Обвинители и защитники луки в пьесе на дне сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Пьеса Максим Горького "На дне" была написана им в конце 1901 - начале 1902 года. В процессе написания пьесы Горький перебрал несколько названий для неё: "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". Действие пьесы происходит среди обитателей ночлежного дома для неимущих. Почти сто лет назад Пушкин и Гоголь подняли тему "маленького человека". Горький решил пойти ещё дальше и описать жизнь, быт, мировоззрение куда более мелких людей, таких, что мельче (ниже) просто некуда. Они - на самом дне общества. Они даже не полноценные его члены, они - просто никто. Но тем не менее, это люди. Со временем пьеса "На дне" стала хрестоматийной и входила в обязательную школьную программу по литературе на протяжении всего ХХ века независимо от господствующей в стране власти и идеологии. Советские критики её представляли, как отражение жизни простого народа в Имперской России. Освободившись от навязанной идеологической трактовки, можно сказать, что в этой пьесе изображается жизнь не "угнетённых классов", а определённой социальной группы людей.

Одна из самых "любимых" критиками фигур этого произведения - старец Лука. Он неожиданно появляется в пьесе и незаметно исчезает. Вроде бы это не главный персонаж, но тем не менее, он привлекает к себе много внимания. Есть мнение, что в старце Луке Горький пытался изобразить Льва Толстого, встреча с которым была для Горького очень неоднозначна. Некоторые критики считают, что Лука - лжец, и что его сострадание приносит обитателям ночлежки лишь новую боль и терзания. Другие - что Лука говорит правду, и его сострадание необходимо. При прочтении (или просмотре) пьесы можно заметить, что это самое сострадание Луки однозначно не приносит обитателям ночлежки никакой пользы. Наоборот, к концу пьесы одного персонажа убивают, его убийц ожидает каторга, другой ещё больше озлобляется, третья попадает в больницу с ожогами, четвёртый вешается. Такой результат, как кажется, должен бы склонить читателя к мысли, что Лука всё-таки лжец, и что ничего кроме вреда его сострадание не приносит. Но прежде чем судить о Луке, надо внимательнее посмотреть на самих обитателей ночлежки. Горький характеризует их как людей, которые сами отворачиваются от нравственных законов, и делают это вполне сознательно.

Обратите внимание на короткий диалог из пьесы, который характеризует мировоззрение персонажей, и уровень их нравственности:


"Пепел: Никто здесь тебя не хуже. напрасно ты говоришь.

Клещ: Не хуже! Живут без чести, без совести.

Пепел (равнодушно): А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести. Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть.

Бубнов (входит): У-у. озяб!

Пепел: Бубнов! У тебя совесть есть?

Бубнов: Чего-о? Совесть?

Бубнов: На что совесть? Я - не богатый.

Пепел: Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести. "


Понятия чести и совести, по мнению обитателей ночлежки - это то, что должно быть только у богатых. Никто из участников диалога не говорит, что чести и совести не существует. Эти люди признают лишь, что им лично "честь-совесть" - ни к чему. Они, по их же собственному мнению, находятся на таком низком уровне, что это как бы освобождает их от необходимости подчиняться нравственным законам. Нельзя сказать, что им нравится их жизнь. Некоторые из ночлежников, например, Клещ, признают, что их жизнь - это мучение. Но этот самый Клещ ничего не пытается сделать, чтобы её изменить. Он даже не пытается подняться с ночлежного "дна". Даже мысли его и мечтания - здесь же, на дне жизни. Он мечтает не возвыситься, а опустить на дно других, чтобы "все мучились", потому что тогда ему будет "не обидно":


"Наташа: А кому - хорошо жить? Всем плохо. я вижу.

Клещ (до этой поры неподвижный и безучастный - вдруг вскакивает): Всем? Врешь! Не всем! Кабы - всем. пускай! Тогда - не обидно. да!"


Безучастного Клеща расшевелила лишь одна перспектива: "Все бы мучились - и мне было бы легче". В Клеще говорит зависть - бесплодное чувство, которое прежде всего вредит самому человеку. Ведь для того, чтобы вырваться из ночлежки, нужно предпринимать какие-то активные действия, например, снова начать работать, но Клещ по всей видимости ничего не хочет менять, хочет лишь согреваться сознанием, что другим стало так же плохо, как и ему.

Практически каждый обитатель ночлежки завидует кому-то: не только богатым и успешным, но даже тем, кому чуточку лучше, чем им. И даже тем, кому не лучше, но кто с меньшей злобой и большим смирением относится к своей жизни в ночлежке. Смирение приносит в душу покой и равновесие - вот как раз этому равновесию и завидуют те, кто кипят разрушающей душу злобой.

Каждый ночлежник считает свою жизнь ужасной, но, самое парадоксальное, они ничего не хотят менять. Наверное, главная причина этого нежелания состоит в том, что человеку, для того, чтобы измениться, надо начать что-то делать, а как раз делать эти люди ничего и не хотят. Им проще завидовать, желать другим мучений, оправдывать своё собственное бездействие воспитанием, или природной ленью. Так один из героев, Пепел, ещё достаточно молодой человек, которому всего 28 лет, заявляет, что его "сызмалетства" только вором и называли, и поэтому он действительно сделался вором. Другой, 45-летний Бубнов, оправдывается, почему он не может работать:


"Злющий запой! Как начну я заливать - весь пропьюсь, одна кожа остается. И еще - ленив я. Страсть как работать не люблю. "


И это в его глазах является вполне уважительной причиной к бездействию.

Ещё один персонаж, сорокалетний Сатин, в оправдание своей ненависти ко всему миру произносит такую речь:


"А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому. "


"Ничего и никому"! Но что именно не желает прощать персонаж? То, что он не смог наладить свою жизнь? То, что он жульничает в карты и его за это бьют? Или то, что он - пропойца, не хочет совладать с собственной ленью, предпочитая злиться и завидовать?

О схожем чувстве, когда человек обвиняет других людей в своих собственных ошибках, и обвиняет так, что не прощает всему человечеству, не прощает тем, кто хоть чуточку лучше его, говорил не только Горький. У Леонида Леонова в произведении "Барсуки" есть интересный эпизод: живут в бедной семье два брата-мальчишки. Родители привозят их в город и устраивают на подработки к более богатому родственнику. Однажды зимой хозяин посылает одного из мальчиков за уксусной кислотой. Когда мальчик возвращается и везёт на саночках бутыль, он ухитряется зазеваться на что-то, споткнуться - и разбить стеклянную тару. Испугавшись, мальчишка начинает собирать осколки, ранит и обжигает кислотой руки. Хозяин приходит в ужас от того, что произошло, и ругает ребёнка не за то, что он разбил бутыль, а за то, что разбив, полез в неё руками. Проходит несколько лет. Этот самый мальчишка взрослеет, подаётся в революционеры, становится коммунистом и комиссаром. И этот взрослый человек встретившись со своим братом, потрясает обожжёнными по своей же глупости руками и заявляет: "Этого прощать нельзя!" Он посвящает свою жизнь уничтожению тех, кто по его мнению, живёт чуточку лучше и немножко богаче, чем жил он сам. Его позиция очень похожа на позицию обитателей горьковской ночлежки, с той лишь разницей, что комиссар выбирает активные действия и начинает разорять других, а не просто сидит и сетует как Сатин, или Клещ, что если бы всем было плохо - тогда ему было бы легче.

Ненависть к тем, кто богаче, или успешнее - черта, присущая, к сожалению, многим людям. Горький в своей пьесе ничуть не грешит против истины, он просто собирает подобных персонажей, ненавидящих тех, кто успешнее, предпочитающих завидовать, но ничего не делать, в одном убогом подвале. Кажется, что из этой среды уже нет возврата к нормальной жизни. Они "варятся" в собственной ненависти, злобе, лени и зависти. Можно ли их вытащить из этого подвала? И вот тут мы подходим к одному очень примечательному моменту, о котором необходимо упомянуть, прежде чем возвращаться к разговору о старце Луке.

Принято говорить, что Лука только зря обнадёживает и напрасно пытается утешить других. Сам Горький заявлял: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский".

На мой личный взгляд, господин Горький не прав в самой постановке вопроса. Можно ли сравнивать истину и сострадание? А что вообще есть истина? В философии наиболее простым объяснением категории "истина" является следующее изречение: "Истина - это цель, к которой устремлено познание". По другому мнению, истина - это "результат совпадения восприятий большинства". С точки зрения верующего христианина истина - это Бог, только Бог - совершенен, только Он ведает всё обо всём, а значит, является Истиной. А человек всегда судит со своей субъективной точки зрения, и истина у различных людей может оказаться совершенно разная. Иными словами, каждый человек понимает истину по-своему, и обитатели горьковской ночлежки тоже могут иметь свою "истину", далёкую от понимания истины самим Горьким.

Сострадание - категория, которую можно выразить более однозначно, потому что это - умение увидеть и прочувствовать боль другого человека. Без сострадания человек перестанет быть человеком. Он останется равнодушен и бесчувственен к чужой боли, к чужим проблемам. Он станет как раз таким, каково большинство обитателей горьковской ночлежки. Им-то всё равно до чужой боли, они предпочитают смеяться над чужими чувствами и страданием, и жалеют только самих себя. Да и себя-то они именно жалеют, потому что сострадание и сочувствие может подвигнуть человека на то, чтобы попытаться что-то сделать, изменить к лучшему, а жалость - чувство бесплодное. Сидит тот же Клещ и жалеет себя родимого, и с места не сдвигается не только ради умирающей жены, но даже ради самого же себя.

Несмотря на слова Горького о том, что он прорабатывает проблему, что правильнее - истина или сострадание, через его персонажей в пьесе говорится совсем о другом. Персонажи Горького, общаясь между собой, откликаясь на слова и действия старца Луки, показывают зрителю, что если сам человек не хочет ничего менять, ему никто не поможет, какие бы правильные слова не звучали из уст доброжелателя и сочувствующего. Каждое слово старца Луки - правда. В его словах нет и доли лжи, несмотря на то, что многие критики называют его "лукавым". Просто слова Луки падают "на каменистую почву", неспособную дать пищу для всходов. Любой из людей ночлежки мог бы последовать совету Луки, но не захотел. Не "не смог", а именно "не захотел". Они предпочитают только злобно переругиваться, возмущаться, или изображать из себя циников, но продолжать напиваться и проклинать свою жизнь вместо того, чтобы хоть как-то попытаться её изменить. И даже полицейский Медведев, связавшись с этой компанией, запивает и отправляется в закономерную отставку. Хотя казалось бы, у него есть хоть небольшая, но власть, какое-никакое, но жалование, и он мог бы свою жизнь построить по другому.

Бесполезно пенять на Луку, или на богатых, или даже на то, что "вором родился", ссылаться на воспитание или "среду", в которой вырос. Безусловно, воспитание и среда закладывают в человеке многое, но у него остаётся свой собственный разум, и с годами копится жизненный опыт, поэтому сам человек в состоянии изменить себя, оторваться от "среды" и добиться чего-то большего, чем у него есть. Лишь бы было желание, ибо без желания, конечно же, ничего добиться нельзя. Ломоносов родился в семье моряка, а сделался учёным. Отец Ломоносова, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". И тем не менее, сам Ломоносов стал одной из ярчайших фигур своего времени.

Лука говорит правильные вещи, пытаясь расшевелить "пьяное царство" и хоть кого-то подвигнуть на попытку изменить свою жизнь. "Человек всё может - лишь бы захотел", - говорит Горький устами своего персонажа. Да, это так. Но к сожалению, слова Луки, правдивые и сострадательные, не могут ничего изменить. Те люди, с которыми разговаривает Лука, уже настолько закостенели в своих пороках, что попросту не желают поддаваться чьим бы то ни было увещеваниям. А если человек не хочет - тут конечно же ему ничем не помочь. Если не имеет желания жить лучше - можно убиться самому, но не сдвинуть его с места.

Люди ночлежки сами понимают, что живут неправильно. Кто-то не знает, куда пойти. Кто-то не хочет двигаться с места. Кого-то устраивает его жизнь, и иной ему не надо. Они вполне критичны, потому что как бы низко человек ни пал, все равно внутри него, где-то в подсознании, остается след нравственных законов. Если человек не понимает, что добро, а что зло - он уже не человек. Иное дело, что человек может сознательно выбирать зло, или попросту не желать делать добро даже для себя самого, потому что лично ему лень, тяжело, потому что делать добро, по его мнению, неблагодарное занятие. Ведь если хочешь найти оправдания - их можно отыскать без особого труда.

Прав ли Лука, что пытается призывать этих людей уйти, вырваться из той среды, в которой они находятся? Прав. Говорит ли Лука неправду? Нет, не говорит. Нужна ли надежда, которую Лука пытается вселить в людей из ночлежки? Нужна. Сказано в Евангелии: ". бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10). Так разве не стоит, ради надежды хоть одного человека вернуть к нормальной жизни, "стучаться" и надеяться на то, что отворится сердце его, и он сможет выйти из подвала? Иное дело, что человеку, который сам не желает себя изменить, даже надежда не принесёт пользу. Скорее, он разочаруется и повесится с горя. Виноват ли в подобном исходе горьковский Лука? Нет, не виноват. Потому что призывать к лучшему всё равно надо, а решать, откликнуться ли на этот призыв, или нет - каждый решает сам.

Моя сноха преподает в школе литературу. Недавно им прислали для диктанта отрывок из какой-то статьи. Там старец Лука - настоящий дед Яго или хромой Демьян из "Вечного зова". Он, дескать, хочет приватизировать ночлежку. Ради этого подстроил убийство ее хозяина. Убийцу арестовали, вдову могут привлечь за соучастие, останутся ее сестра да сам Лука, на время исчезнувший. Потом придет и все приберет.
Ежовщина! Даже хуже! "Избави Бог и нас от этаких судей!" Горький, наверно, в гробу перевернулся. А с Вами я согласна. Лука пытался дать людям надежду. Только никто ее не взял.

Увы! Многим людям дороже оставаться в своём болоте, ругать тех, кому лучше, чем им, но не делать попыток ничего изменить.
Спасибо!
С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Таким образом, в драме сталкиваются два философских воззрения на жизнь, каждый из которых так или иначе примиряет человека с действительностью. В первом случае это происходит из-за незнания истины, ложных надежд. Другое же предполагает полное осознание своего положения и борьбу против мироздания.

Автор: Софья Брудкова

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Антитезой является мнение героев на счет того, что нужно человеку: истина или сострадание. На первый взгляд, эти слова — не

Очевидно, авторский оптимизм в том, что даже в нечеловеческих условиях дна бьётся настоящая жизнь, испытываются настоящие чувства, совершаются настоящие трагедии, вынашиваются настоящие мировоззрения. Человеческое неискоренимо и занимает свою высоту даже в условиях, располагающих к низости и безысходному пессимизму.

Сочинение на тему лука и сатин единомышленники или антиподы

Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009)

16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он – пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.

Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.

Но выхода со дна нет! Поэтому прекрасный монолог Сатина не может ничего изменить в жизни обитателей ночлежки. Слова Сатина о правде и величии человека так же, как и ложь Луки, внушают только иллюзию самоценности человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.

Слова Сатина о человеке – это конечно же позиция автора, его личные мысли и чаяния. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.

Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.

По убеждению Луки человек живёт“для лучшего”.
Значит, следует укрепить надежду на спасение,
поддержать его мечту.
Лука занимает в пьесе позицию утешителя.
Однако сострадание и утешение Лука выражает в
своеобразной форме.
Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни,
ибо она слишком сурова, тяжела, как“обух”,
он хочет приукрасить существование, привнести в сказку,
красивый обман, “золотой сон”.
Для Луки все люди эгоистичны, жалки, никчемны,
и они в своей жизни нуждаются лишь только в утешении.
Роль Луки как раз и есть роль утешителя для всех
обитателей ночлежки.
Для самого Луки существует огромное количество истин,
столько, сколько людей на свете:
"во что веришь, то и есть".
Получается, что под маской утешения и веры он сеет среди
обитателей ночлежки неверие, отчаяние.
Проповедуя веру в человека, он дарит героям пьесы
надежду лишь на короткое время, вслед за тем наступает
горькое разочарование.
Это происходит потому, что втайне старец убежден,
что реальное положение человека изменить нельзя.

Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “,
что правда связана с представлением о человеке,
что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”).
Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов
и хозяев”,но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона.
Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к
внутренним возможностям человека; он верит в людей
сильных, смелых, гордых.
Сатин отражает позицию автора, направляет
свои реплики и против бесперспективной философии
Бубнова, и против утешительства Луки.
По мнению Сатина, в людях заложена потребность
творчества, способность к творчеству.
Имеется в виду не только художник, поэт - а простой,
рядовой человек, трудящийся человек,
"заурядный" человек, такой, как столяр или сапожник. "
Сатин утверждает, что не стоит унижать человека
жалостью к нему, его нужно просто уважать.
Для Сатина человек "это не ты, не я, не они. нет!
Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном!
Этот — огромно. Чело-век. Это звучит. гордо!
Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.
уважать надо!".
Он действительно протестует против вымысла и
неправды жизни, он умен, и яснее видит реальное положение
многих вещей.
Ему свойственно чувство человеческого достоинства.
Но одновременно с этим Сатин еще и скептик и
индивидуалист.
Он не способен к труду, и его протест против паразитов
не заходит дальше простого бунтарства в словах.
Главный призыв Сатина сводиться к ничегонеделанию.
Одному из героев пьесы слесарю Клещу, который мечтает
найти работу и купить себе наконец-то слесарный инструмент,
Сатин советует:". ничего не делай!
Просто-обременяй землю!".
Мечтает создать собственную философию и
преподнести её людям.

О Бароне сказано немного.
Вся его жизнь состоит из воспоминаний прелестей
прошлой жизни.
Главная мечта - вернуть прошлое положение и
стать вновь состоятельным господином.

Бубнов
Утверждает, что человек не может изменить свою
судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно.
Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие
хороших качеств.
Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая
его негативное отношение к миру.
"Все люди на земле лишние".-заявляет он в противовес
Луке и Сатину.

Актер
На дно опустился из-за постоянного пьянства.
Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу
и выбраться из социальной ямы.
Верит в утешительную ложь Луки.
Повесился.

Самым жалким и трагичным персонажем
является Анна.
Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем.
Она полностью смирилась с окружающей
действительностью, уповая лишь на счастье
в загробном мире.
В этой вере её укрепляет Лука.

Лука, когда был маленьким, рос забитым и угрюмым. Он рано лишился мать и воспитывался отцом, который каждый день проводил в кабаке, и Лукушку туда же таскал. Так Лука приноровился пить "горькую", благо она стоила 2 копейки--ведро. И когда он окончил 1.2 класса в церковноприходской школе, то пошёл в подмастерье к сапожнику Ефиму одноглазому. Тот научил его ещё и матькаться, и курить табак. Мало доставалось Луке копеек от этой работы и он взялся коров пасти, там давали 2 рубля в месяц. А ещё ему давали кринку молока каждый день и 2-е картовки, так что Лука стал жить припеваючи. Но настала Революция и Луку забрали бить Наполеона на Халкин-Гол. Там он вступил в партию к Колчаку и надел красные штаны, а на шею повешал гранату. Когда война кончилась, он приехал в свой городок и запил "вчёрную". Бабы его не интересовали, только сцобачка одна всё бегала за ним, по имени "Волчёк" и просила хлебушек. А откуда он у него будет, если сам не жрамши и вечно пьяный. Но собачго был не такой, он не бросал хозяина и всё время лез соловаться-лизаться. А Луке это надоело и тот пошёл его топить, мол де, какая польза от тебя и так жизть окаянная, и никакого спасу нет, хоть собакой вой и не отсвечивай. Так постепенно Лука опустился на дно, а выбраться уже не было никаких сил и желания: никто его не ждал, никому он нужен не был. Волчёк хоть был, сволочь и то бы ладно, но утопил, паразит, а щас слёзы льёт, да матерится всё время. Когда Сусанин повёл польских шляхов через болото, Лука напросился с ним, дескать, со мной будет вернее. Ладно, пошли они, аккурат на Пасху, птички уже поют, гнездышки вьют, а Луке не до радости, всё думы разные одолевают, да коровы мерещатся под каждым кустом. Забоялся Лука, что его пан Цыбульский застрелит и сбёг поутру. А куда бежать, не знат, ой-ёёёё. бегал-бегал по болоту, да и провалился в омут, а там русалки жили, они его и утащили на дно. А чё там дальше было--никто не знает, может уже и съели его.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи лжи, старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Сочинение про Луку

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек. Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием.

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.

На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.

Мир персонажей в произведениях А. П. Чехова – это подробное знакомство с внешностью, социальным статусом, поведением, судьбой и родственными связями каждого.

Читайте также: