Одиночество подростков в современном мире сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Одиночество. Одно это слово внушает страх, способный свести с ума любого человека. Этот страх сжимает грудь, от него становится трудно дышать. Мы всеми силами избегаем одиночества, стараясь даже забыть, как оно пишется. Мы боимся его, не хотим повстречать на своем жизненном пути.

В этом мире нет человека, который ни разу не задумывался об одиночестве. Страшно подумать, что бы с нами стало, если бы все мы были одиноки. Если бы у нас не было друзей, семьи, второй половинки. Люди не могут существовать по одинке. Поэтому все мы и боимся одиночества.

От одного этого слова по коже бегут мурашки. Одиночество способно свести с ума даже самого стойкого человека. Но как же люди остаются одни? Как это происходит? И может ли это случиться с каждым человеком?

Одиночество приходит внезапно. Оно не предупреждает о своем приходе. Просто однажды человек понимает, что вокруг него нет ни одного человека, способного ему помочь. В основном люди сами виноваты в своем одиночестве. Они обособляются от общества или просто не ценят его. Но иногда одиночество приходит само. Ведь есть люди, у которых умерли все родственники, и они остались совершенно одни в этом большом мире. Одиночество может случиться с каждым. Мы должны помнить об этом и стараться окружить себя теми людьми, которые останутся с нами во что бы то ни стало. Несмотря на то, что одиночество приходит внезапно, оно не исчезает также. Оно оставляет след на сердце человека, который ничем нельзя смыть. Одиночество ломает людей и их судьбы. Оно меняет мировоззрение человека.

С одиночеством, в отличие от остальных чувств, нельзя бороться. Можно только попытаться избавиться от него. Для этого необходимо вновь найти друга или вторую половинку. А еще лучше, делать все, чтобы не прийти к одиночеству. Любить семью, дорожить друзьями, не обижать людей и хорошо к ним относиться. Только так можно обезопасить себя от этого чудовищного слова - одиночество.

Вариант 2

Для того, чтобы начать рассуждение, необходимо понять, что такое одиночество. Все понимают, что одиночество - состояние человека, у которого нет друзей. Человеку не с кем поговорить и не к кому обратиться. Но это не всегда так. Иногда, у человека, казалось бы, есть все: отличное взаимоотношение с семьёй, которая может поддержать его в любую минуту, друзья также могут найти нужные слова в трудную минуту. Этого бывает недостаточно человеку только потому, что присутствует недопонимание между вроде как родными людьми. Тогда, происходит так, что человек находится в обществе, но он является одиноким.

Одиночество, это не всегда плохо. Иногда, люди даже стремятся к тому, чтобы хотя бы на несколько минут побыть одним для того, чтобы решить какие-то важные проблемы. У творческих людей, во время уединения, из-под пера выходят прекрасные строки из-за того, что они вдохновляются таким состоянием.

Но одиночество может играть и злую шутку с человеком. Оно может поедать нас изнутри, ведь человек нуждается в постоянном контакте с окружающим миром.

Каждая личность ищет человека, который сможет понять его в любую трудную минуту и помочь выбраться из какой-либо ситуации. Очень важно каждому сделать правильный выбор и не ошибиться, ведь от этого будет зависеть вся последующая жизнь.

Сочинение Одиночество человека

Одиночество – это социальное положение человека, при котором у него нет семьи или близких. Одиночество это ужасно. Трудно представить себе одиноких людей, однако они есть и, без сомнения, очень несчастны. Можно вспомнить и привести пример про веник, каждый прутик которого, поодиночке ломается без труда, но целиком не поддается. Люди должны всегда иметь какое-то общение с окружающими, иначе они становятся замкнутыми и могут уйти в себя.

С социальной точки зрения, одиночество кошмарно. Помимо постоянной депрессии оно может вызывать у человека и многие психические расстройства. Всё же бывают люди, которые могут жить в одиночестве и не сходить с ума, но таких людей немного и живут они не посреди нас. Надо стараться избежать одиночества, с самого детства необходимо заводить знакомства, новых друзей и не замыкаться в себе. А с имеющимися друзьями нужно стараться поддерживать хорошие отношения и никогда не ссориться. Очень страшно одиночество и в старости, когда не кому подать стакан воды. Поэтому нужно стараться жениться или выйти замуж, после чего заводить детей. Одиноких людей, нужно поддерживать, навещать, оказывать посильную помощь, потому что им очень тяжело жить в этом мире совсем одним.

Подводя итог, можно сказать, что одиночество – это самое плохое социальное положение человека, при котором он не только может остаться в старости совсем один, но даже сойти с ума. Поэтому, чтобы не случилось такого страшного происшествия. Необходимо беречь и ценить своих друзей, родителей, близких. Ведь они – верное лекарство от одиночества.

Сочинение 4

Тема одиночества является весьма существенной для современного мира, да и в целом для человечества эта тема представляет собой существенное значение. Люди, которым дарован разум, имеют массу дополнительных эмоций и переживаний.

К примеру, для животных, на мой взгляд, чувство одиночества совсем недоступно, тогда как для человека оно является более чем распространенным. Чувствовать одиночество возможно и в компании других людей и даже, когда тебя всячески почитают. Как ни странно, но популярные люди достаточно часто одиноки.

Как говорят некоторые исследования, труднее всего умным и развитым людям, так как люди примитивные и малообразованные легко могут отыскать общий язык. Они склонны к примитивным инстинктам, обладают примитивным интеллектом, который включает в себя простые концепции и идеи. Поэтому такие люди не особенно отличаются от животных, которые сбиваются в стаи, так сказать, по интересам.

Намного труднее умному человеку освободиться от одиночества, но как ни странно, умные люди практически никогда не одиноки даже сами с собой. Примитивного человека часто охватывает скука и он не может длительный период оставаться с самим собой по причине внутренней нищеты, но человек развитый по причине внутренней наполненности может быть не одиноким самим с собой.

В действительности возможность избавиться от одиночества заключается в первую очередь именно в таком умении не быть одиноким самим с собой. Когда человек обладает внутренней целостностью и наполненностью, то повсюду ощущает себя комфортно и уютно, он может отыскать приятное общение с другими людьми, но может насладиться и своим собственным внутренним миром.

Автор цитаты Джордж Мередит – писатель, часто задающийся вопросом, что бывает с людьми, взаимоотношение которых достигло пика напряжения, когда поступок человека меняет психологическую атмосферу, вынуждает окружающих быстро реагировать и обнажать свою истинную сущность. Он рассказывает о нравственных переживаниях людей, состоящих в браке, но разделенных стеной непонимания, о дружбе и разлуке, верности и предательстве. Как ведут себя друзья, когда им кажется, что их бросили? Могут ли вчера еще близкие люди преодолеть возникшие препятствия? Увы, часто бывает обратное: неожиданная ситуация оказывается фатальной и открывает правду – отношения были фальшивой или корыстолюбивой игрой.

Если присмотреться к миру, где все заняты своими делами, становится очевидным, что мало кто задумывается над вопросом, что в нем истинное, и какие черты характера зависят от ситуации. Человек встает по утрам, завтракает, идет на работу или на учебу, общается со знакомым ему коллективом, делает занятия, повторяющиеся изо дня в день – поступает по заезженному шаблону, играя свою хорошо выученную роль. Каждый считает ее правильной – своего рода эталоном для собственного подражания.

И вдруг возникает проблема в отношениях: кого-то может бросить любимый человек, другого предаст друг, третьего подведет коллега на работе, с четвертым поссорится сосед. И ты остаешься один. Обычная реакция – обвинить всех, кроме самого себя. Причина такого мнения – недовольство окружающими, посмевшими нарушить твою хорошо отлаженную игру. Человек выходит из своей обычной роли и пусть ненадолго, но становится самым собой. Кто-то злится, другой рыдает, третий готов на любые уступки, лишь бы восстановить прерванные отношения и вернуть прежнюю игру.

К сожалению, мало кто делает из ситуации правильные выводы. Стоит присмотреться к себе в такой ситуации и задуматься: когда я был настоящим – когда мы общались или теперь, когда расстались? Кем я недоволен – тем, кто оставил меня или самим собой? Почему я переживаю – потому что буду скучать или из-за собственной обиды?

В большинстве случаев причина недовольства очевидна: человек вовсе не боится остаться один, проблема в другом – в его эгоистическом характере. Он считает оскорбительным такое поведение близкого ему человека, не допуская права его личного выбора. И обнажает свои истинные чувства по отношению к нему – вместо казавшейся дружбы, любви или уважения обнаруживается банальное корыстолюбие.

Чтобы это понять, стоит хотя бы раз остаться одному – пройти через переживания, неприятные ощущения и размышления. В результате многое можно осмыслить – изучить свой характер, жизненные приоритеты, определить цели и требования к близким и друзьям. После этого начинаешь различать, когда ты играешь, а когда проявляешь искренние чувства. Научившись анализировать свое поведение и внутренне состояние, учишься лучше понимать других. Отношения становятся гораздо более прочными, надежными и благоразумными.

ОГЭ 9 класс 15.3

Также читают:

Картинка к сочинению Одиночество

Популярные сегодня темы

В статье рассматривается проблема одиночества в подростковом возрасте.

Ключевые слова

Текст научной работы

В наш век, век информационных технологий человечество как никогда раньше столкнулось с такой проблемой как одиночество. Такое состояние люди переживают по-разному, но наиболее интенсивно и остро одиночество протекает в подростковом возрасте. Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Будучи подростком, в его организме, включая детскую несформировавшуюся психику, происходят качественные изменения. Это возраст желания заявить о себе, показать себя всему миру, возраст, когда ты уверен, что знаешь в это жизни все. В возрасте этом возрастном периоде расширяются и актуализируются такие социальные потребности, как потребность в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребность в причастности и признании, а также желание быть принятым различными социальными группами. Учебная деятельность отходит на задний план, и, как считал Д.Б. Эльконин, ведущей деятельность данного возраста становится общение со сверстниками.
В настоящее время число подростков, испытывающих чувство одиночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подростки активно пользуются этой возможностью. Среди очевидного числа преимуществ данного вида коммуникаций, можно выделить ряд минусов[1]:

  1. Отсутствие живого общения. Любое общение в интернете, каким бы реальным оно не казалось, никогда не заменит живого общения, когда человек может наблюдать за настроением, эмоциями, мимикой и жестами собеседника.
  2. Зависимость. Многие подростки увлекаются виртуальным общением до такой степени, что при живом общении начинают замыкаться в себе, либо совсем отвергают живое общение.
  3. Построение иллюзий. К сожалению, общаясь с человеком только посредством интернет общения, мы не можем хорошо его узнать, так как некоторые черты его характера бывает очень трудно разглядеть через экран монитора. Поэтому связь между такими интернет знакомыми вряд ли можно назвать крепкой и дружеской.

Подростковое одиночество, как правило, делят на несколько видов[2]:

  • кратковременное одиночество;
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга);
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления).

Опираясь на психологические исследования можно выделить следующие причины одиночества в подростковом возрасте:

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, непринятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе[3].

Способы преодоления одиночества в подростковом возрасте[4]:

  1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
  2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
  3. Выполнение домашних дел. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
  4. Меняйтесь внешне и внутренне, устраняйте свои недостатки, по возможности.
  5. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
  6. Анализ причин своего одиночества.
  7. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
  8. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
  9. Найдите то, что вам нравится делать, своё хобби. Запишись на кружок или в школу искусств, там вы найдете новых друзей, имеющих с вами общие интересы.
  10. Развивайтесь, будьте свободнее, интереснее, и тогда люди сами потянутся к вам.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

  • Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.
  • Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.
  • Для окружающих людей одиночество незаметно. Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.
  • Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.
  • Снижается самооценка. Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка[5]. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях[6]:

  • эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.
  • поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Итак, быть одному – не значит одиночество, и одиночество – не значит быть одному. Но если все же вы чувствуете именно одиночество, то старайтесь применить его положительные качества: развитие себя, заняться делами, самопознанием, самоопределением. Следует знать, что есть физическое одиночество, когда нет родителей, близких, нет никого дома. А есть чувство одиночества - это намного серьезнее. Это тяжелое состояние для психики. В данном случае у человека есть семья, друзья, но он чувствует себя одиноким, ненужным.

Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

  1. Михалец И.В.
  2. Николаева А.Н.
  3. Шмаранова К.О.
  1. Михалец И.В.
  2. Чванова М.В.
  3. Яснова Е.В.
  1. Байкова М.Н.
  2. Гришина И.С.
  3. Михалец И.В.

Список литературы

Цитировать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности подросткового характера…………………………………………………………………4 – 6

Причины подросткового одиночества……………………………………………………………10 - 13

Положительные и отрицательные стороны одиночества……………………………………………………………13 - 14

Способы и советы по борьбе с одиночеством……………………………….. ………………………..15 - 16

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины ее возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Многие подростки испытывают чувство одиночества: свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Подчас эти мысли сопровождаются грустью, обидой, страхами.

Тема работы : Проблема одиночества среди подростков.

Цель работы : Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.

Задачи:
- Проанализировать литературу, статьи.
- Узнать особенности подросткового характера.
- Выяснить причины подросткового одиночества
- Выявить статистику одиночества среди подростков.
- Предложить способы преодоления одиночества.

- Изучить литературу по данной теме.

- Провести анкетирование среди подростков.

- Анализ полученных данных.


Гипотеза: В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние.

Сроки исследования: 2015 год.

Особенности подросткового характера.

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Таким образом, основными особенностями подросткового возраста являются - н егативные проявления, дисгармоничность; с равнение себя с другими людьми; частые разочарования, происходящие от больших ожиданий от людей; бравирование собственных недостатков; перепады настроения; ч увствительность к оценке посторонними; болезненная застенчивость; развязность, несерьезность; желание быть признанным и оцененным другими; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами; эгоистичность, завышенная самооценка; бесцеремонно и грубое отношение к другим, к взрослым; желание нарушать установленные старшими порядки, правила, законы.

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть:

Эпизодическим (какое-то небольшое количество времени);

Хроническим (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления);

Вынужденным (человек не по воле находится в состояние одиночества);

Добровольным (человек сам хочет испытать одиночество).

Одиночество может быть субъективным и объективным. Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением. Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Природа одиночества подростков появляется, как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Делая вывод, можно сказать, что одиночество может быть как вынужденным, так и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным. Человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет и наоборот. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. Тревога и скука - главные спутники одиночества.



Одиночество свойственно подростковому возрасту, именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у ребенка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира подростка. В этом — положительное влияние чувства одиночества на подростка, однако иногда одиночество приводит к депрессиям, подростковым суицидам.

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности — это нормально, но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

При этом нужно понимать, что у подростка есть не только потребность в общении, но и, как у любого взрослого, потребность в уединении, когда ребенок хочет подумать о себе, об изменениях, которые с ним происходят, о своих отношениях с внешним миром. Тревожным может быть только преобладание потребности в уединении и размышлении над потребностью в общении.

Виды подросткового одиночества:

  • кратковременное одиночество
  • ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга)
  • хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления)

Почему подростки чувствуют себя одинокими? Причины одиночества

  • Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.
  • Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.
  • Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.
  • Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.
  • Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.
  • Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.
  • Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).
  • Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).
  • Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.
  • Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

В сложных случаях подросткового одиночества детям нужно оказывать поддержку: в первую очередь, родителям, родным, во вторую, учителям и педагогам, если они видят, что ребенок не общителен, замкнут.

  • В учреждениях нужно проводить профилактику одиночества подростков в группах: учить детей общению, эмпатии, самооценке, формировать общие и коллективные интересы, работать над сплочением классного коллектива, проводить тренинги, групповые поездки, акции милосердия и т.п.
  • Но что же могут сделать родители? Общего рецепта нет, но помочь могут доверительные отношения, общение, совместное времяпрепровождение. Родители могут дать понять ребенку, что он — не один, что они рядом и готовы помочь ему и поддержать. И в то же время — поощрять его самостоятельность, решение проблем, налаживание отношение со сверстниками, находить интересные занятия.

Подростковое одиночество — достаточно распространенное явление, которое вряд ли обходит стороной подростков (читайте статью об Особенностях подросткового возраста). Взрослым важно понимать причины возникшего одиночества и отчуждения подростка, чтобы вовремя успеть помочь ему, увидеть другие зарождающиеся проблемы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: