не выразил своё отношение к позиции автора текста,

или

размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме,

или

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность

и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием
грамматического строя речи.

* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае,
если высший балл получен по критерию К10

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря

и однообразием грамматического строя речи

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

Допущены одна – три ошибки

Допущены четыре-пять ошибок

Допущено шесть и более ошибок

К9

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущено три и более ошибок

К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной речевой ошибки

Допущены две-три ошибки

Допущено четыре и более ошибок

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

Допущены этические ошибки (одна и более)

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

24

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.

Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок пяти видов (К6–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна–три ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К6–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

(не по данному тексту), не оценивается.

Пояснения по каждому из критериев

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует.
2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы.
3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.
4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

К6. Точность и выразительность речи

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

К7–К10. Грамотность

Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

К11. Соблюдение этических норм

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки – этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

В работе, оцененной по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:

Дополнительно

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
  • К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

  • К7 – допущено не более двух ошибок;
  • К8 – допущено одна–три ошибки;
  • К9 – грамматических ошибок нет;
  • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на
прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Вместе с экспертом разобрали самые частые ошибки на ЕГЭ по русскому языку: в тесте и сочинении. Это те самые ловушки, на которые попадаются многие выпускники, так что запоминайте и будьте внимательны, чтобы сдать ЕГЭ по русскому в этом году на высший балл.



Елена Шкляева,

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей. В первой — 26 заданий с кратким ответом, которые оцениваются одним баллом, за исключением двух: за задание 8 — 5 баллов, а за задание 26 — 4 балла, в обоих случаях по одному баллу за каждую правильно указанную цифру. Таким образом, за первую часть можно получить 33 первичных балла, или 57% от максимального первичного балла за всю работу.

Во второй части одно задание с развёрнутым ответом (сочинение), которое оценивается по 12 критериям: учитывается содержание сочинения, языковое оформление и грамотность.

Соблюдение всех требований: формулировка одной из проблем, поставленных автором текста; комментарий сформулированной проблемы; изложение позиции автора, а также собственной точки зрения с её обоснованием — может принести 25 первичных баллов, или 43% от максимального первичного балла за всю работу.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут).

Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку

Задание 9: омонимичные корни

Другая типичная ошибка связана со смешением омонимичных корней. Слова пригореть и пригорюниться не однокоренные: в слове пригореть чередующаяся гласная корня (загар), а в слове пригорюниться проверяемая безударная гласная (горе). Не являются однокоренными прикоснулся (-кос- / -кас-) и покосился (косо); зорька (-зар- / -зор-) и прозорливый (от зреть); выросли (-рос- / -раст- / -ращ) и оросили; помирать (-мир- / -мер-), помириться (мир) и примерять (мера); потереть (-тер- / -тир-) и потерять (потеря).

Чтобы убедиться в том, что в слове действительно чередующаяся гласная, подберите родственное с другой буквой в корне: замирать — замереть, прикоснуться — прикасаться, вытирать — вытереть.

Кроме того, ошибки допускаются выпускниками, которые забывают о чередованиях ИМ/ИН — А/Я: заниматься (занятой), выжимать (выжатый), проклинать (проклятый), начинать (начатый).

Важно также учитывать то, что исключения — например, уровень, ростовщик, полог — относятся к словам, в которых содержится безударная чередующаяся гласная корня.

Для успешного выполнения задания 9 необходимо запомнить корни с чередующимися гласными. Если, согласно формулировке задания, требуется указать ряды, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня, нетрудно будет найти слова с теми корнями, которые вы запомнили. Если же в задании нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными, то нужно сделать следующее:

  1. исключить ряды, в которых есть слова с чередующимися гласными;
  2. в оставшихся рядах поставить ударение в каждом слове;
  3. выделить в каждом слове корень и отметить безударные гласные (может быть не одна);
  4. подобрать, если это возможно, проверочные слова: можно менять форму указанного в задании слова (сосна — сосны) или вспоминать однокоренные слова (диверсант — диверсия);
  5. записать ответ, соответствующий формулировке задания, — две, три или четыре цифры.

Задание 12: личные окончания глаголов и суффиксы причастий

Одна из причин ошибок — неумение правильно восстанавливать неопределённую форму глагола. Надо помнить, что после гласных А, Е, У в основе глагола следует -ять: таять, веять, чуять (кроме драить, клеить), и это глаголы I спряжения, как и другие глаголы не на -ить. Глаголы на -ить II спряжения. Конечно, нельзя забывать и об исключениях. От спряжения зависит выбор гласной в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени и в причастиях настоящего времени: если глагол I спряжения, могут быть пропущены буквы Е, У, Ю, а если II спряжения — И, А, Я. В причастиях прошедшего времени и деепричастиях пропущена та же буква, что и в инфинитиве.

Задание 13: слитное и раздельное написание НЕ

Часто выпускники допускают ошибки в тех вариантах, где нужно определить написание НЕ с причастиями, если не учитывают форму слова и наличие зависимых слов. Не забывайте, что краткие страдательные причастия с НЕ пишутся раздельно: задача не решена. Полные причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимых слов, и раздельно при их наличии: нерешённая задачаещё не решённая задача.

Задание 15: Н или НН

При решении задания требуется указать все цифры, на месте которых пишется одна или две буквы Н. Типичные ошибки также связаны со смешением правил написания полных и кратких форм. Необходимо учитывать, что в кратких причастиях пишется одна буква Н: стена покрашена, а в полных — две: покрашенная стена, недавно крашенная стена. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: реакция естественна, тропинка нехожена.

Задание 16: постановка запятых

Здесь необходимо указать предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Таких предложений может быть два, три или четыре.

Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо помнить правила постановки запятых в предложениях с однородными членами, а также различать однородные и неоднородные определения. Напомним, что однородными являются определения, характеризующие предмет с одной стороны, а также образные определения (эпитеты): жёлтые, бордовые, оранжевые листья (цвет); неприятный, визгливый голос (оценка). Определения, характеризующие предмет с разных сторон, неоднородны: симпатичная юная девушка (внешний вид и возраст), густые зелёные всходы (текстура и цвет).

Перед союзом И, соединяющим два простых предложения, запятая не ставится, так как обстоятельство в начале этого сложного предложения является общим: к нему можно задать вопрос и от первой, и от второй части.

Задание 21: типичные ошибки в пунктуационном анализе текста

Обратимся к фрагменту текста: (1) Это самый капризный ветер на самом капризном из морей, и старые рыбаки говорят, что единственное средство спастись от него — выйти в открытое море. (2) В эти дни рыбаки сидели в кофейнях, вспоминая легендарные случаи — наследие отцов и дедов.

В предложении 1 тире между подлежащим средство и сказуемым выйти. В предложении 2 грамматическая основа рыбаки сидели, а тире обособляет приложение (какие случаи?) наследие отцов и дедов.

Чтобы не допускать ошибок, важно находить грамматическую основу каждого предложения.

Задание 27: типичные ошибки в сочинении-рассуждении

Содержание, речевое оформление и грамотность сочинения оцениваются по 12 критериям. Чтобы набрать максимум баллов за содержание сочинения, необходимо:

  • сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • прокомментировать сформулированную проблему, опираясь на исходный текст;
  • привести позицию автора (рассказчика);
  • выразить своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста и обосновать его.

Формулировка проблемы текста

Чтобы сформулировать проблему, необходимо одним словом определить тему — о чём идёт речь в тексте; проанализировать текст — отметить ключевые слова и моменты, составить план; выявить основную мысль, помня о том, что она является ответом на поставленный автором проблемный вопрос. Формулировать проблему можно в виде вопроса или с использованием конструкций с родительным падежом.

Комментарии к тексту

Комментарий должен был проводиться с опорой на исходный текст и без фактических ошибок. Можно получить 6 баллов, если в него включить два примера-иллюстрации из прочитанного текста и дать пояснение к каждому из них, как этот пример помогает прийти от проблемного вопроса к позиции автора. Кроме того, нужно указать смысловую связь между примерами и проанализировать её. Именно это вызывает затруднения у многих пишущих и приводит к потере баллов.

  • сопоставлять или противопоставлять, когда, например, речь идёт о поступках разных героев;
  • соотносить как причину и следствие, если произошло изменение;
  • формулировать как вопрос и ответ;
  • соотносить как прошлое и настоящее, пример и вывод, действие и результат, последовательность развития мысли.

Формулировка отношения к позиции автора

В качестве аргументов могут выступать:

Обратите внимание, что достаточно привести один аргумент, и он вовсе не обязательно должен быть из литературы. Завершая работу над сочинением, не забудьте сделать вывод: перечитайте формулировку проблемы и не повторяйте уже сказанного.

Общие рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому

Поставив перед собой цель сдать экзамен на определённое количество баллов, необходимо выделить, какие темы требуют детального изучения, а какие достаточно отработать, решая типовые тестовые задания. Для этого можно использовать открытый банк на сайте ФИПИ. Там же публикуется орфоэпический словник — список слов, которые на экзамене будут включены в тестовое задание 4. Стоит выписать слова, в которых вы можете допустить ошибку в постановке ударения, на карточки и постепенно запоминать их. Нужно проработать и словарик паронимов, также публикуемый на сайте ФИПИ, ведь с этими словами вы столкнётесь при выполнении тестового задания 5.

Советуем также уделить особое внимание заданиям, которые могут принести больше баллов. Таких заданий в тесте два. При выполнении задания 8 (синтаксические нормы) можно набрать 5 первичных баллов, задания 26 (средства выразительности, языковые особенности текста) — 4 первичных балла, по одному баллу за каждую правильно указанную цифру.

Важно в целом распределить время таким образом, чтобы регулярно решать тестовые задания и писать сочинения не реже одного раза в неделю.

Как избежать ошибок во время экзамена

Во время экзамена необходимо помнить, что больше баллов набирает самый внимательный. Время экзамена ограничено, и использовать его нужно рационально. Начать стоит с тестовой части, отмечая важные для решения моменты. Затем нужно написать черновик сочинения, отложить его и перенести ответы на тестовые задания в бланк, перепроверяя себя. Не стоит откладывать это на последние минуты экзамена, ведь в спешке можно допустить ошибки. Не менее чем за 40 минут до окончания нужно начать переписывать сочинение на чистовик, окончательно редактируя его.

Каждый год экзамен по русскому языку сдают более 650 тысяч выпускников, и каждый четвёртый набирает более 80 баллов. Конечно, это не случается само собой, но при правильной и вовремя начатой подготовке успешно сдать экзамен — это реально.


7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!

Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!

В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.

К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!

Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:

Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.

1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.

Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.

Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.

Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.

2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.

Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?

Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.

3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.

4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.

6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.

Как избежать этих ошибок?

1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.

2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:

Читайте также: