Образцовый гражданин в лирике и думах к ф рылеева сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Термины по СКД 21

. т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека 2) это предметы . среди других людей. См. индивид (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 70). Индивидуальная культурная деятельность – культурная деятельность индивидуального субъекта по:1. Созданию .

Таким образом, уже в самом определении жанра заключался принципиально важный для Рылеева смысл: читателю предлагались плоды мечтаний некоего автора, создания его вдохновенной творческой фантазии, а отнюдь не бесстрастные безличные мартирологи героев ушедших времен. Тем самым резко усиливалось индивидуальное, личностно-субъективное, лирическое начало в художественной структуре дум.

Термины по СКД 21

. т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека 2) это предметы . среди других людей. См. индивид (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 70). Индивидуальная культурная деятельность – культурная деятельность индивидуального субъекта по:1. Созданию .

Таким образом, цель подобных комментариев понимается как корректировка исторического субъективизма автора. Но в таком случае получается, что Рылеев как бы дискредитирует свои собственные произведения с точки зрения их исторической точности и изначально обесценивает их, провоцируя недоверие к ним со стороны потенциального читателя. Ситуация по меньшей мере озадачивающая.

Мнение В. Г. Одинокова представляется нам заслуживающим внимания. Во всяком случае, вступления к думам нуждаются в специальном анализе.

Напомним прежде всего, что некоторые вступления написаны не самим поэтом: по поручению Рылеева их сделал историк и археограф П. М. Строев. С какой целью?

Внимательное знакомство с текстами вступлений позволяет сделать ряд предварительных замечаний.

Вступление в религиоведению

Отметим также изобилие фактов и имен, встречающихся во вступлениях. Содержание справок гораздо шире собственно стихотворного текста: как правило, в справке рассказывается обо всей жизни героя, в то время как в стихотворном тексте представлен только один эпизод.

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить. а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист .

Таким образом, вступления к стихотворным текстам написаны в едином стиле, представляют собой объективированное безличное повествование, точное изложение общеизвестных фактов в их хронологической последовательности, лишенное субъективных оценок, выражающее общепринятое, широко распространенное мнение. По сути, в этих вступлениях дается освещение исторических событий и деятелей с точки зрения коллективного, массового сознания, доминирующее в современной Рылееву действительности. Интонация вступлений отличается сдержанностью, уравновешенностью. Мы не встретим здесь восклицаний, вопрошений, патетических призывов, полемических высказываний. Повествование это эпично, ни о каком самовыражении субъекта высказывания речь не идет, в центре внимания оказывается событие, факт, поступок того или иного исторического лица. Очевидно, и составление этих текстов было поручено Рылеевым другому человеку для того, чтобы эффект безличной эпичности был наиболее полным. Однако при этом автор дум вовсе не самоустранился от работы над этими фрагментами. Тот тщательно продуманный план, которому они были подчинены, как известно, разработан самим Рылеевым. Строев лишь выполнил волю автора, осуществил его замысел.

Фрагменты эти противопоставлены друг другу интонационно. Стихотворные тексты отличаются повышенной пафосностью, взволнованностью, особой интонационной приподнятостью. Достигается это за счет широкого использования риторических приемов, восклицаний, вопрошений, обращений, инверсий, побудительных конструкций:

8. Общелингвистические взгляды Потебни и их филос-е осмысление

. помощью понятий, состоящее в разложении известного предмета на его признаки – прозаическое. Одним из видов прозаического мышления, является научное мышление с характерной для него способностью к . связями. Грамматическая форма – синтез семантических и синтаксических элементов. Учение о предложении Взгляды Потебни на сущность предложения: а) предложение есть грамматическая структура, т. е. оно .

В душе кипит борьба страстей:

И милосердие и мщенье…

Но вдруг с слезами из очей –

Из сердца вырвалось: прощенье!

О, как удел певца высок!

Кто в мире с ним судьбою равен?

Откажет ли и самый рок

Тебе в бессмертии, Державин?

Отметим и явное пристрастие автора к высокой книжной лексике, активному использованию церковнославянизмов.

Бесстрастности прозаических вступлений, не нарушаемой включением общепринятых и общеизвестных мнений, противопоставлена резкая, подчеркнуто субъективная оценочность стихотворных фрагментов:

Муж знаменитый, друг добра,

Боярин Артемон Матвеев

Был сослан в ссылку от двора,

По клеветам своих злодеев.

Пал на камни, и, при стуках

Сабель, копий и мечей,

Жизнь окончил в страшных муках

Стран северных отважный сын,

Презрев и казнью и Бироном,

Дерзнул на пришлеца один

Всю правду высказать пред троном.

Открыл царице корень зла,

Любимца гордого пороки,

Его ужасные дела,

Коварный ум и нрав жестокий.

Свершил, исполнил долг святой,

Открыл вину народных бедствий

И ждал с бестрепетной душой

Деянью правому последствий.

В пышном гетманском уборе,

Кто сей муж, суров лицом,

С ярким пламенем во взоре,

Тургенев и. с. — Красота русской души

Ниц упал перед Петром?

Сей пришлец в стране пустынной

Был Мазепа, вождь седой;

Может быть, еще невинный,

Может быть, еще герой.

Там в чертогах кто-то бродит –

Шорох – заскрыпела дверь.

И вот призрак чей-то входит…

Это ты – Бориса дщерь.

О, молю! избавь от взгляда…

Он вселяет муки ада

В грудь преступного царя.

Но исчезла у порога;

Это кто ж мелькнул и стал,

Притаясь в углу чертога.

Это Шуйский. Я пропал.

. живого существа, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа - в отличие от индивидуального духа - совокупность тесно связанных с . из наиболее сложных, неоднозначных можно считать соотношение понятия/концепта и слова "душа", отражающих национально-культурную, ментально-психологическую специфику и ценностную ориентацию русского народа. Отмечается дифференциация .

Чьи так дико блещут очи?

Дыбом черный волос стал?

Он страшится мрака ночи;

Зрю – сверкнул в руке кинжал.

Вот идет… стоит… трепещет…

Быстро бросился назад;

И, как злой преступник, мещет

Вдоль чертога робкий взгляд!

Таким образом, прозаические и стихотворные части дум различаются по своим конкретным задачам. Вступления носят прежде всего информативный характер. Стихотворные фрагменты призваны воздействовать на эмоции читателя, они изображают то, что ускользает от взгляда историка, поскольку не является предметом точной науки, но оказывается прерогативой искусства, поэзии, – человеческая душа, ее внутренняя жизнь. Для такого изображения требуется принципиально иной взгляд на мир. Если повествователь в прозаических вступлениях опирается, как уже отмечалось, на конкретные источники знания (книги, документы и пр.), то повествователь в стихотворных фрагментах доверяет только собственному воображению, фантазии. В самом деле, никто никогда не сможет узнать , о чем думал Ермак в последнюю ночь своей жизни. Но можно это вообразить, придумать . Именно этот придуманный мир и раскрывается нам в поэтических образах стихотворных фрагментов. Вот почему этот мир отличается сюжетно-композиционной четкостью, оформленностью: в основе сюжета всегда один эпизод, экстремальный в жизни героя, решающий его судьбу. В этот момент душа его раскрывается с максимальной полнотой, эмоции рвутся наружу, герой испытывает сильнейшую потребность выразить свои чувства в прямых монологах-исповедях.

С нашей точки зрения, можно говорить о разных типах повествования в прозаических и стихотворных частях дум – неторопливо-эпическом, излагающем общеизвестные и общепринятые мнения, с одной стороны, и динамичном, эмоционально-субъективном, выражающем индивидуальный, личностный взгляд на мир – с другой. Этот взгляд, конечно же, во многом обусловлен состоянием души его носителя, и в думе это состояние воплощается. Тем самым в произведение вводится сильное лирическое начало.

Отметим также, что собственно события в стихотворных фрагментах вводятся весьма своеобразно: читателю предлагаются не объективированные описания, но субъективные образы, возникающие в сознании повествователя и являющиеся плодом его воображения.

Повсюду хлещет кровь ручьями,

Зеленый побагровел дол:

Там русский поражен врагами,

Здесь пал растоптанный могол,

Тут слышен копий треск и звуки,

Там сокрушился меч о меч.

Летят отсеченные руки,

И головы катятся с плеч.

А там, под тению кургана,

Презревший славу, сан и свет,

Социально-философские взгляды Ивана Франко

. галицийского общества, писатель поднялся к вершинам мировой мысли, художественного совершенства, стал властителем дум и духовным наставником своего народа.Огромный талант и неутомимый труд, участие в развитии . порожднные капитализмом, сделали из него человеконенавистника и убийцу. Но на дне его души таятся добрые человеческие чувства, и страшная сцена убийства заканчивается бурным пробуждение в .

Лежит, низвергнув великана,

Отважный инок Пересвет.

Там Белозерский князь и чада,

Достойные его любви,

И окрест их татар громада,

В своей потопшая крови.

Список литературы

Архипова А. В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. М., 1998.

Двойченко-Маркова Е. М. Немцевич и Рылеев // Польско-русские литературные связи. М., 1970.

Касаткина В. Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987.

Кирдан Б. П. Украинские народные думы. М., 1962.

Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы жанра в англо-американской литературе (XIX–XX вв.).

Вып. 2. Свердловск, 1976.

Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Примеры похожих учебных работ

Вступление в религиоведению

. что люди сами себе придумали богов по своему образу и подобию. Критий и Полибий считали, что люди . как следствие вмешательства добрых или злых сверхъестетвенных сил. Таким образом, религия – это форма общественного сознания, в которой иллюзорно .

Образ вожатого

. шею. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и . вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального .

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

. сущностных сил, а с другой - его исторической ограниченности на определенном этапе развития, костной силы . тип чисто русский. Максим Максимыч-чрезвычайно емкий художественный образ. Он необыкновенный человек, ему присуще неподдельное участие .

Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей и готовности вступления .

. обращались к проблеме исследования психологической готовности вступления в брачные отношения с точки зрения воздействия на них фактора тревоги. . Некоторые из них проявляются в поведении и образе жизни человека, действуют на подсознательном уровне и .

Методы изучения исторического процесса

. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация . – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. .

Сочинение на тему: "Творчество К. Ф. Рылеева"

Кондратий Федорович Рылеев в российской истории известен как один из предводителей восстания декабристов 1825 года. Это был великий общественный деятель, который рискнул взять на себя огромную ответственность и попытался совершить государственный переворот. Уже один этот факт многое говорит о незаурядности личности Рылеева. Но слава этого человека выходит далеко за пределы исторической сферы.

К. Ф. Рылеев начал свою творческую деятельность как переводчик, а позже дебютировал как самостоятельный и вполне состоявшийся поэт. Однако, в связи с активным участием Рылеева в политической деятельности, направленной против самодержавия и крепостного права, большинство из его творческих работ было уничтожено, а оставшиеся произведения - запрещены.

О чем же писал Рылеев? Он писал о насущном. Его стихи рассказывали о тех проблемах, которые тревожили поэта особенно сильно - это были глобальные проблемы общественного характера. Рылеев вдохновлялся передовыми гражданскими движениями и настроениями в тогдашнем обществе, что и сделало его впоследствии классиком революционной поэзии.

Творчество К. Ф. Рылеева было разнообразно. Он писал и небольшие стихотворения, и думы, и поэмы, и песни. В них он отображал свои философские размышления, с помощью поэтического языка высказывал политические убеждения, характерные для декабристских настроений. Как и любого неравнодушного человека, Рылеева время от времени одолевали сомнения, одиночество, чувство обреченности. Все свои чувства он обрамлял и выставлял напоказ в своих произведениях, говоря о важных вещах. Слова его стихотворений оставляли значительный след везде, где звучали, проникали в умы людей и будоражили их сознание.

Своими искренними, сильными словами Рылеев побуждал людей служить гуманистическим идеям. К сожалению, творческий путь художника оборвался рано. Поэт погиб за свою целеустремленность, за свои идеалы. Он был казнен как революционер, и его талант не успел расцвести в полную силу. Тем не менее, те немногие произведения, которые уцелели, продолжали вселять в людей веру, желание что-то изменить, воспитывали силу воли и призывали не падать духом. Всю жизнь Рылеев боролся за справедливость, выступал против деспотизма, но был жестоко раздавлен системой, господствовавшей в те времена. С трагической гибелью поэта русская литература утратила талантливого художника, ценность творчества которого неоспорима.

Биография автора

Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:

Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.

Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.

В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.

Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.

Это интересно: биография Лермонтова, кратко о главном в его жизни.

Творческий процесс

В творчестве автора были такие знаменательные даты:

Встреча с Ермаком

Произведения Рылеева


Смотреть галерею

В такую ночь все казаки спят, кроме самого Ермака. Он в это время сидит на берегу Иртыша в глубокой задумчивости. Его мысли заняты воспоминаниями о былых подвигах, совершенных им, а также поиском смыла жизни. Ермак пытается понять, ради чего все это делалось.

Ведь многие из его соратников, которые отправились покорять Сибирь, в прошлом обычные разбойники, которым грозила каторга или смертная казнь. Отправившись вместе с ним на восток, они, по сути, добывают золото и драгоценности, совершая набеги с одобрения Ивана Грозного. Поэтому, как считает Ермак, их прошлые преступления смыты своей и вражеской кровью, можно считать, что они за них реабилитированы.

Краткое содержание думы

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.

Гоголь – отношение спустя полтора века

Николай Васильевич Гоголь оказал большое влияние на нашу литературу, его по праву любят и ценят. Но со временем у людей меняется отношение ко всему и всем. Никто и ничто не может избежать этого. Не избежал этого и Гоголь, к нему стали относиться не хуже, но и не лучше, просто иначе. Если вас интересует отношение к Нему спустя полтора века, то возможно вас также заинтересует и нижеприведенное сочинение посвящённое именно этой проблеме. Гоголя в России любили, любят и будут любить всегда. Кто-то любит Его произведения, кому-то Он нравится из патриотических чувств, школьники и студенты любят Его

Рождение легенды

Смерть Ермака


Смотреть галерею

Скорее всего, в отряде казаков, на который в действительности напали татары, было не более ста человек. Они остановились на ночлег на берегу Иртыша, а к ночи разыгралась буря. Шум августовского ливня заглушил все звуки, поэтому атакующим было так легко пробраться к самому лагерю казаков.

Татары давно следили за их перемещениями, желая отомстить, наконец воспользовались моментом. Те из казаков, кто остался в живых после этой атаки, не любили вспоминать этот эпизод.

Исторический контекст

Кондратий Рылеев


Смотреть галерею

Конечно, в самой думе хватает вымысла. В действительности, освоение Сибири Ермаком было одним из важнейших событий в русской истории того времени. Колонизация Сибири, которую предпринял Иван Грозный, сыграла определяющую роль в расширении границ русского государства.

Правда, для историков многое так и остается неизвестным: точные даты похода и даже биография самого Ермака. Вероятно, во время похода в Сибирь ему было около 40-50 лет. Такой вывод можно сделать из рассказов пожилых казаков. Они утверждает, что, когда только попали на службу, Ермак уже был предводителем станичников и имел звание атамана. Дослужиться до такого звания в казачьей среде можно было примерно за 25 лет.

Судьба Кондратия Рылеева сложилась весьма трагически: он было одним из пятерых организаторов восстания декабристов, которого по приказу царя Николая I казнили на Сенатской площади. И именно под ним провалился эшафот, в результате чего казнь пришлось повторять заново, хотя по существующему обычаю Рылеев мог рассчитывать на помилование. Однако Николай I был настолько напуган тайным заговором, что предпочел избавиться от тех, кто посягал на его власть.

Тем более, что Кондратий Рылеев возглавлял наиболее радикальное крыло Северного общества

Сам Рылеев состоял на службе в судебной палате, однако с юности писал стихи, о чем знали лишь его близкие друзья, в число которых входил и Пушкин. Поэтом неудивительно, что свой манифест русского борца за свободу Кондратий Рылеев изложил в стихотворной форме. Произведение “Гражданин” было написано в 1824 году, и уже тогда его автор понимал, что его судьба предопределена. Вообще же, декабристы не рассчитывали на то, что им удастся свергнуть царя, но при этом они были убеждены, что станут ярким примером для будущих поколений.

Именно об этом пишет в своем

стихотворении Рылеев, отмечая, что он не хочет “позорить гражданина сан” и подражать тем, кто “в объятьях сладострастных” влачит “свой век младой”. Автор убежден, что его предназначение заключается в том, чтобы поднять народ на борьбу с самодержавием. Поэтому поэт не хочет быть в числе тех юношей, которые с праздности проводят все свое свободное время и “не готовятся для будущей борьбы”.

Рылеев убежден, что многие его современники не хотят “изнывать кипящею душою под тяжким игом самовластья”, но при этом не намерены рисковать собственной жизнью ради свободы угнетенного народа. Их не пугают “справедливые потомков укоризны”, потому что такие люди не видят “грядущий свой позор”. Однако сам Рылеев не хочет оказаться среди тех, кого потом будут вспоминать с презрением и брезгливостью.

Этот путь он считает уделом тех, кто предпочитает проводить свою жизнь “в объятьях праздной неги”, не заботясь о том, что общество буквально погрязло в пороках. Последние строчки стихотворения содержат намек на участь Древнего Рима, который был уничтожен только потому, что его жители, изнеженные и довольные жизнью, отказались дать отпор варварам. То же самое, по мнению Рылеева, ждет и Россию, если она не сможет избавиться от самодержавия и построить новое общество, основанное на принципах равенства и братства.

Читайте также: