Охарактеризуйте философское сочинение марка аврелия

Обновлено: 07.07.2024

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Содержание

Марк Аврелий
Главные идеи
Мировоззрение

Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

  1. Марк Аврелий
  2. Главные идеи
  3. Мировоззрение

Список использованных источников

Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых появлялись новые идеи, создавали ту силу философствования, без которой не мог обойтись практически никто, особенно римляне.

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Непосредственно философия в Римской империи занимала очень важное место и имела особое влияние на жизнь и культуру римлян. Влияние философии Античного времени на человека и всего целого общества в Риме означало выполнение функции религии, наставления. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе личностей императоров. Но как любой Император греческого мира того или иного времени, опирающийся на философию, получал те знания, почитая которые в дальнейших своих действиях, он поступал мудро, и тогда за все поступки, которые он совершал, были удостоены честью, уважением, признанием, то такие действия были по-настоящему достойны правителя. Таковым являлся Император Марк Аврелий.

Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов был последним философом-стоиком, философия которого могла рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный распад. С 161 по 180 Римский Император и завоеватель, расширивший границы Римской империи.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился в 121 году, в Риме, в богатой патрицианской семье. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом, и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве.

Марк Аврелий всегда был, проникнут чувством благодарности к людям, которым считал себя обязанным.

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего главного учителя - стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. Но с другой стороны филосовское образование ему довелось получить также и у Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию довелось спать на голых досках, прикрываясь звериной шкурой; у того же Диогнета, Марк выучился живописи. Своё образование он также совершенствовал под руководством софиста (с греческого - мудрец) Герода Аттика, платоников (последователи Платоника) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкедонского. В Смирне он слушал софиста Элия Аристида, но главным всё же для него оставался Луций Юний Рустик.

Увлечённый стоицизмом, Марк станет величайшим почитателем и поклонником философии Эпиктета. Видимо, поэтому по прошествию времени будут названы только две выдающихся личности в римском стоицизме – это Эпиктет и Марк Аврелий, последний который почерпнул для себя важность философских мыслей, написанных стоиком Эпиктетом, поняв из его записей, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав. Марк Аврелий даже был рад, что из-за знакомства с записями Эпиктета, он не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями. Более того, он был рад, что не поверил россказням колдунов и кудесников, поставив своей целью философию.

Марк Аврелий, из-за своей влюблённости в стоическую философию, оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и поэтому, Марк стал во главе державы только в 161 году.

Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, с успехом вел войны, с добротой управлял провинциями. Он учредил в Риме несколько философских школ, приблизил ко дворцу известных философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, соответственно каждому направлению - академическому, перипатетическому (означало совершаемое обучение во время прогулки у последователей Аристотеля, который создал логику), стоическому и эпикурейскому.

Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Свои философские мысли Марк Аврелий изложил в виде афоризмов в единственном произведении – “К самому себе”. В сочинениях “К самому себе” (в русском переводе - "Наедине с собой", 1914; "Размышления", 1985) рисуется картина мира, управляемого промыслом природы (отождествляемой с Богом), а счастье человека понимается как жизнь в согласии с природой.

Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

И, несмотря на то что, стоики отдавали целый ряд своих созвучных христианству идей, сами оставались язычниками, при этом, осуществляли гонение на христиан, не подозревая, что всё это не могло не сказаться, на такое родство. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась, и история христианства началась.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ МАРКА АВРЕЛИЯ

Вселенная управляется разумом, который есть Бог

В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.

Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.

Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.

Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАРКА АВРЕЛИЯ

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в исследовании земных и подземных глубин, а в общении с внутренним “Я” и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства постоянной борьбы с окружающим миром, с мыслями внутри себя, воспринимая все превратности судьбы как должное.

У Марка Аврелия при всей его доброте и, напротив, настроения воевать, от, казалось бы, нахлынувшей радости, печали, или горя, то эти чувства, никак не отражались на выражении его лица. Это говорит о том, что его можно и нужно назвать стойким, мужественным, и что, среди своей армии, за все войны, он потерял многих, кто был ему близок.

Из-за этого, обостренное чувство тоски у Марка Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству, вера в божественное откровение. Одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия: он как нельзя более далек от всяких утопий и он сознательно их отвергает. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин, всю громадную силу сопротивления, заключающуюся в историческом быте. Понятие судьбы представляло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом, настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.

Марк был теистом, ибо он постоянно говорит о Боге словами, подразумевающими существование благого космического ума.

Другой теологический вопрос, которому Марк уделяет немало места, это вопрос о смерти и бессмертии. Человек разумный не будет бояться смерти. Будучи природным явлением, смерть не может быть злом; напротив, она причастна к благу, которое свойственно всякому природному явлению. После смерти мы просто перестаем существовать.

Марк разделяет стоическую теорию бессмертия. Согласно этому взгляду, история космоса развивается не линейно, а циклически. Эту доктрину часто называют учением о “вечном возвращении”.

Будучи существами разумными, мы подчиняемся также более высокому закону - закону природы. Этот закон касается каждого из нас, каким бы ни было общество, в котором мы живем. Согласно природному закону, все люди равны, будь ты император, раб или кто еще. Следовательно, правдиво утверждение, что, как существа разумные, все люди - члены одного государства, управляемого одними и теми же законами. Знаменитый тезис Марка гласит: “Я Антонин, и мое отечество - Рим; я человек, и мое отечество - мир”.

Особенно заметным в мировоззрении Марка Аврелия является гераклитовская характеристика бытия: естество, подобно реке, в непрерывном течении; в естестве целого, словно в потоке, передвигаются все тела; вечность – это река из становлений; течение и перемена постоянно молодят мир и т. д. Течение, в котором пребывает бытие,— круговое. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, записывает Марк Аврелий. Мир управляется по определенным кругооборотам. Из круговращения бытия следует, во-первых, то, что ничто не гибнет, все вновь возрождается. Во-вторых, следует то, что все происходящее так происходило, будет происходить и происходит сейчас.

О человеке Марк Аврелий говорит следующее: я — это плоть, дыхание и ведущее ими тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — устремления, уму — основоположения. Все это человек получил от природы и поэтому может считаться её созданием. Состою из причинного и вещественного, говорит Марк Аврелий. Ни у кого ничего нет собственного, но и тело твое, и сама душа оттуда пришли. Разум каждого – бог, и проистек оттуда.

Таким образом, можно сформулировать другой важнейший принцип морального наставления Марка Аврелия: жить под руководством разума и в согласии с ним. Его далее можно переформулировать в положение: жить в согласии с природой, так как для разумного существа, что содеяно по природе, пишет Марк Аврелий, то и по разуму. Получается, что человек должен жить как согласно своей природе, так и общей. По мнению Марка Аврелия, природа является источником благой жизни, так как все, что сообразно природе,— не зло.

По мнению Марка Аврелия, для человека естественно творить добро, творить его инстинктивно, бессознательно, и не требовать за это никаких наград.

Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых появлялись новые идеи, создавали ту силу философствования, без которой не мог обойтись практически никто, особенно римляне.

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Непосредственно философия в Римской империи занимала очень важное место и имела особое влияние на жизнь и культуру римлян. Влияние философии Античного времени на человека и всего целого общества в Риме означало выполнение функции религии, наставления. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе личностей императоров. Но как любой Император греческого мира того или иного времени, опирающийся на философию, получал те знания, почитая которые в дальнейших своих действиях, он поступал мудро, и тогда за все поступки, которые он совершал, были удостоены честью, уважением, признанием, то такие действия были по-настоящему достойны правителя. Таковым являлся Император Марк Аврелий.

Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов был последним философом-стоиком, философия которого могла рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный распад. С 161 по 180 Римский Император и завоеватель, расширивший границы Римской империи.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился в 121 году, в Риме, в богатой патрицианской семье. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом, и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве.

Марк Аврелий всегда был, проникнут чувством благодарности к людям, которым считал себя обязанным.

Марк Аврелий: биография

. был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия Фаустиной. Марк отказался от дальнейших занятий риторикой, посвятив себя философии. В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи . и культ населения империи, начиная с Рима, как нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту. БИОГРАФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. .

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего главного учителя — стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. Но с другой стороны филосовское образование ему довелось получить также и у Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию довелось спать на голых досках, прикрываясь звериной шкурой; у того же Диогнета, Марк выучился живописи. Своё образование он также совершенствовал под руководством софиста (с греческого — мудрец) Герода Аттика, платоников (последователи Платоника) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкедонского. В Смирне он слушал софиста Элия Аристида, но главным всё же для него оставался Луций Юний Рустик.

Увлечённый стоицизмом, Марк станет величайшим почитателем и поклонником философии Эпиктета. Видимо, поэтому по прошествию времени будут названы только две выдающихся личности в римском стоицизме – это Эпиктет и Марк Аврелий, последний который почерпнул для себя важность философских мыслей, написанных стоиком Эпиктетом, поняв из его записей, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав. Марк Аврелий даже был рад, что из-за знакомства с записями Эпиктета, он не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями. Более того, он был рад, что не поверил россказням колдунов и кудесников, поставив своей целью философию.

Марк Аврелий, из-за своей влюблённости в стоическую философию, оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и поэтому, Марк стал во главе державы только в 161 году.

Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, с успехом вел войны, с добротой управлял провинциями. Он учредил в Риме несколько философских школ, приблизил ко дворцу известных философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, соответственно каждому направлению — академическому, перипатетическому (означало совершаемое обучение во время прогулки у последователей Аристотеля, который создал логику), стоическому и эпикурейскому.

Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

Марк аврелий наедине с собой размышления

. винить самого себя в том, что ты не ждал от такого человека такого рода проступков. Ведь разум побуждал тебя к размышлению о . можешь сделать этого, то вини себя или. же не вини никого (4). Что бы ни случилось с тобой – оно предопределено тебе . наслаждений, ни о местности, стране, благодатном климате, ни о согласии с людьми? Будешь ли ты довольствоваться настоящим положением, радоваться всему, что .

И, несмотря на то что, стоики отдавали целый ряд своих созвучных христианству идей, сами оставались язычниками, при этом, осуществляли гонение на христиан, не подозревая, что всё это не могло не сказаться, на такое родство. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась, и история христианства началась.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ МАРКА АВРЕЛИЯ

Вселенная управляется разумом, который есть Бог

В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.

Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.

Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.

Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАРКА АВРЕЛИЯ

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в исследовании земных и подземных глубин, а в общении с внутренним “Я” и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства постоянной борьбы с окружающим миром, с мыслями внутри себя, воспринимая все превратности судьбы как должное.

У Марка Аврелия при всей его доброте и, напротив, настроения воевать, от, казалось бы, нахлынувшей радости, печали, или горя, то эти чувства, никак не отражались на выражении его лица. Это говорит о том, что его можно и нужно назвать стойким, мужественным, и что, среди своей армии, за все войны, он потерял многих, кто был ему близок.

Из-за этого, обостренное чувство тоски у Марка Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству, вера в божественное откровение. Одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия: он как нельзя более далек от всяких утопий и он сознательно их отвергает. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин, всю громадную силу сопротивления, заключающуюся в историческом быте. Понятие судьбы представляло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом, настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.

Философия аврелия

. ”. “Размышления” К произведениям подобным “Размышлениям” нужно относится с крайней осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой, и опыт императора ни в чем не . единый закон, а самый случай, если все сводится к игре атомов, побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается. Эта .

Марк был теистом, ибо он постоянно говорит о Боге словами, подразумевающими существование благого космического ума.

Другой теологический вопрос, которому Марк уделяет немало места, это вопрос о смерти и бессмертии. Человек разумный не будет бояться смерти. Будучи природным явлением, смерть не может быть злом; напротив, она причастна к благу, которое свойственно всякому природному явлению. После смерти мы просто перестаем существовать.

Марк разделяет стоическую теорию бессмертия. Согласно этому взгляду, история космоса развивается не линейно, а циклически. Эту доктрину часто называют учением о “вечном возвращении”.

Будучи существами разумными, мы подчиняемся также более высокому закону — закону природы. Этот закон касается каждого из нас, каким бы ни было общество, в котором мы живем. Согласно природному закону, все люди равны, будь ты император, раб или кто еще. Следовательно, правдиво утверждение, что, как существа разумные, все люди — члены одного государства, управляемого одними и теми же законами. Знаменитый тезис Марка гласит: “Я Антонин, и мое отечество — Рим; я человек, и мое отечество — мир”.

Особенно заметным в мировоззрении Марка Аврелия является гераклитовская характеристика бытия: естество, подобно реке, в непрерывном течении; в естестве целого, словно в потоке, передвигаются все тела; вечность – это река из становлений; течение и перемена постоянно молодят мир и т. д. Течение, в котором пребывает бытие,— круговое. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, записывает Марк Аврелий. Мир управляется по определенным кругооборотам. Из круговращения бытия следует, во-первых, то, что ничто не гибнет, все вновь возрождается. Во-вторых, следует то, что все происходящее так происходило, будет происходить и происходит сейчас.

О человеке Марк Аврелий говорит следующее: я — это плоть, дыхание и ведущее ими тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — устремления, уму — основоположения. Все это человек получил от природы и поэтому может считаться её созданием. Состою из причинного и вещественного, говорит Марк Аврелий. Ни у кого ничего нет собственного, но и тело твое, и сама душа оттуда пришли. Разум каждого – бог, и проистек оттуда.

Идеал человека в философии стоиков

. рассмотреть идеал человека в философии стоиков, потому что, на мой взгляд, стоики выделяли самые главные философские аспекты идеала человека. В своем реферате сначала я бы хотела рассмотреть аспекты философии стоиков и выдающихся стоиков, затем сами представления стоиков о человеке, .

Таким образом, можно сформулировать другой важнейший принцип морального наставления Марка Аврелия: жить под руководством разума и в согласии с ним. Его далее можно переформулировать в положение: жить в согласии с природой, так как для разумного существа, что содеяно по природе, пишет Марк Аврелий, то и по разуму. Получается, что человек должен жить как согласно своей природе, так и общей. По мнению Марка Аврелия, природа является источником благой жизни, так как все, что сообразно природе,— не зло.

По мнению Марка Аврелия, для человека естественно творить добро, творить его инстинктивно, бессознательно, и не требовать за это никаких наград.

Примеры похожих учебных работ

Философия аврелия

. относится с крайней осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой, и опыт императора . и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий, последний значительный римский стоик, философия которого может рассматриваться как последнее .

Философия как учение о целостной личности

. эмпиризма — Джон Локк (1632—1704) первым в философии Нового времени выделил теорию познания как специальную дисциплину. Локку принадлежит учение о первичных и вт Агностицизм Юма, поставивший под вопрос .

Философия Л. Шестова

. поскольку в этих запасах идей и мировоззрений “философы стремятся “объяснить” мир, чтоб все стало . классической метафизики, точнее, против метафизического разума, Шестов призывает признать реальность непостижимого, иррационального, абсурдного, не .

Проблема жизни, смерти и бессмертия

. различных религий к смерти и бессмертию. 1. Нравственно-философский смысл жизни, смерти и бессмертия человека Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни – ситуации, которые в философии и литературе исследовались глубже и тщательнее, чем .

  • Анализ социологических данных
  • Антропология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Возрастная психология
  • Гендерный анализ
  • Демография
  • Дифференциальная психология
  • Зарубежная философия
  • Зоопсихология
  • Истории и теории мировой культуры
  • Истории русской философии
  • История и теория религии
  • История психологии
  • Клиническая психология
  • Конфликтология
  • Культурная антропология
  • Логика
  • Логико-комбинаторные методы
  • Методологические проблемы психологии
  • Методология и методы социологии
  • Методы измерения в социологии
  • Общая психология
  • Онтологии и теории познания
  • Основы нейропсихологии
  • Основы психодиагностики
  • Педагогика
  • Педагогическая психология
  • Политология
  • Психогенетика
  • Психология личности
  • Психология сознания
  • Психология труда и инженерная психология
  • Психология
  • Психофизиология
  • Современная социальная политика
  • Современные теории деятельности и практической рациональности
  • Социальная и экономическая антропология
  • Социальная история
  • Социальная психология
  • Социальная структура и социальная стратификация
  • Социальная теория и прикладное социальное знание
  • Социальная теория семьи и семейных отношений
  • Социальная философия
  • Социально-экономическое поведение домохозяйств
  • Социолингвистика
  • Социологическая теория
  • Социологическое исследование
  • Социология
  • Социология культуры
  • Социология маркетинга
  • Социология науки и научного знания
  • Социология образования
  • Социология политики
  • Социология предпринимательства
  • Социология профессий
  • Социология религии
  • Социология труда и занятости
  • Социология хозяйственного развития
  • Специальная психология
  • Сравнительная психология
  • Физиология высшей нервной деятельности
  • Философия
  • Философия и методология науки
  • Философия образования
  • Философия политики и права
  • Философия религии и религиоведения
  • Философия языка и коммуникации
  • Философская антропология
  • Экономическая и социальная статистика
  • Экономическая социология
  • Экспериментальная психология
  • Эстетика
  • Этика

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. Квестура открывала доступ в сенат и возможность получения всех высших должностей и разного рода почетных званий. Еще в качестве квестора он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем.

В 140 году Марк стал в первый раз консулом. По воле Пия и против своего желания он еще в 139 году переселился на Палатинскии холм, чтобы жить в непосредственной близости к императору.

Несмотря на высокое положение и участие в делах правления, Марк не прерывал своих научных занятий. Он получил высшее образование в том виде, в каком тогда его получали в высшем римском обществе. Главным предметом была риторика.

В 25 лет Марк переключился на философию. Уважение к философии и к философам питали и предшественники Марка (Адриан, Пий), но ни у одного из них не было такой тяги к философским учениям, как у Марка к стоическому учению. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик, который вложил ему в руки сочинения Эпиктета. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Волузий Мециан.

О жизни Марка в 141–161 годах известно мало. Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил Луция Вера. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пии и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 года.

В период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию. Луций Вер отличался распущенностью нравов и чрезмерной склонностью к разгульной жизни. Нет смысла перечислять в хронологическом порядке полученные Марком Аврелием, уже носителем верховной власти, те почетные звания, какие обычно выпадали на долю римским императорам. Достаточно отметить, что Марк уже не брал на себя консульство, но несколько раз получал трибунские полномочия и несколько раз после побед получал почетный титул императора. После окончания Парфянской войны он отпраздновал триумф совместно с Луцием Вером, другой триумф состоялся в 177 году по случаю побед над северными племенами.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Согласие с сенатом и уважение к сенаторскому сословию было одним из правил, которое последовательно соблюдал Антонин Пий. Среди похвальных качеств своего приемного отца Марк называл отсутствие увлечений новизной. Скорее всего, он имел в виду новшества не только в быту, в манере держаться, в речах, но и нечто большее — Антонин Пий не проявлял стремления быть оригинальным в государственных мероприятиях, он действовал в традиционных рамках римской императорской администрации. Подобно Антонину Пию, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения (утверждается в приписываемой Юлию Капитолину биографии Марка Аврелия).

Заботясь о пополнении государственной казны, необходимом для покрытия военных расходов, Марк, избегая экстраординарных налогов на провинции, устроил аукцион на форуме Траяна, на котором продавались принадлежавшие императору золотые, хрустальные и мурриновые кубки и сосуды, женские одежды, драгоценные камни, найденные в потайной сокровищнице Адриана, а также статуи и картины знаменитых мастеров, вырученных от аукциона денег хватило на покрытие всех военных расходов.

В расходовании государственных средств император проявлял бережливость. В бытность свою в Афинах он учредил там четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

В царствование Марка Аврелия на Римскую империю обрушились, не считая войн, большие беды. В самом начале его правления произошло большое наводнение Тибр вышел из берегов и причинил много разрушений в Риме, погибло значительное количество скота, начался голод среди населения. Императоры (Марк и Вер) помогли пострадавшим. В последние годы царствования Марка (177 год) землетрясение разрушило город Смирну, и он щедро отпустил деньги на его восстановление. По этому поводу античный источник говорит, что Марк многим городам давал деньги — будучи вообще бережливым, он не скупился тогда, когда речь шла о необходимых расходах.

Марк Аврелий отнюдь не был воинственным государем. Мало того, он очень невысоко оценивал воинскую славу. В самом начале царствования Марка происходили военные действия в Британии и в Германии, откуда хатты вторглись в Грецию. Позднее мавры опустошали испанские провинции. Были волнения в Лузитании. По-видимому, во всех перечисленных местах действия римских полководцев были успешны и привели к поражению или, во всяком случае, к отражению врагов.

Самые серьезные события, потребовавшие особого внимания римского правительства, происходили на восточной и северной границах империи. На Востоке давний соперник Рима, Парфянское государство, сразу же после смерти Антонина Пия начало проявлять активность. Парфяне вторглись в римские владения и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году на довольно выгодных для себя условиях, в частности — за Римом оставались города северо-западной Месопотамии — Эдесса, Карры, Нисибис.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия распространилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума поразила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. В 169 году Луций Вер умер. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (так называемое восстание пастухов в 172 году).

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть.

В 177 году Рим воевал с мавретанцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но снова началась чума в римских войсках. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (совр. Вена). За два дня до своей смерти он сказал друзьям, что огорчен совсем не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого сына: Коммод уже показал себя беспутным и жестоким.

В Риме своеобразным памятником Марку Аврелию является триумфальная колонна, сооруженная в 176–193 годах по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами; наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия (впоследствии заменена статуей св. Павла). Внутри колонны лестница из 203-х ступеней освещается 56-ю световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию — единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя (в средние века она находилась на площади перед Латеранским дворцом, который был резиденцией папы; статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими).

В промежутке между войнами Марк Аврелий посетил Восток. Поводом для путешествия послужил мятеж Авидия Кассия в Сирии. Видный полководец объявил себя императором, распустив слух или воспользовавшись слухом о смерти Марка Аврелия. Только наместник Египта поддержал Кассия, наместник Каппадокии остался верен Марку. Мятеж длился недолго (3 месяца и 6 дней). Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Марк великодушно обошелся с семьей Авидия и с участниками мятежа (были казнены только несколько центурионов). Принято было решение впредь не назначать наместниками уроженцев провинций (Авидий Кассий был уроженцем Сирии, которой он управлял).

После короткого отдыха в Лавинии император побывал в Риме, а затем отправился на север, где — в 177 году — снова началась война с квадами и маркоманнами. 179 год ознаменовался крупной победой римского оружия. Воспользоваться победой и развить военный успех Марк Аврелий уже не мог — он скончался 17 марта 180 году в Виндобоне (Вена)- или в Сирмии Причиной его смерти обычно считают заболевание чумой. Совсем недавно в совместной работе двух авторов — историка и медика — приведены доводы в пользу другого диагноза болезни Марка Аврелия симптомы говорят о язве желудка.

После смерти Марк был официально обожествлен, в его честь был построен храм и назначены жрецы.

Время правления Марка Аврелия считается в античной исторической традиции золотым веком; сам Марк представлен в этой традиции как идеальный правитель, главным образом за гуманность. Некоторые из последующих императоров, в целях поднятия своего престижа, либо сами себе, либо своим сыновьям давали имя Антонина. Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне. Он в основном исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Гост

ГОСТ

Биография Марка Аврелия

Марк Аврелий – сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, был рожден в Риме 26 апреля 121 года в семье сенатора испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Августин Аврелий подробнее со стороны отца (Марк Анний Вер) – троекратный консул.

В 139 году Марка усыновил император Антонин Пий и он получил свое полное имя – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Жена Антония Пия – родная сестра отца Марка Аврелия.

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, невзирая на свой юный возраст, вступил в должность квестора, начав административную деятельность.

В 138 году он был помолвлен с Анной Галерией Фаустиной, приходившейся императору Антонию Пию дочерью. От брака с ней у Аврелия было 12 детей, до взрослых лет из которых дожили только четверо, остальные умерли в детском возрасте.

В 25 лет Аврелий начал заниматься философией. Он считал себя последователем Квинта Юния Рустика.

Философия Марка Аврелия

Философия Аврелия сформировалась из-за беспомощности и слабости человека, ощущения безысходности и отчаяния. Соответственно такому обостренному чувству отчаяния и тоски у Аврелия преобладает обращение к божеству, вера в божественное откровение и в целом возрастание божественного элемента в философии. Марк Аврелий принимал участие в языческих богослужениях, поощряя официальный культ. Он считал, что из беспомощности личности человека возможен единственный выход – обратиться к божеству, внутренне с ним общаться, отрешившись от всего внешнего, погрузиться в собственную душу. По Аврелию человек должен не просто обладать стоической апатией, а как мудрец не должен волноваться ни о чем внешнем, душа вообще не должна с этим соприкасаться.

Готовые работы на аналогичную тему

Антропология Марка Аврелия содержит много моментов, которые приближают его к платонизму, делая представителем стоического платонизма. Так, согласно этому учению, человек построен из трех частей:

Однако у Аврелия есть ряд ортодоксально стоических положений, касающихся автаркии, независимости мудреца и пр. Это одно из проявлений античного характера его философии, так как при всей терпимости и мягкости к человеческим слабостям Аврелий был далек от христианства. Достичь внутреннюю гармонию – единственная цель философии.

Природу Аврелий ставит выше искусства, так как она является одновременно творящим и творимым, тогда как искусством, в общепринятом слове, организуется только мертвая материя, и эта организация только творимая область, но не творящая. Когда совпадает творимое и творящее начало, человек творит необыкновенное искусство, формируется сам человек в качестве морально совершенного человека как истинного произведения искусства.

В этом раскрывается одна из наиболее примечательных сторон личности Аврелия: он далек от всех утопий, сознательно их отвергая. Философия – закон жизни, но философу необходимо понимать несовершенство человека, медлительность в усвоении человечеством высших моральных и интеллектуальных истин. Мир не может быть обновлен насильственно, так как никто не имеет власти над человеческими чувствами и мыслями.

Внимание к детям, которое идет близко к расширению прав женщин – лучший показатель нового духа, проникающий в законодательство империи. Он чувствуется и в другой сфере – при признании прав рабов. Он добился, что по законодательству Рима была обеспечена безопасность личности раба от покушения на его честь и жизнь, от жестокого обращения с ним и его семьей, неприкосновенность его имущества, запрет на борьбу рабов с хищниками в амфитеатре. В отдельных случаях Аврелий, став императором, разрешал рабам наследовать за своими хозяевами.

  • Первая – это события повседневной жизни. Если кто-то обращается с вами плохо, это следует принять, так как такое отношение не может вам навредить, если вы сами этого не позволите.
  • Вторая – жизнь и место человека в мире. Аврелий относился к своему положению императора без энтузиазма. Он бы хотел провести жизнь как ученый или наставник.

Концепция разума в стоицизме двусмысленна, такая двусмысленность периодически отражается в размышлениях Аврелия. Разум, с одной стороны, является просто объяснением того, что жизнь в абсолютно материальной вселенной подчинена несокрушимому закону. С другой стороны, разум рассматривается в качестве вселенского ума, наводящего на мысль о существовании духа. Этой концепцией вводится понятие Бога.

Еще один теологический вопрос, которому было уделено много внимания Марком – проблема смерти и бессмертия. Разумный человек не боится смерти, так как это явление природы, оно не может быть злом. После наступления смерти человек просто перестает существовать. Аврелий поддерживал взгляды на бессмертие стоиков. В соответствии с этой позицией, история космоса – не линейная, а циклическая. Вселенная через определенное время подойдет к концу сегодняшней эпохи и погрузиться в первоначальное состояние огня. Из него возникнет новая вселенная, с точностью повторяющая историю существующего сейчас мира.


Философ на троне — одно из прозвищ, данное Марку Аврелию в научных кругах. Также его называют последним из стоиков, потому что его научный труд был создан, исходя из убеждений стоицизма. Школа стоицизма впоследствии объединилась с неоплатонистами.

Одним из известнейших трудов философии был сборник мыслей "Наедине с собой" или "К самому себе" Марка Аврелия. Фото памятника императору, который до сих пор стоит на территории Рима, представлены в нашей статье. Идеи этого мыслителя популярны и сегодня.

марка аврелий на лошади

Кто такой Марк Аврелий

Это римский император, который помимо управления государством (эту функцию он делил со своим названым братом Вером Луцием) занимался философией. Император в свое время получил отличное образование, успешно занимался правительственной деятельностью, а в перерывах между походами вел дневник, который назвал "Размышления" без намерения публикации. Однако мысли, изложенные в нем, имеют большую философскую ценность и во многом повлияли на дальнейшие философские теории.

Большое влияние на него оказал приемный отец Антонин Пий.

Правление Марка Аврелия

Период правления императора сопровождался многочисленными войнами и стычками. Например, в 162 году разразилось восстание в Британии, которое было успешно подавлено. В этом же году было много боев с хаттами.

Также в 162 году началась война с парфянами, по завершении которой в 166 году Армения оказалась в подчинении у Рима. После 166 года началась затяжная изматывающая война с маркоманами и квадами. Маркоманская война затянулась до 175 года, привела сначала к захвату римских земель германскими племенами, а потом к отвоеванию римлянами собственных владений. В это время умер соправитель Марка Аврелия Луций Вер. Марк сделал своим соправителем своего сына Коммода.

барельеф маркоманская война

В декабре 176 года был завершен один из этапов войны, итог которой Марк охарактеризовал как относительную победу.

А в 177 году варвары снова пошли в наступление. Однако этот оказался для них менее удачным. Римляне полностью разгромили варваров, а затем пошли в наступление за берега Дуная.

Правление Марка Аврелия сопровождалось не только войнами, но и эпидемией чумы, которая унесла множество жизней римлян, в том числе и жизнь самого императора.

Детство и юность Марка Аврелия

Марк родился 26 апреля 121 года. Его родителями были Анний Вер и Домиция Луцилла. После смерти отца Марка усыновил его дед Анний Вер.

Марк получил хорошее домашнее образование, с ним занимались разные ученые и философы. С ранних лет Марк участвовал в общественной жизни Рима, выполняя поручения императора Адриана. И в шестилетнем возрасте смог получить титул римского всадника, двумя годами позже он присоединился к саллийской коллегии.

С подросткового возраста Марк Аврелий занимался организацией пиров и оргий.

к самому себе марк аврелий

Император Адриан, видя успешность его организаторской и прочей деятельности, захотел сделать его своим наследником. Однако этому помешал юный возраст Марка. Тогда Адриан передал власть Антонину Пию с условием, что после его правления титул императора унаследует Марк.

Взрослая жизнь и управление государством

С 18 лет Марк жил во дворце императора, а с 19 уже стал консулом.

Образование Марка было блестящим. Он великолепно владел ораторским искусством, а также имел глубокие знания гражданского права и юридических наук. В молодости он занимался риторикой, а впоследствии его интересом стала философия.

В 145 году Марк женился на Фаустине — дочери Антонина Пия.

Со 161 года Марк стал официальным правителем Рима, сделав своим соправителем сначала Луция Вера, а затем (после его смерти) своего сына Коммода.

Марк справлялся как с внутренними событиями и проблемами Римской империи, так и с внешними. Значительным событием во время его правления была не только Маркоманская война, которую он вел до победы, не сдаваясь под натиском варваров, принимая все меры по устранению неприятеля и захвату его земель. Также важным событием во время правления Марка было наводнение, которое случилось во время разлива Тибра.

Рим сейчас

Что касается его начинаний, то, конечно, он основал в Афинах кафедры философии. Также он провел реформы по гладиаторским боям, сделав их гораздо менее жестокими, так как его целью было побуждение людей к добру и милосердию.

Марк, как известно из источников, отличался спокойным нравом, почти в любой ситуации сохранял хладнокровие и способность к труду.

сражение с варварами

При этом помимо государственной деятельности он много писал и создавал философские труды.

Во время эпидемии император заразился чумой, последние годы своего правления он страдал этим недугом. Чума причиняла ему много страданий, однако он, даже заболев, остался верен своим принципам, проводя военные кампании и участвуя в походах. В 180 году он умер, оставив наследником своего сына Коммода.

Личность Марка Аврелия

Марк Аврелий, несмотря на то что был воспитан в среде, пропагандирующей развлечения и гонку за удовольствиями, отличался твердым духом и склонностью к аскетизму.

Тем не менее он был большим поклонником римских традиционных ритуалов и праздников.

Современники отзывались о нем как о весьма уравновешенном человеке, стойком, но не черством, спокойном, но при этом вполне живым и в меру эмоциональным.

Император отличался железной волей и стремлением к неуклонному следованию своим принципам. Его широта мышления во многом определила стиль его правления и волю к победе.

Что такое стоицизм

Марк Аврелий придерживался взглядов стоицизма — философской школы, основными тезисами которой были:

  • верность своим принципам и идеалам;
  • выполнение долга (причем не только долга перед другими, но перед самим собой);
  • смирение со своей участью;
  • принятие неизбежного без сопротивления и возмущений.

Стоики считали, что гедонизм не ведет ни к чему хорошему и пропагандировали что-то близкое к аскетизму, однако без фанатизма. Погоня за наслаждениями делает человека слабым и подверженным различным аффектам, и его страсти начинают управлять им. Свобода в понимании стоиков не есть вседозволенность и гонка за удовольствиями. Свобода воспринималась как осознанность, в том числе и осознание своего долга перед обществом, которое создало человека таким, каким он является.

Чувство долга становится внутренним стержнем человека, который получает волю действовать вне зависимости от обстоятельств.

Стоики не обращали внимание на этнические различия между людьми, полагая, что все люди принадлежат одному общему человеческому роду. Стоики объявили себя гражданами всего мира, другими словами, космополитами.

Стоики большой упор делали на изучение законов физики, чтобы познать реальность вещей и предметов. А чтобы познать реальность слов и понятий, делали упор на изучение логики.

Войны Древнего Рима

Марк Аврелий считается одним из последних стоиков. Книга Марка Аврелия "К самому себе" (по отзывам) считается классическим образцом философии стоицизма.

Стоики во время правления Аврелия имели большую популярность у граждан Рима.

Книга "Наедине с собой"

Марк Аврелий во время своей жизни вел дневник. И уже после смерти римского императора были найдены его записи, которые составили целых 12 книг, объединенных общим названием "Наедине с собой". Марк Аврелий не собирался публиковать свои книги. Это был личный дневник, который опубликовали уже его потомки. Также было найдено самое известное сочинение Марка Аврелия, называлось оно "Размышления".

Записки Марка поражают идеей бренности всего сущего, а также монотонности и рутинности жизни каждого человека. Ведь ему отведено так мало времени для того, чтобы сделать действительно что-то стоящее. И все, что делает каждый, остается бессмысленным с точки зрения вечности.

Даже посмертная слава не имеет в себе никакой настоящей ценности, потому что это тоже кратковременно. Сначала события свежи в памяти, потом начинают становиться похожими на миф, потом обрастают домыслами и вскоре практически полностью забываются либо настолько видоизменяются, что от первоначального воспоминания ничего не остается.

Это все можно было бы назвать пессимистичным взглядом на жизнь, если бы не духовная опора Аврелия — вера в высшее единое целое, от которого все берет начало, им же все заканчивается. Это единое целое управляет миром и придает смысл всему происходящему, создавая любую жизнь и забирая обратно.

Основные тезисы

Содержание "К самому себе" Марка Аврелия весьма интересно даже для школы стоицизма. Многие идеи были новыми и свежими, внося свой вклад в развитие философской мысли античности. Содержание книги Марка Аврелия "К самому себе" позволяет задуматься о многих вещах собственной жизни.

Основные тезисы данного научного труда заключаются в следующем:

  • Жизнь человека очень коротка и несущественна с точки зрения времени.
  • Тело бренно и склонно к разрушению.
  • Судьба загадочна, и никто не может ее прочитать заранее или предопределить.
  • Ощущения смутны и не отображают достоверную реальность.
  • Посмертная слава не имеет значения, так память недолговечна и изменчива.
  • Не стоит давать волю негативным эмоциям и предаваться чрезмерной досаде, так как все в этом мире недолговечно.
  • Не стоит никого винить в неудачах, кроме самого себя. Да и себя тоже не стоит.
  • Многие проблемы человека существуют только в его сознании. И изменить свое настроение можно, просто поменяв образ мыслей. Огорчения приносит не сама вещь или явление, а суждение об этой вещи или явлении.
  • Ничего в этом мире не достойно чрезмерного удивления. Все, что происходит, происходит не случайно, а закономерно.
  • Все в этом мире создано из общего источника и стремится к нему же.
  • Чувство долга и справедливости — это те чувства, которые должны управлять человеком и его деятельностью.
  • От всего сердца нужно любить тех людей, с которыми тебе суждено прожить эту жизнь.
  • Нужно все время искать добродетели в тех, кто находится рядом с тобой.
  • Нужно принимать все происходящее с тобой, понимая, что ничего не происходит случайно, и все справедливо.

Все это позволяет взглянуть на жизнь со смирением. Эти убеждения влияли и на жизнь самого правителя, давая ему необходимую для управления государством мудрость и силу воли. "Рассуждения о самом себе" Марка Аврелия также отличались смелостью и оригинальностью.

Основное предназначение человека

Именно наличие общего единого целого, из которого все появилось, диктует людям способы жизни в этом мире и нравственные устои.

Человеку важно понимать, что с ним происходит. Именно для этого нужны науки.

А также важно следовать нравственным ценностям, которыми являются справедливость, милосердие, мужество и благоразумие. Следует жить и трудиться на благо общества, исполняя свой моральный долг. Должен человек не другим, а в первую очередь самому себе.

война с германскими племенами

Что такое моральный долг

Моральный долг — это одно из основных понятий философии Аврелия. И заключается он в том, что человек волен выбирать между добром и злом.

"К самому себе" — размышления Марка Аврелия о своем собственном моральном долге, а также о моральном долге других людей.

Главная задача каждого живущего на земле — осознав и взвесив все сознательно, а не под действием внешних факторов, сделать свой выбор в пользу добра и милосердия. Разум (по Аврелию) является главным инструментом, помогающим сделать правильный выбор.

Марк Аврелий выделяет разум как самостоятельный элемент человеческой личности. До этого представители школы стоицизма отмечали лишь дух и тело.

Принятие и смирение

Принятие жизни такой, какой она является, без попытки возмущаться происходящим также, по Аврелию, исходит из разума. Потому что это логично. Провести жизнь необходимо в согласии с собственной природой, не сравнивая ее ни с чьей более и не фантазируя на тему того, как могло бы быть.

Ничего в этом мире не происходит против природы вещей. И жизнь, и смерть нужно принимать как должное.

Стремления императора

Марк в каком-то смысле был идеалистом. Во время правления он стремился создать идеальное государство по Платону. Государство философов и мыслителей было его мечтой. Многие ученые и философы, мысли которых разделял император, стали во время его правления консулами и заняли различные государственные посты.

Марк Аврелий хотел не просто повиновения граждан своему правителю. Он хотел сознательности людей в государстве, их служения добру и справедливости. Книга Марка Аврелия "Наедине с самим собой" отражает его стремления, которые он пытался воплотить в подвластном ему государстве.

Покровитель слабых

Во время эпидемии Марк много сделал для больных.

Также правитель создал много реформ, связанных с обеспечением граждан, которые по каким-то причинам не могут самостоятельно о себе позаботиться.

Больные и увечные жили за счет налогоплательщиков, которыми являлось трудоспособное население Рима.

В книге Марка Аврелия "Наедине с самим собой" также присутствуют размышления на тему справедливости и долга перед обществом.

Также во время правления Марка было открыто множество приютов, а еще начальных образовательных учреждений.

Читайте также: