Образы и мотивы стихотворения бесы и романа капитанская дочка глава вожатый сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Описания природы в пушкинской прозе так же ординарны и кратки, как и описания внешности, семейней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести Капитанская дочка: Вокруг меня простирались грустные пустыни, пересеченные буграми и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось. Иной пейзаж еще более краток: Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на неоглядной степи.

Главной пейзаж повести картина бурана: Ямщик поскакал; но все посматривал на восток. Лошадки бегали дружно. Ветер меж тем час от часу становился посильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и равномерно охватывала небо. Пошел маленький снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение черное небо смешалось со снежным морем. Все пропало. Ну, барин, заорал ямщик, беда: буран. Я выглянул из кибитки: все было сумрак и вихорь.

Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие действия и роль в их основного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран символ пугачевской вольницы. Мгла, вихрь, мутное кружение вьюги напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души человеческие зачастую находятся во сумраке, где невероятно различить добросердечно и злобно, превосходное и дурное.

Отличительно, что сходственный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении Бесы. Там в бесконечном кружении вьюги герой внезапно замечает дьяволов. В Капитанской дочке из вьюги так же нежданно возникает Пугачев. Таким образом, Пушкин теснее в этом пейзаже заявляет о собственном отношении к описанным историческим событиям.

Образ Пугачева в поэме, непременно, многозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но жить убийством и разбоем означает клевать мертвечину. А стаи злодеев Пугачева злодействуют всюду, разоряют селения, крепости, самовластно наказывают и милуют. Не приведи Бог созидать русский мятеж нелепый и нещадный. Те, которые умышляют у нас невероятные перевороты, либо молоды и не знают нашего народа, либо уж люди жестокосердечные, коим чужая головушка полушка, да и своя шея копейка, писал Пушкин.

Стихотворение "Бесы" А. С. Пушкина явилось результатом трагических коллизий в духовной и творческой жизни поэта. Этим стихотворением, написанным 6 сентября 1830 года, одним из самых мрачных среди всей лирики Пушкина, начиналась первая Болдинская осень - три месяца, почти неправдоподобные по размаху вдохновения и творческим результатам. "Скажу тебе (за тайну), - отмечал поэт в письме П.А.Плетневу 9 декабря 1830 года, - что я в Болдине писал, как давно уже не писал. ".
Представляется необходимым проследить путь, приведший Пушкина к созданию этого лирического шедевра. Вместе с тем интересно осмыслить, как поэт в своем творчестве пытается преодолеть мрачный взгляд на жизнь, а следовательно, - как в личной судьбе переживает страшный духовный кризис.
В 30-е годы общество приходит к трагедийному ощущению истории, понимание прогресса становится все более пессимистичным. "Реализм "промышленного" века оборачивался фантастикой и абсурдом, в железном марше его слышалась призрачность, зыбкая поступь фантомов". Разделял такую мрачную оценку современного общества и Пушкин.
Еще середина 20-х годов становится для поэта временем переосмыслений и переоценок. В "Разговоре книгопродавца с поэтом", написанном в 1824 году, читаем: "Наш век - торгаш", "В сей век железный. В письмах Пушкина, написанных спустя несколько лет, звучит странная и тоскливая интонация: "Что "Газета" наша. - спрашивает он у Плетнева в 1831 году о "Литературной газете". - Под конец она была очень вяла; иначе быть нельзя: в ней отражается русская литература". "Грустно, тоска, - пишет он несколько дней спустя о кончине Дельвига. - Вот первая смерть, мною оплаканная. Нечего делать! согласимся. Покойник Дельвиг. Быть так…".
Тяжело было Пушкину осознать и принять ту ситуацию, в которой находилась литература. В письме М.Н. Погодину 11 июля 1832 года находим: "Варварство нашей литературной торговли меня бесит" . Из заметок 183З года: "Критикою у нас большею частию занимаются журналисты, то есть люди, хорошо понимающие свое дело, но не только не критики, но даже и не литераторы". "Было время, - пишет поэт в 1834 году, - литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок. ". В письме М.Н.Погодину 18З2 года Пушкин довольно резко отзывается о читателях: "Угождать публике я не намерен. ибо Христос запретил метать бисер перед публикой" (ср.: в Библии - перед свиньями).
Многое в жизни было противоестественным, но этот ход событий приходилось принимать. "Надежды славы и добра" не сбывались. Пушкин испытывает голод общения и духовное одиночество. Мир представляется темной клеткой, где нет просвета. Образы ущелья, темноты, тюрьмы возникают в стихотворении "Страшно и скучно", написанном в 1829 году. Поэт ощущает, что в "тишине" над его головою собираются тучи, что приближается беда. Все это мы находим в "Предчувствии" 1828 года.
Стихотворение "Бесы", подготовлявшееся всем ходом духовного развития Пушкина конца 20-х годов, выражало не только сомнения и поиски столь трудной истины, но и известный итог этих размышлений и поисков.
Когда Пушкин приехал в Болдино, далеко позади осталось все, что мучило и терзало его в годы после ссылки; скрылось за горизонтом все, что с болью и горечь заставляло спрашивать." "Жизнь, зачем ты мне дана? . " - холодная, надменная, равнодушная. Лишь в Болдине поэт ощущал себя царем, чувствовал себя свободным. Эта свобода обеспечивалась 14-ю карантинами (была эпидемия холеры), которые преграждали путь к Москве и отделяли от "отеческих" попечений Бенкендорфа, от назойливого любопытства посторонних людей, запутанных сердечных привязанностей, пустоты светских развлечений.
Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг наибольшего расцвета.
Исследование материалов о творчестве Пушкина болдинского периода 1830 года наводит на интересные размышления.
В письме Плетневу из Болдина Пушкин отождествляет бушующую вокруг эпидемию холеры с чертом: "того и гляди, что забежит он и в Болдино и всех нас перекусает. ". Если принять во внимание слова Пушкина о его приятеле - стихотворце ("Когда находила на него такая дрянь, - так Пушкин назвал вдохновение, - то он запирался в своей комнате и писал. до петухов, /нечисть, по народным поверьям, исчезает, когда запоют петухи, - Л.Л./ . Приятель мой уверял меня, что он только тогда и знал истинное счастье" .), то можно сделать вывод, что Пушкин допускает существование некоей силы и возможность ее влияния на творческий процесс. Вновь обратимся к "Разговору книгопродавца с поэтом". Перед нами - ярчайшая картина творческой деятельности поэта, но как она создается! "Какой-то демон" контролирует мысли и чувства поэта, вдохновенье поэт называет недугом, под "дивное шептанье" демона у него рождаются стихи.
В.Непомнящий, много работавший с черновиками "Бесов", пишет: "Черновики стихотворения поражают воображение зрелищем борьбы с трагическим мотивом, стремящимся выразить себя. Потрясает то, как в процессе писания стихи стремятся стать иными, чем были замыслены сначала".
К счастью, темные силы (черт, холера) не стали "кусать" поэта, как можно было бы ожидать, а "повелели" ему писать. Вслед за Д.Д. Благим можно увидеть, что творчество здесь предстает как "одержимость", болезненный бред, "недуг"; поэт - лишь посредник, воспринимающий нашептывание некой силы. Может быть, таким образом возможно объяснить огромное количество произведений, созданных Пушкиным в Болдине? Однако тайна творческой деятельности поэта не поддается до конца рациональному определению. Гений Пушкина "созерцается нами как некое чудо, творческое откровение, которое содержит в себе нечто новое, оригинальное и потому недоступное рациональной рефлексии".
Каждое художественное произведение при всей его самостоятельности связано со многими другими перекличкой мыслей, чувств, художественными ассоциациями. Так и стихотворение "Бесы" соприкасается с целым рядом пушкинских произведений, объединенных общей темой русской зимы; в них прослеживается не только общность мотивов, но и схожие образы, порой даже прямые реминисценции. Сюжетную роль в цикле играет тема дороги. Сначала - метафорическая дорога в "Телеге жизни" (1823г.). Затем развитие идет от "путника запоздалого" в "Зимнем вечере" (1825 г.) до большой, тряской, нескончаемой дороги в "Дорожных жалобах" (1829 г.); от кружащегося снега, глухой пустоты, скучного, утомительного звона колокольчика в "Зимней дороге" (1826 г.) до вьюги, мрачных туч, а также - до задорного путешествия по родным местам в "Зимнем утре" (1829г.).
Тема дороги у поэта всегда связана с темой конечной цели - дома, прибежища, очага и покоя (везде встречаем камин или печь, тепло). Присутствует здесь и тема женщины - хранительницы домашнего очага, источника и предмета любви. И непременно - образ родины, ее природы, ее песен, поэзии и прозы ее жизни.
Зима предстает как некая "специфически национальная черта русской природы", она находится в гармонии с русским национальным характером. Все "зимние" стихотворения Пушкина отличаются ярко выраженным национально-русским колоритом.
Всеми своими темами цикл устремляется к "Бесам". Здесь дорога приводит к похоронному пению духов, сменившему русские песни няни и ямщика. Есть здесь и путник, но нет окошка, куда можно было бы постучать: "Хоть убей, следа не видно. " .
"Бесы" - стихотворение многоплановое. На первом плане - реально-бытовая картина: путник, застигнутый метелью в "чистом поле", его грустно-тревожные думы и чувства. Перед читателем возникает образ русской зимы с ее грозной метелью и тревогами путешествия по летучим снегам, по занесенным дорогам. Подчеркивается характерно русские черты быта и жизни - тут и ямщик со своей речью, своей оценкой событий, и звенящий под дугой колокольчик, и дорожные верстовые столбы. Точные слова, передающие чувства путника и рисующие картины зимней вьюги, обретают и символическую значимость. "Бесы" с их гармоническим построением (первые четыре стиха равномерно, через каждые две строфы, проходящие через все стихотворение; многочисленные словесные повторы, создающие особую музыкальную атмосферу; предельно динамические ритмы; четырехстопный хорей) представляют превосходный образец поэзии, которая сама по себе является музыкой. Стихотворение захватывает и поэзией мысли, мысли выстраданной, напряженной, ищущей. "Бесы"; имеют сюжет, развитие которого как бы делит рассказ о путешествии на три части. В первой, относительно спокойной, смысловое ударение падает на слова "еду, еду". Во второй части возникают и осложняют движение кибитки препятствия, бытовой рассказ о зимнем путешествии приобретает философский, символический смысл, усиливается тревога. Кульминацией рассказа здесь является: "Кони стали!". Человек оказывается бессильным перед лицом стихии, ему не совладать с ее слепой и жестокой силой. На первый план выдвигаются "кони". Третья часть дает разрешение конфликта: "Кони снова понеслися! ". Символика и здесь удваивает смысл, дает бытовое и философское решение ситуации: "путник и метель".
"Бесы" сложились в условиях последекабрьского тупика. "Русская зима, которая обернулась непроглядной вьюгой, занесла не только все пути, но и все следы к ним". Отсюда тема безвыходности, которая пронизывает все стихотворение. В нем "мрачное, безотрадное созерцание получает своего рода космический размах, приобретает характер некоего всеохватывающего философского символа. Все сущее предстает как некий вихрь мировой бессмыслицы" .
Сами злые духи, сбивающие с пути проезжающих, не рады успеху своей бесовской игры. Кружащиеся в "беспредельной вышине", уносимые этим вихрем неизвестно зачем и куда, они сами "жалобно поют", плачут и страдают. Именно их жалобный визг и вой сообщает концовке стихотворения особые "надрывные" интонации, подобных которым мы не встретим ни в каком другом стихотворении Пушкина.
Первоначальный вариант заглавия стихотворения - "Шалость". Но получилось совсем не то, чего хотелось вначале. Получились стихи об ужасе неизвестности: "Кто их знает? Пень или волк?". Бесы предвещают беду. "Неведомость" и безликость этой беды и есть самое страшное.
Обратимся к "Словарю живого великорусского языка" В.И.Даля: "Бес - злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, черт. Бесовщина - наваждение, бред наяву, видения (ср.: "что там в поле?"), призраки, явления // неистовство всякого рода (ср.: "вьюга злится. плачет"), бешеные, неистовые прогулки (ср.: "закружились бесы разны"). Беситься - гневаться, сердиться, лютить, выходить из себя (ср.: "дует, плюет на меня") // шалить, дурить (ср.: "в поле бес нас водит"),резвиться без меры (ср.: "да кружит по сторонам" ) // сходить с ума, быть больным, одержимым бесом". Налицо глубокое понимание, тонкое чувствование Пушкиным народной поэтики и гениальное воплощение ее в своих произведениях.
На другой день после "Бесов" появилась "Элегия", где отражена попытка поэта преодолеть власть темных сил над своей судьбой. Исследуя и дальше творчество Пушкина, мы увидим, как борьба этих двух мотивов - свободной жизни и подчиненности злому року - перерастет в еще более глобальную коллизию - в борьбу жизни и смерти. Пушкин не хочет умирать; в страданиях и постоянных размышлениях он видит полноту жизни, которая отождествлялась для него со свободой. Его влекло к действию и борьбе, однако: "сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море". Его не покидает уверенность в предстоящих бедствиях. Ощущается усталость от противоречий жизни. Будучи в трагическом, неразрешимом противоречии с самим собою, поэт ищет покоя, мира, убежища от бесов. "Художник, по природе своей страстно современный, в творчестве он стремился найти какую-то область тишины и спокойной несовременности, куда можно было бы удалиться, как в глухую деревню, - убежать, чтобы отдышаться. "Ух! кабы мне удрать на чистый воздух!". Областью "чистого воздуха" стали для него сказки.
Завершив в "Бесах" тему дороги и дома, замкнув первый круг поисков покоя и прибежища, Пушкин немедленно начинает новый круг. И "Бесы" оказались прологом к его сказкам. Первоначальный замысел "Шалости" воскресает в "Сказке о попе и работнике его Балде". Через неделю после надрывавшего сердце стихотворения снова возникают бесы, - но какие! Старый облезлый мужик с рогами, вылезающий из моря, и маленький сопливенький бесенок. "Ярмарочная комедия тяжбы Балды с этой потешной компанией есть пародия трагедии "Бесов", заклятье смехом". В сказке "Золотой петушок" встречаем также "бесовскую" неясность, сочетание непроницаемости тайны с прозаической достоверностью.
Пушкин уходит от своей личной судьбы в эпос, в историю. "Бесы" не остались прологом к сказкам, они приобрели новое обличье и ворвались в исторический роман. Народный бунт, стихия, описанная в "Капитанской дочке", сродни безудержному кружению бесов". Кроме того, в главе "Вожатый" романа "Капитанская дочка" возникают образы, напрямую соотносимые с "Бесами": воющий, словно живой, ветер, мгла, мутное кружение метели, "кони стали. что-то чернеет, . человек или волк?". Здесь та же дорога, кибитка, тот же ямщик с его выразительной речью. В повести "Метель" - та же сюжетная линия, те же образы и те же чувства неизвестности, ужаса. Дорога, тройка, месяц, ямщик, грустные нотки - все это встречается и в стихотворении "В поле. " (1833 г.).
Тема ухода, смерти, появившаяся в "Элегии" в 1830 году, вновь возникает в 1835 году в стихотворении "Странник" "Смерть меня страшит" . Но если в "Элегии" поэт пытается выразить жизнеутверждающее начало, то в "Страннике" он почти уверен в близости своего конца, и это пугает его. Две борющиеся в нем силы - борются и в его стихах. "Невидимо склоняясь и хладея, мы близимся к началу своему. Покамест упивайтесь ею, сей легкой жизнию, друзья!" Продолжение этой мысли отразилось в рукописях: "О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню? - поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические - семья, любовь , религия, смерть" .
Можно без конца "надрываться" в обличениях среды, в которой вращался Пушкин. Но это не объяснит того духовного изнеможения, которое обозначилось у него с З0-х годов.
Земная красота трагична. Мечтая заслониться от унизительной социальной зависимости семейным очагом, он потерял уже и независимость "семейственную". Его уделом было искать денег на туалеты жены и светскую жизнь. Пушкин время от времени порывается выйти в отставку, сбросить цепи, уехать; и когда это случалось, его в деревенском уединении посещало вдохновение. Но это желание неизбежно разбивалось о разного рода препятствия, которые оказались непреодолимыми. Пушкина спасал лишь его чудесный поэтический дар. Пророк ищет себе убежища в поэте. Но "совершилось смещение духовного центра. Равновесие, необходимое для творчества, было утрачено, и эта утрата лишь прикрывалась его железным самообладанием" .
Самая смерть Пушкина, думается, не может быть вменена Дантесу как дело его злой воли. Пушкин сам поставил к барьеру не только другого человека, но и себя самого вместе со своей Музой, со своими друзьями, со своей Россией, со всеми нами.
Вина и причины дуэли обычно ищутся всюду, только минуя самого поэта. Разумеется, светская среда, в которой вращался Пушкин, не соответствовала его духовной личности. Ему суждено было одиночество гения, неизбежный удел подлинного величия. Но, находя лишь в злой воле других причину гибели Пушкина, исследователи, по словам С.Булгакова, не замечают, что тем самым "хулят Пушкина, упраздняют его личность, умаляют его огромную духовную силу. Пушкин достоин того, чтобы самому держать ответ перед Богом и перед людьми за свои поступки. Вершина не уничтожается предгорьями".
Постоянная борьба между жаждой жизни и невозможностью жить вылилась в трагическое и неразрешимое противоречие в самом поэте. Хрупкое равновесие между свободой и подчиненностью, между жизнью и смертью сместилось в сторону последней. Различного рода неудачи, неурядицы, проблемы, обернувшись жестокими и причудливыми ведьмами, чертями, бесами ворвались разноликою гурьбой в жизнь и творчество поэта, стремясь поселить там "неразбериху". Жизненные и духовные силы, жажда жизни - все это до конца, до последнего вздоха боролось со злой, дикой и нелепой "бесовщиной". "Пушкин, в какое-то мгновение, преображенный смертью, превратился в бронзовый памятник славы России" (А.И. Тургенев).
Стихотворение "Бесы" в творчестве Пушкина было не случайным. Оно постепенно рождалось из трагической и возвышенной литературной и жизненной биографии поэта, имея продолжение в темах и образах его дальнейшего творчества и в реальной жизни. Русские философы конца ХIХ - начала ХХ века, обращаясь к Пушкину, постоянно подчеркивали, что судьба поэта – это наша судьба, судьба России. Поэтому можно сказать, что трагическое стихотворение "Бесы" отразило один из кризисных этапов русского общества, жизни всего народа. Необходимо помнить слова С.Булгакова: "Пушкин - наша родина, с ее неисследимой глубиной и неразгаданной тайной, и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творчество А. С. Пушкина 1830-х годов – это особый период.
Катастрофа 14 декабря 1825 года оказалась рубежом в развитии не только русской истории, но и литературного процесса и всей творческой жизни А.С. Пушкина.

В процессе работы мы обратились к исследованиям Д. Д. Благого, Г. П. Макогоненко, Гиллельсона, В. С. Непомнящего, Н. Я. Эйдельмана, А. Г. Гукасовой, Н. К. Гея и других.

Исходя из этого, целью нашего исследования является истолкование образа метели в общефилософской и общечеловеческой проблематике творчества Пушкина 1830-х годов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Познакомиться с литературой по данной теме.

Провести жанровый, сюжетно-композиционный, лингвостилистический и ритмо-звуковой анализ А. С. Пушкина.

Предмет исследования: образ метели в творчестве Пушкина 1830-х годов.

В процессе работы мы обратились к исследованиям Ф.Ф. Благого, Г.П. Макогоненко, Гиллельсона, В.С. Непомнящего, Н.Я. Эйдельмана, А.Г. Гукасова и других.

Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Земли достигнув наконец,
От бурь спасенный провиденьем,
Святой владычице пловец
Свой дар несет с благоговеньем…

[За чем ты бурн ]
[Нас было много на челне]

В обоих стихотворениях говорится о промчавшейся разрушительной грозе:

Недавно черных туч грядой
Свод неба глухо облекался,
Недавно дуб над высотой
В красе надменной величался.

Но ты поднялся, ты взыграл,
Ты прошумел грозой и славой —
И бурны тучи разогнал,
И дуб низвергнул величавый.

Но тут описание бури и грозы завершается образом солнца, играющим большую роль в лирике Пушкина:

Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостно блистает…

Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя

Вихри снега и метель,
Пляску вихрей снеговых,
Вьюга злится, вьюга плачет…

Но в связи с необходимостью реалистически обосновать диалог путника с ямщиком в перебеляемой рукописи появляется сначала:

Едем, едем в чистом поле

И, наконец, окончательно:

Еду, еду в чистом поле.

Нет! Не кто-то! Он сам, от себя, в первом лице!
Перед читателем возникает образ русской зимы с её грозной метелью и тревогами путешествий по летучим снегам, по занесенным дорогам. Русской зима воспринимается нами оттого, что она делается через народно-поэтическое восприятие, что подчеркнуты характерно русские черты быта и жизни: во-первых, это ямщик со своей речью:

… нет мочи,
Хоть убей, следа не видно
(это особенности разговорной речи)
В поле бес нас водит видно…
(в этом характерная русская особенность – суеверность – пугающая, но столь милая русскому сердцу, ставшая неотъемлемой его частью),

Во-вторых, это звенящий под дугой колокольчик:

И дорожные верстовые столбы. Не удивительно, что путнику страшно. Пушкин сначала написал было:

Что-то страшно поневоле,

Но, видимо, неопределенность, создавшаяся в лексическом значении, его не устраивала. У русских нет полутонов. Тут если уж страшно, то непременно мурашки по коже, поэтому он пишет еще проще:

Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин

Кому страшно? То ли путнику, то ли автору, а, может быть, читателю? Эти строки свидетельствуют о «соотнесенности эмоций путника и автора, которая подчеркивается с восклицанием:

Сил нам нет кружится доле…

И особенно последней строкой стихотворения, которая в читательском восприятии связывается с эмоциями самого автора:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.

О дороге, с которой сбился путник, сначала говорится в единственном числе:

Дорогу снегом занесло
Всю дорогу занесло

И, наконец, в окончательном варианте во множественном числе:

Все дороги занесло…

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
…Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

В них неважен ни деятель, ни его действие. Важным оказывается состояние навеянное картиной метели.
Предложения определенно-личные:

Мчатся тучи, вьются тучи
М-ч-т-е т-ч в-т-с- т-ч.

Еду, еду в чистом поле…
Е-у-е-у-в-ч-с-т-м-п-л-е

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам?

Ощущение движения не только в природе, но и в мысли человеческой передано через лексику и ритмическое строение.
Так Пушкин приступил к воплощению сформулированной им философской идеи взаимодействия человека и окружающего мира, обстоятельств, места человека в своем порядке. Он показал, что только пропустив через сознание человека окружающее его, можно попытаться понять мир, его пути (не случайно же главным здесь является мотив человека - дорога). Как считают исследователи, в частности, В. Непомнящий, этим стихотворением завершается тема дороги и дома, связанная с личными переживаниями, безуспешная попытка раз и навсегда решить вопрос о пути России. Это безуспешность видна из стихотворения, которое, на первый взгляд, может показаться собой эстетически замкнутое пространство. Данное стихотворение передало смятение, тревогу, поиск выхода в столкновении человека и природы. Именно это волновало автора в тот момент. И если бы он взял на себя смелость ответить на поставленный вопрос, то родилось бы уже совершенно новое произведение.

(сон) «Это твой посаженный отец;

Он напуган и сквозь личное беспокойство ощущает тревогу за судьбу России. Ведь не секрет, что, говоря о себе, избранный судьбой гениальный поэт озабочен общечеловеческими проблемами. Происходит осмысление образа, тщательная работа над ним, и вот уже в спокойную жизнь людей врываются стихийные силы, являющиеся символом желанных или неожиданных перемен.

Героям кажется, что они, действуя по законам причудливых сюжетных перипетий, поступают свободно. В реальности жизнь каждого из них обусловлена иной, воистину властной судьбой, о существовании которой они не догадываются. Именно реализм открыл эту силу – социальные обстоятельства жизни человека в столкновении с символически значимой силой природной стихии, судьбы.

Включение Пушкиным человека в общее движение, которое представлено в произведении образом метели (бурана), выражающем и временное (природное явление), историческое (обстоятельства), и вечное (предвидение, угадывание судеб России) есть лишь драма, которая размыкает круг жизни людей, исторически ограниченной. Прощение к вечности дает смысл и содержание кратковременно человеческой жизни, открывает безграничную свободу в постижении и оценке жизни исторической, право суда над историей, определяя меру ценностей, подлинных и мнимых.

В рассмотренных нами произведениях в полной мере проявились эстетические законы Пушкина, его мастерство.

Список литературы

Берковский Н.Я. Статьи о литературе. – М. – Л.; 1962.

Брюсов В.Я. Собрание сочинений в семи томах. – М.; 1975, т.7.

Бурсов В.И. Судьба Пушкина. – Л.; 1986.

Гей Н.К. Проза Пушкина. – М.; Наука, 1989.

Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. – М.; 1962.

Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. – М.; 1973.

Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л.; 1974.

Эйдельман Н.И. Болдинская осень. – М.; 1974.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. – М.; 1987.

Горшков А.И. Книга для внеклассного чтения для учащихся старших классов. – М.; 1993.

Пушкин Бесы анализ

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Стихотворение построено на множестве повторов разных уровней: композиционных, лексиче­ских, звуковых.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивом стихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые две части — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче и состоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекрасно пе­редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку.

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вот — теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком почуяли неладное кони:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По­следняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними.

Мчащиеся тучи оказывают­ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате резко ослабевает реальность и тех, и других:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Сочинение по стихотворению Бесы

Этим автор подчёркивает символичность проблемы путников – она не в погоде, она в бесах. А вьюга безОбразна, безмолвна, разве что звук плача ей присвоен, да и того в реальной, неодушевлённой вьюге не услышишь, её самой будто бы и нет, только страхи заполонили всё пространство и кружат путника и ямщика.

Значение образа бесов, вьюги хорошо прослеживаются, если узнать об истории написания. Но служат ли образами дорога, путник, ямщик, колокольчик, кони или же это способ встретить нас с бесами? Путник в дороге, скорее всего, подразумевает человека на своём жизненном пути. Ямщик проводник между реальным миром и миром потусторонним, он сказал, что бес водит в поле, после чего воображение поэта заполонили образы.

Ямщик в принципе выполняет функцию проводника из одной точки в другую, к тому же, дорожные песни были чуть ли не единственной точкой соприкосновения дворян с фольклором, откуда явились бесы.

Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики.

  • История создания – написано стихотворение в один день, 7 сентября 1830 года, в Болдино, том самом пушкинском имении, где было создано так много его знаменитых произведений. Оно стало первым, написанным в знаменитую Болдинскую осень.
  • Тема – вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.
  • Композиция – симметрично кольцевая, создаваемая повторяющимся четверостишием, которое делит произведение на три части.
  • Жанр – лирическая баллада.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
  • Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
  • Метафоры – “мчатся бесы рой за роем”, “Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне”, “в мутной месяца игре”.

Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.

Стихотворение Пушкина Бесы – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Пушкин прибыл в свое имение 3 сентября и не планировал пробыть там долго, однако его отъезду помешала холера. Стихотворение “Бесы” написано 7 сентября, когда Пушкин еще не знал, что ему придется задержаться. Он был раздражен и встревожен, поскольку упускал свое любимое творческое время – осень.

Известие же о холере, которое пришло позже, не испугало, а обрадовало его. Сама атмосфера опасности очень волновала поэта, и он имел предлог для того, чтобы спокойно творить. Впоследствии именно этот период будет назван знаменитой Болдинской осенью.

Сообщив невесте, что ему придется остаться в Болдино на неопределенный промежуток времени, Пушкин полностью отдается творческому порыву, сделав этот период самым продуктивным в своем творчестве. Но начиналась “Болдинская осень” именно с “Бесов”.

С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.

Композиция

Композиция стихотворения трехчастная, причем сюжет закольцовывается в конце каждой части с помощью повторяющегося фрагмента.

Первая часть – это описание ненастья, которое. по мнению ямщика, вызвано бесом – он кружит путников, желая свести их с дороги в поле. Мистическая составляющая усиливается и во второй части, где и сам путник как будто видит бесов, кружащих вокруг.

Третья часть разъясняет символический смысл произведения: путник не желает иметь ничего общего с бесами, отстраняется от них, точно так же, как и сам Пушкин отстранялся от власть имущих, будучи по праву рождения одним из них. Это главная мысль произведения, которая выражается через переживания лирического героя. Сравнение бесов и дворянства проявляется в последнем восьмистишии особенно явно.

С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.

Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.

Средства выразительности

Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:

Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.

Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.

Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.

Вариант 2

Главная тема стихотворения

Поэта связывали с Михайловским детские воспоминания и два года ссылки, с июля 1825 по сентябрь 1827 года, которые пришлись на пору юношества. Одиночество, удаление от привычного образа жизни были тягостны для Пушкина, хотя и дали ему бесценный опыт творчества, переосмысление жизненных установок, взросление, становление, как личности.

Видя три сосны у дороги, он замечает изменения, произошедшие за годы его отсутствия – в тени их крон растут молодые деревья. Мысли поэта возвращаются в сегодняшний день, ему посвящена вторая часть.

Структурный анализ стихотворения

Произведение строится, как записанные на бумагу в ту минуту, когда возникли, размышления. Ощущению непосредственности происходящего служат многоточия в начале и других местах текста. Как будто бы поэт выхватил мысль из череды других и перенес ее на бумагу.

Строки не имеют рифм, многие слова и образы приближены к разговорным формам. Использование торжественной манеры пятистопного ямба говорит о значимости для поэта мыслей, которые звучат в произведении.

Читайте также: