Обучающее сочинение по пословице 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТИПОВ СОЧИНЕНИЙ

В последнее время наряду с традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся, сочинения на литературные темы, сочинения-миниатюры, сочинения по репродукциям картин, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, по иллюстрациям и др.) учителя все чаще используют в своей работе сочинения по пословице, сочинения-мозаики, сочинения-поздравления и др.

Предлагаю описание хода урока по подготовке к сочинению по пословице.

Тема. Сочинение по пословице

Цели урока. Сообщить сведения о пословице; познакомить с творчеством В. И. Даля; формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление; обогатить словарный запас; развивать устную и письменную речь.

Оборудование. Портреты В. И. Даля, Л. Н. Толстого; карточки с текстами.

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.

У. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения, потренируемся в его написании.

Подготовительная беседа.

У. Прочитайте запись на доске.

У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?

Д. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит, либо хвалит, либо ругает вас.

У. Правильно, ребята, в каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.

Прочитайте пословицы, записанные на доске, и попробуйте объяснить их смысл.

Повторение - мать учения.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дети выполняют задание.

Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и др.

Рассказ о творчестве В. И. Даля.

V. Знакомство с новым материалом.

У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.

Детям раздаются карточки с текстам

Худо тому, кто добра не делает никому.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

-Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

- А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно? (К. Д. Ушинский)

Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом - скучает.
Мать спрашивала:

-Отчего ты скучаешь?

-Глупой птице свой дом не мил. (Л. Н. Толстой)

Как глядишь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на деревню сбоку. Он сказал:
- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так
и видишь. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся вслух зачитывают рассказы.

У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы конкретным примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ?

Д. Худо тому, кто добра не делает никому.

Видите как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным увлечением писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Ребята а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

VII Устное составление рассказа и плана сочинения.

У. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. На доске.

Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Д. Если есть какое-то дело, задание, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделанным.

У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то Вдруг вы кому-то что-то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, в магазин за хлебом - потом?

Д. Лодыри и лентяи.

У. Значит о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?

У. Кто это, мальчик или девочка?

У. Итак главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можете придумать своему герою имя и фамилию.

О чем будет ваша история?

Д. О том как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.

У Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.

Пункты плана в ходе разбора записываются на доске.

Как начнем эту часть?

С одним мальчиком (девочкой) приключилась такая история.

У. О чем напишем в основной части?

Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.

У. Как назовем вторую часть?

Д. Лень победила.

У. Чем закончим сочинение?

Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.

У. В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать. Можете написать, чему учит эта история.

VIII. Написание сочинения.

У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы. Итак, желаю вам успехов.

Написание текстов-рассуждений чаще представляет собой смешанный тип текста - рассуждение и повествование (в основной части повествуется о какой-то истории для доказательства).

К примеру, вот какое сочинение по пословице написала Мария К.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Жили когда-то два брата-близнеца. Они были, как две капли воды, похожи друг на друга, но характер у них был совсем разный. Их звали Коля и Кирилл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество — самый древний вид искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, прошедшая через века. Наши предки хотели передать свои знания, опыт, навыки нам, пришедшим в этот мир, чтобы мы стали добрыми и умными, справедливыми и хорошими. Они запечатлели в пословицах и поговорках свои принципы и взгляды на жизнь.


Например, замечательная пословица: “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много, неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем опорой их и радостью?

Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного в наследство предыдущим поколениями. Нужно каждую минуту учебного времени в классе проводить с пользой, закреплять полученные знания, множить умения и навыки, переданные нам в наследство. Но в детстве хочется бегать и играть, смотреть телевизор и слушать музыку. На это тоже хватит времени, если научиться рационально его использовать. Чем интенсивнее ты работаешь, тем радостнее отдыхать. Если же жизнь станет вечным праздником, она быстро надоест. Учеба тоже может стать удовольствием, если осознаешь ее необходимость и пользу. А поможет в этом пословица: “Делу время, потехе час”.

5. Знакомство с пословицами.

“Делу время, потехе час”

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

"Кончил дело — гуляй смело".

6. Словарная работа.

- объясните значения непонятных слов.

7. Самостоятельная работа учащихся

Памятка.

1) Выбери пословицу, которая тебе больше всего по душе и содержание которой ты хорошо понимаешь.

2) Вспомни ситуации, в которых возможно использование этой пословицы.

3) Придумай вступление, основную часть и вывод.

4) Напиши произведение на черновике, хорошо проверь его.

5) Перепиши опрятно произведение в тетрадь, придерживаясь орфографических и пунктуационных правил, точного словоупотребления.

6) Заголовком произведения будут выбраны пословицы. Оно должны прозвучать во вступлении или в выводе.

8. Составление произведений на черновиках.

9. Зачитывание произведений. Комментарии, замечания учителя.

Эта презентация для учеников 4 класса к уроку развития речи (русский язык). В презентации предложены темы сочинений по пословице и пути раскрытия выбранной темы. Учащиеся учатся выделять основную мысль текста из предлозенных рассказов и стихов русских поэтов. Основная мысль формулируется в виде пословицы. В результате учащиеся создают собственное сочинение - повествование на выбранную тему.



Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

1

Презентация содержит сканированный материал. Я бы сказала - небрежно сканированный (криво - косо). Извините, но работа совсем не впечатляет. Отсутствует конспект самого урока.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Сочинение по пословице

№ слайда 1

Сочинение по пословице

ПОСЛОВИЦА- краткое, народное изречение с поучительным смыслом. Кто любит трудить

№ слайда 2

ПОСЛОВИЦА- краткое, народное изречение с поучительным смыслом. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Лениться да гулять – добра не видать. Что посеешь, то и пожнёшь.

Не будет скуки, если заняты руки.

№ слайда 3

Не будет скуки, если заняты руки.

Расположи дни недели по порядку. вторник,суббота,четверг,понедельник, воскресень

№ слайда 4

Расположи дни недели по порядку. вторник,суббота,четверг,понедельник, воскресенье,среда,пятница. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Сашин выходной Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил теле- визор. Мам

№ слайда 5

Сашин выходной Было воскресенье. На улице шёл дождь. Папа чинил теле- визор. Мама шила платье. А Саше что делать? ………………………………………. ………………………………………. ………………………………………. ………………………………………. Скучен день до вечера, если делать нечего. Вводная Основная Заключи- тельная

Мог бы ,но но потом убирать игрушки не хочется

№ слайда 6

Мог бы ,но но потом убирать игрушки не хочется

Решил , да книжку не нашел.

№ слайда 7

Решил , да книжку не нашел.

подклеить учебники. А это и потом сделать можно. порисовать? Рисунки плохие полу

№ слайда 8

подклеить учебники. А это и потом сделать можно. порисовать? Рисунки плохие получаются.

Пиши отдельно! не нашёл не хочется не сумел

№ слайда 9

Пиши отдельно! не нашёл не хочется не сумел

Молодцы!

№ слайда 10

Читайте также: