Описание признаков предметов и явлений окружающего мира сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Урок развития речи проводится как урок-исследование текстов разных типов речи на тему "Зима".

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi._6_klass.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 6 класс.

Тема : Описание природы. Зима.

  • совершенствовать навыки работы с художественными текстами;

умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

  • отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов;
  • воспитывать любовь к родной природе; учить детей видеть прекрасное в окружающей природе.

Оборудование : мультимедиапроектор, компьютер.

околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

I . Начало урока. Показ слайдов с изображением зимних пейзажей. Слайды № 3-4.

В это время звучит эпиграф урока.

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответы учащихся: о зиме, о зимней природе

- Вот именно об этом мы сегодня и поговорим.

- Почему Ф.И.Тютчев называет зиму чародейкою? Обратимся к словарю.

Чародей (устар., книж.) – то же, что волшебник. Зима – волшебница.

- У художника-живописца – краски для изображения картин природы. У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

Полюбуйтесь великолепными зимними пейзажами. Слайды № 5-9.

- Запишем в тетради: Пейзаж (фр.): 1)вид какой-нибудь местности;

2) картина, изображающая природу;

3)описание природы в художественном произведении.

- Чем мы занимаемся на уроках развития речи?

Ответы учащихся: учимся анализировать художественные тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить художественные средства языка.

- Сегодня мы продолжим эту работу. Цель урока – на основе примеров художественных текстов, изображения картин научиться создавать собственных пейзажные зарисовки, описания природы. Сегодня мы поработаем с текстами мастеров художественного слова, заслушаем ваши сочинения, выполним творческое задание.

- У каждого на столе лежат сочинения, проверенные мною, оценка идет в журнал.

- Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.

- Какие типы речи вы знаете?

Ответы учащихся: повествование, описание, рассуждение.

Работа с текстами разных типов речи.

- Вам даны три текста (на карточках). Определите тип речи каждого текста . Слайд № 10.

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетала и сверкала на солнце искорками.

Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.

2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоемов.

Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.

В-третьих, не разорять гнезда птиц, норы животных.

Итак, соблюдая эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.

3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

Величавой – эпитет; плачет, царствует – олицетворение.

1-й текст – повествование? Докажите.

2-й текст – рассуждение? Докажите.

3-й текст – описание? Пороша (лексическое значение) – слой только что выпавшего снега.

- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать? (Читаю текст ещё раз).

- Какое настроение вызывает у вас это описание? Что показалось необычным?

Слушаем ответы учащихся. Любуемся ещё одним зимним пейзажем. Слайд № 11.

- Мы мысленно представляем картину, которую создает писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.

IV. Изучение новой темы.

- Обратим внимание ещё на один текст писателя-живописца И.А. Бунина (текст на карточках ). Слайд №12.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительное снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зеленой ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звездочки.

Никого не оставит равнодушным такая красота!

- Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

- Что мы видим вместе с И.А. Буниным?

- Какое общее впечатление от увиденного?

Заслушиваем ответы учащихся.

- Какие краски мы будем видеть на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж?

Ответы учащихся: синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.

- Назовите тип речи. Докажите.

Ответы учащихся: описание, так как дается описание признаков предметов и явлений. В данном тексте описание леса зимой.

- Выделите в тексте композицию описания.

- Работа с художественными средствами языка.

- Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд №14.

Ответы учащихся: эпитет, сравнение.

- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?

- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты.

- Другие средства художественной выразительности?

- Работа с лексическим значением слов. Слайд № 15.

- Определите лексическое значение выделенного в тексте слова.

Глубокий – имеющий большую глубину.

- Подберите к нему синоним.

Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.

Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг – перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.

А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.

Возвращаемся в школу. Сняли лыжи. Сели за столы.

Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к её тайне.

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

- Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.

- Послушаем, к чему же нас призывает Н. Рыленков в своем стихотворении.

- Ребята, откройте стихотворение. Не просто слушайте, а следите, отмечайте, о каких качествах говорит автор?

(Ученица читает стихотворение наизусть).

- К чему нас призывает автор?

Ответы учащихся: быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное.

- Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь, кроме зорких глаз, нужна ещё и фантазия. Заслушиваем сочинения учащихся.

Цель работы: тренировка в подборе средств художественной выразительности, в создании собственных текстов. (Работа в группах)

- Вам дан текст. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.

- Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.

- Запишите его в тетрадь в измененном виде.

(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3.

- Какой текст понравился больше? Почему?

- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.

- На какие виды орфограмм выделенные буквы?

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

- Чему учились на уроке?

- Тем более, что свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе. Предлагаются сочинения- миниатюры.

- Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку, как эта ( Слайд №16 ) , так необыкновенно преображенную природой.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________л е су под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все д е ревья оделись в___________наря д , а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья ст а новятся похожи на________. На______поверхности по я вились________узоры. Снеж и нки горят_______огнем, когда поп а дают в стол б солне чн ого света.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Делайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________л е су под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все д е ревья оделись в___________наря д , а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья ст а новятся похожи на________. На______поверхности по я вились________узоры. Снеж и нки горят_______огнем, когда поп а дают в стол б солне чн ого света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зеленые.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра.

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"


Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся.


Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав.

Урок развития речи по русскому языку по теме "Описание природы.Зима"

Урок развития речи по русскому языку на тему "Описание природы. Зима" предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой.

Методическая разработка урока развития речи "Описание природы.Зима" 6 класс

Урок поможет учащимся в подготовке домашнего сочинения-описания природы зимой.


Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой.

Сочинения-описания предметов. Образцы сочинений для учеников начальных классов.

Сочинения с планом.

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

  1. общее представление о предмете;
  2. отдельные признаки предмета;
  3. авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную харак-теристику его качеств и параметров, которые излага¬ются в строгой последовательности.

В художественном описании преобладает автор¬ский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

МОЙ ВАСЯ

  1. Новая игрушка.
  2. Описание пупса.
  3. Неразлучные друзья.

На день рождения, когда мне исполнилось пять лет, родители подарили мне замечательную игрушку — ре­зинового пупса. Всей семьёй решили назвать его Ва­сей.

Вася очень забавный. У него большие голубые гла­за, курносый нос, улыбающийся рот. Когда я смотрю на него, он кажется мне живым.

Два года я с ним играла, водила его гулять, кормила, купала. Я относилась к нему как к настоящему ребёнку.

Сейчас я выросла и учусь в школе. Теперь, к сожале­нию, у меня нет времени играть с Васей, но я по-преж­нему люблю его и не расстаюсь с ним.

ЛЬВЁНОК КУЗЯ

  1. Описание игрушки.
  2. Львёнок Кузя — настоящий друг.

Моя любимая игрушка — львёнок Кузя. У него очень пушистая рыжая грива, чёрный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Его огромные белые лапы обнима­ют меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в тёмной комнате.

Львёнок всегда со мной. Даже когда мы с родителя­ми уезжаем летом в деревню, я беру его с собой. Мама говорит, что Кузя чем-то похож на меня. Львёнок — не только моя самая любимая игрушка, это мой насто­ящий друг. Именно ему я доверяю свои сокровенные мысли.

МОЙ МИШКА

  1. Мишка.
  2. Описание мишки.
  3. Моё отношение к игрушке.

У меня много любимых игрушек, но самая-самая лю­бимая — это мохнатый плюшевый мишка. Его подари­ла бабушка на Новый год. Мне тогда исполнился один год. С тех пор мы с мишкой не расстаёмся.

Мой мишка бежевого цвета. У него красивые чёрные глазки, чёрный носик и розовый ротик. Ушки маленькие и лохматые. Лапы и туловище тоже лохматые, поэтому мне приходится его расчёсывать.

Когда мне подарили мишку, мы с ним были одинако­вого роста. Сейчас я намного выше его. Время идёт, но я не забываю свою любимую игрушку. Мы неразлучны с мишкой уже девять лет!

О ЧЁМ РАССКАЗАЛ ПОРТФЕЛЬ

  1. Размер портфеля.
  2. Внешний вид портфеля.
  3. Что лежит в портфеле.
  4. Отношение портфеля к своему хозяину.

Если бы портфель умел говорить, он рассказал бы много интересного о своём хозяине. Его рассказ мог бы быть таким.

Обычно во мне лежит четыре учебника. Любимый учебник моего хозяина — учебник по русскому языку, в котором много интересных картинок и упражнений.

Я люблю своего хозяина, потому что он относится ко мне очень бережно.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК

  1. Мой любимый цветок.
  2. Где я нашла цветок.
  3. Описание цветка.
  4. Разные названия цветка.
  5. Кусочек лета.

Мой любимый цветок не грациозная роза, не гордый гладиолус, а скромный крошечный лесной цветочек — кошачья лапка.

Однажды я увидела его недалеко от дороги, когда от­дыхала летом у бабушки на даче под Лугой. Я собирала на освещённом солнцем пригорке сладкую душистую землянику.

Вдруг остановилась от удивления — передо мной раскинулась пушистая полянка.

Крошечные розовые цветки напоминали мохнатые лапки кошки. Сам цветок — серый пушистый шарик, а в середине как будто розовая капелька. Растёт кусти­ком, поэтому и кажется пушистым.

Я собрала маленький букетик и принесла его домой. Бабушка сказала, что этот цветок называется кошачьей лапкой, в народе — бессмертником, а в нашей дерев­не — богатиком.

Букетик простоял до самого моего отъезда в город и не завял, лепесточки не осыпались. Жалко мне было расставаться с цветами, и я взяла их с собой. Они простояли в маленькой вазочке всю зиму, напоминая мне о лете. С тех пор я каждый год привожу из деревни в город букетик этих цветов.

ШКАТУЛКА

  1. Шкатулка — подарок.
  2. Описание шкатулки.
  3. Что хранится в шкатулке.

Однажды бабушке подарили шкатулку.

Шкатулка украшена хохломской росписью. Общий фон шкатулки чёрный. На этом фоне красные ободки и причудливый узор: сверху вниз и снизу вверх то подни­мается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой сте­бель. От него отходят тонкие золотые, похожие на пе­ро Жар-птицы листья. Венчают стебель крупные цветы с шестью лепестками и красной сердцевиной. Среди элементов орнамента есть также алые гроздья рябины и совсем маленькие жёлтые цветы с красной точкой в середине. Все элементы узора довольно простые, но сочетание их необычайно красиво.

Бабушка очень бережно обращается со шкатулкой, в которой хранит старые фотографии. Она дорожит этой вещью и называет её волшебным ларцом. Иногда ба­бушка открывает шкатулку и просматривает фотогра­фии. В такие минуты её лицо удивительно преобража­ется и молодеет.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал расчитан на два часа. На уроке обязательна связь с литературой, работа на текстом стихотворения и обязательна связь с изучением родного края.

Урок русского языка №121в 6-Б классе

Тема: Р.р. Подготовка к сочинению-описанию признаков предмета и явлений окружающего мира.

- образовательная: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

-развивающая: на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой;

-воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Задача урока: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.

Планируемые результаты освоения урока

Предметные: Смогут научиться определять композиционно-языковые особенности текстов-описания природы, составлять текст-описание природы по алгоритму выполнения творческого задания.

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе групповой и самостоятельной

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: развитие речи.

УМК: Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. -3-е изд. – М., Просвещение, 2012.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, проектор.

Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.

Александр Блок

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Определение темы и постановка цели урока.

- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о снеге).


Как вы это поняли? При помощи, каких выразительных средств поэт нам передает свои ощущения, свое виденье природы?- Сформулируйте тему урока. (Слайд №3,4)


У художника-живописца – краски для изображения картин природы. (Слайды № 5,6)

У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

- Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка)

Сегодня мы на основе примеров художественных текстов, изображения картин научимся создавать собственные пейзажные зарисовки, описания природы.

- Что такое пейзаж? (описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события).

Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. (Слайд №7)

2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

Изучение материала

Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.

- Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

Отрываем наши учебники на странице 30, давайте рассмотрим упражнение 362.

Чтение теоретического материала.

(Дополнительная информация: Описание – один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи.

Тексты-описания весьма разнообразны в зависимости от целого ряда условий. Во-первых, большую роль играет сам объект описания: одушевлённый – неодушевлённый, портрет, пейзаж, событие и т.д.

Принципиально значимыми являются цель описания, его функция и роль автора текста.)

Работа с текстами разных типов речи.

Определите тип речи каждого текста

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками.
Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы. (Повествование)

2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.


Александр Блок
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.

Из-за леса туча вышла.
Дом притих и замолчал.
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в серебристой
Белоснежной тишине
Кто-то чистый и пушистый
На моем лежал окне.

1-й текст – повествование. Докажите.
2-й текст – рассуждение.
3-й текст – описание.

- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать?

- Какое настроение вызывает у вас это описание?

Мы мысленно представляем картину, которую создаёт поэт. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора.

- Какие художественные средства языка вы уже знаете?

ЭПИТЕТ - определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с помощью другого.

- Выделите в тексте композицию описания.

Работа с художественными средствами языка

- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?

- Что мы видим вместе с А.А.Блоком?

- Какое общее впечатление от увиденного?

- Какие краски мы бы увидели ?

- Определите тему и основную мысль стихотворения. Запишите в тетрадь.

Тема: Первый снег.

- Назовите тип речи. Докажите.

Тип речи: описание, т.к. даётся описание признаков предметов и явлений. В данном тексте описание появления первого снега.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Закрепление материала.

Цель работы: тренировка в подборе средств художественной выразительности, в создании собственных текстов. (Работа в группах)

- Вам дан текст. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.

- Озаглавьте текст. Распространите предложения художественными средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.

- Запишите его в тетрадь в измененном виде.

(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – карточка 3.

- Какой текст понравился больше? Почему?

- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.

- На какие виды орфограмм выделенные буквы?

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.

На уроке мы узнали..

Понравилось…/ Не понравилось..

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Делайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В___________лесу под_______ёлками лежит________снег. Какая красота! Все деревья оделись в___________наряд, а кустарники стали_________,как_______. ______ель накинула поверх__________пальто_________шаль; береза надела______платье и стоит, словно_______. Все деревья становятся похожи на________. На______поверхности появились________узоры. Снежинки горят_______огнем, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зеленые.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Урок русского языка №122 в 6-Б классе

Тема: Р.р. Написание сочинения-описания признаков предмета и явлений окружающего мира (продолжение)

- образовательная: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

-развивающая: на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой;

-воспитательная: воспитывать любовь к природе.

Задача урока: совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.

Планируемые результаты освоения урока

Предметные: Смогут научиться определять композиционно-языковые особенности текстов-описания природы, составлять текст-описание природы по алгоритму выполнения творческого задания.

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе групповой и самостоятельной

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: развития речи.

УМК: Русский язык VI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. -3-е изд. – М., Просвещение, 2012.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, проектор.

1.Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Подготовка рабочих мест.

- Вам были даны тексты. У одной группы к тексту имеются слова для справок, которые вы использовали, у другой группы – слов для справок нет. Приложение – карточка 1,2.

- Вы озаглавили текст. Распространили предложения художественными средствами языка. Сделали этот текст ярким, выразительным (зачитаем получившиеся тексты, сравниваем с исходным текстом, записываем в тетрадь).

В зимнем лесу под огромными, пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка – ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры.

Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.


- Определите синтаксическую роль прилагательных в тексте.

- На какие виды орфограмм подчёркнутые слова?

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то ещё будет над этим работать и стараться.

2.Актуализация фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Слайд 10)

- Ещё раз вспомним, каковы же отличительные признаки текста-описания? Для ответа на этот вопрос организуем совместную работу над текстом детской песни (Приложение 4).

Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима. (-Как зима может проплывать?)
Теплым одеялом укрывая (-Каким одеялом зима укрывает всё кругом? )
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
Словно звезды падают с небес. (-Почему снег сравнивают со звёздами?)
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес. (-Как лес может дремать?)


Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску. (-Почему это происходит?)
Гасят окна сонные дома.
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама. (- С кем сравнивается зима?)

-Прочитайте текст. Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

-Определите, о каком предмете идет речь? (Зима) Какие признаки помогают нам это понять? (Об этом автор говорит открыто). Какие слова и словосочетания помогают автору создать необычную картину? Какие чувства вызывает это стихотворение? (Появляется лирическое настроение, нежные и сердечные чувства).

- А теперь я предлагаю вам спеть эту песню; думаю, у вас получится всё с первого раза, потому что мелодия простая и приятная. Если вы будете жестикулировать, то это будет приветствоваться.

Физминутка. Ученики поют песню и выполняют произвольные движения руками. (Слайд 11, 12)

3.Постановка учебной задачи (Слайды № 13,14,15,16)

- А теперь внимание на экран! Узнаёте ли вы пейзажи?




Очень сложно узнать Чёрное море и нашу набережную, закованную в лёд. В 2012 году зима проявила свой суровый нрав. Но и такими мы любим и наше море, и наш город. Почему? Потому что это наша родина!

4. Включение изученного в систему знаний. (работа в парах)

Всероссийская, уникальный, целебный, микроклимат.

Детская, тёплое, бархатный, песок.

Щедрое, солнце, воздух, пропитанный.

Букет, диких, травы, сосны.

Грязи, озеро, минеральные, источники.

Июнь, море, тёплая, купание.

Мелководная, прибрежная, полоса, пляжный.

Многие, воздушные, солнечные, ванны.

Разгар, купальный, сезон, вода.

Достигает, сентябрь, остаётся, длится.

Экскурсия, программа, тёплая, погода.

Достаточное, археологические, исторические, памятники.

Достопримечательности, музеи, культовые, сооружения.

Большая, концентрация, город, Иерусалим.

Наилучшее, время, весна, осень.

Экскурсии по городу.

5.Самостоятельная работа с проверкой. Построение речевых высказываний в соответствии с коммуникативной задачей. (Приложение 6)



Евпатория – это всероссийская детская здравница; город с уникальным целебным микроклиматом, тёплым морем и бархатным песком. Это настоящий кладезь щедрого солнца и чистейшего воздуха, пропитанного целительным букетом ароматов диких трав, сосен и пихт. Это целебные грязи и рапа Мойнакского озера и источники минеральной воды.

Уже в первых числах июня вода в Чёрном море достаточно тёплая для комфортного купания.

Мелководная прибрежная полоса Евпатории прогревается очень быстро – уже в середине мая здесь открывается пляжный сезон. Большая часть отдыхающих принимает воздушные и солнечные ванны, а те, кто посмелее, окунаются. В разгар купального сезона температура воды достигает +26 °C.

В сентябре зной умеряет свой пыл, однако Чёрное море по-прежнему остаётся преданно тёплым. Купальный сезон длится, как правило, до последних чисел первого осеннего месяца.

Для экскурсионных программ следует выбирать тёплую, но не жаркую погоду!

В Евпатории сосредоточено достаточное количество археологических памятников, исторических достопримечательностей, музеев и галерей, культовых сооружений. За большую концентрацию культовых сооружений город даже иногда называют "Малым Иерусалимом". Наилучшее время для экскурсий – это, несомненно, конец весны и начало осени.

6.Рефлексия

На уроке мы узнали..


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 9 материалов










Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Напишите сочинение описание и план по теме : природа зимойЗаранее спасибо ❤️?

Напишите сочинение описание и план по теме : природа зимой

Заранее спасибо ❤️.


Сочинения описание со словами солнце, небо, облако, луна, туман?

Сочинения описание со словами солнце, небо, облако, луна, туман.


Сочинение на тему описание окружающего мира?

Сочинение на тему описание окружающего мира.


Напишите сочинение на тему "Зимний день"с причастиями и с причастным оборотомПо плану1?

Напишите сочинение на тему "Зимний день"

с причастиями и с причастным оборотом

Описание погоды(ветер, небо, воздух)

Описание предметов(земля, деревья, снег, лёд)

Моё впечатление об этом дне.


Составить сочинение по картине Г?

Составить сочинение по картине Г.

Подмосковье" по плану :

1) Слова об авторе

2) описание переднего плана

3) описание заднего плана

4) моё отношение к картине


Сочинение про моего животногоПлан1 животное кличка ( почему тау назвали ?

Сочинение про моего животного

1 животное кличка ( почему тау назвали ?

2 описание внешности

3 описание характера и повадок

4 моё отношение зарание.


Помогите составить сочинение на тему описание природы / природного явления?

Помогите составить сочинение на тему описание природы / природного явления.


Сочинение - описание , + свое мнение , по картине А?

Сочинение - описание , + свое мнение , по картине А.

Саврасова "Грачи прилетели"

10 - 15 предложений.


Глас, гласность. Удачи))).


Сапог [корень САПОГ] - сапожник [корень САПОЖ] → (г / ж)мороз [корень МОРОЗ] - мороженое [МОРОЖ] → (з / ж)рука [корень РУК] - ручка [корень РУЧ] → (к / ч)пеку [корень ПЕК] - печь [корень ПЕЧЬ] → (к / ч)свеча [корень СВЕЧ] - свет [корень СВЕТ] - освещ..


Ребус - гранат Красный круглый фрукт. С него с которого нужно снимать кожуру. Внутри у него сочные кислые семечки.


Приветствую тебя из школьного лагеря и спешу тебе сообщить преинтересные сведения, Я, как всегда, тебя не послушался и оказался прав. Всё то, что ты мне раньше говорил, уверял - оказалось напрасно и я уже пишу тебе. В лагере не так уж и страшно. М..


1)Дорогой Максим, Привет! Как дела? Что делаешь? Как у тебя с учебой? Я хотела спросить… А ты знаешь какими качествами должен обладать человек ? Я думаю, что , наверное, трудолюбием. Ведь человек должен трудиться, чтобы жить. Также я думаю, чт..


1) Наречия : 3) Я утомилась, и мне ТЯЖЕЛО говорить. Спать НАДО. 4) ТОРОПЛИВО, ДЕЛОВИТО старик стал подниматься на крыльцо. 5) Жили мы ТИХО и МИРНО, никаких недоразумений у нас не было. 7) Только гордый Буревестник реет СМЕЛО и СВОБОДНО над седым ..


Розовеет гл. 1 спр. Ед. ч. Наст. Вр. .


1. Друг, с которым я дружу с детства, приехал в лагерь. 2. Городок, где проходили соревнования, был небольшим, но очень красивым. 3. Мы все поспешили в парк, куда пришел и наш новый знакомый. 4. Он, которому предложили конфеты, вдруг опустил глаза..



Т - т согл. , парн, глух И - и гласн. , ударн. Ш - ш’ согл. , парн. , глух Ь - [ - ] Г - г согл. , парн, звонк Р - р согл. , непарн, звонк А - а гласн. , ударн Ч - ч’ согл. , непарн. , звонк ь Л - л согл, непарн, звонк У у гласн. , ударн Н..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: