Олимпиада по литературе 7 класс сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Задания разработаны для проведения муниципальной олимпиады по литературе в 5, 6, 7 классах.

ВложениеРазмер
olimpiada_po_lit-re_7_klass.doc 72 КБ
olimpiada_po_literature_5_klass.doc 67.5 КБ
olimpiada_po_lit-re_6_klass.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная олимпиада для школьников по литературе

1. Назовите авторов и произведения, диалоги из которых приведены ниже:

а) - В Нерчинск! Закладывай скорей! Дорога наша так дурна,

- Пришёл я - встретить вас. Вам нужно отдохнуть…

- Велите ж дать мне лошадей! - Благодарю вас! Я сильна…

- Прошу помедлить час. Уж недалёк мой путь…

б) - Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

- Да, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

в) - Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбах маков?

- Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и овощами сеют.

2. Определите стихотворный размер, нарисуйте схему, позволяющую определить стихотворный размер следующих строк. Определите рифму.

О, весна́ без конца́ и без кра́ю —

Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!

И приве́тствую зво́ном щита́!

5. О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях?

Гляжу на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

9. Вставьте название терминов (средства художественной выразительности) на место пропусков.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит.

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

  • Основными __________ этого лирического произведения являются ________ одиночества и поиска смысла жизни.
  • ___________________

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

как синтаксический приём, усиливает _______________ : ищет - кинул, страна далёкая - край родной.

10. Составьте текст, подтверждающий или опровергающий смысл приведенных высказываний. (По одному высказыванию).

а) Литература есть лекарство души.

б) Классику можно читать в кратком изложении.

Муниципальная олимпиада для школьников по литературе (2014 год)

максимальное количество баллов

По 0,5 б. за автора и название произведения

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __

Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __

И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Анапест, перекрёстная ( за стих. размер 2 б., 1 б. за схему, 2 б. за рифму)

Рыжуха - Ф. А. Абрамов; Травка - М. М. Пришвин; Кусака - Л. А. Андреев; Дианка - И. С. Тургенев; Изумруд - А. И. Куприн. ( по 1 б. за каждую пару)

М. Ю. Лермонтов; Фазиль Искандер; М. М. Пришвин;

По 2 б. за названное историческое событие.

В стихотворении А. С. Пушкина - 1 балл + за аргументацию 2 балла

1) темами; 2) темы; 3) анафора; 4) антитезу; 5) риторических; 6) эпитеты; 7) инверсии. ( по 2 б. за термин)

Оценивается содержание и грамотность по пятибалльной школьной шкале. (Содержание - 5б., орфография - 5б., пунктуация - 5б., речь и грамматика - 5б.)

Предварительный просмотр:

Муниципальная олимпиада для школьников по литературе

1. Фольклор – это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы?

2.Объясните смысл пословицы, составьте небольшое высказывание в фольклорном жанре:

3. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

а) волшебные 1) цель сказки - весело и поучительно рассказать о

проделках животных, показать пороки и достоинства.

б) бытовые 2) задача сказки - испытать героя, вступившего

в борьбу с волшебными силами.

в) о животных 3) цель сказки - рассказать о необычном

происшествии, действие происходит в обычной обстановке

4. Вспомните названия произведений, события в которых связаны с этими местами. Назовите авторов этих произведений (или найдите фамилию автора в списке после задания)

1) Подземелье на горе около часовни; гора, изрытая могилами; скамейка на аллее.

2) Мельница в деревне Бережки.

3) Дворец. Классная комната королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева.

4) Одна из отдалённых улиц Москвы, серый дом с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.

( Л. Н. Толстой, И. С.Тургенев, Дж. Лондон, Марк Твен, К. Г.Паустовский, С. Я Маршак, В. Г. Короленко)

5. Соотнесите героев произведений и авторов, их создавших. Дополните список героев, вспомнив эти произведения.

Том Сойер Л.Н.Толстой

Филька и мельник Панкрат Дж.Лондон

Жилини девочка Дина В.Г.Короленко

Пан Тыбурций Х.-К. Андерсен

6. В этом магическом прямоугольнике записаны фамилии русских и зарубежных писателей. Строчки смогут идти слева направо и справа налево, по горизонтали, вертикали, ломаться под прямым углом. Запишите фамилии писателей. Вспомните названия произведений этих авторов.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Олимпиада по литературе для 7 класса

Задания для проведения школьной олимпиады в 7 классе по литературе сгруппированы по трём этапам. Каждый включает 5-7 заданий. Внизу есть ответы на некоторые задания.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

7 КЛАСС

1 этап

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

А.С. Пушкин

… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта ХIХ века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера.

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?

3 этап

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках. Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В. КРУПИН

СБРОСЬ МЕШОК!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по литературе составлены для проведения школьного этапа предметных олимпиад.

Школьный этап

Всероссийской олимпиады по литературе

2017-18 учебный год

(максимальное количество баллов – 44б. )

Время выполнения – 2 урока- 1,5 часа

1. Знание текста художественного произведения.

Перед вами отрывки из известных произведений. Вспомните автора и названия этих произведений.

1) Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила такая ему дадена…

2) Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание.

3) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.

4) Я вчера приходил беспокоить ваше-сво не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызгнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?

5) А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенкав люльке и по нечаянности заснул.

2. Знание теории и истории литературы.

1)В этой повести А.С.Пушкина сюжет движется благодаря сюрпризам природной стихии, в нем переплетаются воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие молодости, уязвленное самолюбие и победа русских воинов при Бородино, а в финале чудесное разрешение бед случайным стечением обстоятельств.

2) Этот французский средневековый эпос основан на реальном историческом событии, которое произошло в 8 веке, но за века обросло многими вымышленными деталями и стало национальной героической поэмой. Назовите эпос.

3) Назовите имена самых известных баснописцев:

1. в Древней Греции,

2. в Древнем Риме,

4. в России.

3. Тестовая часть.

Соотнесите автора и произведение:

а) эпосу; б) к лирике; в) к драме.

4. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?

а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение.

а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение

а) амфибрахий, анапест, хорей

б) роман, рассказ, романс

в) метафора, эпитет, песня

8. Что означают приведенные ниже выражения?

1) Авгиевы конюшни-

2) прикоснуться к земле, как Антей -

4) титаническая борьба –

5) панический страх –

9. Узнайте героя по описанию.

Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени

3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницей ручей.

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будет лай собак уснувшие дубравы.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно

Школьный этап

Всероссийской олимпиады по литературе

2017-18 учебный год

7 класс (ключи)

(максимальное количество баллов – 44б. )

Время выполнения – 2 урока- 1,5 часа

1. Знание текста художественного произведения.

Перед вами отрывки из известных произведений. Вспомните автора и названия этих произведений.

1) Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила такая ему дадена…

2) Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание.

3) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.

4) Я вчера приходил беспокоить ваше-сво не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызгнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?

5) А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенкав люльке и по нечаянности заснул.

2. Знание теории и истории литературы.

1)В этой повести А.С.Пушкина сюжет движется благодаря сюрпризам природной стихии, в нем переплетаются воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие молодости, уязвленное самолюбие и победа русских воинов при Бородино, а в финале чудесное разрешение бед случайным стечением обстоятельств. (2б.)

2) Этот французский средневековый эпос основан на реальном историческом событии, которое произошло в 8 веке, но за века обросло многими вымышленными деталями и стало национальной героической поэмой. Назовите эпос. (2б.)

3) Назовите имена самых известных баснописцев:

1. в Древней Греции,

2. в Древнем Риме,

4. в России. (4б.)

3. Тестовая часть

Соотнесите автора и произведение:

Ответ: 1)- Д; 2) –А; 3) – Б; 4)- В; 5) – Г (0 - 5б).

а) эпосу; б) к лирике; в) к драме.

Ответ: а) эпосу – 1б.

4. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?

а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение.

Ответ: б- сравнение. (0,5б)

а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение

Ответ: в - олицетворение (0,5б)

7. Найдите «третьего лишнего в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.

а) амфибрахий, анапест, хорей

б) роман, рассказ, романс

в) метафора, эпитет, песня

Ответ: Найдите «третьего лишнего в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.

а) хорей – двусложный размер стиха;

б) романс – лирический жанр;

в) песня – лирический жанр. (0- 3б.)

8. Что означают приведенные ниже выражения?

1) Авгиевы конюшни-

2) прикоснуться к земле, как Антей -

4) титаническая борьба –

5) панический страх –

Ответ: Что означают приведенные ниже выражения?

1) Авгиевы конюшни- беспорядок

2) прикоснуться к земле, как Антей – обрести новые силы

3) сизифов труд – бесполезный труд

4) титаническая борьба – беспощадная борьба

5) панический страх – сильный страх

6) муки Тантала – невыносимые мучения. (0-6б.)

9. Узнайте героя по описанию.

Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… (Лиза из «Барышни-крестьянки)

3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… (Левша)

Ответ: Узнайте героя по описанию.

Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… (Лиза из «Барышни-крестьянки)

3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… (Левша)

(За каждый правильный ответ 1 балл: 0- 3б)



Посмотреть и бесплатно скачать Ответы и Решения Олимпиады

2011, 2012, 2013 год

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта Х1Х века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера.

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

№5. С этими местами связаны события многих произведений: Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках. Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?

В. КРУПИН СБРОСЬ МЕШОК!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

Читайте также: