Образование чепуха главное талант сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Пьеса "На дне" является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.

В этой статье представлены цитаты из пьесы "На дне" Горького, высказывания и афоризмы таких героев, как Лука, Сатин, Бубнов, Васька Пепел и т.д.

Цитаты Луки

". Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…" (Лука)

" . умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут – всё хуже, а хотят – всё лучше… упрямые. "

". Оно, пожалуй, барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. "

". Сколько это разного народа на земле распоряжается… и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни… и чистоты нет…"

". если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…"

". Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня – добрый, завтра – злой…"

". За что их любить. Любить – живых надо… живых…" (Лука о покойниках)

". Ты – живых опасайся… вот что я скажу…" (Лука о покойниках и живых людях)

". не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело. "

". Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была. "

". Человека приласкать – никогда не вредно…"

". Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. "

". Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто. "

". Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…"

". Кто ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет. "

". Есть – люди, а есть – иные – и человеки…"

". Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. "

". Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте. " (Сатин передает слова Луки)

Цитаты Сатина

". Что такое – правда? Человек – вот правда. " (Сатин о правде)

". Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. " (Сатин о правде и лжи)

". Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо. " (Сатин о человеке)

Цитаты Бубнова

". Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да. " (Бубнов)

". А кто пьян да умен – два угодья в нем…"

". Был честнóй, да позапрошлой весной. "

". Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…"

". Все хотят порядка, да разума нехватка. "

". Это – лучше. Вовремя уйти всегда лучше. "

Цитаты Васьки Пепла

". В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать. " (Васька Пепел)

". Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит. "

Цитаты Актера

". Образование – чепуха, главное – талант А талант – это вера в себя, в свою силу…" (Актер)

". Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего…"

Цитаты других героев

" . У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…" (Барон)

". Мало знать, ты – понимай. " (Наташа)

". Я знаю – человек сам в себе не волен. " (Василиса)

". Не обижай человека – вот закон. " (Татарин)

". Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. " (Медведев)

Это были цитаты из пьесы "На дне" Горького, высказывания и афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Васьки Пепла и других героев.

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “На дне”:

Анализ первого действия драмы А.М. Горького “На дне”

Разделы: Литература

Но вот герои заговорили, и…

-…Я-говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка…(Квашня)

– Кто это бил меня вчера? А за что били? (Сатин)

– Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр)

Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие разные интересы! Экспозиция первого действия – это разноголосый хор героев, которые как будто бы не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то – проблема наказания, для кого-то проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).

Что это? Игра слов? Бессмыслица? Нет, это тот диагноз, который Сатин поставил обществу. Органон – это нарушение всех разумных основ жизни. Значит, не организм Актёра отравлен, а отравлена, извращена жизнь человеческая, жизнь общества.

После спора Сатина и Актёра резко меняется тональность разговора. Послушаем, о чём говорят герои теперь:

-Люблю непонятные, редкие слова…Есть очень хорошие книги и множество любопытных слов… (Сатин)

– Я вот скорняком был…Своё заведение имел…Руки у меня были такие жёлтые – от краски…Я уж думал, что до самой смерти не отмою…А вот они руки…Просто грязные…Да! (Бубнов)

– Образование – чепуха, главное – талант. А талант – это вера в себя, в свою силу. ( Актёр)

-Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать, да! (Сатин)

– Какие они люди? Рвань, золотая рота…Люди! Я – рабочий человек… Мне глядеть на них стыдно…(Клещ)

– У тебя совесть есть? (Пепел)

Опять многоголосый хор, но звучит он совсем иначе, чем раньше.

Исходя из этих представлений о Луке, мы можем говорить о том, что Лука – врачеватель сердец, странник, носитель христианской морали, учитель заблудших душ во многом напоминает Евангелиста Луку.

Однозначно ответить на эти вопросы очень сложно, ведь даже сам драматург порой видел в своём герое святого, порой лжеца, порой утешителя.

Лука уже при первом появлении формулирует несколько основных положений отношения к жизни:

1) – Они бумажки-то все такие – все никуда не годятся.

2) – А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…

3) –И всё гляжу я умнее люди становятся, всё занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят всё – лучше…Упрямые!

4) – А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит!

Вот теперь, размышляя над некоторыми положениями жизненной правды Луки, мы можем приблизиться к моменту истины: в страшной, неправедной жизни есть одна ценность и одна правда, которую нельзя оспорить. Эта правда – сам человек. Лука заявляет об этом при своём появлении.

Прочитано первое действие пьесы. Рассмотрены взаимоотношения героев, личностные характеристики ночлежников, выявлены композиционные особенности этого важного для пьесы действия. Наряду с теми промежуточными выводами, которые мы делали по ходу анализа, вероятно, стоит сделать общий вывод о звучании первого действия.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)

На первый взгляд, он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Лука же намеренно описывается Горьким как неприятный человек. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то всё хорошее, что показано в старце, Горький специально перебивает какой-нибудь одной меткой характеристикой, снижающей этот образ.
Уже в начале Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – сострадание. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и об отношении к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены 1-го акта пьесы М. Горького «На дне). (ЕГЭ по литературе)

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Сбились мы, пути не видно…

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16293


Итак.завязкой конфликта является появление Луки.

Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит.

Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;

создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собст­венной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

II.Обращение к новомуматериалу.

Вступительное слово учителя.

Анализ эпизода – разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода – обязательная составная часть любого школьного сочинения.

– Давайте определим: что же такое эпизод?

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).

Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения – анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?

Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.

Новый постоялец в ночлежке.

Завязка конфликта – появление Луки в ночлежке.

В каждом из героев Лука видит человека.

Философская позиция Луки.

Жизнь Луки – загадка.

Речевая характеристика героя.

Приемы и средства создания образа Луки.

Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.

Проверка опережающего задания.

Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить ци­татный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая – комментирует по пунктам.

Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.

Появление Луки в ночлежке.

Особенности языка героя.

Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, преж­де всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпи­зода из первого действия.

Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредото­ченность.

Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?

(Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)

Как бы вы начали свое сочинение?

Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.

Учитель: И в это время входит Наташа. За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?

Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь.

Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.

Продолжите. – В каждом из ночлежников Лука видит человека.

Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.

Текст стр. 23 Зачитать

И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.

Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ноч­лежки.

Особенности языка героя.

– Привести примеры из текста.

Ученик: А я обратил внимание на построение предложений – реплик героя, на знаки препинания внутри предложений – тире, многоточие. Все это под­черкивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.

Приемы и средства создания образа.

Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво

представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.

или уже спустя время, после разговора довольно длительного.

Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.

Учитель: – Как же мы будем заканчивать сочинение?

Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в цен­тре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинает­ся в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоре­чии с их теперешним социальным положением. Устройство общества та­ково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осве­тил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Дан­ный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем реше­нии основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.

Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми от его сострадания и жалости.

СПАДИЛО.РУ

Тема человека

Религия

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Атеизм

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

Выбор Горького

Пьеса М. Горького имеет много общего с философской драмой: на ее страницах ведутся споры о человеке, о человеческом достоинстве, о том, как надо относиться к людям. Мне хотелось бы остановить свое внимание на жизненной философии трех персонажей: Бубнова, Луки, Сатина.

И всё-таки доброта Луки носит поверхностный характер. Более действенного рецепта, чем утешительная ложь, красивые слова, у Луки нет. Он получает удовлетворение, видя благодарные взгляды тех, кому говорит добрые слова, и этого ему достаточно. Герою не важно, что будет после его ухода. А, между тем, красивая ложь Луки имела последствия: Актёр покончил жизнь самоубийством, Васька Пепел попал в тюрьму. Не оттого ли Лука долго не живёт на одном месте?

Кто же прав в рассуждениях о правде и лжи: Бубнов или Лука? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И правда Бубнова (грубая, циничная, рождённая от зла), и ложь Луки (утешительная, добрая, красивая) унижают людей. И только страстный, пусть даже где-то пафосный, высокопарный монолог Сатина дышит верой и любовью к Человеку.

Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается у обитателей ночлежки в бытовых мелочах. То Квашня остав­ляет умирающей Анне пельмешек, а та отдает их своему мужу.

Сатин говорит о самоцен­ности человеческой личности. Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни.

Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга.

Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности

Что такое человек. Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!

В спор вступает появившийся из ниоткуда Лука — странник, принёсший с собой идею веры в лучшее:

Во что веришь, то и есть, — говорит он Пеплу.

Каждому дарит Лука крупицу веры в лучшее будущее: Анну убеждает, что муки её конечны и скоро настанет избавление от страданий, Актёру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, которые на тот момент уже существовали, Пеплу советует уехать в Сибирь, где можно будет с чистого листа начать новую жизнь, строить семью и счастье. Насте верит, что её любовь не сказка, а быль. Многим его слова кажутся ложью, обманом, но ведь от этих слов, его участия, спокойствия, исходящего от доброго странника, становится всем легче, правда, ненадолго. Но надо задействовать и собственные силы, опереться на внутреннее стремление, понять, что ты хочешь.

Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы, и только при этих условиях можно изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников, почувствовавших братскую общность застолья и объединенных общей судьбой, выраженной в безнадежном отчаянии тюремной песни:

Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно… а мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу…

Пьеса заставляет задуматься над своей жизненной позицией каждого человека и определить свое место на земле.

лука.jpg

"…я скажу ? иди за него, девонька, иди! Он ? парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе ? поверит… Ты только поговаривай ему: «Вася, мол, ты ? хороший человек… не забывай!"

"Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть. жалеть людей надо!"

"Христос-то всех жалел и нам так велел. "

"Я только говорю, что, если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…"

"Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик? Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом ? вся душа… Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему ? погиб? Веры у меня не было… Кончен я…"

"Кто ищет ? найдет… Кто крепко хочет ? найдет!"

"…всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам ? простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!"

"- Есть люди, а есть - иные и человеки…
- Ты… не мудри! Загадок не загадывай… Я тебя не глупее… Что такое - люди и человеки?
- Где тут загадка? Я говорю ? есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней - родит… Так-то вот…"

"Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит… да! Человек может добру научить… очень просто!"

"Человека приласкать ? никогда не вредно…"

"Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня - добрый, завтра - злой…"

- Дедушка! Говори со мной, милый… Тошно мне…
- Это ничего! Это ? перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего! Тишина, спокой… лежи себе! Смерть, она всё успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь - отдохнешь, говорится… верно это, милая! Потому, где здесь отдохнуть человеку?

"Человек всё может… лишь бы захотел…"

"Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница тоже человек…"

"Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя - хорошо я делаю! Хвать, а люди недовольны…"

"Оно, пожалуй, барство-то как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…"

"…я имею бумаги… но они никуда не годятся… Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

"Все мы на земле странники… Говорят, слыхал я, что и земля-то наша в небе странница"

"Жили и лучше… да! Я… бывало… проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью… кофе со сливками… да!"

"А всё, люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее… и хоть живут всё хуже, а хотят всё лучше… упрямые!"

"Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, житье ваше о-ой! Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье…"

- Сегодня в ночь уйду…
- Это - лучше. Вовремя уйти всегда лучше…

"Середь но-очи.. . пу-уть-дорогу не-е видать. "

"Мяли много, оттого и мягок. "

"А хорошая сторона - Сибирь!"

". как огурцу в парнике!"

"Во что веришь, то и есть. "

"Эта Василиса - .хуже черемиса"

Цитаты Сатина

сатин.jpg


"Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз. "

"Нет на свете людей лучше воров!"

"В карете прошлого никуда не уедешь."

"Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми"

"Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо!"

"Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо"

"Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!"

"А кто - сам себе хозяин.. . кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?"

"Чело-век! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо!"

"Хорошо это.. . чувствовать себя человеком!"

"Человек - выше! Человек - выше сытости!"

"Дважды убить нельзя"

"Надоели мне, брат, все человеческие слова. "

"Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант. "

"Нет на свете людей лучше воров!"

"Вы - тупы, как кирпичи. "

"Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. "

"Кто слаб душой.. . и кто живет чужими соками - тем ложь нужна.. . одних она поддерживает, другие - прикрываются ею. "

"Был. (Усмехаясь.) Есть очень хоро­шие книги. и множество любопытных слов. Я был образованным человеком. знаешь?"

"Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются. Работа? Сде­лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо­жет быть, буду работать. да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем. "

"Брось! Люди не стыдятся того, что те­бе хуже собаки живется. Подумай — ты не ста­нешь работать, я — не стану. еще сотни. тыся­чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни­кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?"

"И вообще. для многих был. как мякиш для беззубых. "

"Какая польза тебе, если я тебя по­жалею?"

"Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но – еще кое-что знаю! Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…"

Афоризмы Бубнова

бубнов.jpg


"Слыхал. сто раз! Ну и был. эка важность. Я вот — скорняк был. свое заведение имел. Руки у меня были такие желтые — от кра­ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са­мой смерти не отмою. так с грязными руками и помру. А теперь вот они, руки. просто гряз­ные. да!"

"На что совесть? Я — не богатый. "

"А кто пьян да умен — два угодья нем. "

"Что было — было, а остались — од­ни пустяки. Здесь господ нету. все слиняло, один голый человек остался. "

"Ты везде лишняя. да и все люди на земле — лишние. "

"Мм-да. А я вот. не умею врать! За­чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?"

"Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки - прочь…"

- Гудит у меня голова… эх! И зачем люди бьют друг друга по башкам?
- Они не только по башкам, а и по всему прочему телу

- Ведь вот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи. Зачем жил человек?
- Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?

"Шум – смерти не помеха…"

"Так… для соображения… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!"

"Раскрашивай, ворона, перья. валяй"

Высказывания других героев пьесы

герои.jpg


"Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово­рит, у нас совести. "(Пепел)

(с гордостью) "Мой организм отравлен алкоголем. " (Актер)

"Образование — чепуха, главное — талант". (Актер)

"Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить. Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана. " (Костылев)

"Какие они люди? Рвань, золотая рота. " (Клещ)

"Мало знать, ты — понимай". (Наташа)

"Верблюд - он вроде.. . осла! Только без ушей. " (Медведев)

"Я свободная женщина, сама себе хозяйка" (Квашня)

"Ах, и хороша парочка, баран да ярочка. " (Костылёв)

"Без имени - нет человека. "(Актёр)

"Видно, вранье-то.. . приятнее правды. " (Наташа)

"Хороший человек должен иметь пачпорт. " (Костылёв)

"В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать. " (Васька Пепел)

"У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…" (Барон)

"Я знаю – человек сам в себе не волен. " (Василиса)

"Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. " (Медведев)

Читайте также: