Огэ сочинение вариант 21

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение 9.3 (15.3) ОГЭ по русскому языку: примеры сочинений 9.3 по текстам из разных сборников для подготовки к ОГЭ 2022.

Темы сочинений:

Сочинение ОГЭ 9.3 ВНУТРЕННИЙ МИР Что такое внутренний мир человека? Волкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Какого человека можно назвать добрым? Чванов.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что значит быть добрым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что такое доброта? Бахревский
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ Как книги влияют на человека? Горький.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДУШЕВНОСТЬ Какого человека можно назвать душевным? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Почему важно уметь признавать свои ошибки? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ХАРАКТЕРА Когда особенно важна сила характера? Грин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА В чем проявляется сила духа? Овчинникова.
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА Что такое сила духа? Яковлев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ Как целеустремленность человека может повлиять на окружающий мир? Платонов
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему важно быть любознательным? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3. ВЕЛИКОДУШИЕ Почему важно уметь прощать? Погодин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗАИМОВЫРУЧКА Когда помощь становится неуместной? Чуковский
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что такое красота? Крупин
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что дает человеку красота? Шим
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОВЕРИЕ Что такое доверие? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3 ГЕРОИЗМ Что такое героизм? Приставкин
Сочинение ОГЭ 9.3 БЕЗДУШИЕ Что такое бездушие? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3. ПРЕДАННОСТЬ В чем заключается ценность преданности? Абрамов
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Муравьева
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Клеандрова
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Что такое раскаяние? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Какие открытия помогают нам сделать книги? Аксаков
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Какого человека можно считать смелым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВООБРАЖЕНИЕ Что дает человеку воображение? Аверченко
Сочинение ОГЭ 9.3 ПРИЗВАНИЕ Что такое призвание? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 УЧИТЕЛЬ Каким должен быть настоящий учитель? Вигдорова
Сочинение ОГЭ 9.3 НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ Кого можно назвать настоящим учителем? Лиханов
Сочинение ОГЭ 9.3 ВОСПИТАНИЕ Каким должно быть воспитание? Соколова

Сочинение ОГЭ 9.3 МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ Что такое мечтательность? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Что такое смелость? Пантелеев (демоверсия ОГЭ 2020)
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЩЕДРОСТЬ Что такое щедрость? Искандер
Сочинение ОГЭ 9.3 ОБИДА Что такое обида? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое любовь? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое настоящая любовь? Львовский
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Аксенова
Сочинение ОГЭ 9.3 РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В каких ситуациях человеку нужна решительность? Житков
Сочинение ОГЭ 9.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Почему всегда нужно говорить правду? Зощенко
Сочинение ОГЭ 9.3 ТЩЕСЛАВИЕ Чем опасно тщеславие? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖЕСТОКОСТЬ В чем причины подростковой жестокости? Толстой
Сочинение ОГЭ 9.3 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему нужно сознательно относиться в природе? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Как проявляется человечность? Чарушина
Сочинение ОГЭ 9.3 СОВЕСТЬ Что значит иметь чистую совесть? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ Как приобретается жизненный опыт? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗРОСЛЕНИЕ Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребенка? Пастернак

В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.

(1)В доме жило много старых вещей. (2)Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

(3)Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.

(4)Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. (5)На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. (б)Шотландия.

(8)Шкатулку принесли в комнату, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. (9)Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. (Ю)Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

(11)Это была музыкальная шкатулка. (12)Мы завели её, но она не играла.

(13)Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.

(14)3а вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне.

(15)Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. (16)Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку. (17)Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. (18)Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.

(19)С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. (20)Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. (21)А когда мы что-нибудь сколачивали — стол в беседке или новую скворечню “ и спорили, как держать фуганок1 или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. (22)И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, земля, корабль уходит в море!

(23)Прощай навек, мой тёплый отчий дом.
(24)Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

(26) Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка.

(27)В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. (28)Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. (29)Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. (ЗО)Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.

(31) Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

(32) Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.

(По К. Г. Паустовскому)

По мнению лингвиста И.Б. Голуб, использование однородных членов предложения в художественном тексте – это важнейшее средство усиления выразительности. Приведём примеры из фрагмента произведения К.Г. Паустовского, подтверждающие эти мысли.

Таким образом, использование однородных членов предложения может становиться приёмом художественной выразительности. Они позволяют в деталях увидеть и понять тот или иной образ – плод авторского воображения.

Смысл финала текста я понимаю так: мелодию старой музыкальной шкатулки автор воспринимает как настоящее чудо. Рассказчик – наблюдательный и чуткий человек, который обладает богатым воображением, и это помогает ему видеть прекрасное в мелочах. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Так, в 11-13 предложениях говорится о том, как герои пытались завести найденную на чердаке шкатулку. Несмотря на то что она выглядела очень красиво и была сделана искусным шотландским мастером, шкатулка всё-таки не играла. Рассказчик понимает, что вещь испорчена, поэтому даже не надеется когда-нибудь услышать таинственную музыку.

Таким образом, иногда в нашей жизни могут происходить удивительные вещи. Рассказчик вдохновляет читателей своей историей и помогает поверить в чудо.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ?

Почему важно обладать воображением? Это удивительный дар, который преображает мир. Умение фантазировать и способность придумывать творческие идеи даны только человеку, но не каждый умеет этим пользоваться.

К.Г. Паустовский рассказывают историю об удивительной шкатулке, найденной на чердаке. Это не та вещь, о которой может забыть рассказчик. Она привлекает героя и заставляет его воображение работать. Так, он придумывает, каким мог быть мастер Гальвестон, который создал эту музыкальную шкатулку. В 14-18 предложениях говорится о таинственном человеке, умевшем разговаривать с вещами. Был ли Гальвестон

действительно таким, каким его представлял автобиографический герой? Это загадка, ведь шотландский мастер – плод воображения рассказчика.

Таким образом, воображение помогает нам выйти за рамки обыденного и изменяет мир, делая его ярким и удивительным.

Современный лингвист Л.А. Введенская считает, что в художественном тексте выразительность достигается различными языковыми средствами всех уровней. Действительно, чтобы содержание было насыщенным, ярким, интересным, писатель должен использовать различные приемы и средства языковой выразительности.

Таким образом, на приведенном тексте В.Г. Распутина мы видим, что автор использует выразительные средства разных уровней, чтобы сделать содержание книги эмоциональным и интересным.

Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик был унижен несправедливым, жестоким отношением к нему компании подростков, и поэтому чувствовал себя очень несчастным.

Игра на деньги была для героя рассказа Астафьева почти единственным средством к существованию. В послевоенное тяжелое время он сильно голодал и, участвуя в игре, мальчик старался выиграть рубль, чтобы купить баночку молока и пообедать. В предложениях 12-13 говорится, что Владик и компания к герою относятся отрицательно, ущемляют его достоинство, потому что он совершал броски шайбы лучше и точнее других игроков.

К тому же, рассказчик играл всегда честно, а Вадик решил его обмануть. Но мальчик не мог смириться с мошенничеством Владика. В предложениях № 44-46 герой, несмотря на кровоточащий нос и избиение Вадика и Птахи, пытался отстоять справедливость в игре, но был ими же из нее изгнан.

В итоге за его честность никто не поддержал, и он в слезах, будучи обиженным до глубины души, был вынужден покинуть игру.

9.3 Как вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ?

Жестокость – это проявление агрессии к людям, животным и другим живым существам, причинение им страданий и боли. Такое вероломное отношение может быть опасным как для носителя этого качества, так и для окружающих.

Герой рассказа В.Г. Астафьева испытывает унижение и жестокое отношение ровесников. Им не нравилось, что он часто выигрывает и быстро покидает место игры. Они сговорились его обмануть. Рассказчик старался отстоять свою правоту, добиться справедливой игры, но Владик и Птаха, обманув, избили его и изгнали из своей компании, сделав его жизнь еще тяжелее.

Жестокость подростков очень обидела рассказчика и довела его до полного отчаяния.

Таким образом, жестокость – это аморальное отношение человека к людям или к другим живым существам, которое разрушает его душу, уничтожая лучшие качества.

Тщеславие – это ярко выраженное желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. В этом заключается ключевой момент: тщеславный человек не стремится стать лучше. Он нуждается в признании и ощущении собственного превосходства. Для него важно лишь то, что про него думают окружающие, а не то, насколько это соответствует действительности.

Желание выглядеть хорошо в глазах окружающих естественно для каждого из нас. Мы следим за своей внешностью, заботимся о репутации, занимаемся саморазвитием и стараемся не совершать предосудительных поступков. Всё это вписывается в рамки нормального социального поведения и не подлежит осуждению. Но некоторые люди возводят это стремление в абсолют. Они делают всё, чтобы окружающие воспринимали их значительно более совершенными, чем они являются в действительности.

Тщеславные люди старательно скрывают свои недостатки и не терпят, когда им на них указывают. Они любят хвалить себя, преувеличивая свои достижения. Кроме того, они часто унижают окружающих, чтобы на их фоне выглядеть более презентабельно. Также они очень ценят лесть и всегда стараются окружить себя людьми, которые часто хвалят их за несуществующие заслуги.

Сделать сравнение

Очень эффективный способ снять жмущую корону – сравнить собственные успехи с чьими-то еще. Например, кто-то начал поглядывать свысока на людей из-за собственной впечатляющей зарплаты. Пусть представит эмоции на лице Билла Гейтса, самого богатого человека на планете, состояние которого оценивается в 75 миллиардов долларов, если озвучить ему свой ежемесячный доход. Вряд ли это будет восхищение.

Какими бы впечатляющими ни были наши достижения, всегда найдется кто-то, кто с легкостью утрет нам нос.

Это нужно помнить каждый раз, когда хочется сфотографировать свой гордый профиль победителя и поставить его в рамочку: в нашем мире все относительно.

Примеры тщеславия

Последствия эгоизма

Признаки тщеславия

Для человека вполне естественным является стремление к признанию его заслуг. Прилежный ученик или студент вполне заслуженно ожидают получить высокий балл за хорошо выполненное задание. Хороший специалист хочет, чтобы начальство ценило его квалификацию, а коллеги уважали его достижения. Любой человек заслуживает того, чтобы его старания оценивались по достоинству, и он вправе желать этого. Чтобы понять, что такое тщеславие, важно провести четкую грань между этим явлением и нормальным человеческим поведением.

Тщеславием называют стремление человека получать похвалы незаслуженно. Обычно тщеславного человека выдают такие особенности характера как:

Подведем итоги

Кто примет все эти эти правила, тот победит в себе пустую страсть, избавится от гордыни и тщеславия. Применить эти знания на практике непросто, но главное – начать. Господь подаст свою помощь, и постепенно появятся результаты. Дорогу осилит идущий.

Тщеславие – очередной недостаток, порок, который многим людям сильно портит жизнь. Очень коварный недостаток, чаще всего, человек, который болен тщеславием не осознаёт этого и до последнего не может понять, почему рушится его жизнь, и что причиной всех неприятностей является это самое злосчастное тщеславие.

Очень часто именно люди творческие, одарённые многими талантами, публичные и любимые людьми страдают тщеславием. Наша задача в данной статье рассмотреть – что такое Тщеславие, его точное определение и причины возникновения, и чем оно отличается от заслуженной Славы, а так же, на что тщеславие необходимо заменять (на какое достоинство и качество).

Причины тщеславия

Пытаясь лучше понять, что такое тщеславие и откуда оно берётся, психологи пришли к выводу, что оно формируется в детстве – тогда, когда у ребёнка закладывается его самооценка. Все родители по-разному воспитывают детей. Многие хвалят своего ребёнка значительно сильнее, чем он заслуживает. Родители убеждают его, что он бесконечно талантлив, тем самым оказывая ему медвежью услугу.

Существуют и другие причины формирования тщеславия:

  1. Внутренний конфликт.
    Если человека не устраивает окружающая действительность, у него возникает внутренний конфликт, и он начинает выдавать желаемое за реальное. Он сам начинает верить в то, что он лучше, умнее и талантливее, чем он есть, и старается убедить в этом окружающих.
  2. Компенсация недостатков.
    Недовольство собой заставляет человека искать в себе какие-то сильные стороны. В дальнейшем, акцентируя на них внимание, он всё больше сил тратит на поддержание фальшивого имиджа в собственных глазах и глазах окружающих.
  3. Излишняя похвала в прошлом.
    В детстве способности ребёнка часто преувеличивают родители и школьные учителя. А получив несколько грамот и медалей, школьник окончательно убеждается в собственной исключительности. И эта убежденность у него может сохраняться десятилетиями (возможно, и у вас есть знакомый, которому уже за 30, а он всё ещё хвастается школьной грамотой или победой в районной олимпиаде).
  4. Семейные проблемы.
    Возможна и обратная ситуация. Родители (или учителя) унижали ребенка, чем нанесли серьезный ущерб формирующейся психике. И уже во взрослом возрасте он берёт реванш.
  5. Недооценённость
    . Бывает, что человек, который раньше не удосуживался особых похвал, вдруг обнаруживает, что может успешно решать сложные задачи. При переоценке собственных способностей в лучшую сторону тоже может сформироваться тщеславие.
  6. Протест
    . Это ещё одна причина возникновения тщеславия у людей, недооцененных в детстве. Если родители не хвалили ребёнка, а постоянно ругали за ошибки и считали бездарным, во взрослом возрасте он пытается компенсировать это и доказать, что родители ошибались.
  7. Травля со стороны сверстников.
    Буллинг в школьные годы – источник сильных психических травм. Повзрослев и став самостоятельным, такой человек становится высокомерным и часто тщеславным. Он считает себя бывшим гадким утёнком, который вырос в прекрасного белого лебедя.
  8. Ошибки в воспитании.
    Воспитание детей – это сложная наука, и родители допускают в этом деле массу ошибок. В частности, если ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, то с большой вероятностью он станет тщеславным человеком во взрослом возрасте.

Текст для сочинения:

(1)Знаменитый Энрико Спаргетти по справедливости считался любимцем богов и людей. (2)Сильный и прекрасный собою, он обладал чарующим голосом, уже при первом выступлении своём затмил всех других известных певцов и получил прозвище Орфей.
(3)Как и все певцы, не имеющие времени для литературных занятий, Энрико долгое время совсем не знал, кто такой Орфей, именем которого его называли; и однажды он обратился с вопросом по этому поводу к своему секретарю и другу, Гонорию ди Виетри.

– (4)Скажи мне, кто был этот Орфей, имя которого я так часто слышу как похвалу? (5)И неужели этот тенор был настолько лучше меня, что меня украшают его именем? (6)Я в этом сильно сомневаюсь. (7)Высокообразованный Гонорий в ответ рассказал певцу миф об Орфее.

— (8)Деревья, – повествовал Гонорий, – привлекаемые силою прелестных звуков, толпились вокруг певца и давали ему тень и прохладу; очарованные скалы теснились к нему; птицы лесные оставляли свою чащу, а звери – свои трущобы и тихо и кротко внимали сладким песням Орфея…

— (9)Так это сказка! – со вздохом облегчения сказал гордый певец, но никак не мог примириться с тем, что, хоть и сказочный, Орфей стоит во мнении людей выше его, и, снова слыша его имя, каждый раз чувствовал как бы укол в самое сердце.

— (10)Я хочу доказать Орфею и его поклонникам, что я, Энрико Спаргетти, могу сделать не меньше, чем он. (11)К следующему воскресенью собери в моём загородном саду три или четыре дюжины ослов…

— (12)Ослов! – воскликнул изумлённый и ужаснувшийся Гонорий, но певец гневно топнул ногой и закричал:

— Ну да, ослов! (13)Ты увидишь, что будет с ними, когда их слуха коснётся мой вдохновенный голос.

(14)Наступило воскресенье. (15)И вот – при громе аплодисментов показался на эстраде Энрико Спаргетти, несколько бледный, несколько взволнованный, но решительный и прекрасный в своей смелости.

(16)При первых же звуках чарующего голоса, превратившего всё земное в небесное, два осла сразу взревели, беспомощно захлёбываясь и стеная, в середине возвышая голос почти до раскатов пророческого крика и кончая теми же беспомощными и страдальческими выдыхами. (17)Энрико сделал аккомпаниатору знак переждать и дать господам ослам откричаться.

(18) Но лишь только певец снова открыл рот, уже не два, а десять, двадцать ослов нестройно взревели, путаясь в голосах друг друга и своими громовыми раскатами покрывая не только нежнейшее пианиссимо певца, но и самые его отчаянные форте. (19)Напрасно расстроенный Энрико повышал голос: уже все четыре дюжины ослов мрачно ревели, как в последний день земли.

— (20)Это невозможно! – говорил в уборной Энрико, в слезах припадая на грудь также потрясённого Гонория. – (21)Ах, Гонорий, а ведь над этой песенкой рыдал сам император бразильский! (22)Я сам – сам! – плакал для этих ослов, чего не делал даже для английской королевы… (23)Нет, я их проберу! (24)Долой лирику – я дам им драму. (25)Я их перекричу!

— (26)Пожалей голос, Энрико, я умоляю тебя! – плакал Гонорий.

— (27)А Орфей жалел? (28)Нет, я их перекричу! (29)Я их перереву!

(30)Но и в этот раз все усилия Энрико оказались бесплодными; ослы ревели, как горная лавина, и напрасно, бегая по сцене, старался перекричать их божественный певец – слушателям был виден только его открытый рот.

(31) Так печально окончилось состязание Энрико Спаргетти с Орфеем, и молчаливо разъезжались приглашённые, когда Энрико сказал едва слышно ужаснувшемуся секретарю:

— Гонорий, пригласи доктора. (32)Кажется, я сорвал голос.

(33)К счастью, тревога оказалась ложною, и через месяц утомлённый голос знаменитого певца восстановился до прежнего блеска и силы.

(34)В то же время благодаря стараниям Гонория журналы вполне согласно объяснили непрерывный рёв ослов именно тем, что животные были восхищены и покорены чарующим голосом великого артиста. (35)И прозвище Орфея утвердилось за ним навсегда.

(По Л. Н. Андрееву*)

* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.

Как избавиться от тщеславия?

Мы уже выяснили, что тщеславие – это серьезный недостаток, который не красит человека и никак не помогает в жизни. Поэтому, обнаружив у себя данную черту характера, стоит приложить усилия к тому, чтобы избавиться от неё. Существует несколько довольно простых упражнений, которые вы можете начать выполнять уже сегодня:

  1. Меньше говорите о себе.
    Просто прекратите рассказывать о себе, если у вас не спрашивали. Если же кто-то поинтересовался вашей жизнью или успехами – расскажите ровно столько, сколько требуется, чтобы полностью ответить на вопрос. Помните, что близким людям могут быть интересны новые события, которые произошли в вашей жизни, но никто не хочет слушать об этом постоянно.
  2. Не высказывайте своё мнение, когда не просят.
    Если вы тщеславный человек, то наверняка любите комментировать всё, что видите. Постарайтесь впредь не высказывать своё мнение (особенно если оно критическое), пока у вас не спросят.
  3. Старайтесь вообще говорить меньше.
    Не забывайте, что мудрый человек много слушает и мало говорит. Следуйте этому правилу, и вскоре сможете по-новому взглянуть на своих знакомых, да и сами станете гораздо лучше выглядеть в их глазах.
  4. Прекратите хвастаться и намекать на свою исключительность.
    Здесь и комментировать особо нечего. Настоящие таланты и положительные черты в рекламе не нуждаются.
  5. Перестаньте высказывать оценочные суждения о других людях.
    Не забывайте, что критика окружающих – это один из признаков тщеславия. Ведите себя адекватно и по возможности нейтрально в отношении людей, которые вам не симпатичны, и со временем станете выглядеть действительно лучше в глазах окружающих.
  6. Регулярно просите близких о конструктивной критике.
    Очень важно, чтобы вы доверяли людям, которых просите о подобных одолжениях. И постарайтесь максимально адекватно отреагировать на такую критику, иначе в следующий раз этот человек откажется отвечать на данный вопрос.
  7. Проводите сеансы осмысления своих мотивов.
    Подобная рефлексия может быть очень полезной для того, чтобы научиться более адекватно оценивать причины собственных поступков.

Перечисленные упражнения достаточно эффективны, и уже через пару недель вы ощутите, что стали действительно лучше и человечнее. Если же избавиться от тщеславия не удаётся, можно обратиться к психотерапевту. Он сможет определить истинную причину, по которой оно возникло, и после этого разработать эффективную стратегию лечения.

Разделить победу

Сбить с самого себя спесь очень помогает осознание того факта, что очень редко мы достигаем чего-либо самостоятельно, без чьей-то помощи, хотя бы опосредованной.

  • Удалось получить престижную работу с высокой зарплатой? Шансов было бы гораздо меньше, не оплати в свое время родители учебу в хорошем университете.
  • Гордимся очередным повышением? Прекрасно – но, возможно, в этом отчасти есть и заслуга любимого дяди, который несколько лет назад порекомендовал молодого и неопытного студента шефу.
  • Трава на газоне возле частного дома – самая красивая и ухоженная на всей улице? А вот газонокосилку приходится занимать у соседа.
  • Не можем налюбоваться своей неземной красотой? Так в этом вообще нет нашей заслуги – спасибо Боженьке и папе с мамой.
  • Сын окончил школу с золотой медалью? Но ведь это он корпел ночами над учебниками, в то время как родители в унисон храпели в спальне.

Если задуматься, практически к каждому достижению, которым мы гордимся, приложил руку кто-то еще.

Готовность это признать и разделить успех с теми, кто помог добиться победы, прекрасно помогает в борьбе с тщеславием.

Брать пример

Множество великих людей страдали тщеславием, и если присмотреться к их примерам, становится очевидным: это не принесло ничего хорошего ни им самим, ни окружающим их людям. Их стремление достичь величия и убедить в своей непревзойденности весь мир обеспечили им место в истории, но сделали ли их счастливыми? Это навсегда останется тайной.

Чтобы стать менее тщеславным, полезно вспомнить примеры людей, которые не страдают этим тяжелым недугом – звездной болезнью. Таковых много среди наших предшественников и современников.

И таких примеров множество. Это совершенно разные люди, но их объединяет одно: отсутствие амбиций доказать всему миру, что они лучшие. Они просто делают свое дело, и общество замечает их труды. От этого они вызывают еще большее уважение.

Читайте также: