Образы былинных богатырей в произведениях литературы живописи музыкального искусства сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Образ Алеши Поповича

Алёша Попович — самый молодой из трех богатырей. Существует мнение, что он был также и самым легкомысленным, однако в действительности летописи нам говорят о том, что вместе с тем он был удалым и храбрым героем, хотя и несколько безрассудным. Ему были свойственны такие качества, как находчивость, гибкость ума и сметливость. Тугарин Змей, его главный недруг, так и не смог одолеть юного богатыря, о чем нам говорит русский фольклор. Рождение этого богатыря сопровождалось грохотом грома, а в младенческом возрасте он просил у своей матери пеленать его настоящей кольчугой вместо обычных пеленок. В настоящий момент в точности установить факт существования Алёши Поповича в реальности невозможно, однако скорее всего авторы летописей и былин в качестве прототипа этого героя использовали реально существовавшую личность.

Образ Добрыни Никитича

Зато установить прототип Добрыни Никитича, среднего по возрасту среди богатырской троицы, историкам удалось: как выяснилось, это был близкий родственник и воевода князя Владимира. Этот герой в народном творчестве описывается как доблестный и храбрый воин, целиком преданный своим добрым идеалам и целям. Согласно былинам, Добрыня Никитич находился также и в придворной службе, где отличился немалой ученостью и умом. Богатырь исполнял различные поручения князя и был близок к нему и его семье. Также летописи отмечали его превосходные дипломатические навыки.

Образ богатыря Ильи Муромца

Третий из русских фольклорных героев и самый старший из богатырей — Илья Муромец. Он описывается как доблестный воин, в котором сильнее всего развито чувство преданности и патриотизма по отношению к родному краю. В Киево-Печёрском монастыре, кстати, находится его гробница, поэтому скорее всего это была исторически существовавшая личность. Образ Ильи Муромца воплощает в себе русские народные героические идеалы защитников, борющихся со злом ради благополучия родной земли.
Образы русских богатырей являли собой тогдашние представления о понятиях чести, мужества и силы. Мы считаем, что такие страницы русского фольклора должны всегда оставаться в памяти и сознании народа. Детям следует продолжать изучать наследие своих предков и черпать для себя положительные качества и черты характера древних героев.

Три былинных богатыря. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Картина художника В.М. Васнецова. Образ богатырей в творчестве А.С. Пушкина. Богатырский дух в произведении М.Ю. Лермонтова. Сила духа украинского народа в творчестве Н.В. Гоголя.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.12.2011
Размер файла 36,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цель данного исследования - проследить и доказать, что образ богатырей присущ не только нашим предкам, но и нам, ныне живущим. Из века в век древние сказания о сильных и отважных героях захватывали воображение людей. Не раз переиначенные в угоду времени, эти легенды всё же сохранили героический дух тех времён. Подобные подвиги - душа и сердце всякого героического эпоса, прославляющего идеалы языческих племён Северной Европы, которые, впрочем, оставили заметный след и в христианской традиции. В тесно сплоченных племённых общинах верность своему роду и вождям возводилась в ранг абсолюта, а отвага и боевые искусства почитались как наивысшие доблести. Под влиянием христианства и средневекового феодализма древние сказания претерпели немало изменений, но их героический дух сохранился до наших дней. Запросы воинственной аудитории стали причиной появления образа идеального поэтического героя. Храбрый, смелый, могучий и искусный воин смело бросает вызов судьбе, идя на встречу всё новым опасностям, и в любой момент готов принять смерть в бою. Такова стезя чести, следуя которой герой обретёт немерклую славу в памяти потомков.2[117] Все главные персонажи древнего народного творчества и литературы давно вышли за рамки исторического контекста, став героями всех времён и народов. Отважно бросаясь на встречу опасностям и оказываясь перед выбором, они без страха и упрёка попирают саму смерть, не позволяя ей одержать верх над жизнью. Таких героев и такие поступки мы можем наблюдать в древних источниках, а именно в былинах.

1. Образ богатырей в литературе и народном творчестве

1.1 Былинные богатыри

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Так есть ли правдой всё, что рассказывают былины.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень - озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы.

Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые - археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

«…Сапожки из зелена сафьяна,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту воробей пролети,

Эта находка доказала что в былинах несомненно записана история, правда, а её главные герои и события не вымысел.

Три великих былинных богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - воспеваются как смелые, сильные, могучие. Они всегда придут на помощь людям, которые верили в них. Богатыри спасали всех от нечестии, чудовищ, мрака, бывшего на всей великой Руси, и делали добрые дела. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелый час испытаний дух народа, воспитывали в юношах любовь к родной земле. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум богатырям. У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты. В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы богатырей, а определенных исторических лиц. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.4[55]

Илья Муромец - идеальный образ богатыря, самый любимый геройрусских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца . Он широко распространён в народных сказках и легендах о сидне, известных в фольклоре почти всех стран и народов.

Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца -его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево - Печерского монастыря.

Многочисленные подвиги Ильи Муромца, о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести.3[41] Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич был сыном Древлянского князя, которого казнила княгиня Ольга, за то что Древлянский князь убил её мужа князя Игоря. Княгиня Ольга забрала Добрыню и его родную сестру Малушу в рабство. В последствии сын княгини Ольги Святослав взял Малушу в жены, и она родила ему сына Владимира, который стал Новгородским князем Владимиром - Красно Солнышко. Соответственно Добрыня Никитичь был родным дядей князя Владимира, и всю жизнь Добрыня Никитич служил своему племяннику верой и правдой.

Образ Добрыни Никитича - один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу.

В былине иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том, как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырская природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу:

А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад,

А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети,

Ён стал хватать приправу богатырскую…

Стал Добрыня растеть, матереть,

Не по годам, не по месяцам - по неделюшкам.3[54]

Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:

«Назовемся-ка мы братьями крестовыми,

Обменяемся крестами золочеными:

А как будешь ты мне больший брат,

А как буду я тебе меньший брат,

И мы будем ездить по чисту полю поляковать,

А и биться мы будем друг-то за друга,

Также известный по былинам богатырь Алеша Попович из города Ростова. Алеша Попович - младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса.

1.2 Картина о богатырях художника В.М. Васнецова

В 1871 году Виктор Михайлович Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало знаменитому "богатырскому циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями".

Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович смотрят в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Для образного воплощения любимых народом героев Виктор Михайлович

Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали непререкаемо, непреложно живыми и Илью Муромца "из-под славного города из-под Мурома", и "сына богатого гостя

Рязанского" Добрыню Никитича, и Алешу Поповича, "что из красна-города из Ростова". Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны раскрыты в своем индивидуальном своеобразии.

Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.

Непреоборимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за ''честь и свободу родной земли.

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна.

Очень хорош - в полном и гармоничном сочетании с фигурами богатырей - пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей.

Мельчайшие, написанные с предельным тщанием и археологической достоверностью детали картины - одежда богатырей, их вооружение, убранство коней - подчинены общей идее произведения и, не отвлекая внимания в сторону" археологии", лишь усиливают общее впечатление полнейшей жизненной и исторической правдивости этого подлинно народного полотна.

Таким образом, мы видим, что народ особое внимание уделял физической силе богатырей но прославлял также и нравственный мир этих героев. Почти в каждой былине мы видим, как богатыри защищают простой люд. Воспевается и находчивость богатырей, что говорит об умственных способностях.

2.Образ богатырей в произведениях писателей и поэтов 19 века

2.1 Образ богатырей в творчестве А.С. Пушкина

2.2 Богатырский дух в произведении М. Ю. Лермонтова

Стихотворение Бородино, написанное в январе 1837 года гениальным поэтом М.Ю. Лермонтовым - это отклик души на двадцатипятилетие Бородинской битве1812 год. Это первое в русской поэзии стихотворение, в которой был изображён главный герой отечествен войны - народ. Война в этом стихотворении показана так, как видел её простой русский солдат, рядовой участник великой исторической битвы. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе: « …Да, были люди в наше время,

2.3 Богатырская сила духа украинского народа в произведении Н.В. Гоголя

былинный богатырь творчество

3. Образ богатырей в современной литературе

3.1 Герои Великой Отечественной войны

3.3 Космос и его истинный герой

В 1945 году Гагарины переехали в город Гжатск, переименованный впоследствии в город Гагарин, где Юрий Гагарин продолжил учебу в школе. В 1949 году он на “отлично” закончил 6-й класс и самостоятельно принял решение о своем дальнейшем жизненном пути - уехал в Москву и поступил в Люберецкое ремесленное училище, а параллельно начал учиться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1951 году Гагарин на “отлично” закончил училище и седьмой класс вечерней школы. Учебу решил продолжить в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник.12[57]

По решению Президиума Верховного Совета СССР бронзовый бюст героя установлен в городе Москва.

Космическое исследование - это теперь признано всеми - новый этап не только в развитии науки о Вселенной, но и науки вообще. Это замечательное свидетельство неограниченных возможностей человеческого разума, его власти над силами природы.

Но каких бы успехов ни добились люди, в какие бы немыслимые глубины космоса ни отправлялись, они никогда не забудут тех , кто делал первые шаги в неведомое, кто преодолевал земное притяжение, и рискуя жизнью, изучал, и осваивал космос во имя прогресса.

Ученые относятся к покорителям космоса с особым уважением. Ведь их полёты, их жизнь и работа в межпланетном пространстве венчают многолетний труд сотен научных коллективов, десятков тысяч инженеров, рабочих, создающих космическую технику. И хотя о космонавтах написано немало, каждая новая книга о них всегда желанна и правомерна.

Имя Гагарина во все века будет путеводной звездой для тех, кто своими знаниями, трудом стремится умножить наши успехи в познании и освоении Вселенной.11[10] Ведь Юрий Гагарин истинный первый герой космического пространства - отважный человек.

Его имя можно было бы занести в былинный эпос, где воспевается богатырский дух русского народа.

И ещё об одном страшном событии я не могу не сказать, где полностью проявился героизм нашего народа.

3.4 Великий героизм Ликвидаторов ЧАЭС

Слава Вам, богатыри земли русской .

Именно этими словами хочется закончить мою работу. Я считаю, что я достигла цели, которая была мною поставлена при исследовании этой темы. Таким образом, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшним днём, я проследила нравственные критерии моего народа, опираясь на источники и справочники художественной литературы.

Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.

Она начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Возникает образ богатырской удали и бесстрашия.

Вторая тема вносит в произведение ощущение раздолья русской земли, которую необходимо сохранить и защитить от врагов.

В ней художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.

В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".

Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева. Из материалов к фильму впоследствии получилась кантата.

Презентация на тему: " Образы былинных богатырей в искусстве Группа искусствоведов." — Транскрипт:

1 Образы былинных богатырей в искусстве Группа искусствоведов

6 Русские былинные богатыри сражались с врагами, это были или чудища (многоголовый змей),или злые и коварные люди

8 Есть и такие современные изображения богатырей.

9 Художник Михаил Шемаров из Палеха

17 Богатыри на картине В. Васнецова Илья Муромец самый старший из богатырей. Он напряжённо всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке его висит палица сорока пудов. В другой руке у него щит и копье. Он уже не молод, но ещё очень силён. Конь у него богатырский, чёрной окраски. Стоит конь спокойно и ждёт приказа. По правую руку Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже, а взгляд у него пристальный, решительный. Под ним белый конь ноздри раздувает, видно: чует врага и готов понести своего седока. Алеша Попович – самый младший богатырь. Смотрит он хитро, лукаво. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые (звонкие). Он воин и гусляр. Хитрый, отважный, смелый. Песни петь умеет и воевать умеет.

18 Изображение Ильи Муромца

24 Иллюстрации к былинам о Садко

Читайте также: