Очень пожилой человек с седой бородкой клинышком сочинение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

(З)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

— (4)С тобой что-то случилось?

— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома.

(11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)0дин поругает, другой пожалеет.

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

— (28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду и сказал, чуть понизив голос:

— (30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово. (32)Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза.

(ЗЗ)Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

— (34)А какое слово?

(35)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

— (36)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (37)Он вскочил и опрометью побежал домой.

— (40)Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.

(41)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— (43)Мне синюю, — робко сказал Павлик.

(44)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (45)Ему не нужна была краска. (46)Он думал теперь только о волшебном слове.

(52)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— (53)Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.

(54)Бабушка выпрямилась. (55)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— (56)Горяченького захотел, голубчик мой! — радостно приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

(57)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

— (61)Возьми меня, пожалуйста.

(62)3а столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

— (6З)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (64)Что тебе стоит!

— (65)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (66)Конечно, возьми.

— (67)Пожалуйста, — повторил Павлик.

(68)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил его волосы:

— (69)Эх ты, путешественник! (70)Ну ладно, собирайся!

15.2 Чему старичок научил Павлика? Байрамов Марсель (группа 2 уровня)

Как нужно относиться к людям ? Чтобы получить желаемое ,нужно быть вежливым и тактичным . Эта мысль раскрывается в тексте В. Осеевой.
До встречи со стариком герой текста Павлик в общении с людьми был грубым ,бестактным и требовательным . Он сердился и обижал близких ему людей.
Старик изменил отношение Павлика к людям ,научив мальчика пользоваться "волшебным" словом . Павлик стал вежливым ,и люди стали добрее ,были рады помочь .
Таким образом , старичок помог понять Павлику то , что нужно относиться к людям вежливо ,и тогда они будут с тобой такими же.

Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту из сборника И.П.Цыбулько, а также образец самого сочинения. Задание 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи «. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вспоминаем требования к сочинению:во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;

  • во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
  • в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в любой части сочинения, обычно это делают в начале или в конце.

Определяем, о чём это высказывание.

Для этого выделяем в высказывании ключевые слова:

поиск неизвестной информации

Шаг 3Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения.Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения таким образом информируют о том, что хочет узнать говорящий.

Диалог — это форма устного или письменного обмена информацией между двумя и более людьми.

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге.

Диалог — основная сфера функционирования вопросительных предложений.

Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём вопросительные предложения (19, 22).

Оформляем примеры письменно.

Шаг 5Формулируем заключительную часть сочинения.ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то. Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.

В тексте Розы Госман я нашла два вопросительных предложения, которые являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие одной из героинь. Так, предложение 19 — это вопрос, который задаёт Ольге её знакомая, чтобы выяснить, знает ли она о том, как подруга Лена отзывается о её стихах. Второй вопрос тоже принадлежит этой же знакомой (предложение 22).

Задавая его, приятельница хочет удостовериться в том, что Оля на самом деле пишет стихи.

Таким образом, прав был И.В.Артюшков, заявляя, что основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог. (112 слов)

1. Объясняем смысл высказывания.

2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

(18)Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

  • (23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

Сочинение вопрос кто виноват называют чисто русским вопросом

. самосовершенствования, для наивысшей самоотдачи, дляполного выявления себя? Сочинение Кто из нас не задумывался над тем, какими . вскипит воображение. (16)Счастливое, блаженное это состояние писатели называют вдохновением, спортсмены формой, учёные - озарением; это бывает . чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева. Автор .

(34)И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

  • (37)Лен, а я новый стих написала.
  • (38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

(40)Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

(43)Мне пела дифирамбы, как могла.

(44)Потом сама же надо мной смеялась

( Госман Роза – современная писательница.

ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2)

Данная статья содержит образец сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (задание 15.2) по тексту из сборника И.П.Цыбулько.Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, что помог старичок понять Павлику. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Объясняем, что помог старичок понять Павлику. Старичок помог понять Павлику, что доброе отношение к людям приносит им радость и рождает доброе отношение к тебе самому. Приведу убедительные доводы. ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения. В начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Добрый совет старичка заставляет мальчика впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Разговаривая с родными, Павлик старается следовать полученному совету: он вежлив, внимателен (предложения 40, 43, 52, 53, 60, 61).И происходит неожиданное для мальчика: вместе с ним меняется поведение его родных (предложения 41, 56, 68, 69).

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, волшебное слово, подсказанное старичком, изменило героя, научило его по-доброму относиться к другим людям. Всего 95 слов

(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

(2)Подвиньтесь, сказал ему Павлик и присел на край.

(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:

(4)С тобой что-то случилось?

(5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? покосился на него Павлик.

(7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то

(9)Ещё бы! сердито буркнул мальчик. (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. (12)Павлик сжал кулаки. (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

(16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.

(18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.

(20)Павлик засопел от обиды.

(21)Пустяки! сказал старик. (22)Один поругает, другой пожалеет.

(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.

(28)А почему вы всё спрашиваете?

(29)Старик разгладил длинную бороду.

(30)Я хочу тебе помочь. (31)Есть такое волшебное слово (32)Я скажу тебе это слово. (33)Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза (34)Помни тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь

(35)А какое слово?

(36)Старик наклонился к самому уху мальчика и прошептал что-то.

(37)Я попробую, усмехнулся Павлик, я сейчас же попробую. (38)Он вскочил и побежал домой.

(41)Лена, дай мне одну краску пожалуйста

(42)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

(44)Мне синюю, робко сказал Павлик.

(45)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (46)Ему не нужна была краска. (47)Он думал теперь только о волшебном слове.

(53)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и прошептал:

(54)Дай мне кусочек пирожка пожалуйста.

(55)Бабушка выпрямилась. (56)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

(57)Горяченького захотел, голубчик мой! приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

При солнышке тепло а при матери добро. «При солнышке — .

(58)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

(62)Возьми меня, пожалуйста.

(63)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.

(64)Возьми его, вдруг сказала сестра. (65)Что тебе стоит!

(66)Ну, отчего же не взять? улыбнулась бабушка. (67)Конечно, возьми.

(68)Пожалуйста, повторил Павлик.

(69)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

(70)Эх ты, путешественник! (71)Ну ладно, собирайся!

Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (задание 15.3) по тексту из сборника И.П.Цыбулько также образец самого сочинения.

ШАГ 2. Приводим ПРИМЕР из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Аргумент 1

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД. Таким образом, добро ассоциируется с милосердием, состраданием, любовью ко всему живому. Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:1. Объяснение смысла указанного слова.2. Пример 1.3. Пример 2.4. Вывод.Всего в сочинении 151 слово (норма — не менее 70 слов).

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широкоразевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова гляделна доску. (3)А через несколько минут снова зевал.

  • (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)0н отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.

(22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

(23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах.

(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.

«Художники-иллюстраторы детской книги XX-ого века Иван Яковлевич .

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

  • (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.
  • (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты.
  • (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.
  • (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста.

– (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.

(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Примеры похожих учебных работ

Основные подходы к оцениванию сочинения-рассуждения (Задание 15)

. критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания . 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение . сочинения .

Задание №1. Работа с текстом (задание ( )

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по истории. Подготовка .

. термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная уже с 2015-2016 учебного года использовала учебно- .

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

. в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи. В художественном тексте, как . текста). Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста). Риторический вопрос создаёт вопрос на .

Прочитайте текст и выполните задания. Напишите по прочитанному тексту

. синтаксический параллелизм; 10) перифраза. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен . Чем больше, тем лучше. (20) Познавая их, русский человек еще более утвердился в сознании, какой чудесный .





(1) Это был очень пожилой человек с седой бородкой и в старомодной шляпе. (исключение уточняющих и поясняющих конструкций;) (2) (3) - • исключение одного или нескольких предложений. (4) Сойдя с дачного поезда, он бодро зашагал по улице. (5) День был жаркий. • исключение одного или нескольких предложений. . (6) Я шла по дороге и увидела уже знакомого старичка. ( слияние нескольких предложений в одно;) (9) (10) (11) (12) (13) Он спросил у меня, где улица Ломоносова, но я не знала. И тогда он обратился к проходящей мимо женщине с тяжелыми сумками. • замена фрагментов предложения синонимичным выражением (14 (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) Женщина показала, куда надо повернуть, чтобы найти нужную улицу. Но когда мы со старичком прошли приличное расстояние, поняли, что это не та улица. (• исключение одного или нескольких предложений + обощение) Старик сокрушался о том, что его ждут на встрече выпускников университета, а он не может найти нужную улицу. (23) (26) (27) (28) (• исключение одного или нескольких предложений.) (29) И в это время мы оба увидели быстро шагающую женщину с двумя сумками в руках. (30) (31) (33) Оказывается, женщина специально бежала за нами, чтобы указать правильный пусть, так как поняла свою ошибку. (слияние нескольких предложений в одно;) (34) Старичок удивился, что ради него женщина бежала за ним да еще с тяжелыми сумками (обобщение) А женщина сказала, что она не могла иначе поступить, она не так воспитана. (45) (46) (47) - • исключение одного или нескольких предложений. Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой и разделяет все на нашей земле. (обобщение однородных членов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы

Готовимся к ОГЭ: сочинение на морально-этическую тему (задание 15.2)

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Начинать работу по подготовке к ОГЭ необходимо с создания методической базы, куда входят дидактические пособия, печатные издания типовых тестовых заданий, тренажёры, презентации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет-ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса.

Для подготовки к ОГЭ (задание 15.2) использую пособие

- Н. А. Сенина А. Г. Нарушевич. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. (15.1;15.2; 15.3).

Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений-рассуждений.

По наводящим вопросам ученикам предлагается, используя корень слова, объяснить названия некоторых предметов. Выполняя подобные задания, ученики учатся строить комментарии к аргументам, делать выводы.

Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка в 5-6 классах.

Тексты беру небольшие, но яркие, образные, запоминающиеся. В начале работы с текстом даю задания для его осмысления, ученики учатся понимать текст, определять тему, основную мысль, авторскую позицию, находить аргументы, подтверждающие позицию автора. Анализ, направленный на выявление уровня понимания учениками текста, осуществляется по следующему плану: 1. Определить тему (о чем текст?) и основную мысль текста (в чем пытается убедить читателя автор?). 2. Выписать ключевые слова. 3. Озаглавить текст. 4. Определить количество микротем. Составить план текста. 5. Определить стиль текста и доказать свое мнение. 6. Определить тип речи и доказать свое мнение. Следующим этапом работы становится языковой анализ текста. Эта часть включает в себя различные виды анализа слов и предложений (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический и синтаксический) и характеристику средств речевой выразительности. Завершает работу над текстом его орфографический и пунктуационный разбор.

(1)Хороши снежные зимы в России! (2) Непогоду сменяют ясные дни. (3)Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. (4) Припорошила зима землю снежной шубкой. (5) Отдыхает земля, набирает силу. (6) Наполняется жизнью зимний лес. (7) Вот простучал по сухому дереву дятел. (8) По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. (9) С шумом летит рябчик, поднимается из снеж ной пыли глухарь. (10) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. (11) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. (12) С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок. (13) Вот прилетела большая сова и подала голос. (14) Ей отозвались другие совы. (15) Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Ответы: 1. Тема текста – зима в России. Основная мысль – хороши зимы в России. Название – Русская зима. 2. Две микротемы: 1. Хороши зимы в России. 2. Наполняется жизнью зимний лес.

План текста: 1. Хороши снежные зимы в России!

2. Наполняется жизнью зимний лес. Дятел – барабанщик. Рябчик и глухарь. Стайка весёлых клестов. Шустрый бельчонок. Большая сова. Лесная мышь. 3. Тип текста – повествование, стиль – художественный

Подобные задания, связанные с комплексным анализом текста, уже на ранней ступени обучения формируют все необходимые ученику компетенции: коммуникативную – при интерпретации текста; лингвистическую и языковую – при анализе языкового материала, позволяют сделать обучение осознанным, активным и мотивирующим и, несомненно, способствуют подготовке учеников 5-6 классов к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

В ходе подготовки к ОГЭ на уроках русского языка уже в пятых классах даю задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой: 1. Автор рассказывает о том, что… 2. По его мнению, . 3. Я согласен с автором, потому что… 4. Итак, …

Второе задание части 3 экзаменационной работы предполагает написание сочинения-рассуждения, но темой (тезисом) сочинения является какое-либо предложение или фраза из текста, данного вам для прочтения. Само задание выглядит так.

Для успешного выполнения задания 15.2 вам нужно:

1) объяснить своё понимание смысла приведённого предложения или фрагмента текста (фактически прокомментировать его);

2) подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста;

3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Написать хорошее сочинение вам поможет знание критериев, по которым его будут оценивать эксперты, потому что в критериях оценивания заложен алгоритм написания и структура вашего сочинения. Кроме того эти критерии помогут при выполнении заданий практикума, связанных с оцениванием реальных сочинений девятиклассников. Поэтому мы внимательно изучаем эти критерии.

Критерии оценивания 15.2

Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается

по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)


…После всего, что я о нем рассказала, я хочу добавить: это человек необыкновенной душевной скромности. Пойдите к нему, познакомьтесь с ним, Вы сами убедитесь в этом.

Из письма в редакцию

И вот я жду в вестибюле клиники. Я совершенно не знаю, как выглядит человек, которого должна здесь увидеть. Скоро начнется заседание научного общества, куда он придет. Дверь поминутно открывается. В каждого, кто входит, я внимательно вглядываюсь.

Того, кого я жду, все нет. И в минуту, когда я начинаю думать, что он совсем не придет, я слышу за своей спиной восклицание:

Здоровается немолодая озабоченная женщина — родственница кого-то из больных.

Она все время сидела в углу, отправив с санитаркой в палату кулек яблок. Я давно заметила ее лицо, усталое и грустное. Сейчас оно просияло, даже глаза у нее стали другими — теплыми, глубокими, изумленными… Тогда я снова поворачиваюсь и смотрю на того, кто вошел в дверь.

Ни в наружности, ни в одежде вошедшего нет ничего заметного. Он неловко и даже смущенно вглядывается сквозь запотевшие очки. У него обыкновенная внешность человека, уставшего после рабочего дня. На вид ему лет пятьдесят с лишним, что-то застенчивое и доверчивое сквозит в очертаниях его лица, во внимательном взгляде, в мягкой улыбке… И я делаю шаг вперед и тоже говорю:

— Здравствуйте, доктор, здравствуйте, Павел Нилович! Я вас давно жду…

Теперь мы сидим на площадке лестницы, за круглым столиком. Он смотрит на меня с изумлением, так и не понимая, зачем я его разыскала. Для начала разговор заходит о его работе.

…Что говорить, трудная у него специальность! Болезнь — это всегда беда. Но нет, пожалуй, ничего более страшного, чем болезнь, поражающая душу.

Можно пожаловаться, когда болит рука. Можно посетовать на больное сердце. Но нельзя, невозможно даже близкому рассказать о боли, о страхах, о призраках, которые гнездятся в тайниках души, терзая, лишая сна, обрекая на муки, на беспредельное одиночество…

Нового моего знакомого зовут Павел Нилович Ягодка. Пятнадцать лет назад в его семье случилось несчастье.

Смертельно заболела его младшая сестра, еще молодая женщина, мать четверых детей. Муж ее без вести пропал на фронте, она жила с детьми одна. Узнав о ее болезни, брат вылетел к ней на самолете. Как врач он понял, что состояние ее безнадежно. Он увез ее вместе с четырьмя детьми в Москву.

Человек одинокий, он жил в маленькой комнате. Тут-то и поселилась вся семья. Спустя небольшой срок сестра умерла. И на руках холостяка, никогда не знавшего, что такое уход за ребенком, осталось четверо маленьких детей.

Старший уже ходил в школу, младший был мал даже для детского сада. Всех надо было вовремя кормить, купать, надо было зашивать и штопать их порванные штанишки и чулки, следить, как они учатся, жалеть их, когда им больно, вставать ночью, когда им страшно, и утешать, когда они плачут, зовя мать.

Для них нужно было время, которого и без того не хватало на больницу, на научную работу; для них нужно было сердце, которому и без того было нелегко все вместить. Вероятно, ради них, этих четырех вошедших в его жизнь ребят, приходилось порою отказываться от многого.

Не только от сна или отдыха.

Быть может, и от личной жизни, личного счастья.

Дети росли; комната, еще недавно вмещавшая их, с каждым месяцем как бы уменьшалась в размере.

Сквозь сетки детских кроваток высовывались розовые пятки. Диванчик уже не вмещал своей обитательницы. Становились тесными башмаки, становились короткими штаны и юбки. Обо всем этом надо было заботиться и думать.

Но маленький мир комнаты всегда был миром тепла, любви и дружбы.

Дети росли трудолюбивыми, сызмала приученными к самостоятельности, отлично учились, ценили добро, ласку, заботу. Из письма я знала, что старший, Сергей, сейчас уже кончил МЭИ, работает в научно- исследовательском институте, женился, у него родилась дочь. Лена и Наташа — студентки. Младший мальчик, Петя, кажется, в этом году кончает школу. А может быть, уже пора не вспоминать письмо, а расспросить наконец обо всем главу семьи?

И, набравшись решимости, я приступаю к делу.

— Что вы?! — Мой собеседник в изумлении глядит на меня. — Неужели же вы из-за этого пришли сюда? Помилуйте, ведь это же обыкновенная житейская история…

— Расскажите мне о ваших детях, — прошу я. — Какие они?

— Какие? — Павел Нилович задумывается. — Не очень многословные. С чувством юмора. Трудолюбивые. Сережа, еще когда учился в техникуме, был занесен на доску почета. По характеру разные:

Читайте также: