Орфография предельно упрощает чтение сочинение

Обновлено: 18.05.2024

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка.

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть достойным носителем русского языка.

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Зачем нужна орфография?

Без сомнения, без орфографии в письменной речи обойтись нельзя.

Знание орфографии языка — это ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. Это понимание невозможно без верного написания слов, без их точного и единообразного отражения на письме. Именно для этого каждому необходимы знания правил русской орфографии.

Итак, обойтись без орфографии просто невозможно, и не знать её — это значит не любить и не уважать свой родной язык и самого себя.

Проблема орфографической грамотности особенно актуальна в наше время. Это прослеживается и в тотальном диктанте, и в чтении литературных произведений на всю страну, и в общих требованиях к чиновникам сдать экзамен по русскому языку.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил существует слишком много. Но ведь в русском языке есть и простые принципы орфографии, понимая которые можно легче сориентироваться при выборе правильного написания слов. Знание основных принципов образования слов — морфологического, фонетического, традиционного и дифференцирующего — определяет не только верное написание, но и эффективное взаимопонимание коммуникантов.

Итак, мы можем утверждать, что орфография — это важнейший раздел русского языка, обеспечивающий нас способностью точно выражать свои мысли. И без знания основных правил орфографии человеку просто невозможно обойтись.

Сочинение на тему Культура поведения

Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.

Часто в жизни бывает, что человек, не имеющий высшего образования, ведёт себя как настоящий джентльмен. Его таким воспитали родители, или он сам воспитал себя таким. С таким человеком приятно общаться. Он никогда не оскорбит тебя, не повысит голоса. Он одинаково относится и к дворнику, и к миллионеру.

Мама рассказывала про своих бабушку и дедушку, моих прабабушку и прадедушку. Они никогда не сорились при детях, не ругались при чужих людях. Дедушка никогда не матерился при женщинах и детях. А он воевал в Великой Отечественной войне, нервная система была расшатана.

Бабушка рассказывала, что когда дед приходил, выпивши, он не буянил, не дрался. Бабушка уважала дедушку, готовила его любимые блюда. Дедушка, как бывший военный, любил кушать строго по часам. И бабушка, не роптала, делала, как он просит.

В прежние времена дети звали своих родителей по имени-отчеству. Вели за столом себя прилично. Не перебивали взрослых, не хватали руками лучшие куски пищи.

Сейчас вопросами воспитания никто не занимается – ни школа, ни родители. Изредка на улицах можно встретить школьников младших классов, которые здороваются с взрослыми. Наверное, их всё-таки учат этому в школе.

Культурный человек не бросит на землю фантик или окурок. Ему даже не придёт это в голову. Культурный человек выражается красиво, грамотно. Он не вставляет в речь всякие непонятные выражения.

Культурный человек уступит место женщине, девушке, девочке в общественном транспорте. Он всегда пропустит её вперёд, откроет перед ней дверь, и придержит её.

Культурный человек ведёт себя культурно в любой ситуации.

8 класс, 15.3 ОГЭ

Другие сочинения: ← Жадность. Что это такое↑ 9 класс и ОГЭЧто такое сострадание →

Вариант 2

В мире постоянного круговорота событий из памяти стираются общепринятые нормы поведения. Человек начинает уделять меньше значения отношениям между людьми. Внимание притупляется, и индивид начинает пренебрегать культурой поведения. Ищет оправдание своим неблагородным и неблагодарным действиям. Со временем происходит деградация общества. Люди воспринимают данное событие как норму поведения и не предают значение происходящему. Между тем между людьми возникают барьеры, которые очень сложно сломать.

Мы бесконечно заняты своей самореализацией. Постоянно ставим новые цели. За каждым углом слышим о мотивации. Однако забываем о фундаменте человеческих отношений – культуре поведения. Внутренние жесткие принципы ломаются, мечтая о толстых кошелках. Реальное общение сменяется виртуальным письмом. В мире образуется дисбаланс между представителями социума. Люди перестают делиться по половому признаку. Женщины впитывают привычки мужчин, а представители сильного пола становятся более женственными личностями. Наше общение становится примитивным, и мы возвращаемся к первобытному строю. В наших головах произошла подмена понятий. Какие нормы поведения являются правильными? Поведение, которое ведет нас к развитию, и понимаю роли отношений между людьми. Неуважение к старшему поколению, отсутствие лояльности к женщинам, не соответствующее воспитание детей – это реальность современной жизни.

Как бороться с гнетущей действительностью? Как переменить восприятие существующих норм поведения? Где инструменты способные изменить понимание современного мира. Ответы на эти вопросы скрываются у человека внутри сознания. Только сам человек может повлиять на свою судьбу. Если индивид понял свое истинное предназначение, значит, он осознал, что не может существовать без добродетели. А сущность добра состоит в его распылении между другими человеческими особями. Умеющий видеть укажет верное направление. Способный давать всегда будет частью великого мира. Начинающий чувствовать станет счастливым.

Вариант №2

Человек является биосоциальным существом. То есть помимо биологических, физических потребностей вроде сна, употребления пищи или воды у него есть необходимость в общении с другими людьми. Конечно, порой нужно побыть в одиночестве, но чаще всего людям хочется извлекать информацию из внешних живых источников, смеяться, общаться и любить.

Когда вы общаетесь с другими людьми, вы обращаете внимание на их повадки и поведение в обществе или наедине с вами. В психологии есть такое мнение, что для продолжительного союза, люди ищут тех, с кем удобно было бы выполнять роли, которые они играли в детстве в семье. Если девочка или парень в виду каких-либо обстоятельств рано повзрослели, то их поведение будет чрезмерно заботливым и ответственным. Значит, они свяжут свои жизнь с теми, к кому это заботу они смогут проявлять.

Бывает и так, что люди не сходятся характерами. Это обусловлено тем, что есть нетерпимые манеры поведения у партнера, с которыми трудно ужиться. И часто именно женщины стараются не прекратить общение с человеком, в котором нашлись определенные неуживчивые качества, а изменить. И в большинстве случаев это заканчивается далеко не триумфом. Потому что люди меняются только по собственному желанию, а не под давлением. Возможно, это объясняется наличием борьбы в таких ситуациях, ведь с негативным посылом изменить партнера или друга не представляется возможным. Хотя внести корректировки вполне допустимо, если вы дадите человеку понять, что это ему пойдет на пользу, и если у него появится желание.

Даже, исходя из этих рассуждений, можно понять, почему психология, социология и бихевиоризм пользуются большой популярностью. Человек – самое сложноорганизованное существо, и сугубо индивидуальное. Так что применять общие знания к любому индивиду нужно аккуратно и правильно.

Орфография предельно упрощает чтение , делает его быстрым и легким. Поэтому она и заслуживает БЛАГОДАРНОСТИ всех читающих.

Согласна. Так как с помощью орфографии упрощается понимание мысли, настроения, переживаний автора текста. Разные знаки препинания говорят о своем восприятии текста.
Также можно представить текст без знаков препинания. Это будет целый набор слов. Без смысла. Знак препинания останавливает в конце описания мысли.

Про-лёт-ка. 1. лёгкий открытый четырехколесный двухместный экипаж, преимущественно одноконный. 2. разг. разрешение на пролёт самолёта.

Праздновать - праздн - корень, ова - суффикс, ть - суффикс/окончание*
Заголовок - за - приставка, голов - корень, ок - суффикс, окончание нулевое.
Подъезд - подъ - приставка, езд - корень, окончание нулевое.
Глазищи - глаз - корень, ищ - суффикс, и - окончание
Молоко - молок - корень, о - окончание.
Строить - строи - корень, ть - суффикс/окончание*

*В зависимости от того, как вас обучают

Мое хобби-рисование У меня очень много любимых увлечений. Я люблю читать, я люблю кататься на велосипеде, и мне очень нравится история. Но мое самое главное хобби – это рисование. Я начал рисовать, когда был еще маленьким. Мама с папой очень часто дарили мне фломастеры самых разных цветов, цветные карандаши и красивую, белоснежную бумагу для рисования. Мне нравилось изображать на чистом листе что-нибудь красивое, растения, животных, иногда людей. Поэтому я нередко сам делал открытки для мамы и папы. Однако, первые мои рисунки были не самыми лучшими. Кое-что получалось криво, кое-что вообще не получалось. Но я всегда продолжал рисовать. Теперь, мне кажется, я рисую очень хорошо. Мои работы висят на стенах в моей комнате. Я часто отправляю свои творения на конкурсы детских рисунков и часто получаю дипломы и призы. Более того, я хожу в художественную школу. Мне там очень нравится. В художественной школе царит настоящая атмосфера мастерства и творчества. Мы обычно рисуем натюрморты, иногда людей. Летом мы ходим на пленер и рисуем природу, цветы, леса, деревья, дома. Сейчас мои рисунки довольно-таки хорошие. Но когда-нибудь я хочу научиться рисовать как великие русские художники И.Шишкин, И.Айвазовский и К.Брюллов! Я уверен, что смогу рисовать еще лучше, если буду стараться.

Я помню свой двор яркий большой полон радости везде слышен детский смех по всей улице стояли фонари которые вечером зажигались и так было ярко как будто не ночь , а день. Сейчас когда я прохожу через эту улицу я сразу вспоминаю свой любимый двор как мне там было весело и я был счастлив.

Одушевленные:
Капитан(м.р.), кит(м.р.), чайка(ж.р.), моряк(м.р.), дельфин(м.р.), медуза(ж.р.)
Неодушевленные:
Пароход(м.р.), дым(м.р.), море(ср.р.), волна(ж.р.), шторм(м.р.), айсберг(м.р.), солнце(ср.р.).

В приведенном ниже предложении найдите обстоятельство место.Напишите это обстоятельство Лай собак, прерывистый злобный рёв медве

Выпиши из предложения словосочетания в которые войдут выделенные слова в следующем порядке 1)выделенные слова ж,р 2)выделенные с

Определите варианты с относительными прилагательными A) Известный автор B) Замечательный результат C) Автобусная остановка D) Вк

Однажды на досуге мне стало интересно, какие предлоги у родительного и у винительного падежей. Напишите их пожалуйста. Заранее с

Орфография предельно упрощает чтение , делает его быстрым и легким.

Поэтому она и заслуживает БЛАГОДАРНОСТИ всех читающих.


Так как с помощью орфографии упрощается понимание мысли, настроения, переживаний автора текста.

Разные знаки препинания говорят о своем восприятии текста.

Также можно представить текст без знаков препинания.

Это будет целый набор слов.

Знак препинания останавливает в конце описания мысли.


Письменно ответьте на вопрос , согласны ли вы с данным высказыванием (сочинение миниатюра)Орфография предельно упрощает чтение , делает его быстрым и легким?

Письменно ответьте на вопрос , согласны ли вы с данным высказыванием (сочинение миниатюра)

Орфография предельно упрощает чтение , делает его быстрым и легким.

Поэтому она и заслуживает БЛАГОДАРНОСТИ всех читающих.


Помогите пожалуйста?

Искусство медленного чтения сочинение - миниатюра!


Сочинение - миниатюра?

Ответить на вопрос : "Зачем нужна орфография?


Согласны ли вы с данным высказыванием?

Согласны ли вы с данным высказыванием?

Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих.


СОЧИНЕНИЕ - МИНИАТЮРА?

Письменно ответьте на вопрос, почему местоимения называют СЛОВАМИ - ЗАМЕНИТЕЛЯМИ.

4 - 5 предложений.


Нужно сочинение миниатюра по теме " Зачем нужна орфография "?

Нужно сочинение миниатюра по теме " Зачем нужна орфография ".


Сочинение - миниатюра?

Письменно ответьте на вопрос, почему местоимения называют словами - заменителями.

5 - 7 предложений.


СОЧИНЕНИЕ - МИНИАТЮРА?

Письменно ответьте на вопрос, почему местоимения называют СЛОВАМИ - ЗАМЕНИТЕЛЯМИ.

4 - 5 предложений.


Ответьте письменно на вопрос : "Зачем нужна орфография?

Ответьте письменно на вопрос : "Зачем нужна орфография?

" Используйте слова выдающегося русского лингвиста Льва Владимировича Щербы.

Помогите пожалуйста, заранее вам благодарна.


Напишите сочинение на тему : "Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст"?

Напишите сочинение на тему : "Орфография не только помогает быстрее читать, она позволяет сосредоточиться на содержании, позволяет читать, не замечая, как написан текст".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Исполнитель:

Еремеева Ольга Александровна,

учитель русского языка и

Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

Заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент

В методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации в 9-ых классах, даны практические рекомендации по созданию текста-рассуждения и оформлению на письме примеров-аргументов. К разработке прилагаются список цитат, положенных в основу задания 15.1, образцы сочинений. Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию

сочинения-рассуждения на лингвистическую тему …………… 4

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения…….. 5-8

Приложение №5 «Речевые клише для оформления аргументов

Приложение №7 «Образцы сочинений…………………………….. 27-28

Вопросы подготовки учащихся 9-ых классов к итоговой аттестации являются актуальными для каждого учителя. Экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников основной школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. Как показывает опыт работы в качестве учителя и эксперта по проверке экзаменационных работ, для учащихся самым трудным заданием в итоговой работе остаётся создание собственного текста: сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему, так как им необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики или представить свое понимание той или иной нравственной категории, но и аргументировать свое суждение, а также умение создать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. К типичным ошибкам, допускаемым в работе, относятся неумение доказывать справедливость изречения, делать вывод, последовательно и логично излагать свои мысли. Следовательно, во время подготовки к ГИА я уделяю большое внимание формированию умения аргументировать свои суждения на основе предложенного текста, грамотно оформлять их на письме.

В данной методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации.

Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)

Следует обратить внимание на то, что все эти навыки и умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также на ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 на ЕГЭ по русскому языку. Предлагаю составленный мной алгоритм работы для успешного выполнения этого вида работы.

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (задание 15.1)

1. Повторение признаков текста.

2. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

3. Анализ высказывания на лингвистическую тему.

4 . Работа над каждой частью сочинения.

5. Составление текста сочинения.

6. Проверка работы.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения

1. В соответствии с критериями оценивания сочинения необходимо создать текст, который должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (критерий С1К3), поэтому в начале работы над сочинением целесообразно повторить признаки текста, показать образцы текстов, созданных по указанным критериям. (Приложение №1).

- Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.

- Шаг 2. Выделяю в нем ключевые слова, связанные с лингвистикой.

- Шаг 3. Перечитываю текст и отмечаю примеры того или иного языкового явления, которое необходимо привести в качестве доказательства.

- Шаг 4. Пишу тезис.

- Шаг 5. Пишу основную часть (аргументы и примеры).

- Шаг 6. Пишу заключение.

- Шаг 7. Проверяю черновик.

2.1. Рекомендации по оформлению тезиса работы.

В приложении №2 подобраны речевые клише, которые помогут учащимся сделать это грамотно и логично.

Например: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) утверждал:

(Обязательно напомним особенности оформления на письме прямой речи).

Или: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) считал, что…

(Сравните с первым вариантом написания и выберите для себя наиболее приемлемый способ: в форме прямой речи или косвенной).

В тезисе необходимо выразить свое отношение к предложенной цитате. Используя слова-клише (приложение №2), формулируем его. Например: Безусловно, я согласен с мнением автора. Попробую доказать справедливость его высказывания на примере прочитанного мною текста.

Итак, тезис сформулирован. Приступаем к самой главной части сочинения: даем обоснованный ответ на поставленный вопрос, рассуждая на теоретическом уровне, подтверждая свои суждения примерами из текста (критерии оценивания С1К1 и С1К2).

2.2. Анализ предложенного высказывания.

Учебник русского языка в каждом классе дает возможность составить словарь высказываний о русском языке, к которому нужно добавить и список цитат, рекомендованных в сборниках типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько. Поэтому уже с 5 класса на уроках уделяю особое внимание работе с лингвистическим высказыванием: определяем его основную мысль, выделяем ключевые слова, приводим примеры, подтверждающие основную мысль. (Смотри приложение №3). С целью эффективности подбора аргументов все рекомендуемые цитаты я систематизировала, объединив их в тематические группы.

Рассмотрим все этапы работы с цитатой.

Учимся делать комментарий высказывания: определить его основную мысль, обратить внимание, о каком языком явлении идет речь, лексическом

или грамматическом, указать его роль в данном тексте.

Предварительно с учащимися составлен список наиболее часто встречаемых лингвистических явлений (смотри приложение № 4), которые разделены на две группы: лексические и грамматические. В случае затруднения в объяснении того или иного явления обращаемся к учебнику теории под редакцией В.В.Бабайцевой или М.М.Разумовской. Указывая роль в нашей речи названного в цитате явления, подбираем примеры из анализируемого текста. На этом этапе работы следим за точностью формулировок, так как доказательства не должны иметь фактических ошибок.

А теперь оформляем наши рассуждения в письменном виде. Так как сочинение должно отличаться цельностью и последовательностью (критерий С1К3), рекомендую учащимся при записи аргументов пользоваться вводными словами: во-первых, во-вторых. Называя роль того или иного лингвистического явления, делаем ссылку на предложение, в котором это подтверждается. Сделать это можно различными способами, с которыми учащиеся знакомы при написании рассуждений другого характера, например, на морально-этическую тему. Например, Об этом автор текста говорит в предложении… (указывается его номер) или: Смотри в тексте предложение…, где автор выражает…. О других вариантах записи можно узнать из приложения №.5

2.3. Следующий часть сочинения – вывод. Обязательно советую учащимся прочитать высказывание, предложенное для анализа, и приведённые аргументы, так как вывод должен обобщить всё написанное и содержать ответ на поставленный вопрос. В качестве слов, подводящих итог рассуждению, можно использовать вводные слова: следовательно, таким образом, итак, а также выражения : подведем итог всему сказанному или как следует из вышесказанного и др. (Образцы написания вывода в приложении №6)

4. После создания собственного текста не забываем проверить его, чтобы предупредить орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответстви с УМК Гольцовой (1 часть) и включет такие разделы, как принципы орфографии, способы проверки безударной гласной корня, корни с чередующимися гласными . Ученики знакомятся с заданием 9 ЕГЭ. Одновременно ведется словарная, лексическая работа, повторяется пунктуация.

Принципы русской орфографии. ЕГЭ № 9 – 15 В вступительном слове сказать о важности владения орфографическими навыками и практическом их применении на выпускном экзамене. П РАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ Задание 9

Принципы русской орфографии. ЕГЭ № 9 – 15

В вступительном слове сказать о важности владения орфографическими навыками и практическом их применении на выпускном экзамене.

П РАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Наука о правильном написании.

Наука о частях речи.

Без знания частей речи нельзя правильно выполнить задания № 11, 12, 13, 14, 15 ЕГЭ.

Какая связь существует между этими разделами лингвистики?

ЕГЭ № 11, 12, 13, 14, 15

Упражнение 118: прочитайте высказывание М.В.Панова, сократите его до 1 предложения.

Орфография предельно упрощает чтение, делая его беглым и лёгким, позволяет сосредоточиться на содержании и читать, не замечая, как написан текст.

Обратить внимание на пунктуацию при оформлении цитаты, особенно на кавычки, которые ставятся дважды, а не 4 раза, как часто ставят ученики.

Задание 3 ЕГЭ Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЦИП. Определите значение, в котором это слово употреблено в теме урока. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 1

Задание 3 ЕГЭ Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой

приводятся значения слова ПРИНЦИП. Определите

значение, в котором это слово употреблено в теме

урока. Выпишите цифру, соответствующую этому

значению в приведённом фрагменте словарной

 Каков основной принцип русской орфографии? Стр. 112: сформулируйте ответ на основе 1 абзаца § 21. Принципы русской орфографии Отрабатывается умение добывать и структурировать информацию. § 21, стр. 112: заполните схему. 5

Каков основной принцип русской орфографии?

Стр. 112: сформулируйте ответ на основе 1 абзаца § 21.

Принципы русской орфографии

Отрабатывается умение добывать и структурировать информацию.

§ 21, стр. 112: заполните схему.

Принципы русской орфографии МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ (единообразное написание) ТРАДИЦИОННЫЙ (исключения) ФОНЕТИЧЕСКИЙ (чередования, замена) Уточнить и дописать в скобках значение каждого из принципов, чтобы для ученика названия принципов были понятны с практической точки зрения. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ (смысловой: омофоны) 6

Принципы русской орфографии

Уточнить и дописать в скобках значение каждого из принципов, чтобы для ученика названия принципов были понятны с практической точки зрения.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ Орфограммы – это не хаос! ПРОПИСНАЯСТРОЧНАЯ ПЕРЕНОС ОРФОГРАММЫ Орфограммы – это система! Орфография – это совокупность правил. Ученику важно осознать, что все правила группируются в 4 раздела. СЛИТНО, ДЕФИС, РАЗДЕЛЬНО 7

Орфограммы – это не хаос!

Орфограммы – это система!

Орфография – это совокупность правил. Ученику важно осознать, что все правила группируются в 4 раздела.

СЛИТНО, ДЕФИС, РАЗДЕЛЬНО

Задание 9 ЕГЭ гласная в слабой позиции проверяемая ударением непроверяемая ударением Объяснить, если есть необходимость, что такое сильная и слабая позиция для гласной буквы. чередующаяся 7

Объяснить, если есть необходимость, что такое сильная и слабая позиция для гласной буквы.

Образец задания № 9 ЕГЭ

1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический

2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный

3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать

4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли

5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

Способы проверки существительные: изменить число тр о/а ва – тр` а вы ; 2) прилагательные: заменить полную форму на краткую б о/а сой – б` о с ; 3) глагол: изменить число бр о/а жу – бр` о дим , время пок а/о зал – пок` а жет , род отв е/и ла – отв ё л ; 4) изменить часть речи: зап а/о х – п` а хнет . По статистике самая частая ошибка у выпускников школы – проверяемая гласная в корне. Существует много способов проверки написания гласной в корне, но самые распространённые 4. 7

изменить число тр о/а ва – тр` а вы ;

заменить полную форму на краткую

б о/а сой – б` о с ;

изменить число бр о/а жу – бр` о дим ,

время пок а/о зал – пок` а жет ,

род отв е/и ла – отв ё л ;

4) изменить часть речи:

зап а/о х – п` а хнет .

По статистике самая частая ошибка у выпускников школы – проверяемая гласная в корне. Существует много способов проверки написания гласной в корне, но самые распространённые 4.

Различай омофоны! ПОДБЕРИТЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА

А/О в глаголах совершенного вида А/О Упражнение 122: устно подобрать проверочное слово. в корне глагола совершенного вида нельзя проверять несовершенным видом на –ывать/ивать

А/О в глаголах совершенного вида

Упражнение 122: устно подобрать проверочное слово.

в корне глагола совершенного вида нельзя проверять

видом на –ывать/ивать

Ударение Последняя согласная Смысл Условия чередования ГОР//Г ` АР З ` ОР//ЗАР КЛОН, ТВОР ГОР//Г ` АР З ` ОР//ЗАР КЛОН, ТВОР О//А Е//И О//А Е//И Суффикс А Ученики называют условия чередования и соответствующие им корни. Можно обратиться за информацией к теории учебника (стр. 118 – 123). Корни лаг//лож и плав//плов//плыв учитель даёт в той группе, в которой считает нужным. Например, в учебнике Н.Г.Гольцовой плав//плов//плыв относят к группе корней с чередованием, зависящих от ударения, а лаг//лож – к зависящим от суффикса А. РОВН//РАВН МОК//МАК ПЛ О-Ы В//ПЛАВ РОВН//РАВН МОК//МАК ПЛ О-Ы В//ПЛАВ ЛО Ж //ЛА Г СКО Ч //СКА К РО С //РА Щ ,РАС Т ЛО Ж //ЛА Г СКО Ч //СКА К РО С //РА Щ ,РАС Т 13

Последняя согласная

Ученики называют условия чередования и соответствующие им корни. Можно обратиться за информацией к теории учебника (стр. 118 – 123).

Корни лаг//лож и плав//плов//плыв учитель даёт в той группе, в которой считает нужным. Например, в учебнике Н.Г.Гольцовой плав//плов//плыв относят к группе корней с чередованием, зависящих от ударения, а лаг//лож – к зависящим от суффикса А.

  • РОВН//РАВНМОК//МАКПЛО-ЫВ//ПЛАВ
  • РОВН//РАВН
  • МОК//МАК
  • ПЛО-ЫВ//ПЛАВ
  • ЛО Ж //ЛА Г СКО Ч //СКА К РО С //РА Щ ,РАС Т
  • ЛО Ж //ЛА Г
  • СКО Ч //СКА К
  • РО С //РА Щ ,РАС Т

Чередование с суффиксом А О // А Е // И бер //б ИРА выб е ру –выб и р а ть дер //д ИРА д е рну – выд и р а ть мер //м ИРА зам е р – зам и р а ть ! приме/ирять пер //п ИРА зап е р – зап и р а ть тер //т ИРА выт е р – выт и р а ть блест //бл и ст А бл е стеть – бл и ст а ть жег //ж и г А выж е г – выж и г а ть стел//ст и л А ст е лить – уст и л а ть чет //ч и т А выч е т – выч и т а ть КОС//К А С- А ! искл.: соч Е тание, ч Е та к а с а ться – к о снусь (А) НЯ//Н И М - А занять – занимать МЯ//М ИН -А смять – сминать ЖА//Ж И М - А жать – зажимать ЧА//Ч И Н - А начать – начинать ! Омонимичные корни Коса – косы, косичка (безударная проверяемая) Косой – косо, косоглазие (безударная проверяемая) Коса – покос (безударная проверяемая) ЛОЖ//Л А Г- А пол а г а ть – пол о жить (А) Подробнее остановиться на явлении омонимии проверяемых и чередующихся корней. 13

Чередование с суффиксом А

! искл.: соч Е тание, ч Е та

к а с а ться – к о снусь (А)

! Омонимичные корни

Коса – косы, косичка (безударная проверяемая)

Косой – косо, косоглазие (безударная проверяемая)

Коса – покос

(безударная проверяемая)

пол а г а ть – пол о жить (А)

Подробнее остановиться на явлении омонимии проверяемых и чередующихся корней.

Чередование с ударением Без ударения О Без ударения А З`ОР//З А Р Г О Р//Г`АР з`ори – з а ря, заг о рать – заг`ар ! гора, горизонт КЛ О Н//КЛ`АН,КЛ`ОН з а рницы ! искл.: покл о ниться – покл`он, зоревать зорянка з`арево кл`аняться ТВ О Р//ТВ`АР, ТВ`ОР тв о рить – тв`орчество, тв`арь ! искл.: выгарки, пригарь, утварь Остановиться на значении непонятных слов: зоревать – бодрствовать, не спать на заре; зорянка – птица вида Зарянка (лат. Erithacus rubecula) ; выгарки – остатки от сгорания; утварь – предметы обихода. Омонимичные корни не единственная ловушка задания 9 ЕГЭ. Важно также уметь правильно выделять корень: загорать – горизонт . Кстати, неплохо подобрать как можно больше однокоренных слов к слову гора , так как у детей это задание вызывает затруднение: горец, горянка, пригорок, горка, горочка, горный, гористый и т. д. 13

Чередование с ударением

Без ударения О

Без ударения А

з`ори – з а ря,

заг о рать – заг`ар ! гора, горизонт

з а рницы

покл о ниться – покл`он,

тв о рить – тв`орчество, тв`арь

! искл.: выгарки, пригарь, утварь

Остановиться на значении непонятных слов: зоревать – бодрствовать, не спать на заре; зорянка – птица вида Зарянка (лат. Erithacus rubecula) ; выгарки – остатки от сгорания; утварь – предметы обихода.

Омонимичные корни не единственная ловушка задания 9 ЕГЭ. Важно также уметь правильно выделять корень: загорать – горизонт . Кстати, неплохо подобрать как можно больше однокоренных слов к слову гора , так как у детей это задание вызывает затруднение: горец, горянка, пригорок, горка, горочка, горный, гористый и т. д.

Чередование с последней согласной Л АГ //Л ОЖ сл аг ать – сл ож ить СК АК //СК ОЧ ск ак ать – вск оч ить ! искл.: скачок, скачу ! искл.: росток, Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик Р АЩ выр ащ ивать Ещё одна ловушка задания 9 ЕГЭ – состав слова. Ученики иногда формально выделяют корень по набору букв. Р ОС //Р А С Т р ос ли – р а с т ут ! раст ерять 16

Чередование с последней согласной

Л АГ //Л ОЖ

сл аг ать – сл ож ить

СК АК //СК ОЧ

ск ак ать – вск оч ить

скачок, скачу

росток,

Ростов, Ростислав,

отрасль, ростовщик

выр ащ ивать

Ещё одна ловушка задания 9 ЕГЭ – состав слова. Ученики иногда формально выделяют корень по набору букв.

Р ОС //Р А С Т

р ос ли – р а с т ут

! раст ерять

Чередование со смыслом Р А ВН (равный, одинаковый) Р А ВН (равный, одинаковый) М А К (опускать в жидкость) М А К (опускать в жидкость) ПЛ А В ПЛ А В макать в чай макать в чай плавать, поплавок плавать, поплавок уравнение, равнина уравнение, равнина Р О ВН (ровный, гладкий, прямой) Р О ВН (ровный, гладкий, прямой) М О К (впитывать жидкость) М О К (впитывать жидкость) подровнять подровнять ПЛ О В ! искл. : пловец, пловчиха ПЛЫВ ! искл. : плывун ПЛ О В ! искл. : пловец, пловчиха ПЛЫВ ! искл. : плывун промокать под дождём промокать под дождём МОК//МАК ПЛОВ//ПЛАВ РАВН//РОВН

Чередование со смыслом

  • Р А ВН (равный, одинаковый)
  • Р А ВН (равный, одинаковый)
  • М А К (опускать в жидкость)
  • М А К (опускать в жидкость)
  • ПЛ А В
  • ПЛ А В
  • макать в чай
  • макать в чай
  • плавать, поплавок
  • плавать, поплавок
  • уравнение, равнина
  • уравнение, равнина
  • Р О ВН (ровный, гладкий, прямой)
  • Р О ВН (ровный, гладкий, прямой)
  • М О К (впитывать жидкость)
  • М О К (впитывать жидкость)
  • подровнять
  • подровнять
  • ПЛ О В ! искл. : пловец, пловчиха ПЛЫВ ! искл. : плывун
  • ПЛ О В ! искл. : пловец, пловчиха
  • ПЛЫВ ! искл. : плывун
  • промокать под дождём
  • промокать под дождём

Проверяемая гласная

Непроверяемая

Исторический комментарий :

В 1708 г. шведский король Карл XII вторгся в пределы России. В Европе о нём ходили легенды как о непобедимом монархе. Карл XII осадил Полтаву. На выручку жителям поспешил Петр I. Битва под Полтавой решала судьбу всей Северной войны. В результате битвы армия короля была обескровлена, сам он сбежал. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России. Шведский и русский монархи непосредственно участвовали и битве. Петр вел свои войска в атаку, шведские пули прострелили седло царя и шляпу. Карл, раненный в ногу еще до Полтавского боя, велел носить себя в носилках перед шведскими рядами. Петр пышно отпраздновал Полтавскую победу в Москве - с парадом войск и салютом.

Из приказа Петра I перед полтавской битвой:

Упражнение 117: самопроверка.

Проверяемая

Непроверяемая

При проверке ученики называют корни, проверочное слово.

Выполните задание № 9 ЕГЭ

1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический

2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный

3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать

4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли

5) выб..рающий, з..рница, выл..жить

Нацелить учеников на то, что для выполнения задания 9 вне зависимости от варианта задания (найти проверяемую или непроверяемую гласную) следует прежде всего находить корни с чередованием, чтобы исключать неподходящие варианты.

Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания и графически объяснив их. Я х…рошо усвоил что пр…вописание чер…дующихся гласных в корне слова зависит от места уд…рения от суффикса ст…ящего после корня от последующей согласной от зн…чения корня. Задание можно дать устно, но на доске следует начертить пунктуационную схему. 19

Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания и графически объяснив их.

Я х…рошо усвоил что пр…вописание чер…дующихся гласных в корне слова зависит от места уд…рения от суффикса ст…ящего после корня от последующей согласной от зн…чения корня.

Задание можно дать устно, но на доске следует начертить пунктуационную схему.

Домашнее задание Упражнения 121 и 124 (по заданию); 123,133 (выписать слова с чередующимися гласными в 4 колонки). Подготовиться к словарному диктанту по упражнению 125. Домашнее задание определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и целей урока. 19

  • Упражнения 121 и 124 (по заданию); 123,133 (выписать слова с чередующимися гласными в 4 колонки).
  • Подготовиться к словарному диктанту по упражнению 125.

Домашнее задание определяется учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и целей урока.

Интернет-ресурсы

Читайте также: